Трагическая судьба Евдокии Лопухиной — первой жены царя Петра I. Петр Первый (Петр I) - биография личной жизни, женщины Петра I: Любовные страсти императора Дети петра 1 и евдокии лопухиной

Прасковья Лопухина родилась 9 августа 1669 года в селе Серебрено, Московской области. Отец девочки изначально являлся стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже, государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья.

Изменить имя пришлось в статусе царской невесты, так как при русском дворе одна Прасковья: супруга Ивана V, соправителя Петра I, Прасковья Салтыкова. По настоянию будущей свекрови Натальи Кирилловны Нарышкиной, имя подобрали более благозвучное для русской царицы: Евдокия. Отчество тоже изменили в честь святыни дома Романовых, Феодоровской иконы.

Евдокия Федоровна вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же, стала последней русской царицей, поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц. Девушка выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью, царицей Натальей Кирилловной без всякого согласования на то с женихом, хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали. На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных являлся многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. Таким образом надеялась, что пара поможет в укреплении положения Петра в качестве государя, будучи популярными в стрелецких войсках.

Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. Через год у них родился первенец: царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, Александр и Павел, которые умерли в младенчестве. Хотя первые годы замужества оказались спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех.

Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью. Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу.

Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра. Сам же Петр I, занятый реформами в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини, по обычаю, принятому на Руси вместо развода. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь, традиционное место ссылки цариц, где женщину насильно постригли под именем Елены. Причем содержания от казны ей не назначили: ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне.

Через полгода монашеской жизни царица, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. В 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. К тому же стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей. Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Ее арестовали и со всем окружением доставили в Москву.

Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». После следствия и в результате царского суда, казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой»: в Ладожский Успенский монастырь, где жила под строгим надзором до кончины императора.

С приходом к власти новой супруги Петра I, Екатерины, Евдокию отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы». Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II, внука Евдокии, в 1727 году, с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре.

Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена.

Семья Евдокии Лопухиной

Отец - Илларион Авраамович Лопухин, стряпчий при дворе царя Алексея Михайловича.
Мать - Устинья Богдановна Ртищева.

Муж - Петр I, российский император.
Сын - Алексей (1690-1718).
Сын - Александр (1691-1692).
Сын - Павел (1693-1694).

Петр Алексеевич Романов (официальные титулы: Петр I Великий, Отец Отечества) – выдающийся монарх, сумевший произвести глубочайшие преобразования в государстве российском. За период его правления страна вошла в число передовых европейских держав и обрела статус империи.

Среди его достижений – создание Сената, основание и строительство Санкт-Петербурга, территориальное деление России на губернии, а также усиление военной мощи страны, получение важного для экономики выхода к Балтийскому морю, активное использование в различных областях промышленности передового опыта европейских государств. Однако, по мнению ряда историков, необходимые стране реформы он проводил спешно, малопродуманно и крайне жестко, что привело, в частности, к сокращению населения страны на 20-40 процентов.

Детство

Будущий император появился на свет 9 июня 1672 года в Москве. Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной.


Когда Петру исполнилось 4 года, отец скончался от сердечного приступа. Ранее он объявил престолонаследником Федора, сына от первого брака с Марией Милославской, с детства имевшего слабое здоровье. Для матери Петра настали сложные времена, вместе с сыном она поселилась в Подмосковье.


Мальчик рос крепким, живым, любознательным и активным ребенком. Его воспитанием занимались няньки, образованием – дьяки. Хотя впоследствии он имел проблемы с грамотностью (к своему 12-летию еще не освоил русскую азбуку), но с малых лет знал немецкий язык и, обладая отличной памятью, позже освоил английский, голландский, французский языки. Кроме этого, он изучил множество ремесел, включая оружейное дело, столярное, токарное.


