Учебный план для студентов. Учебный план. Индивидуальный учебный план. Для чего студентам нужен учебный план

Наименование работы

Объём и краткое содержание работы

выполнения

(семестр)

отчетности

экзамен/зачет

1. Учебная

Дисциплины для изучения определяются в соответствии с учебным планом Программы магистерской подготовки

2. Научная

1. Теоретическая

2. Экспериментальная

3. Практика

Научно-педагогическая

Научно - исследовательская

виды работ

5. Предварительная защита научной работы

Студент ______________________________________ «___» ________ 20__г.

Научный руководитель _________________________ «___» ________ 20__г.

Учебный план 1-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1. Учебная работа

Философия права

Социология права

Основы педагогики

Организационно – управленческая деятельность юриста

История политических и правовых учений

История и методология юридической науки

Иностранный язык в правоведении

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент_________________________________________________«___» ________ 20_г.

Научный руководитель ___________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы _____________________ «___» ________ 20_г.

Студент решением кафедры ______________________________ аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________(________________)

Учебный план 2-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1 .Учебная работа

Сравнительное правоведение

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения

Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления

Президентская власть в Российской Федерации

Принцип разделения властей в теории и практике российской государственности

Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления

Методика преподавания права

Нравственность и право

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент _______________________________________________ «___» ________ 20_г.

Научный руководитель __________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы ____________________ «___» ________ 20_г.

Студент _____________________________________ решением кафедры аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________________(_______________)

Приложение 1 к приказу ректора от 03.12.2012 № 1710/п
Порядок перевода на индивидуальный учебный план обучения

и на индивидуальный учебный график обучения

в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
1. Общие положения
1.1. Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальному учебному графику позволяет реализовать студентам Университета:

Право обучения по сокращенным и ускоренным образовательным программам;

Право параллельного обучения по двум и более образовательным программам;

Право совмещения учебы с научной, трудовой, спортивной, творческой деятельностью;

Право академической мобильности;

Право свободного посещения занятий (или переноса занятий) по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об образовании», ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008г. № 71, «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Уставом ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
2. Процедура перевода на индивидуальный учебный план (график) обучения
2.1. Индивидуальный учебный план по направлению подготовки (специальности) и индивидуальный график обучения по направлению подготовки (специальности) разрабатываются в полном соответствии с действующими ГОС или ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки (специальностям), с учетом уровня предшествующей подготовки и способностей студентов.

2.2. Индивидуальный учебный план создает условия для реализации дифференцированных подходов в подготовке студента по избранной им специальности или направлению подготовки, опираясь на уровень его образования и способности. При этом в индивидуальном плане могут быть произведены изменения в структурных частях основного учебного плана при соблюдении требований ГОС или ФГОС.

2.3. Индивидуальный учебный график создает условия освоения части основной образовательной программы в другие сроки по сравнению со сроками, предусмотренными основным учебным планом, за счёт перераспределения времени и учебной нагрузки.

2.4. На индивидуальный учебный план (график) обучения могут быть переведены:


  • студенты, принятые для обучения по сокращенным образовательным программам (на базе СПО или ВПО);

  • студенты, принятые для обучения на полный срок и переведенные после аттестации на ускоренную основную образовательную программу;

  • студенты, переведенные из другого вуза или зачисленные на основании академической справки, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, отчисленные из Университета и восстанавливающиеся для продолжения обучения в Университете, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, принятые для параллельного обучения по двум основным образовательным программам;

  • студенты, переходящие с одной основной образовательной программы на другую;

  • студенты, переведенные с очной формы обучения на заочную (очно-заочную) или наоборот;

  • студенты, изъявившие желание для параллельного получения дополнительной квалификации;

  • студенты, находящиеся на стажировке (обучение за границей, обучение в соответствии с договорами Университета с другими учреждениями);

