Последовательность объяснения правил подвижной игры детям. Методика проведения подвижных игр. Задания для игры

Выбор игр.
Сбор детей на игру.

Создание интереса к игре.







Методика проведения подвижных игр

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо», - говорит воспитатель. - Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом - снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Игра объяснятся в сказочной, увлекательной форме в соответствии с теми образами и ролями, которые есть в игре (для мл. классов). Рассказ должен быть логичным, последовательным, сопровождаться показом. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

4) цель игры (кто выигрывает)

5) правила игры (что запрещается делать в игре, тоже показывается)

Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты.

8. Выбор водящих игроков

Выбирать водящего можно разными способами:

1.- по назначению руководителя . Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре, и обосновывает свой выбор. Этот способ очень быстрый. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью.

2.- по жребию. Жребием может быть «считалочка». Тот, на кого придется последнее слово «считалочки», становиться водящим. «Считалку» можно произносить всем, это способствует развитию речи детей.

Следующие считалки (для младшего школьного возраста).

Раз, два, три, четыре, пять, Эники - беники

Вышел зайчик погулять. Ели вареники,

Вдруг охотник выбегает, Эники – беники – клос,

Прямо в зайчика стреляет: или Вышел на берег

« Пиф-паф!» - Ой-ой-ой! Веселый матрос.

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой –

Оказался он живой!

- «Орел или решка».

При жребии можно применять метания.

Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

3.- Один из наиболее удачных способов – выделение водящего по выбору играющих.

Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр.

Перечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих.

9. Распределение на команды также может проводиться различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных игр в старших классах.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый – второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую.

Подобное распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Используется и способ распределения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерные равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

4. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.

Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих.

Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.

  • название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика).
  • каковы роли играющих, их исходное положение.
  • ход игры и цели, к которым стремятся играющие.
  • чем заканчивается игра.
  • правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.

Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).

Водящего , который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению вожатого; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.

Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д. (см. Деление на команды)

Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.

Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению вожатого.

Организатором игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко вожатый берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.

Судье же или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому вожатому надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.

Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.

Задачи руководителя не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку ребят к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.

Ребятам, самостоятельно проводящим игры:

  • Организуя игры, начинай с тех, в которых ты сам можешь быть примером и авторитетом, которые освоил до тонкостей. Это даст тебе право быть организатором, но потом свое право надо подкрепить знанием новых увлекательных и полезных игр.
  • Не торопись с оценкой. Увлекает только хорошо освоенная игра, а сложную можно освоить лишь за несколько раз. Не спеши вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинай с простых, но интересных.
  • Продумав заранее ход игры, определи место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывай возраст и пол, количество участников.
  • Следи за длительностью игры, чтобы ребята не переутомлялись, не занимали игрой времени, необходимого для других занятий.
  • Тон твоего обращения к игрокам должен быть твердым, уверенным, и в то же время не начальствующим, а приветливым, дружелюбным: ведь нельзя заставить играть насильно, но можно увлечь, заинтересовать.
  • Твое место в игре может быть различным: судья, посредник, организатор болельщиков, капитан одной из команд, водящий или рядовой игрок, зажигающий других своим увлечением.
  • Помни, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом.

Организаторам-взрослым:

  • Перед началом проведения игр организатору желательно составить план, во что он будет играть и иметь с собой необходимый инвентарь.
  • Организатор может иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Их можно составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
  • Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. Организатору удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.

Несколько советов для проведения игр :

  • Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв
  • Правила игры надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы
  • Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой
  • Лучше, если руководитель играет наравне с другими. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим ребятам, почувствовать себя равными. Иногда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего
  • Одно из правил - надо избегать пауз. Одна игра должна сменяться другой. Ребят нельзя заставить играть в игру, которая им не нравится, но нельзя позволять им делать из игры балаган. В таком случае лучше прекратить игру и начать новую.
  • Руководитель часто бывает судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим, не снимает с руководителя ответственности, он должен все видеть и все знать.
  • При разделении на команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы
  • Чтобы руководить большой игрой в лесу, надо хорошо знать местность и хорошо договориться о конце игры. Надо заранее условиться, что делать, если кто-то не услышит финальный сигнал. У каждой группы должен быть ответственный за то, чтобы никто не потерялся и не был забыт в лесу
  • В игре не должно быть скучающих наблюдателей. Игра должна быть организована так, чтобы игроки, если это необходимо, выходили из игры только на короткий срок. Чем меньше пассивных - тем веселее игра

При проведении игры опирайтесь на следующую схему :

Подготовительный этап игры .

