Первичные условия музыкального развития. Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки

В современном педагогической и психологической литературе категория “условие” рассматривается как видовая по отношению к родовым понятием “среда”, “обстоятельство”, “обстановка”, что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы.

Педагогическое условие – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлена совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу .

По мнению исследователей (И.Г. Афанасьева , А.В. Битуева , Н.А. Кирилова , А.В. Кирьякова и др.), развитие музыкальной культуры, восприятие современной музыки, ценностные ориентации и отношения включают в себя три элемента: эмоциональный когнитивный и поведенческий. Именно эти элементы определили содержание первого условия гипотезы нашего исследования. Рассмотрим сущность данных аспектов с точки зрения интересующей нас проблемы – развитие музыкальной культуры в процессе восприятия современной музыки.

Первым предполагаемым условием является обеспечение поэтапного подхода (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) в изучении произведений современного музыкального искусства в процессе слушания, с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия подростков.

Эмоциональный аспект является организующим, направляющим ядром ценностного процесса, ему принадлежит решающая роль в формировании музыкальной культуры личности. Развитие музыкальной культуры происходит в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами современного музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Интерес к музыке у подростка возникает прежде всего, через эмоцию. В результате восприятия современного музыкального произведения у неподготовленного слушателя проявляются не осознанные эмоциональные реакции, то есть эмоциональный компонент в структуре интереса вытесняет волевой. Н.Н. Гришанович указывает на важность познавательного интереса к современной музыке, формирующего отношения человека к искусству. По мнению автора, познавательный интерес к музыке выражается в умении “понять, прочувствовать, осознать музыкальное произведение”. Познавательный интерес к современной музыке глубоко эмоционален. Нельзя пробудить в подростке интерес к музыке, если она не прочувствована. Е.В. Боякова , характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у подростков, выявила его особенности.

Автор в своей работе указывает на интерес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры подростков и называет его формируемым личностным качеством, “содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке” Если подросток, слушая современное музыкальное произведение, сопереживает, а также удовлетворяет свою потребность в познании музыки, то это произведение приобретает для него ценностное значение и развивает культурные качества. Эмоциональный аспект обусловлен прошлым опытом подростка. Переживание и наличие образности музыки при восприятии зависит от того, насколько полученные ранее музыкально-эстетические жизненные ситуации актуализируются в момент восприятия современного музыкального произведения. При отборе и выстраивании музыкального репертуара предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости подростков; на современную музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания современной музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой подросткам современной музыки, накопление музыкального опыта и включения в него музыки различных направлений.

Сущность развития эмоционально-культурного отношения, характеризуется тем, что:

1) чувства становятся все более сознательными и мотивированными;

2) происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности;

3) меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

4) возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Когнитивный аспект включает: актуализацию накопленных музыкально теоретических знаний при восприятии современной музыки; наличие интереса к музыке; осознанное понимание, бережное отношение к музыкальному искусству; подключение при восприятии произведений бессознательных образов; актуализацию опыта жизненно-бытовых ситуаций при восприятии современного музыкального искусства. В когнитивный компонент входят все виды музыкальной деятельности, в частности и восприятие. П.М. Якобсон, исследуя проблему восприятия, выделил три стадии, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры подростков. Первая стадия музыкального восприятия отличается нерасчлененностью: слушатель, получает лишь общее представление о музыкальном образе. Не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет подростка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у подростков на первой стадии музыкального восприятия, может быть неодинаковым по своей глубине. Задача учителя на этом этапе восприятия – помочь подростку найти свое отношение к современному музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже не схожие варианты “слышания” новой музыки. Вторая стадия музыкального восприятия

Связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках. При этом происходит углубление в содержание современного произведения, своеобразное “рассматривание”, “ощупывание” его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному. На второй стадии восприятия учитель музыки предлагает подросткам вести поиск ответа на вопрос, связанный с пониманием того, как, с помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения. Третья стадия музыкального восприятия – это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становиться возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением слушателя к современному произведению, его личностной оценкой. .

Поскольку художественные эмоции – это “думающие эмоции”, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начала (Л.С. Выготский) . Содержанием когнитивного компонента являются знания, полученные в процессе познания современного музыкального искусства и их оценка.