После кончины в 20-летнем возрасте царя Федора Алексеевича, не сделавшего распоряжений относительно наследника престола, родня его матери Марии Милославской, первой жены отца, посчитала, что новым царем должен стать следующий по старшинству ее 16-летний сын Иван, страдавший цингой и эпилепсией. Но боярский клан Нарышкиных при поддержке патриарха Иоакима выступил за кандидатуру своего ставленника – здорового царевича Петра, которому тогда исполнилось 10 лет.


В результате Стрелецкого бунта, когда были убиты многие родственники царицы-вдовы, монархами провозгласили обоих претендентов на престол. Иван был объявлен «старшим» из них, а полновластной правительницей, в силу их юного возраста, стала сестра Софья, полностью отстранившая от управления страной свою мачеху Нарышкину.

Царствование

Вначале Петра не особенно интересовали государственные дела. Он проводил время в Немецкой Слободе, где познакомился с будущими соратниками Францем Лефортом и Патриком Гордоном, а также с будущей своей фавориткой Анной Монс. Часто юноша бывал и в Подмосковье, где создал из своих сверстников так называемое «потешное войско» (для справки, в XVII веке «потеха» означало не забаву, а военные действия). Во время одной из таких «потех» Петру опалило лицо гранатой.


В 1698 году у него произошел конфликт с Софьей, не желавшей терять власть. В итоге повзрослевшие братья-соправители отправили сестру в монастырь и оставались вместе на престоле до кончины Ивана в 1696 году, хотя фактически старший брат еще раньше уступил все полномочия Петру.

В начальный период единоличного правления Петра власть была в руках князей Нарышкиных. Но, похоронив в 1694 году мать, он взял заботу о государстве на себя. Прежде всего он задался целью получить выход к Черному морю. В результате после постройки в флотилии в 1696-м была взята турецкая крепость Азов, но Керченский пролив остался под контролем османов.


В период 1697-98 гг. царь под именем бомбардира Петра Михайловича странствовал по Западной Европе, обзавелся важными знакомствами с главами государств и приобрел необходимые знания в кораблестроении и навигации.


Затем, заключив в 1700-м мир с турками, он решил отвоевать у Швеции доступ к Балтийскому морю. После ряда успешных операций были захвачены города в устье Невы и возведен город Санкт-Петербург, получивший статус столицы в 1712 году.

Северная война в деталях

Одновременно царь, отличавшийся целеустремленностью и сильной волей, проводил преобразования в управлении страной, рационализировал хозяйственную деятельность – обязывал купечество и дворянство развивать важные для страны отрасли промышленности, строить горные, металлургические, пороховые предприятия, возводить верфи, создавать мануфактуры.


Благодаря Петру в Москве было открыто артиллерийское, инженерное и медицинское училище, в Северной столице – учреждена Академия наук, школа морской гвардии. Он инициировал создание типографий, первой в стране газеты, музея Кунсткамера, общедоступного театра.

Во время военных операций государь никогда не отсиживался в безопасных крепостях, а лично возглавлял армию в боях за Азов 1695-96гг., во время Северной войны 1700-21гг., в ходе Прутского и Каспийского походов 1711 и 1722-23гг. соответственно. В эпоху Петра были основаны Омск, Семипалатинск, присоединен к России полуостров Камчатка.

Реформы Петра I

Военная реформа

Реформы военных сил стали основным плацдармом деятельности Петра Великого, «гражданские» реформы проводились на их базе и в мирное время. Главная цель – финансирование армии новыми людьми и ресурсами, создание военной промышленности.

К концу XVII века стрелецкое войско было распущено. Постепенно водится система рекрутской повинности, приглашаются иностранные солдаты. С 1705 года каждые 20 дворов должны были предоставить одного солдата – рекрута. При Петре срок службы не ограничивался, однако в армию мог отправиться крепостной крестьянин, и это освобождало его от зависимости.


Для управления делами флота и армии создаются Адмиралтейство и Военная коллегия. Активно строятся металлургические и текстильные заводы, верфи и корабли, открываются школы военных и морских специальностей: инженерные, навигационные и т.п. В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров.


