Теоретические основы дизайна интерьера. Азы дизайна. Самые главные правила Дизайн и его основы

Человек в той или иной степени обладает определенным виденьем того, каким должен быть дизайн его жилого помещения. Даже не профессионал может оформить все таким образом, чтобы выглядело красиво и изысканно. Сам дизайн следует представлять в виде некой формулы, которая будет включать шаги по его реализации. Также следует отметить, что существует целое искусство дизайна, которое не имеет точных формул и правил, потому что в его реализации помогает чувство стиля.

На сегодняшний день существуют даже основы дизайна интерьера самоучитель которого поможет стать профессионалом без особой подготовки. Только следуя этим правилам можно создать идеальный дизайн и получить уютное помещение без видимых недочетов.

Любой дизайн помещения начинаться должен с правильной планировки той или иной комнаты. Для начала следует поискать специальные сайты, на которых можно просмотреть предлагаемые варианты оформления помещений. Это поможет хоть немного увидеть планируемую работу.

Также подробные сайты и программы могут помочь определиться с размерами мебели и других предметов. Очень часто люди совершают ошибки в создании дизайна интерьера, поэтому виртуальная планировка существенно облегчить работу и поможет сэкономить финансы и время.

Некоторые дизайнеры советуют в выборе мебели уделить внимание диванам, потому что именно они создают уют в любом дизайне. Основы дизайна интерьера самоучитель поможет определиться со своими желаниями и планами, не обращая внимание на то, что думают или советуют другие. Стоит отметить, что выбор цвета для комнаты влияет не только на общий вид, но и на то, как будет себя чувствовать человек, находясь в помещении.

Во многом на дизайн интерьера влияют вещи, использованные в ремонте. Дело в том, что следует выбирать мелкие предметы, которые не будут казаться лишними. Именно они будут гармонично вливаться в общую картину помещения.


Не нужно забывать о том, что растения и другие зеленые предметы гармонично будут вписываться в любой дизайн, потому что они добавляют безупречность и скрывают возможные недостатки. Добавление определенных слоев в интерьере является главным из условий в создании уюта и комфорта. Слои из подушек ил штор, могут оптимально вписаться в интерьер любого цвета.

Ни для кого не секрет, что начиная любую профессиональную карьеру, каждый человек набивает шишки. И всё бы ничего, если бы эти шишки не были бы столь болезненными. Да и народная мудрость рекомендует учиться всё же на чужих шишках, нежели на своих. Поэтому сегодня мы поговорим о самых страшных из них и поможем вам избежать их в будущем.

Итак, шишка первая — законы эргономики

Это такая хитрая наука, которая учитывает особенности физиологии человека и помогает спланировать пространство помещения так, чтобы оно было максимально комфортным и функциональным.

Банальный пример, кухонный шкафчик расположен настолько высоко, что вам приходиться становиться на табурет, дабы достать упаковку гречки. Или вы сидите в туалете за чтением полезной литературы, а дверь изнутри закрыть не возможно — коленки мешают.

Ошибка вторая — игра цвета и света

Тут аврал полный! Незнание тонкостей колористки, психологического воздействия цвета на человека, особенностей различных красок при нанесении, и самое главное — расположения окон относительно сторон света.

Что же касается мощности, типа и вида свечения различных ламп, то многие начинающие дизайнеры этот важный аспект просто упускают из вида во время разработки и воплощения своего дизайн-проекта.

Вот и получается, что гостиную расположили на северной стороне, покрасили её в «приятный» лазурный цвет, да и ещё энергосберегающие лампы холодного свечения в люстру вкрутили. Перспектива нахождения в данном помещении приятных эмоций не вызывает.

Шишка третья — игра в одни ворота

Многие дизайнеры наивно полагают, что выполнив интерьер в нейтральных тонах, и при этом использовав заведомо беспроигрышный цвет, работа удалась на 100%. Ничего подобного! Отсутствие акцентов в дизайне интерьера сделает его скучным. Акцентами могут быть и яркие цветовые пятна элементов декора, и части мебельного гарнитура, и текстиль, и даже бытовая техника. Экспериментируйте, играйте, интерьер должен быть живым!

