Для чего нужен байпас в отопительных системах. Для чего нужен этот необычный прибор? Байпас на отопление: что это такое, установка устройства В однотрубной системе отопления роль байпаса

Если попытаться охарактеризовать байпас в системе отопления с точки зрения обывателя, то это будет некая перемычка в виде отрезка трубы, которую устанавливают между прямой и обратной проводкой радиатора отопления.

Отопительная система жилого дома в своем составе содержит перечень компонентов, а нарушение работы хоть одного из них может послужить причиной не только перебоев работы, но и разрушения. Кроме того, следует обязательно обеспечить комфортный ремонт и замену разных узлов системы. Именно таким и является назначение байпаса в системе отопления. Это участок параллельного трубопровода. К примеру, при установке параллельно с радиатором участка трубопровода можно сохранить работоспособность всей системы отопления при очищении, ремонте или замене узла.

Виды байпаса

В зависимости от того, какая будет система использования байпаса, их делят на две группы:

  • Обычно он применяется для циркуляционных насосов и функционирует периодически при необходимости. После того, как насос включается, клапан открывается от переизбытка давления и пропускает носитель тепла. При отключении насоса клапан автоматически закрывается. Но помните, что если сюда попадет окалина или ржа, то он может выйти из строя.

  • Без клапана. Такой байпас позволит произвести ремонт на определенном участке системы без ее отключения. Также можно будет подключиться к отопительной системе в помещении, где ранее не было радиатора.

Примеры применения байпаса

В качестве элемента регулирования носителя тепла возле радиаторов
В данном случае байпас в системе отопления, фото применительно к радиаторам можно посмотреть ниже. Так, байпас возвращает в стояк избыток носителя тепла из батареи, когда при помощи ручного или автоматического терморегулятора меняется его количество. Иными словами, именно через байпас носитель тепла транспортируется параллельно к запорной и регулирующей арматуре. Без байпаса невозможно будет произвести ремонт радиатора, когда отопительная системы будет работать. Также этот узел способен ускорить процесс наполнения или освобождения системы.


В качестве элемента для работы системы в случае отключения электрической энергии
Установка байпаса в системе отопления целесообразна при устройстве современных систем отопления, которые применяют циркуляционные насосы. Ведь первым вопросом при покупке такого отопления будет – а как же система будет работать, если вдруг отключится электричество.

Именно в таких случаях и появляется необходимость установки байпаса в системе отопления. При этом он играет важную роль – в тот момент, когда отключается электроэнергия, пользователь должен перекрыть кран подачи носителя тепла на насос и открыть его на центральной трубе.

А если у вас применяется автоматический байпас в системе отопления, то и такое действие может произойти автоматически. Благодаря этому система приводится к естественной циркуляции.

Установка байпаса

В процессе монтажа байпаса необходимо руководствоваться СНИПом. Этот документ регламентирует список компонентов и их характеристик для установки в систему отопления. Монтаж байпаса должен делать специалист. В процессе выбора деталей нужно обязательно проверить их на дефекты и брак. На кранах – не экономьте, так как дешевые варианты могут просто-напросто протекать.

Монтаж тех приборов, которые будут работать на байпасе, должен производиться по направлению к носителю тепла в последовательности: фильтр, клапан, циркуляционный насос. Ввод байпаса в стояк возле насоса должен выполняться с запорными клапанами. Сам элемент лучше всего поставить горизонтально. Так, система будет защищена от скопления воздуха.

Байпас также подойдет и для совершенствования однотрубной системы отопления. Конечно, такая система – это достаточно устаревший вариант, но все-таки у многих она работает, да еще и эффективно.

При установке байпаса в такой системе следует соблюдать несколько правил:

  • Байпасный клапан в системе отопления нужно размещать на максимальном удалении от вертикального участка трубы (ближе к радиатору).
  • Обводная труба может быть сделана сразу же на месте – понадобится труба, тройник, производство сварочных работ. А также можно ее купить уже готовую и сделать монтаж на резьбе.
  • Вход радиатора и байпас должны разделяться регулировочным вентилем, или же терморегулятором радиатора.
  • Помните, что если диаметр байпаса в системе отопления будет таким же, как и трубопровод, то поступление носителя тепла в батареи будет ограничено. Именно поэтому диаметр байпаса должен быть на размер меньше диаметра подводки.