Итогом реформы стало масштабное (ок. 210 тыс. к концу правления Петра I) и современно оснащенное войско, подобного которому в России еще не было.

Реформа центрального управления

Постепенно (к 1704 г.) Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу. В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений. В 1711 году учрежден Сенат – высший государственный орган, объединивший ветви судебной, исполнительной и законодательной власти. Устаревшая система приказов заменяется системой коллегий, аналогом современных министерств. Всего было создано 13 коллегий, в т.ч. Синод (духовная коллегия). Во главе иерархии стоял Сенат, ему подчинялись все коллегии, а коллегиям, в свою очередь, администрации губерний и уездов. Реформа была завершена к 1724 году.

Реформа местного управления (областная)

Проходила параллельно с реформой центрального управления и делилась на два этапа. Необходимо было модернизировать устаревшую и запутанную систему деления государства на многочисленные уезды и независимые волости. Кроме того, Петр нуждался в дополнительном финансировании военных сил для Северной войны, чему могло поспособствовать укрепление вертикали власти на местах. В 1708 году территория государства была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позже их стало 10. Губернии подразделялись на уезды (от 17 до 77). Во главе губерний встали приближенные к царю военные чиновники. Главной задачей их являлся сбор рекрутов и ресурсов с населения.

Второй этап (1719) – устройство губерний по шведскому образцу: губерния – провинция – дистрикт. После создания Главного магистрата, который также считался коллегией, в городах появился новый административный орган – магистрат (аналог мэрии или муниципалитета). Горожане начинают подразделяться на гильдии в зависимости от их финансового и социального положения.

Церковная реформа

Петр I намеревался снизить влияние Церкви и патриарха на государственную политику в финансовых и административных вопросах. Первым делом в 1700 году он запретил избирать нового патриарха после смерти патриарха Андриана, т.е. данная должность фактически была ликвидирована. Отныне царь должен был лично назначать главу Церкви.

О реформах Петра I кратко

Следующим шагом стала секуляризация церковных земель и человеческих ресурсов в пользу государства. Доходы церквей и монастырей отчислялись в государственный бюджет, откуда шло фиксированное жалование священнослужителям и монастырям.

Монастыри были взяты под строгий контроль Монастырского приказа. Без ведома этого органа запрещался постриг в монахи. Запрещалось строительство новых монастырей.

С созданием в 1711 году Сената вся деятельность Церкви (назначение глав храмов, строительство новых церквей и т.д.) перешла под его контроль. В 1975 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору.

Прочие реформы

Среди других социально-политических преобразований Петра I:
  • Реформа культуры, подразумевавшая насаждение (и порой весьма жестокое) западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье. Меняется календарь, создается первый театр (1702) и музей (1714).
  • Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами. После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании (кроме детей крепостных) и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования.
  • Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны.
  • Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет.
  • Создание Табеля о рангах (1722) – таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием.
  • Указ о престолонаследии (1722), позволявший императору лично назначать преемника.

Легенды о Петре I

По разным причинам (в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми) существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой – грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I.

Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист.


Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки (бритье бород, танцы и развлечения и др.); пытался найти тайную библиотеку Софьи Палеолог, о расположении которой знали только лица царской крови, но безуспешно; до возвращения Петра в Москву остатки стрелецкого войска были уничтожены в сражении, о котором не сохранилось никаких документальных сведений.

Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки

В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной – привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина – она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии. Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя.


Но семейная жизнь будущего государя не задалась. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных.

В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое (по другой версии – двое) сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу.

В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью.


Меркантильная распутная немка действительно покорила сердце Петра Великого. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей.

Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь – к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой».

