ЕГЭ. Познание. Виды знаний в обществознании

Пользовательский поиск

Виды знаний

Каталог материалов

Основные понятия Лекции Схемы Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями (видео) Видеоматериалы Проверь себя!
    Источники для самоподготовки

    Основные понятия

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    чувственное познание

    Познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

    Формы чувственного познания:

    ощущение

    Это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

    восприятие

    Чувственный образ целостной картины предмета;

    представление

    Образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    рациональное познание

    Познание посредством мышления.

    Формы рационального познания:

    понятие

    Это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

    суждение

    Это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

    умозаключение (вывод)

    Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.

    интуиция

    Способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства (своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании). Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

    эмпиризм

    Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

    агностицизм

    Философская позиция, отрицающая познаваемость окружающего мира.

    рационализм

    Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    знание

    Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

    ложь

    Сознательное искажение образа объекта

    заблуждение



    Лекции

    Что такое знание? Классификация знаний

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
    Термин "знание" многозначно. (см. схему "Знание. Многозначность понятия")
    Виды знаний:
    Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
    Научное - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
    Практическое - овладение вещами, преобразование мира.
    Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
    Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
    Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
    Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
    Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
    Донаучное - прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
    Паранаучное - внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
    Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.
    Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. . Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
    Подробнее смотрите схему "Классификация знаний"

    Чувственное и рациональное познание

    Познание имеет две формы - чувственное познание и рациональное познание. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального.
    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
    ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета - форму, цвет, запах и т. п.
    2. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
    3. Представление - чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другми словами это то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
    Рациональное познание - познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio - разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
    ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
    2. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
    3. Умозаключение - мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c. Или например: Все люди смертны. Иванов - человек. Следовательно, Иванов смертен
    Разновидности умозаключений:
    Индуктивное умозаключение - от частного к общему.
    Дедуктивное умозаключение - от общего к частному.
    Получаемое по аналогии.

    Познаваем ли мир? (Проблемы теории познания)

    Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания.
    Существовало три подхода к вопросу о том, как человек познает мир:
    Сенсуализм (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах) - они считали что мы познаем мир чувствами.
    Рационализм (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза) - эти философы утверждали, что мы познаем мир разумом.
    Агностицизм (Д. Юм) - отрицание возможности познания мира.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно- практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической дея¬тельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая дея¬тельность может достичь положительного результата для жизни общества, индиви¬дуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность. 

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы - управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (...) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей - это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сфе¬рам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политиче¬скую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится меж¬ду собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении со¬циальных проблем - ключ к нормальному функционированию и развитию обще¬ства как системы.

Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,

(И.Т. Фролов)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) вид (форма) знания, известная из курса (например, мифы, народная мудрость, повседневный опыт);

пример (допустим: знание примет, предвещающих дождливую погоду, или зна¬ние о сторонах света, основанное на повседневных наблюдениях за растениями).

Могут быть приведены иные примеры.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

– как познавательно значимая информация;

– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание

2) личный опыт

4) традиция

5) эксперимент

6) формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 124.

Тема 5. Научное познание

Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

– объективность добываемого знания;

– развитость понятийного аппарата (категориальность);

– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

– проверяемость;

– высокий уровень обобщения знаний;

– универсальность;

– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании , т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно‑всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких‑либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании .

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Структура теории

Исходные основания : фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

Идеализированный объект данной теории.

Логика и методология , применяемые для построения теории.

Совокупность законов и утверждений , выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью .

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях . В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения . Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого‑либо свойства или отношения . В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности . Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.

Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов .

Математизация использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно‑технический прогресс.

Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) вопрос Б) предмет В) проблема

Г) метод Д)схема Е)теория

Ж) язык З)субъект И) причина

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ЕЗБИГЖ.

Знание - результат познания действительности
Виды знаний
Житейское - базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведния людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Эмпирическое - основывается на человеческом опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств.
Научное - п онимание действительности, достоверное обобщение фактов. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, которые часто приобретают формы формул, графиков, и т. д.
Практическое - овладение вещами, преобразование мира
Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
Иррациональное - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Познание
1) Познание - процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных при взаимодействии человека с окружающим миром;
2) Познание - процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание
Структура процесса познания:
Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Цель - истина (то ради чего осуществляется познавательная деятельность)
Средства - с помощью чего осуществляется познавательный процесс
Виды познания:
Чувственное и рациональное
Чувственное познание
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
Ощущение-отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол-холодный)
Восприятие-целостный образ предмета (стол-холодный, гладкий, теплый)
Представление-чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
Рациональное познание
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
1. Понятие-мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-мебель; классификация)
2. Суждение-форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
3. Умозаключение-форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит,она летает).
-индукция- от частного к общему
-дедукция -от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Пути познания
Научный и ненаучный
Научный
Особенности научного познания:
1. стремится к максимальной объективности
2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
3. использует особый научный язык
4. использует особые методы
5. проверяемость и воспроизводимость знаний
6. системность
7. доказательность
Уровни научного познания:
1.эмпирический- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Изучаемые предметы отображаются поверхностно.

2.т еоретический - выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении. На теоритическом уровне используется абстрактное мышление, с помощью которого изучается суть вещей. На этом уровне происходит обьяснение сути явлений, формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

Методы научного познания:
Эмпирические
наблюдение
эксперимент
сравнение
Теоретические
анализ и синтез
воображение.
выдвижение гипотез
формализация
построение теоретических моделей.
Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт (обыденное). Получение знаний-побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.Знания-набор сведений.
в) народная мудрость. Обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл. Стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (Если не знаешь-не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
д) художественно-образный
Социальное познание.
Социальное познание -познание общества.
Особенности социального познания:
1. субъект и объект познания совпадают
2. общество-сложный объект для изучения,так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента
4. субъективность изучающегочеловека
5. многообразие выводов и оценок по одним и темже явлениям.
Принципы социального познания:
1. конкретно-исторический подход-рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности -наиболее устойчивые, существенные связи (промышленный переворот)
2. руководство научными методами.
3. соблюдение дистанции к объекту-объективность
4. выбор значимого в явлении

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.