Запорная арматура на байпасе

На участке системы отопления, где сужается диаметр, уменьшающий скорость потока, можно применять только шаровые вентили.

Такие вентили обладают встроенным в корпус металлическим шаром, имеющим отверстие необходимого диаметра. Благодаря подобной конструкции уменьшения просвета в полном открытом вентиле не будет. Но заметим, что такие вентили не подлежат ремонту, поэтом при их неисправностях они заменяются.

В процессе работы шаровых вентилей следует знать, что при долгом отсутствии их работы они могут прикипать. Именно поэтому периодически их нужно проворачивать, даже если нет необходимости.

Экономия

Несомненно, монтаж байпаса позитивно скажется на сокращении ваших расходов энергоносителя. К примеру, в сравнении с работой системы отопления с замыкающим участком и обычной проточной, то первая из них будет с уменьшением объема теплоносителя, подаваемого в батареи, примерно на 30-35%. Таким образом, теплоотдача радиатора может уменьшиться на 10%.

Конечно же, на практике такие вот изменения – это не такое уж и кардинальное улучшение, особенно, если в системе переизбыток тепла. Кроме этого, если типоразмер батарей подобран верно, то есть и запас эффективности – тоже 10-15%.

Таким образом, получается, что довольно простая деталь, даже несколько примитивная, – это универсальный инструмент для создания в вашем доме приятной среды, при том, что счета порадуют потребителей небольшими суммами.

На чтение 7 мин.

Байпасом называют один из элементов или системы водоснабжения, облегчающий ремонт и техническое обслуживание оборудования, подключённого к этой системе. Помимо этого он обеспечивает более эффективную работу отдельных частей системы. Наличие байпаса в системе отопления даёт следующие преимущества:

1. Обеспечивает бесперебойную работу инженерных коммуникаций независимо от наличия электроэнергии.
2. Байпас в системе отопления или водоснабжения позволяет, не прекращая циркуляцию теплоносителя, произвести ремонт или замену приборов.
3. При встраивании в отопительную систему можно произвести регулировку температуры горячей воды.

Для чего нужен байпас

Байпас — это обводный трубопровод, служащий для организации протекания теплоносителя в обход основного пути. Обычно на участке обвода вмонтировано какое либо оборудование. При этом один конец байпаса подключён к подводящему концу трубы, а другой к отводящему. В промежутке между обводной трубой (байпасом) и отверстием входа в прибор устанавливается запорная арматура.

Функция байпаса — целиком изменить течение воды по альтернативному маршруту, а так же, при необходимости, производить регулировку объема поступающей в прибор жидкости.

Для того, чтобы устройство можно было полностью отключить, на отводящем конце трубы монтируют кран. (он находится в промежутке между отверстием выхода оборудования и байпасом)

Первостепенная функция обводки в том, что бы обеспечить непрерывность циркуляции теплоносителя в системе отопления в период нарушения работы подключенного оборудования или отсутствия электричества.

Основа работы заключается в том, что любое устройство установленное посредством байпаса, можно отключить от всей системы просто перекрыв входной и выходной кран. Отключенное оборудование может ремонтироваться или меняться. И при этом непрерывность тока теплоносителя сохранится. Существует несколько случаев применения обводной трубы.

Байпас на радиаторе отопления используют исключительно для систем однотрубного типа. Только здесь применение байпаса оправдано. При отсутствии обводки первая батарея возьмёт в себя самое большое количество тепла, а самая последняя лишь слегка подогреется.


Использование байпаса, соединяющего трубу подачи и выхода теплоносителя, поделит поток на 2 части. Первая часть направляется в и начинает теплопередачу. Вторая часть потока, с изначальной температурой, движется к последующим радиаторам в последовательной системе.


Слева — без байпаса. Справа байпас на полотенцесушителе

Так же можно установить байпас на . Это позволит, при необходимости, отрегулировать его температуру, либо осуществить ремонт или замену. Для перекрытия жидкости необходимо установить дополнительно два шаровых крана (входной и выходной). Обводная труба должна по диаметру уступать (быть меньше) трубе полотенцесушителя.


