Косовская битва 1389 г. Сербия. Почему история превратилась в легенду

Между сербами и турками, в которой славяне пытались отстоять свою независимость. Им это не удалось, но Косово поле стало символом сербского свободолюбия и доблести. Во время битвы сербский национальный герой Милош Обилии убил турецкого султана Мурада I.

Для сербов Косово поле такая же важная страница национальной истории, как для русских – поле Куликово. Эти сражения состоялись с разницей в 9 лет, на обоих полях сражались против завоевателей объединенные славянские армии. Даже в «птичьих» названиях полей можно проследить аналогию. Косово поле – это «поле дроздов».

Однако если Куликовская битва продемонстрировала силу возрождающейся русской армии, то битва на Косовом поле ознаменовала начало турецкого владычества в Сербии. Но для сербов 28 июня все равно является особой, торжественной датой.

Турецкие кочевые племена стали оседать на границах Ирана в IX в. Огромное арабское государство в начале второго тысячелетия переживало распад, не было более всеобщего желания доказывать свою доблесть на поле боя. В Багдадском халифате непрерывно возрастала роль наемных турецких войск. В XI в. турки подняли восстание и захватили Багдад. Вскоре они подчинили себе большую часть Малой Азии.

В 1329 году турецкий эмир Осман начал борьбу с Византией и захватил часть ее владений в Малой Азии. Сын Османа провозгласил себя султаном, а столицей турецкого государства сделал Бруссу. Так возникло военное государство османов, которое объединило большинство турецких племен.

К началу XIV в. Византия вступила в полосу экономического, политического и военного упадка. Шел процесс политического дробления страны. На Балканах ведущая роль перешла сначала к Волгарий, а затем к Сербии. Оба государства поочередно вступали в конфликт с Византией за балканские владения. Внутри самих государств также шел процесс феодальной раздробленности. Все это ослабило ведущие державы региона и облегчило задачу туркам. В 1356 г. турки впервые закрепились в Европе, в 1361 г. ими был занят Адрианополь (Эдирне), ставший новой столицей османского государства.

Немалую роль в успешных завоеваниях турок сыграла, конечно, сильная османская армия.

Долгое время главным родом войск у турок была конница – тяжелая («сипахи») и легкая. Турецкий всадник был отличным стрелком из лука и в совершенстве владел саблей. В 1330 г. турки-османы организовали и постоянное пехотное войско, воинов которого называли янычарами. Янычары составили ядро вооруженных сил Османского государства. Многие из них были захвачены в детстве у покоренных турками народов и далее воспитывались в особых условиях в духе военного и религиозного (исламского) фанатизма. Янычары были пешими лучниками (и прекрасными стрелками). Кроме лука у них на вооружении были ятаганы. Янычары были опорой боевого порядка и предпочитали вести оборонительный бой.

Низшее подразделение войска янычар состояло из 10 человек, которые имели общую палатку, котел и вьючную лошадь. 8-12 десятков сводилось в «оду». В XIV в. насчитывалось 66 «од» янычар (т. е. 5–6 тысяч человек). Войско это отличалось высокой дисциплиной.

На протяжении XIV столетия Турецкая империя постепенно завоевывала Балканский полуостров. Турки овладели окрестностями Константинополя, в их руках оказалась вся Фракия. В 1371 г. состоялось важное сражение в Македонии на Марице. Здесь турки одолели коалиционную балканскую армию и таким образом открыли себе путь в глубь полуострова.

Непосредственная угроза со стороны завоевателей-мусульман вынудила правителя Сербии Лазаря Хребеляновича предпринять активные действия для стабилизации политической обстановки в Сербии, объединения соперничающих феодалов. Это ему отчасти удалось. В столицу Сербии съезжались со всех Балкан беженцы из захваченных турками городов и сел.

В 1382 г. Мурад I напал на Сербию и взял крепость Цателицу. На этот раз Лазарь откупился обещанием выставлять своих воинов для поддержки турецкой армии, если у султана возникнет такая потребность.

Но этот шаткий мир не мог остановить турецкой экспансии. В 1386 г. Мурад взял г. Ниш. Тогда и Лазарь объявил о начале вооруженной борьбы. В том же году сербский князь разбил турецкие войска в бою у Плочника. Одновременно Лазарь проявлял активность и на дипломатической арене. Были налажены отношения с Венгрией; удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твртко I, направившего в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем. В антитурецкую коалицию вошел и могущественный сербский феодал Вук Бранкович (зять Лазаря), под чьей властью находился юг Сербии. На стороне Лазаря выступили владетели Герцеговины и Албании.

В состав союзного войска входили сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары. Численность войска достигала 15–20 тысяч человек. Однако союзникам не удалось достичь подлинного единства. Продолжались раздоры и интриги. В частности, Вук Бранкович пытался настроить Лазаря против другого его зятя – Милоша Обилича.

Турецкая армия под командованием Мурада насчитывала от 27 до 30 тысяч человек. Интересно, что еще до генерального сражения Милош Обилич также был одной из центральных фигур в дипломатии турок. Они рассчитывали переманить амбициозного Обилича на свою сторону.

