Ссора в храме к чему. Приснилась церковь во сне. Сонник церковь и церковные свечи. Призыв: согласие в учении

Трудно жить, ничего не делая. Но мы не боимся трудностей.
Народная мудрость

Главное – не забывать о главном

Даже в счастливой, гармоничной семье между любящими супругами могут возникнуть напряженность, непонимание, разномыслие. И это вполне естественно, ведь в одной семье встретились два живых, подчас очень разных человека. Разногласия между людьми неизбежны, но супруги должны научиться дифференцировать, разделять, что в этих разногласиях действительно требует серьезного и спокойного обсуждения, а что, как говорил Карлсон, «пустяки, дело житейское».

Некоторое время пожив вместе, муж и жена обычно узнают, что существуют темы, предметы, обсуждение которых обязательно приводит к напряженности в общении, а то и ссорам. Не нужно раз за разом совершать одни и те же ошибки. Мы с супругой уже изучили свои «подводные камни» и знаем, что разговоры на определенные темы почти всегда приводят к раздражению и осуждению. Семейный корабль нужно вести осторожно, в обход рифов и опасных мелей. Еще один образ: в семейной жизни, как в шахматах, необходимо научиться мыслить на два-три хода вперед, думая, предугадывая, к чему может привести в дальнейшем сказанное слово или произведенное действие. Нужно стараться уступать в мелочах, чтобы не потерять большего. Так шахматист может пожертвовать пешкой, зная, что если он не сделает этого, то через два хода потеряет ферзя.

Моя супруга, готовясь к какой-нибудь поездке, очень медленно и тщательно собирается. Кстати, эта черта присуща почти всем женщинам. Одна моя знакомая, отправляясь с семейством к нам в гости – а живет она в Подмосковье, – тратила на сборы два-три дня. Сначала меня эта женская особенность выводила из себя, но потом я понял, что из-за этого совершенно не стоит жертвовать душевным спокойствием и миром в семье. Теперь, если предстоит путешествие, особенно дальнее, я сам забочусь о том, чтобы матушка имела достаточно времени на подготовку. Чтобы не собираться в последние часы, даю ей на сборы пару дней и сам при этом стараюсь освободить ей свободное время, например иду гулять с детьми.

Необходимо так спланировать нашу семейную жизнь, чтобы она приносила нашим близким и нам самим максимальную радость. Гнев, раздражительность, себялюбие, упрямство, неуступчивость, нежелание идти на компромисс – все эти качества неизбежно приводят к ссорам, и их нужно выжигать в себе каленым железом. И наоборот, воспитывать в своей душе доброту, справедливость, снисходительность, уважение к мнению другого человека, почтительность.

Это ужасно, но ведь порой с нашими близкими мы ведем себя хуже, чем со всеми другими людьми, не стесняемся их. На работе, в компании друзей, на улице мы вежливы и предупредительны, а придя домой, можем сорвать на самых близких людях накопившиеся усталость, раздражение, злобу. А ведь наши любимые достойны совсем другого отношения. Конечно, это определенный труд – придя домой, несмотря на трудный день, проблемы на работе, сохранять хорошее настроение, не забывать поддерживать, радовать домашних. Когда мы радуем любимого человека, мы также дарим эту радость себе. От доброй шутки, ласкового слова становится радостно на душе у обоих супругов. Как поется в песне Булата Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплементы, ведь это все любви счастливые моменты».

Несколько раз наблюдал такую ситуацию. Из-за напряженной, тяжелой обстановки в семье один из супругов на время уходил из дома и жил отдельно (скажем, у родителей). И через некоторое время муж и жена понимали, что не могут жить друг без друга, осознавали свои ошибки, и семья снова воссоединялась. Как говорится в пословице, «вместе тесно, а врозь – скучно», или еще: «что имеем – не храним, а потерявши, плачем».

Конечно, практиковать такой способ решения семейных проблем довольно опасно. Ведь если чувства и привязанность супругов недостаточно сильны и крепки, им, наоборот, может понравиться жить отдельно. В ситуации взаимного раздражения они могут поддаться различным искушениям и начнут искать утешения в случайных увлечениях. И вообще, чтобы осознать всю нелепость семейной «холодной войны» и начать искать способы примирения, совершенно необязательно уходить из семьи. Достаточно просто взглянуть на конфликт как бы со стороны, «оглянуться во гневе» и понять всю ненормальность ситуации.

Один мой друг повторял: «Главное – не забывать о главном». И для нас самое важное – спасти, сберечь нашу любовь, чувства, уважение друг к другу, а все остальное, действительно, «пустяки, дело житейское».

Тяжелая семейная ситуация. Есть ли выход?

Часто приходится наблюдать семьи, где собрались вместе прекрасные люди. По отдельности они кажутся состоящими из одних достоинств: замечательные друзья, которые всегда придут на помощь в трудную минуту, интересные собеседники, талантливые, образованные, умные. Но, собравшись вместе, в одной семье, они никак не могут найти общего языка, постоянно ссорятся и мучают друг друга. И что самое печальное, супруги часто привыкают к тяжелой семейной ситуации, смиряются с ней и, не видя никакого выхода, начинают либо жить в состоянии постоянного вялотекущего конфликта, либо ищут утешения где-то вне семейной жизни. В лучшем случае – в общении с друзьями или в любимом занятии, хобби, в худшем – в выпивке и походах «налево».

