Определение и назначение мобилизационного резерва. Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве — Российская газета

Я работаю кадровиком на автопредприятии. В коллективе в основном мужчины, большая часть состоит у нас на воинском учете. Два молодых водителя планируют обратиться в военкомат, чтобы заключить контракт с Минобороны о пребывании в мобилизационном людском резерве. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. Расскажите, пожалуйста, скажется ли как-то заключение этого контракта на работе сотрудников? Требуется ли что-то от кадровиков? Какие документы придется оформлять и как долго может продлиться процедура?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь нужно разобраться в том, что такое запас и какие установлены виды запаса.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) мобилизационный запас Вооруженных Сил РФ (далее – ВС РФ) создается для укомплектования соединений, воинских частей на период мобилизационного развертывания.

Запас состоит из:

1. Мобилизационного людского резерва.

Мобилизационный людской резерв (далее – резерв) – граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее – контракт о пребывании в резерве) . Это понятие введено 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2013 № 288-ФЗ.

2. Мобилизационного людского ресурса.

Мобилизационный людской ресурс – граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Ваши сотрудники, пребывающие в запасе ВС РФ, могут поступать в мобилизационные людские резервы ВС РФ. Делается это только на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения из него определяется Законом о воинской обязанности, другими федеральными законами, а также вступившим в силу 15 сентября 2015 г. Положением о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее – Положение о пребывании в резерве) , и иными НПА РФ.

Наша справка: состав запаса

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Примечание:

  1. Все граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения 50 лет, остальные – до 45 лет.
  2. Возраст установлен 30 сентября 2014 г.

Поступление и пребывание сотрудника в мобилизационном людском резерве можно разбить на несколько этапов, в каждом из которых в той или иной мере задействован и работодатель.

Этап 1. Подача работником заявления о желании заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, изъявивший желание заключить контракт, самостоятельно подает заявление в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ (далее – отдел военкомата) , где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть (п. 9 Положения о пребывании в резерве) . Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и российское гражданство, а также другие документы, установленные Положением о пребывании в резерве.

Обратите внимание, два из подаваемых работником в военкомат документов должны оформить вы (работодатель). Это копия трудовой книжки и служебная характеристика с последнего места работы.

Документ 1. Копия трудовой книжки.

Сотрудник, ответственный в вашей организации за ведение трудовых книжек, на основании письменного заявления работника (пример 1) должен оформить копию его трудовой книжки. Срок – не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи заявления (п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) . В этом же заявлении работник может указать на необходимость оформления служебной характеристики.

Пример 1. Заявление о выдаче копии трудовой книжки и служебной характеристики

Как сделать копию трудовой книжки?

Шаг 1. Сделать ксерокопии каждого листа подлинника трудовой книжки, в том числе титульного и оборотной стороны первого листа обложки, на котором могут быть сделаны заверяющие записи о внесенных изменениях и дополнениях.

Шаг 2. Листы нумеровать, прошить и скрепить печатью организации.

Шаг 3. На первом листе сделать надпись «Копия», а на последнем проставить:

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
  • дату заверения (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) .

Пример:

Документ 2. Служебная характеристика.

Это официальный документ, содержащий отзыв о служебной, научной и иной деятельности работника, включающий оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебную характеристику пишут на бланке организации (учреждения) в произвольной форме от третьего лица. Ее текст, как правило, составляет руководитель структурного подразделения (непосредственный начальник), а утверждает – руководитель организации, скрепляя свою подпись печатью (пример 2) .

Обычно в тексте служебной характеристики условно выделяют три части:

  1. фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения; сведения об образовании (где, когда и какие учебные заведения закончил, ученая степень и звание); состав запаса (воинское звание запаса); занимаемая на момент написания характеристики должность и дата назначения на нее; другие должности в организации и прочие анкетные данные;
  2. оценка профессионального мастерства и компетентности; деловые (для руководителя) и личностные качества; опыт работы и практические навыки; работоспособность; полнота и качество выполнения должностных обязанностей; умение организовывать личное рабочее время и адаптироваться к нововведениям; психологические качества, взаимоотношение с коллегами и клиентами и т. д.;
  3. выводы и назначение характеристики.

Пример 2. Служебная характеристика для поступления в мобилизационный людской резерв

В тоже время...

…несогласие работника с содержанием служебной характеристики не может быть предметом индивидуального трудового спора, так как не затрагивает вопросы применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время работник, который расценивает изложенные в служебной характеристике сведения как порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением таковых, если сообщившим их лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы эти сведения не стали известны третьим лицам (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») .