Решающая битва произошла между двумя армиями 28 июня, в день Св. Вида, 1389 г. на Косовом поле – котловине в Южной Сербии близ г. Приштина, с двух сторон окруженной горами и прорезанной посередине р. Ситница. Накануне сражения турки провели военный совет, на котором, в частности, предлагалось выстроить перед рядами войск верблюдов. Так военачальники хотели смутить сербов, ранее не видавших экзотических животных. Однако Баязид, сын Мурада, резонно возразил, что в случае, если верблюды побегут, они внесут расстройство в турецкий же боевой порядок. С Баязидом согласились и султан, и влиятельный полководец Али-Паша.

Сербы тоже совещались. Здесь поступило предложение вести ночной бой, которое было отклонено, поскольку сербы верили в силу своей армии и считали поэтому ненужными подобные хитрости.

Сражение началось ранним утром, около шести часов. Правым крылом сербов командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым – Вук Бранкович, в центре находился сам князь. Со стороны турок на правом фланге командовал Евренос-Бег, на левом – Якуб (старший сын султана); в центре, как и у противника, находился глава государства.

Первый этап боя был за сербами. К двум часам дня их преимущество грозило превратиться в подавляющее. Для турков дело осложнилось смертью Мурада. Его убил тот самый Милош Обилич, которого Бранкович обвинял в связях с турками. Обилич в качестве перебежчика явился к шатру султана, ему позволили поцеловать ногу правителя. Милош выхватил отравленный кинжал и убил султана, тем самым доказав свою преданность тестю. Благодаря этому геройскому поступку Милош Обилич стал национальным героем Сербии.

Положение спас Баязид. Узнав о смерти отца, он взял командование на себя и быстро навел порядок в турецких рядах. Первое же, что приказал сделать Баязид, – это убить брата Якуба. Так в ходе битвы решалась судьба турецкого престола.

Баязид бросил в бой отборную гвардию, до того стоявшую в резерве. Турки обрушились на левый фланг противника. Возможно, что здесь (а в результате и во всем сражении) переломным моментом стала даже не сама атака, а предательство Бранковича. В решающий момент битвы интриган вывел из сражения 12 тысяч латников, отступив за реку Ситница и оголив тем самым весь фланг сербского войска. За ним бежали боснийцы, атакованные конницей Баязида.

Одержав победу над левым флангом неприятельской армии, новый султан обратился к правому. Там стойко бились воины Юга Богдана Вратко. Когда он был убит, команду брали на себя поочередно его сыновья; все они показали беспримерную храбрость, однако тоже пали в бою.

Лазарь сражался в первых рядах, однако, по преданию, с ним случилось несчастье. Когда он в очередной раз отступил, чтобы сменить коня, войско, увидевшее его отход, решило, что князь бежит, и побежало вслед за ним. Лазарь тщетно пытался вернуть своих солдат на поле боя. В конце концов он был взят в плен и умерщвлен турками вместе с Милошем Обиличем. Впоследствии сербская церковь признала своего последнего самостоятельного князя святым и мучеником.

Баязид вскоре опустошил Сербию, вдова Лазаря отдала султану в жены свою дочь. Впоследствии Баязиду сопутствовал военный успех. Он захватил Македонию, Фессалию, Болгарию. В 1396 г. Баязид Молниеносный разбил при Никополе крестоносцев, затем подчинил себе Боснию. Сербия до 1459 г. была вассалом Османской империи, а затем была полностью включена в состав турецкого государства.

Битва 1389 г. не была достаточно освещена в источниках, и поэтому о ее ходе известно лишь в общих чертах. Весть о ней достигла Парижа, Лондона, Мадрида, но там в основном ликовали по поводу смерти турецкого султана. В Сербии также больше говорили о подвиге Обилича и о мученической смерти Лазаря.

Так или иначе, Косово поле является символом всесербского сопротивления турецкому завоеванию, которое означало пять веков рабства под властью Османской империи. Именно поэтому этот топоним и эта область занимают особое место в сербском коллективном сознании, в сербской народной поэзии, литературе и искусстве.

Бой на Косовом поле является крупным сражением между объединенными войсками Сербии и Боснийского королевства с султаном Мурадом I и его турецкой армией. Произошло это 15 июня 1389 года. Косово поле находится недалеко от современной Приштины. Их отделяет 5 километров. Бой принес большие потери обеим сторонам.

Что предшествовало

Султан Мурад I с войсками, одержав победу при Черномене (1371) и при Савре (1385), продолжил наступать на сербские земли. Османская империя хотела подчинить себе Ближний Восток, Северную Африку и Юго-Восточную Европу. И это им удалось через некоторое время. Но сербы хотели им во что бы то ни стало помешать.

Серьезным недостатком Сербского царства являлось то, что оно распалось на несколько небольших образований, которые постоянно враждовали друг с другом. Вполне естественно, что они были неспособны отразить вражеские атаки. Сербские и албанские князья, образовав коалицию под предводительством князя Лазаря Хребеляновича, всячески противостояли османским войскам.

Косово являлось центральной частью сербских земель. Это был перекресток важных путей, который открывал туркам ряд маршрутов для движения дальше в сербские земли. Здесь и произошло важное сражение.

Мурад I проложил сюда путь через земли своих вассалов в Македонии.

Силы сторон

Османское войско насчитывало примерно 27-40 тыс. человек. К ним относились янычары (2-5 тыс. чел.), всадники личной гвардии султана (2,5 тыс. чел.), сипахи (6 тыс. чел.), азапы и акынджи (20 тыс.) и воины вассальных государств (8 тыс.).

