Осетинская кухня: богатая история, вкуснейшие рецепты и блюда. Осетинская кухня Осетинская еда

1

В статье рассматривается традиционная ритуальная пища осетин как неотъемлемая часть культуры жизнеобеспечения, которая не только сохраняется в современной культуре, но и демонстрирует инновационный ресурс. На материалах этносоциологического исследования предпринимается попытка определить степень сохранности традиционных ритуальных блюд в Республике Северная Осетия – Алания, их востребованность и перспективы в современных условиях. В ходе научной экспедиции, включающей сбор полевого этнографического материала, планируется проведение социологических опросов, для выявления современного состояния в потреблении национальной кухни и ее перспективной востребованности. Экспедиционная работа включает экспертный и массовый опрос. В ходе экспертного опроса выяснить круг потребляемых блюд ограниченных ритуальной и престижно-знаковой пищей. В ходе массового опроса определить перечень потребляемых блюд национальной кухни, желание/нежелание, а также умение/неумение их готовить.

популяризация

Возрождение

традиционные напитки

традиционный мясной комплекс

ритуальная выпечка

этнокультурный брендинг

1. Канукова З.В. Традиционная осетинская пища. Серия «Моя Осетия». Владикавказ, 2005. С.11.

2. Канукова З.В. Этнокультурный бренд как ресурс инновационного развития и межнационального согласия // Культура и пространство. Книга третья. Этнокультурный бренд и историко-культурные образы в инновационном развитии Северо-Кавказского региона: Сборник научных статей. Ростов-на-Дону; Пятигорск, 2011. С.31.

3. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. Материалы этносоциологической экспедиции СОИГСИ. 2014. Ф. 9. Оп.1. С.38-44.

4. Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ: Проект-Пресс, 2013. С.537.

5. Осетины. Серия «Народы и культуры». М.: Наука, 2012. С.229.

Этнокультурный брендинг, направленный на достижение узнаваемости региона, повышение его имиджа и инвестиционной привлекательности, укрепление экономики и решение некоторых социальных проблем, включает элементы традиционной материальной, социальной и духовной культуры. Самой популярной и широко используемой формой брендинга является традиционная культура жизнеобеспечения и, прежде всего, национальная кухня.

В Республике Северная Осетия-Алания предметом брендирования стала исключительно ритуальная пища, которая включает выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво. Осетинский традиционный ритуальный стол олицетворяет картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми. Три пирога (с сырной начинкой) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства - бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»). В случае траурной трапезы пироги подают четными числами - отсутствует средний пирог, символизирующий солнце. Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки. В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами. Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности .

В ходе научной экспедиции, включающей сбор полевого этнографического материала и проведение социологических опросов, было выявлено современное состояние в потреблении национальной кухни и ее перспективная востребованность. Экспедиционная работа включала экспертный и массовый опрос. В последнем приняло участие 500 человек, из них 180 - жители сельской местности. В ходе экспертного опроса выяснилось, что круг потребляемых блюд ограничен ритуальной и престижно-знаковой пищей. В ходе массового опроса определен перечень потребляемых блюд национальной кухни, желание/нежелание, а также умение/неумение их готовить.

Ритуальные и престижно-знаковые элементы осетинской кухни: современное состояние и перспективы

Ритуальные и престижно-знаковые элементы осетинской кухни

Потребляются ли нижеуказанные блюда в повседневном быту и на праздниках

Умеете ли Вы готовить нижеуказанные блюда

Какие из нижеуказанных блюд Вы предпочитаете приобретать готовыми

большой ритуальный пирог с начинкой из свежего сыра (гуыдын)

пироги круглые с сырной начинкой (уæлибæх)

пирог круглый со свежим сыром или творогом, испеченный на масле (хæбизджын)

пироги с сыром овальные

пироги с сыром треугольные

пироги круглые с другими начинками

пироги круглые с начинкой из рубленого мяса (фыдджын)

мясо отварное (с головой, шейной частьюи ребрами)

шашлык из внутренностей (физонæг)

каша «дзыкка»

Таким образом, в современном быту осетин наиболее потребляемыми являются традиционные пироги круглой формы со всеми видами начинок, пиво, каша «дзыкка» и отварное мясо. Большинство опрошенных умеет печь пироги, готовить мясной комплекс, гораздо меньше умеющих готовить кашу «дзыкка», варить пиво и гнать араку. Если желающих приобретать пироги и напитки на заказ достаточно много, то мясные блюда большая часть опрошенных предпочитает готовить в домашних условиях .

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх») и рубленого мяса (фыдджын»). Пирог с начинкой из рубленого мяса (фыдджын) - пищевое воплощение комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций. Такой пирог выпекали только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями; он был обязательным элементом свадебного застолья, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

К традиционной выпечке относятся также:

  • большой ритуальный пирог с начинкой из свежего сыра (гуыдын), а иногда и куриного мяса, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков, на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу; свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами ;
  • пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле (хæбизджын).

Из всех видов пирогов в этнокультурном брендировании используются пироги круглой формы; кроме традиционных начинок их выпекают с начинкой из свекольной ботвы, капусты, тыквы, фасоли, листьев черемши. Эти пироги вошли в систему общественного питания, выпекаются на заказ, вывозятся за пределы республики. Они перестали быть исключительно ритуальной пищей и потребляются в качестве повседневной. Мощным механизмом брендирования традиционной выпечки стал проводимый в Республике Северная Осетия-Алания фестиваль «Осетинские пироги» (Ирончъирита), а также конкурс «Осетинский сыр».

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи. Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез. Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного. Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом остается шашлык - физонæг. Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже - говядина. Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл). Для физонæг"а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки. Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят. Это - ритуальный физонæг. Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост. После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим. Осетины жарили шашлык и в котле (аджыфизонæг). Физонæг готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное .

Весь описанный мясной комплекс является широкоупотребляемым, его готовят не только в домашних условиях, но и в супермаркетах, в ресторанах.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) - древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

С целью возрождения этого напитка в Республике Северная Осетия-Алания проводится ежегодный национально-культурный конкурс «Осетинское пиво», организаторами которого выступают министерство культуры и пивоваренная компания «Бавария». В результате собраны рецепты приготовления пива в разных ущельях Осетии, в чем особенно была заинтересована пивоваренная компания, желающим наладить производства пива предложено участие в системе кредитования малого бизнеса, что может стать вкладом в решение проблемы занятости на селе . В настоящее время актуализировалось потребление и изготовление араки, которую многие предпочитают другим крепким напиткам как экологически чистый продукт. Таким образом, представляя неотъемлемую часть современной культуры, ритуальная пища обладает потенциалом, способствующим развитию экономики, культуры, социальной сферы, оживлению рекреационной и туристической коммерческой деятельности, повышению инвестиционной привлекательности.

Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-21-13001 «Инновационные ресурсы культурного наследия Северной и Южной Осетии».

Рецензенты:

Марзоев И.Т., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ;

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Хубулова Э.В., Канукова З.В. ТРАДИЦИОННАЯ РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА ОСЕТИН КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ БРЕНД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15889 (дата обращения: 09.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Приветствую тебя, дорогой читатель, всем известно, что питание для любого человека независимо от его места проживания и национальности является самым необходимым в его жизни и поэтому осетинская кухня с ее национальными рецептурными традициями в приготовлении и приеме пищи оказывает достаточно сильное влияние на жизнь современного жителя Кавказа.

Важнейший фактор здоровья это , его количество и качество, ассортимент потребляемых продуктов и, конечно же, регулярность приема пищи.