Если для проведения игры Вам требуется дополнительные материалы, подготовьте их за ранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.

Вводная по игре .

Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточните, что они поняли из правил.

Сама игра .

В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбиваются на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участие в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками иргы заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.

Итог игры .

Каждая игра должна иметь логическое завершение. Не забудьте одобрить и похвалить детей, особенно младший возраст. Если игра носит конкурсный характер, не забудьте поощрить всех участников (призы, грамоты, номинации и т.д.)

Играйте так, чтобы получать удовольствие от игры и радовать друг друга. Не увлекайтесь игрой настолько, чтобы потерять контроль над ситуацией и взаимоотношениями.

До начала игры задайте следующие вопросы:

  • Сколько детей примет необходимо задействовать?
  • Есть ли достаточно времени?
  • Есть ли подходящее место?
  • Есть ли в наличии инвентарь?

Обучение спортивным играм:

  • Научитесь игре сами, прежде чем учить других.
  • Не проводите игр, которые не доставляют вам удовольствия (они не доставят удовольствия другим).
  • Изучите описание игры и проводите ее согласно «описания».
  • Выбирайте безопасное место (безопасность должна быть на первом месте).
  • Устно давайте распоряжения, убедитесь, что вас все понимают.
  • Идите путем: от простого к сложному.
  • Пресекайте недружелюбное и опасное поведение.
  • Подбадривайте и вовлекайте в игру всех.
  • Оценивайте ситуацию постоянно (спросите себя: «Каков отклик участников?»)
  • Будьте внимательны к детям и их настроению (не навязывайте им более того, что они могут принять).
  • После игры подведите итоги и дайте участникам высказать свои впечатления.

Что делать, если дети не хотят играть?

  • Подбодрите их. Уделите им особое внимание.
  • «Разыграйтесь» до начала игры.
  • Детей способно увлечь само возбуждение игр
  • Используйте для привлечения детей поощрения (призы, жетоны, конфеты).

Что делать, если дети дерутся?

  • Разнимите дерущихся, не оставляйте драк без внимания.
  • Сделайте перерыв в игре, обсудите случившееся.
  • Используйте помощь директора или координатора в лагере, если это необходимо.
  • Делайте упор на сплоченность группы до игры.
  • Не имеет значения кто выиграл, а кто проиграл мы играем ради забавы («…не корову же проигрываем»).
  • Используйте «Скамейку штрафников» для нарушителей дисциплины.
  • Игра должна соответствовать возрасту детей.
  • Заранее продумайте, сколько игр вы проведете.
  • Подумайте, в какое время проведете игру.
  • Подготовьте место и реквизит для игр.
  • Помните о чувствах детей, не огорчайте их. (поощрительные призы).
  • Учитывайте физическое состояние детей (недомогания, головные боли)
  • Награждайте также проигравших (решайте проблему соперничества).
  • Чередуйте умственные игры с физическими.
  • Пусть более способные дети помогают менее способным.
  • Подведите итог и смысл игры, обсудите ее с детьми.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2-3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету.

Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей. Важнейший момент подготовки к игре - выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию.

Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой».

«Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал».

А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ - выбор водящего с помощью палки (биты)- особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим. В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый-второй», если требуется две команды, или на «первый-второй-третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

Методические указания

Объясняя игру, руководитель должен поставить детей так, чтобы им всем было хорошо его видно и слышно. Рассказ об игре должен быть краток и логичен. Лучше всего придерживаться следующего плана изложения:

  1. Название игры.
  2. Роль играющих и их место расположения.
  3. Ход игры.
  4. Цель игры.
  5. Правила игры.