Князь Лазарь Хребелянович возглавлял армию из 12-33 тыс. солдат.

Непосредственно князю подчинялось 12-15 тыс. человек. Вук Бранкович вел за собой 5-10 тыс. чел. Столько же воинов находилось под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. Помощь сербам оказали рыцари из Венгрии и Польши. Кроме того, им на выручку пришли госпитальеры - рыцари Ордена святого Иоанна. В итоге в сербской армии были отряды из Боснии (отправил Твртко I), валашские, болгарские, хорватские и албанские дружины.

Слабым местом сербской армии являлось отсутствие центрального командования. Кроме того, войско не было сбалансированным по своему составу. Пехота слабо прикрывала тяжелую кавалерию в латах. Последняя составляла основную часть войска.

Сербы не имели такого военного опыта, как которая уже 30 лет одерживала победы в сражениях.

Сражение

Косово поле - место, которое помнит битву 15 июня 1389 года. В этот день армия под предводительством князя Лазаря Хребеляновича противостояла армии, которая значительно превышала по численности. В песнях Сербии указывается, что сражение продолжалось в течение трех дней.

Со стороны I вел турецкие войска, принц Баязид взял командование правым флангом, а принц Якуб - левым. Впереди построения на флангах стояли 100 лучников. Янычары занимали центральные позиции, за которыми среди солдат гвардии находился султан.

Князь Лазарь командовал центром, правый фланг вел Вук Бранкович, а Влатко Вукович - левый. Весь фронт сербской армии занимала тяжелая конница, конные лучники были на флангах.

Чтобы представить ход событий на Косово, карта может наглядно показать расположение войск.

К сожалению, в сербских и турецких источниках данные о сражении настолько противоречивы, что историки не могут воссоздать бой. Известно, что первыми в бой кинулись сербы, невзирая на численное превосходство противника. Кавалерия клином вошла в турецкие позиции. В это же время начался обстрел сербских позиций турецкими лучниками. Сербам удалось прорвать левый фланг османской армии. Последняя понесла тяжелые потери. Но в центре и на правом фланге подобных успехов не было. Через некоторое время сербская армия смогла несколько оттеснить турок в центре. Правый фланг османской армии под командованием принца Баязида быстро перешел в контратаку, оттеснил сербов, нанеся серьезный удар по пехоте. Спустя некоторое время оборона сербской пехоты была прорвана, поэтому та начала отступать.

Легкая турецкая кавалерия в скором времени нанесла удар контратакой. Пехота пошла на закованных в броню сербских всадников. Первым удалось опрокинуть конницу.

Без главнокомандующих...

Вук Бранкович, спасая свои войска, покинул Косово поле. Его действия породили различные трактовки. Одни считают, что Вук спасал своих воинов. Другие убеждены, что он отступал, боясь вовсе потерять свою армию. Но в народе считают, что князь предал Лазаря, своего тестя. Влатко Вукович увел остатки своих отрядов и отрядов Лазаря.

Князя Лазаря взяли в плен и казнили в этот же день.

Сербский воевода смог проникнуть в стан турок, объявив себя перебежчиком. Он смог убить османского султана в самом начале боя. Милош заколол Мурада ножом, но охрана султана не дала ему уйти.

Баязид I теперь возглавлял турецкое войско. Как только он узнал о случившемся, принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании было сказано, что султан Мурад отдает новые приказы. По прибытии Якуба к Баязиду он был задушен. Теперь принц Баязид является единственным наследником Мурада.

Победителей нет

Битва на Косовом поле 1389 году только формально принесла победу туркам. Но поле боя не досталось никому. Хоть сербы и проиграли невероятно сильному противнику, но при этом они проявили отчаянную отвагу. Это привело к большим потерям у турок. Они больше не могли продолжать боевые действия, поэтому быстро вернулись на Восток, не забыв про Косово поле.

Битва привела к рождению множества легенд. Многие из них связаны с тем, что командующие войсками были убиты еще до завершения боя. Поэтому ни один из них так и не узнал исхода боя. Обстоятельства их гибели быстро обросли легендами.

Например, существует ряд версий о том, как был убит султан Мурад. Одна из них утверждает, что он погиб от руки сербского воина, который притворился мертвым. Но в сербских хрониках можно найти больше информации. Официальная версия такова, что его убил князь Милош Обилич. Есть предание, что он возглавлял Это сообщество ставило своей целью убийство султана.

Последствия битвы в Косово

Сербия смогла сохранить свою независимость, но потери после боя были очень велики. И требовалось много времени, чтобы собрать новую армию. Спустя некоторое время османская армия вернулась и покорила Сербию - в 1459 году. А затем пошла дальше, почти дошла до Вены. Присоединение сербских земель к османской империи остановило политическое и экономическое развитие страны. А культурное развитие сербов окончательно перевернулось.

Принц Баязид, который теперь стал султаном, несомненно, был отличным полководцем. Он больше известен как Баязид Молниеносный. При этом он проводил совсем не так, как его отец. Новый султан прекратил на покоренных территориях насильственную ассимиляцию. Местные власти стали управлять провинциями.