С древних времен у осетин главной пищей было отварное мясо и хлебные продукты, которые, как правило, готовились из кукурузной муки.

Национальная кухня Осетии появилась еще в те времена, когда на земле возникло и стало постепенно развиваться древнее государство народов кочевников – алан, впоследствии ставшее в своих устоявшихся географических границах прародителем современных осетин.

Их кочевые предки жили в непростых, а иногда и в тяжелых условиях горной местности, где охотиться за добычей было достаточно сложно, поэтому они в большинстве случаев занимались скотоводством и земледелием.

Кроме источника пропитания выращиваемый скот и плоды земледелия служили им в качестве денежной единицы.

Поэтому их пища была скудной, а ассортимент пищевых продуктов был небольшим. Мясо осетины аланы ели редко, только по большим праздникам или в период проведения национальных обрядов.
Основу их пищи составлял преимущественно кукурузный чурек, запиваемый кислым молоком, сваренным пивом или обычной родниковой водой.

Готовить мясо они позволяли себе только по особым случаям – рождению или поминкам, где в большом походном казане на открытом огне варилась огромная туша крупнорогатого животного. Отсюда блюда осетинской кухни были достаточно однообразны.

Основополагающие принципы кухни осетин

С годами человек накапливал свой жизненный опыт в выращивании и обработке продуктов, тем самым меняя и обогащая свой рацион питания, а с ним и свою национальную кухню.
И в наши дни национальный осетинский стол придерживается своих традиций. При подаче блюд, как правило, их начинают расставлять с головы стола, где сидит уважаемый всеми старший тамада, задача которого — вести стол, поэтому возле него всегда стоит голова и шея отварного животного.

Также как и все национальные кухни, осетинская кухня не развивалась обособленно от других народов. Однако кулинария каждого народа до сих пор сохраняет свои, присущие только ему национальные традиции.

Так в осетинской кухне можно встретить различные кавказские блюда, а осетинские пироги, считающиеся самыми вкусными на Кавказе, сегодня на столах многих других народов нашей страны.

Современная кухня Осетии, как и кухни других народов, расширила свой ассортимент, обогатив ее своими национальными, присущими только ей, специфическими приправами, придав многим блюдам характерный для осетинской кухни вкус и аромат.

Осетинская национальная кухня в настоящее время не стоит на месте и меняется, так к примеру, если раньше осетинские пироги делали из пресного теста, замешанного на воде или молочной сыворотке, то теперь готовят тесто для пирогов на молоке или кефире, добавляя в него маргарин и яйца.

Это в свою очередь сказывается на вкусовых качествах пирогов и позволяет на более долгое время сохранять их пышность и свежесть, да и многие мясные блюда также поменяли свою рецептуру.
Осетины, как и многие народы Кавказа, любят готовить ароматный шашлык, рецептов которого существует бесчисленное множество.

Традиционные блюда осетинской кухни

Главным блюдом осетинской кухни во все времена было и остается отварное свежее мясо говядины или баранины, иногда домашней птицы – курицы либо утки. Варится оно целиком и подается на стол на большом подносе.

К мясу всегда подавалась свежая зелень и обязательно разные острые соусы с перцем и чесноком, а также горький стручковый и черемша на сметане или бульоне. До сих пор самым популярным мясным блюдом Кавказа считается аппетитный шашлык.
В осетинской кухне широкое распространение получили пироги из пшеничной муки с добавлением кукурузной муки треугольной и круглой формы с разной начинкой, количество которых зависит от назначения стола. Как правило, подавать было принято на большом блюде три пирога круглой формы.

В качестве немногочисленной закуски на щедрый осетинский стол в большинстве случаев подается потрясающий по вкусу осетинский сыр, а в качестве национального салата полезная свежая редька, приправленная подсолнечным маслом с солью на ароматных травах.

В качестве легкой закуски могут быть поданы баклажаны с сыром либо грецкими орехами приправленные молочным соусом с чесноком.

Первое блюдо любой кухни – жидкие супы, поэтому в осетинской кухне таким блюдом является фасолевый суп из говядины либо баранины на косточке с картошкой, репчатый луком и свежей зеленью, или суп с рисом либо домашней лапшой, приготовленный на курином бульоне.
Вторым традиционным блюдом осетинской кухни часто является тушеное мясо молодого барашка с картофелем и луком заправленное острым перцем, чесноком и пряным чабрецом. Готовят второе блюдо и с мясом домашней птицы, где курица либо утка готовится в горшочках с овощами, ароматными приправами и чесноком.

Неповторимый аромат и изумительный вкус приготовленного по-осетински этого блюда из птицы восхитит даже самого изысканного гурмана.

Плов из баранины или голубцы из телятины подаются с кисломолочным соусом, приготовленным на кефире, либо сыворотке также могут быть на вашем столе в качестве второго блюда. Чаще всего этот плов готовится в большом казане с толстым дном.

Самой знаменитой выпечкой осетинской кухни, заменяющей хлеб, является традиционный кукурузный чурек с сыром, приготовленный в виде лепешки и хранящейся долгое время.

Это основное выпекаемое лакомство горцы Осетии употребляют в пищу в горячем виде, когда оно издает свой неповторимый хлебный аромат. Его простота рецепта и скорость приготовления снискала всемирную славу.

Знаменитые осетинские пироги

Пожалуй, не найдется такого человека, побывавшего хоть раз и не отведавшего настоящих осетинских пирогов с домашним пивом. Многонациональная республика с ее кухней отличается большим разнообразием блюд с незабываемым вкусом.

Все это многообразие здесь выражено в знаменитых рецептах осетинского пирога, история которого отражена в столетних народных сказаниях жителей Северного Кавказа.
Три осетинских пирога, лежащих в одной порции на большом блюде имеют не только кулинарное, но и ритуальное значение, так как символизируют тройственность мироздания – солнце, вода и земля.

Правильно приготовленный осетинский пирог имеет тонкий слой теста и большое количество начинки, а виртуозом в его приготовлении считается тот мастер, кто сможет приготовить в печи на большой сковороде самый тонкий пирог, подающийся к основным блюдам вместо хлеба.

В качестве такой начинки обычно могут быть:

  1. толченый отварной картофель с молоком,
  2. мягкий рассольный осетинский сыр,
  3. измельченные листья свеклы,
  4. тушеная капуста с острым перцем,
  5. мелко порезанные листья черемши,
  6. отварная фасоль с курдючным салом,
  7. измельченная отварная тыква.

Лидером кулинарного искусства среди пирогов Осетии, покорившим мировых гурманов считается популярный мясной пирог с говяжьим фаршем.

В процессе приготовления в середине мясного деликатеса делается небольшое отверстие либо надрезы для выхода пара, а после окончания выпечки он смазывается немалым куском сливочного масла. Подается на стол такой пирог исключительно в горячем виде.

Осетинские кулинарные шедевры

Самой вкусной сладостью кавказской кулинарии является хрустящий хворост политый медом, а также белые небольшие шарики из теста, приготовленные на топленом масле и обсыпанные сахарной пудрой, эти сладкие десерты нравятся как взрослым, так и детям.

В качестве десертного блюда на осетинский стол подаются популярные во многих кухнях сладкие пироги, где начинкой может быть яблок, лимон или вишня.

Для жителей не только Кавказа, но и других регионов нашей страны домашнее осетинское пиво, приготовленное собственноручно с добавлением небольшого количества меда особый напиток, имеющий темный насыщенный цвет и изысканный вкус.
Наравне с осетинским сыром и знаменитыми пирогами многие эксперты в области питания признали осетинское пиво одним из лучших напитков в мире.

