Приемы ораторской речи. Ораторские приемы и средства Приемы и уловки в ораторской речи

Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: «Граждане афиняне!». Прямым обращением к гражданам афинских трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из «филиппик» говорил: «Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось» . И через некоторое время, снова произнося: «граждане афиняне», оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

Подразумевая нерешительность или даже медлительность во влиятельных кругах общества, Демосфен уже в тоне, взывающем к патриотическим чувствам, полуспрашивая - полувосклицал: «Так когда же, наконец, граждане афиняне, вы будете делать что нужно?» Частое обращение античного автора к «гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. «Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям». В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: «К чему это я говорю? - для того, чтобы...» Или: «Что же именно? - это то...» В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: «Хорошо! Отлично!». Но он восклицал и при отрицании: «Нет, никогда!» - в категоричной форме, или: «нет, нет, о все боги!», или же: «Но это не так, да, не так!» - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: «Да нет же!» или: «Ничуть не бывало!» Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: «Кто бы мог подумать, что это случится?» или: «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?» И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.

Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: «Нет, клянусь Зевсом!» или «Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!» В речи «О делах в Херсонесе» Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: «Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства...» Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: «Да помогут все боги!» - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: «Клянемся Зевсом!» В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи «О мире» Демосфен говорил о своей «политической и ораторской деятельности» как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи «О делах Херсонеса» он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. «Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков». «Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении «О распространении средств», - весьма вредны для государства». Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», подразумевая под «политикой» те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.

Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития. Известно, что на демосфеновских речах учились не только ораторы разных поколений не только в Элладе, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме.

Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена. Для этой теории примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые помогут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Например: «Товарищи, ситуация в стране резко изленилась, она полна противоречий, чревата нарастанием кризиса и социального взрыва!»

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. Например: «Из развитого социализма страна на наших глазах переходит на начальную стадию капитализма…»

Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям,

которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Например: «Иногда я размышляю и сравниваю российского купца и современного российского предпринимателя. И для меня эталоном порядочности и обязательности является российский купец, у которого купеческое слово всегда завершалось обязательство - выполнением».

Специфика устной публичной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариативно подходить к изменению интонации.

5. Лексические приемы ораторской речи

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы -это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Так, например, известная ткачиха В. П. Гаганова, характеризуя лженоваторов, использовала такое образное сравнение: «Бывает, что новатора «делают», создают ему особые условия, шум поднимают. А он, знаете, как минерал, выращенный в колбе, не может сравниться с истинным самоцветом ни блеском, ни игрой красок».

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например:

«Локомотив истории остановить невозможно…» Или: «Нас хотят столкнуть в болото демагогии…»

Эпитет представляет собой образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Наиболее типичным примером, приводимым в учебных пособиях по ораторскому мастерству, является следующий: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!» Однако третий строитель ответил: «Строю храм». Как важно, чтобы каждый человек строил свой храм!»

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлении. Наиболее известной гиперболой являются слова Н. В. Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

    Этика публичного выступления

Еще в «Риторике» Аристотеля было обращено внимание на то, что успех публичного выступления во многом зависит от характера этической аргументации оратора.

Этическая позиция оратора по той или иной проблеме небезразлична для слушателя. Более того, она достаточно хорошо просматривается по типу аргументации, которая характеризует: 1) здравомыслие оратора, 2) его доброжелательность, 3) порядочность оратора.

Предлагаем читателю несколько правил-советов.

1. Чтобы в процессе публичного выступления продемонстрировать свое здравомыслие, необходимо:

а) аргументировано показать, что вы обладаете специальной подготовкой и хорошо осведомлены по обсуждаемой проблеме;

б) показать компетентность и эрудицию в спорных вопросах;

в) учитывать реакцию слушателей на вашу осведомленность по обсуждаемой проблеме.

2. Чтобы состоялись доброжелательные взаимоотношения с аудиторией, необходимо:

а) показать, что желание блага для слушателей - ваша главная цель;

б) постоянно контролировать себя, обращать внимание на то, насколько стиль вашего выступления доброжелателен;

в) постоянно учитывать реакцию аудитории на вашу доброжелательность, чтобы не скатиться до заискивания перед слушателями.

3. Чтобы сформировался о вас образ порядочного человека, необходимо:

а) продемонстрировать своим поведением, стилем общения, что делать благо для другого человека, для вашего партнера - ваша главная миссия;

б) там, где это уместно, использовать тон доверительного общения:

в) постоянно следить и учитывать реакцию аудитории на ваше поведение как порядочного человека.