Проигрыш как победа

История Косово показала, что проигрыш в войне и потеря войска может поднять национальный дух и самосознание народа. И даже когда турки 300 лет владели сербскими землями, сербы смогли сохранить национальную самоидентификацию. Более того, им удалось сохранить православие, в то время как их соседи албанцы почти массово приняли ислам.

Некоторые историки полагают, что если бы турки одержали победу, то это ускорило бы покорение Балкан. А смерть султана Мурада и невероятное сопротивление южных славян дали им возможность сохранить свои народности и религию. Европа не подверглась тому, чему могла бы. Косово, Сербия целиком, приняли на себя существенную часть удара.

Важность битвы для сербов

Несмотря на то что сербы понесли поражение, бой в 1389 году был очень важен. Его важность заключается в объединении существующих сербских княжеств. По сути, Косово поле - место, где началась история единого государства Сербии. Многие исследователи утверждают, что эта битва одна из самых неизвестных и непонятных. Часть утверждает, что эту историю создали легенды и домыслы, подтвержденные источниками XIV века.

Сербские историки полагают, что первоначально был ряд вариаций Косовской битвы. Со временем они объединились в одну.

Почему история превратилась в легенду?

Возможно, что миф был создан для того чтобы воздействовать на поколения сербов. В основе легенды лежит библейская история. Князь Лазарь часто сравнивается с Иисусом Христом.

Религиозный мотив также остается в легенде. Длительность боя - 3 дня, поэтому можно провести параллель с Голгофой. А смерть почти всей сербской армии мученическая.

Поэтому практически все народные песни и эпос воспевают воинов как мучеников. А высшей ценностью Сербии стал венец мученичества, т. е. акцент делается на духовном смысле событий, поэтому сербы и ощущают себя победителями. И дает вдохновение в жизни новому поколению.

Это было в дни красивые, давние,

Когда сербы погибали славно.

В Косове потеряли главу,

Но сербства отстояли славу.

Сербская народная песня

С мечтой об империи

В середине XIV века Сербия была настоящей региональной сверхдержавой, занимая обширные территории на Балканах и в Подунавье и даже угрожая независимости некогда могущественной Византийской империи, вассалами которой сербские государи были на протяжении всего XII века. Но обо всём по порядку.

Основатель сербской династии Неманичей, великий жупан Рашки (область в восточной Сербии) Стефан Неманя сумел в конце XII века добиться независимости от Византии, объединив под своей властью сербские территории на Балканах. При преемниках Стефана I Сербия добилась статуса королевства (первым королём Сербии в 1217 году стал сын Немани Стефан II Первовенчанный), автокефалии Церкви (1219) и продолжила расширять свою территорию за счёт византийских владений и менее расторопных соседей.

В правление Стефана IV Душана (1331−1355) Сербская держава достигает своего наивысшего расцвета. Душан стремился объединить под своей властью южнославянские и византийские земли, претендуя на наследие Восточной империи, чьё могущество давно кануло в лету. В 1346 году он короновался как царь сербов и греков, основанного им Греко-Сербского царства. Это был период наивысшего расцвета сербской государственности: в стране распространилась византийская культура, были кодифицированы законы, чеканилась серебряная монета, основывались новые города и монастыри, была основана сербская патриархия, а к слову царя прислушивались други и недруги.

Стефан IV Душан и его империя (пунктиром выделена территория современной Сербии). Изображения с сайтов wikimedia.org и senica.ru

После неожиданной смерти Душана Сильного в 1355 году, его империя стала стремительно распадаться. Страну раздирали междоусобицы, греческие окраины быстро отделились от славянского центра. Очень скоро на месте единой державы оказалось множество мелких владений — даже сама Сербия была поделена между кланами влиятельных феодалов. А на разделённую сербскую державу уже обратил свой взор куда как более могущественный правитель, чем византийский император, кичившийся своей славной историей, но сохранявший лишь тень былой силы, или венгерский король, с которым успешно воевал почивший Душан. На богатые земли Фракии, Греции и Сербии алчно взирал турецкий владыка Мурад I.

Грядущая буря

Приемник Душана Великого — Стефан Урош V тщетно пытался сохранить империю отца. Бесконечные интриги вельмож (и даже собственной матери), неудачные войны с претендентами и стремительное продвижение турок на Балканы поставили крест на идее единого греко-сербского царства. Осенью 1371 года владетели приграничных к османским территориям княжеств Вукашин, добившийся титула короля и ставший соправителем Уроша V, и Углеша Мрняевичи были разгромлены турками в битве на реке Марице недалеко от Адрианополя. В том же 1371 году умер не оставив наследников Стефан V — единственный, кто мог хотя бы формально сплотить воедино сербскую державу. Для Сербии наступали мрачные времена.

После победы на Марице османы заняли Македонию и часть Сербии, приведя под свою руку местных владетелей. Очередь оставалась за северными землями бывшей Сербской державы, государи которой вместо консолидации перед лицом могучего врага продолжали воевать друг с другом. Вскоре самой заметной фигурой здесь стал сербский князь Лазарь Хребелянович.

Лазарево возрождение

В течение 1370-х князю удалось победить или примириться с наиболее влиятельными соперниками, существенно расширив зону своего влияния, в том числе захватив богатые месторождения серебра — Рудник и Ново Брдо (в балканских рудниках добывали до 1/3 всего золота и серебра Европы). Впрочем, о восстановлении империи Душана мечтать не приходилось — под контролем Лазаря находилась едва ли четверть от прежней греко-сербской державы, далеко не все даже собственно сербские области признавали верховенство князя.