Когнитивный компонент включает в себя не только знания о законах музыкального искусства, но и знания нравственно-эстетического характера. Непосредственно эти знания, полученные в ходе изучения современного музыкального произведения, ориентируют подростка в окружающем мире, объясняют его место в нем. Знания и оценка современного музыкального произведения как феномен духовной и музыкальной культуры позволяют определить его место среди остальных смыслов и установить его “ценностный статус”.

Поведенческий компонент определяется теми поведенческими реакциями, которые присутствуют у подростка во время восприятия современного музыкального произведения. Эти реакции могут носить неосознаваемый характер. Механизм их возникновения следующий: бессознательные образы, до этого хранившиеся в памяти, вступают в резонанс с воспринимаемой музыкой, усиливается и тем самым становятся доступными для сознания. Поведенческий аспект определяется практически- действенными проявлениями культурной позиции по отношению к воспринимаемой музыке (умение отстаивать личную позицию в процессе оценивания музыкальных явлений, желание участвовать в музыкальной деятельности), умение слушать и слышать музыку и тем, насколько подросток проявляет уважение к искусству композитора и исполнителя.

Содержание поведенческого компонента включает в себя осознание и принятие личностного смысла современного музыкального произведения, его взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Таким образом, данная взаимосвязь реализуется средствами активной сознательной деятельности в процессе общения и познания современного музыкального произведения, а также в духовно-практической деятельности личности, то есть культурные аспекты музыкального искусства становятся предметом активной деятельности, приобретая для нее смысл. Музыкальное сознание относится к важнейшему компоненту развития музыкальной культуры личности подростка. Оно представляет “форму отражения музыкальной действительности, совокупность социально-психологических процессов, с помощью которых происходит постижение современных музыкальных произведений и своих собственных впечатлений о них”.

О.П. Радынова выделяет следующие элементы сознания музыкального произведения:

1) потребность в музыке – отправная точка формирования ценностного отношения подростка к музыке; возникает в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже в ранние годы у подростка формируется устойчивый интерес к музыке;

2) музыкальный вкус – способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности.

3) оценка музыки – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживанием, установкам, вкусу, рассуждениям. .

Б.М. Теплов называл восприятие музыки активным процессом, “уменьем”, которому надо учиться, и указывал, что оно содержит двигательные моменты, эмоции, работу воображения, “мысленное действование”. В результате развития способности адекватно воспринимать музыкально произведение, подросток через осмысление этого произведения способен использовать его в дальнейшем познании.

Рассмотрим следующее педагогическое условие развития музыкальной культуры подростков, которое связано с организацией музыкально-образовательной среды. Как условие развития среда выступает важнейшим средством педагогического процесса. Анализируя понятие “среда” мы выявили следующие его трактовки. Среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью условий .

Среда – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, т.е. те из окружающих условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода .

Среда – социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане – микросреда – это мир взаимосвязанных предметов, явлений людей, которые постоянно окружают подростка и обуславливают его развитие . Руководящим принципом учителя должен быть “принцип очеловечивания среды вокруг подростка”, когда пребывание в такой среде повлияет на развитие личности в целом, не совершенствуя ее отдельных черт и качеств. Механизм действия среды на подростка В.Г. Максимов определяет через ее актуализацию, персонификацию, персонализацию. Актуализация понимается как значимость, понимание воспитательного потенциала среды, что необходимо использовать в работе педагога. Персонификация показывает среду как специально созданную для человека, в ней подросток ощущает, понимает, что все это создано человеком, его талантом, чувствами, мыслями и для человека, в котором и в дальнейшем будут побуждаться эти же чувства и мысли. Персонализация предполагает деятельность по созданию каждым собственной среды, в школе эта деятельность будет носить характер коллективного творчества. Персонификация среды изначально ориентирует человека на нерегламентируемость деятельности, когда можно предложить в рамках учебной деятельности свободное культурное творчество в тех пределах, которые определены творческой индивидуальностью при активизации всех сущностных сил личности. В связи с этой важной проблемой является создание музыкально-образовательной среды не только на уроках музыки, но и во внеклассной и внеурочной деятельности подростка. Внеклассные занятия дополняют уроки музыки и имеют цель, направленную на самореализацию творческих способностей подростков посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности. Специфика содержания внеклассного занятия характеризуется следующими факторами:

1) преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам подростка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления: “музыкальное просвещение”, “опыт творческой деятельности”, “школьные традиции и праздники”.

