Мнишек юрий

Лилит Мазикина, журналистка

Четвёртая дочь

Все волшебные вещи в сказках случаются с третьими дочерьми. Марина у воеводы Ежи Мнишека была четвёртой. Вероятно, это обещало ей скучную и тихую жизнь. Марина родилась в селе Ляшки Мурованы, ныне украинском Мурованом, и росла как все девочки её круга. Училась читать, писать, вышивать и кокетничать в рамках пристойного. Если у неё были в детстве интересы сверх того, то узнать об этом практически невозможно: маленькая Марина мало интересовала взрослых, дневников наблюдений, как за принцессами, никто не вёл.

Когда Марине было шестнадцать, отец представил ей удивительно безобразного молодого человека. Его лицо покрывали бородавки, руки были разной длины, шея — коротка и толста, а манеры — просто ужасающи. Но он должен был стать русским царём, а царицей при нём Мнишек хотел видеть Марину.

Нет, очертя голову в авантюры девушка не собиралась кидаться. Её долго уговаривали. Соблазняли славой Святой Ядвиги, легендарной польской королевы. Она тоже вышла замуж за нелюбимого-некрасивого, зато сохранила за собой трон и к тому же вошла в историю, крестив литовцев в католичество. Титул, богатство и перспектива стать легендарной святой все вместе, в конце концов, оказались весомым аргументом. Марина и царевич Дмитрий (так он представлялся) объявили о помолвке.

Что за корысть была самому Дмитрию? На самом деле, помощь поляков он получил бы и без этой помолвки. Так что нам остаётся думать, что он её любил. Она ведь была молода и красива. Все вспоминают, что с невестой, а потом женой, Дмитрий был необыкновенно ласков.

Первый поход

Лжедмитрий I

Юрий Мнишек собрал для зятя войско из 1600 поляков, 2000 добровольцев-казаков из Запорожской Сечи и небольшого отряда донских казаков. Марина собрала багаж и положила туда вилку — в Москве своих не водилось. Все вместе они отправились возвращать престол спасшемуся русскому царевичу.

Моравск и Чернигов сдались сами и присягнули Дмитрию. Но дальше царевич встретил сопротивление и увяз в боях — до самой смерти Годунова. Часть русских войск тут же присягнула Дмитрию как новому царю. Послы Дмитрия были направлены в Москву, где зачитали обращение к народу. В Москве вспыхнул бунт, и бояре, испугавшись, направили Дмитрию послов в Тулу. Через некоторое время он въехал в столицу.


Заочное обручение Марины и Димитрия в Кракове в 1605 году

Несостыковки начались с первого же дня. Православному люду не нравилось, сколько с Дмитрием поляков, и то, что они, сопровождая въезжающего царя, трубили в трубы и били в литавры, заглушая пение из церкви, тоже. После свадьбы многие роптали на Марину: стала, мол, русской царицей, а ест как басурманка — вилкой! Известно, что вилами чёрт в аду людей тыкает, к чему доброй женщине брать такое в руки за столом?

Марина, тем временем, была не просто венчана с царём, а впервые в истории Русского царства коронована наравне с ним. Но царицей пробыла она недолго. Через неделю взбунтовались стрельцы: «Царь ненастоящий!» После избиения и глумления Дмитрия убили как самозванца (каким он, действительно, и был). Марине удалось найти помощь у бояр, и она осталась невредима. Бояре переправили её к отцу, и обоим дал укрытие Василий Шуйский, поселив их в Ярославле.

Попытка номер два

Лжедмитрий II

Через два года Марину отправили на родину, выставив ей условие русской царицей не называться. На этом авантюра, казалось бы, закончилась, но по пути Марину буквально похитил поляк Зборовский, уже переметнувшийся к новому Лжедмитрию. Марине предстояло «признать» его и стать его женой. Для верности их обвенчали ещё раз.

Нового Дмитрия Марина не просто не любила — ненавидела, испытывала к нему отвращение, жаловалась на него в письмах к отцу и польскому королю. Но от её воли теперь ничего не зависело. Больше никто не обещал ей царства, богатства и титула святой. Она превратилась в игрушку. В Русском царстве знали, что Дмитрий был женат на Марине, и значит, Марина была нужна.

Если бы этот брак был фиктивным, женщине было бы легче его переносить. Но новый Дмитрий вовсю трудился над исполнением супружеского долга. Марина забеременела.

На этот раз взбунтовались уже поляки и стали грозить «царьку» расправой. Он не придумал ничего лучше, как сбежать, оставив недовольным солдатам свою жену. Марине удалось переодеться гусаром и бежать тоже, иначе участь её была бы очень незавидна. С ней вместе ушли несколько сотен оставшихся верными донских казаков и одна служанка. Идти Марине было некуда, и она просто нагнала мужа в Калуге.