Карта Балкан в 1370-х. Сербия показана единой, однако в действительности она была разделена на 5 крупных владений. Изображение с сайта wikimedia.org

С другой стороны, самую активную поддержку Лазарю оказывала сербская церковь, ведь благодаря его стараниям византийский патриарх снял анафему, наложенную на Сербию после провозглашения сербского митрополита патриархом, и даже согласился признать сербский патриархат. Неудивительно, что именно в князе Лазаре балканские народы видели того, кто может противостоять турецкой экспансии на полуострове и остановить полчища грозного Мурада. Столица Лазаря город Крушевац стал центром сплочения антиосманских сил. Предстояла решительная схватка.

Начало войны. Лазарь собирает силы

Поводом к войне с султаном послужили взятие турками Софии и оккупация древнего сербского города Ниша. Тем более, что князь Лазарь с опаской смотрел на всё возрастающее влияние османов в регионе, как местные правители активно нанимаются к ним на службу, пополняя и без того многочисленное султанское войско. Стало понятно, что князю придётся или покориться Мураду, или пойти на него войной, ведь положение ухудшалось день ото дня. Сербский князь призвал соседей консолидировать усилия в борьбе с османами, однако, откликнулись далеко не все. Болгарский правитель попытался было соединиться с Лазарем, однако Мурад решительными действиями опередил его, разбил и заставил выйти из альянса. Сербскому князю приходилось рассчитывать лишь на местные силы. Летом 1389 года противники встретились на Косовом поле, неподалёку от Приштины. Кто же были эти противники?

Помимо собственно княжеских контингентов, помощь Лазарю оказал Твртко I — боснийский бан, короновавший себя королём Сербии и Боснии под именем Стефан (имя считалось королевским, и Твртко старался, таким образом, легитимизировать свою власть). Ещё одним государём, сражавшимся на стороне Лазаря, был Вук Бранкович, на территориях которого и произошло сражение. И хотя позднейшая сербская традиция представляет его как предателя благодаря которому Мураду удалось одержать верх, нет никаких оснований причислять его к перебежчикам или изменникам, тем более, что и после Косова поля он продолжил действовать против турок.

Войско сербов ограничивался лишь местными силами: ни венгры, ни болгары, ни другие европейцы не присоединились к войску князя Лазаря, вопреки утверждениям поздних турецких хроник, стремившихся преподнести Косовскую битву как победу над сонмом неверных и торжество ислама. Более того, венгерский король Сигизмунд сам собирался вторгнуться в Боснию летом 1389 года, намереваясь взять реванш у Твртко I за прошлые поражения.


Мурад и Лазарь Хребелянович Изображения с сайтов dersanlatimlari. files. wordpress.com и wikimedia.org

Султан Мурад также выступил против непокорных сербских князей не один, тем более что турки формально не имели общей границы территориями Лазаря или Вука Бранковича: между противниками лежала полоса вассальных турецких владений, образованных после побед Мурада над сербами и болгарами. К султану примкнули его сербские, балканские и греческие вассалы, в том числе албанцы, надолго ставшие верными слугами султана и опорой турок в регионе (впрочем, это больше относится к XVI веку, когда албанцы стали активно принимать ислам и пользовались всеми привилегиями наравне с турками). Определение состава противоборствующих армий представляет определённые трудности, так как в позднейших хрониках и летописях распространилось такое количество мифов, что «докопаться» до истины становится трудно.

Силы сторон. Мифы и реальность

Ещё плачевнее обстоит дело с определением численности контингентов, которые собрались на Косовом поле летом 1389 года. Средневековые источники пестрят громкими цифрами, которым, однако, не стоит доверять безоговорочно. Так участник , французский рыцарь Филипп Мессьер утверждал, что при Косовом поле пало не меньше 20 000 воинов, что вряд ли соответствует действительности. Для сравнения, в Никопольском сражении, куда как более представительном с точки зрения состава участников, в общей сложности принимало участие «всего лишь» 30 000 тысяч человек — цифра для Средних веков внушительная.


Турецкие и балканские воины. Конец XIV — начало XVвв. Изображение с сайта pinimg.com

Позднейшие хронисты пошли ещё дальше: в книгах появились сообщения о 100 000 сербов и 300 000 турок, собравшихся при Косовом поле. Размах больше соответствующий войнам Новейшего времени, чем неорганизованному, с точки зрения современных армий, Средневековью. Так описывает численность турецкой армии сербский фольклор: Если б стало наше войско солью, // Плов турецкий был бы недосолен. (из песни «Разговор Милоша Облича с Иваном Косанчичем»). Поэтично, но к реальности отношения не имеет.

На самом деле численность турецкой армии, вероятно, не превышала 15 тысяч, сербские владетели собрали около 10 тысяч воинов (цифры даются без учёта нестроевых и обозных слуг, число которых в XIV веке вполне могло превосходить число комбатантов).

Косово Поле

Место сражения было выбрано не случайно: всхолмлённая равнина неподалёку от Приштины, ограниченная с флангов реками, позволяла несколько нивелировать численное превосходство турецкой армии, упреждая охват сербов с обеих сторон. Отсюда открывалась дорога на север, в земли князя Лазаря и к Дунаю и на восток, в земли Вука Бранковича, на Боснию и к берегам Адриатики.