Музыкальное просвещение – это очень широкое поле деятельности, способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика современных музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится ядром выхода на самые масштабные понятия освоения подростками мира – мироощущения, миропонимания, мировоззрение. Основные формы просветительской работы: детские ассамблеи искусств: клубы по интересам; музыкально-литературные гостиные. Музыкальные гостиные в последнее время становятся все более актуальным способом организации музыкально-образовательной среды для подростков. Кроме музыкальной программы, гостиная с целью более глубокого, чувственного восприятия музыкального произведения включает обмен впечатлениями.

Школьные традиции и праздники могут быть направлены на развитие музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. Формами данного направления могут быть: посвящения в музыканты; школьная неделя современной музыки; фестиваль современного музыкального искусства и др.

Так же организационными формами создания музыкально – образовательной среды могут быть посещение концертных залов, музеев современной музыкальной культуры, просмотр видеофильмов и т.д.

Таким образом, музыкально-образовательная среда – это воспитательно-образовательное пространство музыкальной культуры, эмоционально-нравственное воздействие которой является стимулом к формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Музыкальная деятельность в музыкально-образовательной среде способствует развитию музыкальной культуры как важнейшего условия вхождения в систему ценностей музыкального искусства.

Мы предполагаем, что именно организация музыкальной деятельности есть одно из необходимых условий развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. Организация музыкальной деятельности подростков подразумевает различные формы общения ребенка с современной музыкой. Музыкальная деятельность включает в себя три составляющие: слушание музыки, музыкально-исполнительская деятельность и музыкально-творческая деятельность. Слушание и восприятие музыки мы подробно рассмотрели при раскрытии когнитивного аспекта развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. В сферу исполнительской деятельности подростков входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценировка (разыгрывание) песен и др. Свое отношение к современным музыкальным произведениям ребята выражают в рисунках, составляют художественные коллажи, создают музыкальные коллекции из понравившейся музыки в домашнюю фонотеку. Помимо этого, подростки проявляют творческое начало в размышлениях о музыке и импровизации.

Среди видов деятельности подростков пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на развитие музыкальной культуры и позволяющих более качественно воспринимать современную музыку.

Импровизация – эта самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности. Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения . Существуют различные виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

Все виды музыкальной деятельности направлены на включение подростка в активное взаимодействие с современным музыкальным искусством, что позволяет ему самому окунуться в процесс музыкального творчества и прочувствовать, воспринять, осознать современное музыкальное произведение. Игра на современных музыкальных инструментах будь то, электрогитара, бас-гитара, синтезатор и т.д., помогает подростку постичь смысловые основы музыкального искусства, которые выводят его на новый уровень постижения музыкальной культуры и музыкального произведения, в частности.

Таким образом, рассмотренные нами педагогические условия организации музыкально-образовательного процесса будут способствовать более эффективному развитию музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки.

Выводы по первой главе

1. Развитие музыкальной культуры основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное формирование подростка. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, то есть музыка используется в воспитании достойного гражданина общества. Отдельные самоценные стороны музыки при это признаются важными, но основной является связь в социуме: человек – музыка – общество. Ценность музыки определяется исходя из целей культурной социальной, общественной, политической установок воспитания. Педагоги прежде всего ставят музыкально-дидактические цели на уроке такие, как овладение музыкальной грамотой, обучение пению, игре на музыкальных инструментах и другие.

2. Мы понимаем, что в повседневной жизни подростков окружает музыка, которая подчас не является эталоном музыкального качества. Мы не можем не понимать того, что ориентация только на классическую музыку не решит задачу формирования музыкальной культуры подростка, поэтому необходимо отстроить мостики взаимопонимания с подростками через принятие той музыки, которая окружает их и которую они считают “настоящей”, подвести школьников к пониманию того, что есть высокохудожественное в искусстве и какой должен быть эталон художественного в средствах музыкальной выразительности.

3.Развитие музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки может быть основано на реализации условий, основанных на поэтапном подходе, в который входят эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Для более успешного развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки должна быть организована музыкально-образовательная среда, эмоциональное воздействие которой является стимулом к развитию музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,- задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух;
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

17. Характеристика понятия «музыкальная культура детей». Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответсвующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Проблему формирования основ музыкальной культуры у дошкольников можно рассматривать в трех ракурсах:

Во-первых, с точки зрения того, какие положения современной психологии могут быть взяты за исходные при построении системы музыкального воспитания;

Во-вторых, каковы конкретные методы и приемы проведения музыкальных занятий в детском саду;

В-третьих, как организовать необходимые психолого-педагогические условия для создания музыкальной атмосферы жизни детей.

