Единство, партия. Закон о единстве партии и государства Общероссийская политическая общественная организация партия единство

Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации , согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии.

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности . В период укрепления власти нацистов, в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия католического «Центра», а также все их спортивные, молодежные и женские организации. Имущество партий конфисковано. В июле 1933 г. «Стальной шлем» слился с НСДАП. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности, а также в целом отменены основополагающие для политических свобод граждан ст. 114-118, 123-124, 153 Ваймарской конституции. Постановлением 14 июля 1933 г. образование новых партий запрещалось.

Третьим из основополагающих актов нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, ив дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.

Партийный аппарат НСДАП стала непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области – Gau делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек (с 1938 г. областей было уже 38, ячеек – свыше 800 тыс.). Основным звеном было областное, которое почти везде совпадало с военными округами и с административным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. На аннексированных землях такое совпадение было абсолютным. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен, труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено».

НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства . В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии «в разрешении вопросов, связанных с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи». Заключения заместителя фюрера в качестве рейхсминистра были обязательными для рассмотрения всех предложений. В 1941 г. эти полномочия были делегированы новому заместителю – М. Борману и институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и общегосударственным и партийным высшим органом управления. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) любые назначения на государственные должности, сделанные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными. Задача «политического руководства государством», декларированная Уставом НСДАП, преобразовалась в прямой административный надзор. И это соответствовало официальной установке: «Не государство дает нам приказы, – говорил Гитлер на съезде партии в 1935 г., – а мы даем приказы государству».

НСДАП была объявлена политическим ядром всех общественных институтов страны . По закону 3 июля 1934 г. депутат райхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее; председатель фракции назначал нового «депутата» из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рассматривалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголовной ответственности родителей, деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, к объединению в нее значительной части населения страны и во всяком случае государственного аппарата. В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае – уже 1,6 млн., в начале 1945 г. – 6 млн. Доля членов НСДАП в государственном аппарате достигала 70%, включая и технических служащих. Отдельные государственные институты создавались сразу чисто партийные. Таким был Отдел по работе среди немцев за границей (1931). Только партийному руководству подчинялось ополчение-фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.

www.bibliotekar.ru

Закон о единстве партии и государства

Резолюция «О единстве партии» стала одним из важнейших решений Х съезда РКП(б), который стал рубежным в истории коммунистической партии и страны. «Дискуссия о профсоюзах» среди коммунистов развернулась в условиях кризиса их власти 1920-1921 гг. Согласившись на экономические уступки (НЭП), руководство РКП(б) стремилось сохранить монополию на власть. По настоянию В. Ленина было принято решение запретить фракции и группировки в РКП(б). Это решение способствовало подавлению внутрипартийных оппозиций в 20-е годы.

Победа над белым движением в гражданской войне сделала актуальным определение социально-политической системы мирного времени. Для части коммунистов победа над «белыми» означала возможность проведения демократических преобразований в направлении «отмирания государства», за которое партия выступала в 1917 году.

В то же время изжила себя политика «военного коммунизма». Теперь, когда не было угрозы «белой» реставрации, крестьяне не видели оснований бесплатно снабжать города продовольствием. Поставки продовольствия в города в конце 1920 г. стали сокращаться, вновь возникла угроза голода. Коммунисты изымали хлеб насильственно, и крестьяне стали активнее поддерживать повстанческое движение против коммунистов. Среди рабочих также росло недовольство политикой большевиков, которые довели города страны до голодного состояния. Но лидеры РКП(б) не собирались отказываться от форсированного движения к коммунизму, надеясь восстановить и модернизировать промышленный потенциал в условиях прямого безрыночного продуктообмена, системы пайков и продразверстки. Лидеры РКП(б) полагали, что задачи строительства коммунизма требуют рабочим классом. Основной организацией рабочих были профсоюзы, и поэтому именно профсоюзы оказались в центре дискуссии в партии большевиков после гражданской войны.

В этих условиях в партии большевиков обострились внутренние разногласия по поводу путей дальнейшего развития страны, которые вошли в историю как «дискуссия о профсоюзах».

Дискуссия началась в ноябре 1920 г. с того, что Л. Троцкий предложил «перетряхнуть» профсоюзное руководство, после чего сделать профсоюзные структуры государственными органами. Для этих новых задач нужны иные профсоюзные работники, умеющие командовать рабочим классом. Это вызвало протесты профсоюзных лидеров во главе с М. Томским. Диктаторский подход Троцкого вызвал неудовольствие В. Ленина, который счёл его подход слишком грубым. Троцкий критиковал неэффективность и бюрократизацию профсоюзов. 9 ноября 1920 г. пленум ЦК РКП(б) отклонил тезисы Троцкого и создал комиссию по подготовке мер демократизации профсоюзов во главе с Г. Зиновьевым, который руководствовался указаниями В. Ленина, который поддержал умеренную резолюцию Я. Рудзутака, принятую накануне V Всероссийской конференцией профсоюзов.

Если Троцкий и его сторонники (Х. Раковский, Н. Крестинский и др.) выступали за усиление диктаторских механизмов, за превращение профсоюзов в рычаг управления рабочими, то рабочая оппозиция во главе с А. Шляпниковым и А. Коллонтай предлагала передать власть съездам производителей (фактически - профсоюзам), отказавшись от диктата Совнаркома, ЦК и карательных органов. Идея передачи значительной власти профсоюзам и советам выдвигалась и группой «Демократического социализма» («децистами») во главе с Т. Сапроновым, А. Бубновым, В. Осинским. Они считали, что социально-политическая система страны должна быть решительно демократизирована на основе коллегиальности и усиления роли советов. Однако между децистами и рабочей оппозицией существовали острые противоречия. Дело в том, что децисты отстаивали позиции региональных партийных группировок, против которых на местах боролись рабочие оппозиционеры, выступавшие за передачу партийных постов от бюрократии рабочим.

«Рабочая оппозиция» считала необходимым ускорить провозглашенное большевиками «отмирание» государства. Поэтому их противники обвиняли этих оппозиционеров в анархо-синдикалистском «уклоне» от общей партийной линии. Но позиция партии в целом ещё была предметом дискуссии.

Н. Бухарин предложил компромиссную, «буферную» позицию между предложениями Троцкого, «рабочей оппозиции» и «децистов». Бухарин обратил внимание на то, что все фракции партии выступают за включение рабочих организаций в структуру государства, которое после этого на деле может стать рабочим государством. Управление предприятиями в этих условиях должно было перейти в руки демократизированных профсоюзных организаций, по существу - самоуправляющихся рабочих коллективов. Но для этого необходимо восстановить демократию в профсоюзах (а значит и в «опрофсоюзенном» государстве). Троцкий согласился с аргументами Бухарина и признал, что рабочие путем перевыборов могут «перетряхнуть» профсоюзное руководство, очистив его от бюрократизированных кадров. Таким образом, ведущие теоретики партии готовы были предложить создание новой социально-политической системы, основанной на демократии снизу доверху, от предприятий до государства в целом. Но эта демократия должна была касаться только рабочего класса, и пока обходила стороной «мелкую буржуазию», то есть крестьянство.

Против этих взглядов выступили Ленин и Зиновьев. Они считали, что такие перемены могут разрушить аппарат управления, что особенно опасно в условиях разраставшегося в стране социально-политического кризиса. Ленин полагал, что нельзя доверять власть массам рабочих, тесно связанным с крестьянством, которое Ленин считал мелкой буржуазией. Строительство мощной промышленности, планировавшееся коммунистами, должно было управляться из единого центра партийно-правительственной бюрократией, а не рабочими коллективами. Поэтому Ленин настаивал на том, что существующая система власти должна быть сохранена, профсоюзы должны существовать отдельно от государства, но полностью подчиняться партии, фракции в партии должны быть запрещены, единство партии восстановлено. В то же время Ленин был готов пойти на уступки крестьянству, которое почти прекратило поставки продовольствия.

Разрешить противоречия в партии должен был Х съезд РКП(б), который прошел в Москве 8-16 марта 1921 г.

Пока большевики спорили, крестьянская война усилилась. Восстания полыхали на Украине, в Тамбовщине, в Сибири. Восставшие выдвигали требования прекращения продразверстки, свободы торговли, ликвидации большевистской диктатуры. Кульминацией этой фазы революции стали рабочие волнения в Петрограде и Кронштадтское восстание моряков 28 февраля – 18 марта 1921 г., которое проходило под демократическими советскими лозунгами. Эти лозунги были отчасти близки и идеям, обсуждавшимся в РКП(б). Но кронштадтцы посягнули на монополию большевиков на власть. Ленин считал эти события самым большим внутренним политическим кризисом Советской России. Кронштадтское восстание было жестоко подавлено. Группа делегатов, в том числе активные оппозиционеры, была отправлена на борьбу с Кронштадтским восстанием. Однако и оно, и многочисленные крестьянские восстания этого времени показали, что сохранять «военный коммунизм» было далее нельзя.

