Первые монашеские уставы. Общежительный устав как основа монашеской жизни Что такое устав монастыря зачем он нужен

Внутренний устав Свято-Ксениевского женского монастыря, д. Барань

Господь позвал, и сестры пришли в монастырь, чтобы увидеть и осознать свои грехи, покаяться в них и с Божией помощью свою жизнь посвятить служению Богу и людям.

Научиться любить Бога и ближнего своего - цель жизни каждой сестры. Для этого они оставили свой дом, своих родственников по плоти, все материальные ценности и мирские отличия, все то, что выделяло их в мире и питало их самолюбие.

Жизнь монашествующей сестры - жизнь по послушанию. Послушание - добровольная жертва сестры своим греховным «Я», бескровная жертва, которую приносит сестра на алтарь Божий. Строится послушание на доверии к сестре, игумении, духовнику. Не внешняя строгая дисциплина, но внутреннее стремление во всем исполнять

Божию волю движет послушника к повиновению. Отсекая свою волю, в борьбе с внутренним греховным протестом и унынием в этом мире рождается новый человек - послушница Христова - монахиня. Приобретая послушание, что дается в постоянной внутренней борьбе, сестра получает истинную свободу жить с Богом и видеть Его в ближнем своем. Без послушания сестра не может чисто молиться, потому что Бог гордым противится и только смиренным дается благодать молитвы. Без послушания сестра не сможет жить в монастыре, у нее не хватит собственных сил в борьбе с грехом, и враг найдет способ выгнать ее из монастыря, внушая ей недоверие к сестрам, игумении и духовнику. Нарушая послушание, сестра противостоит воле Божией и становится на путь богоборчества.

Святая Православная Церковь через свои Таинства укрепляет сестер в их служении Богу и ближним. Поэтому участие в богослужениях, церковные и келейные молитвы, частые исповеди и Святое Причащение необходимы сестре в ее монастырской жизни. Без особого благословения по обстоятельствам послушания или немощи плоти сестра не имеет права оставлять церковную и келейную молитву. Каждая сестра имеет свое келейное правило, соответствующее ее чину (послушница, инокиня, монахиня). Увеличивать или уменьшать свое правило сестра может только по благословению настоятельницы и духовника.

Большую духовную пользу приносит чтение святоотеческой литературы. С этой целью в монастыре устроена библиотека, и сестра находит время для своего духовного назидания в чтении Святых Отцов и подвижников благочестия. Желательно, чтобы книги читались по благословению настоятельницы и духовника. Хоть страничка в день должна быть прочитана сестрой.

Сестре для духовного развития необходимо следить за своим внутренним миром и обличать свои немощи и козни вражии на регулярных откровениях своих помыслов настоятельнице и духовнику. Для этого предлагается каждой сестре вести духовный дневник, в котором бы отражались все движения души, и диавол не смог бы запутывать сестру во время духовной брани. Не скрывать в себе грех, не оправдывать себя в немощах, а вести беспощадную войну с грехом внутри себя, расчищать в душе место для Бога и Его Святых Даров, выкорчевывать из себя греховные навыки и пороки, приобретенные в мирской жизни - задача каждой сестры в созидании святой обители. Болеет грехом одна сестра - вместе с нею болеют и все сестры монастыря. Сестра должна помнить, что ее грех становится общим грехом и разрушает то, что с таким большим трудом созидается совместными усилиями и молитвами - мир и благословение Христово. Ответственность за жизнь монастыря побуждает сестру к осторожности и благоразумию в словах, мыслях и взглядах, в общении с ближними и особенно с противоположным полом. Скромность и целомудрие отличают монашествующую сестру. Не только самой, но и другим не подавать повод к соблазну.

Монастырь в честь святой Блаженной Ксении Петербургской общежительный, поэтому все ценности монастыря - достояние церковное и принадлежат не отдельным монахиням, а всей общине.

Бережное отношение к церковному и личному имуществу, простота и скромность - вот что отличает монахинь в повседневном обиходе. Особенное внимание уделяется благоговейному поведению в храме. Внутреннее покаянно-молитвенное состояние во время богослужений отличает монастырскую сестру. Храм - место святое, и всякие посторонние разговоры, вольное хождение по храму, суетливость не позволительны для сестер. Сестры ревностно относятся к уставным монастырским службам и дорожат временем, проведенным в храме.

На территории монастыря должны поддерживаться чистота и порядок. Храм, келии, трапезная, двор монастыря - все должно стать родным, и на всем должна лежать забота и усердие сестер. Особое старание, радение сестры проявляют в подготовке храма к церковным праздникам и богослужениям.

Каждая сестра несет свое послушание и отвечает за то, с каким усердием оно выполняется. Послушания назначает игумения, и оно обязательно для всех сестер без исключения.

Время трапезы в монастыре определено так, чтобы сестры, собираясь вместе, не только вкушали пищу телесную, но и духовно насыщали себя чтением, которое совершает уставный чтец. Только нужды послушания позволяют сестре не быть на общей трапезе. Начинается и заканчивается общая трапеза по звоночку, который дает игумения.

День в монастыре заканчивается общей вечерней молитвой, после которой сестры с пением церковных молитв обходят крестным ходом территорию монастыря, прося Божиего покрова и благословения. В конце крестного хода сестры просят друг у друга прощения и с миром в душе расходятся по кельям.

В монастыре отводится время для отдыха сестер, и сестра должна распределять его так, чтобы хватало времени и сил на церковную молитву и послушания. Не надрываться, а быть бодрой и способной поддержать того, кому нужна помощь, не засыпать на ходу, а с усердием выполнять свое послушание - все это требует от сестры-монахини благоразумия и трезвой оценки своих физических и духовных возможностей.

Сестра, пришедшая в монастырь, не только борется с грехом, живущим в ней, но и старается молиться и служить ближним на своем послушании. За святое послушание сестре даются силы помогать ближним в познании Бога и Святой Церкви. Через сестру Господь подает руку болящим и труждающимся, вселяет в отчаявшихся надежду на спасение. Своей христианской любовью сестра согревает сердца измученных грехом больных людей. В этом послушании милосердия сестры-монахини подражают святой Блаженной Ксении Петербургской, имя которой носит монастырь.

Монастырь является духовной сердцевиной Сестричества. Сестричество обеспечивает материальные нужды монастыря, а монастырь духовно поддерживает и укрепляет сестер и братьев в их нелегких послушаниях. Поэтому сестры-монахини для них должны быть примером в молитвенном стоянии и делах милосердия. На общих собраниях сестры-монахини своим участием стараются укреплять духовные основы Сестричества, вспоминая слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».