Другим слабоалкогольным напитком, распространенным в Осетии, приготовленным из зерновых растений — кукурузы и ячменя для больших праздников и поминок является арака, средняя крепость которого равна 25 градусам.

В горных районах небольшой на Кавказе республике Северной Осетии с ее малочисленным гостеприимным народом осетинская кухня, широко известная за пределами маленькой по площади и населению республики по-прежнему остается неизменной и сохраняет свои многовековые традиции.
Конечно же, в жизнь осетинского народа глубоко проникла современная цивилизация. Поменялась и форма подачи блюд к столу. Осетинские столы теперь стали сервировать строго по правилам этикета.

Поэтому, несмотря на то, что в современной кулинарии все меняется очень быстро, неизменным по-прежнему остается традиционный осетинский стол, не теряющий своего национального колорита, где всегда в Северной Осетии главным блюдом на любом застолье будут все те же — три пирога, курица и кувшин сваренного домашнего осетинского пива. Приятного вам аппетита и будьте здоровы!

А тех, кого заинтересовали многочисленные рецепты осетинской кухни, я приглашаю в гости в горную солнечную Осетию, чтобы в живую отведать все эти национальные кулинарные шедевры.

А на сегодня это все и спасибо за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вам понравилась моя статья о традиционных кавказских блюдах осетинской кухни. Теперь вы знаете, какие кулинарные шедевры можно увидеть на столах щедрых осетин, их рецепты приготовления.

Может быть, вам уже доводилось пробовать их, тогда выскажите ваше мнение об этом в комментарии к статье, мне будет интересно его прочесть. Разрешите на этом с вами попрощаться и до новых встреч дорогие друзья.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога, чтобы получать мои статьи на свою почту. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

К традиционной выпечке относятся также:

1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

Это — ритуальный физонæг.

Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

Все известные модели питания включают хмельные напитки.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

Ри условии хорошей варки, английский портер.

Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

«Будь приготовлена руками
Нартовской хозяйки Сатаны!
Почетом Сидамона станет почет твой,
Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
Изобилием Кусагона — изобилие твое!
Чистым достанься тому,
Для кого тебя приготовили.
Подобно жиру, на пользу будь тем,
Кто выпьет тебя.
Во благо тебе труды мои пойдут!
Мне же славы твоей немного».


Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

. хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

. бламыхъ
— овсяная мука, замешанная на квасе;

. хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

. къалуа
— блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

Это блюдо считалось женским.
В пищу употребляли и молочную сыворотку.

В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

Его предпочитали перетапливать.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

Картофель становился важным продуктом питания.

Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

Канукова Залина

Осетинская кухня наверно не так богата разнообразием продуктов, как кухни народов Южного Кавказа. Во многом это обусловлено суровыми условиями в которых несколько веков жили осетины: высокогорье, отсутствие многих фруктов и овощей, превалирование скотоводства над земледелием. Эти природные условия сформировали особый специфический подход как к приготовлению, так и к употреблению пищи. Многие из традиционных осетинских блюд врядли могут подходить тем, кто скурпулёзно подсчитывает каллории, количество холестерина и боится набрать лишние 100г. веса. Вместе с этим, в осетинской кухне можно найти изюминки, попробовав которые, потом долго хочеться "ещё хотя бы кусочек" или даже попытаться приготовить самим.

Материал представленный ниже взят из небольшой, но интересной книжки З.В.Кануковой "Традиционная осетинская пища" из серии "Моя Осетия".

Она продаётся в книжных магазинах Владикавказа и мы её рекомендуем для чтения всем, кто любит готовить.

РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ БЛЮД ОСЕТИНСКОЙ КУХНИ

СОУС ИЗ ЛИСТЬЕВ ПЕРЦА

(Цывзыдахдон)

Продукты брать по потребности

Взять соленые листья горького стручкового перца, положить в соусницу и залить сметаной или кефиром. При надобности добавить соли.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЛИСТЬЕВ ПЕРЦА

(Цывзыйы цъартта цахджынай)

На 1 кг листьев - 80-100 г соли

Листья горького стручкового перца оборвать от стеблей, перебрать, обмыть в проточной воде или в нескольких водах. Мелкие стручки перца оставить с листьями. Отжать от воды, положить в кастрюлю и залить холодной водой. Варить листья до мягкости. Затем снять их с огня, откинуть на сито или дуршлаг и промывать холодной водой до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Воде дать стечь, а потом выложить в большую чашку, чтобы легче было перемешать с солью. Уложить в подготовленную посуду, спрессовать. Накрыть чистой салфеткой и сверху положить большую пресс-доску, если в стеклянной посуде, то закрыть их крышкой.

ЧЕСНОЧНЫЙ СОУС

(Нурыдзахдон)

1-й вариант.

Чеснок - 3-4 дольки, сметана - 30 г, соль - по вкусу

Очистить чеснок, посолить и потолочь в деревянной или глиняной ступке до однородной, густой массы. Выложить в соусник и залить сметаной, хорошо помешать. Цахдон можно приготовить и на кефире.

2-й вариант.

Чеснок - 2-3 дольки, бульон - 30 г, перец, соль - по вкусу

Подготовить чеснок, ка.к сказано выше, вместо сметаны добавить нежирный бульон и черный молотый перец. Оба цахдона подают к отварным мясным блюдам.

СУП ФАСОЛЕВЫЙ С КОПЧЕНОЙ БАРАНИНОЙ

(Хъадур фаздсадзыд дзидзаима)

Фасоль - 200 г, баранина копченая -500 г, лук - 2 гол, жир - 30 г, перец и соль по вкусу.

Фасоль перебрать, промыть и положить в кастрюлю, залить холодной водой. Варить на слабом огне до полуготовности. Затем в фа¬соль опустить кусок (или нарезанную кусочками) копченую баранину и продолжать варить. Положить мелко нарезанный лук. Перед концом варки положить стручковый перец.

Копченое мясо придает свой аромат, поэтому суп с зеленью и пряностями не заправляется.

СУП ФАСОЛЕВЫЙ С КОПЧЕНЫМ КУРДЮЧНЫМ САЛОМ

(Хъaдур стад фысы дымагима)

Фасоль перебрать, промыть, проварить в небольшом количестве воды минут 15-20, слить ее и залить новой. Фасоль отварить на слабом огне. За 15-20 минут до готовности нарезать кусочками курдючное копченое сало, положить в суп и продолжать варить. Мелко нарезать репчатый лук и положить в суп, а затем - стручковый перец.

Этот суп можно готовить и с картофелем, тогда картофель кладется в суп до того, как положить сало, уменьшается тогда и закладка фасоли.

СУП С МУЧНЫМИ КЛЕЦКАМИ

(Халтъамаджын хъармхуыпп)

1-й вариант. Яйцо - 2 шт., мука - 2 ст. ложки, соль - по вкусу

В миске растереть яйца с мукой, пока масса не станет гуще сметаны. Посолить,

полученную массу брать чайной ложкой, обмакивая ее в холодной воде, и опускать в заранее приготовленный кишпций бульон или молоко. Варить 10 минут в закрытой кастрюле на медленном огне.

Весь процесс приготовления такой, как указано выше, только с той только разницей, что в клецки при замешивании добавляют растертую зелень петрушки или киндзы (по вкусу).

Клецками можно заправлять все бульоны.