М. Микешин «Пленение Марины Мнишек»

Сына, родившегося вовсе не в царских палатах, как надеялась Марина, назвали Иваном. Его отца убили после всех приключений, даже не дав посидеть в Кремле, но Марина, молодая, красивая, уже нашла себе защитника — атамана тех самых донских казаков, Заруцкого. Некоторые говорили даже, что сына она родила от него, а не от мужа. Теперь, когда постылого мужчины не было рядом, Марина снова хотела Москву. Может быть, из властолюбия. Может быть, потому что это сделало бы все злоключения не напрасными. Она отказывалась уезжать в Польшу, она настаивала, чтобы её сына признали наследником престола.

Но верные дончане были разбиты московскими стрельцами. Её доставили в Москву как трофей. Там трёхлетнего сына повесили на её глазах. Про неё саму полякам сообщили, что умерла она от тоски. Никто не знает, какой была её смерть на самом деле, хотя можно представить, что она перед смертью пережила. Судьба всех женщин, захваченных на войне, одинакова. Волшебной сказки про четвёртую дочь не получилось.

Портрет Ежи Мнишек работа художника Ш. Богушовича … Википедия

Ежи Мнишек, около 1606 года Михаил Клодт. Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек в Ярославле (1883) Ежи Мнишек (польск. Jerzy Mniszech; Ежи Мнишех, Юрий Мнишек; ок. 1548 1613) польский вельможа, отец Марины Мнишек … Википедия

- (Mniszech) (около 1588 около 1614), царица (с мая 1606), супруга Лжедмитрия I. Дочь польского магната. В 1608 выслана на родину, однако присоединилась к Тушинскому лагерю, признав Лжедмитрия II спасшимся «мужем». В 1610 бежала вместе с… … Энциклопедический словарь

МНИШЕК - 1. (Юрий (Ежи) М. (? 1613) польский воевода, один из организаторов польской интервенции нач. XVII в.) А Мнишек временем вечерним, К словам прислушиваясь дочерним, Как и что ему лепечет, Ей отвечает: То знает чет и нечет, В твоих словах рассудка… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

- (Мнишки, Мнишехи) графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим подкоморием коронным. Сын его Юрий, сендомирский воевода, львовский староста и управляющий королевской экономией в Самборе,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МНИШЕК - 1) Юрий, воевода сандомирский; принадлежал к польской знати, содействовал Лжедимитрию 1 му и после того, как тот занял московский престол. выдал за него замуж свою дочь. 2) Марина, дочь предыдущего, жена Лжедимитрия и русская царица, коронованная … Казачий словарь-справочник

Сперва польск. корон. вел. марш., потом при Павле I русск. д. т. с., р. 1748, † 1806. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • , Н. В. Эйльбарт. Вниманию читателей впервые представляется исследование, целиком посвященное семье царицы Марины Мнишек. Рассмотрены как история рода в целом, так и биографии и личностные характеристики…
  • Семья Марины Мнишек. Несостоявшиеся правители России , Эйльбарт Наталия Владимировна. Вниманию читателей впервые представляется исследование, целиком посвященное семье царицы Марины Мнишек. Рассмотрены как история рода в целом, так и биографии и личностные характеристики…

Юрий Мнишек

Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского управления неоднократно был уличен в растрате казенных средств, но ловко выкручивался из сложных ситуаций. Поддержал авантюру Лжедмитрия и вошел в состав его войска с титулом гетмана. В январе 1605 г. вернулся в Польшу. Вновь отправился в Россию весной 1606 г. в составе свиты дочери Марины. После свержения самозванца был отправлен в Ярославль под конвоем. Осенью 1608 г. был приглашен Лжедмитрием II в Тушинский лагерь, но Юрий предпочел вернуться на родину. Умер в 1613 г.

Когда Юрию Мнишеку стало ясно, что «царевич» готов жениться на его дочери, он заявил ему, что брак возможен только после перемены веры. Католичка не могла стать женой православного человека. К этому шагу Григорий, видимо, уже давно был готов, поскольку никаких твердых убеждений не имел. По указанию Юрия Мнишека он отправился в францисканский монастырь и там принял католичество. Но для русских сторонников этот его поступок сохранялся в тайне.

Папский нунций А. Рангони сразу же взял самозванца под свое покровительство и посоветовал ему попросить у Римского Папы денег для похода на Москву. Тот написал в Ватикан письмо и получил положительный ответ.

О принятии Григорием католичества стало известно и королю Сигизмунду III, который сам был ревностным католиком. Он сразу же согласился принять у себя «царевича». В начале 1604 г. Отрепьев вместе с Юрием Мнишеком и его родственником князем Адамом Вишневецким поехал в Краков. Сначала самозванец посетил нунция Рангони и по его просьбе согласился дать клятву верности римской церкви. Эта церемония состоялась 17 апреля в присутствии представителей католического духовенства. Лжедмитрий не только дал клятву на кресте, но и собственноручно сделал запись об этом. После этого католический священник его причастил и миропомазал.