К организации музыкального образования, причем самых первых его «ступенек», которые чрезвычайно ответственны, необходимо подходить весьма серьезно, на основе анализа наиболее крупных современных психологических теорий, а именно концепций А. Валлона, Л.С. Выготского и его школы, Ж. Пиаже. Деятельностный подход, деятельностный принцип, разработанный еще А.Н. Леонтьевым, при построении программы обучения должен стать главным для определения содержания и методов музыкального вос­питания дошкольников.

Собственное пение, ритмические движения под музы­ку, аккомпанемент самих детей на простейших музыкаль­ных инструментах, умение слушать - все это необходимо рассматривать как различные виды музыкальной деятель­ности. Сюда же относятся и хороводы детей, и рисование ребенка, связанное с той музыкой, которая звучит и кото­рую он слушает. Вершиной такого рода разнообразной по форме музыкальной деятельности может стать создание маленького оркестра, где на самых простых инструмен­тах - колокольчиках, кастаньетах, треугольниках, бубнах и барабанах - дети сообща «аккомпанируют» звучащей мелодии или сами исполняют какую-то пьеску, коллектив­но импровизируют.

Ставя своей задачей сделать музыку доступной для каждого ребенка, необходимо найти способ максимального включения детей в «активное слушание».

18.Музыкальные способности, структура музыкальности (подходы Б.М. Теплова и Н.А. Ветлугиной).

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но, в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

Ладовое чувство.

Ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение . Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве . Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков .

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка .

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Условия для музыкального развития ребёнка./ Балада музыкаль үсеш өчен шартлар

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально - образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образовании детей «Карлукская детская музыкальная школа»

«Предпосылки и условия музыкального

развития учащихся»

методическая работа преподавателя

МОУ ДОД ИРМО «Карлукская ДМШ»

Фереферовой Н.П.

д.Карлук, 2014-2015уч.г.

При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет основы психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определять критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытие таланта; позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Уже с четырехлетнего возраста у детей начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже, в период полового созревания, они могут либо угасать, либо, наоборот, бурно развиваться. И наконец, в период полного созревания, в 18-20 лет, когда структура высших отделов мозга близка к завершению своего формирования, можно уже полностью оценить талант, одаренность.

Музыкальной одаренностью Б.М.Теплов в статье «Психология индивидуальных различий» называл «то качественно своебразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Музыкальные способности ребенка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Признаками же музыкальности являются эмоционально - чувственное переживание музыки, тонкое восприятие ее. Так, для овладения фольклорным интонированием и успешной музыкальной исполнительской деятельностью требуется не только одаренность, но и обладание навыками и умениями. Какую бы музыкальную одаренность ни имел ребенок, но если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыкам, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

Одаренность ребенка в музыке называется музыкальностью. А все ли дети музыкальны? Воспитуема ли музыкальность и поддается ли в процессе обучения? На этот вопрос существует множество мнений. Так, известный американский психолог Б.Р. Эндрюс еще в 20- м веке писал: «никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики». Другой музыкальный исследователь, Т.Копп, в статье доказывал, «музыкальные способности распространены гораздо более, чем это предполагают, и что огромное большинство детей теряет свои врожденные музыкальные способности вследствие отсутствия тренировки слуха и психики в наиболее податливом к этому возрасте.

Известно, что врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. В этой связи представляет большой интерес учение о музыкальности Дж.Криса в книге «Что есть музыкальность?» Выдающийся ученый-физиолог и хороший музыкант склоняется к такому взгляду: для всех признаков музыкальности благоприятствующим является наследственно обусловленное, особо богатое развитие отдельных частей мозга, связанных со слухом, но каждый их этих признаков, кроме того, зависит и от специфических для него задатков.

В практике отбора детей для обучения их народному пению педагогу важно оценивать ребенка не только по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство.

Наличие той или иной степени музыкальной одаренности у ребенка формирует у него музыкальное мышление. Музыкальное мышление - это духовное, чувственное восприятие и ощущение звуковой мелоинформации, ее оценка, появление творческого отношения к ней, а также состояние памяти, выражение своего внутреннего музыкального мира в звуках.