  • студенты, обучающиеся на «отлично», как правило, в течение двух последних семестров и проявившие склонности к научной работе или общественно-политической деятельности, дальнейшее развитие которых требует самостоятельного распределения учебного времени;

  • студенты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» и совмещающие учебу в Университете с трудовой деятельностью, совпадающей или близкой к избранной специальности (с предоставлением справки с места работы);

  • студенты-спортсмены, выступающие в составе сборных команд, участвующие в длительных учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям, графики спортивной подготовки и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению кафедры физического воспитания или Спортивного клуба Университета);

  • участники творческих коллективов, графики репетиций и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению Совета ВиВР);

  • студенты, вынужденные по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам временно прервать посещение занятий (лечение в дневном стационаре, уход за тяжело больным членом семьи и др.) (по представлению декана (директора) соответствующего факультета (института, филиала) при предоставлении соответствующей справки);

  • студенты, имеющие детей до трех лет (при предоставлении соответствующей справки);

  • иное (по представлению декана (директора) факультета (института, филиала), утвержденному первым проректором по учебной работе).
2.5. Вопрос о переводе студента на индивидуальный план (или график) обучения рассматривается по заявлению студента в течение двух первых недель с начала семестра с представлением подтверждающих документов и ходатайств в деканат факультета (института, филиала) (Приложение 1).

Решение о возможности или невозможности обучения студента по индивидуальному плану обучения (или графику, или по плану и графику одновременно) принимается аттестационной комиссией факультета (института, филиала) и оформляется протоколом.

2.6. Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом по Университету (Приложение 3).

Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному графику оформляется распоряжением по факультету (институту, филиалу).

2.7. Для оказания научной и методической помощи студенту, переведенному на индивидуальный учебный план, по решению выпускающей кафедры может назначаться научный руководитель с включением ему соответствующей нагрузки в учебное поручение.

2.8. Индивидуальный график обучения освобождает студента от необходимости посещения учебных занятий по расписанию и позволяет ему выполнять программные требования дисциплин в индивидуально установленные сроки при условии выполнения им лабораторных и контрольных работ, предусмотренных учебным планом, но не освобождает от выполнения курсовых проектов (работ) и прохождения учебной и производственной практик.

2.9. Контроль за выполнением индивидуального графика обучения студента осуществляет декан (директор), либо заместитель декана (директора) факультета (института, филиала). По результатам выполнения индивидуального графика обучения декан (директор) принимает решение о возможности его продления на следующий учебный год (семестр).

2.10. При выполнении индивидуального плана (графика) обучения соответствующего курса студент переводится на следующий курс.

2.11. При невыполнении студентом индивидуального учебного плана он приказом по университету (Приложение 4) переводится на обучение по основному учебному плану направления подготовки (специальности) со сроком обучения в соответствии с ГОС или ФГОС.

В случае невыполнения индивидуального графика обучения студент распоряжением по факультету (институту, филиалу) переводится на действующий график учебного процесса соответствующего направления подготовки (специальности).

2.12. Студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета и переведенным на индивидуальный учебный план или индивидуальный график обучения, назначается стипендия по итогам семестрового выполнения индивидуального учебного плана и/или индивидуального графика обучения в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

2.13. Для студентов, параллельно обучающимся по двум и более основным образовательным программам, допустимо обучение лишь по одной образовательной программе за счет средств федерального бюджета, а на остальных – с полным возмещением затрат на обучение в качестве слушателя.
3. Оформление, структура и форма индивидуального учебного плана (графика)
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана соответствующего направления (специальности) в полном соответствии с действующим ГОС или ФГОС.

Индивидуальный учебный план утверждается Ученым советом факультета (института, филиала).

Индивидуальный учебный план при индивидуальном обучении студента (или нескольких студентов) реализует образовательную программу без изменения полного срока обучения, за исключением обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе.

