Новые правила налога на имущество физических лиц. Налог на недвижимость физических лиц. Рассчитываем по новым правилам Налог на недвижимость для физических лиц

Дата публикации: 07.08.2015 14:05 (архив)

В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории г. Москвы введен новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, и другую информацию, в том числе о кадастровом номере объекта недвижимости, можно узнать по запросу в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также на их официальном сайте , используя сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме оnline» раздела «Электронные услуги и сервисы».

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости также размещена на указанном сайте Росреестра (Главная/Физическим лицам/Полезная информация/Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости).

Объекты налогообложения и применяемые к ним ставки налога

  • жилые дома, жилые помещения, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – применяются ставки, в следующих размерах:
  • гаражи и машино-места – 0,1 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - 0,3 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • прочие объекты – 0,5 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (пункт 3 статьи 401 Кодекса).

Вычеты, применяемые при определении налоговой базы

Налоговая база определяется в отношении каждого жилого объекта недвижимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от его вида.

Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета на переходный 4-х летний период:

  • если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2 (пример № 1);
  • если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, будет меньше суммы налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитан налогоплательщику в полном объеме исходя из кадастровой стоимости (пример № 2).

Исходные данные

Пример № 1 (квартира)

Пример № 2 (квартира)

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога

Площадь объекта, м2

Сумма налога за 2014 год, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, руб.

(13 005 917,10/101,8 х 20 м2)

(8 279 499,38/58,9 х 20 м2)

Налоговая база, руб.

(13005917,10 - 2 555 190,00)

(8279499,38 - 2 811 375,00)

Сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости

(10 450 727,10 х 0, 15%)

(5 468 124,38 х 0,1%)

Сумма налога к уплате за 2015 год, руб.

((15 676 – 9 840) х 0,2 + 9 840))

Расчет налога при изменении в течение года права собственности на объекты

Расчет налога производится с применением коэффициента, определяемого как отношение полных месяцев, в течение которых объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

На сайте ФНС России в разделе «Налог на имущество физических лиц 2016» можно ознакомиться с информацией об особенностях нового порядка налогообложения имущества физических лиц, а также рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество физических лиц за 2015 год, используя сервис «Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости».


Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит»

Движимое имущество, не признаваемое объектом налогообложения и движимое имущество, освобожденное от налогообложения

Разъяснения порядка применения норм п. 8 ст. 374 НК РФ и п. 25 ст. 381 НК РФ даны в письмах Минфина России от 28.05.2015 N 03-05-05- 01/30892, от 13.05.2015 N 03-05-05-01/27311, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18313, от 02.04.2015 N 03-05-05-01/18416, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18402.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 N 03-05-05-01/36524)

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств , за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом:

Движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией- приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Аналогичная точка зрения изложена в Письме ФНС России от 01 июня 2015г. N БС-4-11/9319@ Об изменениях в исчислении налога на имущество с 2015 года.

С 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу согласно Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно с 1 января 2015 года льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
Таким образом, с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

При этом основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должно быть вновь введено в налоговый оборот движимое имущество, поставленное на учет организациями в налоговых периодах 2013-2014 годов в результате реорганизации или полученное (приобретенное) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года ОС, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Движимое имущество, изготовленное из комплектующих изделий и учитываемое в качестве ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагается. Письмо Минфина от 15 мая 2015г. N 03-05-05-01/27973

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 и Планом счетов бухгалтерского учета.

С 1 января 2015 года ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС.

Движимое имущество, включенное в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС (в том числе в 2013 и 2014 годах), не облагается налогом, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Учитывая положения ПБУ 6/01 и Плана счетов бухгалтерского учета, указанная налоговая льгота применяется в отношении ОС, учтенных организацией на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно Плану счетов бухучета предметы труда, предназначенные для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, в том числе комплектующие изделия, не учитываются в качестве ОС, а отражаются в качестве производственных запасов по счету 10 «Материалы», в частности по счету 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

Комплектующие изделия не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

О применении освобождения от налога на имущество организаций движимого имущества — ОС в случае приведения учредительных документов и наименования АО в соответствие с гл. 4 ГК РФ

Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-05-01/5111.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013-2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99- ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц .

При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 N 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

Особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимости

В каких случаях налоговая база определяется как кадастровая стоимость?

Как известно, с 2014 года налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 N БС-4-11/19568).

В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 года — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соответствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Исчисление налога на имущество по жилым домам и помещениям, не учтенных в качестве ОС

База по налогу на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых в бухучете в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);

Вопрос о налогообложении налогом на имущество организаций жилых домов и помещений, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции, и машино-места, расположенного в административно-деловом или торговом центре разъяснен в письме ФНС от 23 апреля 2015 г. N БС-4-11/7028@.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости .

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с учетом положений закона субъекта Российской Федерации.

В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.

В отношении машино-места сообщаем, что машино-место, расположенное в административно-деловом или торговом центре, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, облагается налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Отнесение объекта к административно-деловому или торговому центру предопределено видом разрешенного использования земельного участка под ним либо видом предназначения, фактического использования 1/5 части площади объекта.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, введенному в действие с 2015 г., здание может считаться одновременно административно-деловым и торговым центром, если оно предназначено или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Если организации принадлежит на праве собственности нежилое здание или помещение в нем, хотя бы фактически и не используемое и даже не предназначенное для указанных целей, нужно посмотреть на вид разрешенного использования земельного участка и характеристики соседних помещений в здании.

Вопрос об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, ошибочно включенного в перечень, указанный в ст. 378.2 НК РФ, в том числе по причинам несоответствия признакам объекта торговли или объекта административного назначения, отсутствия регистрации права собственности на объект недвижимости и сведений о правообладателе разъяснен в письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246) .

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом изложенного в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса.

Объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом полагаем, что в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса необходимо внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, с учетом которых в соответствующем налоговом периоде должны применяться к указанному объекту недвижимого имущества положения главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.

В случае когда объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

По Вопросу внесения изменений в течение налогового периода в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость разъяснения даны в письме ФНС от 28 апреля 2015 года N БС-4-11/7315.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Кроме того, абзацем первым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса определено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Об учете для целей налогообложения изменений в кадастровой стоимости

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ:

Основание Учет при определении налоговой базы
Исправление технической ошибки в кадастре Учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка
Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Учитывается начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания
Остальные случаи Не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах
Налогообложение по кадастровой стоимости в Москве и М.О.

На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. N 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение:

  • офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • торговых объектов;
  • объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2.1. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 года);

3) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП на 2015 год утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (доступен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru).

В Москве налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

  1. 0,9 процента — в 2014 году;
  2. 1,2 процента — в 2015 году;
Московская область

На территории Московской области ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

  1. торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв.м. и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  2. объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 N 12ВР-1559. (доступен на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru).

Тему статьи предложил Николай Николаевич Дудка, предприниматель, Ростовская обл.

С 2015 г. вступила в силу новая гл. 32 НК, посвященная налогу на имущество физических лиц. Она предусматривает возможность расчета налога исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Налог считается индивидуально по каждому объекту недвижимости, причем для жилых помещений можно применить налоговый вычет. Но для того чтобы все новшества в налогообложении применялись в конкретном регионе, его власти должны были принять закон о переходе на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Подробно о новом порядке расчета налога на имущество физлиц мы рассказывали:

Несмотря на то что налог за 2015 г. платить еще не скоро - в 2016 г., к нам в редакцию уже пришло несколько писем от обеспокоенных читателей. Местные власти устанавливают ставки налога, стоимость имущества тоже можно найти. Поэтому люди пытаются самостоятельно рассчитать налог - не хочется, чтобы суммы в уведомлении инспекции были пугающей неожиданностью. Но не всегда обычным людям, далеким от налоговых тонкостей, удается получить верный результат.

Так, у одного из наших читателей в собственности несколько объектов недвижимости, общая их стоимость довольно существенная. А местные власти установили ставку налога 2% для имущества суммарной стоимостью свыше 500 000 руб. Сумма налога, рассчитанная нашим читателем, получилась неприлично большая. Что навело его на мысль о том, что где-то в расчет закралась ошибка. Чтобы подтвердить это или опровергнуть, надо проверить, правильно ли местные власти установили ставки и правильная ли стоимость имущества использована при расчете налога.