Прием у короля состоялся 23 апреля. По воспоминаниям очевидцев, «Дмитрий Московский» произвел не самое лучшее впечатление на опытного политика Сигизмунда. Он был невысокого роста, коренастый, с круглым некрасивым лицом, мрачными, глубоко запавшими темно-голубыми глазами, жесткими рыжеватыми волосами. Ничего величественно и благородного в его внешности не было, поэтому на царского сына он совсем не был похож. Но королю выбирать не приходилось. Других претендентов на роль царевича не было.

Сигизмунд постарался быть милостивым и радушным. Он пообещал оказать «гонимому скитальцу» материальную помощь - ежегодное содержание в размере 40 000 злотых. Но заявил, что официально не имеет права ему помогать, поскольку подписал с Россией мирный договор. Однако он не будет препятствовать своим подданным войти в состав войска «Дмитрия», если тот захочет отвоевать «отчий престол» у узурпатора Б. Ф. Годунова.

Позиция короля была очень удобной. В случае успеха «царевича» можно было обрести в его лице верного союзника, в случае провала - никаких претензий к нему со стороны царя Бориса быть не могло.

Для самозванца аудиенция у короля имела важное значение. Хотя и негласно, он был признан царским сыном и получил средства для подготовки похода на Москву. К тому же у него появлялась возможность официально посвататься к Марине Мнишек. Наученная отцом, та заявила, что согласна стать невестой, но лишь после того, как «Дмитрий» вернет себе царский престол. После этого Юрий Мнишек составил брачный договор, состоявший из нескольких пунктов.

1. После воцарения жених должен был послать невесте 1 миллион злотых для уплаты долгов будущего тестя и подготовки поездки Марины в Москву.

2. Дополнительно невеста должна была получить дорогие подарки в виде золотых ювелирных украшений, ценных безделушек, тканей и посуды.

3. До свадьбы Марина должна быть венчана на Московское царство, чтобы иметь право на престол даже после смерти мужа. При этом она имела право сохранить католическую веру.

4. После свадьбы Марина должна была получить во владение Новгород и Псков со всеми землями и доходами. В этих городах она имела право строить костелы и открывать латинские школы.

5. Юрий Мнишек получал в собственность часть Смоленска и некоторые северские города.

6. Если жених не вернет себе престол, то Марина может считать себя свободной от всех обещаний и обязательств.

Договор свидетельствовал о том, что «Дмитрий» был интересен в качестве жениха для Марины и ее отца только при условии его воцарения на московском престоле. В противном случае они не собирались с ним родниться.

Интересно отметить, что Запись (договор), которую Лжедмитрий подписал 25 мая 1604 г., была составлена отнюдь не русским человеком, а поляком, стремящимся писать на русском языке.

Запись Лжедмитрия I

«Мы, Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой Руси, Углетцкий, Дмитровский и иных, князь от колена предков своих, всех государств московских государь и дедич. (Титул царевича, употребленный в данном тексте, никогда не встречался в русских документах. К тому же настоящий царевич Дмитрий был только угличским удельным князем, Дмитровское княжество к этому времени уже не существовало. - Л. М. )

Рассуждая о будущем состоянии жития нашего…, усмотрили есмя и улюбили себе, будучи в королевстве Полском, в дому честнем, великого роду… ясневельможную панну Марину с Великих Кончиц Мнишковну, воеводенку Сендомирскую, старостенку Львовскую, Самборскую, Меденицкого и проч., дочь ясновельможного пана Юрья Мнишка с Великих Кончиц, воеводы Сендомирского, Львовского, Самборского, Меденицкого и проч. старосты, жуп русских жупника». (Титул Марины и ее отца в данном тексте выглядит внушительнее, чем у «царевича». - Л. М. ) (СГГД. Ч. 2. М., 1819. С. 159.)

«Дмитрей Иванович, Божиею милостию, царевич великой России, Углицкий, Дмитровский, Городецкий и проч., и проч. князь от колена предков своих, всех государств, к Московской монархии принадлежащих, государь и дедич. Объявляем, кому о сем ведать надлежит, что мы ясневельможнейшему господину Юрью… в вечные времена дали мы ему и наследникам его Смоленское и Северское княжества в государстве нашем Московском». (СГГД. Ч. 2. С. 165.)

В данной грамоте больше всего вызывает недоумение титул царевича. Реальный Дмитрий не владел ни Дмитровом, как уже отмечалось, ни Городцом. Эти княжества существовали в XIII–XIV вв. К тому же формула «государь и дедич» вообще никогда не встречалась в русских документах. Все это говорит о том, что оба документа, относящиеся к браку Лжедмитрия и Марины Мнишек, составлялись кем-то из поляков.

Несомненно, что и самозванец понимал циничный характер подписанных им документов, в которых учитывались интересы только невесты и ее отца. Но он не стал спорить с ними. Ведь без помощи будущего тестя и его родственников он не мог организовать поход на Москву.

