Сказки вятские. Не даром молвится, что вятский народ хватский - шабалинский край родной Звери у костра вятская сказка

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать, когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм - основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики — все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать — чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить — не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят — а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

Другие новости

В настоящий сборник вошли сказки Вятского края, записанные в 1908 году членом Русского Географического Общества Дмитрием Константиновичем Зелениным.

В сборнике представлено 133 сказки Вятской губернии и 6 Вотяцких сказок.

Вводная статья А. Шевцова
Дмитрий Константинович Зеленин и его «Сказки»

От Сказочной комиссии
Кое-что о сказочниках и сказках Вятской губернии
Перечень русских сказок Вятской губернии,
не вошедших в настоящий сборник
Алфавит авторов в этом перечне
Алфавит уездов
Чаще встречающиеся в Вятской губернии
сказочные темы

СКАЗКИ
Сказки Котельнического уезда
Сказки Гр. Ант. Верхорубова
1. «Про юру» [Пойди туда, неведомо куда; принеси то, не знаю что]
2. «Леший и черти»
3. «Про царскую дочь» [Солдат женится на царской дочери]
4. «Про Никиту Волокиту» [Вещий сон]
5. «Про Голь-Нужду» [Три правды, или Доброе слово]
6. «Про лева-зверя» [Звериное молоко]
7. «Солдат-богатырь»
8. «Царь-волшебник»
9. «Три дворца и подземное царство» [Волшебное кольцо]
10. [Леший]
11. «Про козла»
12. [Иванушко-дурачок]
13. «Про орла» [Морской царь]
14. «Про коровку-бурёнку» [Буренушка]
15. «Рассказ» [Солдат и его жена ведьма]
16. «Котик золотой хвостик» [Медведь-зять]
17. [Солдат и ведьма]
18. [Зять учит свою жену и тещу]
19. «Про ворона» [Солнце, месяц и ворон]
20. [Солдат и покойник-колдун]

Сказки А. Т. Краева
21. [Царская дочь]
22. [Нехай так будет!] [Веришь ли своей жене?]
23. [По щучьему веленью]
24. [Дурак, пять змеев и Марья-царевна]
25. [Из дудки в дудку]
26. [Попов работник и дьякон]
27. [Коровы-медведи, волки-овцы и Баба-Яга]

Сказки Ал. Лавр. Перфилова
28. Казак-Горемыка [Рога]
29. [Царевна Золотая Струя и ее дети]
30. [Колдун Ох и его ученик]
31. [Поп и работник]

Сказки Ник. Ив. Козлова
32. «Гуды-самогуды» [Пойди туда, неведомо куда;
принеси то, не знаю что]
33. [Вор] [Знахарь]
34. [Удалой батрак]
35. [Шут]

Сказки Зин. Мал. Кубышева
36. [Портной и чорт]
37. [Беспечальный монастырь]
38. [Кузнец и чорт]

Сказки Андр. Ив. Бледных
39. [Оборотень]
40. [Солдат и черти]
41. [Солдат и купец]
42. [Змей и цыган]
43. [Новый богатырь Фома Берденик]
44. [Делёж жатвы]
45. [Олексей Поповечь, Дубынечь, Горынечь и Усынечь богатыри]
46. [Костяной дворец]
47. [Иван-царевич, молодильные яблоки и живая вода]
48. [Поп и бурлак]
49. [Поп и работник]
50. [Поп-ворожец]
51. [Шут]

Сказки Андр. Харит. Селезенова
52. Бесстрашный барин
53. Небылица
54. [Сапоги для лешего. Рассказ катанщика]
55. «Нехай так так будёт»
56. «Два брата жениха»
57. «Как мужик на мельницу ездил»
58. «Заяц, ребячья сказка» [Медведь, слепень, заяц и мужик]
59. «Былица»
60. Купеческий сын
61. Вор Борма
62. Любовник деревенской бабы
63. Поп и работник
64. Поп и работник
65. Солдат и еретник
66. Еретник и работник
67. Отец и сын
68. Леший-лапотник