Мы посмотрим, как исчислять налог на имущество за 2015 г.

Кто заплатит налог с кадастровой стоимости

Для исчисления налога за 2015 г. по новым правилам - исходя из кадастровой стоимости - нужно, чтобы на региональном уровне был принят до 20.11.2014 и опубликован не позднее 01.12.2014 закон об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимост ип. 1 ст. 402 НК РФ ; пп. 2, 3 ст. 3 Закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ .

Как сообщает налоговая служба, такое решение приняли менее чем в 30 субъектах РФсайт ФНС :

Для тех, у кого есть имущество в указанных регионах, напомним, что в Налоговом кодексе приведены базовые ставки для расчета налога с кадастровой стоимости. Они зависят от вида недвижимости. Так, для жилых домов и помещений базовая ставка составляет 0,1%. Местные власти могут подкорректировать ее - установить свою ставку в пределах 0- 0,3%пп. 2, 3 ст. 406 НК РФ . Величина ставки может зависеть от стоимости недвижимости, ее вида, а также от места нахождени яп. 5 ст. 406 НК РФ .

Однако суммарная стоимость объектов недвижимости не может учитываться при определении налоговой ставки, если налог считается исходя из кадастровой стоимости. Налоговым кодексом это не предусмотрено.

Каждый объект жилой недвижимости должен облагаться налогом исходя из его кадастровой стоимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров. Величина налогового вычета зависит от вида жилой недвижимости (квартира, комната, дом). При этом по решению местных властей такой вычет может быть увеличен (но не уменьшен) по сравнению с установленным Налоговым кодексо мпп. 3- 7 ст. 403 НК РФ .

В регионах, не перешедших с 2015 г. на расчет налога исходя из кадастровой стоимости, налоговой базой останется инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. И так будет вплоть до принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о применении в качестве налоговой базы кадастровой стоимости (но не позднее 2020 г.)пп. 1, 2 ст. 402 НК РФ ; п. 3 ст. 5 Закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ ; Письмо ФНС от 16.10.2014 № БС-4-11/21489@ .

Платим налог с инвентаризационной стоимости

Если базой для начисления налога на имущество в 2015 г. является инвентаризационная стоимость, то по каждому объекту она формируется на основании последних данных о такой стоимости, представленных в ФНС до 1 марта 2013 г., но с учетом коэффициента-дефлятор аст. 404 НК РФ . Напомним, что на 2015 г. этот коэффициент равен 1,147Приказ Минэкономразвития от 29.10.2014 № 685 .

А налоговые ставки определяются исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для определения ставки суммируется стоимость имущества в пределах одного муниципального образования (города федерального значения). И стоимость каждого объекта недвижимости, принадлежащая налогоплательщику, определяется соразмерно его доле в праве собственност ип. 4 ст. 406 НК РФ .

Местные власти (власти Санкт-Петербурга или Севастополя) могут установить налоговые ставки в определенных пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор Ставка налога, которую могут установить местные органы власти (власти городов федерального значени я)п. 4 ст. 406 НК РФ Ставка налога, применяемая по умолчанию (если местные власти (власти городов федерального значения) не установили ставки налог а)п. 6 ст. 406 НК РФ
До 300 000 руб. включительно До 0,1% включительно 0,1%
Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно Свыше 0,1 до 0,3% включительно
Свыше 500 000 руб. Свыше 0,3 до 2,0% включительно 0,3%

По решению властей налоговые ставки могут различаться в зависимости не только от стоимости, но и от вида недвижимости, а также от ее местонахождения.

Если в собственности есть недвижимость из специального перечня

Правда, из общего правила есть исключения. Даже если регион не перешел на расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, ее надо учитывать при расчете налога по недвижимости, входящей в специальный региональный перечень, устанавливаемый субъектом РФп. 7 , абз. 2 п. 10 ст. 378.2 , п. 3 ст. 402 НК РФ . В него могут попасть объекты:

  • входящие в административно-деловые и торговые центры (комплексы);
  • предназначенные для использования или используемые как офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания;
  • образованные в течение года в результате раздела одного из объектов недвижимости, упомянутых выше.