В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение. В 17 лет она стала женой шведского драгуна, а когда его войско потерпело поражение от солдат под командованием фельдмаршала Шереметева, она оказалась в услужении Александра Меньшикова. Там ее и заметил Петр Великий, сделал одной из своих любовниц, а потом приблизил к себе. В 1707 году Марта крестилась в православие и стала Екатериной. В 1711 году она стала женой государя.


Союз принес на свет 8 детей (по другим данным, 10), но большинство умерли в младенчестве или раннем детстве. Внебрачные дочери: Екатерина, Анна, Елизавета (будущая императрица), первый законнорожденный ребенок Наталья, Маргарита, первый сын Петр, Павел, Наталья-младшая. В некоторых неофициальных источниках встречаются сведения о двух мальчиках, самых первых детях Петра I и Екатерины, погибших в младенчестве, однако документального подтверждения их рождения нет.

В 1724-м государь короновал жену как императрицу. Через год он заподозрил ее в супружеской измене, казнил любовника камергера Виллима Монса и лично преподнес ей на блюде его голову.

У самого монарха тоже были романтические связи – с фрейлиной жены Марией Гамильтон, с 15-летней Авдотьей Ржевской, с Марией Матвеевой, а также с дочерью валашского государя Дмитрия Кантемира Марией. Относительно последней даже ходили слухи о замене ею царицы. Она вынашивала для Петра сына, но ребенок не выжил, и император к ней охладел. Несмотря на многочисленные связи на стороне, признанных императором бастардов не было.

История любви Петра Первого и Марии Гамильтон

Старший сын Петра I, царевич Алексей, был официальным наследником на престол, но в 1718-м (в 28 лет) был казнен по обвинению в заговоре против отца. Он действительно бежал за рубеж, чтобы просить помощи у правителей Австрии и Швеции, но был возвращен домой, лишен престолонаследия и, после разоблачительных показаний его любовницы Ефросиньи, осужден на смерть. Есть свидетельства, что Петр лично под пытками допрашивал сына перед судом.


Алексей Петрович оставил двух внуков – Наталью и Петра (будущий Петр II). В 14 лет правитель умер от оспы. Так прервалась мужская линия Романовых.

Смерть

В последние годы правления монарх, всю жизнь страдавший от приступов головной боли, имел также урологическое заболевание – камни в почках. Осенью 1724 года его болезнь обострилась, но, вопреки рекомендациям медиков, он не прекращал заниматься делами. Возвращаясь в ноябре из поездки в Новгородскую область, он помогал, стоя по пояс в воде Финского залива, вытаскивать севшее на мель судно, простудился и заболел воспалением легких.


В январе 1725 года Петр слег и очень страдал от страшной боли. Императрица все время находилась у постели умирающего супруга. Он скончался в феврале на ее руках. Вскрытие показало, что смерть императора наступила от воспаления мочевого пузыря, спровоцировавшего гангрену. Похоронили его в соборе Петропавловской крепости.

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

История жизни жены Петра Первого Евдокии Лопухиной вызывает большой интерес у любителей истории в силу своей загадочности, неоднозначности и трагичности. Она была первой и не слишком любимой женой Петра l и последней русской царицей, в то время как все последующие супруги русских императоров являлись иностранками.

Происхождение и семья

Несмотря на то что часто можно встретить информацию о том, что жена Петра Первого Евдокия Лопухина была знатного боярского рода, она не вполне достоверна. Дело в том, что отец будущей царицы действительно приходился сыном думному дворянину, но боярское звание семья получила лишь после венчания Евдокии с царевичем Петром Алексеевичем.

Илларион Лопухин, отец будущей царицы, сделал видную карьеру при царском дворе. Служил он и стряпчим, и стрелецким головой, и стольничим, и даже окольничим. Однако после попадания его дочери в немилость к государю карьера его резко оборвалась, как и его сыновей.

Вообще история этой семьи видела не только колоссальный взлет в конце семнадцатого века от захудалого дворянского рода на вершину власти, но и трагическое падение, которое сумели пережить далеко не все члены семьи Евдокии Федоровны Лопухиной.

