Русь бесприютная анализ. Характеристика, особенности и анализ стихотворения Есенина «Русь советская. Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

«Русь бесприютная» Сергей Есенин

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их…
Не в пух, а прямо в прах…
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее…
Это их…
Их календарь…
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других -
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная»

Тема странничества, заявленная автором с юношеского стихотворения « », в поздних произведениях существенно изменяется: она замыкается в рамках города, приобретает черты злободневности, сближающие содержание художественных текстов с газетной периодикой. Причиной появления новых тенденций стали пагубные последствия социальных потрясений, среди которых особенное внимание поэта привлекала проблема беспризорности среди детей.

Появление «Папиросников» - первый поэтический отклик Есенина, отражающий авторское понимание неблагоприятного явления. В произведении создается обобщенный портрет современных гаврошей - уличных «странников», включенных в серьезную «злую игру» криминального мира. Рано повзрослевшие внешне, в душе они остались наивными детьми: их умы занимает безнадежная мечта о путешествии за океан.

«Русь бесприютная» создана под впечатлением посещения специального учреждения-распределителя для беспризорных, открытого в Тифлисе. Событие долго оставалось в памяти поэта, который планировал написать прозаическое произведение о судьбе обездоленного ребенка, нашедшего правильный жизненный путь.

Эмоциональный зачин стихотворения построен на стилистических контрастах: здесь соседствуют официальное обращение и интимное признание. Прямая отсылка к классическому образу диккенсовского сироты, жертвы буржуазного общества, могла бы показаться странной строителям социализма.

Основная антитеза стихотворного текста противопоставляет образы сытых обывателей и горемычных скитальцев-мальчишек. Изображая представителей первой группы, субъект речи отталкивается от гиперболизированных образов жестоких монахов-убийц, словно позаимствованных из пропагандистской прессы. Исследователи предлагают более широкое понимание категории сытых, включая в нее всех лицемеров, обеспечивших себе спокойное и комфортное существование.

Образы обездоленных ребят выглядят конкретнее, убедительнее и ярче, чем фигуры благостных персонажей. Чтобы передать остроту своего сострадания и боли, Есенин преображает лирического героя, наделяя его сиротливым детством, озаренным «жидкими» и «тягостными» рассветами. В озлобленных душах малолетних персонажей скрыто прекрасное творческое начало, однако возможность реализации положительных природных задатков ставится под сомнение. Способный узреть будущее, есенинский герой скорбит о горестных судьбах «ночующих в котлах», наполняя свой «буйный» стих ядом «смертной отравы».

При всей своей любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В своей отчизне он сам себе казался “пасынком” и “бесприютным”, а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает трагический разрыв между собой и родиной.

Вернувшись в “ту сельщину”, где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; он не может “распознать” отцовский дом, не узнает своего деда. “Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний”,- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в этих местах: “Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”. Но тут же, преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов упасть на колени (“Возвращение на родину”).

“Русь советскую” знали гораздо лучше, чем “Русь бесприютную”, потому и непонятно было большинству, как он дошел до “Черного человека” и почему у него такой трагический конец.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Середина 1920-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение...
  2. Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием...
  3. Стихотворение «Русь», вошедшее во второй том лирики Блока, написано в 1906 году. Здесь поэт поднимает одну из центральных тем зрелого...
  4. Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях ее неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это...
  5. Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько...
  6. Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914...
  7. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой...
Неизвестный Есенин Пашинина Валентина

Глава 2 «Русь бесприютная»

«Русь бесприютная»

Троцкий один из немногих знал, какие несметные богатства появились в руках большевиков с уничтожением православных храмов. И потому нужно было как можно скорее использовать этот шанс для победы мировой революции. И чем скорее это начнется, тем больше шансов на успех. И Троцкий после болезни отправляется на Кавказ: совместить свое лечение с уничтожением самой большой сокровищницы России - Нового Афона.