Индивидуализация обучения осуществляется за счет корректировки номенклатуры и перераспределения объемов в часах дисциплин специализации и факультативов, а также дисциплин регионального (вузовского) компонента (вариативной части) и дисциплин по выбору студента (в пределах объема часов соответствующих циклов дисциплин).

Допускается изменять план учебного процесса (семестр, отчетность, виды и объем аудиторных занятий) в индивидуальном учебном плане.

В исключительных случаях (по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и др.) сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть увеличены до одного года по сравнению с нормативным периодом обучения.

3.2. В случае обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе, сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть сокращены без изменения образовательной программы обучения и требований к специалистам соответствующего уровня и квалификации в соответствии с «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725.

Сокращение сроков обучения достигается за счет:

– увеличения доли самостоятельной работы при изучении отдельных дисциплин;

– перезачета предметов любого цикла, изученных студентом на предшествующем этапе профессионального образования.

Перезачет производится по документу государственного образца о высшем профессиональном образовании на основании решения аттестационной комиссии в соответствии с «Положением об аттестационных комиссиях ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» и Методически ми рекомендациями о порядке перезачета студентам АлтГУ дисциплин, изученных на предшествующем этапе высшего профессионального образования.

3 .3. Для студентов, принятых для обучения по сокращенным образовательным программам на базе ВПО, и студентов, принятых для параллельного обучения по двум основным образовательным программам ВПО, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению обучения в АлтГУ по сокращенной программе в специально формируемых группах лиц с высшим профессиональным образованием и студентов АлтГУ, зачисленных на параллельное обучение».

3.4. Оформление индивидуального учебного плана осуществляется в соответствии с требованиями к оформлению основного действующего учебного плана, за исключением титульного листа, в котором отмечается утверждение Ученым советом факультета (института, филиала) и производится запись: «Индивидуальный учебный план студента ___ группы (или группы студентов № ___) по направлению подготовки (специальности ________».

3.5. Индивидуальный учебный график составляется, как правило, на учебный семестр или год (два семестра) (Приложение 2).

3.6. Индивидуальный график обучения утверждается деканом (директором).

После утверждения индивидуального графика обучения декан (директор) издает распоряжение по факультету (институту, филиалу) о переводе студента на индивидуальный график обучения сроком на один учебный год (семестр).

3.7. Индивидуальный график обучения регулирует порядок освоения за избранный срок (семестр, учебный год) все формы учебной работы, предусмотренной основным учебным планом. При этом в семестр не может быть освоено учебной работы, предусмотренной более чем за два семестра основного учебного плана, а за учебный год (два семестра) соответственно учебной нагрузки более чем четырех семестров основного учебного плана. При сдаче академической разницы возможно составление индивидуального графика обучения, объединяющего учебные работы разных семестров и курсов обучения.

3.8. Студент, обучающийся по индивидуальному учебному графику, при промежуточной аттестации сдает в течение учебного года не более 20 экзаменов и 24 зачетов.

3.9. Индивидуальный график обучения оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в деканате, другой выдается студенту. В деканате факультета (института, филиала) ведется журнал регистрации индивидуальных графиков обучения, в котором записываются Ф.И.О. студента, курс, группа, период, в течение которого он обучается по индивидуальному учебному графику. Порядковый номер в журнале является номером индивидуального учебного графика.

Приложение 1
Образец заявления о переводе на индивидуальный план обучения

Ректору АлтГУ

С. В. Землюкову

студента __ курса группы ___

Факультета (института, филиала)

_____________________________

(ФИО студента)

заявление
Прошу перевести на индивидуальный план обучения в ___ семестре 20__ - 20__ учебного года ________________________________

В связи с трудоустройством в __________ на должность_________

По состоянию здоровья

В связи с рождением ребенка

По семейным обстоятельствам

С условиями перевода и обучения по индивидуальному плану ознакомлен(а), согласен(сна) и обязуюсь выполнять.
Соответствующие документы прилагаются (к заявлению прилагается справка установленного образца или ходатайство учреждения ).
Дата Подпись

Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор)

факультета (института, филиала)

«____» _________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ

студента __ курса группы ____ очной формы обучения факультета (института, филиала)

направления / специальности «_______________» в ___ семестре 20__-20__ учебного года

__________________________________

ФИО студента


п/п

Дисциплина и форма семестровой отчетности

Раздел. Тема.

