С кем воевали восточные славяне. Восточные славяне в древности. Система верований восточных славян

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Восточные славяне в древности"

План

1. Введение.

2. Первые упоминания о славянах.

3. Расселение восточных славян.

4. Основные занятия славян.

5. Вера восточных славян.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Восточные славяне стояли у истоков основания Российского государства, именно с них начиналась наша страна. С одной стороны, эта тема уже освещалась многими историками, написано множество книг в этой области. В то же время, сохранилось множество спорных вопросов.

Первые упоминания о славянах встречаются еще у античных философов, но их сведения обрывочны и не всегда достоверны. Более подробные описания можно встретить в трудах восточных авторов, но они рассматривали славян с точки зрения своего мировоззрения, в корне отличающегося от славянских представлений о мире.

До сих пор самым обширным письменным источником по истории восточных славян считается «Повесть временных лет» но и здесь сказано не все. Более того, летопись не раз переписывалась и могла изменить свой первоначальный вид.

Историю славянского быта легче изучить по археологическим памятникам. Многочисленные находки древних поселений, погребений, культовых сооружений дают возможность восстановить картину прошлого. Умелые реконструкторы восстанавливают исходный облик жилых домов, оборонительных сооружений. Найденные погребения позволяют создать представления о внешнем виде и одежде древних славян.

Одним из самых спорных вопросов до сих пор остается происхождение славян. Не совсем ясно, откуда они появились там, где застигает их летописная история. Кто был их предками, откуда они пришли, как изменились с тех пор.

Восстановить картину жизни людей, которые жили более 1000 лет назад не просто, но все же, сделать это возможно. Для современного человека крайне важно знать свои корни и истоки, ведь прошлое помогает лучше разобраться в современности.

2. Первые упоминания о славянах.

В древнейшие времена географическими описаниями занимались в основном античные авторы. Больше внимания, конечно, досталось соседним территориям, но есть упоминания и о славянах.

Написание книг не всегда опиралось на собственный опыт. Часто использовались рассказы моряков, торговцев. В книги могли войти любые не проверенные слухи, поэтому в них нет абсолютной точности, особенно это касалось дальних земель.

Первое упоминание славян относится ко II веку н.э. к славянам тогда относили антов, венедов и склавинов. Упоминание о венедах встречается еще у Плиния Старшего, но он относит их к сарматам.

Тацит в своей работе 98г. «О происхождении германцев и местоположении Германии» размышляет, к кому отнести венедов, к сарматам или германцам.

Первым термин «славяне» употребил Птолемей, но к этому периоду относится только упоминание славянского населения среди прочих жителей северных земель. Из этого можно сделать вывод, что славяне появились на своих землях еще в начале новой эры.

После этого о славянах не упоминалось на протяжении 4 веков. В описания входили только названия некоторых отдельных славянских племен, но часто под ними подразумевались все славяне.

Уже в VI веке о славянах упоминает Прокопий Кесарийский. Он рассказывает о захвате славянами берегов Южного Дуная. Позже эти земли стали относить к территории южных славян.

Меньше всего упоминаний встречается о восточных славянах. В отличие от западных, на заре нашей эры они не вели завоевательных походов. Они расселились в среднем и верхнем течении Днепра, поэтому сюда практически не добирались древние путешественники.

Во второй половине VII в. Появляются сведения о славянах в арабских источниках. Они уже подробнее рассматривают местное население и описывают, в том числе быт и нравы местного населения.

Таким образом, больше сведений о ранней истории славян дают археологические источники. Данные из античных книг скудны и не всегда достоверны.

3. Расселение восточных славян.

Истоки славянской народности стоит искать у индоевропейских племен. Когда то, предки людей, населяющих сейчас Азию и большую часть Европы, были одним народом, и все они говорили на одном языке. Уже позднее, около 4000 лет назад, выделилась балто-славянская группа, но и она распалась на множество разных племен.

Подтверждает эту теорию наличие множество сходных слов. К примеру, слово «ремесло» есть во множестве языков балто-славянской группы. Схожие названия имеют древние профессии: гончар, коваль, ткач. Сравнивая корневые основы индийского и славянского летописного языка также можно найти сходства. Все это доказывает былую языковую, а значит и племенную общность народов.

К VI в. Уже сложилась славянская общность и в это время начинается расселение по трем основным направлениям. На балканский полуостров продвигаются южные славяне. Западные занимают среднее течение Дуная и междуречье Одера и Эльбы. Группа восчнославянских племен расселяется на территории Восточноевропейской равнины.