БАРАНИНА ОТВАРНАЯ

(Фысы фыд къуыдыр фыхэй)

Баранью ножку обмыть, положить в кастрюлю с кипящей водой и варить, снимая пену шумовкой. Добавить очищенные, крупно нарезанные коренья (петрушки, сельдерея), репчатый лук, лавровый лист, черный перец горошек, посолить и продолжать варить до готовности.

Перед подачей на стол мясо выложить на блюдо, сверху посыпать солью, зеленью петрушки и укропом. Отдельно подать цахдон из чеснока или листьев горького перца на сметане или кефире.

БАРАНИНА ТУШЕНАЯ

(Фысы фыды лывзэ)

Мякоть от задней ноги и почечную часть баранины очистить от пленок, обмыть, нарезать приблизительно одинаковой формы и величины кусками и положить в кастрюлю. Посолить, нарезать репчатый лук и посыпать им мясо, накрыть крышкой и поставить на слабый огонь. Варить, пока не выпарится жидкость. Затем жарить в собственном жиру. Если мясо не жирное, добавить жир.

Когда мясо станет мягким, добавить немного бульона или горячей воды. Очистить картофель, нарезать кубиками и положить на мясо. Накрыть и варить до готовности картофеля. Затем влить в соус томат-пюре, разбавленный бульоном. Через 5-10 минут прибавить черный молотый перец или мелко нарезанный горький перец, чабер, протертый чеснок. При подаче посылать нарезанной зеленью петрушки, укропом.

ШАШЛЫК ИЗ МОЛОДОЙ БАРАНИНЫ

(Фысы фыдэй физонэг)

Части задней ноги, почечную часть молодой баранины отделить от костей, обмыть, нарезать на одинаковые куски, посолить, посыпать черным молотым перцем, перемешать. Затем мясо нанизать на шпажку и жарить умеренно раскаленными древесными углями до готовности. Для равномерного поджаривания шпажку необходимо вращать.

К столу шашлык можно подать на шпажке или на блюде, оформить кольцами лука и лимоном.

ЛЫВЖА ИЗ БАРАНИНЫ

(Фысы фыдэй лывзэ)

Мясо - 500 г, картофель - 400 г, лук репчатый-100 г, соль, зелень, перец-по вкусу

Жирную баранину нарезать небольшими кусками, посолить и положить в кастрюлю, залить холодной водой, чтобы вода покрывала мясо, накрыть крышкой и варить до аолуготовности. Очистить картофель, нарезать и положить в мясо. Затем нарезать репчатый лук, посыпать им сверху картофель, накрыть крышкой и варить до готовности. Следить, чтобы картофель не разварился и чтобы его покрывала жидкость. Заправить горьким стручковым перцем и отодвинуть на борт плиты. Блюдо должно быть сочным.

СУБПРОДУКТЫ, ЖАРЕННЫЕ НА СКОВОРОДЕ

(Хуылфыдзауматэ тебэйы физонэггондгэй)

Печень, легкие, сердце очистить от пленок, тщательно промыть, нарезать равными кусками и положить в глубокую сковороду, добавив немного бульона или воды. Посолить, накрыть крышкой и тушить на слабом огне, чтобы субпродукты не сразу стали поджариваться, а тушились 10-15 минут. Когда жидкость выкипит, добавить нарезанное баранье сало. Жарить до образо вания румяной корочки. Нарезать репчатый лук, положить в субпродукты и продолжать жарить до готовности, время от времени помешивая. Посыпать черным молотым перцем.

Подавать к столу в горячем виде.

ШАШЛЫК, ЗАВЕРНУТЫЙ В ЖИРОВУЮ ПЛЕНКУ

(Эхсырфэмбал)

Бараньи легкие, печень, сердце обработать, очистить от пленок, обмыть холодной водой и нарезать одинаковыми кусочками, посолить, посыпать черным молотым перцем, надеть на шпажку и жарить над раскаленными древесными углями до готовности, вращая шпажку. Затем снять шашлык со шпажки на тарелку и каждый кусок в отдельности завернуть в баранью жировую пленку, нарезанную на четырехугольники. Снова нанизать на шпажку, слегка посолить и жарить так же над углями до образования румяной корочки.

К столу подают в горячем виде.

Примечание. Субпродукты до обвертки в жировую пленку можно и отварить.

КУРИЦА ПОД СМЕТАННЫМ СОУСОМ

(Карчы лывзэ эхсыры сэртимэ)

Курица - 1 шт., картофель - 300 г, сметана - 300 г, лук репчатый - 2-3 гол., мука - 40 г, чеснок - 5 долек, соль, чабер, перец - по вкусу

Тушку курицы опалить, отрубить шею и лапки. Осторожно вьпотрошить, стараясь не раздавить желчный пузырь. Тушку хорошо промыть в холодной воде, положить в кастрюлю и отварить в малом количестве воды, чтобы вода только покрывала тушку. За это время очистить картофель. Курицу вынуть из бульона и положить туда картофель, нарезанный чесночком, отварить (бульона должно остаться очень мало). Затем разрубить курицу на кусочки, опустить в бульон с картофелем и дать закипеть.

Положить мелко нарезанный лук, муку, разбавленную на сметане, и потушить. Незадолго до готовности добавить перца черного молотого, чабер, положить чеснок размельченный и отодвинуть на борт плиты на 10-15 минут. Подавать к столу в горячем виде, посыпав зеленью.

СУП МОЛОЧНЫЙ ИЗ КУКУРУЗНОЙ КРУПЫ

Кукурузная крупа - 150 г, молоко цельное - 3 части, вода -1 часть, сало -20 г на порцию

Кукурузную крупу промыть в нескольких водах. Дать воде стечь. Засыпать в кипящую воду и варить до готовности. За 5-7 минут до готовности добавить цельное молоко и дать закипеть, посолить. При подаче к столу положить кусочек сливочного масла или растопленного курдючного жира.

МАМАЛЫГА

Мука кукурузная - 200 г, пшеничная -50 г, сыворотка - 400 г, масло топленое -50 г, сахар - 30 г

Сыворотку (не очень кислую) влить в чугунную кастрюлю (казанок), поставить на слабый огонь и дать закипеть, посолить.

Просеять кукурузную муку мелкого помола и маленькими порциями засыпать в сыворотку, непрерывно помешивая деревянной ложкой или веселкой. Продолжать варитъ на слабом огне до получения однородной эластичной вязкой массы слегка кремоватого цвета. За 5-7 минут до снятия с огня добавить немного просеянной пшеничной муки и варить до полной готовности. В горячем виде выложить на тарелки, смачивая ложку в топленом горячем масле, разровнять поверхность, придавая ей округлую форму. Посередине сделать углубление и влить в него топленое масло, посыпать сахаром.

Подавать в горячем виде.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОСЕТИНСКОГО СЫРА

(Ирон цыхт)

Цельное молоко процедить через мелкое сито или марлю в чистую кастрюлю и на тихом огне подогреть до комнатной температуры, 20-22 градуса, потом влить закваску (ахсаэн, приготовленный заранее) и тщательно перемешать, чтобы он равномерно распределился в молоке, иначе молоко свернется не полностью (ахсаэн можно заменить пепсином, растворенным в холодной воде).

Кастрюлю с заквашенным молоком поставить в теплое место до полного свертывания, затем ложкой хорошо размешать свернувшееся молоко, дать сыру осесть на дно кастрюли, пока сыворотка на поверхности не будет зеленовато-прозрачной. После этого сыр осторожно собрать руками (или на сито), выжать сыворотку, чтобы поверхность сыра стала упругой, и опустить в сыворотку. Сыр для осетинского пирога берется одно- или двухдневной выстойки.