Выбор в качестве невесты

Политическая ситуация в России конца XVll века была крайне нестабильной. Многочисленные боярские кланы были недовольны и готовились к приходу к власти нового царя, который должен был вот-вот подрасти и достичь совершеннолетия.

В такой ситуации мать Петра Алексеевича, урожденная Наталья Кирилловна Нарышкина, в спешке начала подыскивать для своего любимого сына удобную невесту. Выбор пал на представительницу увядающего и бедного рода Лопухиных, который отличался тем не менее многочисленностью и был способен в случае необходимости защитить ее Петра от недругов. Невестой для царевича стала Прасковья Илларионовна Лопухина, которая сменила имя после венчания на Евдокию Федоровну.

Следом за венчанием дочери ее отец получил боярский титул, а братья - высокие должности при дворе, которые впоследствии им дорого обошлись.

Первые годы в браке

Брак позволил Петру Алексеевичу изменить статус и сместить царевну Софью, так как традиционно на Руси считалось, что после женитьбы юноша становился мужчиной и совершеннолетним.

На молодую царицу сразу же была возложена обязанность по рождению наследников. Считается, что в первые три года Евдокия Лопухина родила троих детей, двое из которых погибли во младенчестве. Некоторые исследователи, впрочем, сомневаются в существовании одного ребенка и считают, что их было двое. Вырасти было суждено лишь одному из них, но и его участь была печальна. Царевич Алексей погиб от руки своего родного отца, который обвинил его в заговоре и попытке организации польско-шведской интервенции в Россию.

О первых годах жизни царственной четы известно из воспоминаний Бориса Ивановича Куракина, который был мужем родной сестры царицы Евдокии Лопухиной. Он происходил из знатного рода Гедеминовичей и вошел в историю как наиболее близкий сподвижник Петра l и первый постоянный посол России за рубежом. Этот блистательный чиновник на протяжении столетия служил примером для его последователей на дипломатическом поприще.

Источники о семейной жизни царицы

В своей книге "Гистория о царе Петре Алексеевиче" Куракин пишет, что царица была хороша собой, статна, однако и самовольна, упряма и консервативна. Последнее, вероятнее всего, и сыграло роковую роль в отдалении от нее будущего императора.

Куракин также сообщает, за что не любили Евдокию Лопухину, говоря о ее склочном характере. Однако здесь стоит отметить, что, несмотря на своенравность, она все же была воспитана в традициях "Домостроя", поэтому до определенного момента признавала за мужем право принимать принципиально важные решения.

Первый год, как вспоминает тот же Куракин, Евдокия Лопухина с царем жили душа в душу и весьма любили друг друга, но вскоре ситуация сильно изменилась. Возможно, виной тому стало знакомство Петра Первого со своей первой фавориткой - которая вошла в историю как кукуйская царица. С ней Петр познакомился при посредничестве Лефорта.

Тучи сгущаются

Пока мать молодого царя была жива, он не проявлял чрезмерной агрессии по отношению к своей жене, которая продолжала жить во дворце, именовалась царицей, несмотря на наличие у царя любовницы. Впрочем, Наталия Кирилловна и сама немного охладела к невестке за упрямство и самодовольство.

В 1694 году царь отправился в Архангельск, но не стал поддерживать с женой переписку, хотя та все еще жила в Кремле. В то же время ее братья и отец попали в опалу, а сама царица начала общаться с людьми, недовольными политикой амбициозного правителя. Так началось необратимое трагическое падение, которое омрачило биографию Евдокии Лопухиной и ее ближайших родственников.

Необратимые перемены в отношениях супругов наступили в 1697 году, когда Петр засобирался в Великое посольство, в преддверии которого отец и двое братьев Лопухиной были сосланы подальше от Москвы под предлогом назначения на должность воевод. Уже из посольства царь написал своему дяде письмо, в котором просил его уговорить жену на добровольный постриг в монастырь. Как и следовало ожидать от упрямой царицы, она отказалась от этого предложения.