Расселение восточных славян - это процесс земледельческой колонизации территории. Это никак не связано с ростом населения. Еще не совершенное тогда земледелие приводило к быстрому истощению почвы, что заставляло постепенно передвигаться на новые территории. Не было скоротечной экспансии, весь процесс занял целых 5 веков.

Славяне тяготели к оседлости, поэтому перемещались с места на место только вынужденно. Истощение почвы приводило к регулярным неурожаям, это в свою очередь заставляло людей искать лучшего места. Славяне не были кочевниками, поэтому переселение могло занять несколько поколений.

В те времена жизнь во многом зависела от рек как источника воды, поэтому основные направления определялись крупнейшими водными артериями восточноевропейской равнины. Реки означали не только шаговую доступность воды, но возможность рыбной ловли. В неурожайный год это помогало пережить тяжелые времена. В последствии реки стали еще и путем связи с другими племенами и государствами. Крупные селения по берегам судоходных рек со временем превращались в богатые торговые города.

Первый путь проходил через карпатские горы на побережье Днепра. По второму через юг Балтики славяне попали к Ладоге и Волхву. Этот край не был безлюдным, здесь уже жили балты, фино-угры, тюркские и иранские племена. Несмотря на это, масштабных военных конфликтов не было. Разреженное местное население порой не всегда знало, что неподалёку появились новые соседи.

Балтийские племена по большей части были постепенно вытеснены. финно-угры: меря, весь, чудь, мурома, мордва приняли участие в формировании древнерусского государства. Часть из них ассимилировалось, но другие, к примеру мордва, сохранили свою уникальную культуру.

К VIII в. Восточные славяне занимали обширную территорию от Южных степей Причерноморья до северного озера Ильмень. От карпатских гор на западе славяне дошли до Волги. Эти естественные границы стали основой будущего древнерусского государства.

Население восточноевропейской равнины не было единым. Историки насчитывают от 12 до 15 крупных племенных объединений. Самое крупное из них - Поляне. Они занимали практически все поднепровье.

Славян часто называли по местности, в которой они обосновались. Так Ильменьские славяне жили по берегам озера Ильмень и на реке Волхов. Поляне заняли степные территории, где кроме полей мало что можно было увидеть. Древляне - от слова Древо, жили в лесах. Дреговичи заняли болотистую местность, дрягвой прежде называли трясину.

Северными соседями восточных славян оказались балты и германцы. С востока находились скифы и сарматы. Западными соседями стали кельты, а южными - фракийцы и иллирийцы. Политическая карта в первом тысячелетии нашей эры часто менялась, менялись соседние государства, менялись и сами восточные славяне.

4. Основные занятия славян.

Леса, степи, болота - славяне жили на обширной территории, и жизнь везде была разной. Люди успешно приспосабливались к тем условиям, в которых им приходилось жить.

Основным занятием всегда было сельское хозяйство. В степи земледелие было переложным. Распахивался участок земли, который истощался за 15 - 20 лет. После этого брали в обработку новый участок.

В лесной зоне людям приходилось намного сложнее. Чтобы отвоевать у леса участок земли, сначала подрубали деревья, чтобы они засохли. Древесина шла на дрова, а пеньки сжигали. Зола становилась дополнительным удобрением и повышала урожайность нового участка. Оставалось сделать самое сложное - выкорчевать из почвы все корни.

Из-за способа обработки в лесной зоне земледелие носит название подсечно-огневого. Как только обработанная земля засевалась, начиналась разработка нового участка. Часто вокруг села было несколько расчищаемых земель на разной стадии расчистки.

Первоначальную обработку земли проводили сохой. Это была прочная палка, раздвоенная на конце. На каждый зубец надевали металлический сошник. Соха оставляла глубокие борозды, оставалось много крупных камней. Чтобы выровнять землю и избавиться от комьев земли использовалась борона. Из деревянных брусьев мастерили решетку с зубьями на перекрестьях.

Посев считался самым ответственным делом. Мужчины выходили в поле босиком, для этого обязательно выбирался безветренный день, чтобы зерна равномерно ложились в землю. Для уборки урожая использовались серпы, после чего колос отбивали цепами. Для помола зерен в муку долгое время использовали жернова. Первое упоминание о мельницах на Руси относится лишь к XVII веку.

Основными земледельческими культурами были пшеница, просо, ячмень, овес и гречиха. Кроме того, сажали репу, свеклу, капусту, лук, редьку.

Немалую роль играло скотоводство. Овцы служили источником шерсти для создания теплой одежды. Коровы и козы держались для молока. Молочные продукты были немаловажной частью рациона, наряду с хлебом. Лошадей использовали как тягловую силу для сельскохозяйственных работ.

