Тесты егэ по литературе. Тесты егэ по литературе Егэ по литературе в году изменения

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:

  • отрывок из эпического, лиро-эпического или драматического произведения, входящего в кодификатор и семь вопросов с краткими ответами, проверяющими знание основных литературоведческих терминов (применительно к данному произведению) и реалий текста;
  • два мини-сочинения по этому произведению (по 5-10 предложений каждое) - одно с акцентом на анализ приведенного отрывка, другое - сопоставительное, где поднятые автором проблемы, темы и идеи рассматриваются в сравнении с другими произведениями сходной проблематики;
  • отрывок из лирического произведения стихотворение целиком и пять вопросов по нему (аналогично первому блоку);
  • два мини-сочинения - также на анализ и на сопоставление;
  • развернутое сочинение объемом от 200 слов на одну из предложенных тем (по выбору экзаменующегося).

Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .

Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:

  • от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века;
  • вторая половина XIX века;
  • русская литература XX века.

К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.

И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.

Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.

Новая система оценки ЕГЭ по литературе

Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.

Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:

  • 12 баллов - за 12 вопросов с краткими ответами;
  • 16 баллов - за 4 коротких сочинения (по 4 за каждое);
  • 14 баллов - за «большое» сочинение.

В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:

  • за вопросы с краткими ответами по-прежнему можно будет получить 12 баллов (21% от общей суммы баллов)
  • мини-сочинения на анализ текста будут «стоить» по 5 баллов - итого 10 за оба (17.5%);
  • резко возрастает оценка умения погрузить литературное произведение в контекст - за каждое из двух сопоставительных сочинений можно будет получить по 10 баллов, итого - 20 (35%);
  • за развернутое сочинение можно получить до 15 баллов (26%).

Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.

Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.


Критерии оценки сочинений и развернутых ответов на ЕГЭ по литературе-2018

Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.

Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:

  • соответствие ответа поставленному вопросу - 1 балл, при этом, если по этому критерию работа получает «незачет», дальше она не проверяется;
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подкрепления текста произведения - до 2 баллов;
  • - до 2 баллов.

«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:

  • до 4 баллов может принести адекватный подбор двух произведений для сопоставления (для получения максимального балла надо выбрать произведения, соответствующие формулировке задания, правильно указать их названия и авторство);
  • до 4 баллов - само сопоставление (в идеале оба выбранных произведения убедительно сопоставлены с исходным текстом в заданном ракурсе, причем сопоставление производится с опорой на текст произведений);
  • до 2 баллов - отсутствие логических, фактических и речевых ошибок .

Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.

Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:

  • соответствие теме - 1 балл (если работа не по теме или бессодержательна - баллы по остальным критериям не начисляются);
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подтверждения текста литературного произведения, в том числе наличие отсылок к конкретным эпизодам и персонажам - до 2 баллов;
  • использование основных понятий теории литературы - до 2 баллов, причем для того, чтобы получить максимальную оценку по данному критерию, уже недостаточно просто использовать в тексте такие слова, как «роман», «конфликт» или «герой» - надо вычленить хотя бы одно художественное средство, принципиально важное для развития темы;
  • композиционный замысел сочинения, пропорциональность частей относительно друг друга, целостность работы - до 2 баллов;
  • логичность изложения - до 2 баллов;
  • отсутствие в тексте фактических ошибок - до 3 баллов;
  • отсутствие речевых ошибок - до 3 баллов.
ЕГЭ по литературе не включено в перечень обязательных экзаменационных испытаний для выпускников школ, но требуется для поступления во многие ВУЗы на популярные специальности: журналистика, филология, телевидение, актерское искусство и другие. «Решу ЕГЭ по литературе» в онлайн режиме – возможность эффективно готовиться к экзамену, выполняя тесты по разным темам.

Данный экзамен, согласно опросам выпускников, считается одним из наиболее сложных. Причин несколько: необходимо оперировать огромным массивом информации, требуется написать сочинение, времени дается немало (около 4 часов), и его оказывается недостаточно, чтобы успешно справиться со всеми заданиями.

Как решить эти проблемы?

  • Овладеть теорией, чтобы уверенно использовать во время прохождения экзаменационного испытания;
  • Научиться рационально планировать время на экзамене;
  • Освоить навыки написания качественных сочинений на заданную тему, лаконично формулировать мысль.
Этапы подготовки:
  1. Главное – поставить ясную и четкую цель. Целью является результат, к которому вы идете. Чтобы представить необходимый результат, требуется составить список предпочтительных ВУЗов, куда планируете поступать – каждый имеет свой проходной балл, который в наиболее престижных учебных заведениях достигает 80.
  2. Возьмите необходимые учебники для повторения теории литературы. Чтобы подготовка была систематической и основательной, рекомендуется начать с ознакомления с – в ней конкретно указаны все моменты, на которые следует обратить внимание.
  3. Пользуйтесь всеми ресурсами для подготовки, не пренебрегайте школьным образованием.
  4. В вопросе написания сочинения необходима тренировка и помощь учителя или репетитора, который проверит сочинение, даст свои рекомендации, поможет проанализировать ошибки.
Обратите внимание: за полгода качественно и основательно подготовиться к экзамену невозможно, поскольку программа подразумевает значительный объем информации теоретического характера.