Армии противников встретились 15 июня 1389 года — в день святого Вита или Видовдан, как его называют в Сербии. Мученик Вит один из самых почитаемых в Сербии святых, в этот день в 1389 году ему возносились молитвы о даровании сербам победы над неверными сарацинами. Что же случилось тем летним днём?

Косово поле это тот характерный пример сражения, более интересного своим влиянием на умы современников и потомков, чем вкладом в историю военного искусства. О ходе самого сражения судить трудно, так как за 600 лет оно обросло самыми невиданными легендами. Можно сказать, что сражение было упорным, ведь не зря в народном фольклоре поётся о «трехдневной битве». Думается, что сначала сомкнутые ряды сербских всадников столкнулись с турецким авангардом, традиционно состоявшим из застрельщиков и лёгкой конницы, который они легко разбили, однако, как только Лазарь и его соратники вступили в бой с сипахами (тяжёлой турецкой кавалерией) дело приобрело скверный оборот.


Предполагаемая схема сражения. Изображение с сайта dvc. academic.ru

Какое-то время сербы бились так отчаянно, что горстка смельчаков врубилась в стан врага и сумела добраться до самого султана. В письме флорентинцев, написанному вскоре после Косовской битвы, Тврко Боснийскому упоминаются 12 знатных мужей, поклявшихся пробиться к лагерю Мурада, и один из них, кто «вонзил меч в горло и поясницу» сарацина. Последующая сербская традиция сохранила предание о Милоше Обличе, который под видом перебежчика прошёл в турецкий лагерь и заколол султана во время аудиенции. Образ Милоша является одним из самых героизированных в сербской истории.

Тайной покрыта смерть сына Мурада Якуба, якобы погибшего в бою, командуя одним из флангов турецкого войска. Злые языки, однако, утверждали, что как только наследник престола Баязид узнал о смерти отца, он тут же отдал приказ верным людям заколоть брата, дабы избежать междоусобицы. Так или иначе, на Косовом поле пал султан Мурад и его сын Якуб. Баязид же не растерялся и сумел сохранить нити управления армией, видимо, скрыв гибель отца. Напор сербов к этому моменту иссяк, и турецкие воины контратаковали неприятеля. Отчаявшись добиться победы, отряды Лазаря дрогнули. Сам князь попал в плен и был казнён прямо на поле боя вместе с другими пленниками, в отместку за тяжёлые потери османской армии. Так оба командующих сложили свои головы на Косовом поле.


Существует множество картин, миниатюр и гравюр, посвящённых Косову полю. Это, например, часть миниатюры из Лицевого Летописного Свода Ивана Грозного (1560−70гг.) Изображение с сайта wikimedia.org

После сражения турки отступили с поля боя и покинули Сербию, что дало право хронистам объявить сербов победителями, ведь согласно воззрениям Средних веков кто отступает, тот и проиграл. Скорее всего возвращение османов на свои территории было вызвано смертью султана. Наследовавший трон Баязид (будущий победитель крестоносцев при Никополе в 1396) не рискнул продолжать поход и вернулся в столицу, так как едва весть о смерти Мурада разнеслась по округе, как нарождающуюся империю стали сотрясать волнения и бунты. Баязиду было не до Сербии. По крайней мере пока.

Последствия сражения

Но если сербам и можно «засчитать» тактическую победу (пусть и пиррову), то стратегические последствия битвы были совсем не в их пользу. Земли Лазаря, самого сильного сербского князя, остались без правителя, так как его сын Стефан был ещё слишком молод (ему едва исполнилось 12 лет). Управление делами пришлось взять на себя Милице — вдове Лазаря. Она заключила с Баязидом мир, признав турецкий сюзеренитет. Отныне Сербия была обязана платить дань и выставлять войско на помощь султану. Чтобы скрепить мир, за Баязида была выдана младшая дочь Лазаря Мильева. Союзник Лазаря Вук Бранкович (оклеветанный последующими сербскими авторами и вошедший в историю Сербии как предатель) продолжал войну с султаном до 1391 года, но и он был вынужден покориться.


Картина одного из виднейших югославских художников Петара Любарды «Косовский бой» (1953). Изображение с сайта wikimedia.org

Так, на долгие 500 лет, прервалась история независимой Сербии. Стефан Лазаревич стал преданным слугой султана, помогая ему во время бесконечных походов и сражений, разделив радость победы при Никополе и горечь поражения при Анкаре (турки были разгромлены Тамерланом, а Баязид скончался в плену). Спустя полвека Сербия окончательно перестанет существовать как государство, а её территория будет поделена между более удачливыми соседями. Большая часть страны надолго останется под турецким владычеством, которое закончится лишь после русско-турецкой войны 1877−78 годов, по итогам которой Сербия (хотя бы частично) была освобождена и получила независимость.

В народной памяти

Лазарь Хребелянович стал одним из самых почитаемых персонажей сербской истории, символом борьбы за её независимость и решимости умереть, но не пасть ниц перед могучим врагом. Князь Лазарь был сразу же причислен к лику святых и перезахоронен в Раванице, где его тело пребывает и поныне. События Косова поля стали сюжетом для множества народных легенд и песен, которые сочинялись сербами, едва успело закончиться сражение. Битва стала символом твёрдости сербского духа и, одновременно с этим, гибели государственности, о возрождении которой мечтали многие поколения сербских интеллектуалов и простых крестьян.