В условиях острого социального кризиса, снова поставившего большевистскую диктатуру на грань крушения, Ленин считал развернувшуюся дискуссию вредной, и даже «буферные» попытки Бухарина осуждал как подливающие «буферного керосина в огонь» конфликта. Ленин, Зиновьев, Каменев, Сталин, а также профсоюзные лидеры Томский и Рудзутак и другие сформировали «группу 10», которая считала необходимым отказаться от рискованных экспериментов с профсоюзами, сохранив за ними прежние функции. По мнению Ленина профсоюзы должны быть «школой коммунизма», то есть организацией, в рамках которой рабочие могут постепенно овладевать навыками управления. Также профсоюзы должны были организовывать рабочих под контролем партии (быть ее «приводным ремнем» к рабочим), что в целом соответствовало идее Троцкого, хотя и в гораздо более умеренном виде.

Однако политически вопрос о профсоюзах для Ленина и его ближайших сторонников отошел на второй план по сравнению с проблемой единства партии. В условиях, когда она стала единственной властью в стране и испытывала на себе различные социальные воздействия, происходили восстания и нарастали внешние угрозы, Ленин пришел к выводу, что партия должна быть жестко управляемой организацией. Разногласия в партии могут быть тактическими, сиюминутными, деловыми, но не связанными с разными стратегиями движения к коммунизму. Недопустимо создание «партий в партии» - фракций со своей дисциплиной и отдельными структурами.

В первоначальном проекте резолюции Ленин указывал прямо те проявления фракционности, которые теперь следовало осудить: «Таковые признаки фракционности имелись налицо, например, на одной из партконференций Москвы (в ноябре 1920 г.) и Харькова, как со стороны группы так называемой «рабочей оппозиции», так отчасти и со стороны группы так называемого «демократического централизма»». Фракционность вредна «даже при всем желании представителей отдельных групп охранить партийное единство». Теперь «Необходимо, чтобы каждая организация партии строжайше следила за недопущением никаких фракционных выступлений». При редактировании резолюции эти положения были исключены из текста, чтобы не клеймить субъективно четных товарищей, которым к тому же досталось в отдельной резолюции об анархо-синдикалистском уклоне в партии.

Работая над резолюцией о единстве партии, Ленин стремится перехватить основные идеи оппозиции - борьбу с бюрократизмом, самоуправление рабочих, рост роли рабочих в партии и государстве.

Ленин также считал необходимым, чтобы «всякое практическое предложение в возможно более отчетливой форме направлялось немедленно, без всякой волокиты, на обсуждение и решение руководящих, местных и центрального, органов партии. Всякий выступающий с критикой должен, кроме того, по форме критики учитывать положение партии среди окружающих ее врагов, а по со¬держанию критики должен своим непосредственным участием в советской и партийной работе испытывать на практике исправление ошибок партии или отдельных ее членов».

Пункт 7 резолюции, предполагающий конкретные репрессии за фракционную деятельность, не был опубликован в 1921 г., когда публично демонстрировалось восстановление единства партии. Однако фракционная борьба в РКП(б) не прекратилась. В 1922 г. была осуждена группа бывших сторонников «рабочей оппозиции» во главе со А. Шляпниковым, который был выведен из ЦК. После дискуссии с «левой оппозицией» пункт 7 был опубликован по решению XIII партконференции в 1924 г.

После принятия резолюции «О единстве партии» в РКП(б) могла быть только одна позиция по политическим вопросам. Эту позицию провозглашало партийное руководство, после чего члены РКП(б) должны были выполнять их указания без рассуждения. Большевики не привыкли к таким порядкам, и дискуссии продолжались в партии все 20-е гг. Но активные участники таких дискуссий обвинялись партийным руководством во «фракционности» и лишались постов, понижались в должностях, теряли влияние на политический курс правящей партии. Таким образом, резолюция «О единстве партии» использовалась большинством политбюро для борьбы с инакомыслием и в конечном итоге способствовала установления диктатуры Сталина в партии.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
РЕЗОЛЮЦИИ X-ГО СЪЕЗДА Р.К.П. ОБ ЕДИНСТВЕ ПАРТИИ.

1. Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что единство и сплоченность ее рядов, обеспечение полного доверия между членами партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий момент, когда ряд обстоятельств усиливает колебания в среде мелкобуржуазного населения страны.

2. Между тем еще до общепартийной дискуссии о профсоюзах в партии обнаружились некоторые признаки фракционности, т.е. возникновения групп с особыми платформами и со стремлением до известной степени замкнуться и создать свою групповую дисциплину.

Необходимо, чтобы все сознательные рабочие ясно осознали вред и недопустимость какой бы то ни было фракционности, которая даже при всем желании представителей отдельных групп сохранить партийное единство неминуемо ведет на деле к ослаблению дружной работы и к усиленным повторным попыткам примазывающихся к правительственной партии врагов ее углублять разделение и использовать его в целях контрреволюции.

Использование врагами пролетариата всяких уклонений от строго выдержанной коммунистической линии с наибольшей наглядностью показало себя на примере кронштадтского мятежа, когда буржуазная контрреволюция и белогвардейцы во всех странах мира сразу выявили свою готовность принять лозунги даже советского строя, лишь бы свергнуть диктатуру пролетариата в России, когда эсеры и вообще буржуазная контрреволюция использовала в Кронштадте лозунги восстания якобы во имя советской власти против советского правительства России. Такие факты доказывают вполне, что белогвардейцы стремятся и умеют перекраситься в коммунистов и даже «левее» их, лишь бы ослабить и свергнуть оплот пролетарской революции в России. Меньшевистские листки в Петрограде накануне кронштадтского мятежа показывают, равным образом, как меньшевики использовали разногласия внутри Р.К.П., чтобы фактически подталкивать и поддерживать кронштадтских мятежников, эсеров и белогвардейцев, выставляя себя на словах противниками мятежей и сторонниками советской власти лишь с небольшими будто бы поправками.

3. Пропаганда по данному вопросу должна состоять, с одной стороны, в обстоятельном объяснении вреда и опасности фракционности с точки зрения единства партии и осуществления единства воли авангарда пролетариата, как основного условия успеха диктатуры пролетариата, с другой стороны, в объяснении своеобразия новейших тактических приемов врагов Советской власти. Эти враги, убедившись в безнадежности контрреволюции под открыто белогвардейским флагом, напрягают теперь все усилия, чтобы, исповедуя разногласия внутри Р.К.П., двинуть контрреволюцию так или иначе путем передачи власти политическим группировкам, наиболее близким по внешности к признанию советской власти.

Пропаганда должна выяснить также опыт предшествующих революций, когда контрреволюция поддерживала наиболее близкие к крайней революционной партии мелкобуржуазные группировки, чтобы поколебать и свергнуть революционную диктатуру, открывая тем дорогу для дальнейшей полной победы контрреволюции, капиталистов и помещиков.

4. Необходимо, чтобы каждая организация партии строжайше следила за тем, чтобы безусловно необходимая критика недостатков партии, всякий анализ общей линии партии или учет ее практического опыта, проверка исполнения ее решений и способ исправления ошибок и т.п. были бы направляемы не на обсуждение групп, складывающихся на какой-либо «платформе» и т.п., а на обсуждение всех членов партии. Для этого съезд предписывает издавать регулярнее «Дискуссионный Листок» и особые сборники. Всякий, выступающий с критикой, должен учитывать положение партии среди окружающих ее врагов, а также должен своим непосредственным участием в советской и партийной работе стремиться к исправлению на деле ошибок партии.

5. Поручая ЦК провести полное уничтожение всякой фракционности, съезд заявляет в то же время, что по вопросам, привлекаюшим особое внимание членов партии, - об очистке партии от непролетарских и ненадежных элементов, о борьбе с бюрократизмом, о развитии демократизма и самодеятельности рабочих и т.п., какие бы то ни было деловые предложения должны быть рассматриваемы с величайшим вниманием и испытываемы на практической работе. Все члены партии должны знать, что по этим вопросам партия не осуществляет всех необходимых мер, встречая целый ряд разнообразных препятствий, и что, отвергая беспощадно неделовую и фракционную критику, партия неустанно будет продолжать, испытывая новые приемы, бороться всякими средствами против бюрократизма, за расширение демократизма, самодеятельности, за раскрытие, разоблачение и изгнание примазавшихся к партии и т.д.

6. Съезд предписывает поэтому немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.

7. Чтобы осуществить строгую дисциплину внутри партии и добиться наибольшего единства при устранении всякой фракционности, съезд дает ЦК полномочие применять в случаях нарушения дисциплины или возрождения, или допущения фракционности все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к членам ЦК перевод их в кандидаты и даже, как крайнюю меру, исключение из партии. Мера эта может быть применена лишь по постановлению 2/3 общего Собрания членов ЦК, кандидатов в ЦК и членов ЦКК. (пункт 7-ой не подлежит опубликованию)

© Российский государственный архив социально-политической истории
Ф.45, оп.1, д.23, л.29-31.

Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. Март 1921 г. М., 1963.

Ленин В.И. ПСС. Т.43.

Павлюченков С.А. «Орден меченосцев». Партия и власть после революции. 1917-1929. М., 2008.

Пирани С. Русская революция в отступлении. М., 2013.

Чем было вызвано усиление внутрипартийной дисциплины после разгрома белого движения?

В чём резолюция видит различие между деловой дискуссией и фракционностью?

В чём заключалась, согласно документу, опасность возникновения фракций для РКП(б) в условиях начала 20-х гг.? Как это связано с восстанием в Кронштадте?

Какие вопросы, обсуждавшиеся в ходе внутрипартийной дискуссии 1920-1921 гг., резолюция сочла наиболее важными?

Что общего и различного в позиции Ленина, и других точек зрения во время дискуссии 1920-1921 гг.?

История Германии

Единство партии и государства

Спустя четыре месяца после того, как рейхстаг отрекся от своих демократических прав и обязанностей, республика беспрепятственно сменилась однопартийным тота­литарным государством. Следующим шагом в ук­реплении тоталитарной системы стало сращивание Нацио­нал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) с государством, которое она превратила, можно сказать, в свое монопольное владение. 1 декабря 1933 г. был принят специальный закон «Об обеспечении единства партии и госу­дарства», в котором говорилось, что «НСДАП является носи­тельницей германской государственности и неразрывно свя­зана с государством». В результате государство стало пар­тийным, а партия - государственной. Лидеры партии одновременно являлись и руководителями государства. Так,

A. Гитлер в партии - вождь нации, а в государстве - рейхс­канцлер; Г. Геринг в партии - рейхсфюрер СА (штурмовые отряды) и СС, а в государстве - министр авиации, министр-президент Пруссии и руководитель четырехлетнего экономи­ческого плана по подготовке к войне; Г. Гиммлер в партии - рейхсфюрер СС, в государстве - член Имперского совета обо­роны, а позднее и министр внутренних дел; Й. Геббельс отве­чает за пропаганду и внутри партии, и в государстве, являясь одновременно куратором всей немецкой культуры и гауляйте-ром Берлина. Министерские посты или кресла членов Импер­ского совета обороны занимали и прочие высшие руководите­ли партии: Р. Гесс, А. Розенберг, И. Риббентроп, В. Дарре,

B. Лей, X. Франк, В. Фрик.

К концу 1933 г. все руководящие должности в имперских, земельных и местных органах власти заняли члены партии. Кандидатов на эти посты могли выдвигать только местные ор­ганизации НСДАП. Жесткая централизация практически ликвидировала всякое местное самоуправление. Ни один чи­новник не мог оставаться вне рядов нацистской партии. Под строгий контроль были поставлены и суды, членами которых назначались только обладатели партийных билетов.

Таким образом, все государственные органы оказались под всеобъемлющим контролем национал-социалистов. Более то­го, в Третьем рейхе не мог быть принят ни один закон, если руководство партии его предварительно не одобрило. Ут­верждение законов рейхстагом свелось к простой формальнос­ти, поскольку абсолютное его большинство составляли нацис­ты, а сам парламент был не отличим от партийного съезда, когда единодушно голосовал за все законы, уже завизирован­ные в партийной канцелярии.

На съезде в Нюрнберге в 1935 г. Гитлер откровенно опреде­лил место нацистской партии в Германии: «Не государство да­ет нам приказы, а мы даем приказы государству». Если го­сударство получило политическое благословение партии, то и партия оказалась под юридической защитой государства. Преступления против партии, подрыв ее престижа критиче­скими высказываниями или даже политическими анекдотами наказывались тюремным заключением или отправкой в конц­лагерь, а нередко смертной казнью. Срастание пар­тийного аппарата с государственными ор­ганами было настолько тесным, что практически нельзя было различить, где начинается партия и кончается государ­ство. Государственные учреждения стали насквозь партийны­ми и политизированными, а партийные органы превратились в государственно-бюрократические организации.

Национал-социалистическая партия из традиционной поли­тической партии превратилась в государственно-принудитель­ное образование. В сущности, члены партии не подчинялись законам государства, в частности они не могли привлекаться к обычной уголовной или гражданской ответственности. Со­вершивший преступление член НСДАП вначале исключался партийным судом из ее рядов, а лишь затем как рядовой гражданин Германии предавался обычному уголовному суду. Но большей частью партийные суды находили, что партий­цем-преступником «двигали истинно национал-социалисти­ческие побуждения, а не какие-либо низкие намерения».

Обычной практикой стали и характерные для тоталитарной системы телефонные указания партийных руководителей судь­ям о вынесении соответствующего приговора. А поскольку все судьи были обязаны состоять в национал-социалистической партии, то такие указания становились для них обязательными. Единство партии и государства распространялось и на идеологию. Как партийное знамя легко превратилось в госу­дарственный флаг, так и нацистская партийная идео­логия стала государственной. Как монопольно правящей стала партия, так и монопольно господствующей оказалась и ее идеология. По словам Гитлера, если «нацио­нал-социализм как идеология не хочет сам себя уничтожить, он должен быть нетерпимым, т. е. при всех обстоятельствах отстаивать и проводить правоту своих взглядов и директив». Вторя фюреру, Геббельс заявил, что тот, кто не является на­ционал-социалистом, не может оказаться правым.

Отрасль: Конституционное право Юрисдикция: Германия Законодатель: Правительство Германии

Положения: Установление партийной формы власти и особого порядка судопроизводства для членов партии.

Утратил силу: 1945 Статус: не действует

Закон об обеспечении единства партии и государства (нем. Gesetz zur Sicherung der Einheit von Partei und Staat) .

Правительство рейха приняло следующий закон, который приводится ниже:

1).После победы национал-социалистской революции Национал-социалистская германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2). Она является корпорацией публичного права. Её устав утверждается фюрером.

Для обеспечения самого тесного сотрудничества партийных служб и служб СА с общественными учреждениями заместитель фюрера и начальник штаба СА становятся членами правительства рейха.

1). Члены Национал-социалистической германской рабочей партии и СА (включая подчиненные им подразделения) как руководящая и движущая сила национал-социалистического государства имеют повышенные обязательства перед фюрером, народом и государством.

2). При нарушении этих обязательств они предстают перед специальным партийным судом и судом СА.

3). Фюрер может распространить эти предписания на членов других организаций.

Нарушением признается всякое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или значение Национал-социалистской германской рабочей партии, а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

Кроме обычных наказаний по службе возможны также арест и заключение.

Государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать должностную и правовую помощь служебным органам партии и СА, которым поручено осуществление партийной подсудности и подсудности по линии СА.

Закон, касающийся дисциплинарной власти по отношению к членам СА и СС от 28 апреля 1933 года (Листок государственных законов I, с. 230) потерял силу.

Рейхсканцлер в качестве фюрера Национал-социалистической немецкой рабочей партии и в качестве верховного фюрера СА издаёт распоряжения, необходимые для проведения и развития настоящего закона, в частности, относительно структуры и способов осуществления правосудия в рамках партии и SA. Он определяет время вступления в силу предписаний, касающихся этих судов.

1. Спустя четыре месяца после того, как рейхстаг отрекся от своих демократических прав и обязанностей, республика беспрепятственно сменилась однопартийным тоталитарным государством. В результате государство стало партийным, а партия - государственной. Лидеры партии одновременно становились и руководителями государства.

2. На члена НСДАП (СА), в отличие от гражданина рейха, распространялось действие партийных документов, определяющих сумму прав и обязанностей члена НСДАП и СА. Данные партийные документы закрепляли «повышенные обязанности», за нарушение которых член НСДАП (СА) нёс ответственность.

3. Члены НСДАП (СА) подлежали особому порядку судопроизводства.

Согласно предписаниям относительно такой подсудности (которые, согласно параграфу 8 Закона об обеспечении единства, издавались непосредственно фюрером (рейхсканцлером)) «для возбуждения судебного разбирательства против члена нацистской партии было необходимо согласие соответствующего партийного суда:

  • В делах по иску частного характера, например, в отношении одежды, семейных ссор, легких телесных повреждений и т. д.
  • При уголовно наказуемых правонарушениях, то есть при таких преступлениях и нарушениях, которые преследуются только по ходатайству прокуратуры, например, в исках по оскорблению.
  • Согласия партийного суда не требовалось:

  • При подаче жалоб, например, по фактам мошенничества, хищений и т. п.
  • При гражданских процессах, которыми партийное правосудие практически не занимается, то есть по жалобам, целью которых является отстаивание личных прав, например, в делах при покупке, найме, аренде или займе.

При всех этих четырех видах судопроизводства первой задачей партийного судьи…, должно стать предотвращение процесса. Мелочи не следует раздувать в процесс. Часто предупреждения или простого указания бывает достаточно, чтобы обратить внимание члена партии на его партийные обязанности».

Представитель общегражданской власти имел право в случае нарушения членом нацистской партии уголовного законодательства «возбудить в компетентном партийном суде дело против члена партии с тем, чтобы его наказали (по партийной линии) или, если он окажется совсем неисправимым, исключили из партии. Партийный суд в этом случае проверяет, требует ли наказания поведение члена партии в указанном представителем власти конкретном случае или нет. Если такой инцидент доходит до сведения партийного суда или члена партии, то партийный суд или член партии просят представителя власти подать заявление в суд (очевидно, имеется в виду партийный суд). Если он отказывается возбудить дело в суде, то подается жалоба в вышестоящую инстанцию. Во всех случаях последнее решение принимает Верховный суд». В целом для партийных судов были предусмотрены 5 видов судопроизводства:

  • Судопроизводство по уголовному делу.
  • Судопроизводство по спорным вопросам.
  • Судопроизводство по защите чести.
  • Судопроизводство по отводу (по заявлениям о приеме в партию).
  • Судопроизводство по вопросам расы и масонства.
  • Круг организаций, на которые распространялся этот Закон и, соответственно, партийный суд был впоследствии существенно расширен:

    На основании закона об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 года (Листок государственных законов I с. 1016) я предписываю:

    § 1 (1) Зарегистрированный (e.V.) Немецкий рабочий союз и зарегистрированный (e.V.) немецкий союз движения Гитлерюгенд следует вычеркнуть из перечня союзов. Имущество этих союзов без ликвидации стало имуществом NSDAP как корпорации публичного права.

    (2) Поземельные книги и другие общественные книги подлежат по требованию безвозмездному исправлению.

    (3) До издания устава NSDAP (§ 1 абзац 2 закона по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года) действующий до сих пор зарегистрированный устав Германии применяется для NSDAP как органа общественного права.

    HJ (включая Юнгфольк, Союз немецких девушек и девочек),

    являются подразделениями Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

    Зарегистрированный (e.V.) национал-социалистический союз немецких врачей,

    зарегистрированный (e.V.) национал-социалистический немецких юристов,

    зарегистрированная (e.V.) национал-социалистическая организация помощи жертвам войны,

    зарегистрированный (e.V.) Имперский союз немецких служащих, национал-социалистический союз немецких техников (включая национал-социалистическое объединение «Сила через радость») являются формированиями, присоединенными к Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

    (1) Подразделения Национал-социалистической немецкой рабочей партии не имеют ни собственного юридического лица, ни своей собственности.

    (2) NSDAP образует со своими подразделениями как корпорация публичного права в отношении имущественных прав единое целое в рамках общей организации. В отношении имущественных прав обязанности и права имеют поэтому исключительно единый орган.

    (3) Имперский казначей NSDAP является генеральным уполномоченным фюрера по всем связанным с имущественным правом делам NSDAP. Генеральные полномочия включают в себя право давать со своей стороны полномочия в целом или по отдельным делам.

    (1) Присоединенные формирования могут иметь собственное юридическое лицо.

    (2) Присоединенные формирования подлежат финансовому надзору со стороны государственного казначея NSDAP.

    (3) Других определенных законом прав на надзор финансовый надзор государственного казначея NSDAP не касается.

    Все учреждения должны оказывать помощь государственному казначею NSDAP и его уполномоченным в исполнении их обязанностей и соответствовать надеждам государственного казначея NSDAP, которые на них возлагаются на основании этого распоряжения.

    (1) Первое распоряжение по исполнению от 23 марта 1934 года («Фёлькишер беобахтер», Мюнхенское издание № 86 от 27 марта 1934 года и Берлинское издание № 87 от 28 марта 1934 года) к закону по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года отменяется.

    (2) Аналогичным образом отменяются все действующие до сих пор предписания и постановления, противодействующие настоящему распоряжению по исполнению закона по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года.

    (1) Предписания по исполнению и дополнению § 2 и § 3 этого распоряжения издает заместитель фюрера. В остальном предписания по исполнению этого распоряжения издает имперский казначей NSDAP.

    (2) Предписания по исполнению и дополнению следует публиковать в листке государственных законов.

    Данное распоряжение вступает в силу на следующий день после публикации.

    Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер

    Заместитель фюрера Р. Гесс Рейхсминистр без портфеля

    Резолюция «О единстве партии», 1921

    Выступление Ленина В.И. на 10 съезде РКП(б)

    Одним из обязательных принципов марксистской коммунистической партии является её единство . Организованность, сплочённость и дисциплинированность - вот что обеспечивает единство.

    Единство партии включает в себя:

      Единство Программы, устава, идейное единство + единство тактики и стратегии борьбы.

      Демократический централизм, предполагающий чёткую дисциплину, безусловное подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших органов партии для низших.

      Организационное единство по выполнению решений партии.

      Единство зависит от сплочённости и сознательности рабочего класса, его способности вести за собой до победы социализма и коммунизма.

      Необходимость борьбы с мелкобуржуазными идеологиями, которые направлены на организационное разобщение в партии и в рядах рабочего класса.

    После Октябрьской революции в партии стали появляться различные фракции: «правый уклон», «левые коммунисты», «рабочая оппозиция» (лидеры Шляпников А.Г. и Коллонтай А.М.), группа «демократический централизм» и др. Появление фракций могло привести к расколу. Поэтому 10 съезд принял предложенную Лениным В.И. резолюцию « О единстве партии».

    Когда принят документ

    Цель принятия:

    Борьба за единство партии, недопущение раскола её на фракции.

    Основные положения

      Единство и сплочённость рядов партии является необходимым, особенно когда усиливаются колебания в мелкобуржуазной среде.

      Все фракции, группы в партии должны быть распущены. (Фракционность – это создание фракций, то есть замкнутых групп внутри партии с собой программой и со своей групповой дисциплиной).

      ЦК получал право применять любые взыскания, вплоть до исключения из партии.

      Недопущение фракционных выступлений. Необходимо рассматривать разногласия на заседаниях партии открыто, а не в кулуарах, кружках, чтобы не создавать почву для образования фракций. С этой целью необходимо издавать дискуссионный листок , то есть издание партии, предназначенное для того, чтобы сделать излишними фракционные органы.

      Очистка партии от ненадёжных, непролетарских элементов.

      Развитие демократизма и самодеятельности рабочего класса, его деловые предложения должны рассматриваться и применяться в практической работе.

    Итоги принятия резолюции « О единстве партии»

      Подчинение меньшинства большинству, меньшинство теперь теряло возможность отстаивать свои взгляды.

      Очищение рядов партии от ненадёжных её членов.

      Формирование централизма в управлении.

      Резолюция, принимаемая как временная, стала основой в политике партии вплоть до роспуска КПССС 6 ноября 1991 года , оправдывала репрессии, проводимые в сталинский период. «Кто не с нами, тот против нас» - этот лозунг лежал в основе тоталитаризма в СССР.

    Председатель

    Заместители

    • Верес Николай Ефимович
    • Головач Владимир Владимирович
    • Дрозденко Валентин Михайлович
    • Киселёва Татьяна Николаевна
    • Питцык Мирослав Васильевич.

    О партии

    Юридический адрес: 01001, г. Киев, ул. Крещатик, 10-А

    • Учредительный съезд состоялся в Киеве 16.10.1999 г. Утверждены Программный манифест и Устав; избраны руководящие органы. Председателем партии избран А.Лопата, заместители - Юрий Гнаткевич, Виталий Карпенко, Юрий Пальчуковский, Роман Пак. Утверждено название - «Украинская партия «Единство». Съезд принял решение поддержать на президентских выборах Е.Марчука.
    • Партия зарегистрирована Министерством юстиции Украины 04.02.2000 г. выдано свидетельство № 1324.
    • 25.12.1999 г. на съезде УНП «Собор» часть членов партии «Единство» вошли в состав партии. А.Лопата избран заместителем председателя; Ю.Гнаткевич, Ю.Пальчуковский, Р.Пак - членами Центрального совета; В.Карпенко - членом Совета старейшин.
    • В 2000-2001 должность и.о. председателя партии занимал председатель Киевского объединения «Просвіта» Юрий Гнаткевич. Фактически партстроительством занимался 1-й заместитель председателя партии генеральный директор СП «Киев-Донбасс» Юрий Пальчуковский (руководил партией 03.2001-09.2001).
    • В сентябре 2000 г. в Обращении партии «Единство» к партиям и организациям национально-демократического направления обнародована Концепция объединения под названием «Украинский национальный совет» «Украинская национал-демократия перед выбором - единение или крах».
    • 27.12.2000 г. партия повторно предложила создать Координационный совет «Украинский национальный совет (УНР)».
    • 21.01.2001 г. на Форуме национально-демократических сил Партия стала соучредителем общественно-политического объединения национально-демократических сил «Українська Правиця» (вошли ВО «Батьківщина», УНР, УНП «Собор», УРП, Партия поддержки отечественного производителя, СНПУ, УХДП, ХНС, УНКП и 43 общественных организации).
    • В марте 2001 г. создан исполнительный орган «Української правиці» - Секретариат. В его состав вошли 10 человек, в том числе и представитель УП «Единство».
    • В марте-июне 2001 г. партия активно участвовала в разработке и конкретизации программных и регламентных положений деятельности «Української правиці», в частности «Хартії Української правиці».
    • 08.09.2001 г. на заседании Центрального совета партии и.о. председателя избран Киевский городской голова Александр Омельченко, 1-м заместителем председателя - Ю.Пальчуковский, заместителями председателя И.Бейк, М.Питцык, Р.Пак.
    • 09.11.2001 г. подписано Соглашение между Украинской партией «Единство» и Партией «Социал-демократический союз», предусматривающее создание Избирательного блока «Единство» для участия в парламентских выборах и местных региональных выборах 2002 г.
    • 28.11.2001 г. в ВР Украины создана фракция партии «Единство» (на 02.2002 г. - 21 член).
    • 01.12.2001 г. состоялся 1-й этап III внеочередного съезда Партии. Принята Программа в новой редакции; избраны руководящие органы - Центральный совет, Секретариат, Президиум. Председателем партии избран Александр Омельченко .
    • 22.12.2001 г. состоялся 2-й этап III съезда. Принято решение о создании избирательного межпартийного блока совместно с партией «Социал-демократический союз», УПС-СВИЧА и партией «Молодая Украина». Блок возглавил А.Омельченко. Создан центральный избирательный штаб, который возглавил Владимир Яловой.
    • 05.01.2002 г. состоялся внеочередной Конгресс Партии поддержки отечественного производителя. Рассмотрен вопрос об объединении партии с Украинской партией «Единство», утвержден список членов ППВВ для включения в избирательный список Блока «Единство». Членам партии рекомендовано вступить к Украинскую партию «Единство».
    • 12.01.2002 г. состоялся 1-й межпартийный съезд Избирательного блока «Единство» (Украинская партия «Единство», УПС-СВИЧА, СДС, Политическая партия «Молодая Украина»). Утверждена избирательная программа Блока. Объявлена первая четверка - А.Омельченко, В.Бойко, С.Червонопиский, А.Шалимов.
    • 20.01.2002 г. состоялся 2-й этап межпартийного съезда. Утверждена предвыборная программа, списки кандидатов в народные депутаты Украины по многомандатному (225 кандидатов) и одномандатным (150 кандидатов) округам. В первую пятерку вошла Н.Матвиенко.
    • В парламентских выборах 2002 г. партия приняла участие в составе Избирательного блока политических партий «Единство».
    • В Блок вошли:
      • Партия «Социал-демократический Союз» (СДС)
      • Политическая партия «Молодая Украина»
      • Украинская партия «Единство»
      • Украинская партия Справедливости - Союз ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, афганцев
    • По результатам выборов Блок получил 282 491 голосов (1,09 %), заняв 13-е место среди 33 участников. По одномандатным округам в парламент избрано 4 представителя партии.
    • 24.07.2004 г. состоялся IV съезд партии. Избран новый Президиум. Кандидатом от партии на выборах Президента Украины стал А.Омельченко.
    • По результатам президентских выборов 2004 г. А.Омельченко в 1-м туре получил 136 502 голоса (0,48 %), заняв 8-е место среди 24-х участников.
    • 20.05.2005 г. на заседании Центрального совета единогласно принято решение об исключении из членов партии председателя партии А.Омельченко, 1-го заместителя председателя С.Сташевского, заместителя председателя и председателя Киевской городской организации В.Ялового, заместителя председателя М.Питцыка, председателя секретариата В.Линовицкого, председателя ЦКРК В.Головача на основании их заявлений о вступлении в другую партию. Тайным голосованием и.о. председателя партии избран член Президиума Центрального совета Ю.Пальчуковский.
    • Принято заявление об измене исключенных экс-руководителей интересам партии.
    • 03.06.2005 г. состоялось заседание Центрального совета. Согласно решение Центральной контрольно-ревизионной комиссии действия Ю.Пальчуковского относительно попытки исключения из партии А.Омельченко, С.Сташевского, В.Ялового и др. признаны не отвечающими уставным требованиям. В соответствии с решением ЦКРК собрание от 20.05.2005, которое провозглашено заседанием Центрального совета партии, не имело правовых последствий из-за отсутствия кворума (присутствовали 6 членов из 34-х). Центральный совет избрал председателя партии В.Ялового и назначил на 02.07.2005 г. V внеочередной съезд партии.
    • 02.07.2005 г. состоялся V (внеочередной) съезд. В Президиум партии избран ранее исключенный председатель партии А.Омельченко. В своем обращении к съезду он заявил, что остается членом партии «Единство», поскольку не писал заявления на вступление в НС «Наша Украина», а был лишь членом оргкомитета. Новым председателем партии избран В.Яловой.
    • В ноябре 2005 г. подписан Меморандум об объединении УП «Единство» и Всеукраинской партии мира и единства в избирательный блок «Единство» для участия в выборах в ВР Украины, местных и поселковых советов и городских председателей.
    • 03.12.2005 г. состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в избирательной компании 2006 г. между партиями «Единство», Партией свободы и Партией «Солидарность женщин Украины». Принято решение о создании избирательного блока партий под названием «Блок Евгения Марчука - Единство».
    • 10.12.2005 г. состоялся VI съезд партии. Принято решение для участия в парламентских выборах 2006 года войти в «Блок Евгения Марчука - Единство» с Партией свободы и партией «Солидарность женщин Украины».
    • 17.12.2005 г. состоялся межпартийный съезд Избирательного блока «Блок Евгения Марчука - Единство» (УП «Единство», «Солидарность женщин Украины», Партия свободы). Избран Политсовет блока (председатель - Е.Марчук). Полномочия Блока распространены на выборы депутатов ВС АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей.
    • В парламентских выборах 2006 г. партия приняла участие в составе Избирательного блока «Блок Евгения Марчука - Единство».
    • В Блок вошли:
      • Украинская партия «Единство»
      • Партия Свободы
      • Партия «Солидарность женщин Украины»
    • По результатам выборов Блок получил 17 004 голосов (0,06 %), заняв 37-е место среди 45-ти участников.
    • В августе 2007 г. А.Омельченко приостановил членство в партии и баллотировался в ВР по списку блока «Наша Украина - Народная Самооборона».
    • Председателем партии избран Иван Агий.
    • В досрочных парламентских выборах 2007 г. партия участия не принимала.

    Преобразование "Единства" из движения в партию не вызвало особого интереса у российских граждан, хотя это событие и было замечено большинством респондентов: 32% опрошенных заявили, что знают о нем, и еще 27% – "что-то слышали". Однако в ходе фокус-групп ведущим приходилось прилагать значительные усилия, чтобы сконцентрировать внимание участников на этом сюжете. Даже москвичи и петербуржцы, демонстрирующие, как правило, более высокий уровень компетентности в политических вопросах, чем обитатели иных городов, постоянно сбивались на обсуждение проблем, лишь косвенно связанных с прошедшим съездом "Единства", предпочитая говорить о реформе системы власти в стране, о взаимоотношениях президента с олигархами, о перспективах интеграции стран СНГ и т.д.

    Связано это, по-видимому, не столько с отношением граждан собственно к "Единству", сколько с их отчуждением от публичной политики в целом и с широко распространенной уверенностью в том, что политическая элита преследует исключительно собственные интересы. Один из участников московской дискуссии выразил эту уверенность следующим образом: "Ну, как бы там ни было, но все равно можно сказать, что это очередные политические игры, и то, чего люди ждут от какой-то партии, вот на это надеяться, по-моему, непоследовательно и глупо".

    Эта тема в тех или иных вариациях звучала на всех фокус-группах. Показателен, например, такой обмен репликами относительно цели создания новой партии:

    – Это не для людей делается. А для чего это делается, непонятно. Наверное, чтобы еще больше набить карманы себе. Это не для облегчения народа делается. Чтобы была сила, кулак. Чтобы было не разбить. Поодиночке можно, а вместе никак. Только для этого.

    – Я согласен.

    – Я тоже.

    – Нет общей идеи для страны. Они – это они, а мы – это мы. Они не заинтересованы сделать что-то для страны...

    – У них у всех только обогащение, обогащение.

    – Они объединились для контроля.

    – Да, для контроля ситуации.

    – Чтобы были свои люди на своих местах.

    – Чтобы никто не мешал.

    – Да, верно.

    – В какой-то мере круговая порука. Вместе проще.

    Представление о том, что участники "политических игр", и в частности, создатели "Единства", абсолютно безразличны к нуждам "простых людей" и озабочены исключительно своими собственными проблемами, как видим, не подвергается сомнению. На другой фокус-группе оно формулируется не менее четко: "У меня такое ощущение, что это некий мыльный пузырь. Интересы, которые они преследуют, – это же внутри, это нам не показывают". И – отклик еще одного участника дискуссии: "И к нам никакого отношения не имеют".

    Такое представление порождает "ответное" безразличие к публичной политике и прежде всего – к проблематике межпартийных и внутрипартийных отношений. Отвечая на вопрос о том, какие решения были приняты на съезде "Единства", респондент откровенно заявляет: "Меня, честно говоря, это мало волнует, что они там примут, какую они себе баню там устроят". Участница другой фокус-группы возмущается: "Прозвучало: "народная партия". А кто же там из народа-то? Партия как раз не народная и не для народа". И в ответ на вопрос ведущей: "А для чего?" уточняет: "Для себя".

    Уверенность в том, что политики, занимаясь партийным строительством, руководствуются исключительно своекорыстными соображениями, оборачивается недоверием и безразличием к информационным сюжетам, освещающим этот процесс. "Реально все делается, конечно, за кулисами", – выражает общее мнение один из участников фокус-группы. Как явствует из данных ЭФГ, телевизионные репортажи со съезда "Единства" не вызвали у зрителей особого интереса. Но фрагмент выступления В.Путина, в котором он достаточно резко отозвался о людях, "прислоняющихся" к власти, был воспринят аудиторией весьма сочувственно. Причем, судя по тому, что говорилось на фокус-группах (и в частности, по процитированным выше репликам), многие склонны относить слова президента не к отдельным представителям новой партии, а ко всей этой организации в целом.

    Несколько скептическое отношение значительной части участников дискуссий к "Единству" усугубляется тем, что оно воспринимается многими как созданное "искусственно" (этот термин используется неоднократно) политическое образование. "В общем-то отношение-то к этой партии у всех, конечно, такое ехидное немножко, – отмечает участница дискуссии. – Слишком быстро она организовалась". "Она не организовалась. Ее организовали", – говорит другой участник. "Да, как-то все это скоропалительно и несерьезно". "Из этой партии можно сделать все, что угодно, как решат стоящие у власти по-настоящему – что они хотят с этим делать. Пока непонятно. Мне кажется, что они сами не очень понимают, насколько далеко они пойдут и насколько нужна им будет партия".

    Однако несмотря на то что "политические игры", связанные с преобразованием "Единства" в партию, воспринимаются большинством участников фокус-групп – и, надо полагать, большинством российских граждан – без какого бы то ни было энтузиазма, в ходе опроса респонденты почти вчетверо чаще заявляют о симпатии, чем об антипатии к этой партии.

    Вопрос: Как Вы относитесь к партии "Единство" – положительно, отрицательно или безразлично?

    Такое соотношение оценок обусловлено, в первую очередь, тем, что "Единство" воспринимается значительной частью – очевидно, большинством – граждан не столько как самостоятельная политическая сила, сколько как политический инструмент, находящийся в полном распоряжении В.Путина. Естественно, именно сторонники президента особенно охотно заявляют о симпатиях к "Единству". Но показательно, что и среди сторонников Г.Зюганова доля положительно относящихся к этой партии лишь чуть меньше доли относящихся к ней отрицательно, при том что 60% респондентов, поддерживающих лидера КПРФ, либо заявляют о безразличном отношении к "Единству", либо затрудняются с ответом.

    Если бы сторонники Г.Зюганова видели в "Единстве" прежде всего крупную политическую партию, конкурирующую с КПРФ, они, несомненно, воспринимали бы ее гораздо более негативно. Но к В.Путину значительная часть коммунистического электората сегодня относится более или менее положительно, и именно поэтому политическая структура, ориентированная на безраздельную поддержку действующего президента, не вызывает у них сильной аллергии. Более того, приверженцы Г.Зюганова лишь немногим реже, чем сторонники В.Путина, говорят о том, что они хотели бы видеть эту структуру "единственной правящей партией". И только половина почитателей лидера КПРФ категорически не согласна с этой перспективой.

    Вопрос: Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?

    Иначе говоря, весьма значительная часть коммунистического электората в той или иной мере согласна поступиться своей идеологической идентичностью ради восстановления политического режима, основанного на диктате одной, государственной "партии", – пусть даже и не исповедующей коммунистическую идеологию, готова предпочесть диктат "Единства" политическому плюрализму. Причем показательно, что такую позицию занимают даже некоторые респонденты, не симпатизирующие "Единству": положительно относятся к нему 18% сторонников Г.Зюганова, а хотели бы видеть его единственной правящей партией – 22%.

    Следует отметить, что преимущественно критическое и даже временами пренебрежительное отношение к "Единству", отчетливо проявлявшееся на фокус-группах, во многом связано с тем, что ведущие ориентировали участников на обсуждение прошедшего партийного съезда, новых "приобретений" партии (НДР, партии В.Брынцалова и т.д.), ее взаимоотношений с иными политическими силами и прочих сюжетов, зачастую маркируемых "человеком с улицы" посредством клише "политические игры". Когда же разговор заходил о том, какую роль отводит "Единству" президент, тональность обсуждения заметно менялась. Участники, как правило, без тени осуждения говорили о том, что В.Путин создает себе политическую опору: президент, по мнению одного из них, "из движения делает партию, потому что ему нужна организация; ведь нужно как-то страной управлять, нужны единомышленники, которые связаны между собой уже не только идеологией или стремлением к власти... Т.е., на мой взгляд, он просто возвращается к классическому управлению государством, которое было, прошу прощения, при Ленине и при императоре Нероне, и т.д.".

    Аналогия с советским прошлым в этом контексте возникает у многих участников фокус-групп. "Путин – он такой же наш советский институт заканчивал. А все мы, кто там учился в то время первые два курса – это материализм и история КПСС. У тебя не будет никакой перспективы, если за тобой не стоит партия. Партия ленинского типа. Путин идет этим же путем". Развивая эту аналогию, один из участников дискуссии выдвигает не лишенную интереса гипотезу о том, что партия нужна В.Путину как механизм контроля над губернаторами: "Потому что все-таки по опыту КПРФ... (имеется в виду, конечно, КПСС) не секретари обкомов командовали Политбюро, а Политбюро меняло... Так вот, а здесь, если не будет партии, в которую бы входили и губернаторы, Путин будет оставаться в чисто таком плане в структуре госаппарата. Это недостаточная опора. Поэтому хотелось бы еще некую другую опору, где он мог бы и противостоять губернаторам. Хочешь быть губернатором в следующий раз? Не выступай, не разваливай партию. Иначе она выступит против".

    Другая участница дискуссии, восторженная почитательница президента ("человеку с таким открытым взглядом верить можно и нужно") , полагает, что партия нужна В.Путину потому, что "нужна... консолидация наших людей... И та атмосфера, которая сейчас у нас есть, доверие, ее нужно как-то ему культивировать, наверное".

    Стоит отметить, что в ходе дискуссий выдвигались и весьма оригинальные предположения относительно "подтекста" взаимоотношений В.Путина и "Единства". Неоднократно высказывалась мысль, что новая партия располагает мощными финансовыми ресурсами, навеянная вступлением в "Единство" В.Черномырдина и В.Брынцалова. В связи с этим одни говорили о том, что В.Путину как политику нужна финансовая опора, другие – о том, что президент попытается использовать ресурсы партии, "чтобы помочь людям простым".

    Звучала и мысль о том, что В.Путин опасается ссориться с людьми, объединившимися в новой партии: "Путин смотрит ситуацию в целом. Если сейчас тех, кто находится в "Единстве", отстранить от власти, от кормушки, ограничить, это может закончится чем-то нехорошим... На какое-то время можно этих людей допустить к видимости власти. Я думаю, что это недолго все протянется". Это предположение, конечно, никоим образом не сочетается с преобладающей уверенностью в том, что "Единство" полностью подконтрольно В.Путину, но зато оно позволяет "примирить" позитивное отношение к президенту и неприязнь к партии, явно привечаемой им. В чем-то сходную, но еще более экзотическую версию выдвинул другой участник дискуссии: "партия создана для того, чтобы всех противников Путина поставить в неловкое положение или просто обмарать. Потому что совокупность группировок, у которых разные интересы и нет единой программы, неминуемо развалится, и тогда на них можно показать пальцем и сказать: ну, разве это вот... И тогда Путин станет диктатором".

    Но большинство граждан, конечно, не сомневается в том, что "Единство" является опорой президента. В вопросе о прочности этой опоры респонденты чрезвычайно далеки от единодушия.

    Вопрос: Как Вы думаете, партия "Единство" просуществует долго или недолго?

    Почти половина опрошенных не решается дать определенный прогноз относительно возможного "долголетия" новой партии. Те, кто относятся к "Единству" негативно или безразлично, склонны считать, что оно долго не протянет, руководствуясь, по преимуществу, опытом НДР и иных "партий власти", возникавших за последние годы. На фокус-группах нередко звучала мысль о нежизнеспособности партии, лишенной идеологического, программного стержня и состоящей, главным образом, из "начальников".

    Те же, кто симпатизирует "Единству", довольно уверенно предрекают ему долгую жизнь, полагая, насколько можно судить по материалам фокус-групп, что она будет гарантирована близкими отношениями с властью. В связи с этим стоит отметить: 27% респондентов считают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией, как раньше КПСС". По-видимому, именно с этой перспективой, главным образом, и связаны прогнозы о длительном существовании новой "партии власти".

    Чрезвычайно принципиальным – и разумеется, не только с точки зрения политических перспектив "Единства" – представляется вопрос о том, как российские граждане относятся к идее реставрации однопартийной системы.

    3–4 июня Как Вы относитесь к партии "Единство"?
    положительно безразлично отрицательно
    Сколько примерно крупных партий должно быть, по Вашему мнению, вРоссии?
    больше 5
    Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?
    Хотел(-а) бы
    Мне это безразлично
    Не хотел(-а) бы
    Затр. ответить

    Как видно из приведенных данных, за однопартийную систему высказывается меньшинство респондентов – хотя и довольно значительное (23%). Однако 36% респондентов, положительно относящихся к "Единству", заявляют, что хотели бы видеть его единственной правящей партией, – при том что за однопартийность они высказываются значительно реже (22%). Следовательно, немалая часть российских граждан, в принципе признающая многопартийность необходимой, готова отступить от этого принципа в том случае, если шанс на монопольное положение приобретет поддерживаемая ими политическая сила. Определенное "концептуальное" обоснование такого подхода дал участник фокус-группы, заявивший: "Каждая партия стремится к власти", – и развивший это бесспорное утверждение следующим образом: "Задача партии – прийти к власти и всех передушить". Отсюда, пожалуй, следует, что последовательная поддержка "своей" партии должна распространяться и на ситуации, когда она пытается изменить "правила игры", монополизировав политическое пространство. И нет оснований считать, что подобная логика характерна для сторонников "Единства" в большей мере, чем для приверженцев иных политических сил. Так что можно предположить, что в действительности доля принципиальных противников возврата к однопартийной системе примерно равна доле тех, кто согласился бы на это, если бы их устроил претендент на роль монополиста.

    В связи с этим стоит отметить, что в ходе опроса экспертов 39% респондентов согласились с мнением, согласно которому "в нынешней ситуации многопартийная система приносит стране больше вреда, чем пользы", тогда как 50% – выразили несогласие с ним. Естественно допустить, что "рядовые" граждане оценивают многопартийность, по крайней мере, не выше, чем представители региональных элит.

    Однако, как мы уже отмечали, только 27% респондентов допускают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией" по образцу КПСС, тогда как 49% – не верят в это. Причем в ходе фокус-групп, где участники достаточно подробно дискутировали на эту тему, последнее мнение неизменно преобладало.

    Владимир Рыжков, ныне оппозиционный политик, а тогда - первый вице-спикер Госдумы от проправительственного "Нашего дома - России" (НДР): "Это была идея Бориса Березовского, он же придумал и "тройку" - Шойгу, Александр Карелин и я, генерал Гуров в ней появился позже."

    "Профиль" , 05.10.2009, Зов предков

    Кто были основатели движения "Единство", из которого выросла партия "Единая Россия"? И почему в ЕР не любят об этом вспоминать?

    Михаил Виноградов, Владимир Рудаков

    Избирательный блок "Единство", из которого впоследствии выросла партия "Единая Россия", появился на свет ровно десять лет назад - осенью 1999-го. Правда, в ЕР о тех днях стараются особо не вспоминать. В партии больше предпочитают вести отсчет своей истории с декабря 1999-го, когда блок "Единство" (он же "Медведь"), к удивлению многих, получил на думских выборах более 23% голосов - невиданный до того успех "партии власти"! Однако декабрьская победа начала коваться еще осенью. Именно тогда политический кукловод Борис Березовский придумал-таки, как победить на выборах блок "Отечество-Вся Россия", во главе которого стояли стремительно набиравшие популярность Евгений Примаков и Юрий Лужков. ОВР выдвигало государственнические лозунги, обладало значительным административным ресурсом и почти неисчерпаемыми финансовыми средствами. В стране отчетливо складывался второй центр власти, начинался раскол элиты. "В администрации тогда царили упаднические, панические настроения, - вспоминает Владимир Рыжков, ныне оппозиционный политик, а тогда - первый вице-спикер Госдумы от проправительственного "Нашего дома - России" (НДР). - Ждали победы ОВР и КПРФ и потери власти". Определенные надежды возлагались на нового премьера, Владимира Путина, но он был только назначен и еще не обрел большого политического веса.

    Медвежья услуга

    Как возник план создать "Единство"? "Идея была в том, чтобы вбросить яркую, свежую струю в политическое поле, - рассказывает Рыжков. - НДР не годилась: на ней был груз ответственности за 90-е годы и дефолт 1998 года". Как вспоминает Рыжков, в сентябре его пригласили на Старую площадь, в администрацию президента. Там его ждал глава МЧС Сергей Шойгу, один из моторов нового избирательного проекта. "Я интересовал их в личном качестве, мне предложили место в "тройке" "Единства", - с грустью говорит он. - Я спросил, что делать с НДР. Шойгу ответил: "Мы всё хотим сделать с чистого листа". Это была идея Бориса Березовского, он же придумал и "тройку" - Шойгу, Александр Карелин и я, генерал Гуров в ней появился позже. С Березовским тогда у всех были хорошие отношения".

    Но Рыжков в проект не поверил, от предложения отказался и впоследствии вошел рядовым одномандатником во фракцию "Единство": ведь старая партия власти, НДР, выборы проиграла вчистую. Впрочем, тогда в успех "медведей" мало кто верил. Участники событий тех лет признают: изначально движение "Единство" создавалось исключительно как "спойлерский" проект - как блок, который смог бы отобрать у ОВР на выборах десяток процентов голосов. И все.

    До выборов оставалось несколько месяцев, и власти понимали, что большего попросту не успеют. "Единство" по своему имиджу и по лидерской тройке создавалось как движение, близкое к известному политтехнологическому принципу "спокойная сила", - вспоминает политолог Дмитрий Бадовский.

    Начало процессу положило "письмо 39" губернаторов, не присоединившихся к ОВР. Они призвали регионы "привести в Думу честных и ответственных людей". Программа, лозунги, логотип движения "Единство" (МЕДВЕДЬ) создавались буквально "на коленке". Учредителями блока стали Народно-патриотическая партия (Франц Клинцевич), политическое движение "Моя семья" (Валерий Комиссаров), Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему бизнесу (Елена Козлова), движение "Поколение свободы" (Владимир Семенов), движение "В поддержку избирателей" (Евгений Федоров), движение "Рефах" (Дамир Серажетдинов) и Российская христианско-демократическая партия (Александр Чуев). Основную техническую роль играл Франц Клинцевич, поскольку его Союз ветеранов Афганистана имел разветвленную региональную сеть. Он признает, что выбор учредителей блока был случайным, составившие его движения подбирали по знакомству, за отсутствие связей с ОВР и просто за желание участвовать.

    Люди и положения

    Среди депутатов Госдумы от "Единства" оказались люди не только с капиталом темного происхождения, но и со смутными политическими воззрениями - богоискатели, космогонисты, борцы с абортами, анархо-синдикалисты, либералы и консерваторы. Были и депутаты нетрадиционной сексуальной ориентации, своими экстравагантными манерами и вечеринками бросавшие тень на фракцию. Впрочем, депутаты-натуралы, тот же водочный магнат Владимир Брынцалов или борец с коммунистами Александр Федулов, дискредитировали движение не меньше. Процесс избавления от лишних, случайных депутатов растянулся для фракции на весь созыв. "Единству" потом ставили в вину крайнюю неразборчивость при составлении списков: туда попали совсем уж случайные люди, представители мелкого бизнеса и даже криминалитета…
    Что касается Березовского, то Франц Клинцевич признается, что тогда не знал о степени его участия. Просто поверил Шойгу, который сказал, что этот олигарх не участвует. "От администрации все делал Шабдурасулов, он представлял интересы Ельцина и Путина", - говорит Клинцевич.

    Именно Путин стал неформальным лидером "медведей". К тому времени он уже снискал популярность как бескомпромиссный борец с терроризмом в Дагестане. Попутно страна знакомилась с его "досье": офицер КГБ, соратник Собчака, борец-дзюдоист и просто непьющий человек. Может быть, это - совпадение, но и первая "тройка" движения вся состояла из борцов - борец со стихией Шойгу, спортсмен-борец Карелин и борец с преступниками Гуров.