Проблема речевого этикета в процессе публичного выступления - это и проблема выбора тональности общения, выбора способов, приемов установления доброжелательного, интеллигентного обращения к слушателям. В зависимости от этапа выступления и особенностей складывающегося взаимопонимания выбираются способы обращения, это может быть: приветствие; благодарность за предоставленную возможность выступить; извинение в чем-либо; поздравления; просьба; предложение; совет; комплимент; одобрение; пожелание; прощание и др.

В процессе публичного выступления нет мелочей. Каждая мысль, каждый жест, каждое слово формируют тональность общения оратора и его слушателей. Как заметил Р. Гамзатов, нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь. либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма.

Этика публичного выступления, как и этика любого делового общения, требует, чтобы к слову относились как к средству живой и образной речи. Здесь уместно будет привести размышления К.Паустовского «О живом и мертвом слове»:

«Появилось у нас довольно много людей, владеющих двумя языками- языком ведомственным и языком живым. Они применяют тот или иной язык смотря по надобности. Шаблонный и неуклюжий язык протоколов и отчетов считается у людей как бы эталоном современности - языком, единственно годным для служебной и общественной жизни. Живая и образная речь отодвигается на второе место - в область семьи, личных привязанностей и увлечений.

Оратору следует всегда помнить, что этика слова характеризует этические нормы и идеалы самой личности оратора. Для слушателя этически значима личность оратора, и прежде всего его нравственность, гуманизм, интеллигентность, общекультурная подготовка.

Одной из важнейших характеристик этики оратора является его тактичность, способность уважать профессиональные, национальные, возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость - важнейшие качества этики оратора. И наоборот: настороженная подозрительность, агрессивность, самоуверенность, безапелляционность, фамильярность создают негативное отношение к оратору и в целом к его выступлению.

Этика публичного выступления требует от оратора, чтобы он учитывал профессиональную этику, особенность профессиональной, научной, общекультурной подготовки слушателей, той аудитории, на которую он рассчитывает.

Этика публичного выступления в молодежной аудитории требует, чтобы оратор чаще высказывал свою точку зрения на спорные и сложные вопросы, не уходил от ответа на острые, дискуссионные вопросы.

Говоря об этике оратора, нельзя не отметить, что в процессе публичного выступления следует отличать прямоту и даже резкость суждений от грубости и фамильярности, которая чаще всего проистекает из общей низкой культуры оратора. Поэтому, развивая и совершенствуя ораторское мастерство, всякий раз следует помнить о том, что не все достигается техникой и даже искусством публичного выступления, многое привносится за счет духовной культуры и творческого потенциала личности оратора.

Итак, этика публичного выступления оратора прежде всего характеризует его нравственный потенциал, его личностные и профессиональные качества.

Для прокурора и адвоката первейшая обязанность во всех ситуациях и делах быть справедливым и объективным, стремиться к поиску и утверждению истины во что бы то ни стало.

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Черчилль был мастером слова, гением риторики. Он не просто изъяснялся на удивление красноречиво - подобно римскому или французскому оратору, он воплощал лучшие традиции британской политики. И это в палате общин, где обычай требовал, чтобы обсуждения напоминали джентльменскую беседу, где ораторские изыски казались неуместными, а приветствовалась, напротив, сдержанность высказываний.

За свою долгую карьеру Черчилль тем не менее успел попробовать себя во всех риторических жанрах: блистал красноречием с парламентской трибуны в Вестминстере, клеймил близорукость властей во время народных митингов, был трибуном в полном смысле этого слова, сыпал шутками, завоевывая любовь сограждан в разных уголках Королевства, выступал на Би-би-си. Если не брать в расчет Ллойда Джорджа в начале века и Бивена - в середине, то никто из британских государственных деятелей XX века не мог сравниться с Черчиллем в красноречии. Все его речи, произнесенные за более чем шестидесятилетнюю парламентскую карьеру, составляют восемь толстых томов и насчитывают приблизительно четыре миллиона слов - в среднем Черчилль произносил по одной речи в неделю.

Еще будучи совсем юным, Уинстон всерьез заинтересовался ораторским искусством. К примеру, был найден составленный им в 1897 году текст, долго остававшийся неизданным, под названием “Помост риторики”. Дело в том, что в арсенале Черчилля ораторское искусство было самым важным оружием. Он считал, что власть слова и просто власть тесно связаны друг с другом: разве не может искусный оратор завладеть умами и сердцами внимающих ему людей?