Для лучшего уяснения игры хорошо, если рассказ сопровождается показом элементов игры.

Очень важно сразу после окончания игры подвести итоги. Руководитель должен дать оценку игре в целом и оценить действия отдельных игроков. Необходимо указать на те ошибки и нарушения правил, которые были в игре, а также отметить лучших игроков. Разбор игры способствует лучшему усвоению ее правил, а также дает возможность руководителю выяснить, насколько они усвоены детьми.

К разбору игры следует привлекать самих ребят. Это способствует развитию их инициативы, укреплению сознательной дисциплины, товарищеских отношений и усиливает их интерес к дальнейшей спортивной подготовке. Подводя итоги игры, учитывается, что, кроме физической подготовки, она развивает чувство товарищества, умение действовать в коллективе, инициативу, критическое мышление, стремление к победе, упорство, силу воли. Кроме того, необходимо указать, что игра способствует развитию скорости, выносливости, координации движений, содействует всестороннему физическому развитию. Подобный анализ помогает глубже понять педагогическое и спортивное значение игр.

Несколько советов руководителям

Не беритесь за игру, которую не усвоили.

Добивайтесь строгого выполнения правил игры.

Смекалка, ловкость, храбрость-хорошие качества. Но не давайте наиболее сильным ребятам «затмевать» других, выставлять свое«я».

В командных играх действует закон«Один-за всех, и все-за одного». Проигрыш одного участника еще не означает проигрыша всей команды.

Борьба ведется до конца при любых сложившихся обстоятельствах. Каждая команда(в особенности проигравшая) по достоинству оценивает игру противника и благодарит за труд судью.

В любой игре нужно стремиться, чтобы не выводить из игры проигравших, а «наказывать» их штрафными очками.

Напомним, что приводимые здесь типичные игры-массовые, т. е. Рассчитанные на участие всех детей.

Приступая к игре

Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобится, не забывая и о«мелочах»(мел, свисток, бумага для записей результатов), продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснять игру нужно предельно кратко и ясно. Для младшего возраста не лишним будет приблизить объяснение к действительности, ведя свой рассказ образно.

Для большей ясности есть необходимость использовать простейшие построения или объяснять правила по ходу игры. Например, до того как руководитель развел на нужную дистанцию играющих в игру«Вызов», лучше объяснить правила, когда команды еще стоят близко друг к другу.

Безусловно, игра пройдет увлекательно и интересно, если она соответствует возрасту. Но разве с меньшим увлечением играют более старшие ребята и даже взрослые в игры, предназначенные для младшей возрастной группы?! Поэтому к разграничению подвижных игр по возрасту не нужно относиться с излишней строгостью.

Нередко бывает, что игра, прошедшая с большим подъемом в одной группе (с одним отрядом) при одной обстановке, совершенно по-иному проходит в другой группе. Но во всех случаях успех в решении задач будет тогда, когда игра проводится с«огоньком».

При выборе игры, даже если она проводится экспромтом, нужно уяснить педагогическую задачу, которую она призвана разрешить. Например: а) отряд находится в походе. После завтрака и небольшого отдыха между отделениями предстояло провести туристскую эстафету. Спортивной«настройке»помогла игра«Охотники и утки». Было учтено, что пройденный накануне путь притупил желание соревноваться. Отряд имел один волейбольный мяч, ровная поляна, залитая солнцем, манила играть; б) гимнастическая группа занималась разучиванием упражнений для выступления. Чувствовалось, что участники отвлекаются; их внимание ослаблено. Проведенная игра«Отряд, смирно!»помогла восстановить их внимание до окончания занятий.

Часто руководители забывают ставить перед занимающимися задачу игры. О том, как важно учитывать это обстоятельство, можно проверить на той же игре-«Охотники и утки». Если не сказать, что основной задачей игры является наносить меткие удары, стараясь за наименьшее количество ударов (выстрелов) или за наименьшее время выбить всех«уток», то играющие будут стремиться сами бросать мяч даже из неудобных позиций, вместо того чтобы передавать мяч товарищу, находящемуся близко к«уткам».

