Как мотивировать ребенка развиваться и хорошо учиться. Виды и способы мотивации детей школьного и дошкольного возраста. Как правильно мотивировать ребёнка? Важна адекватная самооценка ребенка

На самом деле единой формулы, как мотивировать ребенка на учебу, не существует. Ведь, как и взрослые люди, дети являются в первую очередь индивидуальностями. И эти уникальные особенности вашего чада обязательно нужно учитывать.

В первую очередь запомните, что ребёнку следует давать возможность проявить самостоятельность, насколько это возможно. Конечно, без ошибок не обойдётся, но разве не в этом суть учёбы? Зато радость от самостоятельно выполненного задания будет по-настоящему сильной, особенно если вы оцените маленькую победу ребенка и похвалите его - это как нельзя лучше мотивирует его стараться и в дальнейшем. Не стоит и слишком строго критиковать его, постоянно указывая на ошибки и промахи, вы отобьёте желание учиться напрочь.

Говоря о том, как мотивировать ребенка на учебу, важно упомянуть одну распространённую ошибку, которую допускают многие родители. А именно начинают в буквальном смысле превращать дом во вторую школу, устанавливать строжайшую дисциплину, да ещё и щедро приправляя всё это словами «ученик обязан», «ученик должен». Поверьте, детям и в школе этого хватает с лихвой. Дома же хочется чувствовать себя защищенным, находиться в атмосфере спокойствия и комфорта. Поэтому не стоит контролировать буквально каждое движение ребенка - позвольте ему самому решать, помогает ли ему музыка сосредоточиться или же отвлекает от уроков, что он хочет сделать раньше: немного отдохнуть и посмотреть серию любимого мультсериала или же сразу приступить к выполнению домашнего задания.

Не менее важно в том, как мотивировать ребенка на учебу, дать ему почувствовать, что вы любите его и будете любить вне зависимости от того, какие оценки в его дневнике. Отметки - это фактически зарплата ученика. Вы же не хотите, чтобы родные любили вас только за вашу зарплату? Тем более ребенку в этом плане даже сложнее - взрослый человек, устав от постоянного давления, может написать заявление и уволиться. А малышу просто некуда идти, кроме дома. И именно поэтому в семье его всегда должны ждать поддержка, любовь и забота.

Помимо всего, что уже было сказано выше о том, как мотивировать ребенка, следует запомнить, что ни один человек не любит, когда его начинают сравнивать с другими, более способными или трудолюбивыми коллегами либо, как в нашем случае, учениками. Сравнивать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. В самом простом раскладе ответной реакцией будет долгая обида, а в худшем ваше чадо начнёт вовсе пропускать все ваши нотации мимо ушей и закроется от вас.

Несмотря на то, что многие родители, задавшиеся вопросом о том, как мотивировать ребенка на учебу, начинают платить наличными за хорошие оценки, это не лучшая стратегия. Особенно с учетом того, что дети учатся прежде всего не для родителей, а для себя.

Не следует требовать от ребенка быть круглым отличником по всем, без исключения предметам. Во-первых, потому что в наши дни даже это не гарантия поступления в какой-то престижный ВУЗ. А во-вторых, потому что, даже если ему это удастся, то лишь методом монотонной зубрёжки, бездумного запоминания сотен фактов. Намного лучше будет, если ребенок сам определит для себя те предметы, которые ему по-настоящему интересны, и уделит внимание именно их изучению. Возможно, он не будет знать весь учебник назубок, но будет понимать их - а это намного ценнее. Не столь важно, что у ученика появятся нелюбимые предметы. Главное, чтобы при этом появились и любимые.

И, конечно же, важнейшим фактором, влияющим на то, как мотивировать ребенка на успех в учебе, творчестве и дальнейшей жизни, является поддержание интереса. Покупайте ему увлекательные книги и энциклопедии, научите пользоваться Интернетом, смотрите вместе познавательные передачи и фильмы. Ничто не подстегнет человека изучать что-то новое так сильно, как собственная заинтересованность в этом. Можете даже разрешить ребенку в виде исключения прогулять школу, если ему очень хочется посмотреть новый научный фильм о зарождении Вселенной или секретах (хотя бы с условием, что после этого он прочитает пропущенный за день материал).