Постриг и ссылка

По возвращении из Европы Петр первым делом направился к своей любовнице, не посетив жены. Это событие, безусловно, вызвало у Евдокии Лопухиной тревогу, но изменить ситуацию уже было нельзя. Вскоре Петр встретился со своей женой в доме одного из чиновников и настоятельно попросил ее уйти в монастырь. Она вновь отказалась. Однако на этот раз Евдокию Лопухину в монастырь (Суздальско-Покровский) сопроводили под конвоем.

Есть мнение, что первоначально Петр Великий хотел казнить свою жену, но все тот же Лефорт уговорил его ограничиться ссылкой и монашеством. Монастырь, в который прибыла царица, традиционно служил местом ссылки опальных царских жен и любовниц.

Жизнь в монастыре

Отправленная в монастырь царица не получила государственного содержания и вынуждена была просить своих родственников высылать ей средства, покупать еду и одежду. В таком режиме опальная царица прожил год, после чего начала жить в монастыре мирской жизнью.

Вскоре при посредничестве монастырского настоятеля у нее появился любовник майор Глебов, заведовавший рекрутским набором в Суздале. Его судьба тоже оказалась весьма трагичной, в 1718 году он был обвинен императором в подготовке заговора и казнен.

После разоблачения заговора Евдокия Лопухина была перевезена сначала в Александровский Успенский монастырь, а позже в более суровый Ладожский Успенский монастырь. В последнем она провела семь лет под строгим наблюдением, пока не скончался ее бывший муж.

После смерти Петра Великого

Наследницей Петра l стала Екатерина l, которая, чувствуя опасность, исходящую от бывшей царицы, переселила ее в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, на престол взошел внук царицы Евдокии Лопухиной Петр ll.

После коронации внука Евдокия торжественно вернулась в Москву, где поселилась сначала в Вознесенском монастыре Кремля, а позже переехала в Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Все обвинительные документы были изъяты и уничтожены, а на содержание Лопухиной было выделено значительное количество денег и особый двор. При этом никакого влияния на внутреннюю политику она не оказывала.

Согласно некоторым сведениям, Евдокия Лопухина фигурировала в числе потенциальных наследников Петра ll, однако история распорядилась иначе. Царица прожила долгую, опасную и трагичную жизнь, но похоронена была с почетом и должным уважением в 1731 году в Новодевичьем монастыре. Анна Иоанновна, в пользу которой она отказалась от власти, относилась к родственнице с должным почтением. Потерявшая отца, братьев, сына и возлюбленного из-за мнительности царя, Евдокия проявила смирение и стоицизм, а последние ее слова были таковы: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного".

Удобная навигация по статье:

Император Петр I и его жены

Современники русского императора Пера Алексеевича Первого утверждали, что правитель был очень страстной личностью. Поэтому и списку возлюбленных дам царя мог позавидовать Казанова. Однако, среди них всех были и такие, которые оставили особый след в биографии этого человека-легенды.

Первая жена Петра I

Евдокия Лопухина

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Исследователи жизни Петра Великого предполагают, что первой настоящей любовью монарха была жена первая жена Петра Евдокия Лопухина, на которой будущий российский император женился по велению матери в семнадцатилетнем возрасте в 1689 году.

Воспитанная по традициям Домостроя, девушка не поддерживала и даже осуждала прозападный образ мышления мужа, что, скорее всего, и стало причиной того, что супруги быстро охладели друг к другу. При этом, за время пока они состояли в браке Евдокия смогла родить Петру трёх сыновей.

