Суффикс ся входит в основу. Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа. Какие бывают суффиксы

К языкознанию люди чаще всего обращаются в двух случаях: во время учебы на лингвистическом факультете и в попытках помочь своему ребенку с домашними заданиями. Тема формообразующих суффиксов считается не самой легкой. Огромный список морфем при беглом взгляде на него не обнаруживает четкой системы. Кажется, что составлен он коллективно. И даже возникает мысль, что кто-то придумал эту тему ради шутки и сам в ней не очень-то разбирался. Но это все только на первый взгляд. На самом деле тема словообразующих и формообразующих суффиксов очень интересна и легка для восприятия.

Определение понятий

Для начала стоит обозначить все возможные термины, чтобы не путаться в них.

Итак, суффикс - это изменяемая часть слова, стоящая между окончанием и основой (или другим суффиксом). Эта морфема служит для образования новых слов или его форм. Суффиксы (как языковое явление) часто свойственны В языкознании также используется термин "аффикс", который, по сути, можно считать синонимом. Однако иногда этот момент может запутать, поскольку аффиксами также называются и другие морфемы, кроме окончания, образующие другие формы и виды слова. Существует несколько видов суффиксов, но нас интересуют только два, поскольку они тесно связаны друг с другом.

Словообразовательный суффикс - это морфема, предназначение которой видно уже из названия. Она служит для образования новых слов. А формообразующий суффикс, в свою очередь, помогает создавать не новые слова, а, как тоже понятно из названия, его формы, то есть различные вариации уже существующего слова.

Очень важно не путать эти два понятия.

На самом деле главная сложность темы суффиксов заключается в напускном неподчинении каким-либо правилам и отсутствии системы как таковой. Закономерности, однако же, есть, просто они не рассматриваются в школьной образовательной системе из-за ненужности. Казалось бы, решение верное, ведь тот, кому интересна эта тема, будет и дальше развивать себя в этой стезе. Но вместе с этим, остается куча незакрытых пробелов, из-за чего дети в дальнейшем обучении или просто зазубривают все аффиксы, или просто пишут и делают задания наугад.

Для многих станет открытием, что появление того или иного суффикса в слове зависит от его свойств, от его основы. Какие-то из них присущи только глаголам, какие-то - только прилагательным, какие-то обозначают части тела, а какие-то - характеристики. Суффиксы различаются и по своему количеству: каких-то много, а какие-то существуют только в единственном варианте.

Говоря о последнем моменте, необходимо упомянуть о двух группах, на которые можно поделить все аффиксы. Это живые суффиксы, которые активно образуют слова и его формы, и мертвые, определить которые возможно только при глубоком анализе.

Формообразующие суффиксы глаголов

Рассмотрим их подробнее. Примеры формообразующих суффиксов широко встречаются в глаголах. Например, для образования различных времен или наклонений, инфинитивов и так далее. Некоторые примеры можно увидеть в этой таблице:

Итак, здесь приведены самые популярные суффиксы. Не замечая того, люди очень часто их используют. Глаголы - наиболее употребляемая часть речи в русском языке. И аффиксы в них необходимы, чтобы разнообразить речь.

Также интересен тот факт, что существует не только но и нулевой суффикс.

Формообразующие суффиксы причастий и деепричастий

В некоторых учебниках эти формы рассматриваются как особые вариации глагола, однако лучше выделить их в отдельном пункте. Итак, список формообразующих суффиксов для причастий и деепричастий:

Деепричастия и причастия используются реже, чем глаголы, но тем не менее указанные выше суффиксы все равно употребляются достаточно часто.

Примеры суффиксов в прилагательных

Формообразующие суффиксы в прилагательных выражаются в образовании форм простой сравнительной и простой превосходной степеней. Суффиксы -е-/-ее (-ей), -ше, -же относятся к простой степени сравнения, а аффикс -ейш-/-айш- - к превосходной.

Суффиксы в существительных

Формы существительных образуются при помощи краткого списка суффиксов.

Множественное число и косвенные падежи образуются через аффиксы -ес-, -ер-, -ен-, -ят- и другие. Одним из суффиксов образования формы единственного числа является -ин-.

Чтобы тема лучше усвоилась, обратите внимание на слова с формообразующими суффиксами:

Примеры на суффиксы для инфинитива

Смотреть, вести, мочь

Примеры на формообразующие суффиксы для прошедшего времени

Смотрел, вертела

Примеры на суффиксы для повелительного наклонения

Иди, пишите

Примеры на формообразующие суффиксы для причастия

Посмотревший, пишущий, видящий, прочитанный и др.