Приготовление закваски для сыра

Желудок бараний или говяжий очень хорошо вымыть, обильно засыпать солью, свернуть и оставить на одни сутки, чтобы соль впиталась в него. Затем расправить и повесшъ сушить над плитой. Когда желудок высохнет, можно делать закваску (ахсэн). Для этого в керамический кувшин налить подогретую немного сыворотку и опустить гуда часть высушенного желудка, добавить немного соли и оставить еще на сутки. Когда сыворотка помутнеет и на поверхности появятся пузырьки, то он готов для закваски.

ДЗЫККА ИЗ СЫРА

(Цыхты дзыкка)

Сметана - 500 г, сыр - 400 г, мука пшеничная -150 г, соль - по вкусу

Свежую сметану влить в кастрюлю (желательно в чугунок) и варить на среднем

огне 15-20 минут с момента закипания, периодически помешивая, посолить.

Свежий сыр отжать от оставшейся сыворотки, хорошенько размять до однородной эластичной массы и положить в кипящую сметану. Варить на тихом огне, непрерывно помешивая ложкой или деревянной веселкой. Когда сыр расплавится, не переставая помешивать, осторожно, маленькими порциями засыпать просеянную пшеничную муку так, чтобы не было комочков. Варить до выделения обильного количества масла. Масса должна принять слегка кремоватый цвет.

Когда дзыкка готова, она легко будет отставать от ложки и стенок кастрюли.

Подают обычно в горячем виде, можно и в холодном.

ДЗЫККА ИЗ СМЕТАНЫ

(Эхсыры сэртэй дзыкка)

Сметана-300 г, мука кукурузная -50 г, мука пшеничная - 20 г, соль - по вкусу

Свежую сметану влить в кастрюлю или - 32 -

казанок и на медленном огне, помешивая деревянной ложкой, варить 30-35 минут, досолить. Все время помешивая, маленькими порциями всыпать кукурузную муку можно ее заменить манной крупой). Поварить 2-3 минуты, затем так же всыпать немного пшеничной муки. Продолжать варить на медленном огне, помешивая, до выделения масла. Масса примет слегка кремоватый цвет и легко будет отставать от стенок кастрюли.

ДЗЫККА ИЗ СМЕТАНЫ С ЯЙЦОМ

(Эхсыры сэртэй дзыкка аэйчытимаэ)

Сметана - 300 г, мука - 70 г, яйца - 2 шт., соль - по вкусу

Свежую сметану влить в кастрюлю или казанок и на тихом огне, помешивая ложкой, варить 30-35 минут, посолить. Всыпать осторожно муку, чтобы не было комков, и продолжать варить на медленном огне, помешивая, пока масса не будет выделять

масло и не примет слегка кремоватый цвет. Взбить яйцо и влить в дзыкка, хорошо перемешать, поварить еще 1-2 минуты.

(Кэпыты мисын)

Кипяченое или пастеризованное молоко подогреть до температуры 25-30° и залить им заранее замоченные в теплой воде молочные грибки. Посуда для закваски должна быть эмалированная или стеклянная.

Когда через 8-10 часов молоко заквасится, готовый кефир разлить в банки и положить в прохладное место.

ПИРОГ СО СВЕЖИМ СЫРОМ

(Уаэлибаэх)

1-й вариант.

Тесто на один пирог: мука - 300 г, кефир - 2 стакана, сахар -5 г, маргарин -30г, дрожжи-5г

Фарш: сыр свежий - 300 г, масло - 30 г, соль - по вкусу.

Пшеничную муку первого или высшего сорта просеять, в середине сделать углубление и налить в него свежего кефира, положить размягченного маргарина, соли, хлебной соды или дрожжей, сахара и замесить мягкое тесто. Поставить в теплое место и накрыть. Если тесто на дрожжах, то оставить на расстойку на 2-3 часа, пока подойдет. С содой - на 30-40 минут.

Тем временем подготовить фарш для пирогов. Сыр однодневной выдержки, приготовленный из свежего цельного молока, отжать от остатков сыворотки, тщательно размять, чтобы масса сыра стала маслянистей, одинаково эластичной, посолить, хорошо перемешать и разделить на части (по количеству пирогов).

Готовое тесто разделить на части и каждую часть раскатать на лепешки толщиной в 0,5-1 см. На середину лепешки положить заранее приготовленный фарш из свежего осетинского сыра, разровнять сыр на поверхности лепешки на 3-4 см от края лепешки, затем, забирая концы ле пешки, постепенно стянуть их на середину и соединить. Нажимом ладони разровнять поверхность пирога, перевернуть на другую сторону, так же разровнять поверхность. Операция повторяется 2-3 раза, пока пирогу не будет придана округлая форма и ровная толщина. Положить на подогретую, слегка смазанную жиром сковороду. С верхней стороны пирога посередине сделать надрез в тесте, чтобы при выпечке пары не скапливались и не разорвали пирог. Выпекать в духовом шкафу.

Подавать к столу в горячем виде, смазав и полив сливочным или топленым маслом. Пирог к столу можно подать целиком или нарезать на 4 или 8 треугольных кусков.

2-й вариант.

Процесс приготовления такой же, как уалибаха, с той разницей, что фарш на него берется в два-три раза больше, и по объему он больше.

ПИРОГ С СОЛЕНЫМ СЫРОМ

(Уаэлибаэх цэхджын цыхтимаэ)

Тесто: мука - 300 г, сыворотка - 2 стакана, сахар - 5 г, дрожжи - 5 г, маргарин - 30 г, соль - по вкусу. Фарш: сыр рассольный - 200 г, сметана - 50 г, масло топленое - 30 г

Пшеничную муку просеять, сделать в ней углубление, положить соды или дрожжей, влить теплое молоко или сыворотку, размягченный маргарин, сахар и соль, замесить мягкое тесто, накрыть чистым полотенцем и оставить на расстойку.

Твердый рассольный сыр натереть на мелкой терке, размять руками, чтобы не оставалось непромятых комочков сыра, добавить в него воды или сметаны для размягчения, еще раз перемешать. Готовое тесто разделить на равные части, в зависимости от того, на сколько пирогов замесили тесто.

Раскатать каждую часть отдельно на лепешку, в середину положить фарш – сыр и разровнять его на поверхности лепешки, отступая от края на 3-4 см. Концы лепешки постепенно стянуть на середину и соединить. Затем разровнять нажимом ладони поверхность пирога, перевернуть и опять разровнять, придав пирогу округлую форму и ровную толщину. Положить пирог на слегка подогретую и смазанную жиром сковороду. Посредине пирога на верхней стороне сделать надрез. Выпекать и подавать к столу так же, как пирог со свежим сыром.

ПИРОГ С КАПУСТОЙ И СВЕЖИМ СЫРОМ

(Къабускаджын)

Капуста - 300 г, сыр рассольный - 70 г, масло растительное - 60 г, сливочное масло - 30 г, перец и соль - по вкусу

Приготовление фарша: белокочанную капусту очистить от вялых, зеленых листьев, промыть, мелко нарезать и положить в кастрюлю с жиром, тушить на слабом огне до мягкости. Потом снять с огня и остудить до 18-20 градусов тепла. Отдельно хорошо размять свежий сыр, положить в капусту, тщательно перемешать легкими движениями пальцев руки, по вкусу посолить. Можно добавить чабер.

Способ приготовления теста, выпечка, форма и подача к столу такие же, как и для уалибаха.