Этап 2. Прохождение медицинского освидетельствования и комиссии по отбору кандидатов в мобилизационный людской резерв

При положительном рассмотрении заявления в отделе военкомата работник будет направлен на медицинское освидетельствование и комиссию по отбору кандидатов в резерв (далее – комиссия по отбору) . Медицинское освидетельствование и комиссию работник, как правило, проходит в помещениях отдела военкомата, куда его вызывают повесткой. Вручить ее могут как сотрудники отдела военкомата (военно-учетного стола), так и работодатель по поручению отдела военкомата (подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) .

На время медицинского освидетельствования и прохождения комиссии по отбору сотрудники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 7 Закона о воинской обязанности).

При этом воинские перевозочные документы для следования к месту заключения контракта предоставляются кандидату только один раз за время пребывания в запасе.

Для соблюдения этих гарантий вы должны на основании повестки издать приказ об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и возмещении расходов в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила компенсации расходов) (пример 3). В таком приказе работодатель дает руководителям структурных подразделений поручения по выполнению требований трудового законодательства.

Пример 3. Приказ об освобождении от работы с сохранением места постоянной работы

Этап 3. Заключение работником контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, признанный комиссией по отбору соответствующим требованиям для зачисления в резерв, на основании предписания отдела военкомата будет направлен в воинскую часть для заключения контракта.

При этом первый контракт заключается на три года. Новый контракт может быть заключен на три года, пять лет либо на период до наступления предельного возраста пребывания в резерве (запас второго разряда).

На время исполнения обязанностей, связанных с заключением контракта, сотрудника освобождают от работы с сохранением за ним места и выплатой среднего заработка. Ему возмещают расходы, связанные с наймом жилья и командировкой.

Отдел военкомата обеспечивает кандидата воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно. На основании предписания отдела военкомата (по аналогии с приказом в примере 3 ) работодатель издает приказ.

А что за это будет?

На работодателя возложена обязанность оповещать сотрудников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать возможность их своевременной явки в указанное военкоматом место, в том числе в период мобилизации.

Неоповещение работников руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, о вызове их по повестке в военкомат, а равно необеспечение им возможности своевременной явки по вызову по повестке военкомата влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Этап 4. Привлечение резервиста к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам

Во время пребывания в резерве работник может быть привлечен к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве.

Квалификационный экзамен проводится для принятия решения о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности. Такой экзамен резервисты сдают по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обратите внимание: работник вправе обратиться с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть.

После рассмотрения кандидатуры заявителя командир части может направить его для проведения отбора и оформления документов в отдел военкомата, в котором этот работник состоит на воинском учете. На данного гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела военкомата, который должен быть подписан командиром части.

Затем кандидат в резервисты проходит все установленные этапы поступления в резерв: рассмотрение вопроса в отделе военкомата, медицинское освидетельствование, комиссию по отбору, заключение контракта. Необходимо учитывать, что исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с должностным регламентом.

Вы должны это знать

Расходы, понесенные организацией в связи с пребыванием их работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для этого вам следует обратиться в военкомат

Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

На все эти периоды работодатель издает приказ по приведенной в примере 3 форме об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и средней зарплаты, а также о возмещении ему иных расходов (на наем жилья, проезд и командировку).

При этом все расходы, понесенные работодателем в связи с пребыванием работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для получения такой компенсации нужно обратиться в военкомат.

Работодателю необходимо знать и то, что сотрудники, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Резюме

Работодатель должен:

  • оформить документы, необходимые сотруднику для подачи заявления для заключения контракта;
  • предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, в том числе освобождение от работы с сохранением должности и выплатой среднего заработка в определенные периоды, а также с возмещением установленных расходов.

Фото: сайт

17 июля президент Путин подписал Указ № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они при желании подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” перед традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы в рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. По крайней мере – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроенные, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, были готовы в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные расходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так чтобы много, конечно, – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь и служба-то идет не все время – а, по студенческой аналогии, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько более скромные – 5-8 тысяч рублей . При оценках общих расходов на “эксперимент”: в 2015-м - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-м - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года , потом последовал и соответствующий Закон , а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может, такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – неспособные понять . По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное, не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Солдаты на время "Ч" 3

Формирование мобилизационного резерва начнется с эксперимента в армии

Новый "армейский" закон, который сегодня публикует "Российская газета", в корне меняет систему пребывания в запасе военнообязанных граждан.