Пусть ребенок с самых первых классов чувствует, что вы на его стороне, что самые близкие и родные для него люди поддерживают его не только на словах, но и на деле. И, конечно же, уважайте своё чадо. Ведь он уже, хотя и ещё только формирующаяся, отдельная личность со своими интересами, мечтами и целями!

2. Ребенка увлекает соревновательный момент. Но важно, чтобы соревновался он не с другими детьми - часто это плохо сказывается на самооценке, - а с самим собой. Хорошо работает вручение самодельных звездочек, которыми поощряли успехи малышей еще в СССР. А сейчас и вовсе в книжных и детских магазинах можно найти специальные мотивационные значки «ДостигайКа». На каждом нарисован красивый рисунок с милым животным. Мама и папа могут рассмотреть значок вместе с ребенком, а затем придумать сказку про животное, у которого что-то не получалось, но после упорных стараний все же вышло. Например, можно рассказать, как герой не умел завязывать шнурки, затем долго тренировался и стал мастером своего дела. Малыш будет невольно сравнивать себя с этим персонажем, что поможет ему в освоении навыка. Получив один значок, ребенок непременно захочет заработать второй, а потом - третий. Собрав коллекцию, он всегда будет иметь перед глазами символ своих достижений. А это хорошо скажется на его самооценке. Так и появляется соревновательный момент.

3. Выполнив задание и научившись чему-то новому, ребенок всегда ждет награды. Положительные эмоции от поощрения только закрепляют нужный результат. Хорошо, когда награду можно подержать в руках - она должна быть небольшой, но очень приятной малышу для того, чтобы появилось желание возвращаться к ней вновь и вновь.

4. Мотивация должна быть безопасной. Вариант стимулирования детей сладким не подходит: из-за этого у них могут сформироваться неправильные пищевые привычки.

Использование игр на планшете в качестве поощрения часто вызывает зависимость и повышенную возбудимость.

5. Детская мотивация предполагает поэтапный путь. Детям сложно ставить долгосрочные цели. Их положительные действия нужно постоянно «подкреплять». Например, малышу нужно освоить три навыка за 2 недели. За каждый он получит по значку. А за три значка ему положен подарок-впечатление - например, поход в зоопарк.

6. Успешная мотивация обязательно включает в себя поддержку со стороны взрослого и его личный пример. Например, мама и папа могут вместе с ребенком попытаться заработать значок. Отметку «Я могу занять себя без планшета» сегодня почетно получить даже взрослому.

7. Мотивация должна происходить без давления. Дети, как пружинки: чем больше «нажимаешь», тем сильнее будет обратная реакция.

8. Бывают два вида мотивации: отрицательная и положительная. Нужно стараться использовать только вторую. Даже если кажется, что метод «кнута» дает быстрый результат (например, если крикнуть на ребенка, то он сразу послушается), помните: это может нанести психологическую травму.

Чем чаще вы используете метод «кнутп», тем хуже будут ваши отношения с ребенком в будущем.

9. Если же вы все-таки решили прибегнуть к отрицательной мотивации, то это должно быть только ограничение, а не крик. Что же значит ограничение в таком случае? Например, вы договорились, что малыш получит значок «Я ем овощи», после того, как попробует 3 новых для него овоща в течение 5 дней. Если уговор не соблюден, то присуждение значка откладывается.

10. Помните, что процесс мотивации ребенка должен быть позитивным и доставлять только приятные эмоции!

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом «Как мотивировать ребенка к учебе?»