При проведении игр особое значение имеет правильное размещение играющих. Оно проводится быстро, без долгих и лишних перестроений, но четко. Например, чтобы построить круг, нужно подать команду«Образовать круг и взяться за руки!»и по необходимости отрегулировать величину круга:«На столько-то шагов назад или вперед, отпустив руки, шагом марш!»

Чтобы время игр проходило интересно, весело и с пользой, советуем:

  1. Напишите перечень игр, которые Вы собираетесь провести, включая дополнительные, на случай вынужденных пауз.
  2. Поймите и выучите игру сами перед объяснением другим.
  3. Убедитесь до начала игры, что есть необходимый инвентарь.
  4. Постройте играющих в том порядке, в каком требует игра, а затем объясняйте правила. Так ее легче понять.
  5. Делайте объяснение как можно четче, проще и короче.
  6. Привести группу в состояние готовности к началу игры нужно как можно быстрее.
  7. Будьте изобретательны, приспосабливайте игру к местным условиям.
  8. Подчеркивайте характер игры, поменьше увлекайтесь разжиганием азарта.
  9. Не терпите обмана, хитростей, разжигания вражды.
  10. Остерегайтесь переутомления игроков.
  11. Имейте с собой свисток, но применяйте его ТОЛЬКО в случае крайней необходимости.
  12. Когда прозвучал свисток, добейтесь тишины и абсолютного внимания.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководи­теля и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в цент­ре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «до­мов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обраща­ется то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с дви­жения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хоро­шо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что изложе­ние игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопро­сов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руководитель должен стоять на вид­ном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.

При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. При этом руководитель обращает внимание на правильное произ­несение всех слов, на то, чтобы ученики произносили слова гром­ко, выразительно, но не крикливо.

ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно про­анализировать ее и только после этого приступать к объяснению.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может по­мешать восприятию игры. Исключение составляют игры в млад­ших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекатель­ной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

      название игры (можно сказать, с какой целью игра прово­дится);

      роли играющих и их расположение на площадке;

      цель игры;

      правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играю­щих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рас­сказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется пра­вил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.

Руководитель должен обращать внимание на настроение уча­щихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.

Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убе­диться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное содер­жание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстанов­лению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.

ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЯЩИХ

Среди многих организаторов и ведущих игр существует тен­денция назначать капитана команды или предоставлять возмож­ность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае на­значения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут вы­брать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подоб­ный лидер может запугивать или обижать остальных.

Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами.

        По назначению руководителя. Руководитель назначает водя­щего, учитывая его роль в игре. Преимущество этого способа со­стоит в том, что быстро выбирается наиболее подходящий водя­щий. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водя­щим намеченного участника с воспитательной целью. При назна­чении водящего руководитель должен кратко объяснить свой вы­бор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.

        Существует способ выбора водящего по жребию. Жребий мо­жет быть произведен путем расчета, метания и другими способами.

Например, играющие должны угадать, «орлом» или «решкой» упадет монетка, подброшенная одним из игроков. Угадавший ста­новится водящим или начинает игру и т.д. Подбор команд всеми участниками можно сделать путем бросания монеты: «орел» - одна команда, «решка» - другая. Если игра требует одинакового коли­чества участников команды, жеребьевка проводится среди боль­шей команды до полного равенства команд.

При выборе способа расчета дети становятся в круг и начинают произносить какую-либо считалку. На каждом слове считалки они указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ считалки не требует много времени, и им обычно пользуются в играх, проводимых после уроков. В отдельных случаях считалку применяют и на уроках, что­бы несколько успокоить детей после сильного возбуждения. Счи­талки с осмысленным текстом помогают развитию речи у детей.

Можно использовать следующие считалки (для младшего школь­ного возраста):

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: «Пиф-паф!» - Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Принесли его домой - Оказался он живой!

Как на горке, на пригорке Жили двадцать два Егорки. Раз - Егорка, Два - Егорка, Три - Егорка и т.д.