Сказки Мих. Андр. Перминова
69. «Про кривду и про правду»
70. [Знахарь]

Сказка Кузьмы Михеева
71. «Ворона» [О неправом суде птиц]

Записи Ек. Влад. Поповой
72. [Девица с отрубленными руками]
73. [Злополучный мертвец]

Записи Лид. Вас. Курочкиной
74. «Фифилисно ясно перышко»
75. Три змея
76. Рябок

Записи Е. А. Костровой
77. Кот и лиса
78. [Петух и жорновки]
79. Волк и лиса
80. Бабушка да отопочек
81. Трофим да Иван дурачки
82. [Бык-спаситель]
83. [Напуганные медведь и волки]

Сказки Нолинского уезда
Сказки Еф. Памф. Пуртова
84. [Три царства: медное, серебряное и золотое]
85. [Чудесная утка]
86. Про Ивана-царевича и Елену Прекрасную

Сказки Еф. Мирон. Климовой
87. «Кот да воробей, Митюнька третий»
88. [Дочь и падчерица]
89. [Волк]
90. [Неоконченная сказка]

Сказки Сем. Макс. Одегова
91. [Кумова кровать]
92. [Проценты]
93. [Старик на исповеди]
94. [Пустынник и дьявол]
95. [Добродетельный старик]

Записи о. Владимира Покровского
96. Сказка про Черную Кожу
97. Мальчик-с-пальчик
98. Три из сумки

Записи проф. М. А. Колосова
99. Богатырь Осип Прекрасный [Илья Муромец]
100. Богатыри: Алеша Попович и Никита Добрынич
101. Русские и черемисин

Сказки Вятского уезда
Сказки Петра Ив. Власова
102. [Оборотень]
103. [Варегин]
104. [Солдат женится на иностранной царевне]
105. [Дядя и племянник, мнимый медведь, становятся государями]
106. [Солдат знает все вперед]
107. «Про раков» [Легенда о происхождении раков]
108. [Иван Кобылин сын?]

Запись Мих. Ив. Сунцова
109. [Два брата: богач и бедняк]

Запись проф. М. А. Колосова
110. Матроселко [Ловкий вор]

Сказка Орловского уезда
Запись Ал. К. Шаховой
111. [Звери в яме]

Сказки Яранского уезда
Сказки Авг. Вас. Мулиной
112. «Петушок»
113. [Коза с козлятами]
114. [Кобыла — сорок пежин с пежиной,
свинка — золотые щетинки, сивко-бурко
и жар-птица]

Сказки Уржумского уезда
Сказки Нат. Ив. Безруковой
115. [Ивашко и ведьма]
116. [Нелюбимая родителями дочь]

Сказки Елабужского уезда
Записи учеников Реального училища
117. Сказка об Иване добром молодце и Елене Прекрас-
ной, об кошке и собаке [Волшебное кольцо]
118. [Купеческий сын и его невеста-волшебница]
119. Волк, медведь и лиса
120. [Сказка о лисе и волке]
121. Кот, козел, собака да баран
122. Тербень, тербень, красна девка!
[Дочь и падчерица]
123. Сказка о Иване-дураке
124. Блинная туча [Дурак и береза]
125. Сказка о мальчике и журавлях
126. [Вороватый мужик]
127. «Машенька»

Сказки Сарапульского уезда
128. [Николай Чудотворец] [Крестьянский сын
отчитывает царевну]
129. [Царевич]
130. Работник и поп [Кобылье яйцо]

Сказки Глазовского уезда
Сказка г. Трегубова
131. [Похороны вотяка]

Запись А. В. Покрышкина
132. [Чудесная молотьба]

Запись свящ. Н. Блинова
133. [Соль]