Подключение насоса с использованием байпаса лучше производить в самотёчных системах. Так же здесь обязательна установка разгонного коллектора и необходимо соблюдение уклонов и определенных . Циркуляционный насос, в данном случае, необходим для увеличения её продуктивности.


При монтаже байпаса в систему с циркуляционным насосом на ней обязательно должен присутствовать шаровой кран (возможно клапан). Во время работы циркуляционного насоса кран (клапан) целиком закрывает просвет обвода. В случае остановки насоса, происходит открытие байпаса и теплоноситель движется уже по нему.

Байпас тёплого водяного пола.

Обводная труба — необходимый элемент при установке Он нужен для того, что бы отрегулировать температуру воды центральной магистрали (около 80 градусов) до необходимых 40-45 градусов. Для этого необходим трёх-ходовый клапан. Принцип работы прост: необходимое количество воды поступает в систему тёплого пола, а остальная часть проходит дальше. В последствии жидкость, идущая через байпас, смешивается с охлаждённой жидкостью, выходящей из системы тёплого пола, и устремляется дальше.


Посредством обводной трубы формируется малый циркуляционный контур жидкости. Байпас подсоединяется к трубе подачи жидкости и обратному трёх-ходовому клапану. Таким образом, посредством обводки, смешивается горячая жидкость на выходе и ещё не нагретая жидкость на входе, обеспечивая температуру подаваемой жидкости в котёл более 50 градусов. Это делается во избежании образовании конденсата в котле, приводящее к коррозии.

Виды байпаса в системе отопления.

Помимо того, что установка запорной арматуры производится на входных и выходных патрубках, она так же устанавливается и на байпасе. Существуют следующие типы байпасов, в отличие от типа арматуры:

Нерегулируемая обводная труба

Стандартная труба без добавочных элементов. Течение теплоносителя по такой проходит в свободном режиме. Байпасы данного типа обычно применяют при установке батарей. При монтаже данного вида обводной трубы стоит помнить о том, что жидкость из двух труб выберет ту, у которой больше диаметр (меньше гидравлическое сопротивление). Соответственно диаметр трубы вертикального байпаса не может превышать диаметр основной трубы.

При устройстве горизонтального байпаса его диаметр обычно равен диаметру главной трубы. Патрубок, идущий к отопительному прибору должен быть уже. Здесь действует закон о том, что среда с высокой температурой стремится наверх, благодаря меньшему удельному весу.

Байпас с ручным управлением

Это труба с вмонтированным в неё шаровым краном. Выбор именно данного типа крана обусловлен тем, что в открытом положении он абсолютно не мешает току жидкости, а следовательно не оказывает дополнительного сопротивления. Подобный тип обводной трубы удобен в плане регулировки количества жидкости, идущей через неё. Стоит отметить то, что составные внутренние части шарового крана могут прикипать друг к другу. В следствие этого его нужно иногда просто проворачивать, для профилактики. Основное использование данный вид байпасов нашёл при монтаже батарей 1-но трубной магистрали и при обвязке гидронасосов.

Автоматический байпас

Нашёл применение в обвязке насоса гравитационной отопительной системы. Жидкость в подобной системе практически всегда циркулирует без участия устройства для перекачивания. В данном случае электронагнетатель монтируется в систему для повышения скорости тока теплоносителя. Благодаря этому уменьшаются потери тепла и увеличивается общий коэффициент полезного действия системы. Жидкость в подобном типе байпаса перенаправляется автоматически. Когда теплоноситель проходит через прибор, обводная труба автоматически закрывается. Во время остановки насоса из за различных причин (поломка, отключение питания и др.) жидкость перенаправляется в байпас. Существует несколько типов автоматических байпасов:

Клапанный автоматический байпас

Включает в себя шаровой кран, который почти полностью не создаёт сопротивления свободному току жидкости через трубу в свободном режиме. Во время включения насоса скорость течения возрастает. Жидкость из выходного отверстия трубы направляется в магистраль и начинает течь в 2 направлениях. Во время движения по прямому пути никаких препятствий не возникает, а при движении назад теплоноситель утыкается в обратный клапан. Из минусов подобного вида байпаса следует отметить его повышенную чувствительность к загрязненной воде. В случае попадания даже мелкого мусора подобная система может сломаться.