Мне приходилось выслушивать немало печальных историй о семейных неурядицах, и могу сказать одно: только тогда, с Божией помощью, мужу и жене удавалось прийти к примирению, когда они понимали, что в конфликтной ситуации не бывает невиновных и абсолютно правых. Только увидев свои ошибки и неправоту, можно прийти к согласию.

Один мой знакомый, уже много лет находящийся в затяжном семейном конфликте, в отчаянии говорил мне: «Я сделал большую ошибку: я никогда не любил эту женщину. И вот теперь мучаюсь». Но я то хорошо помню, как некогда, в ранний период их брака, он был ласков и нежен со своей женой, как признавался мне, что очень ее любит. Значит, просто они не сумели сберечь ту любовь, которая была у них.

Но если супруги действительно хотят исправить ситуацию, если они не злонамеренно идут на конфронтацию и хотя бы одно сторона хочет мира, есть все шансы прийти к примирению и вернуть любовь.

Некоторые пары настолько привыкли жить как кошка с собакой, что уже не верят, что возможно что-либо изменить. Им не хватает решимости. Почему мы, например, совершаем одни и те же грехи? Не хватает решимости их оставить, начать бороться с ними в полную силу. Вроде и хочется бросить грех и самому страшно, стыдно, но привычка (в том числе ко греху), как известно, вторая натура. И что самое неприятное, люди настолько свыкаются с тяжелой семейной ситуацией, что им становится даже комфортно в ней. Но это, конечно, абсолютно неправильная позиция. Стяжание мира, преодоление конфликтов – священная обязанность каждого христианина. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). И воплощать эту заповедь мы должны в первую очередь в своей собственной семье.

Почему супруги не могут придти к миру и согласию в семье? Одна из главных причин – нежелание работать над своими недостатками, чтобы придти к единству в супружеской жизни. Ведь все прекрасно понимают: ссоры и конфликты – это плохо, нужно стремиться к миру и пониманию. Многие даже знают, как улучшить ситуацию, но нарушить привычный сложившийся, хотя и неправильный уклад жизни бывает очень трудно. Гораздо легче жить по инерции и надеяться на то, что проблема рассосется сама или супруга (супруг) чудесным образом переменятся.

Слова «трудно», «труд», «трудиться» – однокоренные. Любой настоящий труд связан с трудностями, препятствиями. Но труд этот благодатный, и без труда, как известно, не вытащить даже «рыбку из пруда», тем более не улучшишь, не реконструируешь свою семейную жизнь. Ведь жить, ничего не меняя, смирившись с тяжелой, гнетущей семейной обстановкой, тоже нелегко, и еще как. Как говорится, «трудно жить ничего не делая. Но мы не боимся трудностей».

В одной православной книжке прочел невыдуманную и весьма поучительную историю одной женщины. Имя ее Вера. Этот почти исповедь православной христианки, которая не смогла сохранить брак и рассталась с мужем. Вера подробно рассказывает историю их с мужем знакомства (они были прихожанами одного храма) и жизни в браке. Она детально анализирует те ошибки, которые они с мужем допустили в совместной жизни и которые впоследствии привели семью к распаду. И Вера, и ее муж имели весьма необременительную работу, у них было очень много свободного времени, что приучило их к праздному образу жизни. Их лень, непривычка к труду отразились и на их семейной жизни. Нежелание прийти к супружескому единству, поиск беззаботного и безответственного жития, неумение носить бремена друг друга и привели к разводу. За несколько лет совместной жизни они не сумели прийти к единомыслию и любви. Три года у них не было детей. И когда наконец должен был появиться долгожданный ребенок, муж не захотел ничего менять в своей привычной жизни, тем паче что взаимная напряженность в отношениях супругов, видимо, достигла своего предела. Он ушел из семьи, бросив жену с еще не родившимся младенцем. Вот такая печальная история. Особенно поучителен конец этого небольшого рассказа.

Прошло несколько лет после развода. Муж Веры исправно платил ей «алименты» и общался с ней и сыном. Бывшие супруги сохранили дружеские отношения, встречались, им всегда было о чем поговорить. Муж так и не создал новую семью и не раз спрашивал Веру, не воссоединиться ли им снова, ведь их брак был венчанным, так почему бы им опять не зажить вместе?

И Вера дает такой ответ: «Воссоединение невозможно, так как они совсем не изменились, остались такими же ленивыми и самолюбивыми, какими были. Чтобы восстановить брак, нужен очень большой и тяжелый труд (а трудиться ей, видимо, не хочется), и поэтому остается им только каяться в грехе развода и жить, как жили, дальше».

То есть Вера не хочет восстановить брак с мужем не потому, что не может его простить (свою большую вину она тоже видит), но потому, что не хочет меняться – это, дескать, ужасно трудно. Казалось бы, ошибки проанализированы и осознаны, вину за содеянное женщина чувствует, но лень и косность, которые погубили ее брак, опять не дают ей поменять привычный, сложившийся уклад теперь уже новой жизни и начать исправлять грехи и ошибки, бороться с собой. А христианину всегда дается возможность духовного перерождения после покаяния. Покаяние – это не констатация факта совершения греха, а изменение жизни. А самое главное, что в браке Веры не было достигнуто единства и взаимопонимания между супругами. Помните фразу из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»? И любовь строится на понимании. А конфликт есть отсутствие понимания.