Примеры на суффиксы для сравнительной степени

Лучше, сильнее, больше

Примеры на формообразующие суффиксы для превосходной степени

Лучший, сильнейший, величайший

Примеры на суффиксы для множественного числа имени существительного

Матери, чудеса, котята, племена

Примеры на формообразующие суффиксы для единственного числа имени существительного

Гражданин

Некоторые ошибки, касающиеся суффиксов

Необходимость знакомства с разными видами морфем, в том числе и с формообразующими суффиксами, объясняется одним из заданий школьной программы. Имеется в виду морфемный разбор слова. Основные ошибки, касающиеся данного задания, связаны именно с этими аффиксами. Например, некоторые буквы суффиксов добавляются к окончаниям и корням. Другой ошибкой является складывание двух аффиксов в один - для этого очень важно знать и различать разные морфемы.

Также нужно помнить о том, что любые формообразующие морфемы, в том числе и суффиксы, не входят в основу слова. Это важно, потому что это - еще одна грубая ошибка, которую совершают ученики во время разбора слова на морфемы.

Как дело обстоит в английском языке?

В отличие от русского языка, в английском намного меньше формообразующих суффиксов. Их всего пять, и все они описаны в этой таблице:

Суффикс -ed

Суффикс, образующий форму простого, продолженного, перфектного прошедшего времени, а также причастия

Суффиксы -s/es

Суффикс, служащий для образования формы простого настоящего времени глагола и множественного числа существительного

Суффикс -ing

Суффикс, образующий герундий (отглагольная форма, означающая действие как предмет), который используется для образования форм продолженного прошедшего, настоящего и будущего времен

Суффикс -er

Суффикс, образующий форму сравнительной степени прилагательного

Суффикс -est

Суффикс, образующий форму превосходную степень прилагательного

Намного сложнее дела состоят со словообразовательными суффиксами. Их намного больше, поэтому запомнить их несколько проблематичнее.

Как можно заметить, формообразующие суффиксы часто употребляются с глаголами и прилагательными, что отлично от русского. Это объясняется принадлежностью языков к разным группам.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема формообразующих суффиксов, хоть и является достаточно объемной, но в то же время не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Лингвистика и языкознание необходимы не только на факультете иностранных языков во время изучения теории и практики словообразования. Тема суффиксов не зря так рано рассматривается в школе, потому что даже ребенок в состоянии разобраться в этом вопросе. Пусть он и кажется сумбурным, но любой сможет выучить весь этот большой и странный список, который пригодится ему потом.

Вопросом «Ть - это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Ть — это суффикс или окончание?

Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть - это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно мы видим в инфинитиве.

А что насчет «чь»?

Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

  1. Является суффиксом.
  2. Представляет собой флексию.
  3. Входит в корень.

Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

Каков же итог?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Морфемный анализ показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.

    Примечание: В разных учебных комплексах подход к разбору слова разный. Чтобы избежать проблем, сравни изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

    Разбор слова по составу целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи , к которой слово относится. После этого:
    - выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
    - выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
    - выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
    - выделить в слове корень.

    Для справки:
    Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

    Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс - ся/-сь (учи-л-а-сь) входит в основу.

    Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс - ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.

    Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов: писать – писа-тель , оптика – оптич-еск -ий .

    К формообразующим суффиксам относятся:

    · суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, - Е: -ее, - ей, - е, - ше, - ейш, - айш : сильный – сильн-ее , дорого – дорож-е , покорно – покорн-ейш- е, высокий – высоч-айш -ий ;

    · суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела-л – дела-л бы, нёс – нёс-Ø бы;

    · суффиксы неопределённой формы глагола –ть, - ти (в школе рассматриваются как окончание): лежа-л -а – лежа-ть , пас-л -а – пас-ти ;

    · суффиксы причастий -ущ-, - ющ-, -ащ-, - ящ-, - вш-, - ш-, - ем-, - им-, - ом-, - нн-, - енн-, - т- : нес-ущ -ий, игра-ющ -ий, крич-ащ -ий, свист-ящ -ий, чита-вш -ий, рос-ш -ий, организу-ем -ый, люб-им -ый, вед-ом -ый, увиде-нн -ый, раскро-енн -ый, стёр-т -ый ;

    · суффиксы деепричастий -а-, - я-, -учи-, - ючи-, - в-, - вши-, - ши- : слыш-а , дава-я , буд-учи , игра-ючи , проигра-в , наду-вши -сь, запер-ши -сь .

    Примечание: При отнесении причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи их суффиксы рассматриваются как словообразовательные (воспевающий, воспетый, воспевая, воспев - рассматриваются при этом как разные слова, а не как форма глагола воспевать).

    Суффиксы могут вызывать грамматические чередования в корне: мух-а - муш-к-а

    Приставка , или префикс - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.