Шишка четвёртая — нарушение законов композиции

Ещё один важный момент. Не переусердствуйте во время игры с дизайном интерьера. Законы композиции ещё никто не отменял! И мебель, и элементы декора, и архитектурные особенности помещения, и отделочные материалы и текстиль должны располагаться и соотноситься друг с другом в соответствии с определёнными законами. Тогда в вашем помещении будет царить гармония и комфорт.

Например, стильное, но огромное кресло в маленькой комнате или небольшая картина модного художника на пустой стене не вызовут у вас особого эстетического наслаждения.

Ошибка пятая — стилевой каламбур

Конечно же, в дизайне интерьеров присутствует такое понятие как ЭКЛЕКТИКА (смешение стилей). Но если вы, как начинающий дизайнер ещё плохо ориентируется в основных стилевых направлениях, да и ещё при этом пытаетесь их смешивать, то выходит уже не эклектика, а каламбур.

Поэтому, дабы этого избежать в начале вашей профессиональной деятельности, лучше придерживаться одного, согласованного с заказчиком стиля.

Ошибка шестая — незнание техчасти (ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ)

Умение красиво рисовать, разбираться в стилях интерьера, знание компьютерных программ и наличие тонкого эстетического вкуса ещё не сделают вас дизайнером! Не нужно забывать о такой скучной, сложной и порой совсем не эстетической стороне дизайна интерьера, как техническая часть.

Она включает в себя:

  • знание основных норм и правил строительства;
  • знание особенностей монтажа и проектирования коммуникаций (газ, вода, канализация, электричество, вентиляция, телефония и т. д.);
  • имение общего представления о несущих способностях конструкций;
  • соблюдение последовательности выполнения технологических процессов (что, за чем и как нужно делать);
  • знакомство с качествами и свойствами современных отделочных материалов.

Без этих знаний не обойтись! И порой совсем не смешно, когда начинающему дизайнеру приходиться полностью переделывать, а порой и отправлять в корзину свой красивый и «вылизанный» дизайн-проект. А всё потому, что он не учёл наличие будущего вентиляционного канала на потолке или не знал, что такой орнамент на том же потолке из гипсокартона технически выполнить не возможно. И таких нюансов огромное количество.

Шишка седьмая — погоня за клиентом

Тут очень важна золотая середина.

С одной стороны — уважение к себе. Вы хоть и начинающий дизайнер интерьеров, но уже с определённым багажом знаний и умений. Поэтому смело определяйте свою конкурентную стоимость и держите себя достойно в разговоре с заказчиком.

А с другой стороны — обзаведитесь базовыми знаниями психологии, дабы услышать заказчика и выявить его потребности. Ведь интерьер вы создаёте для него любимого, и в этом интерьере он должен чувствовать себя счастливо и комфортно. Тогда он приведёт к вам новых заказчиков, и вы будете в «шоколаде»!

Классика, барокко, модерн, минимализм, - в любом стиле следует действовать по базовым правилам построения жилого пространства, одним для всех. Основы дизайна исходят из психологии восприятия информации человеком. И, как законы природы, остаются неизменными и вездесущими.

Влияние окружающей среды переоценить невозможно. От этого напрямую зависит наше душевное состояние и даже здоровье. Человека, который живет в правильной, комфортной среде, можно сразу выделить из тысячи. Идет он по улице, и ему хорошо. Едет в метро, сидит на работе, - первое, что в таком видно - хорошо человеку. Он успевает "зарядиться" дома на весь день. Почему он такой? Вы это сразу поймете, если побываете в гостях. Там так хорошо, что аж дух захватывает. Стены, пол, потолок - все как обычно. Если по отдельности. А вместе весь наполняет душу замечательными чувствами.

Давайте будем учиться. Создавать красоту. И жить красиво.

Основы дизайна. Правило золотого сечения

Когда мы смотрим на картину, или на стену комнаты, сначала информацию обрабатывает правое полушарие, "техническое". На предмет кратных и четких пропорций, повторения одинаковых элементов. Затем, если правое не найдет для себя ничего интересного, вступает левое, "гуманитарное". Оно отвечает за ассоциативный ряд, фантазию, и прочую лирику. Если художник нарисует самый красивый пейзаж на свете, но линия горизонта на картине будет делить ее ровно пополам - красоты этой никто просто-напросто не увидит. Мозг зрителя не воспримет никакой красоты, потому что "гуманитарное" полушарие даже не "включится".