Диву даешься теперь, изучая, как ошеломляюще быстро шло разрушение святынь в такой православной верующей стране, как Россия. И делалось это руками самих православных. Есть ли этому объяснение? Есть.

Повсюду распространялись слухи, что монахи уничтожали раненых красноармейцев, которые находили приют за стенами монастырей. Естественно, что изуродованные трупы красноармейцев приводили народ в ярость. Расправа была короткой и жестокой: божьих служителей без суда и следствия живыми закапывали в землю, а святыни уничтожали. Эти чекистские спектакли успешно применялись в годы гражданской войны. Теперь тоже пригодились как повод поднять людей на уничтожение храмов. Разработанные в чрезвычайке сценарии ставились по всей России и имели потрясающий успех.

Разве не об этом рассказал Есенин в своих стихах? «Попы и дьяконы (надо думать, красные попы и дьяконы) «о здравьи молятся всех членов Совнаркома». А разговоры ведут, «забыв о днях опасных»:

Уж как мы их…

Не в пух, а прямо в прах…

Пятнадцать штук я сам

Зарезал красных.

Да столько ж каждый,

Всякий наш монах.

Надо полагать, обезображенных (только вот кем?) красноармейцев «нашли» и в Ново-Афонском монастыре. Из воспоминаний Николая Вержбицкого:

Экспроприацию ценностей Ново-Афонского монастыря большевики провели в 1924 году под предлогом открытия на его основе детской колонии. Мол, несколько тысяч детей, собранных в Тифлисе, уже ожидают открытия коммуны.

Когда закрывали Ново-Афонский монастырь, появилась поэма Есенина о беспризорниках «Русь бесприютная». Все друзья в воспоминаниях пишут, что Есенин очень переживал, видя на улицах Москвы грязных, оборванных, голодных детей. Посетил он и детскую колонию в Тифлисе, читал ребятам свои стихи, беседовал с ними. Все это так.

Но хочется спросить, почему стихотворение «Русь бесприютная» до сих пор публикуется с купюрами? Почему до настоящего времени не печатали строк: «В них Троцкий, Ленин и Бухарин…»? Здесь тоже была обнаружена крамола? Или из-за оскорбительной рифмы «Бухарин - невымытые хари»?

Есть в «Руси бесприютной» и такие строки:

Россия-мать! Прости меня. Прости!

Но эту дикость, подлую и злую,

Я на своем недлительном пути

Не приголублю И не поцелую.

За что просит Есенин прощения?

Читатель найдет ответ в письме Бухарина:

«Мы ободрали церковь, как липку, и на ее «святые ценности» ведем свою мировую пропаганду, не дав из них ни шиша голодающим; при Г.П.У, мы воздвигли свою церковь при помощи православных попов, и уж доподлинно врата ада не одолеют ее; мы заменили требуху филаретовского катехизиса любезной моему сердцу «Азбукой коммунизма», закон божий - политграмотой, посрывали с детей крестики да ладанки, вместо них повесили «вождей» и постараемся для Пахома и «низов» открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом… Дурацкая страна!»

Русь оказалась бесприютной. Не только ее дети - сама мать стала бесприютной, беспризорной, без родины. У обманутой, поруганной православной Руси и просит Есенин прощения.

Из книги Некрасов автора Скатов Николай Николаевич

«О РУСЬ!..» Осенью Турция объявила войну России. Это поначалу казалось еще довольно далеко и локально. Затем объявили войну России Франция, Англия... Все севернее, все ближе и горячее. Всеевропейское противостояние России уже давно ощущалось и осмысливалось людьми

Из книги Сергей Есенин автора Куняев Станислав Юрьевич

Глава одиннадцатая Русь Советская В своей стране я словно иностранец… С. Есенин Московский профилакторий для нервных больных на Полянке…Есенин лежал в палате, рассчитанной на четырех человек. Официально он лечился от алкоголизма при помощи комбинированных ванн и

Из книги Я, Есенин Сергей… автора

Русь 1 Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Воют в сумерки долгие, зимние Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей. Как совиные глазки, за

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

"ВСЯ РУСЬ - КОСТЕР..."