Чем глубже в лес, тем большее значение имели промыслы. Славяне собирали дикий мед, охотились на зверей. Лесные звери были не только источником мяса, но и ценного меха. Самой ценной считалась куница, долгое время шкурки этого зверька оставались самой ходовой валютой и даже появившиеся металлические деньги носили название куны.

В некоторых краях особое значение имела рыбалка. Избыток рыбы меняли в других селениях на прочие необходимые продукты и предметы быта.

Самой сложной была жизнь болотных жителей. Для постройки своего дома долго приходилось искать подходящее место. Лесные поселения тоже не были большими, за каждый участок пригодной для пашни земли приходилось вести трудный бой с лесом.

Самыми крупными оказались поселения лесостепи и степной зоны. Вдоль берегов рек они тянулись до 1.5 км. Вглубь территории славян редко проникали кочевники, поэтому здесь даже не строили оборонительных сооружений.

Пограничные жители укрепляли свои деревни валом и деревянным забором, который часто строился из цельных бревен. Лесные поселения тоже всегда огораживались, но здесь ограда служила защитой от лесных зверей, и не рассматривалась в качестве военной фортификации.

Славяне уже знали многие ремесла. Практически в каждом селении был свой кузнец, основная продукция которого использовалась в сельском хозяйстве: сошники, серпы, мотыги. Часто кузнецы одновременно выполняли функцию ювелиров, делая несложные украшения.

Посуду изготавливали на гончарном круге или вырезали из дерева. Каждая женщина тоже была своеобразным ремесленником. Ткани не закупались, женщины самостоятельно занимались прядением и ткачеством, изготавливая одежду для всей семьи.

Ремесло постепенно становилось отдельным видом деятельности, росло и число ремесленных специализаций. От кузнечного мастерства отделяется ювелирное дело, появляются все более сложные виды обработки металла.

Ремесленники со временем начинают жить отдельно, селясь в близи торговых путей для лучшего сбыта своих товаров. В обмен на свои товары они могли получить все, что угодно, поэтому уже не заботятся о своем пропитании.

Все занятия делились на мужские и женские. Мужчины работали в поле, охотились, выделывали шкуры, строили дома, заготавливали сено. Кузнечным делом тоже могли заниматься только мужчины.

Женщины занимались выращиванием огородных культур, собирали в лесах грибы и ягоды, готовили еду и ухаживали за домашним скотом. Воспитание детей тоже было занятием сугубо женским.

Дети постоянно находились рядом с матерью, помогали выполнять ее обязанности в семье. Подросшие мальчики уже начинали ходить в поле вместе с отцом.

Жизнь славян шла размеренно. Все лето занимала подготовка к зимнему периоду. Необходимо было заготовить продукты питания для себя и домашнего скота. Зима - своеобразное время отдыха, основные работы уже закончены, остается лишь подготовиться к новому сезону.

5. Вера восточных славян.

Восточные славяне были язычниками, но считать эту веру примитивной было бы неверно. В верованиях отражалось своеобразное представление о мире и о природе. В древности многие явления были непонятны для человека, объяснения находилось в многообразных божественных сущностях.

Верховным божеством считался Род. Он создал весь видимый и невидимый мир, создал все сущее. Он породил на свет богов, людей и природу. Точный перечень его функций определить сложно, он одновременно является и светлым божеством, покровителем домашнего очага, богом плодородия, в то же время, ему приписывают и власть над потусторонним миром, где ему подчиняются силы огня и молнии.

Перун постепенно выдвигается на место первого в пантеоне, но лишь официально. Как бог - громовержец и покровитель воинов, он сыскал поклонение у образовавшейся воинской прослойки - княжеской дружины. Перуну подвластны бури, грозы и молния. В то же время, среди обычного населения по-прежнему сохранялось поклонение Роду.

Сварог - бог огня, по легенде он научил людей кузнечному мастерству. Кроме покровительства кузнечных мастеров, он почитается как повелевающий природной огненной стихией. Его почитание проходит через ритуальные костры в дни равноденствия, в купальную ночь, молодожены тоже обязательно вместе прыгали через костер.

Даждьбог почитался как покровитель тепла, солнечного света и плодородия. Кроме того, считается, что именно он дает власть князю. Солнечная символика используется повсеместно в быту. Ей украшают резные коньки и наличники, как символ добра используют в обережной вышивке.

Хорс - воплощение солнца. Это божество олицетворяет солнечный диск, который проходит днем по небосводу, а ночью спускается в подземный мир.

Симаргл - бог охраняющий растительность и семена. Ему приносили дары, чтобы семена успешно сохранились зимой. Так же просили сохранить молодые побеги и дать им силе для роста. Учитывая то, что сельское хозяйство было основой жизни, Симаргл был одним из самых почитаемых божеств славянского пантеона.