Уровень музыкального мышления у ребенка может быть разный. В нем взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. Традиционные психические функции музыкального мышления по составляющим их компонентам имеют определенную классификацию:

    сенсорный компонент - ощущение и различие высоты, интенсивности и длительности звуков.

    ретентивный- память на высоту, интенсивность и длительность звуков.

    Синтетический - восприятие целостных образований: мотивов, темпов, ритмо-фигур.

    Моторный - перенесение звукового образа на голос,

    Идеативный- мысленное воображение, нахождение идейного, ассоциативного содержания музыки.

Процесс развития функций музыкального мышления детей модно разделить на три этапа.

Первый этап соответствует самому раннему детству - до трех лет. Он характеризуется началом перехода от восприятия ребенком музыкального интонирования без понимания значения слов. Ребенок обнаруживает также тенденцию связывать на основании единого впечатления не имеющие внутренней связи различные мелодические образования, приводя их в нерасчлененный слитный звуковой образ.

Второй этап совпадает с периодом дошкольного возраста детей - с 3 до 7 лет. На этом участке пути ребенок достигает музыкального мышления в комплексах. Он перестает воспринимать связь собственных музыкальных впечатлений от непосредственно услышанного. Начинает понимать действенные связи и различия, существующие между различными музыкальными образованиями. Детский разум уже формирует определенные понятия и объективно конкретизирует их, начинает отдельные звенья музыкальных образований объединять в одну цепь. Именно в цепных комплексах отчетливо проявляется объективно - конкретный и образный характер музыкального мышления детей.

Третий этап служит своеобразным мостом, переходным звеном к образованию развитой системы понятий; к периоду, когда музыкальное мышление в комплексах переходит в стадию осмысленности музыкального развития. Возникают моменты психической эволюции, при которой создаются условия, делающие возможной перестройку интеллекта. В каждом возрасте последовательно появляется что-то новое, но неразрывно связанное с предыдущим.

Каков процесс познания песенного фольклора? Каким образом ребенок получает, усваивает и перерабатывает музыкальную информацию? Известно, что определенные характеристики в способностях ребенка воспринимать музыкальные звуки, запоминать и воспроизводить их передаются по наследству. Тем не менее состояние нервной системы может меняться, поскольку оно зависит от окружающей среды и воспитания.

Современные исследования показали, что развитие головного мозга происходит с огромной скоростью. У девятимесячного ребенка мозг весит 50% от веса мозга взрослого человека, в два года - 75%, в шесть лет -90%, а оставшиеся 10% приобретаются в следующие десять лет.

Процесс познания - это процесс, связанный с работой мозга. Существование врожденной исходной структуры в центральной нервной системе, способствующей развитию музыкального мышления, считается первоначальной, генетически заданной стадией. Эта стадия сменяется последовательностью состояний, развивающихся в зависимости от внешней среды. Влияние среды увеличивается с возрастом ребенка в плане как физиологическом, так и интеллектуальном. И тут важна связь ребенка с миром взрослых. Ведь возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, но и от степени того окружения, в котором проводит ребенок первые годы. Здесь сказываются или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или достаточное богатство музыкальных впечатлений.

Ранее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создают талант, выдающуюся творческую личность. Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где ребенка с первых дней его жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, ухаживали за ним, исполняя пестушки; играя, пели потешки, прибаутки, рассказывали сказки с напевами, вырастали наиболее музыкальные способные дети. В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных напевов, запоминался поэтический, образный язык народных песен. Это развивало музыкальные способности детей, подготавливало к исполнению более сложных произведений песенного фольклора.

Вторым важным фактором в творческом развитии детей являлись их музыкальные впечатления.

У новорожденного музыкальные способности, творческие качества определены только генетически. Наследственность - это канва, которая создает потенциальные возможности музыкального развития ребенка, способствует приобретению тех или иных качеств и способностей. Среда же, как набор разноцветных ниток в искусных руках мастера, создает по наследственной канве неповторимый узор индивидуальных отличий, свойств, качеств и умений, что отличает и выделяет конкретную личность среди других.

Факторы наследственности и факторы среды - вот два неизвестных в одном уравнении, которое предстоит решить. Один из подходов к этому решению - так называемый «близнецовый метод». Использование этого метода позволяет также определить, какие музыкальные качества и способности личности могут быть изменены путем систематической тренировки, а какие жестко запрограммированы в геноме индивидуума.

