Отзывы о новом законе для садоводов. Новый дачный закон и продление амнистии. Какие постройки можно возводить на садовых земельных участках

В Российской Федерации зарегистрировано больше чем 60 млн дачников, 78 тысяч из которых состоят в некоммерческих организациях.

Новый закон о дачах был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе ведения гражданами садоводства и огородничества для личных целей. В соответствии с положениями закона, граждане РФ в праве заниматься огородом на даче без создания товариществ.

В законе описываются права и обязанности членов дачных товариществ, а также сфера их деятельности. Подробнее о новых изменениях, связанных с дачной деятельностью читайте в статье.

Российская Госдума приняла новый закон о дачных участках. Решение было принято весной 2017 года. Новый закон вступит в силу с января 2019 года. На переоформление документов по новым правилам депутаты дают дачникам 5 лет.

На данный момент на территории одного дачного участка может быть зарегистрировано несколько юридических и товариществ. Согласно новому закону дачники должны четко разделить границы садоводческого товарищества.

одна территория = одно товарищество

Кстати скачать ФЗ 66 о садоводческих товариществах в последней редакции можно

Изменениям также подлежал вопрос с оплатой, которую производили садоводы, не желающие вступать в товарищество садоводов. Граждане не вступающие в сообщество садоводов считают, что они не должны платить ни за что, кроме:

  • света;
  • воды;
  • газа.

Правительство РФ считает иначе: для всех платежи должны быть одинаковыми. Члены товарищества и индивидуальные садоводы обязаны будут раз в год платить все предусмотренные взносы за пользование участком.

На основании нового закона права индивидуальных дачников расширяются. Теперь они могут:

  • участвовать в собраниях товарищества;
  • проголосовать при решении вопросов, связанных с ежегодными взносами.

После принятия нового закона, такое понятие как «дачники» теряет свою юридическую значимость. Понятие «дачное товарищество» заменяется на огородническое и садоводческое. Разница между ними также обозначена в законе:

  • садоводческое сообщество — возможна постройка жилых домов для постоянного проживания в них;
  • огородническое сообщество — создаётся для выращивания овощей и фруктов. На их территории возможно возведение временных построек, необходимых для эффективного выращивания.

Также благодаря внесенным поправкам упрощается процедура водоснабжения на участках. Для того, чтобы вырыть скважину для индивидуальных нужд не нужно запрашивать у товарищества разрешение. Государство предлагает бурить скважину для:

  • хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • геологического изучения участка;
  • изучение полезных ископаемых;
  • использования научной информации.

Порядок возведения постройки на даче

Закон о дачном строительстве допускает возведение жилого дома только на садовых участках. На их территориях разрешается возведение:

  • капитальный жилой дом;
  • гараж;
  • хозяйственные постройки;
  • бани;
  • сараи;
  • навесы;
  • теплицы;
  • беседки и другие сооружения.

На каждое из выше перечисленных сооружений гражданин может оформить право собственности. В 2017 процесс оформления намного упростился. Недвижимость, площадью до 50 квадратных метров можно не регистрировать. Для оформления собственнику необходим технический план, чья стоимость начинается от десяти тысяч рублей, и квитанция об оплате государственной пошлины. Размер гос пошлины составляет 400 рублей.

Важно! Каждый собственник обязан платить налоги за каждый зарегистрированный объект собственности.

В СНиП прописаны правила возведения постройки на даче:

Правило 1. Постройка должна находиться на расстоянии от 3-х метров от соседского забора.

Правило 2. Постройка не должна выходить за «красную линию». Данное понятие употребляется для обозначения границ между государственной территорией и частной. В случае, если дачник хочет построить дом у дороги, то расстояние должно быть 3 метра. А если будущая постройка будет возведена на прямой улице, то расстояние до красной линии должно составлять 5 метров.

Правило 3. Между возведенными домами должно соблюдаться расстояние:

  • два деревянных дома — 15 метров;
  • если у домов есть деревянные перекрытия — 8 метров;
  • между каменным и деревянным деревом должно быть расстояние минимум 10 метров.

Важным моментом является то, что в случае пожара, все постройки должны находится на безопасном расстоянии друг от друга.

Правило 4 . Процент застроек на участке не должен превышать 30%.

Важно! Постройка должна полностью соответствовать пожарным требованиям. В случае, если будут обнаружены нарушения в МЧС разрешение на постройку не выдадут.

Порядок возведения постройки на участке

Любую стройку на участке нужно начинать с построения забора. Именно он является границей между участками. Забор может быть:

  • решетчатым;
  • сетчатым.

Высота забора должна начинаться от 1,5 см. Также минимальная высота для подвала составляет 2,2 метра.

После возведения постройки на участке, собственник должен проверить:

  • наличие модернизированного счетчика для подсчета потребляемой энергии;
  • правильность установленного стока. В случае, если ваша вода попадет к соседу, это может повлечь на собой серьезные разбирательства;
  • отсутствие газовых баллонов на территории участка.