Инжекционный автоматический байпас

В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.

Перед установкой байпаса обязательно нужно рассмотреть некоторые его особенностями. Во время подключения радиаторов:

1. Диаметр обводной трубы не должен превышать внутреннее сечение главного трубопровода.
2. Обводная труба (перемычка) должна монтироваться по возможности вблизи батареи.

На выходе монтируется шаровой кран. Главное условие сборки составляющих частей — это полная герметичность швов.

Во время установки насоса байпас обычно является частью всей системы и обеспечивает самотек жидкости. Диаметр байпаса с установленным насосом должен быть меньше главной трубы.

Так же в обводной трубе обязателен шаровой кран, либо клапан, для обеспечения свободного тока жидкости и препятствия её обратному ходу.

Каждому, кто хоть немного сталкивался с инженерными сетями, наверняка знаком термин «байпас». Простыми словами, это обводная линия, по которой вода может пойти в силу различных обстоятельств. В статье мы рассмотрим эти обстоятельства и разберемся, какую роль играет байпас в системе отопления и водоснабжения. Также мы подскажем, как его правильно смонтировать своими руками при необходимости.

Функции байпаса в системе отопления

Уточним, что байпас – это трубопровод, предназначенный для протока воды в обход определенного участка магистрали, где установлено какое-либо оборудование. В схемах отопления его можно встретить в двух местах:

  • в однотрубных системах в качестве перемычки на радиаторах;
  • на распределительном коллекторе водяных теплых полов.

Как известно, в однотрубной системе отопления теплоотдача первой батареи влияет на работу следующей и так далее. Это касается как вертикальной, так и горизонтальной схемы. Если установка байпаса в системе отопления не сделана, то радиаторы будут включены последовательно. В результате первый из них отберет максимальное количество тепла, второй – все что осталось, а на долю третьего выпадет только охлажденный теплоноситель.

Чтобы этого не происходило, подача и обратка возле каждой батареи соединяется перемычкой, чьей задачей является направлять часть теплоносителя в обход радиатора. В данном случае принцип работы байпаса состоит в том, чтобы передать одинаковую часть тепла ближним и дальним отопительным приборам и уменьшить их зависимость друг от друга. Как это реализовано, можно увидеть на рисунке:

Важно. В показанной вертикальной системе устройство байпаса предусматривается таким, чтобы диаметр трубы был меньше основной линии и несколько смещен от ее оси в сторону. Цель – не дать теплоносителю под воздействием силы тяжести пройти по прямой, мимо радиатора. В горизонтальной же системе магистральная труба сама является байпасом, при этом никуда не смещается и везде остается одинакового проходного сечения.

В системе отопления байпас нужен для равномерного распределения тепла по батареям, а также для выполнения их ремонта или обслуживания. Если по каким-то причинам нужно отсоединить и снять отопительный прибор, то достаточно просто перекрыть 2 крана, установленные на входе и выходе теплоносителя. Тогда вода пойдет по обходному пути через перемычку.

А вот байпас для отопления на коллекторе водяного теплого пола играет уже другую роль. Здесь обводная линия – это часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Задача узла – приготовить теплоноситель необходимой температуры для подачи в греющие контуры теплых полов. Ведь в этих контурах температура воды не превышает 45 ºС, в то время как в подающей магистрали она может быть и 80 ºС.

В обычном режиме трехходовой клапан пропускает горячую воду из системы к теплому полу в ограниченном количестве. Остальной теплоноситель проходит через этот автоматический байпас, смешивается с холодной водой из коллектора и возвращается назад, к котлу. Поскольку разница температур в магистрали и коллекторе значительна, то байпасная линия используется постоянно. Получается, что без нее нормальное функционирование напольного обогрева невозможно.

Байпас в котельной

В схемах обвязки котлов обводная линия бывает необходима также в 2 случаях:

  • как байпас для циркуляционного насоса;
  • для организации малого контура циркуляции для твердотопливного котла.

Насос, установленный на обходном трубопроводе, встречается в отопительных системах довольно часто, иногда даже без особой необходимости. Дело в том, что однотрубная или двухтрубная система отопления, изначально задуманная с принудительной циркуляцией, никогда не сможет функционировать при отключении насоса. У нее нет для этого больших уклонов и увеличенных диаметров труб. Но байпас для насоса как раз и нужен, чтобы вода могла течь по прямой линии, в то время как перекачивающее устройство не работает.

