Схема электроснабжения судоподъемника красноярской гэс. Как это сделано, как это работает, как это устроено
А начну я рассказ про поездку на Енсией с... мегадевайса!
Сперва, для оценки всего масштаба - посмотрим на ГЭС с моста через Енисей.
Оттуда, с середины моста, открывается впечатляющая панорама...
Вот такая:
Красноярская ГЭС – вторая после Саяно-Шушенской по мощности в России (6100 Мвт). Она расположена в 40 километрах от города Красноярска вверх по течению Енисея. Высота плотины ГЭС – 124 метра, длина напорного фронта гидроузла – 1175 метров, максимальный напор воды – 101 метр...
8 августа 1959 года на дно реки был сброшен камень с символической надписью «Покорись, Енисей», первый бетон в основание плотины заложил Ю.Гагарин, а в 1971 году завершающий, 12-й агрегат был включен в сеть...
Если смотреть на плотину со стороны нижнего бьефа, то, слева направо будут видны:
На правом берегу - административные и хозяйственные постройки:
Виден небольшой, но интересный объект - перегрузочная эстакада.
Во время строительства ГЭС она использовалась для того, чтобы перегрузить доставленные по воде на баржах детали гидроагрегатов - в первую очередь, рабочие колёса (турбины) - на железнодорожные транспортёры, для дальнейшего перемещения их в машинный зал.
Cобственно, машинный зал, где располагаются гидроагрегаты (генераторы):
Водосброс. При необходимости спуска "лишней" воды из водохранилища в паводок эти затворы поднимают - и огромные потоки летят вниз... К сожалению, в этом году сброса воды не производилось.
Экспериментальный комплекс для проведения опытов с моделями гидросооружений:
Бетонное тело плотины сдерживает 73 кубических километра воды...
Длина этого искусственного моря - 334 км.
Да, это Большая Энергетика!
Ну а теперь... Он!
Уникальное по своим масштабом сооружение - судоподъемник Красноярской ГЭС.
С помощью этого исполинского мегадевайса судно длиной до 90 метров и шириной до 18 метров, с грузом до полутора тысяч тонн может быть "переброшено" из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно.
При этом судно транспортируется на плаву - тоесть вместе с "полезным грузом" судоподъемник "возит" ещё и немалый объем воды...
Башня управления: под стать всему сооружению!
Думаю, нужно чуть-чуть пояснить, "как всё это устроено"...
Вот схематический "поперечный разрез"
Камера судоподъемника скатывается по рельсовому пути в нижний бьеф, погружается в воду и принимает судно. После этого, вместе с судном и водой, подъемник (суммарной массой более 8 тысяч тонн!) взбирается на гребень плотины, и там, в самой верхней точке он разворачивается на 140 градусов на поворотном круге, чтобы, спустившись затем к уровню верхнего бьефа, "выпустить" судно в водохраниище...
На этом снимке видна конструкция поворотного круга:
Сама судоподъемная камера сейчас "припаркована" на специальной площадке, также доступной с поворотного круга:
Циклопический агрегат!
Между тем, можно заметить, что кроме собственно судовозной камеры, существует ещё и небольшая технологическая тележка, "припаркованная" напротив:
Да, ширина рельсовой колеи Красноярского судоподъемника - 9 метров. Это самый широкий рельсовый путь в мире!
И, таким образом, существуют две единицы подвижного состава самой широкой в мире колеи! :-)
Посмотрим теперь внимательнее на путь, по которому передвигается этот исполин.
Вот - "станция "Верхний Бьеф""
А вон там, за деревьями - путь к "станции "Нижний Бьеф""
На пути самой широкой в мире колеи есть и мост!
Масштабы - соответствующие...
Между прочем, судоподъемник по сути своей, можно сказать, электровоз!
Вот - опоры контактной сети... столь же впечатляющих габаритов
Ну а ещё на самой широкой в мире железной дороге есть автомобильный переезд!
Вот так пересекает трассу подъемника одна из технологических дорог ГЭС:
Правда, это сокрее подъемный мост, чем переезд..
Поэтому - есть некоторое ограничение!
А вот и рельс, оснащенный зубчатой рейкой.
Судоподъемная камера перемещается на 78 тележках, а движут её 156 электрогидроприводов с зубчатым зацеплением. Скорость движения - около 20 метров в минуту.