Задание

Форма контроля

Сроки отчетности

Полученная оценка / количество баллов

Ф.И.О.

преподавателя


Подпись

1

2

3

4

Приложение 3
Образец приказа о переводе на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ПЕРЕВОДЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
П Р И К А З Ы В А Ю:

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, перевести на индивидуальный план обучения на __________ семестр 20___ - 20____ учебного года _____________ (в связи с трудоустройством, как имеющую ребенка до трех лет и др.).
Основание: личное заявление с визами; копия документа, подтверждающего необходимость перевода на индивидуальный план обучения, индивидуальный график обучения студента.

Визы:

Начальник УМУ

Приложение 4

Образец приказа о лишении права на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ЛИШЕНИИ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
В связи с невыполнением индивидуального графика занятий (нарушением сроков отчетности по дисциплине (ам) «__________», нарушением правил внутреннего распорядка АлтГУ
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. ____________________________ , студента ____ курса группы _______,

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, лишить права на обучение по индивидуальному плану.
Основание: служебная записка декана (директора) факультета (института, филиала), выписка из аттестационной ведомости.
2. Контроль исполнения приказа возложить на декана (директора)________________ факультета (института, филиала) _____________.
Ректор _________________________
Визы:

Первый проректор по учебной работе

Декан (директор) факультета (института, филиала)

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .

Обучение по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ правом обучаться по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения могут воспользоваться следующие лица:

  • имеющие высшее образование по любому направлению подготовки (специальности) – ориентировочный срок обучения 4 - 4,5 года;
  • выпускники колледжей или техникумов, получившие профильную специальность СПО к выбранному профилю в Университете (например, диплом колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» считается профильным по отношению к осваиваемой в Университете программе по профилю «Промышленное и гражданское строительство») – срок обучения 4,5 года;
  • ранее обучавшиеся в высшем учебном учреждении и имеющие справку об обучении или академическую справку – срок обучения зависит от объема совпадений дисциплин.

Общие правила:

  1. Все абитуриенты, вне зависимости от предыдущего образования, зачисляются по результатам конкурсного отбора по выбранному направлению подготовки на первый курс полной программы обучения см. правила приема. Сокращение срока обучения возможно только за счет перезачета или переаттестации изученных дисциплин в предыдущем учебном заведении, на основании чего составляется индивидуальный учебный план обучающегося. см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения по индивидуальным учебным планам , см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения и реализации образовательных программ высшего образования по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки .
  2. Перезачитываются только те дисциплины, которые были изучены в образовательной организации высшего образования, при условии, что они имеют аналогичные названия, одинаковую трудоемкость освоения (не меньше) и форму аттестации по отношению к учебному плану НИУ МГСУ. Учитываются дипломы о высшем образовании или справки об обучении в вузе/академические справки без ограничения давности получения, но при условии государственной аккредитации вуза.
  3. В случае если дисциплина имеет различие в названии, форме аттестации (зачет/экзамен/дифференцированный зачет) или меньшую трудоемкость (количество часов изучения), она может быть переаттестована по решению аттестационной комиссии соответствующей кафедры. Переаттестация дисциплин проводится аттестационной комиссией соответствующей кафедры при личном присутствии обучающегося в течение первого семестра обучения по расписанию (как правило, ноябрь месяц). Во время переаттестации комиссия опрашивает обучающегося по дисциплине и принимает решение о наличии или отсутствии у обучающегося знаний и компетенций, соответствующих программе Университета. Для лиц, проживающих в отдаленных регионах РФ, процедура переаттестации может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий при условии идентификации личности аттестуемого.
  4. При желании, любая из дисциплин, попадающая под категорию «перезачет» или «переаттестация», может быть изучена обучающимся повторно.
  5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану и на переаттестацию дисциплин (если необходимо) должны быть поданы обучающимся в Учебную часть ИДО в течение 10 дней с начала учебного семестра.
  6. Результаты перезачета и переаттестации вносятся в индивидуальный учебный план обучающегося. Индивидуальный учебный план согласовывается с обучающимся, после чего оформляется дополнительное соглашение к договору о платных образовательных услугах, определяющее новый срок обучения и изменения в оплате обучения по ИУП, рассчитываемые в соответствии с приказом . Стоимость обучения определяется для каждого учебного семестра в отдельности в зависимости от реальной трудоемкости без учета перезачтенных или переаттестованных дисциплин. То есть общая стоимость обучения уменьшается на объем перезачтенных или переаттетованных дисциплин.
  7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану производится в течение первого семестра обучения после окончания процедуры переаттестации.