    Примеры разбора:

    Существительное

    Некоторые существительные не имеют окончания , в силу того, что не изменяются (пальто, шоссе).

    Выделяются нулевые окончания :
    1. им. п. ед. ч. имен существительных м. р. - сад-〙, снег-〙
    2. им. п. ед. ч. имен существительных ж. р. - радость-〙, мышь-〙;
    3. род. п. мн. ч. имен существительных всех родов: чулок-〙 (чулк-и), семей-〙, (семj-я), стран-〙 (стран-ы).

    Нулевой словообразовательный суффикс выделяется:
    1. ж. р. им. п. ед. ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь-Ø-〙 (ср. синий - синь, синий - син-ев-а);
    2. им. п. ед. ч. м. р. отглагольных существительных: бег-Ø-〙 (ср. бегать - бег, бегать - бег-отн-я).

    (у) окна

    окн/а

    Начальная форма окно - существительное, обозначающее конкретный предмет;
    окончание (к окну - на окне - у окна) указывает на род. п. ср. р., ед. ч.;
    основа окн;
    корень окн -
    (окошечко, оконный),возможно чередование окн-, окон-, окош-

    воздухом

    воздух/ом

    Начальная форма воздух - существительное, обозначающее вещество;
    окончание -ом (в воздухе - воздуха - воздухом) указывает на тв. п. муж. р., ед. ч.;
    основа воздух ;
    корень воздух - (воздух, воздушный), возможно чередование воздух- , воздуш- .

    переименованию

    пере/им/ен/ова/ниj/ю

    Начальная форма переименование - отвлечённое отглагольное существительное;
    окончание (переименование - переименования - переименованию) указывает на дат. п. ср. р., ед. ч.;
    основа переименоваани j;
    переименование - именование - именовать - именной - имя;
    суффикс -ниj -
    образует существительные со значением действия;
    суффикс -ова - суффикс глагола со значением осуществлять что-либо;
    суффикс -ен - суффикс прилагательного со значением признака;
    приставка пере-
    корень -им -

    сливкам

    с/ли/в/к/ам

    Начальная форма сливки - собирательное существительное;
    окончание -ам (сливки - о сливках - сливкам) указывает на дат. п., мн. ч.;
    сливки - сливать - слить - лить;
    суффикс -к - образует существительные, обозначающие предмет - результат действия;
    суффикс -в - суффикс глагола несовершенного вида;
    приставка с- образует форму совершенного вида глаголов;
    корень -ли - (лить - льёт - лей), возможно чередование -ли-, - лj-, - лей- .

    Глагол

    Окончания нет у инфинитива.

    Выделяется нулевое окончание у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: делал-〙 (бы); у глаголов в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа : смотри-〙.

    У большинства глаголов различаются две и более модификации основы - инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида - будущего).

    Нулевой суффикс выделяется у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: нёс-Ø-〙 (ср. нес-л-а) , берёг-Ø-〙 (бы)

    обижает

    обиж/а/j/ет

    Начальная форма обижать - глагол несовершенного вида;
    окончание -ет - указывает на форму глагола наст. вр., 3 л.,ед. ч.;
    основа: обижать - обижа , обижают - обижаj ;
    обижает - обижать - обида;
    суффикс -j - - суффикс глаголов настоящего вр.
    суффикс -а - - суффикс глагольной основы несовершенного вида (ср. обидеть)
    корень обиж -, возможно чередование -обиж-, - обид -

    собрался

    со/бр/а/л/ 〙/ся

    Начальная форма собираться - собрался - возвратный глагол совершенного вида изъявительного наклонения;
    нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед. ч., м. р.;
    основа: собираться - собира (ть)ся ; соберутся - собер (ут)ся ; собираются - собираj (ут)ся; собрался - собра (л)ся ;
    собрал - брал - брать ;
    суффикс -ся - словообразовательный суффикс возвратных глаголов;
    суффикс -л - - (знал - купал) формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени;
    суффикс -а- - суффикс глагольной основы;
    приставка со - имеет значение объединения;
    корень -бр- (собирал - соберёт - собрался) возможно чередование -бир-, - бер-, - бр- .

    перепиши

    пере/пиш/ 〙/и

    Начальная форма переписать - перепиши - глагол совершенного вида повелительного наклонения;
    окончание нулевое указывает на единственное число;
    основа: перепиши_ ; переписать - переписа ;
    суффикс -и- - словообразовательный суффикс повелительного наклонения;
    приставка пере- в значении "вновь", "по-иному";
    корень -пис- , возможно чередование -пис-, - пиш-

    покраснеть

    по/красн/е/ть

    Начальная форма покраснеть - инфинитив (неопределённая форма глагола);
    окончания нет , так как у инфинитива отсутствуют признаки числа, лица, рода...;
    основа покрасне ;
    покраснеть - краснеть - красный ;
    суффикс -ть - формообразующий суффикс неопределенной формы глагола;
    суффикс -е- (словообразовательный) образует глаголы со значением: становиться кем-нибудь, каким-нибудь;
    приставка по- ;
    корень -красн- ;

    Прилагательное

    Некоторые прилагательные (беж, мини, реглан...), а также прилагательные в сравнительной степени окончания не имеют , так как не изменяются.