ПИРОГ С КАРТОФЕЛЕМ

(Картофджын)

Картофель - 300 г, сыр свежий - 100 г, сметана, молоко - 50 г, масло сливочное или топленое - 40 г, соль - по вкусу

Приготовление фарша: клубни картофеля вымыть, положить в кастрюлю, залить водой и варить до готовности. Затем воду слить, очистить от кожуры и помять до однородной массы. Отдельно размять свежий сыр и положить в картофель, добавить цельного молока или сметаны, соль и перемешать. Можно добавить чабер.

Способ приготовления теста, форма, выпечка и подача такие же, как для уалибаха, но сливочного или топленого масла подают к столу больше.

ПИРОГ С КАРТОФЕЛЕМ И СОЛЕНЫМ СЫРОМ

(Картофджын цэхджын цыхтимэ)

Картофель - 300 г, рассольный сыр -100 г, масло сливочное - 40 г, сметана или молоко, соль - по потребности

Приготовление фарша.

Клубни картофеля вымыть, отварить, очистить от кожуры и помять до однородной массы. Соленый сыр натереть на терке и добавить в пюре, влить сметаны или молока, если надо, добавить соли, перемешать. Затем пирог приготавливается как уалибах.

ПИРОГ С ТЫКВОЙ

(Насджын)

Тыква - 200 г, сыр - 50-70 г, черный перец, чабер - по вкусу

Приготовление фарша.

Тыкву вымыть, разрезать на части, очистить от семян, волокон, кожуры, натереть на терке, добавить мелко нарезанный репчатый лук, промятый свежий сыр, черный молотый перец, чабер и посолить по вкусу.

Способ приготовления теста, форма, выпечка и подача такие же, как для уалибаха, с той разницей, что при подаче насджина к столу масло можно заменить растопленным курдючным жиром.

ПИРОГ С ТЫКВОЙ И КУРДЮЧНЫМ САЛОМ

(Насджын стад фысы дымаэгимэ)

Тыква - 300 г, сыр - 50 г, сало курдючное выстоенное - 50 г, перец, соль, чабер - по вкусу

Приготовить тыкву, как сказано выше, затем положить в нее тертый соленый сыр, черный молотый перец, выстоенное курдючное сало мелко нарезанными кусочками, соль (если сыр не очень соленый). Все хорошо перемешать. Этот фарш может быть и без сыра. Тесто готовить, как указано выше.

ПИРОГ С ЛИСТЬЯМИ ЧЕРЕМШИ И СЫРОМ

(Давонджын)

Листья зеленой черемши - 300 г, свежий сыр -150 г, масло сливочное - 40 г, соль - по вкусу

Приготовление фарша: перебранные и перемытые в нескольких водах или под проточной водой листья черемши поперек мелко нарезать, посыпать солью и промять, добавить заранее приготовленный протертый свежий сыр и перемешать.

Способ приготовления теста, форма, выпечка и подача к столу - как для уалибаха, только с большим количеством масла.

ПИРОГ ИЗ ЛИСТЬЕВ СВЕКЛЫ И СВЕЖЕГО СЫРА

(Цэхэраджын)

1-й вариант.

Листья свеклы - 300г, сыр свежий -150 г, лук зел. -100 г, укроп зеленый - 60 г, масло сливочное или топленое - 35 г, сметана - 50 г, соль - по вкусу

Приготовление фарша.

Листья свеклы перебрать, промыть в холодной проточной воде, обрезать стебельки, а листья нарезать поперек очень мелко -соломкой. Добавить мелко нарезанный зеленый лук, укроп и слегка перемешать. Отдельно промять свежий сыр, положить в нарезанные листья свеклы и перемешать легкими движениями пальцев, добавить сметаны. Соль способствует большому выделению сока, поэтому солить фарш надо перед заворачиванием в тесто.

2-й вариант.

Приготовление фарша такое же, как указано выше, только в фарш добавляется выстоенное внутреннее баранье сало (50 г.)

Способ приготовления теста, форма, выпечка, подача к столу такие же, как для уалибаха, с той разницей, что к цахараджину отдельно по вкусу подают сметану в обоих вариантах.

ПИРОГ С ФАСОЛЬЮ

(Хъэдурджын)

Фасоль - 100 г, сало - 50 г, лук репча¬тый - 50 г, соль и перец - по вкусу

Приготовление фарша.

Фасоль перебрать, вымыть в холодной воде. Положить в кастрюлю и залить холодной водой. Отварить до готовности, посолить и еще поварить минуты 3-5, затем откинуть на дуршлаг и дать стечь отвару. В горячем виде фасоль размять до однородной массы. Мелко нарезать выстоенное курдючное и внутреннее сало (фиу), репчатый лук, посыпать черным молотым перцем, все тщательно перемешать. Если фарш очень сухой, то можно добавить молока или сметаны.

Приготовление теста, форма, выпечка и подача к столу такие же.

ПИРОГ С МЯСОМ

(Фыдджын)

Тесто: мука - 230 г, яйца - 1 шт, молоко или вода 1,5 стакана. Фарш: мясо - 320 г, лук репчатый - 30 г, чеснок - 3-4 дол., перец, соль - по вкусу

Тесто: пшеничную муку первого или высшего сорта просеять, посередине сделать углубление, влить теплую воду или молоко, вбить яйцо, на кончик ножа соды, соль и замесить не очень крутое тесто. Дать отлежаться тесту 20-30 минут. Перед разделкой еще промять. Разделить на две неравные части, учитывая, что лепешка для нижнего слоя должна быть больше и толще. Раскатать нижнюю лепешку толщиной 0,5 см и положить на смазанную жиром сковороду, чтобы она покрывала края сковороды.

Затем уложить равномерно фарш по всей сковороде, раскатать вторую верхнюю лепешку толщиной 0,2-0,3 см. Посередине верхней лепешки сделать фигурные нарезы. (Нарезы легче и красивее можно сделать, если лепешку сложить вчетверо). Затем им накрыть сковороду и скалкой провести по краям сковороды, срезая с краев сковороды тесто. Края защипнуть, чтобы при выпечке не вытек сок.

Фарш: говяжье мясо первого или второго сорта, жирное, зачистить от сухожилий, пленок и секачем или топориком нарубить очень мелко (или пропустить через крупную решетку мясорубки). Добавить в мясо мелко нарезанного репчатого лука, чеснока, растертого с солью, молотый черный перец или красный горький, соль, влить бульона или воды 30-35 процентов к весу мяса. Если мясо очень жирное, то жидкости надо меньше. Все это хорошо вымешать.

Выпекать в духовом или жарочном шкафу.

Фыдджин - очень сочный пирог, поэтому следует при подаче к столу верхнюю лепешку отделить от краев и нарезать на кусочки, прикрыв ими фарш. Подавать к столу с вилкой.

ПИРОГ С ВЫСТОЕННЫМ ВНУТРЕННИМ САЛОМ

(Фиуджын)

Тесто: мука - 200 г, хлебная сода - 5 г, (или дрожжи - 2 г), соль - по вкусу. Фарш: сало выстоенное -100 т

Пшеничную муку просеять и замесить тесто на соде или дрожжах. Оставить на расстойку. Нарезать выстоенное внутреннее сало на мелкие кусочки.

Тесто разделить на части, раскатать и на середину лепешки положить фаршсало, постепенно подтягивая концы лепешки, соединить их на середине пирога, разровнять, придав пирогу одинаковую округлую форму и толщину. Посередине сделать надрез. Выпекать в духовом шкафу.

При подаче к столу смазывать топленым маслом или топленым курдючным жиром. Подавать в горячем виде.