Велес - одно из древнейших славянских божеств. Являясь покровителем скота, он становится символом богатства. В этом понимании его почитание переходит и на купечество, как слой появившейся позже. Его помощи просили купцы, для совершения удачной сделки. В то же время Велес становится князем потустороннего мира. Это связано с тем, что загробный мир представляли, как пастбище душ.

Макошь - покровительница женщин и женского начала. Она защищает семью, бережет дом, помогает женщинам при родах. Она покровительствует пряхам и помогает в прочих женских делах. Богиня Макошь стала продолжением культа женщины как родящего начала, дарующего жизнь. Уже позднее, как богине - пряхе ей приписывают власть над нитями судеб и обращаются к ней в гаданиях.

Ярило - бог весны, весеннего пробуждения, энергии и плодородия. В честь него устраивались народные гуляния, которые длились почти месяц. Пробужденный, Ярило, оплодотворял землю, после чего начинался буйный рост травы. В позадачные дни начинали пахотный сезон, первый выпас скота, гуляли весенние свадьбы и все это сопровождалось множеством ритуалов.

Мать - сыра земля представлялась славянам как живое существо. Земля почиталась как символ богатства, изобилия и плодородия. Богатство могло быть лишь у тех, кто с почтением относится к земле.

Языческие боги часто наделялись человеческими чертами, они были взаимосвязаны между собой. Любой бог мог спокойно бродить в человеческом обличье, поэтому славяне так серьезно относились к обычаям гостеприимства.

Почитание богов могло отличаться в разных племенах восточных славян. Защитника выбирали и в зависимости от рода занятий. Каждый молился своим покровителям и приносил им дары. Язычество еще не исчерпало себя полностью в тот момент, когда Русь крестили, об этом говорит сохранение множества языческих праздников.

Многие славянские божества просто приобрели новые имена в лице христианских святых. Так, к примеру, культ Макоши слился с почитанием Богоматери. Праздник Ярилы сохранился в масленичной неделе, и даже сохранил большую часть символики.

Кроме богов, которым поклонялись, просили защиты и милости, мир славян был населен множеством духов, добрых и злых. Самый известных из них - домовой, вера в которого частично сохранилась до наших дней. Домой считается добрым дедушкой маленького роста. Он помогает хорошим хозяев сохранять в доме порядок, но и обижать его нельзя. Если не относится к домовому с уважением, он начинает пакостить: путать пряжу, рассыпать крупу и шуметь по ночам.

Духи, подобные домовому обитали везде. Овинник, полевой, дворовой. Самым опасным среди них считался банный. Когда топилась баня, все должны были успеть попариться до наступления ночи. В сумерках к бане стекалась нечистая сила и парилась там до утра вместе с банником. Если запрет нарушить, банник мог запарить до смерти нерасторопного купальщика.

Свои духи жили и в воде. Главным был водяной, он мог схватить за ногу купающегося в реке и утянуть в омут. Наибольшую опасность представляли русалки. В славянской мифологии они не имеют хвостов. Красивая девушка соблазняла мужчин, затаскивала в пруд, где могла защекотать свою жертву до смерти.

Каждый, кто отправлялся в лес, не зависимо от целей, обязательно брал с собой гостинцы для лешего. Узелок с угощеньем прятали в укромное место у корней дерева, и просили не трогать их или помочь найти грибное место. Кто пренебрегал вежливостью и не оставлял даров, мог легко заблудиться и ходить по кругу совсем рядом с тропой. Спасением было переодеть наизнанку одежду, или обуться не на ту ногу.

Мир славян был наполнен волшебством и духами. В поле подстерегали злые полуденницы, сосед мог оказаться волкодлаком или берендеем, или того хуже - колдуном. Справиться со всеми напастями помогало только поклонение богам и их заступничество.

6. Заключение.

Восточные славяне были мирными жителями, поэтому не оставили яркого следа в описании зарубежных философов и путешественников. Встречается лишь мимолетное упоминание о славянах, склавах, венедах. Часто под названием одного из славянский племен, имели веду весь славянский народ.

В VI веке новой эры славяне начали занимать обширные территории и разделились на 3 крупные ветви: западных, восточных и южных. Восточные заняли большую часть восточноевропейской равнины вытеснив или ассимилировав местное население.

Основу жизни восточных славян составляло земледелие. Оно было основным занятием, и вместе с тем основным источником пропитания. К концу первого тысячелетия нашей эры начинают активно выделяться ремесла. Первыми отделяются кузнецы. Гончарное дело еще долго остается простым занятием, но и оно становится специализированным видом деятельности.