Правило золотого сечения гласит: никаких ровных или кратных делений. Только ассиметрия и иррациональность. Надо сочетать два цвета обоев на стенах на треть по высоте? Отмерьте треть и еще чуть.

Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации

Разберем "по косточкам" вещи и явления из самой гущи повседневной жизни. Нравится картина или нет. Удобно, уютно в комнате или не очень. В сознание поступает только результат, а голова при этом проделывает действительно большую аналитическую работу.

При взгляде на картину мы пробегаем взглядом из верхнего левого угла в нижний правый. Всегда. Без исключений. Правши и левши. Затем уже начинаем блуждать по картине взглядом, останавливаясь сначала просто на ярких пятнах, а затем на элементах, несущих смысловую нагрузку.

Разберем это на примере геометрических фигур.

Отношения между этими геометрическими примитивами могут быть весьма драматичны. В зависимости от их положения, изображение квадрата и кружочка приобретают любое эмоциональное звучание.

А все потому, что мы смотрим на картинку из верхнего левого угла в правый нижний, и фигуры воспринимаем по очереди, значит - во времени, - значит в действии.

В первом случае большой квадрат "нависает" над шариком. Как будто сейчас раздавит. Округлые, мягкие формы, и меньшие размеры шарика ассоциируют его с маленьким и хорошим. Угловатый квадрат здесь - "злой", опасный.

А во втором шарик "парит", как бы улетает от квадрата. Квадрат теперь дает нам чувство уверенности, основательности, покоя.

Основы дизайна. Энергия и ее отсутствие

Одна в миноре, вторая - в мажоре. Одна вяленько бултыхляется. Вторая - энергично, по дуге, стремится вверх.

Основы дизайна. Мажор-минор

Все мы отлично знаем, что это такое. Вот только объяснить не можем. Какими средствами можно выразить эмоциональную окраску в интерьере? Прежде всего - цветом. Холодные - это минор. Теплые - мажор. А сочетанием цветов отдельных элементов, как оркестром, выражаем уже глубокие и богатые эмоциональные состояния.

Не менее важным носителем эмоций является форма.

На картине "в миноре" линия горизонта ВСЕГДА опускается сверху вниз Мажор - линия горизонта поднимается

Арабы читают из нижнего правого угла в верхний левый. И все восприятие зрительной информации у них происходит с точностью до наоборот.

Вы только представьте себе - рядом с нами живут люди, которые воспринимают мир буквально наизнанку.

Я вот все думаю - может, у них и в музыке то же самое? Эти тягучие, заунывные минорные песни их бодрят?

Форма и цвет неразрывно связаны. Если в живописи художники подсознательно используют все эти приемы для выражения эмоционального и душевного состояния, то в интерьере мы разумно ограничиваем эмоциональные составляющие. Представьте себе среду, которая постоянно стимулирует смешливое настроение. Невольно вспоминается анекдот про девочку, которой на стройке упал на голову кирпич. Она только посмеялась. Так и ходит до сих пор - смеется.

А еще, пользуясь этими выразительными средствами, мы можем наполнить интерьер богатым, насыщенным вкусом. Или, для гурманов, наоборот - утонченным.

Я вас умоляю. Не приступайте к ремонту, пока не продумали весь проект целиком, вплоть до мебели. Цвет пола или стен окончательно утверждайте после того, как выберете корпусную мебель, цвета обивки на диванах. Кухню. Пусть подготовительный этап немного затянется. Зато все получится хорошо. Признаюсь вам, я сам совершил ошибку, от которой теперь вас предостерегаю.

Осенью делал ремонт в квартире, в современном стиле. В жилой комнате решил использовать решение типа "Невидимая мебель". Предполагал светлые фасады на шкафах. Купил туда обои цвета "натуральный лен". Пришла пора заказывать мебель - и я с ужасом понял, что если навесить светлые фасады - вся комната станет чересчур белой. Скучной. Живу пока с мебелью без дверей. Думаю, что делать. Использую, наверное, двери в цвете "беленый дуб". Он совсем почти не отличается от моих обоев. Поистине получится "невидимая" мебель. "Сядет" на стены, как влитая. Такие дела.