Единство создается не слепым смирением и послушанием одного супруга другому, а умением придти к согласию по самым важным вопросам. Мужу и жене просто необходимо научиться общаться, разговаривать, обсуждать семейные проблемы и текущие дела. Вера очень жалеет, что из ложного смирения делала то, что было тяжело ей как женщине, делала только из послушания мужу и не разу не озвучила свои собственные пожелания и предложения. Опять же, видимо, так было легче для нее, потому что уметь разговаривать, общаться, искать компромисс тоже дело непростое, требующее умения и труда.

Конфликт – это столкновение мнений, но вовсе не всегда он должен заканчиваться ссорой и скандалом. Чтобы разногласия между мужем и женой не переросли в нечто большее, нужно уметь обсуждать спорные вопросы, искать решение, которое устраивало бы обоих супругов. Приведу небольшую схему ведения спокойного, конструктивного разговора для преодоления конфликтной ситуации.

1. Вести столь важный разговор нужно только в спокойном состоянии духа. Ни в коем случае не пытаться что-то решить в минуту гнева и раздражения. «Вспыльчивый может сделать глупость», – говориться в притчах Соломона. Человек в таком состоянии просто не способен адекватно оценивать ситуацию и вести серьезный разговор, он находится в состоянии аффекта, за него говорят его гнев и уязвленное самолюбие. «Утро вечера мудренее». Почему? В усталом, раздраженном состоянии очень трудно принять правильное решение. Лучше отложить разговор до подходящего случая. За это время эмоции улягутся, и решение дастся легче.

2. Не забудьте помолиться перед обсуждением семейной проблемы о ниспослании вам мудрости и спокойствия, а также о том, чтобы Господь помог решить спорный вопрос и примирить супругов.

3. Всегда выделяйте главную проблему, которую нужно решить для достижения мира и единства в семье, не отвлекайтесь на второстепенные вопросы. И помните: мы собрались для того, чтобы найти решение, а не чтобы самоутвердиться, оставить за собой последнее слово или, не дай Бог, обидеть человека.

4. Необходимо дать понять нашему оппоненту, что он по-прежнему дорог нам и что собрались мы именно для достижения мира и любви в семье.

5. К разрешению конфликта нужно подходить объективно и беспристрастно, видеть свою вину и не обвинять во всем ближнего.

6. И последнее. В первом пункте было сказано, что перед обсуждением нужно дать некоторое время для успокоения сторон, но и затягивать с серьезным разговором нельзя. Отчуждение между супругами может со временем вырасти, и решить проблему будет уже сложнее.

Священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию, опроверг чудесное происхождение Благодатного огня, что стало поводом для ссоры с представителем коптской церкви. Инцидент произошел во время съемок репортажа в Храме Гроба Господня. По словам Агояна, он трижды наблюдал, как патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в этом нет.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин в эфире НСН заявил, что подобные словесные перепалки, и даже драки, в Храме Гроба Господня происходят регулярно.

«Это обычная дежурная новость про обычную дежурную перепалку. Кстати, представителей (копты и армяне – прим. НСН) одного и того же христианского направления – дохалкидонских монофизитских церквей, которые в начале истории друг друга анафематствовали (предавали анафеме – прим. НСН) . Хотя эти анафемы никто не отменял, но они про них забыли и у них есть евхаристическое общение (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками – прим. НСН) . К сожалению, в Храме Гроба Господня, части которого принадлежат разным христианским церквам, очень часто происходят разные перепалки, ссоры, иногда, к сожалению, даже драки. Последствий, думаю, не будет никаких. Такие ссоры и в дальнейшем, к сожалению, будут происходить», - отметил Александр Дворкин.

Он также обратил внимание, что сошествие благодатного огня не является основой христианской веры, в отличие от Воплощения Господа Иисуса Христа, его Смерти и Воскресения. «В данном случае, если бы даже такого феномена, как Благодатный огонь, не было бы, это бы никак нашу веру не изменило.

Александр Дворкин напомнил, что Храм Гроба Господня был построен в IV веке после Рождества Христова, и до этого больше трех веков церковь существовала без этого храма. «Не было благодатного огня, и от этого церковь не была иной, бессмысленной», - подчеркнул собеседник НСН.

В ходе словесной перепалки в Храме Гроба Господня, по данным портала Новости Израиля, представитель коптской церкви обвинил Агояна во лжи и потребовал немедленно остановить съемку. В ответ на это, представитель армянской патриархии возразил, что копты при зажигании огня не присутствуют, но оппонент продолжил обвинять армянского коллегу во лжи.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, пишет РИА Новости. Каждый год в канун Пасхи он сходит на свечи и лампаду Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины в храме Гроба Господня.

В феврале 2018 года глава Иерусалима Нир Баркат заявил, что муниципалитет планирует взыскать с христианских конфессий более 180 млн долларов в качестве налогов с расположенной в городе недвижимости. В знак протеста христианские церковные лидеры на несколько дней для паломников и туристов Храм гроба Господня.

Во время первых семейных ссор муж — тогда еще дьякон — говорил, обличая мой громкий голос: «Ты оскорбляешь не меня, а Церковь. Кто из наших соседей захочет пойти в храм, если священники с женами живут, как в дешевом ток-шоу!» Тогда это лишь подливало масла в огонь, ведь было вдвойне обидно: почему, действительно, моя вера, моя жизнь в Церкви не защищает меня от столь пошлого досуга, как семейный скандал?!