Такие перечни можно найти в Интернете на сайте субъекта РФ или его уполномоченного органа исполнительной власт ип. 7 ст. 378.2 НК РФ .

Бывает так, что в собственности физического лица, помимо жилой недвижимости, есть и коммерческая, причем как включенная, так и не включенная в специальный региональный перечен ьп. 7 ст. 378.2 НК РФ . И вся недвижимость может находиться в одном муниципальном образовании. В этой ситуации при расчете налога на имущество одна его часть будет считаться исходя из кадастровой стоимости (по недвижимости, попавшей в региональный перечень), а другая часть - исходя из суммарной инвентаризационной стоимости (по оставшейся недвижимости, не попавшей в региональный перечень, если регион не перешел на кадастровую стоимость).

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Если в регионе не принято решение о переходе на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, по общему правилу этот налог должен определяться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, расположенных в одном муниципальном образовании (либо в городе федерального значения). При этом должна учитываться доля налогоплательщика в каждом объекте имущества, а инвентаризационная стоимость таких объектов должна быть умножена на коэффициент-дефлятор.

В случае, когда часть объектов, находящихся в собственности гражданина, поименована в региональном перечне объектов, налог на имущество с которых считается исходя из кадастровой стоимости, стоимость этих объектов не должна учитываться при расчете суммарной инвентаризационной стоимости. Поскольку в нее не должна включаться стоимость объектов, имеющих разные базы налогообложения. Таким образом, при расчете суммарной инвентаризационной стоимости должны учитываться только объекты, имеющие в качестве налоговой базы именно инвентаризационную (а не кадастровую) стоимост ь” .

Особенности обложения предпринимательской недвижимости

О порядке расчета налога на имущество физических лиц в переходный период мы рассказывали:

По имуществу, принадлежащему индивидуальному предпринимателю и используемому им в предпринимательской деятельности, налог на имущество уплачивается в следующем порядке:

  • <если> имущество поименовано в специальном региональном перечне, то налог считается исходя из кадастровой стоимости. И не важно, какой режим применяет предприниматель (общий или специальный);
  • <если> имущества нет в «кадастровом» перечне и при этомп. 3 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , статьи 400, 401 НК РФ :
  • <или> оно используется в «общережимной» деятельности, то налог будет считаться исходя из инвентаризационной стоимости. Но лишь при условии, что региональные власти не приняли решение о переходе на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • <или> оно используется в «спецрежимной» деятельности, то налог по нему платить не надо.

Независимо от того, с какой стоимости должен исчисляться налог на имущество, которым владеет предприниматель, у него нет обязанности самостоятельно рассчитывать налог. Налоговая инспекция сама должна направить предпринимателю налоговое уведомление, на основании которого он должен уплатить нало гп. 2 ст. 409 НК РФ .

Пример. Расчет налога на имущество физических лиц за 2015 г.

/ условие / У И.И. Иванова в одном муниципальном образовании имеется в единоличной собственности несколько объектов недвижимости.

Все объекты находятся в собственности Иванова более года. Он не зарегистрирован как предприниматель. Региональные власти не приняли решение о переходе в 2015 г. на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Но в регионе утвержден перечень объектов, по которым налог на имущество должен считаться исходя из кадастровой стоимости.

На 2015 г. местные органы власти установили такие ставки налога на имущество, считаемого исходя из инвентаризационной стоимости (ИС): до 300 000 руб. - 0,1%, свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. - 0,3%, свыше 500 000 руб. - 1,8%. Никаких других ставок по налогу на имущество установлено не было.

Поскольку суммарная ИС более 500 000 руб., то ставка налога на имущество - 1,8%.

ШАГ 2. Считаем налог на имущество по каждому объекту, не включенному в региональный перечень:

3. Общая сумма налога на имущество за 2015 г., которую должен уплатить в бюджет И.И. Иванов, составила в нашем примере 54 560 руб. (38 000 руб. + 16 560 руб.).

Если бы в нашем примере И.И. Иванов был предпринимателем, применял упрощенку или платил ЕНВД и использовал в своей «спецрежимной» деятельности магазин и торговое помещение, то:

  • с торгового помещения налог на имущество физических лиц ему все равно пришлось бы платить;
  • с магазина, который не упомянут в региональном перечне, налог на имущество платить не потребовалось бы.