А сколько у нас было случаев, когда клиенты все-таки переклеивали новые обои после покупки мебели!

Основы дизайна. Недекоративная роль живописи в интерьере

Работа настоящего художника, а не ремесленника, творит чудеса. На другую картину можно просто посмотреть с утра вместо зарядки. И все - уже проснулся и готов к трудовым подвигам. Почему это происходит? Не будем вдаваться в парапсихологические подоплеки и всякую недоказуемую мистику. С другим проявлением этой таинственной энергии вы сталкиваетесь каждый день помногу раз. Это "чувство взгляда". Посмотрите на улице в спину прохожему. Или на попутчика в метро. Человек обернется. Да и вы, не замечая этого, отвечаете по сто раз на дню чужим глазам.

Вот такие они - главные правила. Пусть мы и пробежались только по верхам, галопом по европам, но общее представление вы уже получили. К теме этой мы будем возвращаться еще не раз. Если наши рассуждения вас действительно заинтересовали, то вам будет безусловно интересна книга Василия Кандинского "О духовном в искусстве". Это один из немногих программных трудов по теории живописи. В бумажном виде ее найти уже невозможно.

Изучаем правила порядка в дизайне

Подход каждого к созданию интерьера индивидуален, и если вы не профессиональный дизайнер, промахи неминуемы. Что говорить – время от времени даже профи наступают на одни и те же грабли. Чтобы избавить вас от этих граблей, мы собрали 9 распространенных ошибок.

1. Не пытайтесь повторить интерьер из журнала точь-в-точь

Занимаясь декорированием пространства, не забудьте, что это интерьер для комфортной жизни, а не фотосессии интерьерного издания. Не превращайте дом в музей дизайна. Блеск отполированного паркета и идеальные расстояния между вазами – все это делает интерьер бездушным и игрушечным. Вдохните в него жизнь и сделайте его своим, а не пытайтесь воссоздать обложку журнала.

2. Не сочетайте маленькие предметы в небольшом пространстве


Многие пугаются небольших пространств и стараются уместить в него максимум, выбирая маленькие предметы интерьера. Советуем не делать кукольный домик, а покупать предметы среднего размера, чтобы не убавлять их функциональности и пользы. Лучше 5 средних элементов, чем 10 маленьких.

3. Не перегружайте интерьер деталями


Играя с декором, можно переборщить, особенно если работаешь с многофункциональным пространством. Покупая 105-ю свечу в гостиную, задумайтесь, не лишняя ли она? Умейте вовремя остановиться, чтобы избежать перегруза пространства. Воздух нужен всем, даже вещам.

4. Не старайтесь соблюдать единство одного стиля


Не привязывайтесь к одному стилю в интерьере. Ваш дом сможет сочетать в себе как современные, так и классические элементы. Важно пробовать и выработать свой стиль декорирования вне зависимости от традиционных градаций.

5. Не злоупотребляйте симметрией


Распространенная ошибка декорирования стен: изображения должны быть на одной линии и расположены симметрично. Долой скучные и правильные формы – придумайте новую картину из картин. Но старайтесь не вешать их под потолок, если это не полотно во всю стену.

6. Не забывайте о важности освещения


Размер имеет значение. Это относится и к освещению. При выборе светильников и ламп отталкивайтесь от размеров комнаты и высоты потолка. Большому пространству – большую люстру.

7. Не бойтесь использовать минимализм


Бытует ошибочное мнение, что минималистичный современный дизайн – скучный холодный и совсем не для жизни. Если вы боитесь превратить дом в космический корабль, просто добавьте нейтральных аксессуаров и личных вещей – они одомашнят интерьер. И помните про натуральные материалы – они освежат строгий и сдержанный образ.

8. Не оставляйте окна без внимания


Наши планировки зачастую не предполагают панорамных окон, а в некоторых домах они маленькие от слова “совсем”. Чтобы визуально исправить это, поднимите карниз на высоту потолка и спустите легкие волнистые шторы. Так небольшие окна будут выглядеть объемнее и солиднее.

