Зарплаты налоговиков в россии. Из истории вопроса Повышение зарплаты в налоговой службе в

Работники налоговой службы оказались в числе «обиженных» по уровню заработной платы. Она практически не поднималась с 2006 года, хотя другие госслужащие повышения дождались. Так вырастет ли зарплата налоговиков в 2018 году? Последние новости оптимистичны.

Почему налоговики

В результате налоговой реформы уменьшился численный состав сотрудников низовых звеньев. Между тем именно они нагружены работой с населением и сбором налогов в бюджеты разных уровней. Шли разговоры, что увеличение нагрузки компенсируют ростом окладов и доплатами, но ожидания не оправдались. Сотрудников службы не включили в первоначальный план роста доходов государственных служащих, зарплата в течение нескольких лет остается на одном уровне.

Статистика уверяет, что в 2017 году средняя зарплата налоговиков – на уровне 70 тыс. руб. в месяц в Москве и Санкт-Петербурге и 30 тыс. руб. в регионах. Вполне может быть, если относиться к приведенным цифрам, как средней температуре по больнице. У руководителей – выше озвученных, у рядовых сотрудников – ниже. Надо учесть еще, что оклады без премий, доплат вообще недалеко ушли от минимальной оплаты труда.

Как следствие, увеличилась текучесть кадров, «подрос» средний возраст работников из-за того, что молодые сотрудники не заинтересованы в малооплачиваемой работе. Кстати, попасть на работу в налоговые инспекции выпускникам вузов непросто: требования к соискателям чрезмерные, в том числе необходим стаж работы. Если приняли, то новобранцы, поработав пару-тройку лет в инспекции и заработав вожделенную запись в трудовой, уходят в частные структуры, где ответственность и дисциплина ниже, а оплата труда выше. Опытные возрастные работники, напротив, держатся за место, ежегодно набирая проценты к доплате за стаж. Многие – пенсионеры по выслуге и даже по возрасту.

Ответ на вопрос, почему не повышают содержание работников структуры, лежит на поверхности: в госказне просто не хватает средств на эти цели. Налоговики оказались в хвосте очереди на рост окладов, видимо, потому, что наполнение бюджета во многом зависит именно от их работы.

Омоложение кадров

Между тем отрасль нуждается в смене поколений, как и все госструктуры. Реализаторы идеи омоложения госкадров стремятся устроить дело таким образом, чтобы пенсионеры по выслуге оставляли посты и уходили в частные структуры, а молодежь с профильным образованием занимала освобожденные места. Таким образом сэкономятся средства даже при повышении зарплаты, ведь сотрудники со стажем и классными чинами уйдут.

Заинтересованность в притоке молодежи понятна. Несмотря на первоначальное отсутствие опыта, они мобильны, легко обучаемы, отзывчивы на преобразования. Следовательно, перманентное реформирование отрасли в молодежной среде тоже пойдет быстрее и успешнее.

Зарплаты в регионах

Зарплата сотрудника ФНС состоит из оклада и надбавок за сложность, стаж и классность. Предполагаются и премии, которые достаются не всем и не всегда. Разговоры о том, что у налоговиков они ежемесячные и достигают десятка окладов - миф.

В регионах больше других получают (включая СМС, премии, зарплаты) налоговики Ханты-Мансийского АО и Красноярского края, меньше остальных — Кемеровской и Нижегородской областей, Кабардино-Балкарии. Понятно, что средний показатель, доступный средствам массовой информации, очень условный и не демонстрирует истинного положения дел. Например, заработок главы ФНС за 2016 год составил 28 млн. руб., его замов – 6,5 млн., а руководителей республиканских, областных, краевых УФНС – от полумиллиона до 5. Рядовые работники получают намного меньше.

Форумы пестрят жалобами работников ФНС на многолетнюю «заморозку» низких зарплат. Доходы остаются на прежнем уровне, тогда как цены непрерывно растут, рубль девальвируется, кризис не заканчивается. СМИ называют зарплаты налоговиков нижнего звена: инспектор — 12-15 тыс. руб. в месяц, старший инспектор – 22-24, главный инспектор – 25. Доходы зависят от региона и нагрузки инспекции.

Прогноз

Правительство в 2015 году обещало на 30 процентов повысить заработную плату работников ФНС и приблизить ее в 2018 году к средней по стране (по статистике – 45 тыс. руб.). В 2016-м зарплата у этой категории служащих действительно подросла на 15%, но повышение нивелировалось инфляцией. В текущем году ежемесячные минимальные повышения в 0,3% также не перекроют роста цен.

Существует два проекта роста зарплат налоговиков: в одном предлагается увеличить оклады, в другом — ставки. Авторы обоих предполагают, что реализованная мера остановит решающих покинуть ФНС, добавит престижа профессии налогового инспектора, привлечет в отрасль молодежь. Оба проекта — на рассмотрении в комитетах Госдумы. Считается, что больше шансов на повышение СМС, чем оклада.

Эксперты Минфина предполагают, что зарплату налоговиков индексируют таким образом, чтобы уравнять ее с оплатой труда других госслужащих. Идет речь также о введении в отрасли почасовой оплаты труда. К заработанной таким образом сумме будут прибавляться премиальные и иные надбавки.

Зарплатная политика в ведомстве нуждается в серьезной корректировке для оптимизации работы. ФНС сможет стать надежным инструментом аккумуляции бюджетных средств только при мобилизации в свои ряды высокообразованных, заинтересованных, нацеленных на интенсивный труд работников, а это возможно при соответствующей зарплате.

Повышение зарплаты налоговикам неизбежно. Вопрос в том, когда это произойдет и перекроет ли рост выплат ?

Дата публикации: 28.02.2018 14:00

28 февраля состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором руководитель Службы Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год, а также обозначил основные задачи на будущие периоды.

Сегодня более 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%. Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн руб., включая НДС – более 1,6 трлн руб. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы.

Вторым этапом реформы предусмотрен переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и ЕНВД (применяющие наемный труд), что составляет порядка 1 млн. касс. «Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, т.к. ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача Службы на текущий год - обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ», - особо подчеркнул руководитель ФНС России.

В 2017 году для защиты населения от недоброкачественных лекарств и оперативного вывода недоброкачественных препаратов из оборота Службой реализован проект по маркировке лекарств, к которой подключились уже порядка 2 тысяч участников. Зарегистрировано более 222 лекарственных препаратов, промаркировано более 8 млн упаковок.

Михаил Мишустин отметил, что одна из задач Службы на ближайшую перспективу – интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка и таким образом обеспечить транспарентность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

Служба уже приступила к этой работе - запущен пилотный проект по автоматическому отражению вывода меховых товаров из оборота через продажу в рознице. В перспективе вся фискальная информация автоматически будет отражаться в системе ГИС Маркировка через онлайн-чек.

Михаил Мишустин сообщил, что с 6 февраля 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ в Москве, Красногорске Московской области, Санкт-Петербурге, Сочи заработал механизм Tax Free. Теперь иностранные покупатели могут вернуть НДС, включенный в состав суммы покупки на территории России. Важно, что и продавцы, которые участвуют в системе Tax Free, смогут получить к вычету НДС, который вернули иностранцу.

На октябрь 2018 года намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС, построенного на базе импортозамещающих технологий. Реестр объединит в единое «облако» 6,4 тысячи сотрудников органов ