Гораций. мера должна быть во всем, всему должны быть пределы. Мера должна быть во всём О технологическом отставании

м ера должна быть во всем, Всему должны быть пределы. Гораций

Имя Горация нередко и по праву упоминается в «связке» с именем Вергилия. Эти два равновеликие таланта олицетворяют важнейшие грани поэзии «золотого века» на ее высшем художественном пике. Вергилий - олицетворяет грань эпическую, Го­раций - лирическую. Оба запечатлели свое время. И вместе с тем придали своим исканиям столь совершенную эстетическую форму, наполнили свои стихи столь глубоким общечеловече­ским содержанием, что они навсегда остались в истории не то­лько римской, но мировой поэзии, Квинт Гораций Флакк

Представление о Горации как о талантливейшем поэте, но приспособленце, «льстеце», ставшее «общим местом» ряда кри­тических работ, во многом несправедливо. Печальную роль сыграло известное хлесткое выражение Ф. Энгельса, отозвав­шегося о Горации как о бывшем республиканце, который бро­сает лозунг «Против тиранов», а затем капитулирует и «ползает на брюхе перед Августом». Известно, однако, что принцепс был обижен тем, что поэт избегает доверительных с ним отноше­ний. В одном из писем Августа к Горацию мы читаем: «Не бои­шься ли ты, что твоя дружба со мной не навлекла бы на тебя позор в потомстве?» По словам историка Светония, Август даже навязывал свою дружбу Горацию.

ГОРАЦИЙ И ОДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Оды составляют наибо­лее весомую часть наследия Горация. Он обратился к ним, уже испытав себя в жанре эподов и сатир. Первая книга од, что су­щественно, была издана в 23 г. до н.э., т.е. после окончатель­ной победы Октавиана. Сам Гораций называл свои лирические стихотворения «песнями» (carmina); позднее его комментаторы стали называть их одами, имея в виду их вдохновенный, торже­ственный характер. Оды собраны в четырех книгах: в первой - 38 од, во второй - 20, в третьей - 30, в четвертой - 15. В не­которых одах Гораций продолжает традиции Пиндара. Но более близка ему ранняя греческая лирика таких поэтов, как Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. В частности, он использует характер­ные для них стихотворные размеры.

В упоминавшемся послании «К Меценату» (19-е послание 1-й книги) он называет своих предшественников:

Первый паросские ямбы

Лазию я показал; Архилоха размер лишь и страстность

Брал я, не темы его, не слова, что травили Ликамба.

Упоминает Гораций и «властную музу Сапфо», и соблюдав­шего размер Архилоха Алкея.

Музу его, что забыта у нас, я из лириков римских Первый прославил: несу неизвестное всем и горжусь я - Держат, читают меня благородные руки и очи.

В знаменитой оде «Памятник» (о которой пойдет речь позд­нее) он так определяет свою заслугу:

Первым я перевел песни Эолии на италийский лад.



Гораций не только взял на вооружение формы и размеры греческих лириков. Он наполнил их новым содержанием. При­дал своим стихам классическую законченность.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ (ОКТАВИАНА АВГУСТА. Оды Горация - худо­жественное воплощение его политической философии. Со внима­нием следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Государство видится кораблем, захваченным бурей (эта метафора впервые была использована еще Алкеем).

О корабль, вот опять в море несет тебя Бурный вал. Удержись! В гавани якорь свой Брось!

Снасти страшно трещат - скрепы все сорваны, И едва уже днище Может выдержать грозную

Силу волн?

В дальнейшем тема корабля-государства, еще шире - обще­ства, пройдет через мировую поэзию: здесь и Лонгфелло («По­стройка корабля»), и Уитмен («О капитан, мой капитан»), и Ар­тур Рембо («Пьяный корабль»).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ОД. Оды Горация - своеобразное зеркало политических событий в Риме. Последние нередко пред­стают опосредованно, в форме мифологических образов. В 15-й оде 1 -й книги бегство Париса и Елены в Трою сопоставляется с судьбой Антония и Клеопатры, врагов Октавиана, которых ждет недобрая судьба. Победа Октавиана при Акции для Гора­ция - результат воли богов. Во 2-й оде 1-й книги поэт рисует грозные события: разлив Тибра, последовавший за убийством Цезаря. Поэт молит Юпитера, Аполлона, Венеру пощадить Рим, главная надежда поэта - сын «благодатной Майи» - Меркурий. А его земное воплощение - Август. Поэт просит Меркурия, т.е. Августа, зваться «отцом», стать «гражданином первым». И действительно, спустя четыре года, после победы при Акции, принцепс получил титул Августа («божественно­го»), что фактически приобщало его к сонму богов.



Гораций обращается к Клио, музе истории, дающей своим любимцам славу в веках. С подлинно «пиндарическим» вооду­шевлением славит Горации Отца, т.е. Юпитера, стража люд­ского рода. Ему Рок «поручил охрану Цезаря», т.е. Августакоторый правит в качестве второго лица после самого верхов­ного бога. Августу, достойному продолжателю великого рода Юлиев, суждено ведать делами земными. Превознося Августа, Гораций придавал его власти сакраментальную, божественную окраску.

ОВИДИЙ

В истории римской поэзии эпический жанр представлен двумя «вершинными» произведениями: это «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы». Книга Овидия, его наиболее масштабное произведение, отлична по характеру от шедевра Вергилия. Вме­сте с тем опыт автора «Энеиды» Овидий, конечно же, учитывал. Общее у них - это эпический размах. Но Овидий был далек от того, чтобы сочинить национальную героическую поэму по примеру Вергилия; она не отвечала его творческой индивидуа­льности. Подвиги на поле брани не были его стихией. Но то, что он написал, было не менее весомо.

После выхода трех книг, насыщенных любовной тематикой, Овидий, вступивший в новый этап творчества, придает ему но­вое направление. «Метаморфозы» - это обширное произведе­ние, написанное дактилическим гекзаметром, объемом около 12 тысяч стихов, составляющих 15 книг. «Метаморфозы», буква­льный смысл: превращения. Перед нами примерно 250 мифов, увлекательных и многокрасочных, о различных превращениях людей, мифологических героев, зверей в растения, камни, звез-ДЬ1, в различные предметы. Работе над этим сочинением Ови­дий отдал почти семь лет и успел завершить труд как раз в ка­нун злосчастной ссылки. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПОЭМЫ. Овидий подарил соотечествен никам, да и последующим поколениям поэтический свод мно­жества мифологических сюжетов. В этой поэме, новаторской по замыслу и структуре, - синтез достижений римской поэзии. Здесь тонкое описание человеческих чувств, одухотворенные картины природы, символика и верования; наглядные живые детали и подробности. Главное же - духовная жизнь древнего мира. Это была поэма, не похожая ни на «Илиаду» Гомера, ни на «Энеиду» Вергилия, ни на «О природе вещей» Лукреция. Произведение в жанровом отношении не имеет аналогов в антич­ной поэзии.

ИСТОЧНИКИ. Работая над своей поэмой, погружаясь в библиотечные фолианты, консультируясь с учеными филоло­гами, поэт овладел целым сводом знаний по мифологии. Осо­бенно полезны оказались для него сочинения греческих авто­ров, по большей части эллинистической эпохи, предлагавших обработки легендарно-мифологических сюжетов. Мотив пре­вращений любили художественно осваивать поэты эпохи эл­линизма: Эратосфен писал о превращении людей в звезды; Бойс - в птиц; присутствовал подобный мотив у Каллимаха в его главном сочинении «Причины», сборнике стихотворе­ний элегического настроения. В дальнейшем многие исполь­зованные Овидием тексты были утрачены; лишь благодаря ему мифы и дошли до нас. Однако не только сведения, добы­тые из книг, питали поэта.

Еще в юности, во время странствий по Греции, Малой Азии и Сицилии, Овидий побывал в тех местах, где, как считалось, развертывались события и эпизоды, запечатленные в мифах и ле­гендах. Так, в Фессалии он видел реки, на берегах которых рез­вилась прекрасная нимфа, обращенная в лавр; в Сицилии - пещеру, войдя в которую Плутон унес Прозерпину в подземное царство; около Сиракуз - источник Аретузы, нимфы, любви которой домогался влюбленный в нее Алфей.

Добавим к этому, что отдельные легендарно-мифологические эпизоды и образы были увековечены в скульптурных изваяниях, в мозаике, вазовой живописи, в элементах архитектуры, даже в украшениях, ставших частью быта. Римские матроны, напри­мер, считали, что янтарные бусины из их ожерелий - это кап- ли окаменевшего сока. Они вытекли из тополя, и являли собой слезы сестер Фаэтона, которые были превращены в тополя. Другая деталь украшений - кораллы. Существовало мнение, что это - побеги подводных растений, отвердевающих, если их извлечь из воды. Произошло же это потому, что когда-то герой Тезей положил на них голову страшной Медузы, взгляда кото­рой было достаточно, чтобы предмет, на который она взгляну­ла, окаменел.

Мифы, составившие прославленную книгу Овидия, - плод фантазии людей в далекой древности. Для эллинов эпохи Го­мера многое в мифах было живым, реальным предметом веры. Для современников Овидия, живших в иное историче­ское время, это были во многом лишь красивые сказки. Вряд ли они верили в подобные превращения. Значит ли это, что Овидий написал сочинение, имеющее лишь историческую ценность?

Думается, что это не так. Подлинная энциклопедия мифов, им накопленная, - это не только сокровищница сюжетов. В пестрых, красочных сюжетах заключался общечеловеческий смысл. За легендой и сказкой просвечивала правда человеческих индивидуальностей и отношений. В них было все: любовь и рев­ность, коварство и великодушие, трогательная дружба и супру­жеская привязанность, материнская нежность и властолюбие и многое другое.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МИФОВ. Чтобы все это доне­сти дочитателя, необходим был гибкий, сильный поэтический дар Овидия. Многие сюжеты были хорошо знакомы его совре­менникам, находились «на слуху». Овидий не просто стремился их воспроизвести. Он их эстетически преображал, придавал им наглядность, красочность и достоверность.

С этой целью он проводил необходимый отбор материала, отсекал все лишнее. Крайне важна была для него акцентировка Деталей, подробностей наиболее значимых, которые он мог и расширить и углубить. Это придавало его легендарно-сказочно­му миру осязаемость и конкретность. Он мог также трансфор­мировать отдельные сюжетные линии мифа, чтобы добиться большей впечатляющей силы.

Так, художественно освоен им миф о Пигмалионе, один изсамых поэтичных. Древняя легенда гласила, что царь Кипра Пигмалион был влюблен в сделанную из слоновой кости ста­тую богини Венеры, которую он считал живым существом. У Овидия в легенду внесены коррективы. Царь Пигмалион пре­вращен в скульптора. Он сам сотворил дивную статую, причем не богини, а смертной женщины. Наконец, поэт заставляет ста­тую ожить от любви ее создателя.

У Овидия миф обретает философское наполнение. Тема этой прелестной миниатюры - природа художественного твор­чества, глубоко близкая Овидию. Сказочный сюжет убеждает: только те творения искусства совершенны и жизненны, созда­нию которых художник отдал вдохновение, жар души. Скуль­птор Пигмалион был оскорблен пороками женщин, которых за их непристойное поведение Венера обратила в камень. Пигма­лион жил «холостой, одинокий» и ложе его «лишено было дол­го подруги». Вот как описывает Овидий его творческий про­цесс:

А между тем, белоснежную он с неизменным искусством

Резал слоновую кость. И создал он образ - подобной

Женщины свет не видал, - и свое полюбил он созданье!

Девушки было лицо у нее; совсем как живая,

Будто бы с места сойти она хочет, да только страшится.

Вот до чего было скрыто самим же искусством искусство!

Диву дивится творец и пылает к подобию тела.

Часто протягивал он к изваянию руки, пытая,

Тело ли это иль кость? Нет, это не кость! - признается.

Деву целует и мнит, что взаимно.

Влюбленный в свое создание, скульптор приносит богам жертвы, молит их дать ему жену, которая была бы похожа на ту, что из кости. Богиня Венера слышит его мольбы. Мрамор смягчается. «Тело пред ним - под перстом нажимающим жилы трепещут». Статуя оживает.

Уста прижимает

Он наконец к неподдельным устам - и чует лобзанья Дева: краснеет она и, подняв свои робкие очи Светлые к свету, зараз небеса и любимого видит. Гостьей богиня сидит на устроенной ею же свадьбеВ поэтической версии проявилось мастерство Овидия. Не случайно этот миф, именно благодаря Овидию, многократно становился источником художественного воплощения едва ли не во всех видах искусств: здесь и знаменитая комедия Б. Шоу «Пигмалион», и популярный мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», и кантата И. Баха, и оперы Рамо и Керубино, и оперетта Зуппе «Прекрасная Галатея», и многие другие.

КОМПОЗИЦИЯ. Кажется, что в овидиевых «Метаморфозах» нет четкого плана: один миф «перетекает» в другой. Однако это не так: обширный материал, собранный и обработанный поэтом, подчинен внутренней логике и общей философской концепции, а также целесообразно выстроен.

В заключительной пятнадцатой книге излагаются взгляды Пифагора (VI в. до н.э.), знаменитого греческого философа, основателя собственной философской школы, своеобразного братства учеников, т.н. пифагорейцев. (Ученый был также ма­тематиком, и школьники знакомятся с основами геометрии, осваивая теорему Пифагора.) Овидий, возможно, не без влия­ния Лукреция, следующим образом художественно формулиру­ет для читателя закон вечного изменения.

Обновляя

Вещи, одни из других возрождает обличья природы.

Не погибает ничто - поверьте! - в великой вселенной.

Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться -

Значит начать быть иным, чем в жизни былой; умереть же -

Быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире

Вечно туда и сюда: но сумма всего - постоянна.

Материал в «Метаморфозах» сгруппирован в исторической последовательности. И об этом «зачин» в первой песне поэмы:

Боги - ведь вы превращения эти вершили, -

Дайте ж замыслу ход и мою от начала вселенной

До наступивших времен непрерывную песнь доведите.

ОСНОВНЫЕ МИФЫ. Превращения начались уже в древней­шее время. Мир пребывал в состоянии бесформенного хаоса, ко-.торый стал обретать постепенно более гармоничные и упоря­доченные очертания. Далее следуют четыре традиционных века, как полагали древние: золотой, серебряный, медный и железный, за которыми следовал потоп. От древности Овидий переходит к современности, к Юлию Цезарю, превратившемуся в комету. Но исторический принцип не выдерживается до конца. В да­льнейшем мифы располагаются с точки зрения своего происхож­дения и тематики. В книгах III и IV излагаются старинные мифы фиванского цикла, связанные с такими известными фигу­рами, как Кадм, Гармония, Тиресий. В эти книги включены и две широко популярные новеллы о Нарциссе и Эхо, о Пираме и Тисбе.

НАРЦИСС. Редкой красоты юноша, сын речного бога Кефисса, Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан бо­гами. Они побудили его влюбиться в собственное отражение в воде студеного ручья.

Жажду хотел утолить, но новая жажда возникла: Воду он пьет, а меж тем - захвачен лица красотою, Любит без плоти мечту и призрак за плоть принимает. Сам он собой поражен, над водою застыл неподвижен. Юным похожий лицом на изваянный мрамор паросский.

Терзаемый неразделенной страстью, герой мифа умирает и превращается в нарцисс, в «шафранный цветок с белоснежны­ми вокруг лепестками». Этот персонаж дал название психоло­гическому явлению, т.н. нарциссизму, т.е. самолюбованию. Овидий предложил поэтическую версию одного из самых попу­лярных и поэтичных античных мифов, который послужил ис­точником для пьес Кальдерона и Руссо, опер Скарлатти, Глю­ка, Масснэ, картин Тинторетто и Пуссена.

ПИРАМ И ТИСБА. Немалый успех выпал и на долю мифа о Пираме и Тисбе. Он был распространен на Востоке, обыгрывал традиционный мотив любви, оказавшейся сильнее смерти. Овидий расцветил его своей фантазией. Влюбленные молодые люди жили в двух домах, примыкавших друг к другу, но брак им запретили отцы. Пирам и Тисба могли разговаривать, видеть друг друга, пользуясь узкою щелью в стене. Бессильные бороться с охватившей их страстью, они решили встретиться на воле, за пределами города, близ гробницы у дерева с плодами белого цвета.

Первой к гробнице приходит Тисба, которую замечает льви­ца, распаленная «свежею кровью бычачьей»; Тисба успевает укрыться в пещере, но при этом теряет покрывало. Его хватает львица, рвет на части своей окровавленной пастью. Когда к ме­сту назначенной встречи приходит Пирам, то замечает покры­вало с пятнами крови. Его первая мысль: «Львица растерзала Тисбу». Обливаясь слезами, Пирам винит себя в гибели Тисбы. В отчаянии Пирам пронзает себя кинжалом. Его кровь окраши­вает в пурпурный цвет ягоды тутового дерева. Вскоре, выйдя из пещеры, Тисба находит умирающего Пирама. Она решает вслед за ним уйти из жизни:

Погубили тебя, о несчастный, Руки твои и любовь! Одинаково смелой рукою Я обладаю: любовь же моя меня сделает сильной. Я за тобою пойду и, несчастная, буду считаться Смерти Пирама причиной и спутницей.

Тисба бросается на меч Пирама и умирает. Плоды же дерева хранят цвет крови двух несчастных, которые «покоятся в урне единой». Этот сюжет был использован Чосером в «Кентербе-рийских рассказах», дан в пародийном ключе в «Сне в летнюю ночь» Шекспира; воплощен в картине Кранаха старшего и опе­ре Глюка.

НИОБА. Мифы в V-VII книгах относятся ко времени знаме­нитого похода аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Это мифы о Ясоне, Медее, персонажах, памятных по трагедии Ев-рипида «Медея». Здесь мы встречаем знаменитую новеллу о Ниобе, дочери Тантала, жене царя Фив Амфиона. Поначалу судь­ба была к ней благосклонна: она принадлежала к древнему Роду, ее муж был могущественным властителем, но всего более Ниоба гордилась своими многочисленными детьми: семью сы­новьями и семью дочерьми. В своем материнском тщеславии °на позволила себе насмеяться над самой богиней Латоной.

Ниоба посчитала себя выше ее и знатнее, поскольку Латона ро­дила только двух детей, Аполлона и Артемиду. Задетая за жи­вое, Латона жалуется своим могущественным детям на Ниобу, которые решают ее жестоко покарать. Одного за другим пора­жают они стрелами всех сыновей Ниобы; Овидий подробно описывает гибель каждого из них. Убивает себя в отчаянии- ее муж Амфимон.

Безмерно горе Ниобы, потерявшей и детей и супруга: О, как Ниоба теперь отличалась от прежней Ниобы, Что от Латониных жертв недавно народ отвращала Или по городу шла, по улице главной, надменна. Всем на зависть своим! - А теперь ее враг пожалел бы. К хладным припала телам; без порядка она расточала Всем семерым сыновьям в последний раз поцелуи.

Затем одна за другой умирают и все семь сестер. В ужасе Ниоба цепенеет, Зевс превращает ее в скалу.

Ниоба остается художественным символом как надменно­сти, так и неизбывного страдания. История гибели ее детей, Ниобидов, сделалась популярной в искусстве. В VI в. н.э. в Риме были обнаружены четырнадцать фигур, изображающих группу Ниобид. Высказывается предположение, что это копия композиции, созданной греческим скульптором Скопасом.

ДЕДАЛ И ИКАР. В книгах VIII-IX - мифы, относящиеся ко времени Геракла. Среди них - прославленный миф о Дедале и Икаре. Во время полета с острова Крит со своим отцом, мифи­ческим скульптором Дедалом, юноша Икар пренебрег родите­льским предостережением и, поднявшись высоко вверх, при­близился к солнцу, после чего воск, скреплявший перья искусственных крыльев, растаял, и Икар упал в море. В этом сюжете, также получившем многообразный отзвук в искусстве, отразилась в наивно-трогательной форме вековая мечта челове­чества о покорении воздушного пространства.

ФИЛЕМОН И БАВКИДА. Исполнен жизненной правды миф о Филемоне и Бавкиде, благочестивой супружеской паре стари­ков. Когда в ту болотистую местность, где жили герои мифа, - -спустились инкогнито Юпитер и Меркурий (по греческой вер­сии Зевс и Гермес), их соседи не оказали им достойного госте­приимства. Только Филемон и Бавкида, несмотря на крайнюю бедность, щедро поделилась с пришельцами своими скромны­ми запасами. «Открывшись», растроганные боги решили пока­рать соседей, но вознаградить стариков. Поля соседей подверг­лись затоплению, на месте же дома четы стариков вознесся храм, жрецами которого они стали. Отозвались боги и на их нижайшую просьбу: позволить им уйти из жизни одновремен­но. Так и происходит, после чего они превращаются в два дере­ва, «от единого корня возросших». Пафос этой истории выра­жен в словах: «Праведных боги хранят: почитающий - сам почитаем».

Филемон и Бавкида остались в памяти: они - воплощение супружеской любви, пронесенной до старости, до последнего дыхания. Гёте увековечил эту мифологическую супружескую пару в финальных сценах второй части «Фауста». У Гёте Фи­лемон и Бавкида символизируют как любовь, так и патриар­хальность: их скромная хижина гибнет в процессе осушения болота. Старинный быт разрушается в ходе неумолимого эко­номического прогресса. Образы Филемона и Бавкиды ожи­вают в операх Гайдна и Гуно, в живописи Рубенса и Ремб­рандта.

ДРУГИЕ МИФЫ. Среди мифов X книги - мифы об Орфее и Эвридике,о Гиацинте;в XIкниге - мифы о золоте Мидаса,о Пелее и Фетиде,родителях Ахиллеса. В XII-XIIIкнигах со­браны мифы, связанные с троянской войной, с историей Ифигении в Авлиде(известной по трагедиям Эсхила и Еври-пида), с гибелью Ахиллеса, с судьбой жены Приама Гекубы.Воспроизвел Овидий и историю любви циклопа Полифемаи нимфы Галатеи,поэтически воплощенной в XIидиллии Феокрита.

БОГАТСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПОЭМЫ. Заключите­льные книги «Метаморфоз» (XIII- XV) переносят читателя уже в мифологическую историю Рима. Вслед за Вергилием Овидий поэтизирует возникновение Рима от троянцев, приплывших в Италию во главе с Энеем. Возвеличивается и легендарный римский царь Нума Помпилий, который усваивает уроки мудрости, преподанные Пифагором. Нуме приписывается реализация многих благотворных государственных деяний, законов и реше­ний. Завершается эта тематическая линия историей Юлия Це­заря. Его гибель стала началом его бессмертия.

Благая Венера

В римский явилась сенат и, незрима никем, похищает Цезаря душу. Не дав ей в воздушном распасться пространстве, В небо уносит. И там помещает средь вечных созвездий. И, уносясь, она чует: душа превращается в бога...

В «Метаморфозах», может быть «главной книге» Овидия, его художественная палитра обогатилась, засверкала новыми крас­ками. В первых книгах его талант реализовался в изображении переживаний, связанных с разными гранями любви. В поэме встречаются сцены и эпизоды, отражающие трагические, мрач­ные аспекты бытия. Царь Эгины, например, рассказывает Ке-фалу о безжалостной эпидемии чумы, обрушившейся на его страну:

Ведомо, что и в ключи и в озера проникла зараза,

А по пустынным полям и не вспаханным вовсе блуждали

Многие тысячи змей, ядовитыми делали реки,

В смерти собак, и овец, и быков, и зверей, и пернатых

Явственна стала впервой недуга нежданного сила.

Изображал он и людей, согбенных нуждой, нищетой; таково описание богини Голода, поражающее непривычными для Овидия натуралистическими деталями:

Ногтем и зубом трудясь, рвала она скудные травы, Волос взъерошен, глаза провалились, лицо без кровинки, Белы от жажды уста, изъедены порчею зубы, Кожа тверда, под ней разглядеть всю внутренность можно.

Овидий без ложной скромности отдавал себе отчет относи­тельно масштаба своих творческих усилий. Финальный аккорд «Метаморфоз» перекликается с «Памятником» ГорацияВот завершился мой труд, и его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огонь, ни алчная страсть.

Он верит в собственную «метаморфозу». В то, что истинный поэт продолжает жить в своих творениях.

Идеал греческой мудрости - чувство меры во всем. Мера - характеристика совершенства. «Меру во всем соблюдай», - наставляет Гесиод. «Ничего сверх меры, ничего слишком», - учит Солон. «Лучшее - мера» (Клеобул). «Мера должна быть во всем» (Гораций). «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит).

Отцы Церкви, воцерковившие греческую культуру, восприняли этот принцип, применяя его и по отношению к духовной жизни. В Священном Писании сказано: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5, 32). Святитель Василий Великий говорит: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Царский путь - это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть».

В истории Церкви мы можем видеть примеры как разного рода крайностей, так и следования «царским путем». Преподобный Симеон Столпник, еще будучи иноком в обители, желая пострадать ради Христа, обвязал однажды свое тело веревкой так, что оно стало гноиться, и черви падали из ран на землю. А позднее положил начало не виданному доселе роду подвижничества - столпничеству. Он построил столп, взошел на него и провел всю свою оставшуюся жизнь наверху в молитве и посте, не имея возможности ни прилечь, ни отдохнуть.

Преподобный Серафим Саровский тысячу дней молился на камне и, будучи избитым до полусмерти разбойниками, не стал обращаться за помощью к врачам, терпя невыносимые муки и предав жизнь свою в полную волю Божию. При этом даже такой величайший подвижник, как преподобный Серафим, увещевал своих учеников: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться надо, чтобы друг - плоть наша - был бы верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево: духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни».

Возникает вопрос, как примирить это спасительное представление о «золотой середине» с тем призывом Христа, с которым Господь через учеников Своих обратился ко всем нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Или со словом Иисуса к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21). С точки зрения обычного человека в данном случае серединным путем было бы просто помогать бедным, не лишаясь своего богатства, но и не привязываясь к нему. А тут Спаситель призывает стать нищим, то есть к крайности. И ведь именно этим путем следовали отцы-пустынники, которые избавлялись от богатства, от любого рода земных благ как от тяжкого бремени, и проводили дни и ночи в посте и молитве, скрытно от людских глаз.

Дело в том, что у каждого человека свой путь к Богу. И в этом смысле справедливы и такие слова: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). То есть кто-то благословением Божиим может «вместить» полное отречение от мира, подвиги умерщвления плоти, хранения девства, непрестанной слезной молитвы, тысячу дней стояния на камне или 80 лет на столпе. А для кого-то отказ от мяса в Великий пост - уже подвиг. Потому, во-первых, во всем необходима мера, и, во-вторых, нельзя одной мерой мерить всех. Есть разные призвания и разные подвиги. И на любом пути - свои соблазны и свои крайности. И правило «царского пути» должно быть правилом жизни каждого православного человека, борющегося по мере своих сил со страстями и стремящегося преуспеть в деле спасения.

Как ни странно, однако, подобные благие рассуждения могут стать причиной еще одной крайности. Так, иной раз можно услышать: «Господь не ждет от нас особых подвигов. Хорошо уже, если мы будем исполнять самые простые правила: читать утренние и вечерние молитвы, посещать по выходным храм, причащаться иногда за Божественной литургией. Не стоит переусердствовать, от греха подальше». Такого рода размышления не имеют никакого отношения к спасению души. Это самый обычный греховный путь оправдания своей лености. Здесь и в помине нет царского пути. Потому что Господь ежечасно призывает нас к бесконечному идеалу, к отречению от ветхого человека и распятию своих грехов, что возможно достигнуть только самоотверженным трудом. Однако в стремлении к этому идеалу нужно избегать крайностей.

На большой пресс-конференции 23 декабря Владимир Путин ответил на вопросы представителей ведущих российских и зарубежных СМИ. Президент отвечал на вопросы журналистов почти четыре часа, и пересказывать весь разговор мы не будем: стенограмма и видеозапись мероприятия опубликованы на сайте Кремля. Остановимся на темах, постоянно находящихся в поле зрения портала profiok.com.

О технологическом отставании

По словам Владимира Путина, проблемы отечественной экономики связаны с тем, что долгое время существовала возможность получения сверхприбыли в отраслях, не связанных с высокими технологиями. Соответственно эти отрасли не развивались должным образом. Сейчас руководство страны предпринимает попытки в корне переломить ситуацию, «изменить структуру экономики, настроить её на новый лад, создать перспективы для развития». Попытки заключаются, например, в создании льготного режима для высокотехнологичных отраслей, в принятии Национальной технологической инициативы, создании территорий опережающего развития, подготовке комплексного плана развития экономики на период до 2025 года, который будет сформирован к маю 2017 года. Путин считает, что первые результаты уже появились. Так, экспорт продуктов информационных технологий вырос практически с нуля до 7 млрд долларов в год (для сравнения: годовой экспорт вооружений оценивается в 14,5 млрд долларов). Оборонная отрасль претерпела «серьёзные внутренние структурные изменения», напомнил Путин. На предприятиях ОПК, по выражению президента, наблюдается «взрывной» рост производительности труда, и эта тенденция со временем должна перейти в гражданский сектор.

Иными словами, ни о каком технологическом отставании, по мнению Путина, речь не идёт. В ряде отраслей Россия до сих пор сохраняет лидерство (ядерные технологии, космос и ракетостроение, ОПК и т.д.), в других наметились «точки роста».

«Я считаю, что не только руки опускать нельзя, наоборот, у нас есть все основания полагать, что мы не только будем лидерами по многим ключевым направлениям, но и сохраним это лидерство на многие десятилетия», - сказал Владимир Путин.

Добавим, что позднее советник главы государства по интернету Герман Клименко пояснил , что одна из «точек роста» в сфере ИТ - программное обеспечение (ПО). К 2025 году, по словам Клименко, ожидается рост экспорта ПО до 20-30 млрд долларов в год.

О новой роли библиотек

Главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч пожаловался на сокращение финансирования библиотек и напомнил, что без развития любви к чтению воспитать нравственного человека не получится. Из-за отсутствия средств библиотеки вынуждены отказываться от подписки на регулярные детские журналы, в то время как именно периодические издания, по мнению Ходорыча, «создают привычку к регулярному чтению».

«Просто так перечислять деньги - это далеко не всегда самый эффективный способ поддержки», - считает глава государства. Владимир Путин пояснил, что вопрос нужно решать комплексно. Понятно, что бумажные книги и журналы постепенно вытесняются более современными носителями информации. Но нужно добиваться, чтобы «на современных носителях был нужный контент», уверен президент. Поэтому сейчас стоит вопрос о возрождении библиотек в новом качестве, о превращении их в современные мультимедийные центры, где можно будет не только «просто прийти и перелистывать книжки», но и получить доступ в интернет и к базам электронных изданий. Решать эту задачу предполагается на уровне муниципалитетов и регионов. Впрочем, если потребуется конкретная помощь на федеральном уровне, об этом тоже «можно подумать», сказал Владимир Путин.

О патриотизме и чувстве меры

Президент в очередной раз повторил, что государство поддерживает и будет поддерживать патриотические движения. «У нас нет никакого другого и не может быть никакого другого объединяющего начала», - подчеркнул Владимир Путин. При этом глава государства призвал «не питаться информационными фобиями» и сохранять чувство меры.

«У нас большая, сложная страна, - сказал Путин. - Одни радикально защищают либеральные ценности, выставки провокационные устраивают и при этом говорят, что делают это сознательно, чтобы побудить интерес своим действиям. Здесь тоже мера должна быть, правда? То же самое можно сказать и о так называемых ура-патриотах. Я сказал, что мы патриотические движения будем поддерживать, но извращать ничего нельзя». По мнению президента, мера должна быть «выработана внутри самого общества».

Мера должна быть во всём - в том числе это касается размера доходов руководителей госкомпаний и «строительства вызывающих по внешнему виду объектов недвижимости», подчеркнул президент. Мера, как отметил Владимир Путин, должна быть и в действиях журналистов, порой переходящих черту и вторгающихся в частную жизнь публичных людей.

Президент считает, что в современном мире запретить ничего невозможно, но в обществе должны существовать некие «внутренние самоограничения», некие правила, которых следует придерживаться.

Так, в развернувшейся дискуссии вокруг «Ельцин-центра» в Екатеринбурге глава государства не видит ничего особенного, «это нормальное явление». Другое дело, что нельзя допускать обострения дискуссии и усиления напряжённости в обществе. Владимир Путин напомнил, что в наступающем 2017 году мы будем отмечать столетие революционных событий 1917 года, и в этом контексте важно «вести дело к примирению, к сближению, а не к разрыву, не к нагнетанию страстей».

О профессионализме. Комментарий profiok.com

Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Пётр Иванович Бобчинский.

Н.В. Гоголь. Ревизор

Обсуждая пресс-конференцию президента, многие сетуют на то, что не услышали ничего нового: всё происходило долго, скучно и абсолютно предсказуемо. На наш взгляд, результат вполне логичный: каковы вопросы, таковы и ответы. Нет никакой вины главы государства в том, что задаваемые вопросы были напрочь лишены признаков профессионализма. Любой студент журфака (если он нормально учится, конечно) в курсе, что пресс-конференция как жанр не подразумевает диалога со спикером. Нельзя задавать сразу несколько вопросов, потому что это как минимум даёт возможность выбрать, на какой вопрос стоит отвечать, а какой можно «забыть». Вопрос формулировать следует так, чтобы на него нельзя было не ответить или ответить односложно. Есть и этическая сторона: наверное, велико искушение как можно дольше покрасоваться в прямом эфире, но следует помнить, что при этом бездарно расходуется время и президента, и коллег, и миллионов зрителей.

Есть ощущение, что многие задавали вопросы просто для того, чтобы спросить хоть что-нибудь. Иначе зачем было второй раз задавать вопрос о том, как должен называться Керченский мост (Николай Долгачёв, ТК «Калининград»), зачем было дважды поднимать тему защиты животных (Илона Линарт, МТРК «Мир», Татьяна Меликян, Lenta.ru)? «Я же уже говорил...» - терпеливо вздыхал Путин, тем не менее, повторяя свои ответы. Удивил Андрей Колесников из «Коммерсанта», спросивший, будет ли Владимир Путин участвовать в выборах президента в 2018 году. Интересно, на какой ответ он рассчитывал? Неужели на что-то более конкретное, чем «время покажет»? Отвечая на вопрос Владимира Гусева из ИА «Блокнот» о допущенных ошибках, президент уже еле сдерживал раздражение: «Вы знаете, мне уже многократно вопросы подобного рода и прямо такой вопрос задавали Ваши коллеги». Что ожидал услышать Денис Поляков из кунгурской газеты «Искра», спрашивая о развитии шахмат? «Нужно, чтобы шахматы развивались по всей стране», - ответил Владимир Путин. Точно так же можно было спросить о развитии спорта, модернизации здравоохранения, повышении рождаемости, производительности труда, и уровня доходов населения, развитии туризма, охоты и рыболовства. Этот журналист, похоже, даже никакой личной цели не достиг - в отличие, например, от главреда питерской газеты «Общество и экология» Сергея Лисовского, добившегося от президента приглашения на заседание Государственного совета по экологии.

Очень покоробило «Здрасьте, господин президент», прозвучавшее из уст журналиста «Эха Москвы». Не менее сильно передёрнуло от потока лести: Марат Сагадатов, главред уфимской газеты «За суверенитет России», прежде чем перейти к вопросу, долго благодарил Путина буквально за всё. Не отличались оригинальностью и либералы: журналистку издания znak.com Екатерину Винокурову президенту и вовсе пришлось останавливать, иначе её обличительная речь никогда бы не закончилась. Даже единомышленники из «Медузы» признали, что это эмоциональное выступление сложно назвать вопросом. «Мы только что были свидетелем редакционной колонки в прямом эфире. Ответ, в общем, не так уж важен», - говорится в онлайне «Медузы».

Стоило ли несколько лет назад хихикать над дальневосточной журналисткой Марией Соловьенко? (Помните? «Садитесь Маша. - Спасибо, Вова»). Её выступление на пресс-конференции президента было по крайней мере ярким, да и домашней заготовкой не выглядело. В этот раз Маши явно не хватало.

Жаль, но различий между «Прямой линией», где вопросы главе государства задают «люди из народа», и «Большой пресс-конференцией», где президент отвечает на вопросы якобы профессиональных изданий, остаётся всё меньше. И если участникам «Прямой линии» ещё можно простить и волнение, и попытки польстить, и желание соригинальничать, максимально использовав возможность что-то сказать на всю страну, и трудности с чёткими формулировками, то в отношении представителей СМИ остаётся лишь горькое недоумение. Похоже, проблема дефицита квалифицированных кадров, которой давно уже озабочен реальный сектор экономики, не обошла стороной и отечественную журналистику.

Похоже, подобный формат общения с президентом скоро вымрет как жанр. И претензии по поводу несостоявшегося откровенного разговора о важном едва ли стоит предъявлять главе государства, честно нашедшему в своём плотном графике целых четыре часа для ответов на дурацкие вопросы. Он-то нашёл время, а толку?

P.S. К слову о профессиональной этике. Журналисты «Эха Москвы» обыгрывают сюжет о том, что Путин якобы запнулся на слове «культура». Прежде чем шутить на эту тему, не поленитесь посмотреть видеозапись. Президент всего лишь уточнил у Пескова точное название Совета по культуре, что неудивительно, если попробовать посчитать количество разных советов, в которые он входит.

P.P.S. Для тех, кому, возможно, нужно освежить знания, приводим несколько отрывков из популярных учебных пособий для будущих журналистов.

Журналистика не знает случая, когда бы так называемые мудрёные или «с подковыркой» вопросы приносили плоды. Такие вопросы, как правило, выдают человека неопытного либо озабоченного производимым впечатлением, а не мыслью о хорошей статье. Простые вопросы суть следующие: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? [...] Старайтесь не задавать вопросы-штампы. Спросить кого-то, кто только что пережил трагедию, «Что вы чувствуете?» - значит напроситься в ответ на избитую фразу.

Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист

Пресс-конференция обладает определенными устоявшимися традициями, правилами, которые каждый её участник должен знать и неукоснительно соблюдать. [...] Прежде всего следует представиться: назвать себя и орган массовой информации, который вы представляете. Затем чётко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим не принято.

Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика

На пресс-конференции можно задать любой вопрос, а заодно послушать и то, что спросят коллеги. Глядишь, и соберёшь кое-какой материальчик для статьи. Однако практика показала, что никто не спешит задавать интересные вопросы. Часто их у журналистов просто нет, так как не было времени, возможности, желания подготовиться к пресс-конференции. [...] Не стоит «приватизировать» внимание «звезды» своими сыплющимися как из рога изобилия вопросами. Дай поработать и коллегам.