У тех, кто владеет недвижимостью в регионе, уже перешедшем на расчет налога исходя из кадастровой стоимости, нет существенных причин для расстройства. Ведь в течение первых 4 лет сумма налога будет рассчитываться по специальной формуле, в которой заложен понижающий коэффициен тп. 8 ст. 408 НК РФ ; Письмо Минфина от 17.03.2015 № 03-05-04-01/14213 . Это предусмотрено для того, чтобы избежать резкого повышения суммы налога.

Но учтите, что понижающие коэффициенты и спецформула не могут применяться при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объектов из специального регионального перечн яп. 3 ст. 402 , подп. 1, 2 п. 1 , пп. 7 , 10 ст. 378.2 НК РФ .

Если же физическое лицо имеет право на льготу по налогу на имущество и еще не заявило о своем праве в налоговую инспекцию, напоминаем: сделать это нужно до 1 ноября 2015 г. На предоставление льготы никак не влияет то, с какой стоимости (инвентаризационной или кадастровой) должен быть рассчитан налог. Заявление о предоставлении льготы с подтверждающими документами можно представить в любую налоговую инспекцию - независимо от места регистрации физического лица и нахождения имущества. Если в инспекцию ранее уже были представлены документы, подтверждающие право на льготу, заявление можно не подавать: ФНС сама должна предоставить льготу. Причем если объектов несколько, то льгота должна быть предоставлена по объекту с максимальной суммой налог а

Действовавший более 20 лет Закон РФ от 9.12.91 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) канул в лету. С 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ (далее – Закон № 284-ФЗ).

С этого года налог на недвижимость физических лиц будет рассчитываться по новым правилам. Проанализируем, как нововведения скажутся на бюджете граждан.

Объект налогообложения

Физические лица признаются налогоплательщиками, если владеют на праве собственности имуществом, которое является объектом налогообложения. Перечень облагаемого имущества приведен в ст. 401 НК РФ. К такому имуществу законодателем отнесены:

Жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

Квартира, комната;

Гараж, машино-место;

Единый недвижимый комплекс;

Объект незавершенного строительства;

Иные объекты (здание, строение, сооружение, помещение).

При этом имущество, которое входит в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Налоговая база

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ, письмо ФНС России от 16.10.14 г. № БС-4-11/21489@).

По данным, опубликованным на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru), таких субъектов на сегодняшний день 28. То есть пока в большинстве субъектов РФ физических лиц будет считаться по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Однако с 1 января 2020 г. налог на имущество будет рассчитываться только исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 3 ст. 5 Закона № 284-ФЗ).

Для налогоплательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел введение так называемых налоговых вычетов. Размер таких вычетов зависит от вида недвижимого имущества (см. таблицу).

Налоговые вычеты для плательщиков, которые рассчитывают налог по кадастровой стоимости

Виды объектов налогообложения

Налоговые вычеты

Жилой дом

В размере кадастровой стоимости 50 кв.м от общей площади (п. 5 ст. 403 НК РФ)

Квартира

В размере кадастровой стоимости 20 кв.м от общей площади (п. 3 ст. 403 НК РФ)

В размере кадастровой стоимости 10 кв.м от общей площади (п. 4 ст. 403 НК РФ)

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

В размере 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ)

В случае если физическое лицо при расчете налога применит указанные в таблице налоговые вычеты и налоговая база будет иметь отрицательное значение, то в целях исчисления имущественного налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Следует отметить, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры приведенных в таблице налоговых вычетов.

Где получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости?

Такие сведения можно найти на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в подразделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Однако по тем или иным причинам сведений может не быть в электронной базе.

В этом случае сведения о кадастровой стоимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), физические лица могут бесплатно получить в виде справки о кадастровой стоимости недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с запросом.

Налоговые льготы

Отметим, что перечень льготных категорий не уменьшился. Например, полностью освобождены от имущественного налога пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ, Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 407 НК РФ).

Пример 1

Жилой дом;

Квартира.