В структуру испытания входят задания, которые можно условно поделить на два типа: тестирование и сочинение.

  • Вопросы первой части требуют знаний теории и литературы разных веков – от древности от современности. Предполагается осведомленность в событиях, героях, характерах, проблематике, стилях произведений. Тестирование предполагает выбор правильного варианта из предложенных. Более сложные вопросы касаются установления соответствий, анализ стихотворения, экзаменуемому дают фрагмент литературного произведения и задания к нему, которые необходимо выполнить. Наибольшей проблемой является работа со стихотворениями, определением средств художественной выразительности.
  • Вторая часть предполагает формулирование собственного мнения в форме сочинения на заданную тему. Из предложенных вариантов тем можно выбрать подходящую – их три, по периодам развития литературы: древнерусская, классическая, новейшая литература. Критериями оценивания сочинения являются: полнота раскрытия темы, логика построения текста, владение терминологией, фактологическая точность, умение аргументировать.

Об изменениях в системе проведения Единого государственного экзамена в 2018 году было известно еще давно. Впервые о больших переменах сообщил бывший глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Литвинов. В частности, новации затронут ЕГЭ по литературе 2018 года.

Новый экзамен, который будут сдавать все выпускники учебного года 2017-2018, будет состоять полностью из заданий творческого характера. Как заявляет действующий министр образования России Ольга Васильева, в следующем году в силу вступит новая перспективная модель единого госэкзамена, специально разработанная ведущими специалистами института ФИПИ.

ФИПИ закончил апробацию новой модели единого государственного экзамена по литературе и выпускники – 2018 уже будут сдавать экзамен совершенно по-новому.

Сотрудники Федерального института педагогических измерений пошли на кардинальные меры, полностью исключив из КИМ тестовые задания. Какие еще нововведения ожидают и без того встревоженных одиннадцатиклассников?

Заданий с кратким ответом больше не будет

Для начала, давайте разберемся, какие по литературе наиболее важные. Итак, как уже говорилось выше, тесты были извлечены из экзамена.

Причины для такого шага нашлись – по словам разработчиков нового метода, тесты не представляют собой никакой сложности для выпускника, являясь лишним элементом оценивания. В тестовых заданиях существует большая вероятность «угадать» верный ответ, с чем никоим образом не согласны эксперты ФИПИ.

В ЕГЭ по литературе больше не будет тестовых вопросов открытого характера, где от школьника требуется ответ одним словом либо в виде цифровых последовательностей.

Сегодняшний ЕГЭ насчитывает двенадцать таких вопросов из общего числа. Большинство этих вопросов проверяют знание выпускником основных терминов литературоведения.

Однако школьники в наши дни отлично подкованы по этим пунктам. К тому же, задания, где предполагаются развернутые письменные ответы, и так рассчитаны на оперирование терминами, так что дополнительная проверка этих знаний не требуется.

К большой печали выпускников, они теряют гарантированную возможность набрать баллы на одном лишь доскональном знании терминологии. К тому же, полностью рушится стратегия троечников отделаться «малой кровью», то есть сделать одну только часть с заданиями, требующими кратких ответов. Начиная с 2018 года, от каждого экзаменующегося будут ожидать демонстрации умения здраво и красиво излагать свои мысли.

Увеличение количества заданий по выбору

Отныне у выпускников расширится выбор вариантов: вместо трех заданий для развернутого сочинения будет четыре. То есть нужно будет взять одну тему из увеличившегося списка. Получив то или иное произведение для «большого» сочинения школьник может выбрать, на какой вопрос ему интереснее будет отвечать.

Объем сочинения вырастет

В «главном» сочинении будет увеличен минимальный объем требуемого текста. В текущем ЕГЭ по литературе минимальный объем составляет 200 слов, но уже через год нужно будет «положить» на бумагу не менее 250 слов.

Также разработчики нового метода пришли к решению конкретизировать требования к мини-сочинениям. Если сейчас никаких жестких условий касательно числа слов в таких сочинениях нет (при написании мини-сочинений фигурирует рекомендация в 5-10 предложений), то к 2018 году в планах ФИПИ установить минимальный объем в размере 50 слов. Данное требование будет относиться и к сопоставительным заданиям, и к заданиям на анализ текста.

Упрощение заданий на сопоставление

Изменения коснулись и заданий на, так называемое, «погружение в литературный контекст». Если сегодня в ЕГЭ по литературе предлагают сопоставлять текст с двумя текстами, показывая тем самым свой кругозор как читателя, то в 2018 году предлагается упразднить задание, упомянув лишь один текст для сопоставления.

Уточняются критерии оценивания

Теперь, когда в ЕГЭ по литературе совсем нет заданий с краткими ответами, автоматическая проверка стала невозможной. В свете этого перед разработчиками перспективного метода единого экзамена по литературе встала важная задача – как достичь максимально объективной оценки знаний ученика?