Солнцева Т.В. В торая древнейшая, или Как стать акулой пера

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей,
Сколько в уверенности, что мы ее получим
(Демокрит)
Это произошло со мной лет десять тому назад. Летом каждый по-своему проводит свой отпуск. А я уже забыла, когда отдыхала в летнее время. Почти двадцать лет занимаюсь сбором ягоды черники. Реализовать езжу на пригородном поезде в город Челябинск.
Два дня пропадаю с утра до вечера в лесу или в горах, а на третий день работаю на базаре. Утром вставать приходилось в то время в три утра, потому как поезд отправляется в четыре ноль семь. Каждый раз после удачного базара заезжала в деревню, где проживает моя сестра. До вечернего поезда успевала с родственниками съездить на зеро, искупаться и позагорать. В тот злополучный вечер также побывала у них в гостях и поехала домой.
Только со мной получился такой казус. Просыпаюсь и спрашиваю у женщины, которая ехала со мной в одном вагоне: « Скажите, пожалуйста, мы Маук не проезжали еще?» Она утвердительно отвечает, что вот только вагон тронулся. Глядя в окно поняла, что проехали – то всего метров двести от станции. А надобно сказать, что поезд целых пятнадцать минут стоит на нашей станции, а я в это время сладко спала и даже не проснулась.
Сильно расстроилась, но поняла, что безвыходного положения в любой ситуации не бывает. Та женщина забеспокоилась за меня и говорит, что надо было хоть предупредить ее, на всякий случай. Откуда было мне знать, что получится такая оказия. Вспомнила, что в соседнем поселке проживают мои знакомые по базару. И еще проживала там девчонка, которая училась в нашей школе и теперь там замужем. Чтобы сорвать стоп-кран, мне совесть не позволила. Куда смотрели мои ангелы-хранители, понятия не имею. Как будто нельзя было минутой раньше разбудить меня, уставшую работницу. Доехала до нужной станции, дошла до своей знакомой и попросила ее проводить до Людмилы, чтобы та на машине довезла до дома.
Она с мужем держала свой магазин, машина была своя, только попросили немного подождать. Им надо было срочно сделать отчет и разобраться с товаром, который привезли еще днем.
Домой попала в двенадцать часов ночи. Поезд к нам прибывает вечером в десять. Два часа потери лишнего времени.
На следующий год снова началась ягодно - базарная пора. Сноха, жена родного брата попала в аварию в Уфе. На трассе насмерть ее сбила машина.
Поехала на похороны в родную деревню. Проводили сноху в последний путь. Мулла прочитал молитву за столом. Поели суп, чай пили с разными яствами и стряпней. В доме, где читается молитва, спиртное ни в коем разе не положено употреблять. Тогда родственники со стороны брата и снохи договорились поехать в лесную чащобу и там немного посидеть. Накрыли стол, купили водочки, вина, пива. Тогда как раз самый разгар лета был, если быть точным, начало июля. Вечером поехала снова на пригородном поезде домой.
Просыпаюсь и вижу, что я уже в другом городке, который находится от нас за час езды. Если в первый раз доехала до следующей станции, то во второй раз до конечной. Благо, уже сотовые телефоны появились. Позвонила до друга нашей семьи, с которым к тому же мы были из одной деревни. И еще дальним родственником приходился нам. Его родной брат был женат на моей четвероюродной сестре.
Жамиль не заставил себя долго ждать. Когда подъехал к заправочной станции, мне стало неудобно, потому что с собой денег не было. К счастью, у него свои были. Когда довез до дома, расплатилась за проезд. Вынесла из дома денежки.
Легла отдыхать, только сон не шел. Так в полудреме провела три часа, и встала. Меня ждал товар. Я собрала их и оставила для реализации после похорон.
Дотащилась до станции, состояние сонной мухи. Употребляла немного, то ли нервы, то ли усталость сказалась. Сразу легла отдыхать, тем более до города четыре часа езды.
Еще год прошел с того злополучного случая. Как всегда закончила базар рано и поехала в деревню к сестре.
Она была на покосе. Пошла к племяннице, ее дочери. Миндигуль была в декретном отпуске. На улице стояла неимоверная жара. Тут племянница мне предложила отдохнуть и попить пивка. Таким образом, усталость снять и жажду утолить. Достала заначку старую, оставшуюся с ее дня рождения. Сама компанию составить не могла, поэтому пригласила соседку, молодую женщину, которая два года тому назад, как родила, и грудью не кормила. Она прихватила с собой еще пивка, тоже заначка старая, припрятанная от мужа. На двоих получилось четыре литра. До поезда времени было вагон, почти пять часов. Мы, не торопясь, закусывая, потягивали пивцо. Оно выпускалось в нашем районе, было вкусное, не то, что нынче. Если честно, я не очень-то уважаю сей напиток, не говоря о более крепких.
Села в последний вагон, кроме меня там ни одного пассажира. Голова во здравии. Внутри сильно замутило. Достала мешочек, все содержимое, принятое за столом, пошло туда. Поезд еще стоял, поэтому успела выкинуть мешочек.
Села, вагон тронулся, и поехали. Проснулась только тогда, когда услышала, что остановка конечная. Снова в третий раз проехала свою родную станцию. Делать нечего, звоню своей приятельнице и объясняю ситуацию. Она вместе с мужем, на стареньком, видавшем виды, красном « Жигуленке» забрала меня домой.
Три года подряд длилось такое безобразие. И больше не повторяется. Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить. Как сказал древнеримский поэт Гораций Флакк Квинт: « Мера должна быть во всем».