Накануне свадьбы множество оптимистичных статей в крупных православных изданиях и пара книг о семейной жизни вполне убедили: верующей девушке выйти замуж не страшно — ведь она, «настоящая православная невеста», не имеет никаких «отягчающих обстоятельств» личной жизни до венца и в браке готова не повторять ошибок «обычных» жен. Значит, не станет «пилить» супруга из-за зарплаты, обнюхивать его рубашки на предмет постороннего запаха духов, сидеть в засаленном халате у телевизора и вздыхать по норковой шубе соседки. А еще будет помнить, кто глава семьи и терпеливо относиться к недостаткам своей «главы»…

Были, конечно, в моей «теоретической подготовке» и церковные сплетни: «от батюшки N жена ушла», «у батюшки X супруга в храме не появляется, детей рожать не хочет, и вообще о ней такое говорят…». Тогда про таких матушек мне казалось все вполне понятно: неверующая, значит; в Духовное училище поступила просто ради «замужа», замуж не по любви вышла, а потому, что «страшненькая», боялась, что никто не позовет. А я-то не такая, я стану «настоящей» православной женой!..

…Когда мое «идеальное супружество» впервые стало на пороге осуществления импульсивного решения «уехать к маме» и «пусть он попляшет», положение спас супруг. Вместо ожидаемой мелодраматической просьбы о помиловании или хотя бы небольшого, но эффектного приступа отчаяния, он сказал: «Поезжай. Только немедленно. И учти: у нас не сериал, если уйдешь, то передумывать и возвращаться не надо». Возможно, не всем помогают методы столь жесткой педагогики, но меня отрезвило: наивная игра в семейную жизнь должна либо перегореть в настоящую жизнь, где есть не только «охи-вздохи» и любовь, но и сознательная борьба за сохранение любви. Либо — выродиться в пошленькую мелодраму со взаимными манипуляциями из разряда «а я уеду» — «а я в монастырь уйду».

И начался новый период «теоретической подготовки». Я готова была искать и исправлять свои ошибки, благо супруг был настроен так же, но долго не могла поймать их корень. Да, надо терпеть немощи ближнего, надо любить его «таким, какой он есть», прощать, замечать и за собой недостатки — об этом много пишут православные жены и говорят священники. Но, по трезвом размышлении, не недостатки сами по себе ставили меня на грань решения о разводе. Их, недостатков, вообще в супруге насчитывалось не так уж много. Они почти всегда были поводом к ссоре, но не главным, не убийственным аргументом против моего брака…

Еще, читала я, надо тайно молиться прежде, чем парировать начальную фразу на пути к ссоре, ведь и жене, и мужу многие помыслы ропота, претензий и обид известно, из-за какого плеча приходят. Молитва, а точнее — Тот, кто ее слышит, действительно помогает опомниться, но только если Остапа еще не «понесло». А вовремя помолиться и «остыть», вспомнить, Кто еще тебя слышит, — не каждый молодой супруг способен, я точно не из их числа. Да и бес — он, конечно, воинствует на семью, особенно на священническую, но, как в анекдоте, во многих случаях он бы мог обвинить меня в клевете и перекладывании моей вины на его шею.

Но в чем моя вина? В чем вина супруга? Где то самое «слабое звено» семейной ссоры, которое ведет ее к скандалу и разрыву? Мне кажется, что я его нашла. Еще не исправила, не научилась видеть вовремя и «тормозить», но нашла, и это дает надежду!

Знаете, немощи ближнего, которые должен терпеть христианин, не так уж и портят его жизнь. Порой они даже ее украшают, особенно если это жизнь гордого человека. Есть ведь некоторая маленькая радость: почувствовать свое превосходство, когда супруг готов поссориться с тобой из-за отсутствия обеда. Ну такой у него недостаток — «им руководит желудок» — зато ты-то какая возвышенная и духовная особа. Ты от голода на мужа не кидаешься, а культурно пьешь пустой чай. Или у него — расхожее клише — носки по дому раскиданы, а ты ему про них напомнишь и почувствуешь себя большой чистюлей… Такие — и гораздо худшие — вещи можно простить даже без особенных претензий на христианскую добродетель.

Сложнее простить другое. Первая семейная ссора во вчерашней скромной христианке с веселым нравом и влюбленными глазами вдруг открывает обычную мегеру , такую же тетку , как те, кого она вопреки заповеди Господа осуждала и на кого больше всего боялась быть похожей. Открывается вдруг и неряха (сколько дней подряд надо не мыть пол, чтобы носки скопились на нем в таком криминально-раздражающем количестве). И лентяйка тоже «вылезает» (иначе обед бы был готов еще с вечера, и супругу не пришлось бы демонстрировать такой страшный недостаток, как наличие желудка). И трудно простить саму себя за то, что «до такого докатилась». А его, мужа, совсем невозможно простить за то, что он этому свидетель!

И начинается страусиное ныряние головой в песок, попытка доказать себе (и ему, конечно!), что ты не мегера, но он «и ангела доведет». Ты не неряха, но… «на его деньги (варианты: в его квартире, с его бесхозяйственностью, с его детьми, в присутствии его мамы…) невозможно организовать хозяйство!» Ты не лентяйка, но «сколько можно есть!» («должны же быть другие интересы!», «чурбан бесчувственный, не видишь — мне плохо, я беременна», «вообще, пост на дворе!»).