На ряду с земледелием большую роль начинает играть скотоводство. С глубокой древности люди продолжают заниматься промыслами. Ходят в лес за грибами и ягодами, собирают дикий мед. Как основа пчеловодства появляется бортничество.

Весь годовой цикл человеческой жизни был пронизан мистическим календарем. Любое важное событие сопровождалось специальными обрядами. Мир был населен духами, мифическими существами и богами. Трудно составить славянский пантеон, подобно греческому или римскому. До объединения каждое племя почитало своего покровителя, и даже после объединения часто сохраняло старую веру.

Восточные славяне самобытны и уникальны. Они имеют свою особую историю, свой характер. Жизнь славян подчинялась земледельческому ритму. По своей природе они оседлые земледельцы и практически не проявляли агрессию.

7. Список литературы.

1. Древние славяне / А.Н. Смирнов - М. 1990. - 325с.

2. История России с древности до наших дней: пособие для вузов / М.Н. Зуев - М. 1995. - 431с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы / О.С. Орлов - М. 2003. - 395с.

4. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В.Я. Петрухин - М. 2004. - 416с.

Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы

2-издание, дополненное.

Московский государственный университет им. М.И.Ломоносова,

Исторический факультет.

Редакционная коллегия:

Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А.

Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. 2-е издание:

Настоящее пособие предназначено для абитуриентов и старшеклассников.

Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие написано специалистами по различным периодам отечественной истории - преподавателями и аспирантами исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Пособие составлено в соответствии с современными требованиями к вступительному экзамену по истории Отечества. В книгу включены основные факты, знание которых необходимо для абитуриента. Оценка событий приводится на основе идей, разделяемых большинством ученых. В пособии учтены изменения, произошедшие в последние годы в подходе к российской истории. В то же время авторы стремились держаться максимально сбалансированных точек зрения на важнейшие события и процессы.

Пособие снабжено вспомогательными материалами, облегчающими работу абитуриента. Это хронологические и династические таблицы, списки руководителей Советского государства, схемы устройства государственных органов России и другие. В тексте выделены основные понятия и даты.

Помимо помощи абитуриенту настоящая книга может послужить ключом к более глубокому изучению истории.

В пособии кратко характеризуются наиболее важные исторические источники, знакомство с которыми позволяет, проникнуть в творческую лабораторию историка, узнать, на основании каких данных реконструируются различные эпизоды, насколько обоснованно ученые могут судить об исторических событиях и процессах.

В ряде случаев приводятся замечания историографического плана, излагаются различные мнения, существующие в науке по наиболее спорным вопросам отечественного прошлого.

Желаем вам успеха.

Авторский коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V), Арапов Д.Ю. (темы III, IV), Орлов А.С. (тема VI), Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А. (темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А. (тема XII), Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII), Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII), Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры источников по истории России до 1917 г. составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г. - Дебихиным КН.

Издатели выражают глубокую признательность за помощь в работе над этой книгой Ивану Дмитриевичу Ковальченко.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ИСТОЧНИКИ

Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.

Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. - I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов.

Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее важными источниками русского происхождения являются летописи. Летописание велось при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Политическая ориентация, характер и интересы летописца накладывали значительный отпечаток на отбор и интерпретацию фактов. Однако погодная форма записей позволила заключить в летописях богатейшую событийную информацию.

Самой известной древнерусской летописью является "Повесть временных лет", составленная, как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в.

При создании "Повести" было использовано большое количество самого разнообразного материала: древние песни, предания, библейские рассказы, византийские хроники, воспоминания очевидцев тех или иных событий, древнейшие договоры киевских князей с Византией.

Важнейшим источником по истории древнерусского права является "Русская правда", составленная при Ярославе Мудром и его сыновьях в XI в.

Ценные сведения содержатся в литературных произведениях (житиях святых, поучениях, сказаниях, рассказах о путешествиях). Интересным памятником этических представлений конца XI - начала XII в. является "Поучение Владимира Мономаха".

Огромную роль в изучении древнейшего периода нашей истории играют данные археологии, этнографии, лингвистики. Важным источником эпохи Древней Руси является былинный эпос. Представить себе повседневную жизнь людей, их быт позволяют надписи на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно ценным источником являются берестяные грамоты. Основная масса их обнаружена археологами в Новгороде. Берестяные грамоты найдены также в Смоленске, Старой Руси и других городах. Среди грамот встречаются и тайные письма, и хозяйственная документация, и завещания, и даже упражнения в письме юных горожан.

Только тщательный комплексный анализ данных различных дисциплин позволяет ученым наиболее полно реконструировать далекое прошлое.