Церковь Вознесения в Раванице, где покоится тело князя Лазаря. Изображение с сайта brodyaga.com

Интересно, что, несмотря на всё то значение, которое придавали этому сражению сербские интеллектуалы (а может и благодаря этому) даже сам исход битвы не определён до конца. Источники, написанные по горячим следам, сообщают нам о победе сербов, тогда как позднейшие труды говорят о поражении войска Лазаря и утрате Сербией независимости.

Народная память исказила, приукрасила, а порой и изменила до неузнаваемости реальные события. Так, в фольклорной истории смешались повествования о Косовской битве 1389 года и сражении 1448 года, произошедшего неподалёку от Косова, а ход сражения оброс многочисленными параллелями с Евангелием. Последний пир князя Лазаря, например, сравнивается с Тайной Вечерей, а предательство Вуки Бранковича, вряд ли имевшее место в реальности, отсылает к предательству Иуды Искариота.

Память о события конца XIV века живёт в сербах и по сей день. О том, что значило и значит Косово поле для простого серба красноречиво говорит следующий небольшой эпизод. Когда во время Второй Балканской войны в 1912 году сербы заняли Косово, то солдаты, по сообщению иностранных наблюдателей приходили на Косово поле «падали на колени и целовали землю».


Празднование годовщины Косовской битвы. Флагом Сербии и изображением князя Лазаря украшен Газиместан — турецкий мемориал, воздвигнутый на месте, где по преданию был убит султан Мурад. Изображение с сайта histmag.org

С другой стороны тот миф, которым окружены события 1389 года, сыграл с сербами злую шутку. Во время распада Югославии образ бесчеловечного врага в лице турок был спроецирован на мусульманское население Косова, Боснии и Албании. Мусульмане отвечали тем же, ведь у них есть свой «Косовский миф». Война мифов переросла в войну настоящую, с реальными жертвами, беженцами и гуманитарными катастрофами. Поучительна и сама судьба Косова поля, которое не меньше других пострадало в годы войны — монастырь, построенный на месте сражения был разрушен, а память о павших осквернена. Сейчас предпринимаются попытки дать непредвзятый и взвешенный анализ тем событиям, абстрагируясь от национальных интересов и героической традиции. Остаётся надеяться, что учёным удастся сформировать более объективный взгляд, на события 600-летней давности.

Изображение лид: Адам Стефанович «Бой на Косове», 1870 г. Изображение с сайта cdn. historycollection. co

Изображение анонс: Битва при Косовом поле Изображение с сайта serbiaonline.ru

Использованные источники и литература:
Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича М., 1987;
Bojović Boško The Battle of Kosovo and Kosovo. History and Memory Zminica, 2008;
Ćirković S. The Kosovo Field — June 15, 1389 // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. Prologue to Kosovo: The Era of Prince Lazar// The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. The Kosovo Legacy // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Turnbull S. The Ottoman Empire 1326−1699 Oxford, 2003;
Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной. Битва на Косовом поле (1389);
Листая страницы сербской истории… (Колл. авторов) М., 2014;
Ломоносов М. В. Албано-славянские контакты: конфликты, исторические мифы и производство кризисов // Вестник Пермского Университета Вып. 1 (15), 2011;
Ломоносов М. Ю., Колобов А. В. Косовский миф и его хронология // Исторический вестник университетов Любляны и Перми № 1, 2007;
Чиркович С. История сербов М., 2009.

Кстати слово "Косо" это название птички на сербском, по русски эта птичка называется Кулик. может косово поле = куликово поле? Мне кажется стоит задуматься.
C середины XIV века усилилась угроза турецкого завоевания балканских стран. В 1352 году османы нанесли поражение отрядам греков, сербов и болгар, сражавшихся на стороне византийского императора. В том же году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили Галлипольский полуостров. Затем турки проникли в Восточную Фракию, ставшую опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные же правители балканских государств, сражаясь с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавали друг друга, а иногда прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, способствуя тем самым реализации стратегических османских интересов. Турецкое государство в то время было сильным и имело многочисленную, хорошо организованную армию, состоявшую в основном из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. В 1329 году у турок появился пехотный корпус янычар, окончательно сформировавшийся в 1362 году. Он как бы составлял "ядро" боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.

Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV века, особенно в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 годах османы заняли Фракию, затем овладели Адрианополем и начали развивать наступление в юго-западную часть полуострова. После того, как в 1371 году турки разбили войско македонцев, их опустошительным набегам стали подвергаться болгарские, а затем сербские и боснийские земли. Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель стали проявлять стремление к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы. Политика князя "привела к некоторому укреплению внутреннего положения в стране. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало Их внутренней консолидации в прочное единое государство".Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад I в 1382 году напал на Сербию и взял крепость Цателицу. Не имея достаточных сил для отпора, Лазарь был вынужден откупиться миром и принять на себя обязательство в случае войны давать султану 1 тысячу своих воинов. В скором времени сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Туркам хотелось большего. В 1386 году Мурад взял г. Ниш. В свою очередь, сербы еще надеялись разорвать оковы унизительного мира.