ПИРОГ С СЫРОМ И ЗЕЛЕНЫМ ЛУКОМ

(Хъаздындзджын)

Тесто: мука -150 г, кефир -1 стакан, сода - на кончике ножа.

Фарш: лук-порей 100 г, сыр свежий -800 г, соль - по вкусу

Замесить тесто на кефире и соде, дать отлежаться 25-35 минут. За это время перебрать, очистить, промыть перья зеленого лука и мелко нарезать. Отдельно промыть свежий сыр до однородной массы и положить в лук, посолить, перемешать.

Тесто раскатать на лепешки округлой формы, на середину положить фарш и концы лепешки, постепенно стягивая, соединить на середине пирога. Нажимом ладони раз-ровнять, перевернуть и еще раз разровнять.

Посередине сделать надрез. Выпекать в духовом шкафу. При подаче полить топленым или сливочным маслом.

ПИРОГ С СОЛОДОВОЙ НАЧИНКОЙ

(Лакъами)

Просеять пшеничную муку, в середине сделать углубление, вбить в него яйца, положить соль, влить теплое молоко или воду, замесить крутое тесто, дать постоять 20-25 минут. Разделить на части и раскатать лепешки. На середину лепешки овальной формы положить фарш, приготовленный из солодовой муки, разровнять на одну половину лепешки, а второй половиной накрыть и соединить концы лепешки, защипать, придав ей форму полумесяца. Выпекать в духовом шкафу.

Подавать к столу с топленым маслом.

Приготовление солода и фарша из него: зерна пшеницы или кукурузы перебрать, замочить в комнатной воде так, чтобы вода была выше уровня зерна на 3-4 см

и оставить разбухать на 24 часа. Затем воду слить, зерна положить в ящик или корыто, слегка спрессовать, плотно накрыть, чтобы создать тепло. Проросшие зерна (солод) отделить друг от друга и сушить воздуш¬ной сушкой или на плите. После сушки солод промолоть.

Для фарша муку солодовую просеять и замесить на молоке или воде густую, слегка рассыпчатую массу, чтобы ее можно было завернуть в тесто.

КУКУРУЗНЫЙ ЧУРЕК

(Кэрдзын)

Просеянную кукурузную муку залить подсоленным крутым кипятком и тщательно перемешать, побрызгать холодной водой и еще раз вымешать руками до получения однородной мягкой эластичной массы. Разделить тесто на желаемые части, придать им округло-приплюснутую форму. Смазать со всех сторон водой (иначе кардзын может потрескаться). Выпекать в горячем духовом шкафу. Чурек вкусен в горячем виде.

Подают с сыром, молоком, сколотиной и ко всем блюдам вместо хлеба

(Дзуакатаэ)

4 желтка, 1 яйцо, сахар - 7 г, соль - по вкусу, водка или спирт - 50 г, мука -сколько возьмет. Для жарки: топленое масло - 300 г

Пшеничную муку высшего сорта просеять и сделать углубление, вбить в нее одно яйцо, 4 желтка, затем прибавить спирт или водку, сахар, соль. Замесить очень крутое тесто. Разделить его на равные части, каждую часть раскатать как можно тоньше, нарезать на ленточки и сделать из них разные фигуры.

В неглубокую кастрюлю, желательно с толстым дном, положить топленое масло, разогреть и опускать в него дзуаката в таком количестве, чтобы они не касались друг друга, не деформировались, а жир не переставал кипеть. Готовые дзуаката осторожно (они очень хрупкие) выкладывать на блюдо и посыпать сахарной пудрой.

БЕЛАЯ ХАЛУА

(Урс хэлуа)

Масло топленое - 1 стакан, сахарная пудра или песок-1 стакан, муки - сколько возьмет

Топленое масло растереть с сахарной пудрой или песком добела, чтобы кристаллики сахара не ощущались меж пальцев. Затем небольшими порциями добавить муку и замесить не очень крутое тесто. Тесто хорошо промять руками. Готовое тесто разделить на маленькие шарики, придать им конусообразную форму и уложить на противень. Выпекать на среднем огне в жарочном шкафу до слегка кремоватого цвета.

ОСЕТИНСКОЕ ПИВО

(Ирон бэгэны)

На 10 литров воды - 5 кг солода, хмель -50 г, цырв (пивные дрожжи) - 100 г, сахар -100г

В подогретую до 30 градусов воду всыпать солодовую муку, помешивая деревянной веселкой, чтобы не осталось комков, довести до кипения, положить в нее просеянную и прожаренную до темно-коричневого цвета солодовую муку, дать покипеть 5-6 минут (не переварить - жидкость, стекающая с веселки, должна быть прозрачной).

К этому времени подготовить чистую плетенную из мелких хворостинок корзину, внутри обложить чисто промытой и прокипяченной пшеничной соломой. Поставить корзину в чистое большое корыто с отверстием и процеживать солодовый отвар так, чтобы жидкость стекала через отверстие в котел. Перенести из котла часть солодовой гущи ковшом в корзину с соломой и тон ким слоем разровнять по ней. Затем, перемешивая содержимое котла, постепенно небольшими порциями перенести в корзину всю гущу.

Чисто вымыть котел, где варился солод, и перелить туда процеженный отвар. Поставить на сильный огонь и варить 1-1,5 часа с момента закипания. Положить в котел с отваром пива хмель и продолжать варить еще 1 час или немного больше. Потом снять с огня и остудить до 20-25 градусов тепла. Перелить в посуду, что приготовлена для брожения. Вынуть хмель.

Заранее приготовить закваску (цырв). Для этого пивные дрожжи развести процеженным отваром, положить сахар и дать им хорошо подойти. После этого положить их в охлажденный отварпиво и тщательно перемешать. Накрыть тепло и поставить на брожение.

Когда начнется брожение, нужно снять поднявшуюся пену (цырв) и обратно прикрыть. По окончании брожения процедить через волосяное сито и перенести в прохладное место. Пиво готово.

Примечание. Пиво бывает вкуснее, если солод для него приготовить в такой пропор-ции: кукуруза - 1 часть, ячмень или пшени¬ца - 1:1,5.

БРАГА - ГУСТОЙ КВАС

(Махсымаэ - бэззджын къуымэл)

Мука кукурузная -4 кг, вода 10 л, сахар -0,5 кг, дрожжи - 30 г

Кукурузную муку среднего помола залить теплой водой (22-25 градусов). Накрыть тепло и поставить для брожения на 2-3 дня в теплое место. По окончании брожения перелить в кастрюлю и поставить варить на 1 час с момента закипания, изредка поме-шивать, не давая пригореть ко дну. Затем снять с огня, остудить до 20-22 градусов тепла и заквасить пивными дрожжами, добавить немного сахару. Тепло укрыть и поставить в теплое место.

В процессе бурного брожения процедить через волосяное сито. Плотно закрыть и поставить в прохладное место. Напиток готов.

ЖИДКИЙ КВАС

(Тэнаэг къуымаэл)

1-й вариант

Выжимки от кваса махсыма залить теплой водой, положить сахар и дрожжи. Накрыть, оставить до брожения. Затем процедить через мелкое сито. Накрыть плотно и поставить в прохладное место.

2-й вариант

Жидкий квас можно приготовить из кукурузной муки. Тогда муку берут в 2 раза меньше, чем на квас махсыма, остальной процесс такой же.

Жидкий квас - приятный кисло-сладкий напиток.