Вотяцкие сказки
Записи Тр. К. Борисова
134. [Волшебная птица и Рога]
135. Алдар [Вороватый мужик и шут]
136. [Благодарные животные]
137. [Злополучный мертвец]
138. [По щучьему веленью]

Запись свящ. Н. Блинова
139. Сказка о Иване Златоусом [Пойди туда, неведомо куда]

Научный аппарат, подготовленный Д. К. Зелениным
Областные слова, встретившиеся в сказках
Примечания к сказкам
Среди примечаний тексты сказок:
1) Колдун Ох и его ученик (сказка В. П. Щекотова)
2) Предание о кукушке (Новгородская сказка о неправом суде птиц)
3) Купеческий сын [Варегин] (сказка А. Ф. Зубарева)
4) Про солдата [Солдат женится на иностранной царевне]
(сказка А. Ф. Зубарева)

Сокращения, принятые в отделе «Примечания к сказкам»
Алфавитный указатель имен и предметов
Ключ к указателю

А. Шевцов. Вводная статья

Зеленин родился в 1878 г. в семье священнослужителя в небольшом селе в Вятской губернии, и до конца жизни был верен своему краю. Поэтому его «Великорусские сказки Вятской губернии» были одним из самых любимых произведений.

Рассказ о Зеленине в Википедии незаслуженно беден:

«Окончил Вятскую духовную семинарию и в 1904 году историко-филологический факультет Юрьевского университета… Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900-1915 годах. Большинство его работ связано с родным краем, куда ученый приезжал в экспедиции, а затем поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской ученой архивной комиссии.

С 1916 года Зеленин возглавлял кафедру русского языка и словестности в Харьковском университете. В 1925 году стал профессором кафедры этнографии Ленинградского университета, а также избран членом-корреспондентом АН СССР».

Вся научная жизнь протекла между строк о кафедре русского языка и избрании академиком.

В действительности же Зеленин представлял редкий в то время тип ученого, совмещавшего этнографию и языкознание. В то переходное время, когда советская наука только складывалась, это позволило Зеленину, в сущности, возглавить российскую этнографию, выведя ее на очень высокий уровень языковедческих исследований.

Думаю, Зеленин проложил дорогу Проппу с его исследованиями русской волшебной сказки. Им же была написана, вероятно, первая рецензия на «Морфологию сказки» Проппа в 1928 году.

Владение полевой этнографией одновременно с языкознанием позволило Зеленину поставить вести диалог с ведущими исследователями мира о возможности восстановления индоевропейского праязыка, а с ним и образа жизни наших предков. Зеленин шел к этому через изучение обряда, и работал, в отличие от предшественников, не на ушедшем материале, а на тех свидетельствах, что давала живая и наблюдаемая исследователем этнография.

На примере этнографии вятской земли Зеленин говорит о том, что когда нет прямых свидетельств, исторические источники скудны, надо привлекать источники косвенные, вглядываясь в частный домашний быт. Именно из быта народа Зеленин выводил те возможности изучения духовной жизни народа, которые составили основное содержание его статей.

Быт лишь на первый взгляд является чем-то далеким от духовной жизни. Он весь проникнут домашними обрядами и представлениями, сохраняющимися с древности. К тому же, у нас нет иной жизни, кроме быта. Поэтому желающему понять, как же жили наши предки, и освоить их мудрость, не посоветуешь иного пути, кроме как: читайте народную сказку. В ней все есть.

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 17:00 + в цитатник

Деяния Ария Оседня, и его праотца Богумира: "И был он благ, и Боги давали ему много овец и скота, пасущегося в степях...

Жили старик со старухой, у них было двое детей: сын да дочь. Старики были благочестивые и дети благочестивые. Старик со старухой померли и оставили своим детонькам своё...

У старика со старухой три сына: Семён, Сергей и Иван. — Когда помру, на могилу приходите: благословенье дам. Приходит один Иван, который первую ночь получает бурка, вторую — коурка, третью...