Принципы, которые необходимо соблюдать для эффективного решения, возникших вопросов на участке дачи:

  • возводить постройки на предрасполагающем к этому рельефу;
  • душ, гараж, теплицу и другие необходимые постройки лучше всего размещать неподалеку от жилого дома;
  • постройки на участке надо располагать таким образом, чтобы в случае сильного ветра или дождя они защищали территорию;
  • планирование кратчайшего расстояния от одного строения к другому и другое.

Скачать текст закона

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 29 июля 2017 года. Новых закон о дачах стоит под номером 217. Закон состоит из 55 статей.

Чтобы подробнее ознакомится с текстом нового закона, скачайте его по .

ПОМНИМ

Если у Вас остались вопросы, Вы всегда можете обраться к адвокату за консультацией

Новый дачный закон и продление амнистии

С января 2019 года вступил в силу федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ. Как новый дачный закон повлияет на жизнь садоводов и дачников? Станет легче подвести воду? где можно построить жилой дом, а где - только сарай? что еще ожидает дачников?

26 МАЯ 2019

Законодатель предлагает продлить срок, но еще и расширить список "упрощенки". Новый законопроект предусматривает, что изменения будут внесены в три федеральных закона: "О кадастровой деятельности", "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ".

Какие же нас ждут изменения в случае принятия законопроекта? Главное понятно - восстанавливается действие дачной амнистии до 1 марта 2022 года.

Далее - бессрочно устанавливается упрощенный уведомительный порядок для строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года. То есть до введения нового уведомительного порядка строительства и оформления прав. Причем в орган местной власти гражданин отправит не два, как было, а одно уведомление - только об окончании строительства.

Проверять построенный объект также будут по упрощенным правилам - просто на соответствие предельным параметрам строительства жилых и садовых домов, прописанным в Градостроительном кодексе РФ.

Главным положением законопроекта является восстановление действия "дачной амнистии" до 1 марта 2022 года. Таким образом, оформление прав на жилые и садовые дома, жилые строения будет осуществляться в прежнем упрощенном порядке - при наличии права на участок потребуется техплан, подготовленный в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем.

Проектом устанавливается также обязанность органов местного самоуправления информировать граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках и о процедуре оформления прав на эти дома, поскольку с учетом всех изменений разобраться самостоятельно очень сложно

05 МАР 2018

"Дачная амнистия" продлена до весны 2020 года

Тем, кто не успел поставить свои участки и частные дома на кадастровый учет по упрощенной схеме, дали еще время.

"Дачная амнистия" распространяется на земельные участки и строения на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества и садоводства, гаражного строительства. Чтобы стать собственником дачных соток, достаточно предоставить в Росреестр любой правоустанавливающий документ, выданный до 30 октября 2001 года. В советское время земли выделялись на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования. А чтобы зарегистрировать на себя дачный домик, человек должен в простой письменной форме составить так называемую декларацию. С 1 января 2017 года к правоустанавливающим документам на землю для постановки на кадастровый учет и оформления права собственности на строения нужно было еще и предоставить технический план объекта, который мог подготовить кадастровый инженер.

До 1 марта 2020 года продлится и установление предельных максимальных цен кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости в регионах. Благодаря чему, на такие работы не будут необоснованно завышать цены.

Новые права и обязанности индивидуалов, виды и формы организации и управления - нет вопроса из жизни дачников, который бы не затронул дачный закон 2017 года.

Через полтора года в России не останется дачных товариществ

В России более 60 миллионов садоводов и огородников. Это почти половина населения страны. Чаще всего их называют дачниками.

Помимо садоводческих в России по-прежнему будут существовать и огороднические товарищества. С 2024 года останутся только две юридические формы некоммерческих объединений граждан, создающихся для ведения загородного хозяйства.

На садовых участках разрешат строить жилые дома - капитальные строения. Вводит закон новое понятие, как "садовый дом" - некапитальное помещение, не предназначенное для постоянного проживания. Строить такие домики можно без всяких разрешений и согласований.

Но и садоводы будут вносить свою лепту в поддержание жизнеспособности товарищества. И платить теперь придется всем - как членам товариществ, так и садоводам-индивидуалам.

Отмена платы наличными.

Будет два вида взносов - членские и целевые. Расходовать членские взносы будут на уплату налогов, взносов в различные фонды, на вывоз мусора, охрану, благоустройство земель общего пользования, зарплату председателю и членам правления. Целевые взносы можно потратить на любые цели.

Чтобы исключить любые злоупотребления руководящих органов товариществ, все взносы надо зачислить на расчетный счет товарищества. Члены правления товариществ теперь не смогут брать ни одного рубля на руки. Теперь взносы проводятся исключительно безналично, через банк, на расчетный счет садоводческого товарищества как юрлица

Размер членских и целевых взносов будет одинаковым для членов товарищества и садоводов, ведущих индивидуальное хозяйство. Уравнять всех решили из-за того, что "индивидуалы" пользуются объектами инфраструктуры наравне с членами товарищества. После 1 января 2019 года избежать уплаты членских и целевых взносов не удастся.