9. Не создавайте интерьер вокруг одного предмета


Частая ошибка не только дизайнеров, но и любителей – один элемент интерьера во главе угла. Это просто: установить опорную точку будущего образа и окружать ее сочетаемыми деталями. Но на выходе может получиться скучный и однобокий вид. Гораздо лучше сделать несколько акцентов и вокруг них расположить различные предметы. И вместо солнечной системы у вас получится настоящее созвездие уюта и красоты.
Дорога к красивому и удобному интерьеру терниста и сложна. Запомните 9 главных “НЕ” и справитесь с созданием уютной атмосферы у себя дома, мы уверены.!

Стереотипы определенно мешают жить: в интерьерном дизайне – они повсюду. В нашей жизни немало неписаных законов, выдуманных кем-то правил, предвзятых представлений, связанных с устаревшими предрассудками, которые делают нас похожими, и… мешают проявлять свою индивидуальность. Стереотипы определенно мешают жить: в интерьерном дизайне – они повсюду. В нашей жизни немало неписаных законов, выдуманных кем-то правил, предвзятых представлений, связанных с устаревшими предрассудками, которые делают нас похожими, и… мешают проявлять свою индивидуальность.

Следование стереотипам, боязнь нового ведёт к застою, топтанию на одном месте. Без людей, мыслящих нестандартно, люди никогда бы не увидели парохода и паровоза, телефона и компьютера, не услышали рок-музыки и джазовых композиций.

Стереотипов в поведении, в общении, в манере одеваться – множество. Но наиболее застывшие формы «чего можно», а «чего нельзя» характерны для интерьерного дизайна.

Если говорить о дизайне интерьера, то интерьеры бывают разные, как разными бывают и идеи, пути их реализации.

Но основы дизайна интерьера состоят именно в том, чтобы не было ничего лишнего, чтобы каждая деталь соответствовала своему назначению, мироощущению того, кто находится в этом помещении.

Однако не всегда стереотипы совпадают с нашими предпочтениями. Лучше сразу позволить себе сделать так, как хочется. И тогда родится интерьер, в котором будет радостно и счастливо жить, и можно будет сказать о дизайне интерьера — это то, что мне нужно.

Как и много лет назад, основы дизайна интерьера составляют материалы и форма, текстиль и . Подобрав цвет, можно зрительно расширять, сужать пропорции помещений, выделять зоны.

Тёплые тона согревают

Если за окном морозно и солнце закрыто тучами, от жёлтых, персиковых или бежевых стен вы чувствуете тепло? Конечно, нет. Без природного света стены такого однотонного цвета теряют глянец и выглядят уныло и тускло.


Природное тепло и уют, по мнению дизайнеров, больше придают мебель и изделия из природного дерева, мягкий текстиль и меховая отделка.

А стены лучше украшать обоями сине-зелёной гаммы или покрыть поверхность краской холодных оттенков.

Благородство и изящность холодной гаммы цветов зрительно увеличивают пространство. Да и выглядят чистыми, свежими, аккуратными, чем тёплые тона при туманных лучиках естественного освещения.

При соединении тёплых оттенков с холодными цветами получается интересны контраст, который усиливает цветовую гамму.


Тёмный цвет сужает комнату


Современные на практике доказали ошибочность такого стереотипа.

Цветовая гамма оказывает разное . Основы дизайна и интерьера предлагают в помещениях больших размеров использовать цвета светлых оттенков, которые удачно будут подчеркивать простор.

Для дизайна маленьких комнаток, похожих на шкатулки, рекомендуется использовать тёмные насыщенные краски, которые придают уют и некоторую интимность помещению.

Цвет комнаты зависит от её назначения


Существует стереотип о том, что спальная комната должна быть голубой, потому что этот помогает от бессонницы и успокаивает, а кухню обязательно надо декорировать оранжевым цветом, так как он положительно влияет на пищеварение.

Почему же дизайнеры предлагают интерьеры другой цветовой гаммы?

Ведь если бы это было правдой, то давно бы появились банки с ярлыками, обозначающими не цвет, а помещение, для окраски которого они предназначены. И забыли бы все о бессоннице и плохом настроении.

Не секрет, что у каждого есть любимые цвета. Никакие рекомендации и советы не заставят сделать комнату в оттенках жёлтого или красного, если при спокойных красках сине-зелёных тонов и спится лучше, и гармонии больше.