Занятие по развитию речи на тему "осень" во второй младшей группе. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила Работа над выразительным чтением

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» (в сокращении). При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать у детей сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Сонце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Затем воспитатель выясняет, правда ли, что в стихотворении отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит)».

Воспитатель повторяет стихотворение, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для детей.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют", моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе.
«Заучивание стихотворения А.Плещеева
«Осень наступила»
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и неуютно в осеннюю пору. Уточнять и расширять словарный запас
детей
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интонационную выразительность речи, силу голоса, память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. Продолжать развивать мелкую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к стихам, музыке; аккуратность и трудолюбие при выполнении задания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за цветами на клумбе, за кустами с облетевшей листвой.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 часть.
- Ребята, хотите послушать мелодию? Садитесь на стульчики. (звучит мелодия музыки С.Майк-апара «Осенью». Дети слушают.)- Это музыка грустная или веселая? – Грустная. Грустная мелодия, потому что
Осень наступила,высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Это стихотворение называется «Осень наступила» и написал его А.Плещеев.
А музыка, которую мы слушали, тоже была про осень.
-Что же происходит осенью? (показ презентации)
- Осень наступила...Какие приметы осени изображены на картинке?
-Высохли цветы и глядят уныло голые кусты. Уныло, значит грустно. (Дети за мной повторяют строчку и вместе и индивидуально.)
- Туча небо кроет, солнце не блестит. (Эту строчку дети тоже проговаривают и вместе и индивидуально)
- Ветер в поле воет. Как ветер воет? -У –У-У. А теперь ветер завыл еще сильнее, еще сильнее. (строчку также повторяют)
-Дождик моросит. Что значит моросит?
Далее читаю стихотворение еще раз, дети вместе со мной.
-Давайте поиграем: я начинаю строчку, а вы заканчиваете.
- Кто хочет сам рассказать стихотворение? Не забывайте, что сначала надо сказать название стихотворения.(2-3 человека)
Физкультминутка:
Игра «Мы - осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
2 часть.
- Осенью, когда «тучи небо кроют, моросит дождик, на улице сыро, грязно, холодно, плохо не только людям, но и животным.
-Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А.Блок «Зайчик»
-Ребята, вам жалко маленького зайчика? Зайчика надо пожалеть, ведь ему так холодно и голодно в эту осеннюю пору.
- Давайте мы угостим зайчика морковкой.
Дети приделывают ботву морковке из прищепок.
- Что мы скажем зайчику? (угощайся и отнеси морковку своим друзьям)
Итог.
-Какое стихотворение мы заучивали?
Что еще мы сегодня делали на занятии?


Приложенные файлы

Конспект непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы.

Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик». Усвоение песенных навыков.

Цели: приобщать к поэзии; развивать поэтический слух, умение заучивать стихотворение; формировать навыки пения без напряжения и повышения голоса, крика; учить правильно передавать мелодию песни, сохранять интонацию при исполнении.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольников: проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх, с интересом слушает новые стихотворения (А. Плещеев «Осень», А. Блок «Зайчик»), участвует в обсуждении содержания стихов, отвечает на вопросы по содержанию текста стихотворения, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения («Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)), исполняет их.

Материалы и оборудование: тексты стихотворений: А. Плещеева «Осень», А. Блока «Зайчик»; картины, иллюстрирующие пасмурную осень, игрушка зайчик. Репертуар – «Осень» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды).

1.Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2.Чтение стихотворений.

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Воспитатель:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зелёную травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель:

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. И заяц тоже, сегодня он пришёл к нам в гости. Посмотрите, какой он печальный (ставит на стол игрушку зайчика). Хотите узнать почему? Давайте послушаем стихотворение.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Воспитатель:

Почему же наш зайчик такой грустный?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему?

Жалко вам маленького зайчишку? Почему?

(Воспитатель повторно читает стихотворение, помогает детям его запомнить).

3.Исполнение песни.

Дети прослушивают песню «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды) в исполнении воспитателя.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню вместе со мной.

4.Рефлексия.

Какие стихи мы прочитали?

О чём эти стихи?

Какую песню мы исполнили?

>>Литература 2 класс >> Литература: А. Плещеев. «Осень наступила...»

А. ПЛЕЩЕЕВ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА…»

Цели: работать над выразительностью речи учащихся; учить находить и объяснять слова, словосочетания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Беседа о жизни и творчестве А. Плещеева.


1) Учитель кратко знакомит учащихся с творчеством А. Плещеева.

Многогранное творчество Плещеева – яркое, живое, насыщенное духовным содержанием. Автор стихов, ставших песнями, переводчик, драматург, тонкий филигранщик русской художественной речи, блестящий публицист. Вышедшее в свет историко-литературное исследование «Жизнь и творчество А. Н. Плещеева» позволяет восстановить истинное значение этой неординарной личности в литературной и общественной жизни России XIX века.

Стихи Плещеева всегда отражали его мировоззрение, которое со временем претерпело эволюцию, – от увлечения идеями утопизма к пониманию сложных социальных проблем. Среди его ранних стихов особенно популярной стала «Марсельеза»:

Вперед! без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Поэзия Плещеева необычайно музыкальна. Его образные, напевные и мелодичные стихи вдохновили на создание замечательных романсов многих русских композиторов – Чайковского, Кюи, Мусоргского, Гречанинова, Рахманинова, братьев Рубинштейн. Многие из них стали настоящими шедеврами вокальной лирики – «О, если б знали вы», «Ни слова, о друг мой», «Нам звезды кроткие сияли», «Выйдем на берег, там волны». Особое место заняли стихотворения, посвященные детям: четырнадцать из «Шестнадцати песен для детей» созданы П. И. Чайковским на стихи Плещеева.