Эники-беники Ели вареники, Эники-беники-клос, Вышел на берег Веселый матрос.

На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой?

Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос, напри­мер, «царевич». После этого снова начинают считать, и теперь считалка заканчивается на слове «царевич».

Следующая считалка совсем новая, ее придумали сами дети:

А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ-Е-Жэ, Едет жаба на еже; Зэ-И-Кэ-Лэ-Мэ-Нэ-О, Зайка, глянь ко мне в окно; Цэ-Чэ-Шэ-Щэ-Э-Ю-Я, А у щуки чешуя.

3. Для определения водящего по жребию можно «тянуться на палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй игрок, еще выше - третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2-4 играющих.

          Организатор игры или один из игроков зажимает несколько соломинок (стебли травы, ленты или бечевки) в кулаке. Все, кро­ме одной, имеют одинаковую длину. Он держит их таким обра­зом, чтобы остальные игроки не могли догадаться, какая из них короче. Каждый игрок вытягивает одну соломинку. Вытянувший короткую становится или водящим, или начинающим, или лиде­ром одной из команд.

Для того чтобы набрать команду, организатор игры подбирает равное количество коротких и длинных соломинок и предлагает их, как в предыдущем случае. Игроки определяются по длине вы­тянутой соломинки.

          Организатор игры, или один из игроков, или капитан ко­манды держит обе руки за спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения свободных игроков. Другие игроки поочередно объявляют о четном или нечетном количестве пальцев. Так определяются ко­манда, порядок игры И т.д. Организатор игры может разрешить каждому игроку посмотреть число отогнутых пальцев после того, как выпадает его жребий, а затем изменить их количество для другого игрока.

          При жребии можно применять метания. Водит тот, кто даль­ше всех бросит палку, камень, мяч и т.д. Этот способ требует много времени. Им можно воспользоваться при проведении игр на открытом воздухе во внеурочное время.

Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

          Один из наиболее удачных способов - выделение водящего по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отно­шении, он позволяет выявить коллективное желание детей, кото­рые обычно выбирают наиболее достойных водящих.

Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применить трудно, так как водящих часто выбирают не по заслу­гам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей. Руково­дитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бе­гает, прыгает, попадает в цель и т.п.

          Справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспи­танию организаторских навыков и активности.

          Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наи­более ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.

В играх, в которых требуется ответственный выбор начала игры, члена команды или лидера команды, он может быть осуществлен игроком, подбрасывающим монету и определяющим результаты выбора в каждом отдельном случае.

Вышеперечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ

Распределение на команды также может проводиться различ­ными способами.

            Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах. Актив­ного участия в составлении команд играющие не принимают.

            Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Таким же способом составляют и несколько команд.

Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

            Можно разделить играющих на команды путем фигурной мар­шировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду долж­но быть столько человек, сколько команд требуется для игры.

Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

            Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (при­мерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капи­таны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам - своеоб­разная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках - он занимает много времени.

            Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выби­рают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игро­ков в свою команду.

Это довольно быстрый способ, и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приво­дит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению капитанов следует применять только в играх с учащимися старшего школьного возрас­та, которые смогут правильно оценить силы игроков.

ВЫБОР КАПИТАНОВ КОМАНД

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за поведе­ние всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за соблюдени­ем правил и дисциплиной. Он является непосредственным по­мощником руководителя.

Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает ру­ководитель. Когда играющие сами избирают капитанов, они учат­ся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая дове­рие игроков, признает свою ответственность. Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга, руко­водитель сам назначает капитанов. Иногда в воспитательных целях он выбирает капитанами пассивных игроков или легковозбуди­мых, несдержанных, способствуя тем самым формированию не­обходимых черт характера.

Обычно сначала составляют команды и лишь после этого на­значают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее.

В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПОМОЩНИКОВ

Для каждой игры руководитель выбирает помощников, кото­рые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они - будущие организаторы игры.

Число помощников зависит от сложности правил и организа­ции игры, количества играющих и размеров площадки, поме­щения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим.

В зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процес­се занятий, помощников выделяют до построения играющих или после объявления игры и выбора водящих. Если намечена игра, требующая силы и выносливости (например, «Белые медведи»), руководитель может заранее назначить физически слабых детей на роль помощников. Для игр на местности помощники выделяются заблаговременно, чтобы они могли совместно с руководителем подготовиться к предстоящей игре. Для командных игр (напри­мер, «Перестрелка») помощников можно выделить после объяс­нения игры.

Игра «Крокодил» способна развеселить абсолютно любую компанию, независимо от ее возраста и взглядов, в ней раскрываются актерские способности и смекалка игроков. Стоит только начать играть, как у всех участников появляются азарт и небывалый задор в глазах. Мы с друзьями уже очень давно практикуем эту игру, и, тем не менее, она всегда проходит «на ура», а если в компании появляются новые люди, они с большим удовольствием в нее включаются. Можно вообще всю развлекательную программу вечеринки составить из различных вариаций этой игры, и ваши гости останутся очень довольными. Кроме того, игра не требует предварительной подготовки, а также специального оборудования и помещения, достаточно лишь желания поиграть. А теперь я расскажу новичкам правила игры и дам некоторые советы.

Суть игры

Загадывается слово, словосочетание или фраза (на усмотрение ведущего или участников). Один из игроков должен показать загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е пантомимой.

Есть два варианта этой игры — индивидуальный и командный.

В первом случае один из игроков называет другому задание (слово или фразу), и тот старается посредством «пантомимы» объяснить загаданное остальным. Игроку, который первым назовет это слово или фразу, предстоит, в свою очередь, таким же образом объяснять следующее задание, которое даст ему предыдущий водящий. Можно заранее подготовить карточки с заданиями, а игроки будут вытаскивать их наугад.

При командной игре все игроки делятся на две команды. Одна из них дает задание игроку из команды соперника. За определенный промежуток времени (например, за 3-5 минут) он должен изобразить значение этого задания так, чтобы его команда смогла угадать заданное слово или фразу. Если справились - получили очко, и теперь очередь второй команды угадывать. И так — пока не надоест!

Правила игры «Крокодил»

1. Игрок показывает слово, используя только мимику, жесты, движения. Ему запрещается произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т.п.) и звуки, особенно те, по которым легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана кошка).

3. Запрещается показывать загаданное слово по буквам, т.е. показывать слова, первые буквы которых будут складывать загаданное слово!

4. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; просить игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты. Помните, что очень многое зависит от активности тех, кто отгадывает, от их умения задавать наиболее существенные вопросы.

5. Для показа слова или фразы отводится определенное время. Если правильный ответ не прозвучал до окончания этого срока, то слово считается не угаданным.

6. Если загадывается одно слово, то это должно быть существительное в именительном падеже и единственном числе (например, любой предмет или животное).

7. Внимание! Слово считается разгаданным, если слово произнесено именно так, как оно было зага-дано (именно с теми же приставками, суффиксами и т.п.). Например, было загадано слово «солнышко» — в этом случае «солнце» будет неверным ответом.

Специальные жесты

Игрокам лучше всего заранее договориться о специальных жестах, обозначающих те или иные понятия. Например:

  • сначала игрок показывает на пальцах, сколько слов в задании, а затем начинает изображать любое слово (команда помогает игроку и спрашивает: «Это существительное?», «Это прилагательное?» и т.д.)
  • крест руками — «забудьте, показываю заново»
  • игрок показывает пальцем на одного из отгадывающих – он назвал наиболее близкое к разгадке слово
  • круговые или вращательные движения ладонью – «подбирайте синонимы», или «близко»
  • большой круг руками в воздухе — более широкое понятие или абстракция, связанное с загаданным словом
  • игрок хлопает в ладоши и делает волну одной рукой – нужно добавить к названному командой слову суффикс, корень слова назван правильно (милый – миленький, платье – платьице)
  • скрещенные пальцы — приставка «не»
  • игрок показывают пальцем за спину — глагол в прошедшем времени
  • игрок хлопает в ладоши – «ура, слово угадано верно» и т.д.
  • Придумайте свои варианты жестов к понятиям «повторяю», «совсем наоборот», «показываю по частям», «близко по значению» и др.