Отсюда вывод: при подключении к котлу системы, спроектированной под принудительную циркуляцию, ставить насос на байпасе не нужно. Отключение и снятие агрегата в любом случае приведет к остановке движения теплоносителя, поэтому насос устанавливается на прямой линии.

Другое дело система, приспособленная под естественное движение воды. Часто бывает, что в нее для повышения эффективности не просто встраивают насос, а устанавливается система байпас с обратным клапаном на прямой. Это позволяет в случае отключения электричества автоматически перейти на естественную циркуляцию, что и отражено на схеме:

Пока насос работает, он своим давлением поджимает клапан с обратной стороны и не пускает поток по прямой. Стоит только отключить электроэнергию или перекрыть один из кранов, как давление исчезнет и клапан байпаса откроет прямой путь теплоносителю, восстановится конвективное движение воды. Можно спокойно снимать насос или прочищать грязевик, работа системы от этого не нарушится, она просто перейдет в другой режим.

Ну и последнее место применения байпаса – малый контур циркуляции твердотопливного котла со смесительным узлом. Здесь перемычка, подключенная к трехходовому клапану, дает возможность теплогенератору прогреться до температуры 50 ºС, дабы избегнуть воздействия низкотемпературной коррозии на стальные стенки топки. В этом случае схема байпаса выглядит так:

Принцип действия прост: клапан не пускает в котел холодную воду из системы, пока теплоноситель, циркулирующий по байпасной линии, не нагреется до требуемой температуры. Потом клапан открывается и пропускает в контур холодную воду, смешивая ее с горячей. Тогда на стенках топки не образуется конденсат и коррозии не возникает.

Иногда еще бывает нужен байпас в системе водоснабжения. Например, чтобы снять для ремонта, промывки или замены полотенцесушитель в ванной. Поскольку он подключается к стояку ГВС, то в многоквартирном доме его демонтаж создаст массу неудобств. Проще это предусмотреть заранее и при монтаже нагревателя поставить перемычку с краном.

Как правильно установить байпас

Комплектация распределительного узла теплых полов включает в себя и обходную линию, но это тема отдельного разговора. Что касается перемычек на однотрубной системе, то их установка очень проста и производится уже в процессе монтажа системы, так как без них последняя не будет корректно работать. Ненамного сложнее выполнить монтаж своими руками байпасной линии с циркуляционным насосом. Достаточно иметь обычный комплект инструментов и изучить схему:

Совет. Чтобы не набирать все детали по отдельности, можно купить готовый узел в сборе, показанный на рисунке ниже:

Не представляет никакой сложности и установка байпаса для полотенцесушителя. Для соединений можно взять металлопластиковые трубы, да еще приобрести краны, тройники и отводы. Сборку выполнять в соответствии со схемой:

Заключение

Оказывается, обычный отрезок трубы, являющийся обводной линией, может играть важную роль во многих случаях. Тут он обеспечивает работу системы, там – помогает распределить тепло, а иногда и защищает оборудование. Во всех перечисленных случаях без байпаса не обойтись.

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Разбираясь в устройстве отопительных систем, люди часто задаются вопросами назначения и устройства тех или иных узлов. Типичным тому примером является байпас – неподготовленный человек вряд ли скажет, что это такое и для чего оно нужно. Байпас – это резервный путь протекания теплоносителя на тех или иных участках отопительных систем. Он призван обеспечить безопасность работы отопления, создать оптимальное распределение и предоставить условия для удобного ремонта или замены оборудования.

Конструкция байпаса

Слово «байпас» переводится с английского языка как «обход». То есть, этот узел он создает некий обходной, резервный путь для протекания воды, электроэнергии, газовой среды. Например, в электрических стабилизаторах байпас позволяет временно исключить прохождение электрической энергии через стабилизирующий узел – энергия из городской сети протекает к потребителям по «запасному» пути. Примерно то же самое реализуется в отопительных системах.