Теперь ЕГЭ по литературе представляет собой пять сочинений, что приближает его к «традиционному» школьному выпускному экзамену. Эксперты серьезно подошли к делу, проводятся всевозможные заседания, где высказываются пожелания и предложения к подходу оценивания работ. Надо полагать, к моменту сдачи нам станет известно окончательное решение специалистов ФИПИ.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

В учебном году 2015-2016 проводился пробный ЕГЭ по литературе с некоторыми внесенными изменениями. Участие в «эксперименте» приняли более 1000 школьников из 60 учебных заведений в 13 субъектах Федерации.

В ходе апробации нового подхода к сдаче ЕГЭ по литературе было выявлено, что 94% учителей выступили за внедрение обновленного экзамена. Кроме того, эксперты подчеркивают тот факт, что новая модель не слишком отличается от предыдущей своей сложностью. Иными словами, школьникам не стоит переживать – принципиально более затруднительной сдача ЕГЭ по литературе в 2018 году не станет.

Некоторые изменения в законодательстве относительно проведения экзаменационного процесса уже в 2018 году коснутся, самых важных предметов. К тому же, обо всех этих изменениях было сообщено главой Министерства Литвиновым Дмитрием. В некоторых случаях изменения коснутся и такого предмета как литература.

Теперь же литература будет входить в число самых важных предметов ЕГЭ с 2017 по 2018 учебного года. Здесь ученики смогут самовыражаться и проявлять свои творческие таланты. Нововведения были разработаны лучшими специалистами научного учреждения ФИПИ. Именно в этом году была рассмотрена очередная апробация относительно экзаменов по литературе за 2018 год. Благодаря данным новациям, выпускники смогут сдавать ЕГЭ по литературе по совершенно новой методике.

Более того, сотрудниками Федерального Института Педагогических Измерений решили сделать кардинальные поправки, взамен этому они хотят исключить из числа обязательных экзаменов тестовые формы.

Что же еще ждать выпускникам в следующем году?

Теперь любые задания с кратчайшим ответом больше не смогут затронуть экзамен по литературе. Так как именно из экзаменов данного предмета полностью извлечены все тестовые задания. Причины такому изменению оказывается совершенно иной расклад в обучениях детей. Именно тестовые задания не представляют никакой сложности. Здесь практически каждый ученик может разгадать любой ответ, нажав на него наугад.

Возможно, все совсем не так как предполагалось. Но все же единый экзамен по литературе не будет нести тестовый характер. На сегодня ЕГЭ будет представлен в виде одного задания из двенадцати вопросов. Большинство этих вопросов коснутся основных терминов литературной теории. И все же ученики прекрасно подкованы по данным пунктам. Если в тестовом формате выпускники теряли свои баллы по знаниям с теоретической стороны, то при таких изменениях они смогут пополнить все свои недочеты и доказать другим, что вы в действительности знаете любую тему по литературе.

Повышение баллов происходит за количество, выбранных заданий

Итак, с недавних пор выпускник сам вправе выбирать общее количество заданий, а также расположить их по вариантам, к примеру, вместо прошлых трех обязательных заданий теперь будет четыре и это только сочинения. То есть, ученику старших классов придется выбрать один из предлагаемых. Получив, задание на любое произведение для дальнейшего его описания выпускник может выбрать, подходящий для него вопрос, на который ему будет интереснее отвечать.

Общий объем сочинения теперь вырастет

В любом сочинении будет увеличен основной размер требуемого текста. В предыдущем экзамене размер сочинения составлял всего 200 слов. Но уже очень скоро на бумагу придется изложить сразу 250 слов. К тому же, создатели новейшего метода пришли к основному результату, что основные требования к сочинению — это полная конкретизация.

Если же в данный момент нет никаких серьезных условий относительно количества слов, по крайне мере в подобных сочинениях не замечается. В основном при написании мини-сочинения на данный момент учитываются от 5 и до 10 предложений. Но в 2018 году этот размер будет увеличен до 50 слов.

К тому же, специалисты решили серьезно подойти к данному делу, именно по этому вопросу проводились сразу несколько заседаний. Здесь же каждый из них высказывал свои основные пожелания, и предлагали необычный подход по оцениванию всевозможных работ. И тут необходимо полагать, что во время сдачи экзаменов за 2018 год будет получено окончательное решение от сотрудников ФИПИ.

Новейший экзамен по литературе был запущен

В прошедшие 2015-2016 года проводился пробный вариант экзамена по литературе с готовыми изменениями. Здесь проводился эксперимент среди тысячи учеников из 60 школ в тринадцати субъектах России. Специалисты подчеркивают основной факт, что новейший формат ЕГЭ по литературе практически нечем ни отличается, от предыдущего варианта.

В любом случае выпускникам не стоит:

1) попросту нервничать, представляя экзамен не выполнимым заданием;

2) не следует утруждать себя постоянным чтением;

3) не стоит забывать о полноценном отдыхе и всегда заниматься физической культурой;

4) хорошо питаться и следить за своим рационом.