Тема I. Восточные славяне в древности

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту,нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Первые свидетельства о славянах.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до нашей эры.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. нашей эры. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве » упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат , а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.


Восточные славяне в VI в . неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата.

Затем Кий ходил к Царю-городу, т.е. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там «градок», но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.

Происхождение восточных славян.

Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 2 тысячи лет до нашей эры из индоевропейских племён выделились балто-славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы. В V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до реки Одер.

В V веке славянские племена мощными потоками устремились на восток и на юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики, проникли на Пелопоннес. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви - восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI - VIII веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины.

Хозяйство восточных славян.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ей забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зоне Приднепровья, богатой плодородными землями.

Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома - в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне - лошади, в черноземной - волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец - кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество - сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

Быт и нравы восточных славян.

Славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенно выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Поселения восточных славян располагались преимущественно по берегам рек и озёр. Обитатели этих поселений жили семьями, в домах-полуземлянках, площадью 10 - 20 кв.м. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. В домах устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Восточные славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанье и напитки. Так же славяне были известны как храбрые воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой. Они дышали через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды.

Вооружение славян составляли копья, луки, стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Славяне почтительно относились к родителям. Между селами они устраивали игрища - религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой - привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной - пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Духовный мир восточных славян.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь - Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родоначальником жизни - Родом и с его Роженицами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски - «щур».

Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках - водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы - проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Общины земледельцев.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская (территориальная) община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет - вече - сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племён славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, стони, тысячи).

Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли племенные союзы. На территории Восточно-Европейской равнины проживало 12 (по некоторым источниками - 15) восточнославянских племённых союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, и ильменские славяне, жившие на берегах Ильменского озера и реки Волхов.

Религия восточных славян.

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников - умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» - умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

Почитание "родителей" - это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).

- «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» - русалка.

Формирование политических объединений

В античное время у славян не было возможности проводить независимую внешнюю политику, действуя на международной арене под собственным именем. Если у них и существовали крупные политические объединения, они остались неизвестны письменным цивилизациям той эпохи. Археологические исследования не подтверждают существование на землях восточных славян до VI века значимых протогородских центров, которые могли бы свидетельствовать об укреплении власти местных князей среди оседлого населения. Восточнославянские племена в ареале своего обитания на юге соприкасались и частично вовлекались в область распространения археологической Черняховской культуры , которую современные археологи склонны ассоциировать с расселением готов в северном Причерноморье.

Сохранились смутные сведения о войнах в IV веке славян с готами. Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский , Иордан). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим, нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укрепленные городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары, которые сначала покорили причерноморские (антов) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна. Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

Основаниями для славянской гордости были , очевидно, не только полный контроль над своей и прилегающими также славянскими территориями, но и их регулярные, опустошительные и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян. Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов, авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне.

Позднее часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи) платили дань хазарам. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты.

«Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями. В 862 году, согласно летописной хронологии ПВЛ, предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и словенами.

Рюрик обосновался среди славянских сел в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород. Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев. Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а Русь, варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры.

Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика, князьях Олеге и Игоре, и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом, оставив свое имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своем государстве, присоединив к нему земли древлян, вятичей, радимичей, Туров и область Червенской Руси.

Восточные славяне и их ближайшие соседи

Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили характер мирной колонизации.

Колонизация - заселение, освоение пустующих или редко заселённых земель.

Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Славяне также переняли у лесных жителей веру в волхов, кудесников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Среди них стали чаще встречаться люди с более плоскими и круглыми лицами, высокими скулами, широкими носами.

Большое влияние на славян оказывали и потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, боярин, хата, собака, топор и другие). Некоторые славянские языческие божества - Хорос, Стрибог - носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.

Однако не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников-аваров на славянское племя дулебов, жившие в Прикарпатье. Перебив почти всех мужчин, авары впрягли в телегу вместо коней дулебских женщин. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, покорили хазары, заставив их платить дань - «по горностаю и белке от дыма», то есть с каждого дома.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.


1. Введение 2
2. Происхождение восточных славян 3
3. Восточнославянские союзы племен5
4. Восточные славяне и соседи 7
5. Общественный строй 7
6. Культура и религия восточных славян 9
7. Заключение 12
8. Список литературы 13

Введение.