Уалибах, фыдджин, цахтон и лывжа - самые вкусные осетинские блюда

Уалибах, фыдджин, цахтон и лывжа - самые вкусные осетинские блюда

Уалибах

Самый распространенный пирог — уалибах, с осетинским сыром. Вот его рецепт от шеф- повара чайханы «Торне» Юрия Вайса. На один пирог потребуется:

Для теста: пшеничная мука 400 гр., дрожжи сухие 1 ч.л., кефир 2 стакана, молоко 1/2 стакана, масло сливочное растопленное 20 гр.- для смазывания пирога, песок сахарный 1 ч.л., соль.
Смешиваем в стакане сухие дрожжи, сахар, 1 ч. л. пшеничной муки, перемешиваем и добавляем теплое молоко. Оставляем на 10-15 минут, пока не поднимется пенка.

Пшеничную муку просеиваем, делаем в середине углубление, в которое вливаем свежий кефир, кладем соль, смесь дрожжей с молоком и замешиваем мягкое тесто. Накрываем его чистой тканью и ставим в теплое место на 2-3 часа.

Для начинки: 300 гр. осетинского сыра надо отжать от остатков сыворотки, тщательно размять (масса должна быть однородной и эластичной), посолить, хорошо перемешать. На мой вопрос, «где вы берете осетинский сыр», Юрий Вайс хитро щурится и улыбается: «есть хороший человек в Подмосковье, осетин, у него свое хозяйство».

Готовое тесто раскатать в лепешки толщиной 0,5-1 см. На середину кладем сырную начинку, разравниваем ее, затем края лепешки постепенно стягиваем к центру и соединяем. Нажимом ладони разравниваем поверхность пирога и, перевернув его швом вниз, еще раз разравниваем. В результате пирог должен иметь ровную поверхность, одинаковую толщину (около 2 см) и округлую форму. Пирог укладываем на подогретую, слегка смазанную маслом форму. Выпекаем в духовке, до золотистого цвета, затем вынимаем, смазываем растопленным cливочным маслом. Подаем к столу горячим.





Фыдджын

Один из самых любимых осетинами пирогов — фыдджын, пирог с мясом. Тесто для него готовят так же, как и для уалибаха. А вот рецепт начинки:
500 гр. не слишком постного мяса (говядины или баранины) пропустить через крупную насадку мясорубки. Добавить мелко нарезанную ножом среднюю луковицу, 2 измельченных зубчика чеснока, посолить и поперчить. Хорошо перемешать фарш руками и оставить на полчаса.

Формировать фыдджын можно двумя способами. Первый - также как уалибах и остальные виды осетинских пирогов. Второй - раскатывая 2 тонких слоя теста. Один укладывается на сковородку, на него фарш, сверху второй слой теста. В этом случае края слоёв защипывают и заворачивают внутрь, затем разравнивают поверхность пирога, а посередине делают отверстие для выхода пара. Готовый пирог смазывают растопленным сливочным маслом и подают горячим.

Лывжа

Кроме непременных трех пирогов, без которых немыслимо осетинское застолье, в кухне этого народа наиболее любимы блюда из мяса. Это чаще всего баранина или говядина. Меньше едят свинину и птицу. Если вы хотите угостить выходца из Осетии, приготовьте ему лывжу. Это универсальное блюдо из тушеной баранины с картошкой — нечто среднее между густым супом и жаркое. В зависимости от количества бульона оно может служить первым или вторым блюдом. Юрий Вайс, готовя его, орудует ножом ловко, артистично. И говорит так, как будто поэму читает: про мясо, про ароматные травы и про вкусовые пристрастия осетин. Вот рецепт его лывжи:

900 гр не постной бараньей мякоти, лучше от задней части, надо порезать кусками размером примерно 4 на 5 см. Залить холодной водой так, чтобы она лишь закрыла мясо, и поставить на огонь. «Если вы хотите добиться ароматного, прозрачного бульона, заливать мясо надо только холодной водой, довести до кипения и сразу снять пену, — рассказывает Юрий. — Солить, перчить — это уже потом, после закипания». Пока мясо тушится в небольшом количестве воды, Юрий режет лук и картофель. На 900 гр. баранины надо 400 гр. картофеля, 100 гр. репчатого лука.



«На Кавказе все овощи, и тем более картофель нарезают крупно. Так лучше ощущается вкус продукта, — объясняет Юрий. — Есть отдельное удовольствие в том, чтобы разломить готовую картофелину, распробовать ее текстуру, насладиться вкусом». Картофель он режет пополам, а репчатый лук, наоборот, мелко, чтобы он отдал в бульон свой аромат. «В Осетии нет традиции пассеровать лук, его кладут в блюдо сырым», — говорит Юрий.

Теперь настает время зелени. Юрий приносит целый букет: петрушка, кинза, орегано(душица). Он отделяет листочки руками, стебли можно, связав ниткой, положить в бульон, а после того, как они отдадут свой аромат, аккуратно достать их.

— Листья мы рвем на кусочки руками, ножом пользоваться нельзя, от соприкосновения с металлом вкус зелени получается совсем не тот, — говорит Юрий, быстрыми движениями измельчая зелень.
— А если взять керамический нож?
— Нет, все равно не годится. Когда я отрываю листочки, я одновременно пережимаю черешки, на которых они держатся. Как бы запечатываю сок внутри. Видите, доска остается сухой. Если бы мы измельчали зелень ножом, половина сока, а вместе с ним почти все эфирные масла остались бы на разделочной доске.

Когда мясо почти готово, Юрий солит блюдо, добавляет черный перец, закладывает картофель и репчатый лук. Теперь это все должно приготовиться за 15-20 минут. И тогда наступает очередь специй и зелени. Сперва чабер. Эта сухая травка просто перетирается в порошок ладонями над кастрюлькой. После этого бульон кипит еще несколько секунд. Измельченную руками зелень добавлять надо в самый последний момент, когда блюдо уже снято с огня.





Подают Лывжу в глубокой посуде.
— Я очень люблю подавать лывжу в глине, поскольку толстостенная глиняная посуда с крышкой держит температуру до часа и более, как будто блюдо только что с огня. Вы можете неспешно беседовать, а ваша лывжа останется такой же горячей и ароматной.

Цахтон

К любому мясу, и к лывже тоже, необходим цахтон. Это очень густой и острый соус на основе домашней сметаны. Юрий достает густую домашнюю сметану. В ней не просто ложка стоит, шеф-повар демонстрирует, как сметана не падает с перевернутой ложки.

«В осетинской кухне, если мы хотим получить ее настоящий вкус, важно, чтобы все продукты были как дома. Если сметана, то самая лучшая, если сыр — то только свежий, осетинский», — говорит он. Для цахтона нужен маринованный жгучий перец вместе с листьями. Его заготавливают в Осетии с осени, листья и плоды. «Такую заготовку мне привозят с Родины, но и в Москве на рынках, поискав, его можно найти, — говорит Юрий. Маринованные листья надо перебрать руками, чтобы не попали жесткие части стеблей. Затем крупно нарезать. Добавить сметану. В принципе, готовят и с домашним кефиром. Это тоже вкусный вариант.

Затем подсолить по вкусу, в зависимости от того, насколько солон маринованный перец-основа. Добавить черный перец-для запаха. И, наконец, последний штрих: Юрий достает мелкий, очень острый красный перец и измельчает его в пыль ладонями, добавляя в блюдо. «Это перец «птичий глаз», достаточно всего одного маленького стручка. Теперь у меня весь день будет чуть печь кожу рук, — улыбается он.






Источник http://mir24.tv/news/lifestyle/8084882