    Нулевое окончание выделяется у кратких прилагательных им. п. ед. ч. м. р.: грустен-〙; в им. п. ед. ч. м. р. у притяжательных прилагательных: сестрин-〙 (сестрина), рыбий-〙 (ры[б " й а ]).

    Формообразующие суффиксы, представленные в степенях сравнения прилагательного, не входят в основу.

    Суффиксы прилагательных помогают определять тот или иной разряд прилагательных, например, - лив - суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), - ск - суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), - ов-, - ин-, - й - суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

    высочайшего (уровня)

    высоч/айш/его

    Начальная форма высокий , высочайший - простая превосходная степень сравнения прилагательного;
    окончание -его (высочайшему - высочайшим - высочайшего) указывает на м. р., ед. ч., род. п.;
    основа высоч- ;
    высочайшего - высокого;
    суффикс -айш- - формообразующий суффикс простой превосходной степени;
    корень высоч- , возможно чередование высок-, высоч- .

    городская (улица)

    город/ск/ая

    Начальная форма городской - относительное прилагательное;
    окончание -ая (городское - городская) указывает на ж. р., ед. ч., им. п.;
    основа городск;
    городская - город ;
    суффикс -ск- - суффикс относительного прилагательного;
    корень город-

    дедовым (домом)

    дед/ов/ым

    Притяжательное прилагательное, начальная форма дедов ;
    окончание -ым (дедовой - дедовым) указывает на м. р., ед. ч., тв. п.;
    дедовым - дедов - дед ;
    суффикс -ов- - суффикс притяжательного прилагательного;
    корень дед-

    удобен

    удобен/

    Качественное прилагательное в краткой форме, начальная форма удобный ;
    нулевое окончание (удобна - удобны - удобен_) указывает на ед. ч. м. р.им. п. краткого прилагательного (по падежам не изменяется);
    удобный - удобен;
    корень удобен- возможно чередование удобн - , удобен

    Ø - нулевой суффикс
    〙- нулевое окончание
    При суффиксальном способе словообразования суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выход-Ø-〙, синь-Ø-〙, задир-Ø-а, проезж-Ø-ий). Этот способ используется в разных частях речи.

    Существительные образуются от – существительных: стол → стол-ик , – прилагательных: синий → син-ев -а, синь-Ø-〙, – глаголов: бежать → бег-отн -я, бег-Ø-〙, – числительных: сто → сот-н -я, двое → двой-н -я, – наречий: сообща → сообщ-ник , почему → почему-чк -а.

    Прилагательные образуются от - прилагательных: синий → син-еньк -ий, - существительных: осень → осен-н -ий, - глаголов: читать → чита-льн -ый, - числительных: двое → двой-н -ой, - наречий: внутри → внутр-енн -ий.

    Местоимения образуются от местоимений – суффиксами - то, - либо, - нибудь: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

    Числительное – от числительных: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е.

    Глаголы образуются от – глаголов: перечитать → перечит-ыва -ть, мыть → мыть-ся , – прилагательных: красный → красн-е -ть , видный → видн-е-ть -ся , – существительных: партизан → партизан-и-ть , толпа → толп-и-ть -ся , – числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’), – междометий: ах → ах-а-ть .

    Наречия образуются от – существительных: зима → зим-ой , – прилагательных: хороший → хорош-о , – числительных: три → тр-ижды , – глаголов: лежать → леж-а , – наречий: хорошо → хорош-енько , как → как-нибудь.

    Предлоги – от глаголов: исключа-я ← исключать.

    Морфемный анализ (разбор слова по составу) показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.

    1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

    Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

    Обратите внимание!

    В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].

    2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

    Учить - учитель , учительств о, учительск ий.

    Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

      суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

      Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.

      суффикс прошедшего времени глагола -л ;

      Пришёл , узнал .

      суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

      Бери , веди .

      некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

      Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).

      некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

      Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.

    Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

    Обратите внимание!

    1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

    2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

    3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

    Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .

    Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).

    Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.

    4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

    Например:

    1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

        В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».

        В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».

        В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».

    2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный .

        В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».

        В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .

    Обратите внимание!

    Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.

    1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

    2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

    3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

    Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а грамот -н -ый грамот-н- ость ).