Для ознакомления на примере направления подготовки «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство» приведены:

  • примерный перечень дисциплин , которые может заявить на переаттестацию выпускник колледжа, получивший диплом СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

В школе, как и в вузе, весь учебный процесс должен быть подтвержден определенными документами. В данной статье хочется рассказать об одном из них. Речь пойдет о том, что же такое

Определение понятия

В первую очередь надо определиться с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Главное из них - учебный план. Нужно сказать, что Его цель: определить количество предметов, а также часов, отведенных на их изучение. Также в учебном плане будет прописана расстановка часов по неделям, разбивка этих часов на различные виды занятий (для вузов): лекции, семинары, лабораторные работы. Важный момент: учебный план составляется и утверждается Министерством образования.

Наполнение

Итак, стоит также более подробно рассмотреть, чем же наполняется учебный план.

  1. В этом документе определяется продолжительность времени (год, семестр), отведенного на изучение данного предмета. Также прописываются каникулярные дни.
  2. В плане имеется полный перечень предметов, которые будут прочитаны для учащихся.
  3. Каждый предмет будет иметь свою разбивку на часы (общее их количество; часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы).
  4. Официальные моменты: наименование курса, указание кодов специальности, подписи официальных лиц, заверяющих документ.

Нюансы

Стоит помнить о том, что учебный план составляется один раз в 5 лет. Изменений он требует только в том случае, если были внесены корректировки или Министерством образования, или самой кафедрой. Ежегодно же должен составляться рабочий учебный план, который даст более подробную информацию о том или ином предмете.

Стоит сказать о том, что все учебные планы и программы должны быть составлены согласно принципам, прописанным Министерством образования. Так, при их составлении нужно придерживаться следующих моментов:

  1. Учебный план должен быть составлен согласно следующим документам: ГОС ВПО и образовательные стандарты, которые являются официальными документами).
  2. Все дисциплины специальностей не должны превышать объем, который был регламентирован образовательным стандартом.
  3. Все индивидуальные работы студента - лабораторные, курсовые, графические работы, рефераты, а также аттестационные моменты (экзамены или зачеты) - входят в общие часы, отведенные на изучение определенного предмета.
  4. Некоторые моменты образовательное учреждение может изменять на свое усмотрение. Однако федеральные дисциплины всегда остаются неизменными. Например, количество часов, отведенных на физическую культуру - постоянно.