Всецело предавшись воле Божией, сестры облачились в священные одежды монашеского покаяния. Каждая сестра должна понимать и всегда помнить, что ее облачение - не знак особого почитания и повод превозношения над другими сестрами, а смиренное рубище Христово, которое не дает никаких прав и привилегий, но обязывает ко многому. Сестра должна чувствовать свою ответственность перед Святой Церковью, которая облачила ее в брачные одежды Невест Христовых.

Сестры свято верят, что монастырь - это то место, которое определил Господь для их спасения. Бог есть Любовь, и поэтому любить Бога - стремиться во всем жить по воле Божией. Именно для этого Бог собрал сестер вместе и создал монастырь - святую семью сестер-монахинь.

Смиряясь друг перед другом, поддерживая сестру, которая рядом, каждая сестра изо всех сил старается, чтобы в монастыре сохранялась атмосфера любви и взаимного доверия. Все спорные вопросы и недоразумения разрешаются совместно при участии игуменьи и духовника. Не человеческая мудрость, а смиренная покаянная совместная молитва помогает сестрам вместе идти к Богу.

Непозволительны в монастыре осуждение, лицеприятие, лесть, человекоугодие. Говорить плохое о сестре в ее отсутствие категорически запрещается и карается самым строгим образом. Все должны стремиться к открытости и порядочности в отношениях между собой. Без этого невозможно никакое духовное созидание. Если разрушается единство, монастырь распадается на отдельные личности, противостоящие друг другу, борющиеся за свое превосходство, насильственно навязывающие свою волю другому Только научившись любить друг друга, с Божией помощью сестры смогут полюбить ближних, которым потребуется помощь через молитву и дела милосердия. Любовь-самый великий дар Божий в этом мире, и только те, кто постоянно следят за своим внутренним миром, смиряются друг перед другом, делают ежедневное усилие в борьбе с грехом, по святым молитвам сестер вкушают этот Небесный Дар.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ В МОНАСТЫРЕ

составлены сестрами Свято-Ксениевского монастыря по благословению игумении Василиссы (Медведь) и духовника протоиерея Виктора Белякова

Условия принятия в монастырь

1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.

2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.

3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки, а также душевнобольные по врачебным показаниям.

4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому - либо из старших сестер.

5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт, свидетельство о семейном положении, и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Московской Епархии, .а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятельницы. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.

6. Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.

7.Представление послушницы к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности ее к достойному прохождению монашеского подвига.

8.Испытуемая принимается в общество сестер и проходит испытательное житие под руководством монахини-наставницы.

9. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной, а также если известна благочестивая жизнь постригаемой до вступления ее в монастырь.

10. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор - при этом возможна перемена ее имени.

11. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.

12. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.

13. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.

14. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.

15. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.

16. Насельницы монастыря, получающие пенсию по инвалидности, по старости и прочие пособия, переводят их на счет монастыря.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКИНЬ

1. Новоначальная прежде всего внимательно изучает Устав Свято-Ксениевского женского монастыря, чтобы при первых же шагах своего пребывания в нем не нарушать заведенные в монастыре порядок и дисциплину. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальная дает подписку в том, что она знакома с Уставом и обязуется его свято выполнять, в случае же нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Настоятельницы (или заменяющего ее лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации монастыря.

2. Новоначальная должна всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).

3. По отношению к Настоятельнице и сестрам новоначальная должна оказывать смиренную почтительность. При встрече с Настоятельницей следует брать благословение: прочим насельницам приветствие можно выражать поясным поклоном. Каждый раз при встрече с Настоятельницей следует оказывать ей почтение смиренным глубоким поясным поклоном.

4. Входить в келию к сестрам следует с молитвой: " Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас", и только тогда, когда будет получен ответ "Аминь".

5. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

6. Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятельницы и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: "Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин. 6, 38).

7. Усердное и прилежное послушание для вступивших в обитель есть залог их будущего духовного возрастания и спасения.

8. Избегать своеволия; ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Распоряжения Настоятельницы по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.

10. Если кто-либо из сестер уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Настоятельница пытается образумить ее увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всех сестрах. Если же кто и после многократных увещеваний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела сестричества.

11. Кто не принимает послушания, одобренного Настоятельницей, тот должен наедине или открыто привести свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если сам стыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же кто будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот, как посевающий сомнение в сестрах и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из сестричества.

12. Никто не должен входить в любопытные исследования и осуждение действий Настоятельницы и иных должностных лиц, кроме тех, которые по степени и по благоразумию близки к Настоятельнице и которых она сама по необходимости допускает к совещанию и рассуждению об общих делах монастыря.

13. Новоначальная должна быть в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой.

14. Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы ("Господи, благослови" и др.), равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою ("Слава Тебе, Господи" и др.).

15. Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги

16. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должны даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещаются, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

17. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов ко греху.

18. Везде и всегда прилично монахине воздерживаться празднословия, помня слова Господа: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и слов своих осудишься" (Мф. 12, 36).

О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

1. Каждый член сестричества монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под наблюдением игумении или монахини-наставницы.

2. Настоятельница и Духовник наблюдают, чтобы все сестры очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще.

3. Ради духовного преуспевания каждая насельница обители должна почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.

4. Сестры не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном деянии не повредило общего благого дела спасения души.

5. Если кто из сестер оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.

6. Насельницы обители должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

7. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

8. Относительно поклонов монастырь руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: "Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтобы он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению".

О БОГОСЛУЖЕНИИ

1. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия сестер является церковное Богослужение и молитвенное правило. Поэтому все сестры от начальствующих до новоначальных должны недопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении и молитвенном правиле или при нем присутствовать.

2. Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому Священнейшему делу, должно считать важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

3. Цель частой продолжительной молитвы та, чтобы приобретением навыка непрестанного и живого памятования о Боге стяжать в своем сердце благодать Святого Духа. Церковная служба совершается благолепно и по Уставу, без пропусков и нововведений. Настоятельнице и ответственным за совершение Богослужения лицам надлежит строго следить за тем, чтобы служба совершалась по раз и навсегда заведенному в монастыре порядку, а необходимые изменения проводить с величайшей осмотрительностью.

4. Для соблюдения чинности и порядка в совершении Божественных служб Благочинная монастыря совместно со старшим священником ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Настоятельницей расписание Богослужений монастыря, подворья и скита с указанием священнослужителей, занятых в каждой отдельной службе.