Проверка музыкальных способностей близнецов, в девяноста случаях из ста, показали, что в каждой паре один ребенок, несмотря на одинаковые врожденные задатки, проявляет большую музыкальную одаренность и степень развития своих способностей, чем другой.

Главное для педагога, в психологии музыкального мышления ребенка - это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к народной музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.

Развитие
музыкальных
способностей
дошкольников
Презентацию составила Михайлова Э.Д.,
преподаватель ОГА ПОУ БПК,
высшая квалификационная категория
04.05.2016

Способности

Способности – индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д.К.
Музыкальные способности – индивидуальнопсихологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и
являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на
общие и специальные.

Виды способностей
Общие способности
Специальные способности
Система интеллектуальных свойств
личности (внимание, память, мышление,
волевые качества, грамотная речь,
работоспособность и др.), обеспечивающая лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности.
Они носят универсальный характер,
т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности в той или иной деятельности.
Система свойств, обеспечивающая
при прочих
равных условиях
высокие достижения в познании,
творчестве, в специальной области
деятельности
(например,
музыкальной).
Для них необходимы особые
задатки, которые присущи не всем.
Однако специальные способности
могут быть развиты при длительной
и упорной тренировке.
Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных
способностей образует более широкое понятие – музыкальная одарённость.
К её показателям относятся:
блестящие музыкальный слух и память
пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
необычайная обучаемость;
работоспособность в музыкальной деятельности.
Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а
формируются при жизни в деятельности

Задатки

Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть
только задатки.
Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движений, функциональные особенности организма, данные
каждому человеку от рождения
Психологи утверждают:
задатками музыкальных способностей выступают основные
сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие
функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.);
«задатки взаимосвязаны со
предпосылками к их развитию»;
способностями
и
являются
тяготение ребёнка к определённой деятельности - первый
признак зарождающейся способности;
дети одарены ко всем видам художественного творчества; это -
возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во
всех видах художественной деятельности, в том числе и
музыкальной.

Условия музыкального развития ребёнка

Первичные условия музыкального развития
Звуковысотный слух
Чувство ритма
Музыкальная память
Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный
период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и
слуховой опыт способствуют созреванию необходимых
нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает»
природные задатки, которые предопределены генетически
или анатомически.
Важным фактором развития музыкальных способностей
выступает интенсивность и планомерность обучения,
сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне
развития ребёнка.

Характеристика музыкальных способностей

Музыкальные способности – это способности необходимые для
успешного осуществления музыкальной деятельности. Они
объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – комплекс способностей необходимых для
осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б.М. Теплов).
Ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональный отклик на музыку
(способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он
музыкален)
Музыкальный слух
(способность
вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)

Музыкальный слух

Выделяют несколько видов музыкального слуха:
Музыкальный слух
звуковысотный
(различение высоты
звуков)
мелодический
(восприятие
одноголосной
мелодии)
тембровый
(различение
окраски звуков);
гармонический
(восприятие
созвучий,
многоголосия)
динамический
(различение
силы звука)

Основные музыкальные способности

Отечественный психолог Б.М. Теплов в структуре музыкальности
выделяет три основные способности:
Структура музыкальности
Ладовое чувство
(восприятие
мелодического движения)
– эмоциональный
компонент музыкального
слуха
Музыкально-слуховые
представления
или
звуковысотный слух
(способность звуковысотного
отражения мелодии)
Чувство ритма
способность активного
двигательного переживания
музыки, ощущение его
воспроизведения
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –
любовь и интерес к слушанию музыки

Музыкально-сенсорные способности –

это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков
(высота, тембр, динамика, длительность),
лежащее в основе познания музыки
Характеристики музыкально-сенсорных способностей:
различение свойств музыкальных звуков;
различение их выразительных соотношений;
качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание
свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
выделение комплекса других звуков;
различение их выразительного звучания;
воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на
музыкальном инструменте;
комбинирование звуковых сочетаний;
сопоставление с принятыми эталонами.
Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:
формирование слухового внимания детей;
концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых
комплексов.

10.

Ведущие компоненты музыкальности
Структура музыкальности:
ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональное
реагирование на музыку
Тонкость эмоциональных
переживаний
Эмоциональный
отклик на музыку
Музыкальный
слух
Звуковысотный слух
Мелодический слух
Гармонический слух
Творческое
воображение
Тембровый слух
Художественное
восприятие мира
Высота
Музыкальные сенсорные способности
Тембр
Динамика
Динамический слух
Длительность
Основные музыкальные способности
Ладовое чувство
Восприятие
эмоциональной
выразительности мелодии
Чувствительность
к точности интонации
Музыкально-слуховые
представления
Воспроизведение мелодии
по слуху
Чувство ритма
Темп
Музыкальный метр
Ритмические единицы
в музыке

11.