2) Чтение стихотворения учителем.

Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?
– Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Физкультминутка

3) Словарная работа.

Озимь – зерновые, которые высаживаются на полях в зиму (осенью).

4) Работа над выразительным чтением.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Осень наступила…» (по желанию можно выучить наизусть).

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы.

Образовательные области: «Коммуникация»

Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».

Разделы: развитие речи
Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения».
Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.
Предварительная работа : Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

I. Мотивационно-побудительный этап.
К нам в группу пришло необычное письмо(конверт оклеенный осенними листочками), а чтобы узнать кто его доставил надо отгадать загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы- уши больше головы?
Кто же это? (зайчик) Давайте прочитаем письмо, которое принёс зайка.
II.Организационно-поисковый этап.
Воспитатель читает письмо.
Письмо в детский сад, детям старшей группы от зайцев из леса.
Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне вчера состоялось собрание. Мы, зайчики, хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что пора менять летнюю шубку на зимнюю, другая половина зайцев доказывает, что ещё рано до зимы далеко. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие говорили, что ещё лето не закончилось. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам ребята. Вы уже взрослые, умные. Объясните нам по каким приметам можно распознать осень. Ведь менять шубки для зайцев дело не простое надеемся на вашу помощь.
Подпись. Зайцы из пригородного леса.
-Да, у зайцев из леса большие проблемы. Давайте поможем им разобраться.
-Какое сейчас время года? (осень) Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) А какой идёт сейчас месяц? (октябрь)
-А теперь давайте уточним приметы осени, чтобы доказать зайкам, что осень действительно уже наступила.
Дидактическая игра «Когда это бывает» (с мячом)
Вопросы для игры.
*Идёт холодный, мелкий дождь когда? *Жарко светит солнце когда? Желтеют и краснеют листья когда? * Купаются и загорают на реке когда? *Опадают с деревьев листья когда? *Собирают урожай овощей и фруктов когда? *Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? *Птицы улетают на юг когда? *День становится коротким, а ночь длинной когда?
Работа по картинам «Осень» «Лето»
На какой картине изображена осень, где нарисован цветок или листочек?
По каким признакам вы определили, что на картине, под которой нарисован листочек, изображена осень? (жёлтые листья, голые деревья, хмурое небо…)
Молодцы правильно назвали все приметы осени и определили, что сейчас у нас тоже идёт осень, поэтому сегодня после сна вечером мы с вами сядем и напишем письмо зайцам из пригородного леса, чтобы они начали уже менять свои серые шубки на белые. И отправим наше письмо вместе с сереньким зайкой в лес. Много работы мы с вами сделали все приметы осени вспомнили и доказали зайчикам, что наступила осень. Давайте теперь немного отдохнём и физ. минутку проведём.
Физ.минутка
У меня есть палочка превращалочка, вот я палочкой взмахну, всех вас в ветер превращу.
Осыпайтесь листья, позабыв о лете
На коне рысистом мчит осенний ветер
Ветер стой, остановись палочке ты подчинись, пусть ребята станут гусиной стаей.
Гуси, гуси га-га-га вы откуда и куда?
Собираемся мы в стаю к югу, к югу улетаем.

Вот я палочкой взмахну всех ребят в осенние листочки превращу, и листочки тихо опустятся на свои стульчики.
Мы с вами разобрались, что у нас осень, а может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение об осени.
***
Осень славная пора! Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград всё созрело для ребят.
Мы знаем ещё стихотворение об осени, которое выучили с движениями, расскажем его.(один ребёнок рассказывает и показывает движения остальные хором повторяют за ним)
*** Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья, пожелтевшие по ветру, летят
Лишь вдали, красуются там, на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».
Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)
Послушайте стихотворение «Осень» (чтение воспитателя)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Анализ стихотворения.
Какое настроение вызывает это стихотворение весёлое или грустное?
Смотреть уныло- это значит как? (грустно) Как вы понимаете слово кроет в строчке « туча небо кроет…» значит, что делает? (закрывает)
Как вы понимаете выражение, ветер воет? (сильно дует и создаёт воющий звук) Как вы понимаете слово моросит в строчке «дождик моросит»? (идёт мелкий, осенний дождь) Голые кусты- это значит какие кусты? (без листьев)
Про какое время года написал автор в этом стихотворении? (про осень)
Если это стихотворение вызывает грусть, как его надо читать задорно, весело, быстро или спокойно с грустью в голосе? Почему автору стихотворения и нам с вами стало грустно, когда наступила осень? (потому что прошло жаркое, тёплое лето)
Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
Ли-ли-ли листья падают вдали
До-до-до дождь идёт уже давно
Ру-ру-ру по ветру давно иду
Чистоговорки произносим по три раза сначала
медленно, а потом как можно быстрее.
Послушайте его ещё раз. Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.
1.Опорные картинки
Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты

Туча небо кроет
Солнце не блестит

Ветер в поле воет
Дождик моросит
2. Д/игра: « Ответь на вопрос»
Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.
Осень наступила? (дети «осень наступила».)
Высохли цветы? (дети «высохли цветы».) и т.д.
3. Д/игра «Громко - тихо»
Если я буду произносить строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы должны повторить её громко.
4. Д/игра « Доскажи словечко»
Я начинаю строчку, а вы её договариваете.
Осень…(дети наступила) Туча небо…(кроет)
Высохли…(цветы) Солнце…(не блестит)
И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)
Голые…(кусты) Дождик…(моросит)
А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)
Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка)
III Рефлексивно- корригирующий этап.
Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.
Раздача листочков.
Ожидаемый результат:
Знать: наизусть стихотворение А.Плещеева «Осень»
Иметь: представление о признаках и приметах осени
Уметь: выразительно читать стихотворение.