5. За полчаса до начала утреннего молитвенного правила или Богослужения будильная, взяв благословение у Благочинной, обходит все келии с молитвой для возбуждения сестер от сна.

6. Каждая из сестер должна стараться прийти в церковь до начала Богослужения или молитвенного правила. О не пришедших или пришедших в церковь с опозданием Благочинная объявляет Настоятельнице. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения или молитвенного правила.

7. Некоторые из инокинь, в силу своего особого послушания по монастырю (в трапезной, просфорной и т.п.) не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от Настоятельницы или Благочинной. Им такое послушание вменяется также, как молитва в храме. В будние дни сестры, не участвующие в совершении богослужения, расходятся на послушания при начале чтения кафизм на Утрени, в дни полиелейных праздников - после помазания святым елеем. На вечерних богослужениях присутствуют все сестры, не занятые с благословения Настоятельницы послушаниями.

8. Совершители богослужения, читающие, поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, "со страхом и трепетом" и не нарушая церковное пение нововведениями, несообразными с простотою и умилением, свойственными монастырскому Богослужению.

9. Никто из сестер ни под каким предлогом не должен брать для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по монастырю лицам.

10. Являться к Богослужению сестры обязаны в полном облачении, а к молитвенному правилу - в хитоне и апостольнике /послушницы – в хитоне и платке/.

11. На пути в церковь и из церкви сестры не должны останавливаться и входить в праздные беседы с посторонними, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиться необходимым кратким ответом.

О священнослужителях монастыря

1. Монастырский священник должен отправлять церковную службу благолепно и по уставу, без пропусков и нововведений.

2. Содержание священникам представляет монастырь по благословению Епархиального Архиерея.

3. Богослужебный чин и порядок в церкви определяет Настоятельница монастыря.

4. Духовником монастыря является священник, рекомендуемый для этого послушания Настоятельницей монастыря.

О поведении в храме

1. К Литургии надо приходить к 3-му часу. На богослужении можно сидеть только во время чтения кафизм, паремий и проповеди. Если по немощи сестра не может стоять во время богослужения, то пусть постарается сесть в более укромное место. Запрещается сидя читать сорокоусты.

2. На богослужениях сестры, не занятые на клиросе, следят за подсвечниками, подают запивку во время Причастия.

3. К Причастию, к Кресту, помазанию сестры подходят по чину после прихожан. Просфорки на Литургии берут после благодарственных молитв по Святом Причащении сначала клиросные, а потом остальные сестры по чину.

4. Неусыпаемая Псалтирь читается сразу после уставного богослужения (ради частной требы Псалтирь не отменяется). В воскресенье, престольные и двунадесятые праздники, на Святках и на Светлой седмице (от Пасхи до Литургии в среду на второй седмице) Псалтирь не читается.

5. Присутствие на чине Прощения обязательно. Подойдя к сестре, нужно сказать: «Прости меня, грешную, и помолись обо мне, грешной» и сотворить трехкратное целование в плечи. От Пасхи до Вознесения старший говорит: «Христос воскресе!», младший ему отвечает: «Воистину воскресе!»

О посещении богослужений

Сестры посещают все богослужения в течение недели; обязательными являются также богослужения в воскресные дни и на двунадесятые праздники.

О благословении

1. В монастыре все делается по благословению: какое сестре нести послушание, сколько времени там проводить, как посещать богослужение и выполнять келейное правило; с течением времени, с изменением каких-либо обстоятельств опять же с благословения игумении вносятся необходимые коррективы.

2. Когда сестре дается какое-то дополнительное послушание, она заботится о том, чтобы не было сбоев в уже имеющихся у нее послушаниях.

3. Монашеские и сестрические собрания, еженедельная исповедь у духовника, воскресные и праздничные всенощные бдения, общие трапезы являются обязательными. Если сестра не может на них присутствовать, она должна заранее предупредить настоятельницу или духовника.

4. На выезды из монастыря, на письма и телефонные звонки испрашивается благословение у настоятельницы или духовника. В случаях выездов из монастыря или иных изменений обычного хода повседневной жизни сестра должна ставить в известность благочинную и старших по послушаниям (регента, руководителя мастерской, ответственного за график чтения Неусыпаемой Псалтири и т. д.).

5. Опаздывать на богослужение, трапезу, собрание нельзя. При опоздании на трапезу или собрание просят у старшего разрешения войти. Также чтобы выйти во время богослужения, трапезы, собрания, необходимо отпроситься у старшего. Если сестра нарушила благословение, не отпросившись заранее, то она просит прощения у Бога на Исповеди и сообщает благочинной (или настоятельнице).

6. На выдачу вещей из рухольной, приобретение вещей, лекарств, на получение диетического питания берется благословение у настоятельницы. Деньги на покупки берутся у благочинной.

7. Для того чтобы принести трапезу болящей сестре в келью, нужно взять благословение.

8. Посторонние лица могут входить в кельи только по благословению благочинной.

Келейное молитвенное правило

Каждая сестра ежедневно должна выполнять молитвенное правило в своей келье.

Для послушниц : утренние и вечерние молитвы с дополнительными молитвами о единстве и строительстве, 10 земных поклонов утром и вечером за монастырь и Сестричество, сестрический помянник, акафист святой Блаженной Ксении Петербургской, Иоанну Предтечи Крестителю Господню, молитвы за храм, о строительстве, канонник, глава Евангелия и глава Апостола и 150 Иисусовых молитв в течение дня;

для инокинь к перечисленному добавляется 3 главы Евангелия и 3 главы Апостола и пятисотица, суточная Псалтирь, 200 земных поклонов, вместо 150 молитв - 1000 Иисусовых молитв в течение дня;

для монахинь к иноческому правилу добавляется кафизма Псалтири, 300 земных поклонов, и вместо 1000 молитв вычитываются 2000 Иисусовых молитв в течение дня.

О постриге

После пострига сестры проводят время в храме в молитве и Богомыслии, отстраняясь от дел и разговоров: инокини - ночь, монахини - трое суток (выходят только по необходимости в сопровождении сестры), оставаясь в той одежде, в которую новопостриженную сестру облачили (ночью можно укрыться верхней одеждой). Питание сестер в храме и все возникающие вопросы решаются через благословение настоятельницы. После монашеского пострига сестра старается 40 дней ходить в постригальной рубашке и не мыться. После 40 дней постригальные свеча, сандалии, рубашка и чулки в чистом виде аккуратно складываются и хранятся сестрой на ее погребение.