Способности к различным видам музыкальной деятельности
Способность восприятия
Способность целостного восприятия
Способность дифференцированного восприятия
Исполнительские способности
Чистота певческих интонаций, качество
звукообразования
Координационность, согласованность движений рук
(игра на инструментах)
Пластичность моторного аппарата, изящность
движений и слитность их с музыкой
Творческие способности
Способность творческого воображения при
восприятии музыки
Способность к песенному, музыкально-игровому,
танцевальному творчеству, к импровизации на
инструментах

12. Характеристика музыкального развития детей

Наиболее сензитивным для развития музыкальных
способностей детей считается период от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет.
Музыкальное развитие, как и любые другие психические и
физиологические процессы, идёт по возрастающей линии.
Музыкальное развитие
Непроизвольные
отклики на музыку
Импульсивные
стремления петь,
двигаться под музыку
Смутные приятные
ощущения восприятия
звуков
Эстетическое
отношение к музыке
Выразительное
исполнение
Эмоциональное
и сознательное слушание произведения
С е н зи ти в н о с ть (от лат. чувство, ощущение) - характерологическая особенность
человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям,
обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

13. Развитие музыкальных способностей

Все способности развиваются в деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех
видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при:
восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам
музыкальной деятельности);
музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче
всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
чувстве ритма.
Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе:
восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли
мелодия);
пения (дети контролируют слухом правильность интонации).
Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в
пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и
музыки).

14. Диагностика музыкальных способностей

Для того чтобы обучение носило развивающий характер,
важно контролировать развитие музыкальных способностей
детей. В теории и практике музыкального воспитания
принята диагностика, основанная на выявлении трёх
основных музыкальных способностей по Б.М. Теплову:
1) ладовое чувство,
2) музыкально-слуховые представления;
3) чувство ритма.
Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку
(центр
музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой
и третьей способностях.
Исходя из этой структуры музыкальности важно
определить показатели развитости каждой музыкальной
способности в соответствии с возрастными возможностями
детей.

15.

Ладовое чувство
Один из показателей ладового чувства – любовь и
интерес к слушанию музыки:
внимание детей во время слушания, внешние
проявления (двигательные, мимические, пантомимические), просьба повторить произведение, наличие
любимых произведений и т. д.;
высказывания детей о прослушанной музыке, о её
характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»);
умение различать устойчивые и неустойчивые
звуки при окончании на них мелодии, узнавать
мелодию, чувствительность к точности интонации.

16.

Музыкально-слуховые
представления
Они проявляются в двух видах музыкальной
деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на
музыкальных инструментах.
В зависимости от возраста детей задания могут
усложняться, например:
пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, и без него;
пение малознакомой или незнакомой мелодии,
несколько раз прослушанной;
подбор по слуху хорошо знакомой короткой
попевки или несколько раз прослушанной;
подбор мелодий и т. д.

17.

Чувство ритма
К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие
характеру и ритму музыки.
Дети, начиная с 5 лет могут выполнять задания
на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.
Для каждой возрастной группы определяются показатели и
задания, которые позволяют судить о динамике развития
музыкальных способностей (табл. 1-4). Диагностика может
проводиться педагогом в течение нескольких занятий.
Некоторые задания дети выполняют небольшими группами,
другие - индивидуально.

18.

Параметры и критерии диагностики музыкальных
способностей
Таблица 1
Основные
музыкальные
способности
Ладовое чувство
Музыкальнослуховые
представления
Чувство ритма
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Яркое
эмоциональное
восприя-тие музыки, внимание
во
время
слушания
предлагаемого произ-ведения,
просьба повторить его, наличие
любимых
произведе-ний,
точное
ощущение
устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них
мелодии.
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание
при восприятии, нестабильность правильных ответов в
определении устойчивых и
неустойчивых
звуков
при
окончании на них мелодии,
нестабильность
правильного
выполнения задания довести
мелодию до тоники.
Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой
песни с сопровождением и без
него,
неточная
интонация
мелодии после её предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной
мелодии (попевки) по слуху.
Воспроизведение в хлопках
ритмического рисунка мелодии
с ошибками, недостаточная
точность соответствия ритма
предлагаемого
музыкального
произведения.
Отсутствие
внешних
проявлений эмоциональности при восприятии
предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способности довести мелодию
до тоники.
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность
интонации незнакомой мелодии
после её предварительного
прослушивания,
правильный
подбор по слуху незнакомой
мелодии (попевки).
Чёткое воспроизведение в
хлопках ритмического рисунка
мелодии, соответствие ритма
движений ритму предлагаемого
произведения.
«Гудошник», неправильный подбор по слуху
незнакомой мелодии.
Неправильное воспроизведение ритмического
рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального
произведения.