Из книги Рюрик автора Пчелов Евгений Владимирович

Из книги Розанов автора Розанов Василий Васильевич

Глава двенадцатая «Я СТОЮ ТОЛЬКО ЗА РУСЬ» «Слово о полку Игореве», которое Розанов назвал «великим течением несказанных природных сил», было для него первым памятником отечественной словесности, заговорившей о русской земле.«О Русская земля! Ты уже за холмом», -

Из книги Темный круг автора Чернов Филарет Иванович

Русь Эх, запели-зазвенели Колокольцы в чистом поле… Буду ехать три недели, - Может, меньше, может, боле… Деревушки, как игрушки, Промелькнут… уйдут в туманы… Леса синие макушки, Ковыли, кусты, бурьяны… Русь-то, матушка, велика: Степи - море, лес - пучина. Вон убогие

Из книги Верещагин автора Кудря Аркадий Иванович

Глава двадцать девятая «ЭТО ЛИ НЕ СТАРАЯ РУСЬ!» Журнал «Артист» в январском номере за 1893 год с некоторым запозданием сообщил читателям, что В. В. Верещагин продал свою парижскую мастерскую К. Е. Маковскому и, поселившись на постоянное жительство под Москвой, работает

Из книги Правда об Иване Грозном автора Пронина Наталья М.

Глава 2 Европа и Русь накануне рождения Ивана Грозного: мифы и реальность Итак, Европе уже «было явлено чудо Нового Света», когда на Востоке, «где обрывалась европейская цивилизация… из загадочной тьмы Азии воздвигался другой «новый свет» – колосс Россия», говорит г-н

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

РУСЬ ДО-ПЕТРОВСКАЯ Петру досталось мрачное наследство: В аршинных шапках чванные бояре, которые сидят, «брады уставя», в великом Государевом Совете; тяжелая помеха, а не помощь орлиному полету Государя! Еще Петру достались изуверы, кричавшие о древлем благочестьи и в

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

Русь Говорил, говорил – как слова доставал из колодца. И заплакал потом, и давай причитать-голосить, Будто горло пронзил наконечник стрелы инородца, И рванула из горла тоска и печаль по Руси. Не по родине плач, что гремела державным железом,- По Руси, гой еси, что лишь в

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

За Русь! В бомбейском журнале четырнадцатого Февраля - русский номер. Сколько замечательных снимков и военных и народных! В тексте сказано о великих строительных достижениях, временно прерванных войною. Небывалый доселе великан-танк, грозный новый самолет! Ученые,

Из книги Франциск Скорина автора Подокшин Семен Александрович

Глава I. «Братия моя русь, люди посполитые» (Белоруссия в эпоху Возрождения) илософы, отмечал Маркс, «не вырастают как грибы из земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях» (1, 1,

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Русь моя, деревянная Русь Почти через сорок лет после смерти Есенина на родине поэта в селе Константиново побывал Александр Солженицын, в ту пору еще проживавший в Рязани. Вот какие несвоевременные мысли нашептал ему гений этого места:«Я иду по деревне этой, каких много,

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их...
Не в пух, а прямо в прах...
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее...
Это их...
Их календарь...
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других -
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.

содержимое:

При всей своей любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В своей отчизне он сам себе казался «пасынком» и «бесприютным», а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает трагический разрыв между собой и родиной.

Вернувшись в «ту сельщину», где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; он не может «распознать» отцовский дом, не узнает своего деда. «Ах, милый край! Не тот ты стал, не... тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний»,- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в этих местах: «Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя». Но тут же, преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов упасть на колени («Возвращение на родину»).

«Русь советскую» знали гораздо лучше, чем «Русь бесприютную», потому и непонятно было большинству, как он дошел до «Черного человека» и почему у него такой трагический конец.