Об облачении

Во время уставного богослужения и чтения Неусыпаемой Псалтири сестра должна быть в полном облачении. В жаркую погоду разрешается носить белый апостольник на территории монастыря и в мастерских, а также на послушаниях по сбору пожертвований. Нельзя заходить в белом апостольнике в храм. Лоб должен быть всегда закрыт. Ходить в рубашке и с непокрытой головой не благословляется.

О трапезе

В монастыре две общие обязательные трапезы вне поста: обед в 10.00 и ужин в 15.00. Если сестринская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то сестры прямо из храма идут в трапезную.

Испросив благословения у Настоятельницы, трапезная ударяет в колокол, и сестры немедленно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.

В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на неделю или больше, и никто из сестер не должен уклоняться от этого послушания.

Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит Настоятельница или Благочинная, как не могущим прийти в общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

Хранить в келье продукты запрещается. Пить чай можно в любое время в специально для этого предназначенной комнате, продукты для чаепития можно спросить в трапезной.

В помещение кухни заходить сестрам не разрешено.

О келейном пребывании

1. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, должно проводиться монашествующими в келий весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше пользы, а главным образом, духовной, избегая всякого потворства своим страстям.

2. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть: а) келейное правило по Уставу и благословению Настоятельницы; б) чтение душеполезных книг с выпиской из них наиболее назидательных для инокинь мест. в) упражнение в духовном чтении и пении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе; г) занятия, выполняемые как послушание, рукоделие в пользу обители и для иных полезных целей; д) уборка келий, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее.

3. Любимой настольной книгой инокини должно быть святое Евангелие.

4. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению сочинения следующих подвижников благочестия: аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, пять томов Добротолюбия, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, Афонский Патерик, Жития святых и многие другие сочинения наших святых отцов и духовных писателей.

5. Прием в келии посторонних посетителей, а так же и сестер своего монастыря для праздных бесед категорически недопустим. Пришедшая по делу должна кратко изложить его суть, и, получив краткий ответ, тотчас выйти. Нахождение в келии постороннего лица в позднее время, после времени чтения повечерия, признается серьезным нарушением.

6. В случае серьезной болезни монахиня может обратиться к врачу, выехать к нему из обители, предварительно взяв на это благословение у Настоятельницы.

7. Молитва келейная, чтение псалтири и особенно Св. Евангелия гасят многие страсти души и тела,

8. Келейное богомыслие возвышает, освящает ум и очищает сердце, приносит мир душе.

9. Ум, по учению святых отцов, никогда не должен быть праздным.

О внешних посетителях и взаимном посещении келий

1. Лица мужского пола в келии ни под каким видом не допускаются. Если же монашествующей возникает необходимость увидеться с близкими родственниками, то таковые принимаются не в келлии, а в особо назначенной приемной монастыря.

2. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келий на ночлег, а также никто из сестер не имеет права ночевать в чужой келий своего монастыря.

3. Сестры с благословения Настоятельницы могут посещать одна другую в келиях для помощи больным и престарелым, но не для пустых разговоров и забав.

4. После вечерней трапезы и повечерия монашествующая должна оставаться в своей келий, кроме тех особых случаев, когда вызывает духовное начальство или нужно посетить больную и тому подобное.

О монастырском имуществе

Надо бережно относиться к монастырскому имуществу: гасить горящий без надобности свет, не оставлять включенным будильник; аккуратно носить облачение, не оставлять его замоченным более необходимого времени, летом в хорошую погоду сушить облачение на улице, а не в ванной; сразу производить необходимый ремонт одежды (по возможности самостоятельно, а в ремонтную мастерскую отдавать только по благословению).

Монашествующая сестра не нуждается в особых предметах ухода за телом (например, в парфюмерии, фене, маникюрном наборе), кроме самых простых (мыло, шампунь, зубная щетка, мочалка, ножницы, расческа). Даже допустимые в монастыре носильные вещи и предметы должны содержаться у сестры в минимально необходимом количестве. Ненужные сестре вещи (в том числе по причине сильного износа) сдаются рухольной сестре.

Сантехника, электрика, плотника сестра самостоятельно не приглашает. Ес-ли возникают проблемы в эксплуатации мебели и оборудования, необходимо сообщить об этом рухольной или благочинной.

В любой ситуации сестры оставляют после себя порядок.

Культура общения

В кельи, в мастерские заходят, сотворив молитву и дождавшись «аминь», аккуратно закрывают за собой двери.

К инокиням и монахиням обращаются «мать», к послушницам и братьям - «сестра» или «брат».

Сестры приветствуют друг друга словами «Христос посреди нас». В ответ говорится «Есть и будет».

Сестры везде соблюдают святую тишину!

Условия отлучек из монастыря

1. Выход из монастыря может быть двояким: по послушанию (должностной необходимости), и по желанию имеющих в этом уважительную личную потребность. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права выходить из монастыря не только по собственным нуждам, но и по делам обители.

2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время, из обители, то для этого необходимо иметь устное разрешение Настоятельницы, а в отсутствие ее-заменяющего ее лица. При поездке домой, в иные города или селения, даже на самый незначительный период, надо писать прошение на имя Настоятельницы с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.

3. Направленные в виде особой нужды на послушание в горбд или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.

4. Отлучающиеся из обители по своем возвращении дают немедленный отчет лицам их отпустившим (в том числе и по хозяйственной надобности).

5. Монашествующие не должны ходить в дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.

6. Послушницы во время отлучки из монастыря не должны носить иноческого одеяния.

7. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря - это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники.

8. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде. Святой Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: "Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится к морю, так и мы должны стремиться в свои келий, дабы, замедля вне ее, не забыть о внутреннем хранении" (Алфавитный Патерик).

Условия удаления из монастыря

1. Инокини, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, своей неисправностью кладя пятно на святую обитель и пороча Святую Церковь, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.

2. Увольнение из монастыря послушниц производится распоряжением Настоятельницы, которое доводится до сведения правящего Архиерея, а инокинь и монахинь распоряжением правящего Архиерея. Добровольно оставляющие монастырь подают об этом письменное заявление Настоятельнице. Они обязуются не носить монашескую одежду.

3. Инокиня, уволенная из монастыря, должна в кратчайший срок, указанный Настоятельницей, сдать благочинной келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарше взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.

4. Если какая-либо монахиня, удаленная из монастыря или добровольно оставившая его, потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих.

5. От удаленных или самовольно ушедших из монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменное обещание впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.