Конструкционно байпас представляет собой обходную трубу, врезаемую параллельно котлу, радиаторной батарее или циркуляционному насосу. Например, в случае с радиаторами эта труба соединяет между собой подающую и обратную трубы. В результате теплоноситель протекает не только через отопительный прибор, но и через перемычку. Для чего это нужно – будет рассказано чуть позже, на конкретных примерах.

Фактически система байпас – это не более чем одна металлическая или пластиковая труба, обеспечивающая протекание теплоносителя по альтернативному (запасному, обходному, резервному) пути.

Байпасная линия нередко включает в себя вентили, иногда в количестве нескольких штук. Например, при подключении циркуляционного насоса ставится по одному вентилю перед насосом и после него, еще один вентиль устанавливается непосредственно на байпасе. Такая схема позволяет реализовать переключение между естественной и принудительной циркуляцией. Также монтаж вентилей обеспечивает возможность быстрого и безопасного извлечения насоса для его ремонта или обслуживания.

Применение байпаса

Давайте посмотрим, для чего нужна система байпас на конкретных примерах. Заодно разберемся в особенностях монтажа и конструкционных особенностях.

Правильное подключение радиаторов

Байпас в системе отопления нужен для обеспечения безопасной эксплуатации отопительного контура и оптимального распределения тепла. Чаще всего он встречается в однотрубных контурах, применяемых для обогрева частных и многоквартирных домов. Без байпасных узлов обойтись здесь проблематично, так как это чревато проблемами.

Для начала вспомним, что представляет собой однотрубная система отопления. Это контур, состоящий из одной трубы, последовательно проходящей через все радиаторы в доме/квартире. Такая схема чрезвычайно проста в монтаже и серьезно экономит материалы. Но ее применение делает отопление несбалансированным – температура теплоносителя, по мере прохождения радиаторов, будет все меньшей. В результате последние в контуре батареи будут холодными.

Решение проблемы с распределением теплоносителя

Данная проблема может быть решена несколькими способами:

Первый вариант сулит серьезные расходы – большие батареи стоят дороже маленьких. Второй вариант решает проблему далеко не полностью – даже очень интенсивная циркуляция вряд ли поднимет температуру на конечном участке до необходимой нормы.

  • Тщательным подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше нужно секций для отдачи необходимого количества тепла в помещение;
  • Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем самым обеспечивая быструю подачу теплоносителя к дальним радиаторам;
  • Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы монтируются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.

Установка байпаса в системе отопления станет оптимальным вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу горячего теплоносителя к дальним приборам. Рассмотрим преимущества такой схемы:

  • Оптимальное распределение тепла в системе – часть теплоносителя будет течь дальше, практически не меняя своей температуры;
  • Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
  • Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет легко демонтировать для ремонта или замены.

Таким образом, третий вариант является оптимальным.

Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что увеличивает длину одной линии. Нередко применяется комбинация из байпасной линии и циркуляционного насоса.

Байпасы в многоэтажном строительстве

Применение байпаса в отоплении многоэтажных домов давно стало нормой – наличие этого узла позволяет создать систему отопления «ленинградка». Традиционные однотрубные контуры отличаются дешевизной – не нужно тянуть по дому двойной комплект труб. Но у них есть определенные недостатки. Например, когда какой-то участок контура засорится, перестанет работать вся линия, так как в ней нарушится циркуляция теплоносителя.

Байпас в системе отопления – это оптимальное решение при использовании однотрубной схемы прокладки отопительных труб.

Страдает и ремонтопригодность – если в линии образуется протечка, это вызовет падение давления и температуры. В результате этого система резко потеряет свою эффективность. Байпас в системе отопления полностью решает данную проблему. Будучи установленным на каждую батарею, он делает их автономными. Они легко поддаются замене и ремонту, а при необходимости, пользователи смогут перекрыть подачу тепла, чтобы снизить температуру в квартире – это не вызовет нарушения работы всего контура.

Некоторые правила установки

Устанавливая байпас в отоплении однотрубного типа, необходимо придерживаться одного строгого правила – на самой байпасной линии не должно быть никакой запорной арматуры (кранов). Если установить здесь кран, но возможно полное перекрытие контура со всеми вытекающими отсюда проблемами. В многоэтажных домах это строжайше запрещено – вы можете установить запорную арматуру на радиаторах, но только не на байпасах.