И вот самый близкий на свете человек становится неудобен именно тем, что он — самый близкий, и твои недостатки в его присутствии оказываются вдруг особенно заметными и особенно унизительными. И еще где-то в глубине души всплывает новая, совершенно убийственная мысль: «Узнав меня такой, муж теперь разлюбит. — Уже, наверное, разлюбил. — Предатель! — Я ему покажу…»

А так хочется спокойной, прежней, вполне самодовольной и не вполне христианской «благочестивой жизни», которую ты вела девушкой, безупречной на взгляд окружающих… Но теперь благочестие требует качественно новых усилий, «новоначальная благодать» уступает место твоим воле и труду. Приходится учиться борьбе со своими новооткрываемыми недостатками, а не с мужем, их самым частым свидетелем.

…Перечитала свое «Эврика!» и поняла, что по законам жанра следовало бы обнадежить читателя позитивным уверением в том, что после сих открытий «мы с батюшкой живем в полном согласии, недолго, но счастливо, и мечтаем умереть в один день». Но — осень с подсчетом цыплят и всевозможные «ювелирные» свадебные юбилеи еще далеко, потому наш happy end пока — потенциальный. Однако, кажется, совместными усилиями мы все-таки научились в критический момент откапывать голову из песка — или и вовсе ее туда не прятать — и вышли из эмоционального лабиринта первых лет семейной жизни на ту дорожку, что ведет именно к happy, а не другому какому «энду». Помоги нам, Господи, не свернуть!

Елена, супруга священника

Фото Владимира Ештокина

Бывает и такое: сидишь дома, наслаждаешься самим собой, думаешь о том какой ты правильный, умный и вообще… Потом попадая в мало мальски нормальную христианскую церковь, понимаешь, что это был самообман. Вдруг, оказывается, не хватает самообладания, любви и всяких таких качеств. И если в подобной ситуации мы окажемся честны, то в достаточной мере сможем осознать, что значит: ‘’Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего’’ (Прит.27:17). Люди существа социальные, и нуждаются в здравых отношениях; поэтому так важно иметь такое окружение, которое поможет стать более адекватной, совершенной личностью.

Наиболее опасным бичом большинства христиан является самомнение и гордость. Мы не будем говорить о отступниках и еретиках, с ними и так всё понятно (Тит.3:10,11.); но если кто-то начинает отличаться от нас, и мыслит не так как мы, тогда не слишком задумываясь о том на сколько он прав, ставим его в разряд непонимаки и козлоподобного брата. Но так не должно быть друзья мои; апостол Павел писал:

‘’А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. …будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию’’(Рим.14:10-12,19.).

И снова стоит повториться, что подобным качествам можно научиться только в церкви. Екклесиаст – означает ‘’Созывающий Собрание’’; и как вы думаете, что он имел в виду, когда писал:

‘’Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется’’ (Еккл.4:9-12)?

В большинстве случаев, в христианстве принято считать, что это говорит о семье – но где логика, когда Христос Иисус и апостол Павел утверждали, что лучше человеку оставаться одному (Лук.19:10-12. 1Кор.7:32-35,38.)?.. Не зря Великий Пастырь Христос сравнивал Своих последователей со стадом овец, т.к. вне стада они в последствии погибают. И в самом деле, уже многими случаями и опытами доказано, что человек является одним из наиболее уязвимых и нежизнеспособных существ, если он не получает воспитания. И чем более совершенной личностью вы хотите стать, тем более совершенным должно быть ваше окружение; потому и сказано: ‘’Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится’’ (Прит.13:21).

Что делать, когда в церкви ссоры?

Хорошо, если в определённой конфессии отлажен правовой порядок. И когда [а это чаще в протестантских церквях] нет пастырей ‘’случайных’’, тогда серьёзные проблемы возникают не так часто. Но всё же, когда возникают ссоры и проблемы во взаимоотношениях с пастырями и просто соверующими у нас самих, или мы наблюдаем проблему со стороны, как поведём мы себя сами? Порой приходится слышать о том, что некоторые перестают посещать церковь, считая; ‘’раз меня кое-кто обидел, значит, там нет правды’’. Что же, бывает и такое… Однако следует понимать, что проблемы могут возникнуть рано или поздно, в любой церкви и любой конфессии. Помните, что и среди апостолов оказался вор (Иоан.12:4,6.); но вы, в первую очередь, приходите на поклонение Отцу, и прославляя Господа Христа.

Так же есть и другая сторона проблемы, и по поводу неё есть интересное высказывание: если первый муж бил жену – он сволочь; если второй её бил – знать чужую жизнь нам не понять; ну а если и третий бьёт – то это видать у жены морда не та… Мораль этого высказывания абсолютно не за рукоприкладство, но если у кого-то возникают проблемы, часто и со многими, то следует обратить внимание на то, что может быть проблема в первую очередь в нём самом? И тогда важно помнить, что это так же НЕ повод сдаваться и уходить из церкви – это повод ещё крепче держаться и усиленно работать над самим собой; просите, вам помогут ваши пастыри.

Когда возникает вопрос: как найти правильную религию?