Однако в начале своего тернистого пути юный честолюбец страдал из-за своих серьезных (для оратора) недостатков: легкого врожденного сюсюканья (постепенно Черчиллю удалось от него избавиться), малопривлекательного голоса, низкого роста, умалявшего вдохновенный порыв, и, самое главное, от комплекса неполноценности. Черчилль не учился в университете и потому чувствовал себя неуверенно с выпускниками Оксбриджа, постигшими в “дискуссионных клубах” университета секреты ораторского мастерства. Кроме того, Черчилль от природы не был красноречив, он должен был этому научиться. И он учился, постепенно, с большим трудом овладевая тайнами искусства управления словом. Наконец техника риторики покорилась Черчиллю, и он стал настоящим Мастером слова.

Однако помимо недостатков у честолюбивого юноши были и свои козыри. Прежде всего он хорошо знал язык, его законы. С другой стороны, он был наделен превосходной памятью и мог заучивать наизусть очень длинные тексты. Черчилль стал это делать после того, как однажды, в апреле 1904 года, во время выступления в палате общин он вдруг потерял нить своей речи и был вынужден покинуть трибуну, бормоча и не решаясь заговорить снова. Он занял свое место в зале, слыша со всех сторон насмешливые замечания в свой адрес. Черчилль усвоил этот урок и, чтобы никогда больше не подвергаться такому унижению, решил заучивать свои речи. Отныне он тщательно продумывал текст каждого своего выступления и часами репетировал перед зеркалом, запоминая каждое слово. Случалось, он громовым голосом, нараспев декламировал свои монологи, лежа в ванне. Черчилль принимал меры предосторожности и во время самого выступления - всегда держал под рукой стопку конспектов, чтобы в случае чего не ударить в грязь лицом.

Тем не менее надо заметить, что ораторская карьера Черчилля началась не сразу, а только после публикации его книги “Война на реке” в 1899 году. До тех пор офицер-репортер Черчилль писал свои книги собственной рукой от первой до последней строчки. Он был талантливым рассказчиком, писал легко, хорошо излагал свои мысли - все это воплощалось в живой, образный стиль, пробуждавший воображение читателя и не чуждавшийся при случае больших исторических обобщений. Все эти качества можно найти и в последующих произведениях Черчилля, однако техника его при этом полностью изменилась. Дело в том, что начиная с 1900 года он перешел от письменного стиля к стилю устному. Отныне Черчилль не писал сам, он только диктовал - и речи, и книги, а секретарь переписывал каждую фразу, если Черчилль решал ее переделать, изменить аргументацию, находил более удачные формулировки... Поэтому в его новых произведениях появилось множество напыщенных фраз - фраз, в которых перемешалось трагическое и комическое, яркость стиля и фамильярность. По словам Вайолет Бонем-Картер, “он не стеснялся обыгрывать простые, всем известные истины, которые у других авторов показались бы лишь общими местами. Это был его драгоценный дар, который никогда ему не изменял. Кроме того, он не боялся прибегать к высокому стилю, он не боялся высокопарных слов. В то время как другие, - продолжает Вайолет, - без колебаний назвали бы его слог напыщенным, а его самого - фразером, на самом деле в красноречии Уинстона не было ничего ложного, надуманного или искусственного. Это была его обычная, естественная речь”.

В богатейшей палитре Черчилля-оратора надо отметить любовь к коротким фразам, а еще больше - к односложным словам. Черчилль прекрасно знал, что именно односложные слова сильнее всего врезаются в память слушателя, к тому же английский язык такими словами буквально изобилует. И напротив, Черчилль терпеть не мог прилагательные, понапрасну утяжеляющие речь. Ключевыми словами его первой речи в качестве главы правительства были: “кровь” (blood), “труд” (toil), “слезы” (tears) и “пот” (sweat). Вспомним его фразы, ставшие впоследствии крылатыми и неизменно присутствующие во всех биографиях Черчилля: “звездный час”, “железный занавес”. Часто на первый взгляд казалось, что удачные формулировки случайно приходили ему на ум в момент выступления, но это не так. Каждое меткое словцо было плодом долгих размышлений (секретарь Черчилля вел специальную тетрадь, в которую записывал все удачные мысли, приходившие шефу в голову).