Жили-были - поживали, добра наживали Волк и Медведь. Вот Медведь и говорит Волку:— Давай-ка, брат Волк, наломаем сучьев да состроим шалаш на зиму!..

Жили-были старик со старухой. Жили с ними парнечок да девушка, пять овечушек, собачечка - пустолаечка, кошечка - беломоечка, петушок да курочка. Избёнка у них стояла на пригорке...

Один человек был страстным охотником. В лесу он увидел золотого орла. Увидел и возвратился. Пошёл он к старшине и сказал ему об этом.

Жили да были старик со старухой. Поехали они как-то раз под Афанасьев день в гости. Сели в повозку рядком, заговорили ладком. Ехали-поехали, хлестали кобылу...

Шёл один солдат домой. Ну, отслужил свой срок службы и идет. Зашёл в одну деревню, выпросился переночевать. Хозяйка говорит:— Ты, поди, есть хочешь...

Иван Крестьянский сын вызвался:— Хоть к черту, так пойду в работники. Чёрт нанимает его за 250 рублей и 100 рублей дает задаток. На дороге Яга Ягишна сообщает...

Был Алексей Фёдорыч, Казак-Горемыка. Он ходил работать подённым; ево как хлебом кормят, так денёк не дают, деньги платят ― хлебом не кормят. — Што я так скитаюсь? Буди...

Ямщики ехали с товаром. Шёл их большой обоз Сибирским трактом. Это было в старинные ещё года, когда были дороги не исправлены ещё; дороги были с боку...

Был у попа работник. Ходил он в лес дрова рубить. Нашёл гриб-дождевик, принёс домой и показывает попу. Поп спрашивает: — Что такое?...

Жил да был старик. У нево была кошечка-неумоечка, да был кот булыка. И этот кот ушёл лыка рубить, и он кошечке наказывал: — Кошечка, не гледи в окошечко...

Гуляла раз Лиса по лесу. Идёт себе без цели, цветики собирает, листики обрывает. Вдруг навстречу ей - медведь. Спрашивает: — Куда это ты путь держишь, Лиса-кутафья...

В Уржуме страшно любили лосей. Повстречать сохатого на дороге считалось хорошей приметой. Всяк уржумец, которому на дороге лось попадался, обязательно выходил с повозки и кидал в лося сапогом...

Как если бы к кому из губернаторов привыкли бы. На испытание собирается вся Вятка. Садятся на высоком берегу реки, а внизу у берега губернатора выталкивают, чтобы, значит, против...

Мужик пахал поле на пегой кобыле. Приходит к нему медведь и спрашивает: — Дядя, хто тебе эту кобылу пегой сделал? — Сам пежил. — Да как?...

В одном месте у реки тихое место было. Страшное. Там нечистая сила, видимо, была. Все показывалось людям. Миша Крюков рассказывал. Он на горе жил: — Ехали мы ехали...

Мельник у нас был. А говорили: — В омуте, в глубине чертёнок у него жил. Как-то приехал мужик к нему зерно молотить, а колесо не крутится...

У нас как-то баба утонула. Ну мне было лет двенадцать. Так брат-от нырял. Она вот купалась. Пошла на пожню и вот придумала купаться...

Ещё коровку-то когда выводишь, надо рожью её посыпать и говорить слова, чтобы дедушка-суседушка не мучал скотинку: — Дедушка-суседушка! Каурую пусти мою коровушку...

Быличка Мне мама рассказывала. Давно было. Она ездила на мельницу. Обратно домой поехала. Ей говорят: — Не езди, Александра, ночью: - может тебя поманить...

Быличка Не знаю, на самом деле было или нет. От Михаила Тимофеевича слышал. Один мужик делал сани себе, но ещё по голу, снега ещё не было...

У нас на погосте раньше кабак был, дак шёл мужик пьяный, и сам на себя дорогой забранился. Ему навстречу мужик шёл, говорит.

Сеяли мышь да воробей овёс. Овёс вырос. Воробей и говорит: — Ну, надо овёс жать А мышь и говорит: — У меня и под снегом не уйдёт...