Вид от "переезда" вверх, на площадку поворотного круга
И вниз - в сторону нижнего бьефа
Ну а в завершение - трасса подъемника и "станция "Нижний Бьеф"
Вот такой он - настоящий мегадевайс
Это нужно посмотреть для обретения окончательного впечатления и полного равновесия!
Судоподъёмник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружён в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Это единственный в России судоподъёмник. Он расположен в месте примыкания плотины
Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водичкой из Енисея.
1. Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти десять лет.
2. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
3. Красноярская ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра.
4. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга в верхнем бьефе. Внизу стоит баржа с первой партией тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая расположена выше по Енисею.
5. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.
6. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн).
8. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом).
9. Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1,2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны - это вес камеры без воды.
10. Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.
11. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт с расходом на 1 оборот - 16 л.
12. Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 метров и осадкой в 1,9 метра.
13. Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу с рабочими колесами гидротурбин в шлюз судовозной камеры.
14. Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву.
16.
Баржа в камере. Все готово к подъему.
Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички)
17. Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6000 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии - 20,4 млрд кВт·ч. В здании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, работающих при расчётном напоре 93 м. Про станцию будет отдельный репортаж.
18.
Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. Я и Слава
, задыхаясь и
обливаясь потом, бегом-бегом меняем локации для съемки. Давно я так не бегал, да тем более, в горку.
Увеличить изображение
19. Снова бегом вниз к эстакаде. Пошел дождь.
20. Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой.
21. И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику и никто не будет ругаться.
22. Слава и 8000 тонн.
24. Погода менялась стремительно.
25. Эстакада.
26. И снова вверх к поворотному устройству, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку.
27.
Длина поворотного устройства - 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту.
Увеличить изображение
28. В 2011 году ОАО "РусГидро" начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Общий вес груза - 537 тонн.
29. Груз проследовал по Ладожскому и Онежскому озерам, через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а далее, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. В Красноярском речном порту оборудование было перегружено на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъемник Красноярской ГЭС. Что и было успешно осуществлено в день нашей съемки!
tagPlaceholder Tags: Техника
Судоподъёмник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружён в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Это единственный в России судоподъёмник. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водичкой из Енисея.
1. Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти десять лет.
2. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
3. Красноярская ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра.
4. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга в верхнем бьефе. Внизу стоит баржа с первой партией тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, которая расположена выше по Енисею.
5. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.
6. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн).
8. Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом).
9. Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1,2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны - это вес камеры без воды.
10. Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.
11. Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов мощностью до 75 кВт с расходом на 1 оборот - 16 л.
12. Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78х15 метров и осадкой в 1,9 метра.
13. Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу с рабочими колесами гидротурбин в шлюз судовозной камеры.
14. Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву.
16.
Баржа в камере. Все готово к подъему.
Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички)
17. Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6000 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии - 20,4 млрд кВт·ч. В здании ГЭС установлено 12 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 500 МВт, работающих при расчётном напоре 93 м. Про станцию будет отдельный репортаж.
18.
Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. Я и Слава
, задыхаясь и обливаясь потом, бегом-бегом меняем локации для съемки. Давно я так не бегал, да тем более, в горку.
Увеличить изображение
19. Снова бегом вниз к эстакаде. Пошел дождь.
20. Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой.
21. И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику и никто не будет ругаться.
22. Слава и 8000 тонн.
24. Погода менялась стремительно.
25. Эстакада.
26. И снова вверх к поворотному устройству, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку.
27.
Длина поворотного устройства - 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту.
Увеличить изображение
Небольшое видео:
28. В 2011 году ОАО "РусГидро" начало реализацию второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции будут установлены десять новых гидроагрегатов. 17 июня 2011 года первая партия тяжеловесных крупногабаритных узлов для гидроагрегатов СШГЭС была погружена в Санкт-Петербурге. Это три рабочих колеса гидротурбин, три маслованны подпятника и остовы роторов. Общий вес груза - 537 тонн.
29. Груз проследовал по Ладожскому и Онежскому озерам, через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а далее, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея. В Красноярском речном порту оборудование было перегружено на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъемник Красноярской ГЭС. Что и было успешно осуществлено в день нашей съемки!
Спасибо ОАО "РусГидро" за организацию поездки!
Репортаж Славы : http://gelio-nsk.livejournal.com/149891.html
Мои другие репортажи на тему ГЭС:
Наверняка многие видели, как корабли перемещаются из рек в водохранилище с помощью шлюза - специального сооружения, расположенного между водоемами с различными уровнями. Но шлюз - это не единственный вариант для судов.