Задания для игры

Тем, кто только осваивает игру, лучше начать с простых слов по какой-либо определенной тематике, затем перейти к более сложным словам-абстракциям (например, «совершенство», «наука» и т.п.). Опытным и артистичным игрокам можно загадывать словосочетания, известные выражения, фильмы (желательно на пальцах сразу показывать количество слов), или же знаменитые личности и персонажи.

Когда задания уже не придумываются, можно использовать имеющиеся в наличии художественные и философские книги. Опыт показывает, что отгадывание фраз из книг намного сложнее придуманных «на ходу».

Изображать можно все, что угодно:

  • Любые произвольные слова
  • Слова, относящиеся к определенной тематике (тематика может быть любая: цирк, офис, магазин, школа, фрукты, названия конфет, животные, одежда, виды спорта, профессии и т.д.)
  • Эмоции, чувства
  • Известные личности
  • Сказочные персонажи
  • Фразы из песен
  • Фильмы
  • Поговорки и пословицы
  • и многое-многое другое…

Варианты игры «Крокодил»

Зоопарк

Каждый по очереди вытаскивает из коробки записку с указанием, кого из животных ему надо изобразить, а компания должна угадать, кого он изображает.

Эмоции и чувства

Игроки по очереди вытаскивают карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства (радость, печаль, скука, удивление, разочарование и др.). Каждому участнику дается по две минуты, чтобы изобразить то эмоциональное состояние, которое ему досталось.

Крылатые фразы

Задание: на листках написаны известные всем крылатые выражения из фильмов. Игроки должны без слов, только с помощью пантомимы изобразить эти крылатые фразы своей команде. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Немой поэт

Задание: на листках написаны стихотворения, игроки читают их про себя и при помощи мимики и жестов пересказывают своей команде так, чтобы та смогла быстро отгадать.

Знаменитая личность

Заранее приготовьте карточки с именами знаменитых личностей, сверните их и сложите в шляпу. Суть игры: игроки тянут из шляпы карточки, читают на ней имя знаменитости и пытаются без слов изобразить эту знаменитость (жестами, мимикой). Тот, кто отгадывает, сам тянет записку из шляпы и изображает выпавшую ему знаменитость. Можно за каждую отгадку присуждать по баллу и в конце игры вручить победителю приз.

Изобрази песню

Заранее распечатайте тексты известных всем песен, сложите их и положите в мешочек. Затем выбираете из всех игроков первого водящего. Он тянет из мешочка песню, читает текст «про себя» и с помощью пантомимы пытается донести до игроков смысл каждой строчки. Тот, кто угадывает песню, меняется местами с водящим и достает из мешочка следующую песню.

ТВ-передача

Задача игроков — изобразить ТВ-передачу: показать ее самые яркие, отличительные черты. Остальные должны угадать, что показывает «телевизор».

Угадай предмет

Заранее готовятся различные предметы: брелок, зубная паста, ручка, мыло, шоколад, воздушный шарик, блокнот и т.д. Названия этих предметов пишут на отдельных бумажках, которые затем скручивают таким образом, чтобы участники не видели написанное. Затем участники разбирают бумажки. Каждый должен изобразить предмет, который ему достался, а остальные участники отгадать – что же изображается. Участник, который первым называет показываемый предмет, получает его в подарок.

Показания свидетелей

Нужно выбрать одного человека, который будет угадывать. Он удаляется на некоторое время, пока компания (или ведущий) придумывает, кто будет преступником. Загадать можно кого угодно, включая самого отгадывающего. Когда игрок возвращается, все присутствующие без помощи слов, а только жестами и мимикой, изображают ему внешность преступника. Если игрок не угадывает преступника с трех попыток, он водит опять. Если он угадывает, то выбирается новый человек, и игра продолжается до тех пор, пока не надоест.