Особенности

Составляя учебный план (2014-2015 гг.) для вузов, стоит помнить о том, что количество дисциплин, которые должен сдать студент на протяжении года, не должно превышать 10 экзаменов и 12 зачетов. Также нужно учитывать, что некоторые моменты кафедра может изменять по своему усмотрению:

  1. Регулировать объем часов, отведенных на изучение определенного предмета (обязательно в пределах 5-10%).
  2. Самостоятельно формировать циклы плана, оставляя при этом частично нетронутым цикл нормативных дисциплин (сюда будет входить история, философия и иные обязательные предметы, предназначенные для изучения всеми студентами, независимо от специальности).
  3. Каждый преподаватель может составлять авторские программы читаемых дисциплин, при этом рекомендуя определенное количество часов на их изучение (кафедра обязательно принимает во внимание эти рекомендации).
  4. Разделение часов на изучение того или иного предмета из цикла специализированных для определенной кафедры дисциплин происходит на усмотрение администрации кафедры, однако обязательно в достаточном для полного изучения предмета количестве.

Индивидуальный план

Еще один весьма важный документ - это индивидуальный учебный план. Составляется он для определенного учащегося, который обучается по особой, индивидуальной системе. Для школьников это возможно по болезни, студент(ка) же может либо работать, либо находиться в декретном отпуске.

Принципы

Стоит сказать о том, что индивидуальный учебный план в обязательном порядке должен реализовать следующие принципы:

  1. Составляется он на основе общеобразовательной программы, которая студентом должна быть в обязательном порядке выполнена.
  2. В индивидуальном учебном плане допускаются изменения относительно учебного плана, однако в пределах 5-10%.
  3. Вносить изменения в план возможно только в третьем разделе (дисциплины по специальности), относительно нормативных дисциплин изменения невозможны.

Как обычный так и индивидуальный скрепляются комплектом подписей и обязательно мокрой печатью. Только в таком случае учебный план считается официальным документом, согласно которому можно вести

Базисный учебный план

Стоит сказать и о том, что план работы на учебный год должен быть составлен не только для учащихся высших учебных заведений, но и для школьников. Так, стоит разобраться в таком понятии, как базисный учебный план. Данный документ также разрабатывается на основе федерального стандарта. Тут предлагается годовое распределение часов для изучения всех школьных предметов. Особенности: стоит помнить о том, что федеральный базисный план для учеников младшей школы (1-4 классов) составляется на 4 года обучения, для учащихся 5-11-х классов - на пять лет.

Распределение компонентов федерального плана

Следует сказать о том, что учебный план школы должен быть распределен согласно определенным правилам. Так, федеральный компонент будет содержать в себе примерно 75% всех предметов, региональный компонент - обязательно не мене 10%, компонент образовательного учреждения - также не менее 10%.

  1. Федеральный компонент. Тут содержатся все обязательные для изучения школьниками дисциплины, прописанные Министерством образования.
  2. Региональный (или национально-региональный) компонент. В данном разделе могут изучаться предметы, важные для определенного региона, однако не для школьников всей страны. Пример: родной язык определенных национальностей.
  3. Компонент образовательного учреждения может углублять изучение определенных предметов. Пример: школа с углубленным изучением иностранных языков дополнительно дает несколько часов на изучение этих предметов.

В выпускном 11-м классе дополнительные часы помогут выделяться на предпрофильную подготовку студентов.

Структура

Ну и в самом конце хочется немного рассмотреть структуру учебного плана (т.е. те пункты, которые там должны обязательно присутствовать).

  1. Титульный лист. Однако это не отдельный листок, как в курсовой работе или реферате. Это так называемая «анатомичка» учебного заведения. Тут должны быть указаны название школы или вуза, кафедра, специальность (с кодами) и т. д.
  2. Следующий пункт: сводные данные относительно бюджета времени (по неделям). Тут расписывается время, отведенное на обучение, зачеты и экзамены, каникулярное время.
  3. План учебного процесса, где прописываются распределение часов по предметам.
  4. Особый пункт: практика (производственная, преддипломная (для учащихся вузов)).
  5. Отдельным пунктом идет
  6. Блок подписей, которые скрепляются мокрой печатью.

Все эти пункты являются обязательными при составлении учебных планов. Структура учебного плана не подлежит изменениям и не может быть скорректирована на свое усмотрение.