Речь идет о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва. Его армейское командование и руководство некоторых силовых ведомств позовут под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Повторно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Надолго отрывать их от дома и работы - тоже. Закон предусматривает строго добровольное вхождение запасников в резервное войско. То есть в мобилизационный резерв войдут только те, кто сам выразил на то свое желание.

Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением в запас командир предложит солдату подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой возможный путь - набор контрактных резервистов через военкоматы. Стать штатными запасниками смогут и офицеры, в том числе выпускники военных кафедр гражданских вузов.

Чтобы заинтересовать людей "сверхсрочной" службой, им станут ежемесячно выплачивать определенную сумму. Поначалу депутаты полагали, что в зависимости от воинской специальности и армейского звания резервисту надо установить фиксированное жалованье. Но после увеличения денежного довольствия военных в несколько раз, финансовые подходы к этому вопросу несколько изменились.

Жалованье резервистам установит правительство РФ. Но по закону оно не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой человек приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию, - объяснил корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов.

По подсчетам законодателей, кошелек запасников таким образом может ежемесячно пополняться суммой от 5 до 8 тысяч рублей - в зависимости от звания и военной должности резервиста.

В период сборов за ними сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, "партизаны" будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей ввели и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Она варьируется от 10 до 50 процентов военного оклада.

Еще законом предусмотрена единовременная выплата при заключении нового "резервного" контракта. Главное, что кошелек запасника станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

По новым правилам, первый контракт резервисту нужно будет заключать на 3 года. Потом этот срок можно увеличить до пяти лет. Однако числиться "партизаном" до бесконечности не получится. Закон вводит жесткие возрастные ограничения пребывания в мобрезерве. С солдатами-матросами и прапорщиками-мичманами запаса, которым исполнилось более 42 лет, контракт просто не подпишут. Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана имеют шанс начать резервную службу до 47 лет. Майоры-подполковники - до 52 лет, полковники и каперанги - до 57 лет.

Некоторым гражданам путь туда закрыт вовсе. Это касается людей, имеющих отсрочку от мобилизации и освобожденных от военных сборов. А еще тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость, находится под следствием или является фигурантом уголовного дела.

Формирование мобрезерва в России начнется с создания второго фронта для Вооруженных сил. В этом году Генштаб организует в некоторых воинских формированиях эксперимент по набору и обучению в общей сложности 5 тысяч резервистов.

Если первый блин не выйдет комом, новая система полноценно заработает в России через пару-тройку лет. В 2015 году, по планам Генштаба, Вооруженные силы должны иметь под рукой 8600 профессиональных запасников. Затем наступит очередь набора кадрового резерва в другие силовые министерства и ведомства.

Что же касается офицеров, солдат и сержантов запаса, не изъявивших желания подписывать контракт на службу в мобрезерве, то их включат в так называемый мобилизационный людской ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их станут реже, чем резервистов. А в чрезвычайной обстановке поставят под ружье во вторую очередь.

Досье "РГ"

Формирование хорошо обученного мобилизационного резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США даже превышает численность вооруженных сил.

В Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая контракт с военным командованием.

от 05.04.2016)

«О государственном материальном резерве» мобилизационный резерв - запасы материальных ценностей государственного резерва, предназначенные для обеспечения выполнения заданий, установленных мобилизационными планами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

(утв. Минэкономразвития РФ N ГГ-181, Минфином РФ N/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 02.12.2002) В имущество мобилизационного назначения включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов).


Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Мобилизационный резерв

Формы документов: Мобилизационный резерв

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

(Постановление Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 (ред. от 30.09.2017)) Приложение

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Бесплатная юридическая консультация:

Каталог статей

Многие из нас слышали про государственные (госрезерв) и мобилизационные (мобрезерв) резервы, но не многие знают, что это такое и чем они отличаются.

Ответ на этот вопрос мы нашли в интервью, которое дал руководитель Федерального агентства по государственным резервам в годах Александр Андреевич Григорьев журналу «Солдаты России» в октябре 2006 года.

Государственный материальный резерв состоит из двух частей: собственно государственного резерва и мобилизационного резерва.

Государственный резерв - это резерв в основном гражданского назначения: запасы стратегических, то есть особо важных для функционирования промышленности и энергетики материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки отраслям экономики, организациям и субъектам Российской Федерации, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Мобилизационный резерв - это резерв, прежде всего, в интересах организации обороны страны: запасы для мобилизационных нужд государства - обеспечения развертывания производства военной и другой промышленной продукции, ремонта военной техники и имущества, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, линий и сооружений связи, газо - и нефтепродуктопроводов, систем энерго - и водоснабжения с целью организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, предоставления медицинской помощи.