Плохо образованная и очень упрямая Лопухина начала раздражать будущего владыку Российской империи и тот скоро нашёл для себя другую даму сердца – Анну Монс. Однако, до самой кончины матери Пётр старался скрыть эту связь, а после её смерти заставил жену постричься в монахини и оставил её в Суздальско-Покровском монастыре. При этом, сама Евдокия или же, как она стала зваться инокиня Елена, закрутила роман в монастыре с офицером Глебовым, пока об этом каким-то образом не узнал Пётр Первый.

После этого, согласно царскому приказу, Глебов, некоторые служители монастыря и сын Алексей были казнены. Саму же супругу монарх сослал на этот раз в более строгое место, которым оказался Успенский монастырь, откуда она не выходила долгих семь лет. Покинуть стены монастыря первая жена Петра смогла лишь перед смертью в период правления собственного внука Петра Второго.

Видео-лекция: первая жена Петра I Евдокия Лопухина

Вторая жена Петра I

По словам современников Петра, эта женщина являлась прямой противоположностью Евдокии. Она обладала не только яркой внешностью, живым складом ума и энергичным нравом, но и полностью разделяла любовь царя к европейской культуре и образу жизни. Благодаря этим качествам красавица смогла покорить сердце правителя России, даже несмотря на свою весьма сомнительную репутацию в прошлом.

Имевшая в народе славу куртизантки, прекрасная Монс до встречи с царём была любовницей его соратника и друга Лефорта, который, собственно, их и познакомил.

Пётр великий одаривал дочь винодела различными дорогими подарками и на протяжении десяти лет жил со «своей ненаглядной Аннушкой», которую его супруга именовала «Монсихой», а народ – «Царицей Кукуйской» (по названию Немецкой слободы).

Чувства Петра к заботливой немке были настолько сильными, что в 1703 году царь намеревался сделать её своей новой официальной супругой. Так бы и было, если бы он совершенно случайно не узнал, что Монс уже несколько лет изменяет ему с именитым саксонцем, которому даже как то умудрилась родить ребёнка (дочь).

Разгневанный дурными вестями правитель России отдал приказ держать Анну под домашним арестом целых два года. И, скорее всего, её судьба могла окончится тогда же, если бы Пётр в этот период не питал чувства к новой возлюбленной – Екатерине Первой.

Видео-лекция: Анна Монс

Третья жена Петра I

Екатерина Первая

Новая любовь царя Екатерина Трубачёва встретилась ему, имея в прошлом большой опыт легкомысленной жизни. Говорят, что эта женщина меняла любовников чаще, чем снимала перчатки!

Марта Скавронская (так девушку звали на самом деле) была уроженкой Балтии и прежде чем занять место императрицы России успела поработать прачкой, а также побывать замужем за шведом Рабе, побывать в русском плену и побывать в спальнях Меньшикова и Шереметьева.

Именно Меньшиков рекомендовал её Петру Великому, который проникся к девушке чувствами, почувствовав в ней тепло и ласку. Кроме того, одной Екатерине было под силу усмирить частые приступы гнева императора, которые вызывали мигрени.

Также, женщина разделяла с Петром Алексеевичем все тяготы и лишения армейских походов, а также подарила ему восьмерых детей. Но, только двум из них удалось дожить до восемнадцати лет (Анна и Елизавета).

Екатерина была коронована осенью 1723 года, а спустя год Петру донесли о её весьма продолжительной любовной связи с Монсом, который приходился родным братом бывшему любовному увлечению Петра, Анне Монс.

Чтобы не очернить своё имя взбешённый император Российской империи обрушил свою ярость на Монса, обвинив его в казнокрадстве и смертной казни. При этом, согласно царскому приказу его супруга, которая всячески отрицала факта измены, должна была смотреть за процессом казни. Говорили, что при виде этой жестокой сцены на её лице не дрогнул ни единый мускул.

Кроме того, она проявила свой характер и самоконтроль и вечером, когда вернувшись в собственные покои, она увидела на стуле заспиртованную голову любовника.

После этого у царя ещё были женщины, а жену Екатерину он смог простить только перед смертью.