К примеру, фраза “никогда еще за всю историю войн столь многие не были так обязаны столь немногим” из знаменитой речи во славу пилотов королевской военной авиации, написанной в августе 1940 года, также была обнаружена в предварительных набросках. В 1899 году в Олдеме, отмечая рост уровня жизни населения, Черчилль заявил: “Никогда еще в Англии не было столько жителей и никогда еще у них не было столько хлеба”. Как-то в ходе предвыборной кампании 1922 года кандидат Черчилль произносил речь в Данди и решил добиться благосклонности избирателей, сославшись на политику, проводимую правительством, в состав которого он сам входил, во время кризиса в Чанаккале. Черчилль заявил, что благодаря официальной линии правительства были спасены сотни тысяч греков, подвергавшихся опасности со стороны турков в Константинополе и на юго-востоке Европы. “Никогда еще, - восклицал он, - в истории человечества не было такой крупномасштабной операции, спасшей жизнь стольким людям”.

Наверное, иногда Черчилль просто не мог устоять перед соблазном ввернуть меткое словцо или искрометную фразу, хотя изначально это и не входило в его намерения. Черчилль был хорошим, тонким диалектиком, при случае он использовал этот дар для внушения оппоненту своего мнения. Кроме того, виртуозное владение словом сочеталось у него с талантом вести беседу. Его умение держать нить разговора в тесном кругу и на публике покоряло. Что же касается его способности находить удачные, часто довольно резкие ответы, то эта его черта буквально вошла в поговорку. В палате общин Черчилль мог осадить любого оппонента и даже поднять его на смех. Безусловно, добрая половина приписываемых ему афоризмов никогда им не произносилась, однако тех, автором которых он действительно являлся, вполне достаточно, чтобы его прославить или добавить блеска слагаемым о нем легендам.

Школа Юрия Окунева

Приветствую, друзья! Рад всех видеть. С вами Юрий Окунев.

Для эффектного выступления мало знать тему и безупречно владеть фактами. Надо уметь вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя, сделать свою речь живой и одушевленной, чтобы иметь успех у публики. Нам на помощь придут риторические приемы усиливающие эффект публичного выступления.

Случалось ли вам когда-нибудь сидеть на скучной лекции или собрании, когда выступающий что-то говорит и говорит без конца монотонным голосом, усыпляя слушателей на первых рядах? Наверняка случалось.

И что оставалось в голове после той лекции? Пустота и вольный ветер. А у кого-то еще и досада: эх, столько времени зря потрачено! Не будем уподобляться горе-ораторам, возьмем на заметку основное правило риторики.

Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей. Тогда выступление будет интересным и запоминающимся, а информация усвоится.

Хорошую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» – это сказал Р. Гаррис, знаменитый английский адвокат.

Создавать образы оратору помогают специальные риторические приемы. Цель этих приемов – сделать речь более понятной и интересной, увлечь, завладеть вниманием аудитории и направить мышление масс в нужное русло, то есть убедить.

«Нет красноречия, если нет восхищения слушателей»

А это слова Цицерона, непревзойденного римского мастера слова. Риторических приемов ораторики очень много. Рассмотрим те, которые чаще встречаются.

Синекдоха

Это прием, основанный на переносе названия общего на частное и наоборот. Например:

Германия избежала поражения в матче с Австралией.

Имеется ввиду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской. Синекдоха повышает эстетичность речи, придает ей глубокое содержание.

Сравнение и метафора

Если вам предстоит затронуть в своей речи абстрактные и философские понятия, постарайтесь найти их наглядный образ в виде физического предмета или явления, который будет знаком и понятен всем присутствующим. На этом основан метод сравнения.

Ярким примером такого приема является публичная речь М.Ходорковского на суде, где ему предъявили обвинение в краже у государства 347 000 000 тонн нефти.

Тогда г-н Ходорковский сравнил этот объем с составом грузового поезда, трижды огибающем Землю по линии эватора. Всем присутствующим в зале суда сразу стало понятно, какая большая цифра 347 миллионов, украсть столько нефти одному человеку нереально.

У приема сравнение есть младшая сестра – метафора. Литературный прием, когда свойства одного объекта переносятся на другой. Пример:

Закат пылал.
Слышен тихий шепот волн.

Закату приписываются свойства огня, а волны своим шелестом похожи на человеческую речь. Метафора применяется в ораторстве реже, чем сравнение. Тем не менее, этот прием повышает художественность речи, усиливает воздействие на слушателей.

Повтор

Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это делается по нескольким причинам:

  • Слушатель может отвлечься, подумать о семье, о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
  • Повторы основной мысли, выраженной другими словами, создают у слушателей впечатление, что они воспринимают совсем другую информацию (хотя информация та же самая). Таким образом, новая мысль быстрее откладывается в подсознании публики.
  • Если теперь повторить мысль еще раз, и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания. Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами. Ваша речь для него станет убедительной.