Своеобразие российской истории заключается в характере соединения двух центров силы, благодаря которому существует новое неповторимое единство, называемое Россией. Вопрос о происхождении славян является одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов, стоящих перед исторической наукой. Издревле селясь на обширных равнинах от Дуная до Волги (а еще раньше в Азии), индоевропейские предки славян постоянно смешивались с другими народностями, перенимали у них и передавали им расово-генетические, языковые и культурные черты. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов

Данная работа посвящена вопросу происхождения восточных славян, образованию первых этно - территориальных союзов и протогосударственных объединений, а также их отношениям с соседними народностями и племенами, образу жизни, хозяйству и верованиям наших предков.

Происхождение восточных славян.

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива.

Славяне относились к третьей по численности группе народов, крупнейшей на земле индоевропейской языковой семьи. В V- IV тыс. до н. э. заселяли территории Центральной Азии, Балканский полуостров и Малую Азию. Выделение праславянских племен и формирование праславянского языка началось приблизительно в середине II тыс. до н. э. или в середине I тыс. до нашей эры на территории Верхнего Ордера до Северного Днепра. Во время великого переселения народов

Исторические судьбы восточной Европы (в том числе Причерноморья как ее части) решались в черноземных степях, занятых воинственными кочевниками, земли которых измерялись месяцами конного пути, и в лесостепных и лесных землях, откуда земледельческие племена славян повели наступление на кочевников и на рабовладельческие причерноморские города. Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Римский писатель Тацит в I веке н.э. подробно описывает славян, начавших в то время играть заметную роль в международных событиях: «Венеды заимствовали многое из обычаев сараматов, ибо они простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкинами и феннами», то есть от места обитания северо-восточных народов, еще не знавших железных стрел (фенны), до устьев Дуная, где в то время жили певкины и где проходила граница Римской империи. Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р. Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Археологические материалы свидетельствуют о крупных изменениях, происшедших в славянском обществе в первые века нашей эры. Из всех славянских земель особенно выделялось Среднее Приднепровье, будущее ядро Киевской Руси. Здесь развивалась торговля (в землях славян найдено множество кладов римских монет II - IV вв. н. э., зарытых, вероятно во время набегов вражеских племен). Предполагают, что часть монет служила славянам не только как сокровище, но и в качестве денег. Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в V веке до н.э., писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Здесь развивалось плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Кроме кузнечного дела, которое всегда первым отделяется от земледелия, появилось и гончарное производство.

Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития во II - IV вв. н. Э. Славянского общества, вполне подготовленного к появлению у него классовых отношений и государства. Может быть, где-то у славян в эти столетия и складывались рабовладельческие отношения, но в основной своей массе славяне находились на стадии родо-племенного быта. Основной ячейкой славянского общества являлась родовая община, перераставшая в это время на юге в общину соседскую, территориальную. Многочисленные славянские племена, занимавшие во II-V вв. н. э. обширные пространства в Центральной и Восточной Европы, начинают играть все более значительную роль в общеевропейских событиях. К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его. Во главе племенных союзов восточных славян стояли князья. Они имели дружинников, их окружала знать. Существовало еще и общеплеменное ополчение. В VI в.-IX в. славяне объединились в общности носившее уже не только родовой но и территориально-политический характер. Название таких общностей происходило либо от названия местности (Поляне, Буряне). Либо от легендарных прародителей (Радимичи, Вятичи). Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Славу (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

Восточнославянские союзы племен.

Земли полян являлись ядром древнерусского государства, и отмечалось, что в то время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северскому Донцу. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине Х в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье. Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сож, - радимичей, по верхней Оке - вятичи. Севернее радимичей были расположены земли другого большого «племени» кривичей, которые делились на восточных и западных. Последние жили по реке Полота и именовались еще и полочане. Поселения кривичей на восток доходили до нынешней Московской области, где смыкались с вятичами.

Ранние восточнославянские объединения носили либо старые племенные названия (по районам расселения - кривичи, хорваты, дулебы, северяне), либо получили новые имена, чаще всего связанные с характером занимаемой территории (дреговичи, поляне, древляне) или с реками, вдоль которых они расселялись (бужане, полочане).

В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», племя радимичей»). Каждая область являлась объединением нескольких мелких племен. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение (полк, тысяча, разделенная на сотни). В пределах племени был свой град. Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд.

Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине 1 тысячелетия н. э.

Восточные славяне и соседи.

Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов". В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.

Общественный строй.

Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI - IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны. К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты - кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее - гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.

На протяжении VI -IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.

В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать - князья и бояре. В некоторых Византийских источниках IV - VI вв. имелись известия о пленных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них. Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства - все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

Культура и религия восточных славян.

Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна мало. Источником ее изучения является русский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Неисчерпаемая сокровищница народной мудрости - фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью модно было бы отнести именно к рассматриваемому времени. Но анализ архаических черт фольклора восточных славян и сопоставление его с западно- и южнославянским материалом позволяют считать весьма древним целый ряд трудовых обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок, отразивших сложную систему взаимоотношений человека с силами природы. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивавшие силу, ловкость и смелость.