Иногда бывает, что христианин не может определиться, в какой конфессии ему быть. Если бы вы жили примерно в веке 13-м, то выбор был бы у вас не велик: либо оставаться в традиционном православии или католицизме, либо стать ‘’еретиком – сектантом’’. Сейчас, при относительной религиозной демократии, существует огромный выбор всевозможных направлений христианства, и каждый пытается доказать свою правоту. Но как бы ни был сейчас широк и разнообразен выбор религиозных течений, парадокс в том, что до начала 21-го века, торжество истины всё ещё не наступило. ‘’Как! Почему!’’ – возмущённо можете спросить вы. Да всё потому, что заменив, тоталитарный и тираничный режим правящих религий на свободу, в которой порой может присутствовать беснование и сектантство, [в целом] мы лишь не на много больше приблизились к истине.

История часто повторяется, и со времени пророка Иезекииля мало что изменилось; а он писал: ‘’ И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои…’’ (Иез.34:5,6). Да, наш Господь Христос очистил Своей кровью церковь; и пока жили Его апостолы, через [возложение рук] которых подавался Дух Святой (Деян.8:14-18.), она была единой и истинной. Однако апостол Павел пророчествовал: ‘’Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою’’ (Деян.20:29,30). И на сегодняшний день, христианство всё ещё находится в состоянии разделения – т.е. ‘’Вавилона великого’’ - сравнить: Быт.11:9. [Так же, подробнее о этом информация в статье: ‘’Что такое Вавилон великий? – Тайны Библии’’].

Так вот, что же делать, если христианина не устраивает его конфессия в плане понимания истины; стоит ли ему в таком случае так же создавать своё течение и искать себе последователей? Ответим сразу, что этого делать конечно не стоит, т.к. вы этим проблему не решите; но мало того, сделаете ещё хуже, повторив то, что уже сделали и до вас… Чему же может научить нас Слово Бога по данному вопросу?

Начнём с того, что проблема разделений была ещё при жизни апостолов Христа, и Павел писал: ‘’Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях’’ (1Кор.1:10). Но что уже сделано – то сделано, и теперь нам только и остаётся, что выбрать ту церковь, которая нам ближе по духу и пониманию . В послании к Евреям сказано: ‘’Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного’’(Евр.10:24,25).

Некоторые могут сказать: ‘’ а как же призыв о том, что нужно выйти из Вавилона великого?’’ (Откр.18:4.). Выражение Екклесиаста [Созывающего Собрание] актуально и в данном вопросе, так он писал: ‘’Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить’’ (Еккл.3:7). И наиболее яркий пример, который может научить нас (Рим.15:4.), написан у пророка Иеремии о том, что евреи должны были заботится о благосостоянии Вавилона: ‘’так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас’’ (Иер.29:4,6,7,11,13,14). Евреи, сами по себе не могли выйти из Вавилона, пока не пришло время окончания 70-ти летнего плена; так же и мы, никак не сможем решить эту проблему самостоятельно. Более того, не смиряясь с тем, что мы имеем сегодня [по воле на то Всевышнего], мы становимся подобными на тех еврейских бунтарей, которые отказывались идти в Вавилон – смотри: Иер.27:1,6-8. Иер.24:1,3-10. Важно понять, что наша ‘’крутость’’ и превосходство не в том, чтобы стремиться подняться над [как некоторые пытаются утверждать] ‘’жалкой толпой верующих’’. Но наша сила в мудрости, и это подтверждают всегда насущные слова: ‘’ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели’’ (Ис.30:15).

Еврейские знатоки Писания уже сделали ошибку, пытаясь углубиться в знание и исполнение Закона, чтобы оправдаться этим; но пришёл Христос и показал, что ‘’буква’’ закона не спасает. Так в чём же, наше спасение?.. Конечно, Бога нужно искать всегда; если по-настоящему любишь кого-то, то стараешься узнать его, понять, остаться верным; в этом и есть исполнение первой наиважнейшей заповеди (Мат.22:37,38.). И когда придёт последнее время, Всевышний откроется всем, кто искренне искал Его (Деян.17:27.); это так же подтверждает пророк Софония: ‘’Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда [в то время] опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно’’ (Соф.3:8,9). Как это произойдёт? Господь пошлёт Своих свидетелей (Откр.11:3-8.), чтобы они научили человечество единой истине; вот так о этом писал апостол Павел: ‘’доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения’’ (Еф.4:13,14). *** Более подробную информацию можно найти в статье: ‘’Христианство в последние дни – Тайны Библии. Новое понимание Писания’’.

Что касается сегодняшних дней, важно запомнить вот что… Наш Господь Христос, по образу Мелхиседека [см. Евреям.7:1,2.], является:

  1. Царём.
  2. Священником

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые’’ (Рим.13:1-6). Из данного места Писания нам понятно, что правители мира, несмотря на своё явное несовершенство, являются некой заменой [до времени] Царю царей Христу, и поддерживают ну хоть какой - нибудь порядок. Но наш Господь не только Царь, но и Священник; и Его так же, до времени, замещают пастыри церквей, которым так же стоит повиноваться [если они следуют здравому учению добродетели]. Собирая [как написано в Рим.13:6.] пожертвования и десятины, они обязаны поддерживать церкви в надлежащем порядке, пока не придёт время, о котором писал пророк Даниил: ‘’И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют’’ (Дан.12:9,10).

Итак: ‘’По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою’’ (Иоан.13:35). Сегодня так же, проявление любви к Богу и ближнему остаётся насущным делом, и поступающий так, не преткнётся (Псал.118:165.). Ждите Господа друзья, Он придёт снова и научит нас истине; но не в теле, а через Своих ‘’меньших братьев’’ (Матф.25:31-35,40.). И чтобы не пропустить Его пришествия в истине, помните принцип: ‘’Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле’’ (Евр.13:2,3). Мир вам.