Бесплатная юридическая консультация:


Почти все запасы государственного резерва хранятся внутри системы государственного резерва, которую возглавляет Федеральное агентство по государственным резервам. В систему входят центральные и территориальные органы управления и обеспечения, а главное, подведомственные Росрезерву федеральные государственные учреждения - комбинаты. Комбинаты укомплектованы персоналом Росрезерва и охраняются собственной ведомственной охраной, а отдельные - и внутренними войсками МВД России.

Запасы мобилизационного резерва практически полностью хранятся вне системы госрезерва, в сторонних для неё организациях - исполнителях мобилизационных заданий. Таких организаций различных форм собственности в настоящее время несколько тысяч. Это предприятия промышленности, находящиеся в ведении Минпромэнерго России, государственные учреждения здравоохранения, организации Мининформсвязи России и другие.

А если в двух словах, то можно. Сложно, но можно

Мобилизационного резерва - понятие и виды. Классификация и особенности категории «Мобилизационного резерва» 2014, 2015.

Читайте также

Бесплатная юридическая консультация:


Финансирований операций по созданию, пополнению, размещению, хра­нению материальных ценностей всегда являлось прерогативой государства. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материаль­ном резерве» финансирование расходов на проведение. [читать подробнее].

Основные термины и определения: - поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения; - закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных. [читать подробнее].

Финансирование материальных ценностей Финансирований операций по созданию, пополнению, размещению, хранению материальных ценностей всегда являлось прерогативой государства. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном. [читать подробнее].

Мобилизационный резерв, его предназначение. Формирование, хране- ние и обслуживание мобилизационного резерва.

В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материаль­ном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, раз­мещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с законом - формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.

Государственный резерв - это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.

2. Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).

3. Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Бесплатная юридическая консультация:


Государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хо­зяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Бесплатная юридическая консультация:


Оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.

Государственный резерв размещается:

В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва.

На предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.

Бесплатная юридическая консультация:


Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.

Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий - должников, не подлежит использованию в качестве залога.

Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государ­ственного резерва.

Данный резерв формируется в целях:

1. развертывания специ­альных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,

2. медицинской помощи населению и личному составу войск,

3. защиты населения от современных средств поражения,

4. ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

Хранение мобилизационного резерва медицинского исанитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).

Структура системы мобрезерва медицинского и сани­тарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:

Федеральные государственные учреждения здравоохранения,

Бесплатная юридическая консультация:


Федеральные государст­венные учреждения науки,

Медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв»,

Предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,

Центральные медицинские склады ГВМУ Минобо­роны России,

Медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).

Бесплатная юридическая консультация:


На уровне субъектов РФ:

Медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъек­тов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопле­ния медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчет­ный год.

1. какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени,

2. нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),

3. нормы обеспечения медицин­ским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,

Бесплатная юридическая консультация:


4. нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,

5. номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

В мобрезерв закладыва­ется медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).

Исполнители обязаны обеспечить со­хранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентариза­цию, накопление и освежение имущества в соот­ветствии с установленными сроками его годности (хранения).

Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».

Бесплатная юридическая консультация:


Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок финансирования работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств тыловых госпиталей определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

Доставка материальных средств со складов Министерства обороны Российской Федерации в пункты развертывания тыловых госпиталей производится силами и средствами организаций-исполнителей. Обеспечение тыловых госпиталей медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом осуществляется путем: – накопления его в мирное время в мобилизационном резерве согласно табелям к штатам тыловых госпиталей и нормам снабжения; – приписки к госпиталям табельного имущества длительного использования и положенных по штату специальных кабинетов лечебно-профилактических учреждений мирного времени. Недостающее до полной табельной потребности имущество приобретается при объявлении мобилизации из ресурсов субъектов Российской Федерации в соответствии с планом, который разрабатывается в мирное время. Накопление материальных ценностей в мобилизационном резерве для тыловых госпиталей, их содержание, освежение и замена осуществляются организациями- исполнителями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Техника и другие материальные средства организаций-исполнителей, предназначенные для обеспечения тыловых госпиталей, должны храниться в пунктах их отмобилизования. обилизования. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке тыловых госпиталей в мирное время осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Финансирование тыловых госпиталей в период мобилизации производится федеральными органами исполнительной власти и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время. Выплата денежного довольствия личному составу тыловых госпиталей из числа военнослужащих и заработной платы гражданскому персоналу будет производиться за счет сметы органов здравоохранения в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Обеспечение продовольствием гражданского персонала тыловых госпиталей в период мобилизации и в военное время осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. 31 Гражданский персонал тыловых госпиталей продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается. Расходы тыловых госпиталей на выплату денежного довольствия раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении, производятся за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации. Выделение денежных средств для этих целей производится военными округами по месту дислокации тыловых госпиталей через соответствующие МЭП (РЭП). Учет и отчетность тыловых госпиталей по материально-техническому и финансовому обеспечению ведется порядком и по формам, установленными соответствующими довольствующими органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