В этом случае пенсионер в полном объеме освобождается от уплаты налога на имущество.

Следует отметить, что если льгота предоставлялась по действовавшему до 1.01.2015 г. Закону № 2003-1, то такая льгота автоматически пролонгируется налоговым органом. Это означает, что физическому лицу нет необходимости представлять в налоговый орган подтверждающие льготу документы (часть 4 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

Обращаем внимание еще на один существенный момент. Налоговая льгота может быть предоставлена только в части одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Пример 2

В собственности пенсионера, которому назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством, имеются следующие объекты недвижимости:

Жилой дом;

Две квартиры.

Пенсионер полностью освобождается от уплаты налога на имущество в отношении жилого дома и одной квартиры.

В отношении второй квартиры пенсионер вправе воспользоваться налоговым вычетом. В этом случае пенсионер должен представить в налоговую инспекцию заявление с указанием одной из двух квартир, в отношении которой будет применяться налоговая льгота (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если физическое лицо не сделает выбор самостоятельно, то в отсутствии заявления налоговый вычет будет предоставлен в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимально исчисленной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (п. 5 ст. 407 НК РФ). Например, если на пенсионера оформить дорогую элитную недвижимость, то такой пенсионер будет уплачивать налог на имущество по ставке 2% независимо от того, что он относится к льготной категории.

Налоговые ставки

Пунктом 2 ст. 406 НК РФ установлены базовые налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

При этом базовые налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Такое право предоставляет п. 3 ст. 406 НК РФ.

Законом г. Москвы от 19.11.14 г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц» предусмотрена ставка налога при кадастровой стоимости объекта недвижимости:

До 10 млн руб. (включительно) – 0,1%;

Свыше 10 млн до 20 млн руб. (включительно) – 0,15%;

Для гаражей и машино-мест (независимо от кадастровой стоимости) – 0,1%.

Для объектов, в отношении которых налоговая база рассчитывается по старым правилам (т.е. на основе инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор), налоговые ставки по сравнению с Законом № 2003-1 не изменились (п. 4 ст. 406 НК РФ).

Возникновение (прекращение) права собственности в течение налогового периода

Как будет рассчитан налог, если объект недвижимости приобретен (продан) в течение года? Отметим, что п. 5 ст. 408 НК РФ (по аналогии расчета земельного налога) предусмотрен расчет коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности физического лица, к 12 (т.е. к числу месяцев налогового периода). Аналогичный порядок действует и в отношении налоговой льготы, возникшей не с начала налогового периода (т.е. календарного года).

Порядок исчисления и уплаты налога

Формула для расчета налога на имущество приведена в п. 8 ст. 408 НК РФ:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2,

где Н – сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 – сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;

Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы (ст. 404 НК РФ), либо сумма налога на имущество, исчисленная за 2014 г. по Закону № 2003-1 и приходящаяся на указанный .

Для снижения социальной напряженности законодателем предусмотрены так называемые временные повышающие коэффициенты, которые будут действовать в переходный период в течение четырех лет;

К – коэффициент, который будет разным в зависимости от года расчета:

0,2 – применительно к первому налоговому периоду, т.е. за 2015 г.;

0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, т.е. за 2016 г.;

0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, т.е. за 2017 г.;

0,8 – применительно к четвертому периоду, т.е. за 2018 г.

При расчете имущественного налога за 2019 г. коэффициент применяться уже не будет.

Переходный период не применяется к административно-деловым и торговым центрам, а также к нежилым помещениям, которые используются для размещения офисов, торговых павильонов и объектов общественного питания, а также объектов бытового обслуживания. По таким объектам налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Покажем на примере расчет имущественного налога.

Пример 3

Физическое лицо владеет двухкомнатной квартирой на праве собственности в г.Москве. Общая площадь квартиры составляет 60 кв.м.

По данным БТИ, инвентаризационная стоимость составляет 200 000 руб. Налог на имущество за 2014 г. составил 210 руб.

С 1 января 2015 г. налог на имущество в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта. По данным Росреестра, квартиры оценена в 8 млн руб.

Предположим, что собственник квартиры не имеет никаких льгот, предусмотренных п. 1 ст. 407 НК РФ.