19.

К диагностике музыкальных
способностей детей
Младшая группа
Таблица 2

Ладовое чувство
Музыкальноп/
слуховые
п
представления
1. Внимание
Подпевание зна2. Просьба повторить
комой мелодии с
3. Наличие любимых про- сопровождением
изведений
4. Внешние проявления
(эмоцииональные)
5. Узнавание знакомой мелодии
Чувство ритма
Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии
из 3-5 звуков.
Соответствие эмоциональной окраски движений
характеру музыки.
Соответствие ритма движений ритму музыки.

20.

Средняя группа
Таблица 3

п/
п
Ладовое чувство
1. Внимание
2. Просьба повторить
3. Наличие любимых произведений
4. Внешние
проявления
(эмоциональные)
5. Высказывания о характере
музыки (двухчастная форма)
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
7. Определение,
закончилась ли мелодия
8. Определение
правильности интонации в пении
у себя и других
Музыкально-слуховые
представления
Чувство ритма
Подпевание знакомой
мелодии с сопровождением.
Пение малознакомой
попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на
металлофоне.
Воспроизведение
в
хлопках, в притопах,
на музыкальных инструментах
ритмического рисунка мелодии.
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными
частями.
Соответствие
ритма
движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

21.

Старшая группа
Таблица 4

п/п
Ладовое чувство
1.
Внимание
2.
Просьба повторить
3.
Наличие любимых произведений
Внешние
проявления
(эмоциональные)
4.
5.
Высказывания о музыке с
контрастными частями
6.
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
Определение,
закончилась ли мелодия
Окончание на тонике начатой мелодии
7.
8.
Музыкально-слуховые
представления
Чувство ритма
Пение знакомой мелодии с сопровождением.
Пение знакомой мелодии без сопровождения
Пение
малознакомой
мелодии (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением.
Пение
малознакомой
мелодии без сопровождения.
Подбор по слуху хорошо знакомой короткой
попевки на металлофоне.
Подбор по слуху малознакомой попевки.
Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных
инструментах
ритмического
рисунка
мелодии.
Соответствие
эмоциональной окраски движений характеру музыки с
малоконтрастными частями.
Соответствие ритма движений ритму музыки (с
использований
смены
ритма).

22.

1.
Задания
Пользуясь
выше
предложенными
диагностическими
материалами
продиагностируйте музыкальные способности ребёнка дошкольного возраста.
Для этого:
установите возраст ребёнка;
подберите практический материал (музыкальные пьесы, песни, попевки, ритмические
примеры, детские музыкальные инструменты) для диагностирования музыкальных
способностей дошкольника данного возраста;
сформулируйте (письменно) по 2 задания для определения уровня каждого вида
музыкальных способностей испытуемого;
разработайте и запишите критерии оценивания;
проведите диагностирование;
оцените уровень выполнения каждого задания по разработанной Вами шкале и
занесите данные в таблицу:
Основные
музыкальные
способности
2.
Виды музыкальной деятельности
Восприятие
Ладовое чувство
1.
2.и т.д.
Музыкальнослуховые
представления
1.
2.и т.д.
Чувство ритма
1.
2.и т.д.
Пение
Музыкально-ритмические
движения
Игра на детских музыкальных
инструментах
Подберите практический материал (песни, попевки, ритмические примеры,
детские музыкальные инструменты: музыкально-дидактические игры) для
диагностирования музыкальных способностей у детей.

23. Источники информации

1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.
320 с.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.
Гончарова, Ю.С. Богачинская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия,
2014. 256 с.
3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А.Н.
Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век,
2007. 367 с.
5. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И, Тарасова К.В. и др. Психология
музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003.
367 с.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк.
воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.