Вернувшись в Самбор, Юрий и Лжедмитрий начали вновь рассылать повсюду грамоты с призывом к воинским людям и казакам влиться в войско «царевича». Вскоре верными сподвижниками стали: князь Адам Вишневецкий, братья Марины, Николай и Станислав Мнишки, казачий атаман Корела.

Князь Адам Вишневецкий согласился помогать «царевичу» не только потому, что состоял в родстве с Мнишеками, но и потому, что был заинтересован в успехе авантюры. Его обширные земельные владения располагались у границ Русского государства, и из-за этого возникали частые конфликты с царским правительством. С помощью «Дмитрия» князь намеревался расширить свои земли.

Вскоре «царевичу» пришлось принять меры к тому, чтобы прежние знакомцы не опознали в нем Григория Отрепьева. Поэтому его спутников по поездке в Литву, монахов Варлаама и Мисаила, посадили в тюрьму. Своей неказистой внешности Лжедмитрий постарался придать более внушительный вид: носил высокие шапки, блестящие латы, обувь на высоких каблуках, коротко стриг волосы, тщательно брил бороду и усы. В монашеском облике он был и длинноволосым, и бородатым. В публичных местах старался появляться только верхом и в низко надвинутом головном уборе. Но в Речи Посполитой разоблачение ему не грозило, там никого не интересовало его истинное происхождение. Бедные шляхтичи и казаки были рады поддержать «царевича», чтобы под его знаменами вторгнуться в соседнее государство и заняться там грабежами мирного населения. Конечные цели похода на Москву их мало интересовали.

К концу лета 1604 г. самозванцу удалось сформировать двухтысячное войско. В его рядах были и конные, достаточно хорошо вооруженные и экипированные шляхтичи, и казаки с одними саблями, и пехота с огнестрельным оружием. Все они были достаточно опытными воинами, но при малочисленности могли рассчитывать лишь на внезапность нападения и личную отвагу. Сам Лжедмитрий постарался освоить азы стратегии и тактики боя, существовавшие в то время в Европе. Это также должно было дать ему преимущества во время сражений с большой царской армией.

Источники и литература

СГГД. Т. 2. Указ. изд.; Разрядная книга 1475–1605 гг.; РИБ. Т. 13; Устрялов И. Сказание современников о Дмитрии Самозванце. Ч. 1. СПб., 1868; Костомаров И. И. Смутное время в Московском государстве. Ч. 3. СПб., 1883; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 1937; Пирлинг П. Дмитрий Самозванец. М., 1912; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в.: Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987; Морозова Л. Е. Первый самозванец на Руси // Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004.

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора

Глава 25 Марина Мнишек Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

III. Роман Дмитрия. Марина Мнишек Уже окружив взятого под свое покровительство юношу такой внешней обстановкой, чтобы она соответствовала сану, на который он изъявлял притязания, в блестящем экипаже и в сопровождении многочисленной свиты, вероятно, в конце 1603 года (более

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Юрий и Марина Мнишек Но Соловьев больше верил, что «царевич» не был родом из литовских областей, хотя, вполне вероятно, что часть жизни, позднюю, провел в Польше. По русским летописям же Григорий Отрепьев и самозванец были одним лицом. Якобы Отрепьев увидел при дворе

Из книги Василий Шуйский автора Козляков Вячеслав Николаевич

Встреча Марины Мнишек Что бы ни планировал сделать царь Дмитрий во время своего короткого царствования, - у него было главное дело, которое занимало русского самодержца больше всего остального: он стремился получить в жены Марину Мнишек, дочь сандомирского воеводы и

Из книги Герои и подлецы Смутного времени автора Манягин Вячеслав Геннадьевич

Глава 5 Марина Мнишек «УЖАС ЧТО ЗА ПОЛЬКА!» Семейство Мнишеков было притчей во языцех у поляков. Отец Ежи Мнишека приехал в Польшу из Чехии. Два его сына, Николай и Ежи-Юрий, служили при дворе короля Сигизмунда-Августа. Юрий был человек образованный (учился в

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Проклятие Марины Мнишек Между тем предводитель волжских казаков Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и ее сыном Иваном (от Лжедмитрия II), которому в начале 1613 года исполнилось два года, находились в Астрахани. Там мятежные казаки провозгласили маленького Ивана новым царем.Пока

автора Морозова Людмила Евгеньевна

Юрий Мнишек Юрий Николаевич Мнишек родился приблизительно в 1548 г. Он принадлежал к роду польских магнатов. Отличался склонностью к роскошному образу жизни, но собственные доходы его были невелики. Был воеводой Сандомира, Львова и Самбора. В ходе проверок воеводского

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Марина Мнишек Марина родилась приблизительно в 1588 г. в семье знатного польского вельможи Юрия Мнишека. Ее мать из рода Тарло умерла, когда девочка была в детском возрасте. Отец женился вновь и вскоре стал испытывать материальные затруднения. Поэтому сестра Марины Урсула