Стоимость 1 кв. м исходя из кадастровой стоимости составит:

8 млн руб./60 кв.м = 133 333,33 руб.

Размер налогового вычета в денежном выражении составит:

20 кв. м х 133 333,33 руб. = 2 666 666,67 руб.

Налоговая ставка – 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.14 г. № 51).

Воспользуемся формулой для расчета налога:

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2

Н1 = (8 000 000 руб. – 2 666 666,67 руб.) х 0,1% = 5 333,33 руб. – это сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости;

Н2 = 210 руб. – это сумма налога, исчисленная за 2014 г.

Рассчитаем сумму налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет за 2015 г.:

Н = (5 333,33 руб. – 210 руб.) х 0,2 + 210 руб. = 1234,67 руб.

Исчисленный (на основании полученного уведомления от налогового органа) налог на имущество подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налог на имущество за 2015 г. должен быть уплачен до 3 октября 2016 г. (так как 1, 2 октября выпадают на выходные дни).

Оспаривание кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой оценки могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой комиссии. Порядок создания и работы такой комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.05.12 г. № 263.

Правилами предусмотрено, что для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Такие комиссии созданы в субъектах РФ при каждом управлении Росреестра.

Для обращения в комиссию лицу необходимо оформить заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. К заявлению должен быть приложен пакет документов (кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, отчет оценщика на бумажном носителе и в электронном виде, положительное экспертное заключение, подготовленное специалистами СРО, и иные документы).

В течение семи рабочих дней физическому лицу обязаны предоставить запрошенные сведения.

В заключение статьи отметим, что на многих сайтах Интернета (например, на сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы – http://depr.mos.ru) размещаются налоговые калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму имущественного налога за 2015 г.

До текущего года уплата налога на недвижимое имущество не слишком беспокоила большинство российских граждан. Переход на расчет из кадастровой стоимости – меняет ситуацию. Попробуем оценить, насколько существенно это обременит семейный бюджет и как отразится на коммерческой недвижимости.

Инвентаризационная стоимость капитальных объектов уже давно стала величиной, никак не отражающей их реальную ценность. Кадастровая стоимость, хотя и рассчитываются по усредненным параметрам, приближена к рыночной цене недвижимости. Грядущие изменения беспокоят многих. Как рассчитать налог на имущество физических лиц по новым правилам, и каким будет увеличение?

В чем суть новых изменений

Дата перехода на новый режим налогообложения вводится решением субъекта Федерации. На начало года в России оказалось 28 регионов, полностью готовых перейти на новую систему. Это значит, что на их территории полностью проведена кадастровая оценка всех недвижимых объектов. Остальные должны завершить эту работу в течение пяти лет, все это время налог они будут рассчитывать по инвентаризационной стоимости.

Налоговые ставки для тех, кто считает по старому, сохраняются: 0,1% (до 300 тыс. руб.), до 0,3 % (до 500 тыс. руб.), до 2% (более 500 тыс. руб.). Для начисления по кадастровым данным,их максимальный размер установлен Налоговым кодексом. Однако региональные власти могут дифференцировать налог в разрешенных пределах (Табл.1.).

Таблица 1.
Объекты недвижимости Ставка, в % от кадастровой стоимости Сроки и порядок введения
  • жилые дома, недостроенные объекты ИЖС, квартиры;
  • единые недвижимые комплексы (включающее хотя бы одно жилое помещение);
  • подсобные, хозяйственные постройки, гаражи(машиноместа);
  • хозпостройки, дома на дачных, садовых участках с S до 50 кв. м.;
0,1

(может быть изменена региональным, муниципальным законом от 0 до 0,3)

вводится с 2016 по 2019 год в следующем порядке:

к сумме налога ежегодно прибавляется по 20% от разницы между новой и старой расчетной величиной

  • недвижимость, кадастровая оценка которой больше 300 млн. руб.;
  • торгово-развлекательные комплексы, бизнес центры;
  • нежилые помещения, в которых располагаются офисы, торговые точки, пункты бытового обслуживания или общественного питания.
2 рассчитывается в полном объеме
  • все остальные недвижимые объекты
0,5

В течение 4-х лет, налог будут рассчитывать по двум вариантам, и постепенно прибавлять разницу: 20, 40, 60, 80 %. И только в 2020 году его придется уплатить полностью. Возникает два основных вопроса: насколько новая оценка будет совпадать с рыночной ценой, и какой будет окончательная сумма?