С. Иаковлев (Бохан)

Обратите внимание на эти две картинки. Сравните, - чего бы вы больше хотели? Питаться всем тем, что к примеру на интернет-форумах случайно перепадёт?..

Или всё же получая духовное словесное молоко предоставляя пастырями на собраниях? (1-Петра 2:1,2. Евреям 13:17).

М ежличностные конфликты в церкви – одна из реалий, которая вызывает у меня постоянное беспокойство. И меня тревожит не столько сам факт конфликтов или их масштабы, сколько неспособность (или нежелание) разрешать их, когда они возникают. Это противоречит ясному учению Библии о важности и способах разрешения конфликтов в среде христиан. Все просто: Бог не позволяет нам, христианам, жить в постоянном скрытом конфликте. Мы должны работать над тем, чтобы каждый межличностный конфликт привести к правильному разрешению.

Однако в наших церквях слишком много людей, которые предпочитают ворчать и жаловаться друг на друга; которые позволяют конфликтам оставаться неразрешенными; которые попускают небольшим ссорам разрастаться в большие конфликты, угрожающие превратиться в настоящую войну. Сегодня я хочу предложить эту небольшую статью, в которой объясняю виды церковных конфликтов и предлагаю пути здорового их разрешения. Любой конфликт требует ответов на два вопроса: В какого рода конфликт мы вовлечены? Что нужно сделать для благополучного разрешения этого конфликта?

В какого рода конфликт мы вовлечены?

Прежде чем пытаться разрешить какой-либо конфликт, следует вначале понять его природу. В целом, мы сталкиваемся обычно с тремя видами межличностных конфликтов. Эту классификацию я позаимствовал у Лу Приоло, который, в свою очередь, позаимствовал ее у Уэйна Мака.

  • Конфликты из-за различий . Возникают между людьми на почве различных предпочтений, особенно в сфере служения. Здесь уместно вспомнить Павла и Варнаву, их конфликт из-за Иоанна Марка – брать или не брать его в миссионерское путешествие (Деян. 15:39). Оба эти лидера хотели наилучшим образом свершать свое служение, но возникло острое разногласие. Оба смотрели на ситуацию с разных точек зрения и оказались неспособны прийти к решению проблемы.
  • Конфликты из-за взглядов на благочестие . Возникают, когда у христиан расходятся взгляды на интерпретацию Божьей воли в вопросах совести. В первом веке Павел обращался к христианам, которые ели мясо, предварительно принесенное в жертву идолам (Рим. 14). Современные примеры могут включать споры по поводу планирования семьи, употребления алкоголя, зачисления детей в государственные школы и т.д.
  • Конфликты из-за согрешения . Возникают, когда один человек грешит против другого. Библия довольно много об этом говорит. Да и каждый из нас, без сомнения, привел бы много примеров из своей жизни – также из семейной, церковной.

Подавляющее большинство конфликтов (если не все) относятся к какой-либо из этих категорий. Способ решения конфликта зависит от его природы. Вот почему важно молиться и размышлять над тем, с какого рода конфликтом мы столкнулись. Установив природу конфликта, мы будем готовы работать над его разрешением. Мы готовы теперь задать вопрос: Что нужно сделать для разрешения этого вида конфликтов?

Разрешение конфликтов из-за различий

Хотя мы против расхождений во взглядах в наших церквях, они, в действительности, являются знаком Божьего благословения. В конце концов, Божья цель – созидать в общинах контркультурное общество, которое включает людей с разным прошлым, из разных культур и социально-экономических групп. Эти различия дают возможность верующим возрастать в любви, единстве и подобии Христа, и одновременно являются инструментом сатаны для разжигания конфликтов.

Как правило, такие конфликты разрешаются не теми способами, которые нужны в процессе конфронтации – но через возрастание в Христовом характере и осознанное проявление качеств такого характера. Если вы вовлечены в конфликт из-за различий, учитесь слушать и ценить, вместо того чтобы бороться с различиями в других верующих. Ищите способы выразить Христовы добродетели доброты, любви и терпения. Берегитесь от поспешных и несправедливых суждений о мотивах или степени зрелости других христиан. Проявляйте, как можете, заботу о других, не стремясь слишком защищать свои взгляды. А если вы вдруг поняли, что согрешили против другого брата, смиренно попросите у него прощения (см. “Разрешение конфликтов из-за согрешения”).

Разрешение конфликтов из-за взглядов на благочестие

Бог призывает людей к Себе, но не делает нас клонами. Он не делает нас совершенно одинаковыми, когда речь идет о том, во что мы верим – о нашем понимании и применении Его Слова. Это особенно важно, если речь идет о вопросах совести – таких, как количество детей в семье, употребление алкоголя или “особые дни” (воскресение, суббота). У нас могут быть твердые убеждения в этих сферах, но очень скоро мы сталкиваемся с тем, что у некоторых верующих в нашей церкви могут быть другие убеждения.

Далее, конфликты на этой почве нельзя разрешить с помощью “выяснения, кто виноват“. Такие конфликты имеют отношение к характеру верующих. В Рим. 14 Павел использует термины “сильные” и “слабые” и предупреждает о некоторых конкретных опасностях, грозящих разрушить единство христиан. У сильных есть искушение унижать слабых, а у слабых есть искушение осуждать сильных. Сильные могут считать слабых незрелыми в вере, запутавшимися в сетях легализма. Такое отношение к слабым может вылиться в конечном итоге в насмешки и неприязнь. Слабые же, в свою очередь, могут считать сильных распущенными и осуждать их за нехристианское поведение. Обе категории вскоре начнут отдаляться друг от друга. Павел же предлагает решение, состоящее из двух аспектов: принимать друг друга и не осуждать.