В ответ на военные приготовления турок Лазарь объявил о начале общего восстания. В 1386 году сербский князь нанес поражение турецким войскам у Плочника. Одновременно он усилил дипломатическую активность: были налажены отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань); удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, направившего в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем. Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также получил поддержку от владетелей Герцеговины и Албании. Таким образом, в состав союзного войска входили сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тысяч человек. Слабой стороной войска союзников являлось отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя. Турецкая армия под командованием Мурада насчитывала от 27 до 30 тысяч человек.
Решающе е сражение между сербами и турецкой армией произошло 15 июня 1389 года на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, близ г. Приштина, с двух сторон окруженной горами и прорезанной посередине р. Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, проводились военные советы. Многие турецкие военачальники предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их экзотическим видом привести в замешательство сербскую конницу. Однако Баязид, сын султана, возражал против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это означало бы неверие в судьбу, до того благоволившую оружию Османов, а, во-вторых, верблюды сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан согласился с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша. На совете союзников многие предлагали навязать неприятелю ночной бой. Однако возобладало мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном сражении.

После совета сербский князь устроил пир, во время которого снова выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности. В 6 часов утра 15 июня началась ожесточенная битва. Вначале сербы потеснили турок и к 2 часам дня уже стали одолевать их, но затем стратегической инициативой прочно завладели турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Брато, левым Вук Бранкович, в центре находился сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана); центром собирался командовать сам Мурад. Однако султан был смертельно ранен Милошем Обиличем, доказавшим таким образом свой патриотизм и личную преданность сербскому князю. Команование основными силами турецкой армии принял на себя Баязид, приказавший убить старшего брата Якуба. Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Бранкович, ранее обвинявший свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по существу изменил общему делу, отступив со своим Отрядом за р. Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязита. Затем Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командовать принимались все его девять сыновей. Они тоже героически сражались, но пали в неравном бою.

Князь Лазарь бился насмерть. Однако, когда он отъехал переменить взмыленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди, и думая, что он убит, дрогнуло. Попытки князя восстановить порядок ни к чему не привели. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по риказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем. Сербы, лишившись своих доблестных вождей, отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение. Баязид, делавшись султаном после смерти отца, опустошил Сербию" а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву. Так была утрачена государственная независимость Сербии, превратившейся после поражения в вассала Турции.

PS: К сожалению картинок больше не могу "запелить". Мало фотографий сохранилось)))

15.6.1389 (28.6). – Битва на Косовом поле между сербами и турками. Видовдан.

Битва на Косовом поле – центральное событие в истории братского сербского народа. В этот день св. мч. Вита (Видовдан) в далеком 1389 г. в смертельной битве сошлись два войска – православное воинство сербского князя Лазаря и огромная турецкая орда султана Мурада. Косово было государственным и церковным центром сербского народа, поэтому турки нанесли удар в сердце Сербии именно на Косовом Поле, где в свою очередь со стороны сербов было организовано самое серьезное сопротивление. К сожалению, сербское воинство потерпело тяжелое поражение, однако главный смысл Косовской битвы не в этом.

Святитель Николай (Велемирович) так говорит о значении этого события: «…армия сербская была одета в самые лучшие одежды. Блистательные сияющие процессии торопились со всех границ в центр чести и славы – на Косово поле. Осененные знаменами с крестами и иконами святителей-заступников, с песнями и радостью войска спешили в Косово – к своей погибели. Разве это не напоминает нам первых христиан, которые с такой же готовностью шли под меч, или в огонь, или в пасть хищнику? Не известно ни одного христианского мученика, чтобы он молил Бога спасти его от близкой смерти, а известны тысячи и тысячи таких, что молили, чтобы их не миновала мученическая смерть. И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении от смерти. Напротив, все исповедались и причастились – для смерти. Единый вооруженный народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной воле Всевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворное лекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколений животворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово – это уникум в двадцативековой истории христианского мира».

Косово – это Голгофа. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. По словам святителя, «Оно приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, « без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова».

Через шестьдесят с небольшим лет после Косовской битвы – столица вселенского Православия. Был убит христианский царь Константин, серб по одному из родителей. А девятью годами ранее Косовской битвы на Руси прогремела , ставшая началом русского освобождения от агарян для перенятия Москвой священной удерживающей миссии . Все эти события стоят в одном ряду сопротивления Православия силам тьмы, и в этом сопротивлении сербы и русские в дальнейшем стали союзниками-единоверцами.

Великомученик Лазарь, царь Сербский

Поэтому битва на Косовом поле духовно близка русскому православному народу, который как никто другой понимает все значение этого события. С целью дальнейшего разъяснения значения Косовской битвы Всероссийское общественное движение «Косовский фронт» объявляет о начале акции «Видовдан в России» с целью поддержки народа Сербии, оказавшегося в тяжелой ситуации в связи с попытками отторжения святой косовской земли. Вместе с православными сербскими братьями предлагается отметить день Косовской Победы – победы бессмертного Духа над тленным телом. В ходе акции всем сторонникам русско-сербского братства предлагается организовывать концерты, вечера дружбы, митинги, спортивные мероприятия и иные массовые акции, направленные на поддержку сербского народа или непосредственно в день Косовской Битвы, или же в ближайшие к празднику дни. Пусть народ Сербии не чувствует себя одиноким, а ощущает за собой духовную поддержку русского народа.

Все – для «Косовского фронта!» Все – для Победы!