6. В случае смерти какой-либо сестры все ее имущество по описи, составленной казначеей, экономом и благочинной, передается на склад и является общим монастырским достоянием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Данный монастырский Устав, как руководство для иночествующих, должен с молитвой и усердием, по мере сил, проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.

2. Устав не является порождением схоластическим или творением человеческого ума, но имеет своим источником Святую Библию, учение святых отцов и богатый, многовековой опыт наших подвижников и монастырей.

Устав Свято-Ксениевского женского монастыря составлен на основе

Устава Троице-Сергиевой Лавры /1956г./ в апреле 2013 г.

Прежде чем знакомить читателя с уставом Афонского Пантелеимоного монастыря, расскажем о монастырских правилах вообще. В афонских монастырях и в наше время строго соблюдаются святоотеческие правила монастырской жизни. Прежде всего, игумен избирается только братией. Совершенно не допустимо, чтобы он был назначен кем-либо из вне. Игумен обязательно является и духовником монастыря, и только он может принимать исповедь. Поэтому послушания, полученные от игумена, братия воспринимают не как распоряжения начальства, а как благословение духовника. В то же время не допускается, чтобы власть была сосредоточена в одних руках. Почти все вопросы игумен решает совместно с собором старцев, который заседает регулярно раз в неделю или чаще. В некоторых случаях игумена могут и переизбрать, например, если он уклонился в ересь, нарушил монастырский устав, совершил нравственное падение, допустил серьезную финансовую ошибку, часто отъезжает из монастыря, не исповедует братию и если его дела противоречат монашеским правилам и учению святых отцов. Монахи молятся в храме в месте с игуменом на всех службах суточного круга. Исключения допускаются только ради самых необходимых послушаний. Трапеза считается продолжением богослужения, и на ней также должны присутствовать все братия вместе с игуменом. В келиях держать съестные припасы не разрешается. Денежными средствами распоряжается собор старцев, монахи же не имеют никакой личной собственности. Если монах имеет в чем-либо нужду, то из монастырской кассы предоставляется все необходимое.

В русских монастырях сейчас, к сожалению, порядки во многом не соответствуют святоотеческим правилам. Что же прежде и более всего нужно сделать, чтобы поднять монастыри на желательную высоту? На этот вопрос дает прекрасный ответ святитель Игнатий Брянчанинов : «Для учреждения, поддержания и исправления монастырей необходимо, чтобы во главе их стали достойные мужи, изучившие Священное Писание и писания святых отцов, образовавшие себя по ним, стяжавшие знание деятельное, живое, привлекшее в себя Божественную благодать» . Из жития святых мы видим, что на должность настоятелей назначались исключительно иноки высокой по добродетели жизни. Такие настоятели старались вести по своим стопам и вверенное их попечению братство, не гнушаясь в то же время, как преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий , самыми тяжелыми монастырскими работами. Их высокий иноческий дух давал им правильное духовное ведение: они видели ложь далеко за пределами собственных монастырей и вступали с ней в непримиримую борьбу, не взирая на сан и социальное положение носителей зла. Современные русские монастыри, в большинстве своем, склонили выю под узурпировавшую наше государство еврейскую власть и, получая иудины подачки, закрывают глаза на творимые ею бесчинства, чем весьма смущают православно верующих людей.

Внутренний устав священной русской киновии Святого

великомученика Пантелеимона на Святой Горе Афон

(перевод с греческого)

И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры,
или отца, или матерь, или жену, или чада, или
села, имене Моего ради, сторицею приимет, и
живот вечный наследит (Мф. 19, 29).

Наш священный русский киновийный (общежительный) монастырь во имя святого великомученика Пантелеимона является самоуправляемым, согласно установленному порядку Святой Горы.

Игумен с собором старцев (герондией) составляют высшую власть нашей священной киновии.

Игумен, избираемый братией, является пожизненным духовным отцом и начальником киновии. Он должен справедливо решать все духовные и церковные вопросы монастырской жизни (как, например, церковный порядок, пища и посты, духовные наказания и т. п.), руководствуясь церковным типиконом, обычаями монастыря и личной духовной жизнью.

В избрании игумена тайным голосованием принимают участие все члены братии, которым исполнилось шесть лет со дня пострига. Порядок избрания определяется установившимися в нашей киновии обычаями и соответствующими статьями Устава Святой Горы.

Игумен должен быть пострижеником нашего священного монастыря.

Собор старцев состоит из двенадцати членов и игумена как его председателя.

Члены собора старцев называются проистаменами (предстоятелями). Новые проистамены избираются пожизненно собором старцев по предложению игумена или других членов собора старцев.

В собор старцев может быть избран только тот, кто нес послушание в монастыре не менее десяти лет с момента пострига. Предпочтение отдается обладателям церковного и гуманитарного образования, имеющим административные способности и опыт.

Собор старцев собирается по приглашению игумена и эпитропов регулярно каждую субботу, а чрезвычайно – всякий раз, когда возникает необходимость. Решения заносятся в протокол. Для образования кворума требуется 2/3 членов, то есть восьми членов и игумена.

Собор старцев обсуждает и принимает решения большинством голосов по всем важным вопросам, в том числе требующим денежных затрат. Важными считаются: а) назначение служителей на ответственные послушания; б) договоры с предпринимателями относительно рубки лесов и продажи пиломатериалов; в) значительные закупки продуктов; г) заключение договоров и предоставление займов; д) командирование братии из Святой Горы по делам монастыря; е) строительство и ремонт зданий; ж) переписка с церковными и государственными властями.

Члены собора старцев обязаны регулярно являться на собрания, кроме случаев болезни или нахождения в командировке. Систематически не приходящие на собрания после первого и второго замечаний, записываются в протоколе собрания, исключаются из собора старцев временно или окончательно по его решению.

Проистамены должны быть во всем образцом и примером истинного члена киновии, посещать храм и приходить на общую трапезу, кроме случаев серьезной болезни или другой уважительной причины. Они также должны с готовностью принимать на себя, насколько могут, возлагаемые на них собором старцев послушания. В ином случае они порицаются согласно решениям предшествующей статьи.

Исполнительная власть монастыря состоит из игумена, которому помогает эпитропия (попечительская комиссия из трех человек), с которой он сотрудничает во всех вопросах административного и хозяйственного характера.

Эпитропы (члены эпитропии) выбираются советом старцев на один год согласно обычаю монастыря на своем заседании 8 января каждого года после предложения игумена или прочих членов собора старцев. Предпочитаются самые способные, опытные и образованные. Разрешается переизбрание одного и того же лица на следующий год.