Будьте осторожны с этим приемом, вставляйте повтор там, где это действительно необходимо.

Повтор утомляет слушателя. Повышает интерес речь, наполненная краткими и объемными образами, не требующая разъяснений.

Четыре способа обыгрывания повтора в тексте

  1. Точь-в-точь. Это повтор, «слово в слово» цитирующий мысль, которая была высказана ранее. Используется для создания дополнительного акцента.
  2. Вариант. Основную мысль пересказываем другими словами, перефразируем.
  3. Расширение. Развиваем озвученную ранее мысль, добавляем в нее новые образы, разъясняем спорные моменты. Используйте повтор-расширение в случае, если важный и ключевой тезис, на ваш взгляд, прозвучал неубедительно, затерялся в тексте.
  4. Вывод. Краткое обобщение всего сказанного ранее перед переходом к следующей части выступления. В основном используется в лекциях и учебных курсах.

Цитирование

Расположить к себе, растопить лед недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.

На фоне выдержек из исторических документов, изречений философов, ваши слова в понимании публики будут автоматически переводиться в разряд достоверных. Уместно привести 1-2 цитаты в начале выступления, перед переходом к основной части.

Призыв

Заключается в коротком обращении к залу с предложением выполнить определенное действие. Данный прием уместен в случае, если выполняются 2 условия:

  • Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
  • Вы хотите создать яркий образ вашей идеи в умах слушателей с их непосредственным участием.

Этот способ характерен для военно-патриотических речей, политических выступлений, рекламных акций.

Риторический вопрос

Вопрос, на который нет точного ответа, называется риторическим. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям, активной работе мышления.

Быть или не быть?

– задает свой знаменитый риторический вопрос герой шекспировской трагедии. Прием заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.

Не используйте этот прием, если не уверены, что слушатели разделяют вашу точку зрения. Например, на вопрос: «Разве трудно встать пораньше и пробежаться в парке?» можно и не услышать отрицательный ответ, если публика далека от спартанского образа жизни.

Вставка

Оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.

Например, выступающий говорит: «Состояние дорог на сегодняшний момент оставляет желать лучшего». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»

После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом. Прием вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме, придает теме яркий штрих актуальности.

Несмотря на простоту, прием требует от оратора определенной степени раскрепощенности и искушенности в искусстве устного и публичного выступления.

Перекрещивание (хиазм)

Ораторский прием, заключающийся в перекрестном изменении окончаний двух параллельных фраз.

Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Известная фраза К.С. Станиславского, построенная на методе хиазма. А вот другая фраза, в ней добавляется каламбур:

Честь нашей части – это часть нашей чести.

Большинство знаменитых высказываний философов имеет в своей основе прием перекрещивания. Данный метод позволяет повысить убедительность речи и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

Антитеза

Суть приема – противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создается контраст, поражающий воображение слушателей.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.»
(А.С. Пушкин)

Намек

Прием используется тогда, когда в силу определенных обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намек на данное событие. Пример:

Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.

Если не знать, что «фригийский колпак» — это головной убор, который носили лидеры Французской революции, то смысл этой фразы будет расплывчатым. Надеть фригийский колпак – означает «взяться за оружие».

Важно учесть, чтобы событие или явление, о котором хочет сказать оратор, было понятно и узнаваемо для всех присутствующих, иначе намек пройдет незамеченным и не произведет должного эффекта.

Цепь

Еще один интересный прием, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем оратор выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы.

Все встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример приведу тост:

«Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…
Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца…
И чтобы твоя смерть была заслуженной!»

Прием цепь позволяет надолго приковать внимание публики к выступающему, и чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.

Неожиданность

Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Прием неожиданность позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.

Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что все хорошо» . Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

Послесловие

Главная цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является передача отношения оратора к теме, его субъективная точка зрения. Донес оратор свою точку зрения до ушей зала, сумел убедить – выступление состоялось. Не донес, застрял на полпути – плохой оратор.

Именно риторические приемы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, уверенно повести за собой зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.

Подтянуть этот фактор поможет видеокурс тренера по ораторскому мастерству Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» .
Все упражнения курса снабжены подробными инструкциями и проверены многолетней практикой.

Ну, а я побежал совершенствовать свою речь. Подписывайтесь на новости, не пропустите свежие статьи, а также делитесь с друзьями. Жду отзывов в комментариях.

До скорого! С уважением, Юрий Окунев.