Кадастровая стоимость считается приближенно, на основе математической модели, отражающей цены на жилье, сложившиеся в регионе. Конечно, при этом учитываются дополнительные факторы: расположение, площадь, год застройки, но далеко не все. Многие важные индивидуальные характеристики выпадают из поля зрения.Она может оказаться, как ниже, так и выше рыночной цены. Понятно, что в первом случае – это устроит владельцев, а во втором – они могут оспорить решение кадастровой палаты в суде и снизить налог.

Принципиальнее разница между утвержденной величиной и инвентаризационной стоимостью. Для домов и квартир новой постройки она не играет особой роли. Для старого жилого фонда 60-х годов, особенно в центральных, исторических местах города, она может быть довольно существенной. О том, как это скажется на рынке недвижимости, смотрите экспертное мнение с нотариусом.

Определенная в кадастре налоговая база уменьшается на сумму вычетов, которые определяются в виде произведения цены 1 кв.м. на следующую площадь:

  • для индивидуального дома – 50 кв.м.;
  • для жилой квартиры – 20 кв.м.;
  • для отдельной комнаты – 10 кв.м.

Льготы для граждан, которые были предусмотрены раньше, сохранились в полном объеме. Однако налог начисляется на все недвижимые объекты, а льгота предоставляется только по одному из них, и только по одному основанию. Так, если пенсионер-инвалид имеет в собственности две квартиры, то одну из них он будет оплачивать полностью.

Перечень коммерческой недвижимости, для которой база определяется исключительно по данным кадастра по 2% ставке, приведен в ст.378.2 НК , включая помещения, полученные в результате ее раздела.В отношении них не применяются понижающие коэффициенты на 2016 – 2019 годы и льготы.

Почувствуйте разницу: примеры расчета

В собственности у Александра: квартира площадью 50 кв.м., в новом доме, раньше он уплачивал за нее 125 руб., сколько будет начислено за 2015 год?

  1. По инвентаризационной стоимости (ИС): 125 тыс. рублей, установлена БТИ в 2010 году.Н = ИС × налоговая ставка = 125 000 × 1,147 × 0,001 (0,1 %) = 143 руб.

    1,147 – увеличивающий коэффициент-дефлятор , устанавливается ежегодно.

  2. По кадастровой стоимости (КС): 1,5 млн. рублей по оценке на 1 января 2012 года.Н = (КС ̶ вычет) × ставка налога = (1 500 000 – 600 000) × 0,001 = 900 руб.
    вычет = 30 000 × 20 = 600 000 руб.900 ̶ 143 = 757 × 0,2 = 151 руб. – 20 % от суммы разницы;

    Итого: 143 + 151 = 294 руб.

Приведенный расчет налога на имущество на имущество физических лиц показывает, что его общая сумма увеличивалась более чем в 6 раз. Правда,в следующем году она возрастет только вдвое.

Где взять данные для расчета

  • Инвентаризационная оценка– указана в техническом паспорте, если его нет – можно запросить выписку в БТИ.
  • Кадастровая стоимость – содержится в общедоступном информационном банке на сайте Россреестра.

Найти информацию можно по адресу, кадастровому номеру или условному номеру (он указан в свидетельстве о праве собственности).

Региональные налоговые ставки – проще всего посмотреть на официальном сайте ФНС.

В региональных документах указывается, по какому основанию будет рассчитываться налог и приводятся дифференцированные ставки.

Выводы

  1. Относительная величина налога увеличится в 4 – 8 раз, но в абсолютных цифрах все-таки сумма для большинства не такая пугающая, как это могло показаться.
  2. Наиболее заметное увеличение ждет владельцев старых квартир, особенно расположенных в центре. Инвентаризационная стоимость такого жилья очень невелика, а рыночная – вполне существенная.
  3. Размеры налогов довольно заметно отличаются в разных регионах, так что тяжесть налогового бремени будет существенно зависть от политики местных властей.