Легче ли станет и с водой?
Сегодня централизованный водопровод - дело крайне затратное, поэтому дачники предпочитают бурить либо индивидуальные, либо общие на несколько участков скважины.

Однако пробурить скважину по всем правилам тоже не так-то легко. Нужна лицензия на добычу воды, а ее выдают только после проведения геологического изучения недр. Стоит такое исследование от 1 миллиона 200 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч рублей. После вступления закона в силу проводить дорогостоящие исследования недр будет не нужно до 1 января 2020 г.

Источник: Российская газета - Федеральный выпуск №7335 (169)

Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статью 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 12) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами."


Правление станет избираться на 5 лет

Органы управления товариществом - председатель, правление, ревизионная комиссия - будут избираться на 5 лет. Сейчас их выбирают на 2 года. По словам председателя Союза дачников Подмосковья Никиты Чаплина, не стоит опасаться, что избранное на такой длительный срок правление перестанет в итоге работать. Председателя-халтурщика так же, как и неэффективно работающих членов правления, можно будет переизбрать в любой момент.

Устанавливается также предельная численность членов правления - не менее трех человек, но не более 5 процентов от числа членов товарищества. Как поясняет Чаплин, когда штат правления слишком большой, он, как правило, трудноуправляемый. Заседание правления считается легитимным, только когда присутствует 50 процентов его членов. А если этих членов 10 или 15 человек, собрать их очень сложно. К тому же чем больше управленцев, тем выше членские взносы на них.

Определяется, где можно построить жилой дом, а где - только сарай

Уходит в прошлое такое понятие, как дачное товарищество. Нет, конечно, никто не запретит людям именовать себя дачниками, но с юридической точки зрения название "дачное товарищество" упраздняется. Останутся только садоводческие и огороднические товарищества. Кстати, разница между ними существенная. В садоводческих можно строить жилые дома для постоянного проживания, а вот огороднические предназначены только для выращивания овощей и фруктов. И возвести там можно будет лишь временные хозяйственные постройки. Строить на садовых участках жилые дома можно и сейчас, только вот прописаться в них - это целая проблема. Лишь по решению суда, который должен признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания. С принятием нового закона прописка на 6 сотках будет само собой разумеющимся делом. Будет упрощена процедура перевода садового (то есть некапитального) дома в жилой и обратно. Для этого правительство должно разработать специальный подзаконный акт.

Примечание МОКА:
Если в кадастровом паспорте будет написано «огородническое товарищество» - там могут стоять только хозяйственные сараи, а больше ничего собственник там строить не вправе.


Общее имущество разделят по долям

Имущество общего пользования будет находиться в общей долевой собственности владельцев земельных участков, расположенных в границах территории товарищества, причем пропорционально площади этих участков. Собственник участка при этом не вправе выделить свою долю в праве общей собственности, а также отчуждать свою долю или совершать любые другие действия, которые влекут за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на участок.

Источник: Российская газета - Неделя №7331 (165)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

« О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
  2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;

3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;

4) огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также – товарищество);

6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

7) взносы — денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества

  1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
  2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.
  3. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе

  1. Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
  3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
  4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
  5. В случае невнесения платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.
  6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 — 6, 21 и 22 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.
  7. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом, предусмотренным частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
  8. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обладают правом обжаловать решения органов товарищества, влекущие для этих лиц гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества

  1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.
  2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
  3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание товарищества

...

Глава 3. Членство в товариществе

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества

  1. Член товарищества имеет право:

1) в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;

2) участвовать в управлении делами товарищества;

3) добровольно прекратить членство в товариществе;

4) обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

5) подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

  • Члены товарищества обладают иными правами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии:
  • 1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;

    2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

    3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

    4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

    5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

    6) финансово-экономического обоснования размера взносов;

    7) иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.

  • Плата, взимаемая товариществом за предоставление копий документов, указанных в части 3 настоящей статьи, не может превышать затраты на их изготовление. Предоставление копий указанных документов ревизионной комиссии (ревизору), органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения территории садоводства или огородничества, судам и правоохранительным органам осуществляется бесплатно в соответствии с их запросами в письменной форме.
  • Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
  • Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан:
  • 1) не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

    2) своевременно уплачивать взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

    3) исполнять решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества, в рамках полномочий, установленных настоящим Федеральным законом или возложенных на них общим собранием членов товарищества;

    4) соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории садоводства или огородничества, установленные законодательством Российской Федерации и уставом товарищества.

    Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества

    1. Членами товарищества могут являться исключительно физические лица.
    2. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.
    3. В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
    4. Правообладатель садового или огородного земельного участка до подачи заявления о вступлении в члены товарищества вправе ознакомиться с его уставом.
    5. В заявлении, указанном в части 2 настоящей статьи, указываются:

    1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;

    2) адрес места жительства заявителя;

    3) почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;

    4) адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);

    5) согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.