Какой бывает мотивация

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева «Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться»
  2. Э. Галински «Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех»
  3. Дж. Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
  4. Н. Титова «Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП»
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева «Психология мотивации студентов»
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов «Мотивация и самоопределение в учебной деятельности» (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева «Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников» (для педагогов и психологов)

Как мотивировать ребёнка к учебе, как увлечь знаниями, как не потерять интерес и даже как заставить ребёнка учиться – эти вопросы волнуют умы многих родителей. А запросы в поисковых системах на эту тему, словно кардиограмма, фиксирует приступы тахикардии буквально через пару недель после начала учебного года. Сценарий выполнения домашних заданий схож во многих семьях: к вечеру «мама охрипла, ребёнок оглох, соседи всё выучили, собака пересказала». С небольшими вариациями. Кто-то отчаянно ругает систему образования и всех учителей поимённо, кого-то шокирует беспросветная лень и нежелание пользоваться своими мозгами у подрастающего поколения. «Кто виноват?» и «что делать?» – как обычно, самые насущные вопросы даже в этой сфере жизни, традиционно остающиеся без ответа. Ну что ж… Будем думать, как не превратить «школьные годы чудесные» в десятилетие каторги без права на амнистию.

Излюбленная родителями страшилка про то, как нерадивый ученик в будущем станет дворником, современным детям смешна. Во-первых, потому что понятие «будущее» маленьким (и не только маленьким) детям неведомо, они живут сегодняшним днём. Даже перспектива скорого похода к стоматологу мало кого из них может остановить от поедания конфет, которые вот они — здесь и сейчас, а тут какое-то там далёкое будущее. Во-вторых, современные дети упрямы, и в ответ на одно родительское слово способны выдать десять даже в самом юном возрасте. Один мой шестилетний знакомый, не желающий идти в школу, парировал тезис о перспективе быть дворником тем, что с утра до вечера с улыбкой на устах нервировал родителей рассказами о том, как он мечтает стать дворником с метлой и лопатой. А в–третьих, лицемерная штука получается: чем же дворники хуже других людей? По крайней мере, их труд приносит гораздо больше пользы людям, чем «работа» некоторых клерков. Без армии менеджеров мы как-нибудь проживём, а вот без дворников зарастём грязью буквально через месяц. И взращивать в детях пренебрежение к этому роду деятельности, по-моему, безнравственно. То, что эта работа тяжела и отвратительно оплачивается – это другой разговор. То, что она не требует особых знаний и образования – тоже иная история. Так за что же с ними так?

Замечательные родительские монологи о том, что учёба (читай – школа!) учит ответственности, самостоятельности, повышает культурный уровень, обогащает творческий потенциал, учит мыслить, дарит уверенность в себе, а всё это является слагаемыми успеха — тоже, как правило, оказываются пустыми словами. Не работает это на практике! Почему? Да потому что лукавства много в этих верных по своей сути словах. Формулировки вычищены и идеальны, а жизнь оказывается далёкой и оторванной от статей педагогов и психологов. Всё дело в том, что что «учёба» и образование – это две разные вещи. Да, они должны быть едины, но на самом деле это не так – и это данность на сегодняшний день, в этом преступность системы образования. И если мы, родители, начинаем смешивать эти понятия, возникает то самое лицемерие, которое так тонко чувствуют наши дети. Кстати, я не оправдываю их нежелание учиться и неумение трудиться, и не считаю, что все беды сосредоточены только в образовательной среде. У современных детей масса проблем, решение которых необходимо, так как без этого невозможно их образование.

ОБРАЗование – создание образа человека. Это ежедневный, кропотливый, но очень интересный труд. Невозможно заставить ребёнка учиться, если родители не самообразовываются постоянно. Бесполезно рассказывать сказки про успех, если в семье нет жажды и страсти к улучшению себя каждую минуту – не только к накапливанию впечатлений и информации, а именно улучшению самого себя в разных сферах, и в человеческой тоже. Сложно привить любовь к чтению, если в семье не принято читать, к классической музыке, если в машине без устали гремит попса, к живописи, если родители забыли, когда последний раз были в музее. К сожалению, не всегда личный пример работает безотказно, и не факт, что у стремящихся к самообразованию родителей вырастят такие же дети, но в тенденции это верно! Образование – это дело исключительно самого человека, а в случае с ребёнком – это дело его семьи, а школа только в помощь. Поэтому перекладывать всю ответственность на школу неразумно.