Еще существуют судоподъемники - сложные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой. Их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире их насчитывается всего десятка четыре. Один из них находится . Это единственный в России судоподъемник.
Судоподъемник в действии - невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водой из Енисея.
Судоподъемник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружен в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Для информации: ГЭС - вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет - длина 1065 метров и высота 124 метра:
Судоподъемник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъемника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление:
Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн):
Перепад уровней между нижним и верхним бьефом - 104 метра (больше, чем 30-этажный дом)!
Скорость движения подъемника - 20 метров в минуту или 1.2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4 500 тонны - это вес камеры без воды:
Для погрузки судна в подъемник, платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.
Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов:
Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1 500 тонн, с габаритами 78×15 метров и осадкой в 1.9 метра:
В день нашей съемки на единственном в России судоподъемнике передвигалась вот эта баржа:
Полная эксплуатационная длина с подводными участками - 1510 метров. Буксир заводит баржу в шлюз судовозной камеры:
Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву:
Баржа в камере. Все готово к подъему. Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона :
Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции - 6 000 МВт:
Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник. (Кликабельно, 2000×832 px):
Внизу у эстакады:
Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой:
И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику:
Поворотное устройство, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку:
Длина поворотного устройства - 104.6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей - 20 метров в минуту. (Кликабельно, 1500×774 px):
Небольшое видео Красноярского судоподъемника для любителей техники:
Это был репортаж про работу единственного в России судоподъемника.
А вы задумывались над тем, как суда преодолевают плотины ГЭС? Например что делать, если нужно перевезти что-то негабаритное из Санкт-Петербурга в Абакан. Помните, как несколько лет назад из Красноярска везли на Ачинский НПЗ новый реактор. Тогда многие автомобилисты часами стояли в пробках на трассе, которую несколько раз приходилось полностью перекрывать. Где-то приходилось укреплять обочину, строить мосты и 160 километров груз везли около двух месяцев.
Так вот, доставить груз по реке намного быстрее и проще! Единственная проблема это плотина. Обычно для этих целей строится система шлюзов. Но высота плотины Красноярской ГЭС более 100 метров, поэтому если бы построили шлюзы, они растянулись бы километров на 20 и объем работ был бы просто колоссальный. Поэтому в 70-х годах инженеры Ленгидропроекта разработали уникальное не только для России, но и для мира сооружение - самоходный судоподъемник.
1. Так выглядит платформа, куда погружаются суда. Размер платформы 113 метров в длину, 26 в ширину, и 20 в высоту. Вес без воды 4500 тонн, с водой и судном более 8000 тонн! Максимальный вес судна 1500 тонн.
2. Подъемник ходит по рельсовому пути с шириной колеи 9 метров. Для того чтобы загрузить судно, платформа опускается ниже уровня воды. Длина пути с подводными участками 1,5 километра.
3. Верхний бьеф. Прохождение плотины занимает примерно 2,5 часа.
4. Приводится в движение устройство с помощью электротяги.
5. Поворотное устройство. Чтобы выгрузить судно, необходимо платформу развернуть на 140 градусов (пути от нижнего бьефа до середины и пути до верхнего бьефа идут не прямо, а под углом).
6. Диаметр поворотного устройства - 106 метров.
7. Панорама. Сейчас платформа находится на ремонтно-монтажной площадке. К сожалению, посмотреть как поднимают судно не получилось.
8. Вид на Красноярское море с балкона административного здания.
9. Отсюда же хороший вид на плотину ГЭС.
10. Не удалось посмотреть на подъемник в работе, зато удалось побывать внутри. Пульт управления.
11. Во время прохождения судна здесь работает два человека.
12. Трансформаторная.
13. Оборудование в основном осталось с 70-х годов, но работает все как часы. Конечно, кое-что требует своевременной замены, кое-что уже автоматизировано. Но в целом это весьма надежный механизм - умели раньше строить на века!
14. Машинный зал. Огромные масляные насосы приводятся в движение электродвигателями и передают момент на зубчатые шестерни.
15. За один оборот перегоняется 16 литров масла.
16.
17. Вид на судовозную камеру. Судна переводятся "на плаву", пришвартовываясь к одному из краев камеры. Можно перевозить одновременно несколько судов небольших габаритов. Кстати, на сегодняшний день прохождение ГЭС стоит порядка 160 тыс. рублей, однако в период навигации с сентября по начало октября все суда перевозятся бесплатно.