  • К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.
  • Рассмотрение общим собранием членов товарищества заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном уставом товарищества.
  • Днем приема в члены товарищества лица, подавшего указанное в части 2 настоящей статьи заявление, является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества.
  • В приобретении членства товарищества должно быть отказано в случае, если лицо, подавшее указанное в части 2 настоящей статьи заявление:
  • 1) было ранее исключено из числа членов этого товарищества в связи с нарушением обязанности, установленной пунктом 2 части 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, и не устранило указанное нарушение;

    2) не является собственником или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладателем земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества;

    3) не представило документы, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

    4) представило заявление, не соответствующее требованиям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.

    1. У членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации. При этом принятие решения о приеме в члены товарищества не требуется.
    2. В случае, если садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории садоводства или огородничества, принадлежат гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо эти земельные участки предоставлены гражданам в аренду, право участия в товариществе осуществляют данные землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. При этом для приобретения такими гражданами членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.
    3. У лиц, указанных в части 11 настоящей статьи, членство возникает в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
    4. Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе. Форма и содержание членской книжки или другого заменяющего ее документа, подтверждающего членство в товариществе, устанавливаются решением общего собрания членов товарищества.

    Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе

    1. Членство в товариществе может быть прекращено добровольно или принудительно, а также в связи с прекращением у члена товарищества прав на принадлежащий ему садовый или огородный земельный участок либо в связи со смертью члена товарищества.
    2. Добровольное прекращение членства в товариществе осуществляется путем выхода из товарищества.
    3. Членство в товариществе в связи с выходом из товарищества прекращается со дня подачи членом товарищества соответствующего заявления в правление товарищества. При этом принятие решения органами товарищества о прекращении членства в товариществе не требуется.
    4. Членство в товариществе прекращается принудительно решением общего собрания членов товарищества со дня принятия такого решения или с иной даты, определенной данным решением, в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества.
    5. Председатель товарищества не позднее чем за месяц до дня проведения общего собрания членов товарищества, на котором планируется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества, направляет данному члену товарищества предупреждение о недопустимости неисполнения обязанности, указанной в пункте 2 части 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, содержащее рекомендации по устранению нарушения исполнения этой обязанности, заказным письмом с уведомлением о вручении по указанным в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу электронной почты (при наличии), по которому данным членом товарищества могут быть получены электронные сообщения.
    6. Член товарищества должен быть проинформирован в порядке, установленном частью 13 статьи 17 настоящего Федерального закона, о дате, времени и месте проведения общего собрания членов товарищества, на котором должен быть рассмотрен вопрос об исключении его из числа членов товарищества.
    7. Решение общего собрания членов товарищества о принудительном прекращении членства в товариществе может быть обжаловано в судебном порядке.
    8. В случае исключения члена товарищества в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента вынесения указанного в части 7 настоящей статьи решения ему по указанным в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу электронной почты (при наличии), по которому данным членом товарищества могут быть получены электронные сообщения, направляется копия такого решения, а также уведомление, в котором указываются:

    1) дата проведения общего собрания членов товарищества, на котором было принято решение об исключении члена товарищества;

    2) обстоятельства, послужившие основанием для прекращения членства в товариществе;

    3) условия, при выполнении которых исключенный из числа членов товарищества гражданин может быть принят в товарищество вновь после устранения нарушения, послужившего основанием для принудительного прекращения его членства в товариществе.

  • В связи с прекращением у члена товарищества прав на садовый или огородный земельный участок или вследствие смерти члена товарищества членство в товариществе прекращается в день наступления соответствующего события. Решение общего собрания членов товарищества в связи с указанным обстоятельством не принимается.
  • Бывший член товарищества в течение десяти календарных дней со дня прекращения прав на садовый или огородный земельный участок обязан уведомить в письменной форме об этом правление товарищества с предоставлением копий документов, подтверждающих такое прекращение.
  • В случае неисполнения требования, установленного частью 10 настоящей статьи, бывший член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием у правления товарищества информации о прекращении его членства в товариществе.
  • Статья 14. Взносы членов товарищества

    1. Взносы членов товарищества могут быть следующих видов:
    2. 1) членские взносы;
      2) целевые взносы.
    1. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
    2. Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества.
    3. Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.
    4. Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

    2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

    3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

    4) с благоустройством земельных участков общего назначения;

    5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

    6) с проведением аудиторских проверок товарищества;

    7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

    8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

    9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    1. Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:
    2. 1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

      2) с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;

      3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;

      4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

      5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

    1. В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
    2. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.
    3. Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
    4. В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

    Статья 15. Реестр членов товарищества

    1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем
      товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
    2. Обработка персональных данных, необходимых для ведения реестра членов товарищества, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством о персональных данных.
    3. Реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).
    4. Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении.
    5. В случае неисполнения требования, установленного частью 4 настоящей статьи, член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации.
    6. В отдельный раздел реестра членов товарищества в порядке, установленном настоящей статьей, могут быть внесены сведения о лицах, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, с согласия таких лиц.

    Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью

    ...

    Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках

    Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения

    1. Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
    2. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
    3. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства

    1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.
    2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства.
    3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
    4. В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
    5. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    1) находятся в собственности учредителей товарищества;

    2) составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

  • В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.
  • В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.
  • При подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением случая, установленного частью 6 настоящей статьи.
  • Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.
  • Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
  • Установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Глава 6. Имущество общего пользования

    Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения

    1. Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
    2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    3. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
    4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
    5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.

    Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования

    1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
    2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
    3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.
    4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
    5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.
    6. Собственник садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, не вправе:

    1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на имущество общего пользования;

    2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок.

    1. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).
    2. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

    1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества;

    2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности;

    3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.

    Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества

    Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества

    1. Поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества.
    2. Федеральные органы государственной власти вправе осуществлять поддержку садоводства и огородничества за счет средств федерального бюджета.
    3. В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:

    1) создавать в своей структуре подразделения, обеспечивающие реализацию региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества;

    2) принимать государственные и муниципальные программы поддержки садоводства и огородничества, в том числе инвестиционные программы;

    3) вести просветительскую работу в целях популяризации ведения садоводства и огородничества;

    4) организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    5) осуществлять финансирование выполнения комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества;

    6) по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку развития садоводства и огородничества в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации.
  • Порядок осуществления мер государственной и муниципальной поддержки ведения садоводства и огородничества, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
  • Порядок приобретения имущества, указанного в пункте 6 части 3 настоящей статьи, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается субъектами Российской Федерации.
  • Реализация полномочий органов государственной власти и решение вопросов местного значения органами местного самоуправления применительно к территориям садоводства или огородничества осуществляются в пределах компетенции таких органов, определенной в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  • Меры государственной и муниципальной поддержки в отношении территорий садоводства и огородничества, в границах которых садовые земельные участки и огородные земельные участки принадлежат исключительно гражданам, имеющим право на их внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение, оказываются в приоритетном порядке.
  • Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества

    Статья 27. Реорганизация товарищества

    1. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество в случае принятия его членами решения об изменении вида деятельности на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства или иную деятельность, которая не связана с ведением садоводства и огородничества и для осуществления которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации допускается создание потребительского кооператива, должно быть преобразовано в потребительский кооператив.
    2. Садоводческое некоммерческое товарищество по решению общего собрания членов товарищества вправе изменить свой вид на товарищество собственников жилья без изменения организационно-правовой формы товарищества собственников недвижимости в случае его соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного удовлетворения следующим условиям:

    1) территория садоводства расположена в границах населенного пункта;

    2) на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома.

    1. Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества на товарищество собственников жилья не является его реорганизацией.

    Статья 28. Ликвидация товарищества

    1. При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
    2. На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в границах территории садоводства или огородничества, не может быть обращено взыскание. При ликвидации товарищества такое имущество, находящееся в собственности товарищества, безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
    3. В случае несоблюдения требования к количеству членов товарищества, установленного частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, товарищество может быть ликвидировано по решению суда по иску органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества, собственника земельного участка либо в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.
    ...

    Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона.
    2. Статья 51 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
    3. Действие положений части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Президент Российской Федерации

    Недавно был окончательно принят и подписан президентом страны новый закон о садоводческих товариществах, о котором давно и много говорили. Рассказываем, что действительно важное содержит текст этого закона и пытаемся понять, станет ли жизнь российских садоводов и дачников проще или нет.

    Когда вступает в силу новый закон о садоводческих товариществах, принятый в 2017 году

    До вступления закона в силу остаётся почти полтора года – он начинает действовать с 1 января 2019 года. Полностью закон № 217-ФЗ называется так – “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

    Впрочем, одна из статей закона уже работает. Речь о 51 статье, где говорится о том, что действующие сегодня садовые, дачные и огородные товарищества могут добывать подземные воды для хозяйственных нужд без получения специальной лицензии до 2020 года.

    Для самостоятельного и полного ознакомления с новым законом о садоводческих и огороднических товариществах, принятым в 2017 году, можно скачать его текст на сайте Кремля по .

    Что важного содержится в тексте закона

    Общий смысл разработки и принятия нового закона с одной стороны, в упрощении законодательной базы для ведения садового и дачного хозяйства в составе соответствующих товариществ жителями страны, а с другой стороны – в наведении порядка, включая финансовый, в деятельности самих таких товариществ.