мобилизационный резерв

мобилизационный резерв - запасы материальных ценностей государственного резерва, предназначенные для обеспечения выполнения заданий, установленных мобилизационными планами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация:


Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «мобилизационный резерв» в других словарях:

Резерв производственных мощностей - (reserve production capacity) мобилизационный резерв бездействующего, но находящегося в готовности оборудования («мобрезерв») - предусматриваемый на случай чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия и т.п.) … Экономико-математический словарь

резерв производственных мощностей - Мобилизационный резерв бездействующего, но находящегося в готовности оборудования («мобрезерв») предусматриваемый на случай чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия и т.п.). Тематики экономика EN reserve… … Справочник технического переводчика

РЕЗЕРВ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенных для использования в целях и порядке, предусмотренном действующим законодательством. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для… … Большой экономический словарь

Государственный резерв - является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации. (в ред.… … Официальная терминология

Бесплатная юридическая консультация:


Военные резервы - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

Вооружённые Силы Российской Федерации - Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

Федеральный закон 79-ФЗ: О государственном материальном резерве - Терминология Федеральный закон 79 ФЗ: О государственном материальном резерве: выпуск материальных ценностей из государственного резерва реализация (продажа) или передача (в том числе на безвозмездной основе) материальных ценностей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

УСВ - 76 мм дивизионная пушка образца 1939 г. (УСВ) Калибр, мм 76,2 Экземпляры 9812 Расчёт, чел. 5 … Википедия

Книги

  • Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! А?рмия оборо?ны Наго?рно-Караба?хской Респу?блики… ПодробнееКупить за 950 руб

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Бесплатная юридическая консультация:

Мобилизационного резерва

  1. Поставка материальных ценностей в государственный резерв – закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения.
  2. Закладка материальных ценностей в государственный резерв – принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве.
  3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.
  4. Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва – хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
  5. Освежение запасов государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов.
  6. Заимствование материальных ценностей из государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
  7. Разбронирование материальных ценностей государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего возврата.
  8. Замена материальных ценностей государственного резерва – выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначенных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запасов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размещается на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заключать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономики, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Бесплатная юридическая консультация:


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах РФ в соответствии с заключенными договорами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопления в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, возврата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, является одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включается в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства РФ по обобщенным заявкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утверждения Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку материальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Исполнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика – окружные управления Росрезерва, поставщика – предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми единицами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие материальные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов впредь до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

Бесплатная юридическая консультация:


Разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учреждений военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

Использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведении ученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений в соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты их стоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния.

При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

  • перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;
  • проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;
  • уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;
  • разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов накопления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя на основании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании запросов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизационного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим докладом в 10-дневный срок Правительству РФ и одновременным внесением в установленном порядке проекта решения Правительства РФ по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Бесплатная юридическая консультация:


Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения производится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Российской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разрешать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накопленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства РФ.

Правда-TV

Новости мира, России, Украины и Новороссии

17 июля президент Путин подписал Указ N 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации»

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они, при желании, подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” над традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен, понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы с рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. Хотя бы – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо, если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроены, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, готовые в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва” гласит на этот счет следующее:

3. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из:

оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию…”

А ведь, согласно базисному закону о службе в запасе, упомянутому абзацем выше, мобилизованному “запаснику” должна выплачиваться еще и средняя зарплата по месту работы.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так, чтобы много, конечно – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь, и служба то идет не все время – а, пользуясь студенческой аналогией, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько скромнее – 5-8 тысяч рублей. При оценкам общих расходов на “эксперимент” - в 2015-ом - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-ом - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года, потом последовал и соответствующий Закон, а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – не способные понять источники финансирования российского военного бюджета. По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что, заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что, пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Журавлев С.И., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Кременская М.Н., аспирант, юрист.

Статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности поступления на службу в резерв и заключения контракта с резервистами.