Эпитропы собираются ежедневно в игуменском (соборном) зале и совместно с игуменом обсуждают все имеющиеся вопросы. Если случается дело, требующее решения собора старцев, или возникает какое-либо несогласие или сомнение, то принимается решение, обсуждать это на соборе старцев. В ином случае сразу принимаются решения, которые выполняются эпитропией.

Эпитропия несет ответственность за верное и своевременное исполнение решений собора старцев.

Большая печать монастыря хранится в кассе игуменского зала, ключи от которой находятся у игумена и одного из эпитропов.

Кроме общих обязанностей административного характера, первый и второй эпитропы одновременно исполняют и обязанности казначеев. Они имеют ключи от малой казны (кассы), находящейся в соборном зале, получают деньги и производят оплату платежей текущих расходов в рамках, определенных собором старцев. Все поступления и выплаты должны обязательно осуществляться в соборном зале монастыря.

Третий эпитроп выполняет обязанности эконома, и под его непосредственным контролем находятся монастырские рабочие, вьючные животные и другие средства перевозки. Он также следит за огородами, виноградниками и другой монастырской собственностью; проявляет особую заботу о лесе монастыря. В этом ему помогает лесничий из монастырской братии.

Антипросопос (постоянный представитель) при Священном Киноте избирается собором старцев 8 января каждого года из проистаменов монастыря. Он должен владеть греческим языком и соответствующим образованием, чтобы как следует исполнять свои обязанности. Чрезвычайный представитель избирается собором старцев из своих членов всякий раз после соответствующего указания Священного Кинота, когда речь идет о созыве двухгодичного или удвоенного священного собрания. В избрании чрезвычайного представителя предпочтение отдается уже работавшим в качестве постоянных представителей.

Антипросопос должен регулярно информировать монастырь о происходящем в Священном Киноте и о святогорских делах вообще. По экономическим вопросам и вопросам, касающимся нашего священного монастыря, ему необходимо предварительно запрашивать монастырь.

Секретарь назначается собором старцев из образованных и способных проистаменов или братий монастыря. Он считается постоянным, но может быть заменен после его отставки или по решению собора старцев. Секретарь составляет официальные письма монастыря, т.е. переписку со Священным Кинотом и Священными монастырями Святой Горы, Вселенской Патриархией и правительственными властями; ведет также переписку с предпринимателями и другими и другими лицами, составляет соответствующие соглашения; составляет и хранит списки монахов, удостоверения таможни, документы с полномочиями и тому подобное.

Все предусмотренные Уставом Афона казначейские и административные книги под наблюдением казначеев составляются особым казначеем, назначенным собором старцев из проистаменов или братии монастыря, имеющих соответствующие знания и опыт в бухгалтерских и административных делах. Казначей является постоянным, заменяется только после ухода в отставку или по решению собора старцев.

В конце каждого года казначеем составляется смета доходов и расходов на следующий год и представляется на утверждение собора старцев.

В начале каждого года казначеем составляется отчет о доходах и расходах монастыря за прошедший год, который с квитанциями платежей представляется на утверждение собора старцев.

Библиотекарь назначается собором старцев из простаменов или братии монастыря. Он должен добросовестно выполнять возлагаемые на него обязанности и отвечать за хранение в библиотеке рукописей и печатных изданий согласно соответствующему каноническому распоряжению о библиотеках и т. п.

Лекари назначаются собором старцев по предложению его членов или игумена. Они сохраняют свое служение до нового решения собора старцев. Частая замена лекарей считается нежелательной, как не содействующая интересам киновии.

Экономы монастырских участков на Святой Горе, Хромицы и Фиваиды, назначаются собором старцев; заменяются после их ухода в отставку или по решению собора старцев.

Проистаменос нашего подворья в Константинополе назначается собором старцев и должен быть рукоположенным.

Принятие послушников и постриг монахов осуществляется игуменом как духовным отцом после утверждения собора старцев. Запрещается вмешательство всякого иного лица.

К впавшим в погрешности дисциплинарного или иного характера игуменом или собором старцев прежде всего применяются вытекающие из обычаев монашеской жизни отеческие предостережения и наказания. К неисправившемуся применяется предусмотренная Уставом Афона судебная процедура.

Православный женский монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность христианская община, состоящая из лиц женского пола, объединенных посредством обетов целомудрия, нестяжания и послушания и посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание.

Дающий обет нестяжания утверждается на словах Христовых: "Аще хощеши совершен быти, иди продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене" (Мф. 19,21). Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.

Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: "Могий вместити, да вместит" (Мф. 19,12), "Непосягшая печется о Господних, да есть свята и телом и духом" (1Кор.7,34).

Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: "Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по мне грядет" (Мф. ] 6,21).

Жизнь по таким правилам являет практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно - иноческого воспитания главнейшими житейскими науками является умение отдавать всего себя на общее дело, навык к труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. В результате в монастыре воспитывается духовное сестричество, живущее по евангельским законам любви, милосердия и трудолюбия, которое должно оказывать глубокое назидательное впечатление на мирян. Пока монахами были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему усвоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник IV века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, святителя Василия Великого, преподобного Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита.

Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 Смолич Игорь Корнильевич

5. Богослужебный монастырский устав и повседневная жизнь монахов

С практически–аскетической точки зрения для послушника или новоначального инока большое значение имел не только введенный в обители устав или руководство со стороны настоятеля, но и вся духовная атмосфера монастыря, а также строй повседневного монастырского быта. В этом отношении основу для распределения суток между разными послушаниями составлял порядок богослужений, который определял время для молитвы, рукоделия и отдыха.

Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно, - пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф, - все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном» . Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока, - и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения , открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения . Два годовых круга - круг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы . Праздники годового круга - это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга - это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода , для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей . Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по–русски - устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий .

Упомянутые ранее уставы прп. Саввы и прп. Феодора Студита охватывали обе эти части, дисциплинарную и богослужебную, и, попав на Русь, они стали основой богослужебного устава Русской Церкви . Богослужебная часть устава развивалась несколько по–разному в общежительных и особножительных монастырях. Вероятно, в XIV в. богослужебная часть Студийского устава постепенно была вытеснена так называемым Иерусалимским уставом. Это был устав прп. Саввы (в своей богослужебной части) с некоторыми изменениями и дополнениями, внесенными в основном патриархами Алексием (1025–1043) и Филофеем (1354–1355, 1362–1376). В Древней Руси в XIV–XV вв. известны были три редакции этого устава, которые разнятся лишь в деталях . По этому уставу в приходских церквах совершались литургия, вечерня, утреня и всенощная в кануны воскресенья и великих праздников. В монастырях служились также часы, 1–й и 9–й, повечерие и полунощница; при этом обычно две последние службы объединялись в одну, а 3–й и 6–й час соединялись с литургией: 3–й читался перед, а 6–й - после литургии. Такой порядок богослужений существовал прежде всего в общежительных монастырях . У некоторых монастырей были свои собственные богослужебные уставы, например, у Троице–Сергиева или Кирилло–Белозерского . Различные документы XV–XVI вв. говорят о том, что положения устава (типикона) не всегда соблюдались в монастырях . Стоглав установил, что в приходских и монастырских церквах богослужения совершаются не по уставу (главы 6, 8, 41, 5, 7, 16). В малых пустынях Севера, где в основном применялся Скитский устав, в совершении богослужений были определенные особенности. Как раз этот устав придавал большое значение богослужебной части в сравнении с дисциплинарной, особенно это касалось часов и всенощной в кануны воскресенья и великих праздников, в то время как в общежительных монастырях под воскресенье и великие праздники часто служили лишь вечерню; в этом отношении Скитский устав был ближе к первоначальному уставу прп. Саввы .

Много интересного материала о порядке совершения богослужений в монастырях дают так называемые обиходники, раскрывающие перед нами картину повседневного внутреннего монастырского быта. Эти книги появились в связи с монастырскими диптихами, которые охватывали весь церковный год и представляли собой своеобразные монастырские календари. Основу их составляли годовые круги подвижных и неподвижных праздников, с дополнениями из месяцеслова. В связи с праздниками Господскими, Богородичными и святых в обиходниках делались пометки о том, какие службы должны совершаться в монастыре в канун праздника. Сюда же вносились имена почивших и живых великих князей и царей, особенно если они благотворительствовали монастырю, а также имена других благотворителей из всех слоев народа, и эти имена поминались при совершении богослужений в храме. Обиходники дают прекрасное представление о повседневной жизни в том или ином монастыре. Они доказывают, что в общежительных монастырях, например в Иосифовом, Троице–Сергиевом или Новоспасском, всенощная служилась лишь в кануны воскресенья или великого праздника; в то время как в маленьких пустынях с особножительным уставом она совершалась также и в среду, если на седмицу не приходилось большого праздника .

Эти обиходники дают также много ценного материала по истории монастырской аскезы, ибо в них на каждый день помещены указания, касающиеся трапезы, со строгим учетом требований устава о соблюдении обязательных в Восточной Церкви постов. Уже в Византийской Церкви вопрос о постах и их соблюдении играл важную роль . Монастырский дисциплинарный устав уделял совершенно особое внимание их соблюдению как одной из важнейших обязанностей монаха. Древнерусский человек, и особенно инок, придавал постам, может быть, преувеличенное значение в сравнении с другими видами аскетического делания.

В Русской Церкви соблюдаются четыре длительных поста: Великий пост перед Пасхой (Четыредесятница), начинающийся в понедельник после сырной седмицы; Рождественский пост (перед Рождеством), начинающийся со дня, следующего за памятью апостола Филиппа (14 ноября), поэтому в народе этот пост называется Филипповым; Петровский пост, с понедельника второй седмицы по Пятидесятнице до праздника св. апостолов Петра и Павла (29 июня); наконец, Успенский пост - в течение двух недель перед Успением Божией Матери (15 августа). Еще соблюдаются посты каждую среду (в воспоминание о предательстве Иуды) и каждую пятницу (в воспоминание о Распятии Христа); посты в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября), в память усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа), в канун Рождества Христова и в канун Богоявления (5 января). В соответствии с правилами Типикона о соблюдении постов монастырские обиходники содержат в себе точнейшие указания о трапезе монахов в течение всего года.

Типикон различает четыре вида (или степени) поста, которые должны строго соблюдаться монахами, и требует от иноков совершенного отказа от вкушения мяса . Высшей степенью поста является полное воздержание от еды, положенное в понедельник и вторник 1–й седмицы Великого поста и в Страстную Пятницу. В другие постные дни Типикон дозволяет вкушать пищу лишь раз в день, вечером после захода солнца. Вторую степень поста составляет (сухоядение), положенное в Великий пост. Исключение составляют лишь субботы и воскресенья, когда можно есть вареные овощи без масла. Вкушение вареных овощей с маслом (растительным) - это уже третья степень поста, а вкушение рыбы - четвертая и последняя; рыбу вкушают в праздник Благовещения (если он приходится не на Страстную седмицу) и в праздник Входа Господня в Иерусалим.

В Типиконе точно перечислены дни, когда дозволяется употреблять вино и масло; в эти дни можно пить вино, разбавленное водой, и вкушать пищу с растительным маслом. Вкушение мяса в Восточной Церкви монахам запрещено совершенно, в посты и во все будние дни положено также воздержание от молочных кушаний и яиц. Молочные блюда или овощи со сливочным маслом, каша с молоком или сливочным маслом, белый хлеб или пироги, начиненные капустой или рыбой, появляются на монастырском столе лишь в воскресные и праздничные дни. В праздники Господские и Богородичные трапеза монахов и лучше, и обильней (от трех до четырех блюд), чем в праздники, посвященные памяти святых или в именины царя. Монастырские обиходники содержат еще одну характерную черту тогдашнего благочестия: особенно «добрая и легкая» трапеза положена в Богородичные праздники; более обильная трапеза положена была также в праздники, посвященные особо чтимым иконам Божией Матери - например, Владимирской и Казанской. Торжественно отмечался день преставления основателя обители, становившийся после его прославления церковным праздником, и день его именин.

Например, Иосифов монастырь праздновал 9 сентября память преставления прп. Иосифа. В этот день иноки монастыря получали лучшую еду, чем накануне, 8 сентября, на Рождество Богородицы; в день памяти прп. Иосифа столы покрывались самыми дорогими скатертями. И 8, и 9 сентября иноки вкушали белый хлеб, но 9 сентября они получали три жареных рыбных блюда, а 8 сентября - только два вареных рыбных блюда, с двумя гарнирами, с хреном и горчицей; 9 сентября вкушался еще начиненный пирог, пирожки с яйцами и медом - в честь основателя монастыря, а 8 сентября лишь щи и каша с молоком; в память прп. Иосифа иноки пили лучший медовый квас, чем на Рождество Богородицы. Если 9 сентября приходилось на среду или пятницу, то есть на постный день, то братия получала на обед лишь гороховый суп с перцем , четвертушку хлеба и кружку кваса, а праздничная трапеза устраивалась на следующий день, 10 сентября. 9 сентября все нищие, бедные и богомольцы получали в монастыре сытную еду, а соборные старцы после литургии одаривали нищих мелкой монетой из монастырской казны. Интересно, что и монахи в этот день получали денежные подарки от монастыря (по 1 копейке).