    На что в первую очередь обращают внимание юристы, анализируя текст нового закона:

    1. В России остаётся всего две возможные формы организации подобных товариществ: садоводческие и огороднические. На настоящий момент подобных легальных форм организации садоводов аж девять.
    2. Разница между садоводческими и огородническими хозяйствами в том, что на первых допускается строить капитальные постройки, вплоть до жилых, на вторых – нет. Капитальной является та постройка, что имеет фундамент, поэтому в огороднических хозяйствах можно будет возводить лишь сараи, времянки, беседки и т.п. постройки.
    3. Значительно упростится порядок регистрации (“прописки”) на даче. Если сейчас это можно сделать только через суд, то по новому закону всё будет намного проще, и регистрироваться с помощью суда придётся скорее в исключительных случаях.
    4. Садоводческое товарищество при соблюдении некоторого перечня условий может быть вообще перерегистрировано в товарищество собственников недвижимости, то есть, стать коттеджным посёлком. Но для этого как минимум нужно, чтобы товарищество находилось в административных границах того или иного города или другого населённого пункта.
    5. По новому закону в пределах одного товарищества может существовать только одно юридическое лицо. Ситуации, которые встречаются сейчас, когда товарищества распадаются на два или три, и их председатели больше заняты не организацией работы, а выяснением отношений с другими председателями, больше будут невозможны.
    6. Закон регулирует и взаимоотношение товарищества с теми его бывшими членами, что вышли из товарищества, но, в силу нахождения участка на территории товарищества, продолжают пользоваться общими благами. Теперь их обяжут в любом случае платить членские взносы.
    7. Сами взносы теперь могут быть только двух разновидностей: членскими и целевыми. И с 2019 года никакой оплаты наличными – только по квитанции через банк. Деньги будут поступать на счёт товарищества, что уменьшает вероятность злоупотреблений председателями.

    Пояснения юристов по некоторым моментам нового закона

    Юристы поясняют, что хотя на огороднических хозяйствах запрещено возводить капитальные постройки, ныне существующие никто сносить не заставит. Они остаются в легальном поле, если были оформлены, но зарегистрировать новые постройки или уже имеющиеся “нелегальные” строения с 2019 года в хозяйствах, которые выбрали огородническую форму организации, не получится.

    Напоминаем, что согласно действующей “дачной амнистии” садоводы могут легализовать свои уже имеющиеся капитальные постройки. Регистрировать нужно те здания, которые имеют площадь от 50 квадратных метров.

    Для того, чтобы воспользоваться “дачной амнистией”, необходимо представить технический план на сооружение и заплатить небольшую пошлину. И если величина госпошлины действительно небольшая – 400 рублей, то стоимость техплана начинается обычно от 10 тысяч рублей. Также за здание придётся платить соответствующие налоги. Но стоит помнить хотя бы о том, что ваша уютная дача становится вашей с точки зрения закона, а значит, вы можете, к примеру, спокойно завещать её детям или внукам.

    Новый закон затрагивает почти 60 миллионов садоводов, что есть в стране сегодня. Фактически каждый второй житель России так или иначе занят тем, что возделывает садовый участок, что стало особенно актуальным в последние пару лет, с падением общего уровня жизни в стране.

    А что изменится для тех, у кого дом на земле ИЖС?

    Именно об участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в законе ничего не говорится, однако в нем есть положение, которое касается только территорий садоводства или огородничества, расположенных в границах населенных пунктов.

    Такие товарищества, если на всех участках построены именно жилые дома, могут изменить свой формат на товарищество собственников жилья (ТСЖ). После этого их деятельность будет регулироваться уже другими законами (Жилищным и Гражданским кодексами в первую очередь).

    Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома? Председатель – всему голова. Поэтому к выбору "головы" товарищества собственников жилья нужно отнестись с особым пристрастием, ведь от его работы зависит благополучие всего дома. К чему должен быть готов кандидат в председатели ТСЖ, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказал заместитель начальника жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Анатолий Соколов.

    Что изменилось в правилах управления товариществом?

    Во-первых, изменилась форма его организации. По действующему законодательству допустимо создавать товарищество, партнерство или кооператив, а новый закон предусматривает только товарищество, а все прочие формы предписывает реорганизовать.

    Отдельно оговаривается минимальное количество собственников участков, которые могут организовать СНТ - не менее семи. Также членом товарищества могут быть только физические лица.

    Как организовать и провести собрание собственников многоквартирного дома? Многоквартирный дом – большое хозяйство с кучей собственников, которым нужно грамотно управлять, чтобы не получилось как в поговорке "у семи нянек дитя без глазу". Начальник жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Зарема Аблямитова рассказала читателям сайта "РИА Недвижимость", как правильно организовать и провести собрание собственников дома.

    Разрешает ли новый закон не вступать в товарищество?

    Да, принимаемый закон специально оговаривает условия взаимодействия между товариществом и собственниками участков, расположенных в той же территориальной зоне, которые решили в товарищество не вступать.

    При этом они обязаны платить за пользование общим имуществом товарищества, его приобретение и ремонт. Закон специально оговаривает, что суммарный размер платы для тех, кто не вступил в товарищество, равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов. Отказаться не получится - у товарищества есть право взыскать плату через суд. По действующему закону для пользования инфраструктурой и взимания за нее платы между теми, кто не вступил в товарищество, и самим товариществом необходимо было заключить договор, где оговаривалась сумма, которую нужно платить, единственное ограничение - эта сумма не могла быть больше, чем у членов товарищества.

    Кроме того, не вступившие в СНТ не смогут принимать участие в голосовании по части вопросов.