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Приезд Марины Мнишек Лжедмитрий II знал, что большинство польских военачальников не верят в его истинность. Но для простых воинов и для русских людей он хотел выглядеть настоящим государем. Помочь ему в этом могла Марина Мнишек, жена первого Лжедмитрия. Она должна была

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

IV. Марина Мнишек Подобно Софье Палеолог, Софье Витовтовне, Елене Глинской и некоторым другим историческим женщинам, вошедшим в наши очерки, Марина Мнишек, по своему происхождению, не принадлежит Русской земле в тесном значении этого слова. Однако, по своей жизни и

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 25 МАРИНА МНИШЕК Женщина, в начале XVII века игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech; Maryna Mniszchówna; Marianna Mniczech). Родилась в 1588 году в Ляшках Мурованых - умерла в 1614 или 1615 году. Русская царица (май 1606). Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Ляшках Мурованых (Laszki Murowane; ныне село Мурованое в Старосамборском районе Львовской области Украины) - в родовом замке Мнишеков.

Отец - Юрий (Ежи) Мнишек (польск. Jerzy Mniszech; 1548-1613), государственный и военный деятель Речи Посполитой, польский магнат, кравчий великий коронный (с 1574 года), каштелян радомский (с 1582 года), воевода сандомирский (1590-1613), староста львовский (1593), самборский, сокальский, санокский, рогатинский.

Мать - Ядвига Тарло-Мнишек (польск. Jadwiga Tarło-Mniszech; 1560/1570-1629), дочь королевского секретаря Миколая Тарло и Ядвиги Стадницкой. Принадлежала к знатному польскому дворянскому роду Тарло, восходящему к началу XV века.

Марина родилась в знаменитом замке. Первое упоминание о Ляшках Мурованых датируется 1374 годом, как о владении рыцарей Гербуртовых, приехавших из Моравии. В 16-м веке Ляшки Мурованы принадлежали известной польской дворянской фамилии Тарло герба «Топор». Тарло построили в Ляшках Мурованых родовой замок, а в 1531 году там поселился Анджей Тарло. Ляшки Мурованы, наряду с некоторыми другими владениями, стали так называемым вяно (польск. wiano - подарок на свадьбу) брака Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека, родителей Марины. До 1815 года Ляшки Мурованы принадлежали роду Мнишеков.

Юрий Мнишек и Ядвига Тарло - родители Марины Мнишек

Родившись в очень богатой семье, Марина получила отличное домашнее образование. Известно, что в ее воспитании участвовали цистерцианцы (от лат. Ordo Cisterciensis, OCist), т.н. белые монахи, представители католического монашеского ордена, ответвившегося в XI веке от бенедиктинского ордена (иногда цистерцианцев называют бернардинцами).

Личная жизнь Марины Мнишек:

В 1604 году Константин Вишневецкий повёз в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ. По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку, представив ему Лжедмитрия I. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека, в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек.

Юрий Мнишек был по натуре авантюристом и с готовностью поддержал затею Вишневецких. К тому же, Лжедмитрий стал оказывать знаки внимания его дочери Марине. Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у самозванца не было - он действительно влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.

Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу. И она проявила к нему свою благосклонность.

При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Лжедмитрий I въехал в Москву 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп. 30 июля 1605 года новоназначенный патриарх Игнатий венчал его на царство.

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»).

24 апреля (3 мая по новому стилю) 1606 года Марина с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Вместе с Мариной в Москву прибыло много итальянских, шведских, немецких купцов с дорогими товарами, в том числе, приехал и Станислав Немоевский - специальный посланник королевы Анны, который привёз на продажу Лжедмитрию её драгоценности (алмазы, рубины и т.п. на 69 тысяч злотых).

Лжедмитрий вручил ей шкатулку с драгоценностями в качестве свадебного подарка, она стоила порядка 500 тысяч золотых рублей. Кроме того, ещё 100 тысяч было отправлено в Польшу для уплаты долгов Марины.

Для Марины и её свиты под Москвой были разбиты два шатра, для въезда царь подарил своей невесте карету, украшенную серебром и изображениями царских гербов. В карету были впряжены 12 коней серых в яблоках, причём каждого вели под узцы царские подручные. Встречали будущую царицу воеводы, князья и толпы московского люда, а также оркестр из бубнов и труб.

Через пять дней, 8 мая 1606 года, Марина Мнишек была коронована царицей и совершилось бракосочетание. На коронацию, по её собственным воспоминаниям, Марина отправилась в подаренных женихом санях с серебряной упряжью, обитых бархатом, украшенным жемчугами, с подбитой соболями полстью. В церковь вёл красный парчовый ковёр, царь и царица, одетая «по-московски» в вишнёвый бархат, украшенный жемчугом, трижды целовали корону и крест, после чего Марина приняла миропомазание «по греческому обряду», и была коронована. Ей также были вручены символы власти - скипетр и крест.

К слову, Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку . На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия.

Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна. Она царствовала в Москве около недели.