Кикимору берут с болота и садят в человека. Сестру просватали, так ей посадили - у неё живот рос. Она когда умирать стала, кикимора у неё изнутри заговорила человеческим...

Один мужик бабу свою схоронил и все жалел, что она во сне к нему не приходит. Все говорил: — Хоть бы показалась она. Пойду на кресты в двенадцать...

У нас вот дядя. Вот в аккурат тоже так сделал. При этом порчу ему пустили. Приехал венчаться. А церковь была обнесена оградой ведь: - не так просто стояла...

Вот однажды мужик поехал на лошади домой. Он где-то в лесу работал и ехал на лошади домой. И вот едет-едет, и вдруг лошади у него заржали...

Раньше, как родишь, шесть недель пройдёт, идёшь в церкву молитву взять. А я дак неживого родила да мне всё и недосуг. Я не пошла к батюшке...

Только вот у меня мама рассказывала. У неё брат. Ему охота научиться играть в гармошку. Ему кто-то сказал: — Возьми в баню пойди и играй...

Царь посылает подслушивать, не говорит ли кто о его смерти. Три сестры хвастаются: — старшая - сплести ковёр-самолёт, младшая - родить 12 сыночков по локоть руки в золоте, по колен...

Вот сидит один раз Ленин у себя в комнатке после обеда и разные книжки и газеты почитывает. Только в какую газету ни заглянет, какую книжку ни раскроет...

В некотором царстве, в некотором государстве - именно в том, в котором мы живём - против неба на земле, на ровном месте, как на бороне, жил-был старик со старухой...

У одного мирошника был работник. Мирошник послал его засыпать на ковш пшеницы, а работник пошёл и засыпал-то на камень. Мельница завертелася, и пшеница вся разметалася...

Был царь Европейской, жил, больно богато жил. Он стар был, много годов жил, а ево сын, наследъник, малолеток был. А слуга был у нево верной Кайф, всех верънее...

Жили-были старик со старухой, и было у них три сына, один здоровее другого! Летом сыновья работали в поле, а зиму так, в безделье проводили: — напьются, наедятся...

Пошла одна девушка на Святках ворожить в заброшенную избу. Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить...

Шарыгино - несчастная сторона для охотника. Стреляешь в зайца, а за ним и медведь падает, и лиса, и неясыть. Зверья - не протолкнуться. Иной раз из дому захочешь выйти...

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Дата публикации 16.10.2014

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать,

когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм – основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики - все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать - чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить - не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят - а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

Есть у вятского народа свои выдуманные герои, они в сказках других местностей не встречаются. Например, Никита-волокита – этакий увалень, который в конце становится царём и женится на королевишне, или Солдат Вяткин, ездивший свататься к самой английской царице. В сказках не обходится и без нечистой силы, это такие персонажи – Великан Кудеяр, Леший, Баба-Яга, Домовой, Кикимора. Особенно любима вятичами Кикимора. В городе Кирове есть Кикиморская гора. До революции 1917 года в городе была Кикиморская улица. Не случайно Вятский край объявлен родиной Кикиморы.
А дальше библиотекарь представила дошколятам сказочных гостей занятия – игрушечных Домовёнка и Кикимору. Эти занимательные гости и поведали детям о видах сказок, о современных собирателях сказок, которые пересказали старинные вятские сказки на современный лад так, «чтобы всем понятно было».
Кикиморка «прочитала» дошколятам любопытную вятскую сказку «Гора Кикиморская» из сборника И. К. Ярополова. Не отстал и Домовёнок, его сказки – «Лиса-хвастунья» из сборника «Жили-были сказочники…» и «Поп и работник» из сборника «Волшебное колечко» – тоже запомнились малышам своим интересным сюжетом.
Закончилось занятие призывом читать вятские сказы и сказки, ведь в них заложена народная мудрость наших предков.

Екатерина Малых