    Отдельно закон оговаривает возможность вступления в товарищество для людей, которые не являются собственниками участка - например, арендаторами. Кроме того, на территории, предназначенной для садоводства или огородничества можно вообще не организовывать никакого товарищества, а вот больше одного - уже нельзя, так что возможности создать для одного поселка два альтернативных СНТ больше нет.

    Как по новому закону платить членские взносы?

    Новый закон существенно сокращает количество взносов, которые платят члены товарищества. Если действующие нормы допускают уплату вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов, то после вступления в силу новых норм останутся только членские и паевые. Закон также оговаривает, что членские взносы не могут взиматься чаще раза в месяц.

    Кроме того, он устанавливает, на что они могут быть потрачены, более конкретно: на содержание общего имущества товарищества, расчеты с ресурсоснабжающими компаниями (электроэнергия, газ и так далее), плату за вывоз мусора, благоустройство мест общего пользования, охрану, проведение аудиторских проверок товарищества, выплату зарплаты людям, которые работают на товарищество (например, бухгалтеру), организацию общих собраний и налоги, которые платит товарищество. На все остальные затраты идут средства, полученные от целевых сборов, причем законом оговаривается право каждого члена товарищества получить полный отчет о расходах.

    Важный момент: новый закон допускает возможность в отдельных случаях брать с некоторых членов товарищества взносы, отличающиеся по размеру от остальных, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования и (или) размера доли в праве общей долевой собственности.

    Как сейчас оплачивается содержание общего имущества многоквартирного дома? Свет в подъезде, эксплуатация лифтов, работа тепловых пунктов в многоквартирном доме – за эти услуги тоже надо платить собственникам и нанимателям квартир. Директор по правовым и жилищным вопросам АО "ВК Комфорт" Николай Яценко разъяснил читателям сайта "РИА Недвижимость", как сейчас рассчитывается плата за содержание общего имущества дома.

    Правда ли, что новый закон упростил согласование скважин?

    Частично да, поскольку он вносит изменение в другой закон - "О недрах". Согласно этому изменению, товарищества могут не получать лицензию на добычу воды до 1 января 2020 года. При этом нужно помнить, что сам закон вступает в силу только 1 января 2019 года, таким образом, товарищества получают "водную амнистию" всего на год.

    Но чаще всего скважины есть на каждом участке, и этот случай уже не попадает под действие принимаемого закона.

    Зато по закону от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ, редактирующему закон "О недрах", частники могут добывать воду для собственных нужд, не получая на это лицензию, но при условии, что добыча ведется не из того же водоносного горизонта, что и центральное водоснабжение; в сутки должно добываться не более 100 кубометров воды (это 100 тысяч литров), и при этом вода добывается не для целей предпринимательской деятельности. В принципе, для большинства дачников это вполне реальные условия.

    Сантехника в полях: как правильно построить туалет на даче Если лето все-таки наступит, то многих из нас ждут дачи, а вместе с ними и некоторые тонкости загородной жизни сантехнического плана. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", так ли неизбежны "удобства на улице" и как можно сделать свою "фазенду" немного комфортнее.

    Можно ли теперь строить жилые дома на садовых участках?

    Да, можно, хотя существуют и ограничения. Если на территории, на которой расположен СНТ, действует градостроительный регламент, то любое строительство ограничено его требованиями. Однако в законе так же сказано, что садовый дом может быть признан жилым, а жилой - садовым. Градостроительные регламенты ограничивают предельные параметры строительства, но для признания дома жилым это, как правило, не так уж важно - главное, чтобы на вашем участке в принципе было разрешено капитальное строительство. Чтобы помещение могло быть признано жилым, оно должно соответствовать ряду критериев - например, в нем должно быть электричество, вода, отопление, в некоторых случаях - газ. Полностью критерии изложены в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 №47.

    Дом в законе: как оформить права на только что построенный загородный дом Загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость" обо всех процедурах оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения.

    Что еще теперь сильно изменится?

    Одно из важных новшеств - это термин "территория садоводства или огородничества". В законе сказано, что ее границы определяются документами территориального планирования, то есть, если говорить привычными терминами - это граница поселка.

    Одна из новаций принимаемого закона состоит в том, что он не позволяет распоряжаться общим имуществом в границах одной такой территории более чем одному товариществу. Что, по сути, означает, что в рамках одного поселка больше нельзя создавать более одного СНТ. Возможно ли будет каким-либо образом разделить одну территорию на две - в законе не сказано, поэтому узнать это получится только когда закон начнет применяться.

    Правда ли, что ДНТ и кооперативы тоже отменили?

    Да, но на довольно гуманных условиях. В статье 54 закона сказано, что со дня вступления закона в силу (а это 1 января 2019 года) и до момента реорганизации ДНТ в садовое (или огородное) товарищество к уже имеющейся структуре будут применяться требования нового закона.

    То есть реорганизовать его все-таки придется, но бросать все и бежать прямо из-за новогоднего стола не обязательно.