Ключевые слова: поступление на службу, прохождение службы, резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

On entering the mobilizable human reserve

S. Zhuravlev, M.N. Kremenskaya

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of entering military service as a reservist and signing contracts with reservists.

Key words: entering military service, military service, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В декабре 2012 г. в федеральное законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам создания мобилизационного людского резерва <1>.

<1> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва".

В первую очередь расширены полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, который принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности. Подпунктом 19.1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены порядок создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основные изменения по исследуемому вопросу претерпел Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который дополнен разд. VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

При этом законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, после увольнения с военной службы могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве, правовой статус резервиста определяются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.

При поступлении в резерв гражданин обращается в военный комиссариат по месту жительства, который направляет кандидата в резервисты для проведения медицинского и психофизиологического исследований. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении в резерв осуществляется медицинскими комиссиями, проводящими освидетельствование призывников. Для органов федеральной службы безопасности установлен порядок, регулируемый ведомственными нормативными правовыми актами <2>. Разумеется, данный порядок может быть конкретизирован в дальнейшем, так как резервисты имеют свои специфические особенности при поступлении на службу в резерв.

<2> Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457 "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках"; Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности".

Законодательством Российской Федерации определен перечень мероприятий, проводимых при приеме кандидата на службу в резерв. Частью 2 ст. 57.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что гражданин, поступающий на службу в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Данные требования включают в себя следующее:

Законодательством и подзаконными актами разрешено устанавливать дополнительные требования к кандидатам в резервисты. Например , ст. ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" выделяются дополнительные требования к сотрудникам органов федеральной службы безопасности. К числу таких требований относятся:

а) наличие деловых и личных качеств, на основании которых сотрудник способен исполнить возложенные на него обязанности;

б) наличие образования по профилю деятельности сотрудника;

в) процедура проведения специальной проверки на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вправе установить дополнительные требования в соответствии со спецификой военной службы в конкретном ведомстве, но не противоречащие федеральному законодательству <3>.

<3> Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ".

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся процедуры аттестации и сдачи квалификационного экзамена, установленные ст. 57.5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. При этом работа аттестационной комиссии должна проводится по правилам, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

По окончании процедуры проверки требований к кандидату в резервисты с ним заключается контракт о пребывании в резерве (далее - контракт). Процедура заключения контракта установлена ст. 57.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Контракт несущественно отличается от контракта о прохождении военной службы.

К содержанию контракта законодательство относит добровольность поступления гражданина в резерв и срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве. Однако судебная практика <4> показывает, что в случае увольнения с военной службы по нарушению условий контракта со стороны военнослужащего срок военной службы суды относят к условию контракта.

<4> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012 год. Официально опубликован не был.

<5> Более подробно см.: Журавлев С.И. Теоретические и правовые проблемы кадрового обеспечения пограничных органов федеральной службы безопасности: Монография. М., 2008. С. 61 - 80.

1) стороны контракта . Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части;

2) предмет контракта - подготовка гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (например, на военных сборах);

3) права и обязанности гражданина, пребывающего в резерве. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. Поскольку права и обязанности резервиста в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" указаны не в полном объеме, целесообразно дополнить п. 3 ст. 57.2 Закона указанием о том, что должностные права и обязанности резервиста устанавливаются его должностным регламентом;

4) срок контракта. На основании требований ст. 57.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда. Также установлен предельный возраст для заключения первого контракта в зависимости от имеющегося воинского звания: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - до 42 лет; для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта - до 47 лет; для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга - до 52 лет; для полковника, капитана 1 ранга - до 57 лет;

5) условие о возмещении средств федерального бюджета , затраченных на военную или специальную подготовку резервиста и размер указанных средств;

6) форма Контракта - письменная .

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных ст. 57.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". О вступлении контракта в силу издается приказ по воинской части с указанием должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и его воинского звания, что является основанием для начисления ему денежных выплат, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 286-ФЗ).

Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования поступления граждан на службу в мобилизационный людской резерв, можно сделать следующие выводы:

  1. Лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (резервистом) является гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступивший в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
  2. Порядок поступления в мобилизационный людской резерв определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.
  3. К резервисту предъявляются следующие требования:

а) отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

б) соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям службы в резерве;

в) требования к состоянию здоровья;

г) уровень профессиональной и физической подготовки;

д) достижение возраста, при котором разрешено заключать контракт;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (где это необходимо).

  1. К условиям контракта мы предлагаем отнести: стороны контракта; предмет контракта; срок контракта; права и обязанности сторон; условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку резервиста.