    Впрочем, вскоре не они, а совсем другие люди стали "лицами партии": никому не известные до поры провинциальные чиновники средней руки - Борис Грызлов и Любовь Слиска. Первый возглавил фракцию "медведей", Слиска же получила второй по значимости пост в Госдуме - кресло первого вице-спикера. Никто из них и мечтать не мог о такой карьере. На первом после избрания собрании фракции питерскому партактивисту Грызлову даже не нашлось места в президиуме: он туда было сел, но потом подошли более важные люди и пришлось уступить место. Рассказывают, что на роль лидера фракции изначально планировали назначить депутата со Ставрополья Владимира Катренко, но в последний момент питерские взяли свое: Грызлов как-никак был школьным другом вновь назначенного шефа ФСБ Николая Патрушева.

    Прошло несколько лет, и бывшие враги - "Единство" и ОВР - слились в одну партию. Кремль увидел в этом глубокий смысл. "До этого у нас проекты партии власти менялись от выборов к выборам, - говорит Дмитрий Бадовский. - Но потом стало понятно, что партийная система должна быть отстроена как постоянно действующая, а не как мерцающая раз в четыре года". В этом смысле ЕР удалось собрать элиту воедино. "Это было такое "принуждение к консолидации", так что в этом смысле строительство доминантной партии стало частью программы строительства вертикали власти", - полагает Бадовский. Впрочем, это уже другая история.

    Единство противоположностей

    Михаил Виноградов

    Осенью 1999 года движение «Единство» вовсе не выглядело победоносным. Трудно было представить, что через десять лет оно превратится в могущественную «Единую Россию».

    О том, как создавалось «Единство» и как оно смогло победить своих оппонентов, вместе с корреспондентом «Профиля» вспоминал Игорь Шабдурасулов . Осенью 1999-го он работал первым заместителем главы администрации президента РФ и стоял у истоков движения.

    - Игорь Владимирович, как вы оказались вовлечены в работу по созданию «Единства»?

    С осени 1998 года я работал гендиректором ОРТ и был уверен, что моя работа на госслужбе закончилась. Но тогда же премьер-министром был назначен Евгений Примаков, и почти сразу стали формироваться два политических лагеря - президентский и премьерский. На лагери начала делиться не только федеральная власть, но и губернаторы, имевшие тогда не в пример больше веса и возможностей. В конце 1998-го был сформирован предвыборный блок «Отечество-Вся Россия» во главе с Примаковым и Лужковым. И сначала в неявной форме, а потом уже и в явной, публичной, он позиционировал себя как партия, находящаяся в оппозиции президенту и его окружению. Разговоры о том, что нужно создать противовес, появились почти сразу же после формирования ОВР.

    - От кого исходили идеи и распоряжения? Кто был «мозгом» этой уникальной кампании?

    В июле-августе 1999-го эти разговоры приобрели более явное содержание, причем смысл был такой - «надо попробовать: получится - хорошо, а нет - будем искать другие варианты». У истоков этой дискуссии стояли Валентин Юмашев, Борис Березовский, Александр Волошин, отчасти Владислав Сурков. Для меня эта дискуссия закончилась звонком Бориса Николаевича Ельцина, который сказал, что мне нужно вернуться на госслужбу и заняться этим проектом.

    - Расскажите, как вы подбирали лидеров «Единства».

    Переговоры велись с разными людьми. Мы пришли к решению не создавать большую «сборную солянку», которая еще и внутри этого списка будет между собой конкурировать. Согласитесь, троих проще объединить, чем 12 или 20. В результате мы пришли к этому нетривиальному решению, оно далось не без труда, - сконцентрироваться всего на трех лидерах. У меня, и не только у меня, были очень долгие консультации с Сергеем Шойгу, его выдвинули первым. Все знали главу МЧС, знали, чем занимается ведомство, хотя он и не был до того публичным выборным политиком.

    Карелин - другая история: сила и спорт, уникальный спортсмен, а Гуров - легендарная личность, связанная с той самой борьбой с коррупцией, с которой борются до сих пор. Так сформировалась «тройка», и на нее стали делать акцент.

    - Но ведь нужно было еще найти людей с мест?

    Была огромная проблема с региональными списками. Во многих регионах, стоявших близко к ОВР, нам приходилось выбирать из второго, а то и из третьего эшелона местных элит. Многие опасались, не верили, боялись дискредитации. И очень много кандидатов было отсеяно после проверок по линии силовых структур. Причем мнение ФСБ далеко не всегда совпадало с мнением МВД. В результате в финальный список, и, соответственно, в Госдуму, попали многие люди, которые даже в принципе на это не рассчитывали, а были внесены просто «для галочки», на уровне вице-губернаторов, региональных чиновников, главврачей больниц, предпринимателей и т.д. И после формирования состава Думы к нам были упреки: мол, кого вы нам определили? Но если вы даже сегодня посмотрите состав Госдумы, там немало тех, кто пришел с «Единством». Начиная с председателя.

    - ЕР сейчас аккуратно дистанцируется от своего юбилея. В основном из-за расхожего мнения, что «Единство» придумал Березовский.

    Опять персонализация! То, что он стоял у истоков избирательного блока, создававшегося для противостояния блоку ОВР, не подлежит сомнению. То, что он был чуть ли не единственным, кто изначально лоббировал эту идею, - тоже факт. А вот на стадии реализации проекта он стоял далеко: не занимался этим, не курировал. На этапе самой избирательной кампании какие-то креативные идеи шли и от него, но на уровне… (делает круговое движение кистью руки), а не на уровне карт, планов, схем, одобрения или отклонения каких-то решений. Кстати говоря, также несправедливо принижать и роль самого Владимира Путина в этом проекте, особенно на финальном этапе избирательной кампании. На мой взгляд, его прямая и косвенная поддержка «Единства» дала не менее 50% успеха всего этого дела.

    Можно как угодно относиться к тем или иным персонажам, но переписывать историю не стоит. Ребята, что было - то было! После того как Березовский оказался в опале, уехал, стал чуть ли не главным врагом власти, многие из тех, кто сегодня у власти (или при власти), забыли или делают вид, что забыли, о своих с ним отношениях. Бог им судья. До сих пор помню замечательные репортажи ребят с НТВ, занимавших позицию «анти»: «Вот мы увидели, как по коридору на Старой площади в кабинет к Шабдурасулову прошел Шойгу в 8.30 вечера, а ближе к полуночи у 1-го подъезда мы замечаем Березовского! Вот где тайный штаб…» Смешно это было, конечно.

    - Вы не жалеете, что стояли у истоков «Единства» и «Единой России»?

    Что стоял у истоков «Единства» - нет, абсолютно не жалею. Это был уникальный и вполне успешный проект. С «Единой Россией» другая история.

    В политике трудно говорить о принципах, поэтому я могу умом понять последующее объединение двух непримиримых, казалось бы, врагов и превращение их в единую структуру со значительным кадровым перемешиванием. Но в тот момент я уже не занимался этим, и, если бы тогда мне сказали «займись этим!», я бы отказался. По принципиальным соображениям.

    Досье

    Шабдурасулов Игорь Владимирович родился в 1957 году. В 1979-м окончил географический факультет МГУ, работал в Институте географии АН СССР. С 1992 года - в аппарате правительства РФ. В 1995-1998 годах - начальник департамента культуры и информации аппарата правительства РФ. В 1998-м - зам-руководителя администрации президента РФ. В 1998-1999-м - гендиректор ОАО «ОРТ». В 1999-2000-м - первый замруководителя администрации президента РФ.

    Программа Единства образца 1999 года: Без комментариев.

    "ЕДИНСТВО готово разрушить бюрократическую систему и покончить с всевластием чиновников, которые обращаются с законами так, как это нужно им, а не так, как это нужно людям".

    "ЕДИНСТВО выступает за расширение полномочий Думы - при наличии в ней ответственных депутатов и Правительства - при назначении в его состав добросовестных профессионалов".

    "ЕДИНСТВО выступает за дальнейшее усовершенствование избирательной системы, в которой основу составят мажоритарные выборы, когда все депутаты избираются по одномандатным округам, а кандидаты в Думу находятся в абсолютно равных условиях".

    "В новой Думе ЕДИНСТВО будет выступать за отмену большинства депутатских привилегий и депутатской неприкосновенности".

    "ЕДИНСТВО выступает за эффективную борьбу с коррупцией путем устранения причин, ее порождающих. Количество чиновников следует резко сократить, а оставшимся - установить достойную зарплату, освобождающую их от необходимости вымогать взятки у людей".

    "В планах ЕДИНСТВА - мощная жилищная программа и радикальная коммунальная реформа. Мы добьемся организации в России адресной защиты малоимущих за счет тех, кто сейчас почти ничего не платит за содержание своих особняков и роскошных апартаментов".