    Похожая история с кооперативами: они должны будут реорганизоваться либо в сельскохозяйственную кооперацию, если не планируют вести деятельность по производству, переработке и сбыту сельхозпродукции, либо стать садовым или огородным товариществом. Допустимо, правда, и обратное: если товарищество примет решение, что намерено вести производственную деятельность, то оно может реорганизоваться в потребительский кооператив.

    Придется ли перерегистрировать дачные участки?

    Нет, с ними все будет по-прежнему. Закон не предусматривает изменения вида разрешенного использования участка, просто если у вас земля "для дачного строительства" - закон считает его также "садовым", то есть слово "садовый" в данном случае - не вид разрешенного использования, а объединяющий термин.

    Вниманию дачников: для чего нужны СНТ и ДНТ? Большинство новоиспеченных дачников рано или поздно сталкивается с загадочными аббревиатурами СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). Так ли необходимо в них вступать и как строить отношения с товариществом, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказали эксперты юридической компании Tenzor Consulting Group.

    С 1 января 2019 года дачники начнут жить по своей новой "конституции". Так они сами окрестили новый "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Его публикует "Российская газета".

    В рамках специального проекта "Дом садовода - опора семьи" было принято почти 600 тысяч звонков от россиян, которые вносили свои предложения в новую "дачную конституцию". Фото: PHOTOXPRESS

    В России более 60 миллионов садоводов и огородников. Это почти половина населения страны. Чаще всего их называют дачниками. Интересно, что в новом законе нет такого понятия, как "дачное некоммерческое товарищество".

    "Естественно, никто не запрещает людям называть друг друга дачниками, - поясняет "РГ" суть нововведений депутат Госдумы, председатель Союза садоводов России Олег Валенчук. - Просто убрано искусственное различие между дачными и садоводческими товариществами, которое существовало в старом законе. Оставили садоводческие товарищества, как наиболее распространенные. Дачникам от этого хуже не станет".

    Помимо садоводческих в России по-прежнему будут существовать и огороднические товарищества. Таким образом остаются только две юридические формы некоммерческих объединений граждан, создающихся для ведения загородного хозяйства. В старом же законе было девять таких форм, но чаще всего применялись только две, которые в итоге и остаются.

    По словам Олега Валенчука, впервые в российском законе определены формы и порядок поддержки органами государственной власти и местного самоуправления ведения садоводства и огородничества.

    На местах должны создавать свои муниципальные программы поддержки садоводства и огородничества, снабжать товарищества теплом, электричеством, водой, газом, топливом, обеспечивать водоотведение, а также финансировать проведение кадастровых работ.

    На садовых участках разрешат строить жилые дома

    Но и садоводы будут вносить свою лепту в поддержание жизнеспособности товарищества. И платить теперь придется всем - как членам товариществ, так и садоводам-индивидуалам.

    Как поясняет Олег Валенчук, будет два вида взносов - членские и целевые. "Расходовать членские взносы мы будем, как и ранее, на хознужды товарищества - уплату налогов, взносов в различные фонды, на вывоз мусора, охрану, благоустройство земель общего пользования, зарплату председателю и членам правления, - уточняет он. - Целевые взносы можно потратить на любые цели. Главное, чтобы было решение общего собрания членов садоводческого или огороднического товарищества".

    Чтобы исключить любые злоупотребления руководящих органов товариществ, собранные с людей деньги больше не будут хранить у председателя под подушкой или в лучшем случае - в сейфе. Все взносы надо зачислить на расчетный счет товарищества.

    Размер членских и целевых взносов будет одинаковым для членов товарищества и садоводов, ведущих индивидуальное хозяйство. Уравнять всех решили из-за того, что "индивидуалы" пользуются объектами инфраструктуры наравне с членами товарищества. После 1 января 2019 года избежать уплаты членских и целевых взносов не удастся.

    Наконец-то закон официально разрешает строить капитальные дома на садовых участках. Ранее эта норма не была нигде зафиксирована. Поэтому и прописаться на шести сотках было сложно. А между тем более 12 процентов россиян, считают эксперты, постоянно живут на дачах. Но, как подчеркивает президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов, не стоит думать, что скоро регистрировать будут в любой дачной бытовке. "Постоянная регистрация возможна только в жилых капитальных строениях", - добавляет он. Вводит новый закон такое понятие, как "садовый дом" - некапитальное помещение, не предназначенное для постоянного проживания. Строить такие домики можно без всяких разрешений и согласований.

    Легче станет и с водой, без которой урожая не видать. Сегодня централизованный водопровод - дело крайне затратное, поэтому дачники предпочитают бурить либо индивидуальные, либо общие на несколько участков скважины.

    Однако пробурить скважину по всем правилам тоже не так-то легко. Нужна лицензия на добычу воды, а ее выдают только после проведения геологического изучения недр. Стоит такое исследование от 1 миллиона 200 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч рублей. После вступления закона в силу проводить дорогостоящие исследования недр будет не нужно. Достаточно лишь соблюдать правила охраны подземных водных объектов, проще говоря - не плевать в колодцы.