17 (27) мая 1606 года Лжедмитрий I был убит в результате заговора, организованного . Саму Марину не убили только потому, что она сначала не была узнана, а затем защищена боярами. Далее ее отправили к отцу.

После смерти мужа начинается её бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей.

На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 года) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. С новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, жилось плохо. Но стало ещё хуже после его бегства из Тушина 27 декабря 1609 года.

Опасаясь быть убитой, Марина в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 года в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками.

Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, атаманом Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 года) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу).

Смерть Марины Мнишек:

У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву в июле 1614 года. Там ее трёхлетний сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле». По другим источникам, она была повешена или утоплена.

Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек» , составленный, однако, не ею (и даже не от её лица), а человеком из её свиты. Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице.

Образ Марины Мнишек в искусстве:

Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Ее образ Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях.

Марина Мнишек - героиня цикла пьес драматурга Константина Скворцова, посвященных Смутному времени.

Главная героиня повести «Царица смуты» Леонида Бородина.

У Велимира Хлебникова есть поэма «Марина Мнишек».


Марина Юрьевна Мнишек оставила значимый след в истории России как первая женщина, которую короновали до Екатерины I. Она родилась в 1588 г. в Польше в прикарпатском городке Самборе. Ещё в раннем детстве её мать Ядвига Тарло умерла. Отец Марины Мнишек Ежи (Юрий) Мнишек был знатным польским шляхтичем и сандомирским воеводой.

Её биография содержится в «дневнике Марины Мнишек» – рукописи одного из приближённых к ней придворных поляков, имя которого так и не установлено.

Марина была четвёртой дочерью в семье. По отцовской линии род Мнишек был очень старинным и знатным, имел корни в Чехии и Моравии. Благодаря знатному происхождению, высокому положению отца, роскоши и богатству Самбора, рассказам о великих подвигах предков перед немецкими императорами, Марине с детства прививались такие черты характера как честолюбие и гордость. В своей семье она обучилась грамоте, изучала католическое богословие.

После смерти жены, отец Марины повторно женился, но стал терять своё влияние и богатство. Для поправления пошатнувшегося положения он выдал свою дочь Урсулу замуж за старого князя Константина Вишневецкого. Такая же участь (спасение отца из долговой ямы посредством замужества) ожидала и её сестру Марину. По воспоминаниям современников девушка была грациозной, настойчивой и загадочной с чёрными волосами и тонкими очертаниями лица.

Лжедмитрий I и хитрый план отца Марины Мнишек

После того как в 1604 г. появились слухи о чудесном спасении русского царевича Дмитрия среди шляхтичей Речи Посполитой, отец Марины был окрылён. Он придумал гениальный, беспроигрышный, но при этом простой план: выдать Марину замуж за Лжедмитрия, чтобы она стала царицей Московского княжества (одного из богатейших государств того времени). Отец знал про истинное происхождение Лжедмитрия I от Адама Вишневецкого, которому Лжедмитрий в своё время открылся. Отец приглашает к себе в дом Дмитрия. Тот влюбляется в 16-летнюю Марину с первого взгляда и сразу же предлагает жениться на ней. Но отец предусмотрительно требует гарантий, для чего в Самборе 25 мая 1604 г. заключает договор с Дмитрием, согласно которому клятвенно обещал:

  • жениться на Марине сразу после воцарения;
  • одарить её драгоценностями;
  • передать ей в полное владение Псков и Новгород;
  • Марина могла беспрепятственно исповедовать католическое христианство;
  • в случае провала авантюры Лжедмитрия, Марина могла повторно выйти замуж за другого;
  • отцу Марины для покрытия долгов и снаряжения дочки в Москву переслать миллион злотых (а 12 июня также передать отцу Марины во владение Северское и Смоленское княжества).

Среди историков существует предположение, что Дмитрий открыл будущей жене своё настоящее имя. Но эта правда её не страшила, т.к. она преследовала свои меркантильные и честолюбивые интересы.

Другая часть историков утверждают, что любовь была взаимной, т.к. в русских летописях есть свидетельства о том, что Дмитрий был храбр, остроумен, красив, силён и что Марина была в него влюблена.

Несомненно, отец Ежи Мнишек сыграл огромную роль в организации так называемой экспедиции «царевича Димитрия».

В ноябре 1605 г., несмотря на отсутствие жениха, Марина Мнишек была обручена с дьяком Власьевым, который изображал лицо супруга (так называемое обручение «через представителя). Она получила богатые дары, и собралась отправляться в Москву. Отъезд неоднократно откладывался. 3 мая 1606 г. в сопровождении отца и богатой свиты она прибыла в Москву.

Спустя 5 дней произошла коронация и венчание, которые сопровождались провокационными поступками для русских людей со стороны польских авантюристов:

  • был нарушен обычай не заключать браки перед пятницей – постным днём;
  • над Мариной была вознесена шапка Мономаха, которая предназначалась лишь для царей, а не для цариц;
  • Марина без разрешения Папы Римского не могла венчаться по православному обряду, но политические обстоятельства были для неё важнее;
  • на свадьбе молодожёны демонстративно использовали вилки, что было шоком для русских бояр, которые пользовались лишь ложками.