Когда вы оказались в конфликте “из-за взглядов на благочестия”, вам нужно понять, что здравое разрешение этого конфликта – это конфронтация с собой, а не с другими. Лу Приоло говорит: “Если и есть какая-то польза от само-конфронтации, она заключается в том, чтобы привести нас к покаянию в эгоистичных мыслях, мотивах, отношениях (если не в словах и действиях), которые стали видны в свете конфликтов из-за различных взглядов” . Поэтому умышленно ищите тех людей, которые отличаются от вас, чтобы поближе с ними познакомиться и учиться выражать к ним любовь. Сделайте все возможное, чтобы понять, почему они пришли к тем или иным убеждениям. Остерегайтесь опасности отделения от “других” (и общения только со “своими”) и полностью откажитесь от идеи судить других – “духовные или недуховные”, “зрелые или незрелые”, “достойные или недостойные” – лишь на основании сходства или различий во взглядах.

Разрешения конфликтов из-за согрешения

Далее, существуют конфликты, когда одни христиане согрешают против других христиан. Во многих случаях лучшей реакцией на это будет просто простить другого с любовью (1 Пет. 4:8; Пр. 10:12). Речь идет не о том, чтобы сделать вид, будто ничего не случилось, но о правильной позиции: небольшие прегрешения не являются причиной конфронтации и отделения.

Второй вариант – конфронтация. Это разумно и даже необходимо, если грех слишком разрушительный, значительный или “систематический”, чтобы его можно было проигнорировать. Цель такой конфронтации – восстановление отношений. Такое примирение требует процесса, который вначале имеет неформальный характер, но может стать в итоге “весьма формальным”. Иисус объясняет этот процесс в Мф. 18.

ШАГ 1. Поговорите с человеком, который согрешил против вас. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Мф. 18:15). Поговорите с этим человеком мягко, смиренно. Объясните, в чем состоит его грех против вас, и предложите раскаяться в этом. Следите затем, чтобы вместо огульных обвинений вы смогли объективно разобраться в проблеме. Задавайте проясняющие вопросы и будьте искренне рады той возможности, что ваш “обидчик” ни в чем не виноват перед вами; что, возможно, имело место простое недоразумение. В большинстве случаев на этом этапе обидчик раскаивается в содеянном, получает прощение – и инцидент исчерпан.

Разрешите мне дать здесь еще пару советов. Во-первых, церковные лидеры должны задавать (в случае конфликтов) следующие ключевые вопросы: “Ты поговорил с ним об этом?” “Ты указала ей на грех?” Лидеры иногда стараются “слишком ускорить” процесс разрешения конфликта. Обычным же членам церкви советую придерживаться баланса между слишком частой конфронтацией и слишком редкой. Незрелые верующие, которые чрезмерно боятся других, могут любой ценой избегать конфронтации – и примирения подлинного не происходит. Многие отношения остаются разрушенными только из-за отсутствия смелости “подойти и сказать прямо”. С другой стороны, из-за незрелости и гордости мы можем “реагировать на каждую мелочь”. Нужен баланс, достичь которого могут помочь мудрые советы более духовных верующих. Но в любом случае знайте, ваша ответственность – не разглашать другим о проблеме (по крайней мере, вначале), чтобы сохранить репутацию ближнего. Наиболее желательное разрешение конфликта – когда после примирения о грехе человека знаете только вы и ваш бывший обидчик.

Не пропусти самое интересное!

ШАГ 2. Если обидчик – после того, как вы высказали ему все – не показывает никаких признаков раскаяния, не просит прощения, вы обязаны сделать второй шаг: “Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” (Мф. 18:16). Обратитесь за помощью к одному или двум духовно зрелым верующим в вашей церкви, объясните им ситуацию и пусть они скажут вам, правы вы или неправы в данном случае. Будьте готовы, однако, признать, что никакого греха против вас не совершалось, но на лицо простое недоразумение. Но если “свидетели” подтвердят вашу правоту, тогда возьмите их с собой для вторичной беседы с обидчиком. Пытаясь решить конфликт, будьте уверены, что вы следуете шагам, записанным в Мф. 18. Еще раз, главная цель – чтобы ваш обидчик раскаялся и получил прощение (и закрыть, таким образом, вопрос). Но если ваш обидчик остается упорен в своем нераскаянии, тогда дело следует выносить на церковь. Теперь уже лидерами церкви должен решаться вопрос членства этого человека. Вы можете оставаться задействованным в этом конфликте, но главная ответственность переходит от вас на лидеров церкви.

Заключение

Конфликт между верующими – грустная, но неизбежная реальность. Если даже у Павла (великого апостола) с Варнавой (“Сыном утешения”) было серьезное разногласие, как можно рассчитывать на то, что мы, “обычные верующие”, сможем избежать межличностных конфликтов? Кроме того, такие конфликты являются возможностью улучшать свой характер, возрастать в благодати, любви и смирении. Но все начинается с двух простых вопросов: Какого рода этот конфликт? Что нужно сделать, чтобы разрешить этот вид конфликта?