В первый день Пасхи стол был особенно богатым и «легким»: пасхальные куличи, белый хлеб, который монахи могли вкушать без ограничений, «не в меру», вареные крашеные яйца, свежая рыба (двух сортов и в двух видах - жареная и вареная), молочная каша, медовый квас на обед и квас из белого хлеба на ужин; на ужин снова предлагалась рыбная еда. 15 августа, на Успение Божией Матери, в храмовый праздник монастырской церкви, все кушанье приготовлялось за счет царя (так было в XVI в.), это было его особым даром монастырю. А что касается понедельника и вторника 1–й седмицы Великого поста и Страстной седмицы, то в обиходнике сказано: ни еды, ни хлеба, ни воды .

Мы позволили себе привести столь обширные выдержки из монастырских обиходников, чтобы показать, насколько внешним образом понималось значение иноческой аскезы и насколько понимание это было искажено. Да, правила Типикона о постах соблюдались строго и пунктуально, но в иные дни монастырский стол не соответствовал смыслу и требованиям иноческой аскезы. Выше мы уже приводили мнение старца Нила о смысле и форме поста (глава IV, 2). Из сочинений старца Артемия тоже видно, что нестяжатели и в середине XVI в. не утратили правильного понимания религиозно–аскетического значения поста .

Но прежде всего память основателя монастыря праздновалась литургически. В канун праздника служилась всенощная, которая продолжалась почти всю ночь. Положенные по Типикону чтения за утреней разделялись на 3 или 4 части, а последнее чтение, после 6–й песни канона, содержало житие святого - прославленного основателя монастыря, которое еще раз должно было послужить братии как напоминание и поучение. Всенощная часто продолжалась до утра, потом, после короткого перерыва, во время которого братия оставалась в церкви, начиналась праздничная литургия. Совершалась она настоятелем обители вместе с одним иеромонахом. Литургия продолжалась до обеда и завершалась особым молебном в честь святого с молением о покровительстве обители. После службы братия во главе с настоятелем направлялась в трапезную - медленно и торжественно, с пением псалма «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145). В трапезной перед кивотом или перед иконостасом (трапезная часто сооружалась как храм с алтарем и иконостасом) пелся тропарь дня. Игумен благословлял трапезу, которая уже стояла на столах, и раздавал инокам принесенные из церкви просфоры - это было первым вкушением пищи после многочасового воздержания: в последний раз до этого братия вкушала вечером перед всенощной. Вслед за игуменом иноки, осеняя себя крестным знамением, садились за столы и молча приступали к еде. Тишину нарушали только шаги услужающих братий и чтение жития святого или какое–либо иное чтение, назначенное настоятелем. Обед состоял из блюд, положенных по правилам монастырского обиходника, завершался он благодарственной молитвой и повторным пением тропаря. Тем же порядком братия выходила из трапезной в церковь с пением псалма «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!» (Пс. 83) или «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121). В церкви одним из иеромонахов или самим настоятелем произносился отпуст, и братия могла теперь расходиться по кельям для отдыха до следующего богослужения .

Из книги Се ныне время благоприятно автора Иеромонах Сергий

6. Устав должна начертать жизнь Очевидно, что устав в обители должно вводить постепенно, с большим рассуждением. Он не должен быть плодом кабинетных измышлений, а должен рождаться из жизни, отвечать требованиям обстоятельств и силам, душевным и телесным, новоначальных

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

А. Богослужебный устав - до появления полных списков его (I–VIII вв.) Так как наш богослужебный устав имеет своею задачею приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, - конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, - должно было

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Б. Богослужебный устав с появления полных списков

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

1. Богослужебный устав и его параметры. Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции

Из книги Ханаанцы [На земле чудес ветхозаветных (litres)] автора Грэй Джон Генри

2. Константинопольский богослужебный устав. История константинопольской литургической традиции разделяется на два больших периода - доиконоборческий и послеиконоборческий, каждый из которых характеризуется своим набором основных параметров богослужебного устава.

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

3. Иерусалимский богослужебный устав. Сопоставление различных богослужебных книг, принадлежащих к иерусалимской литургической традиции, показывает, что эти книги разделяются на две группы, каждая из которых обладает характерными особенностями месяцеслова,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Из книги Луг духовный автора Мосх Иоанн

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

13:1-17 Богослужение и повседневная жизнь Автор призывает своих читателей любить ближних своих и крепко стоять в вере, как уже ранее об этом говорилось (напр.: 6:10- 12; 10:32–36). Начиная с 12:28–29, в центре внимания важный аспект нашего богослужения - служение другим, которое

Из книги Нил Сорский и традиции русского монашества автора Романенко Елена Владимировна

Глава 54. Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии Вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к

Из книги Дзэн и просветление. Внутренний путь к свободе автора Кын Сыним Тэхэнь

Из книги автора

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления - все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол - это

Из книги автора

Богослужебный устав и «Правило келейного пребывания иноков» Общее последование церковного пения и служб в Нило–Сорском скиту совершалось по Иерусалимскому богослужебному уставу, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир. - Бел. № 489/746. Л. 1), но с особенностями,

Из книги автора

Глава 10 Религия и повседневная жизнь 1. Учителя и место для изучения путиСлепому человеку необходима трость, а человеку с поврежденной ногой необходим костыль. Также и практикующему нужен учитель. Когда слепые открывают глаза и прозревают, они уже не нуждаются в трости,

Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов , определяющих порядок совершения церковных служб . Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Возникновение

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет) в 318 году . Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов » для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени: «василианские монастыри ».

К прочим древнейшим монастырским уставам относятся:

  • Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских » (в 12 книгах);
  • Устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино , в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония , епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия , лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение .

Иерусалимский и Студийский уставы

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены , архиереи , ктиторы , учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

  • Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного , написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века . На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского , сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров .
  • Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита , написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X - начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания ».

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре . Он использовался в России до XIV века , когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

См. также

Напишите отзыв о статье "Монастырский устав"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монастырский устав

Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.