Целую неделю первая в России царица правила в Москве. Но после скорой кончины мужа её ожидает тяжёлая, полная лишений новая жизнь.

Лжедмитрия Первого возмущённые подданные низвергли. После этого инцидента Марина Мнишек желала остаться в России и отказалась возвращаться на свою родину в Польшу. Тогда же появился и второй её муж, который также выдавал себя за чудом спасённого Дмитрия. Марина Мнишек была честолюбива и всеми способами стремилась удержать свою власть в России. От Лжедмитрия она зачала сына, которого назвала Иваном. Его в народе ещё во время беременности прозвали «воренком» (Иван Воренок – в честь отца «вора», а вором тогда называли также всех бунтовщиков и злоумышленников). Но это лишь одна из версий, т.к. доподлинно неизвестно кто был его отец. Сама Марина объявила его отпрыском истинного наследника российского престола.

Под покровительством донских казаков

После убийства Лжедмитрия Второго начался хаос. Народ был агрессивно настроен ко всем иностранцам. Беременная Марина призывала народ отомстить за убитого мужа, но народ был глух. На её просьбу отозвались только донские казаки под предводительством , который к тому же испытывал к ней симпатию. Казаки под его командованием напали на калужских татар и всех убили. Спустя несколько дней после этих событий Марина родила сына Ивана и призвала всех горожан присягнуть ему на верность как легальному наследнику российского престола. Но народ считал её колдуньей и врагом. И даже армия Яна Сапеги, прибывшая сюда по просьбе Марины Мнишек, не смогла её спасти.

Польская подданная Марина оказалась под защитой казаков Ивана Заруцкого. В казачьей вольнице рос и воспитывался её трёхлетний сын. Но кроме этих казаков никто не желал признавать в мальчике царя.

После освобождения от польских оккупантов Москвы в 1612 г. и венчания на царство Михаила Романова в 1613 г. приближённый к атаману Ивану Заруцкому князь Дмитрий Трубецкой получил во владение богатейшую область Вагу, бывшую во владении у Шуйских и Годуновых.

Но внутренняя смута не была ликвидирована. Часть разбойничьих отрядов со всей России приближалось к Лебядни – ставке Ивана Заруцкого. Кроме того, его поддерживал черкасский народ.

Царь Михаил направил на подавление мятежа князя Одоевского Ивана Никитича. К концу апреля 1613 г. была собрана новая армия из рекрутов ближайших к Москве городов. Одоевский с этой армией направился к ставке Ивана Заруцкого – к Лебедяни. Но тот с казаками и черкассами ушёл в сторону Воронежа. Одоевский развернулся и нагнал противника в конце мая под Воронежом, где на протяжении двух суток сражался с мятежниками. В результате войско мятежников было разбито, а сам Заруцкий был вынужден сбежать за Дон. Царский воевода Одоевский решил, что на этом с бунтовщиками закончено и остановился в Туле. Но через время Заруцкий направился в Астрахань, где нашёл множество единомышленников. Там же он основал свою новую ставку.

Казак Заруцкий был уверен, что ему удастся заручиться поддержкой персидского шаха Аббаса, волжских казаков, бродячих разбойников Московской области, ногаев, юртовских татар и пойти с этими объединёнными силами вверх по течению Волги, подчиняя себе всё новые города. По причине обнищания государства ему удалось захватить приволжские области, которые служили источником рыбных промыслов, а также Астрахань.

Иван Заруцкий перебил всех сопротивляющихся дворян и бояр Астрахани. С помощью татар он перехватывал посыльных и убеждал, что якобы вся Россия уже давно присягнула на верность не Михаилу, а самозванцу. Так ему удалось заручиться влиятельными союзниками.

Также он послал своего подданного Тимофея Чулкова пройтись с грамотой, на которой все жители Астрахани должны были «приложить руку», но не читать содержания грамоты. Кто отказывался – подвергался пыткам. Большинство не задавало лишних вопросов. Но многочисленные кровопролития и казни заставляли Марину Мнишек (которая всё это время была с атаманом Заруцким) опасаться неожиданного восстания горожан. Она просила не звонить на заутреню, т.к. это якобы может разбудить сына. Реальная же причина была в боязни «приходу». Атаман Заруцкий мечтал заручиться поддержкой Персии, для чего передавал ей Астрахань. Но большая часть казаков была не согласна с таким решением.

Подавление мятежа

В это же время к концу зимы царь Михаил предпринимал активные меры по подавлению многочисленных мелких мятежных групп в России. Он поручил князьям Одоевскому и Головину очистить Астрахань от мятежников. Одновременно с этим царь послал авантюристу Заруцкому письмо с полным помилованием в случае прекращения военных действий. Но тот отказался.