Очень важную роль в воспитании патриотических чувств играла эпическая поэзия, но от нее дошли до нас только фрагменты. Автор «Слова о полку Игореве» сохранил в записи XII в. отголоски дунайских походов антов, во время которых они «ристали тропу Трояню через поля на горы». Он же вспоминает о песнях, сложенных по поводу смерти Буса (Боза) - антского князя, погибшего в борьбе с готами в IV в. н.э. Византийские хроники сохранили отрывки сказаний о борьбе славян с аварами. Русские летописи XI - XII вв. содержат ряд сказаний, восходящих к VI - VIII вв. (об основании Киева, насилия аваров и др.).

Дошедшие до нас образцы прикладного искусства свидетельствуют о своеобразии и самостоятельности творчества выделившихся из общин ремесленников. В бассейне реки Роси найден интересный клад русских вещей VI - VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде, с узорчатой вышивкой на рубахе. Для многих серебряных изделий VI - VII вв. южнорусских областей характеры сложные композиции человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты сближают славянское искусство VI - VIII вв. с русским народным искусством XVIII - XIX вв.

В VII - VIII вв. возникла потребность в письменности. Славянские князья, находившиеся на византийской службе, начали использовать буквы греческого алфавита для передачи славянских слов. В середине IX в. византийский миссионер Константин Философ (Кирилл) видел в городе Херсоне в Крыму богослужебную книгу, написанную «руськыми писмены».

Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени, но и многочисленные наслоения далеких первобытных времен. Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявлялась в том, что вместе с покойником клали вещи, оружие, пищу, а на могилах ежегодно устраивали поминки в честь священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словесные заговоры, вносились магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть - все эти события в жизни человека сопровождались заклинательными обрядами. Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - "скотьим богом" считался Велес, бог грозы был Перун. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди "капищ". Умилостивить "идолов" можно было жертвами. Каждый род чтил щура, мистического предка, основателя рода, отсюда и "пращур" и "чур меня", древнейшая из известных молитв-заклинаний. Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Кроме того, у каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершим князем насыпали огромные, как холмы, курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен, или рабынь. Справляли «тризну», т.е. устраивали боевые игры и конские ристалища в честь умершего военоначальника. Стали строить пышные языческие храмы, поражавшие иноземцев своей роскошной отделкой.

Произошло изменение и языческом пантеоне. Главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, превратившийся в бога войны, славянского Марса. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры.

Заключение .

«...Народ никак не может назваться варварским, если, при самом неудовлетворительном общественном состоянии, сознает эту неу-довлетворенность и стремится выйти к порядку лучшему; при этом, чем больше препятствий встречает он на своем пути к порядку, тем выше его подвиг; если он преодолевает их, тем более великим является такой народ перед историею. Итак, были ли наши предки варварами?

Брошенные на край Европы, оторванные от общества образованных народов, в постоянной борьбе с азиатскими варварами, подпадая даже игу последних, русские люди неутомимо совершают свое великое дело, завоевывая для европейско-христианской гражданственности неизмеримые пространства от Буга до Восточного океана, завоевывая не оружием воинским, но преимущественно мирным трудом; русский народ должен был сам все создавать для себя в этой стране дикой и пустынной. Находясь в обстоятельствах самых неблагоприятных, предоставленные самим себе, предки наши никогда не утрачивают европейско-христианского образа. Ни один век нашей истории не может быть представлен веком коснения; в каждом замечается сильное движение и преуспеяние». Этими словами великого труженика науки Сергея Михайловича Соловьева я бы хотела закончить и подвести итог своей работы. В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Нашиархеологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.

Разложение первобытного строя у восточных славян сопровождалось переходом от кровно родственной общины к соседской территориальной и ростом имущественной дифференциации соплеменников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История СССРс древнейших времен до конца XVIII в.: М. «Высшая школа», 1983 г.
  2. В.О. Ключевский «Краткое пособие по русской истории»: М. «Рассвет»,1992 г.
  3. Б.А.Рыбаков «Мир истории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 1987 г.
  4. А.А. Преображенский, Б.А.Рыбаков «История Отечества»: М. «Просвещение», 1997 г.
  5. Е. Шмурло «История России (IX - XXвв.)»: М. «Аграф», 1997 г.
  6. Седов В.В."Происхождение и ранняя история славян".М.,1979 г.
  7. Соловьев С.М. Об истории древней России. М.: Просвещение. 1992 сообщите об этом нам.