Хорошо, если школа оказалась достойной, а работающие там люди не только профессионалами, но и высоконравственными людьми. А если школа не способна помочь и только вставляет палки в колёса? Родители должны поддерживать авторитет школы, идти с ней рука об руку, не позволять в присутствии ребёнка критики в адрес учителей – и снова это идеальные рекомендации из какой-то другой вселенной. А в реальности нужно быть по одну сторону с ребёнком. Чтобы потом не удивляться, когда он начнёт отдаляться и замыкаться. Школа школе рознь, там работают живые люди, которые тоже очень часто бывают не правы. И сама система школьного образования, построенная на получении информации, её запоминании и повторении тоже не выдерживает никакой критики. А мы, кажется, хотели вырастить человека, способного мыслить самостоятельно и критично? Давайте будем честными: большинство первоклассников приходят с мощнейшим желанием учиться, которое сходит на нет очень быстро – в лучшем случае к концу начальной школы, той самой, которая должна пробудить интерес к познанию и не загасить огонёк любознательности, свойственный почти каждому ребёнку.

Видимо, искусственно мотивировать ребёнка к учёбе невозможно. И автор просит прощения у всех, кто хотел увидеть в этой статье список из десяти пунктов, позволяющих сделать это. А вот для того, чтобы ребёнок САМ захотел учиться, попробуем дать несколько советов. Про личный пример мы уже говорили – пожалуй, это главное, хотя и не безотказное средство. А ещё знания должны быть необходимы здесь и сейчас, только тогда они будут живыми. Родители могут моделировать жизненные ситуации таким образом, чтобы ребёнок столкнулся с необходимостью этих знаний. В начальной школе это проще, а вот с каждым последующим годом всё сложнее, не спорю.

Как заставить маленького или не маленького, но искреннего человека делать то, что ему неинтересно, в полезность и нужность чего он не верит (равно как в глубине души и родители)? Правильно, никак. И пытаться это делать – подло. Важно разобраться, что нам, родителям, надо – школьные успехи и образование имеют мало общего, мы уже говорили об этом. И вариантов только два: либо мы становимся заложниками ЕГЭ и наша система ценностей это – «результат-оценка». И тогда мы строим образование ребёнка, идя по дороге баллов и цифр. Честно признаёмся себе и ребёнку в этом. Это тоже один из вариантов пути. Либо наш вариант — «процесс-мышление», тогда мы более-менее свободны выбирать то, что важно, нужно и интересно конкретному человеку в данный момент, бесконечно углубляться в этот процесс – ищем мастеров своего дела, поддерживаем морально и материально, используем всевозможные технологии и так далее. Не стремимся угнаться за всем сразу и не измеряем результат своего труда в баллах. Пытаться успеть всё – значит, не успеть ничего. Второй вариант сложнее. Придётся проживать школьную жизнь вместе со своими детьми до тех пор, пока им это нужно, а также, возможно, ограждать ребёнка от лишнего на его пути.

Мы все хотим, чтобы дети наши были успешными. Но что такое успех? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. И без этого ответа создание образа человека – образование – невозможно. Именно этот ответ прокладывает путь и светит добрым маяком или путеводной звездой. Именно он – главная мелодия, мотив этого пути. Мотивация – это ведь от слова мотив, не так ли?

Экология познания. Дети: Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком - не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Давайте разберемся - а чем же все-таки можно, полезно и правильно их мотивировать.

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком - не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Давайте разберемся - а чем же все-таки можно, полезно и правильно их мотивировать.

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат - в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка - Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком.

Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело - в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта - и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова).

Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь - ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет - стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву - одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу - пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти - гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой. Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра.

Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки - это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе - мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) - станет вечно добиваться одобрения людей.

Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось - похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком).

Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» - это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду - порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить.

Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась? Почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг.

Это просто с малышами - они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться - вполне достижимо.

Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры - именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет - до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее.

Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь - ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха - хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела.

Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами. Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было.

Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все - по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право - весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить. И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве - скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель - продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать.

Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем. опубликовано

Ксения Букша