Что касается частных домовладений, то здесь использование кранов на байпасе приводит к личной ответственности – если в контуре из-за перекрытия случится авария (например, перегреется и выйдет из строя котел), то это будут исключительно ваша проблема.

Есть еще одно правило, не менее важное – для того чтобы обеспечить нормальную работу батарей и протекание теплоносителя к следующим радиаторам, необходимо установить байпасы на два размера меньше, чем основная труба. В этом случае будет создан оптимальный баланс распределения горячего теплоносителя.

Байпас и циркуляционный насос

Системы отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя отличаются более высокой эффективностью. Они обеспечивают равномерное и быстрое распределение тепла по всей системе отопления. Применяя насосы, необходимо обязательно уделять внимание наличию байпасных линий. Байпас для циркуляционного насоса с обратным клапаном позволит:

  • Мгновенно переключаться с принудительной циркуляции на естественную – это необходимо при отключении электроэнергии;
  • Оперативно менять сломанные насосы без остановки контура;
  • Предотвратить движение теплоносителя в обратную сторону – за это отвечает обратный клапан.

Переключение с одного вида циркуляции на другой выполняется с помощью запорной арматуры. Два крана ставятся на участок с насосом и один – непосредственно на сам байпас.

Устанавливая в системе отопления байпас с насосом, мы получим возможность быстро менять насосные узлы при их поломке. Типичный тому пример – самый разгар зимы, а насос вдруг начал гудеть, распространяя гудение по металлическим трубам на весь дом. Поверьте, хорошего в такой ситуации мало. Во-первых, назойливое гудение действует на нервы. А во-вторых, неисправный насос может в любое время «встать» намертво, из-за чего контур окажется неработоспособным.

Оперативная замена насоса

Для того чтобы беспрепятственно поменять насос в системе, где байпасная линия отсутствует, придется полностью сливать теплоноситель. Предварительно дожидаемся его остывания, чтобы не обвариться. Далее сливаем всю систему, меняем насосный узел и начинаем кропотливую работу по заполнению системы по всем правилам. Таким образом, на все это ушло бы несколько часов.

Если в системе стоит байпас с насосом, то замена производится в четыре шага:

  • Открываем кран на байпасной линии, закрываем краны на насосе;
  • Выкручиваем из контура насос и прикручиваем другой;
  • Восстанавливаем подачу теплоносителя и, выкрутив винт на передней части корпуса, удаляем воздух;
  • Закрываем кран на байпасной линии.

Продолжительность данной процедуры составляет максимум полчаса. И все это без остановки отопительной системы.

Байпасы в обвязке котлов

Для того чтобы избежать образование конденсата, необходимо избавиться от разницы температур в обратной и подающей трубах.

Байпасные линии активно применяются в связках с твердотопливными отопительными котлами. Они нужны здесь для противодействия образования коррозии. Твердое топливо сгорает при довольно высоких температурах, а загружая на старте системы полную топку, мы подвергаем теплообменники мощным нагрузкам. В это же самое время через них протекает холодный теплоноситель, что вызывает образование конденсата.

Байпасный клапан – это трехходовой термостатический клапан, призванный обеспечить быстрый прогрев малого контура. То есть, нагревающийся теплоноситель сначала циркулирует вблизи котла, температура в обратной и подающих трубах быстро выравнивается. После этого клапан приоткрывается, начиная подавать теплоноситель из общего контура. Такой подход позволяет избавиться от образования конденсата на этапе старта системы.

Байпас в системе водоснабжения

Байпасные линии используются не только в отопительных системах, но и в системах подачи воды. Типичный тому пример – использование резервного проточного водонагревателя в летнее время, когда горячее водоснабжение отключается на 2-3 недели. Многие потребители спасаются проточными водонагревателями, встраивая их в водопроводы на постоянной основе.

Когда подача горячей воды прекращается в связи с плановыми ремонтными работами, потребители переключают подачу холодной воды на водонагреватели. Открываем кран с холодной водой, а из него течет горячая – отличное спасение в летний период. Как только горячее водоснабжение будет восстановлено, производится переключение подачи холодной воды через байпас, а водонагревательное оборудование отключается.

Также возможна организация подключения, чтобы подготовленная в водонагревателе вода текла все-таки через «горячий кран», а не через «холодный».