В качестве превентивной меры против расправы над безоружными жителями, астраханцы сами подняли бунт изнутри. И при этом на Астрахань шла царская армия. Узнав об этом от мятежных казаков, отпали юртовские татары и часть казаков (ставших перебежчиками). При этом против них выступил из Терка отряд Хохлова, разбивавший оставшиеся части мятежного войска.

Марина Мнишек вместе с Иваном Заруцким и малолетним сыном была вынуждена бежать и скрываться в обычных камышах. Узнав про это, местные рыбаки тут же сообщили про них властям.

После осады мятежных казаков стрельцами, сами казаки связали своего атамана, Марину и её сына и передали их стрельцам. При этом присягнули на верность Михаилу Романовичу и были помилованы. Стрельцами были взяты в плен также и дети ногайского князя Иштерека и мурзу Джан-Арслана.

Для предотвращения потенциального бунта и попыток их освобождения, 13 июля Одоевский отослал Ивана Заруцкого, Марину Мнишек и её сына в Казань. С ними были посланы большие войска сопровождения.

В кандалах и под конвоем Марина Мнишек была доставлена в Москву, где она так мечтала властвовать. Там, за Серпуховскими воротами Москвы, стрельцы осуществили расправу над Иваном Заруцким, которого посадили на кол.

Казнь четырёхлетнего сына Ивана

В то время в столице уже был избран на царский трон Михаил Романов. Стрельцы посчитали, что четырёхлетний ребёнок может стать причиной новой смуты, т.к. он был отпрыском официально коронованной и всенародно признанной Марины. Поэтому от него было необходимо избавиться. Его ожидала страшная и жестокая публичная казнь. Забрав четырёхлетнего сына из рук спящей Марины Мнишек, его публично повесили.

Что стало с самой Мариной Мнишек, её дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. Согласно польским источникам, она была также казнена. Согласно российским – скончалась в тюрьме от перенесённого горя.

После этого неурядицы стали незначительными и эпизодическими.

Казнь четырёхлетнего ребёнка не имела смысла и не привела ни к каким историческим результатам кроме одного: больше никакой «Иван Дмитриевич» не претендовал бы на российский престол.

Самое противоречивое и парадоксальное в казни этого ребёнка в том, что царских «бастардов», как правило, не казнили лишь за факт их рождения. Обычно их ссылали в монастыри, или подстраивались «несчастные случаи». Публичная казнь в этом случае – непомерная мера, которая до сих пор вызывает яркие эмоции у исследователей.

Остаются неразрешёнными многие вопросы:

  • С какой формулировкой были осуждены на казнь приговорённые? По какому приговору?
  • Кто был в составе судей?
  • Какое могли предъявить обвинение 3-х летнему ребёнку (кроме потенциальной возможности в далёком будущем стать причиной новой смуты)?

Легенды, предания, поверья

Сегодня эта история обрастает всё новыми и новыми легендами. Так, в коломенском кремле укоренилось поверье о призраке Марины Мнишек: якобы её не обретшая покоя душа навечно осталась в здании. Многие посетители говорили о мрачности кремлёвских коридоров, в которых они якобы чувствовали невидимый, пристальный и пронизывающий взгляд кого-то.

Но это поверье родило ещё одно предание, согласно которому для обретения взаимной любви (особенно касается тех, кто страдает от безответности в отношениях) надо попросить у призрака Марины Мнишек помощи и удачи в любви.

Есть ещё одна легенда о способности Марины Мнишек превращаться в птицу. По легенде она вылетала из Коломенской башни в окно, когда ей вздумается, а страже строго-настрого запрещалось даже просто смотреть в глаза заключённой. Это объяснялось тем, что посмотрев на неё можно моментально влюбиться и просто сгореть от пылкой страсти.

До нашего времени в Коломенском кремле сохранилась круглая башня, которую до сих пор называют Маринкиной (в честь Мнишек). Также известен на весь мир её портрет из Вишневецкого замка, который называется «1604».

Про эти события повествует одна из известнейшей отечественных пьес «Борис Годунов», которая впервые ставилась в 1870 году в Мариинском театре. Затем многократно экранизировалась. В частности, в 1987 г. Марину Мнишек сыграла Ирина Малышева, а в 2011 г. – Агния Дитковските.

Проклятие династии Романовых Мариной Мнишек

Есть мнение, что сами бояре нашли в убийстве маленького сына Марины Мнишек Ивана определённый символизм: с гибели ребёнка началась смута, с гибели невинного ребёнка она должна завершиться.

Однако символично, что и само падение династии Романовых в 20 веке, спустя 3 века после этих событий также произойдёт посредством убийства невинных маленьких детей!

Это связано с народным преданием о существовании проклятия, которое Марина Мнишек наслала на всю династию Романовых. По легенде, Марина предсказала, что все Романовы будут умирать не своей смертью и, в конце концов, власть династии будет свергнута. Можно верить в то, что Марина Мнишек прокляла род Романовых, или нет. Но история и факты эту легенду только подтверждают.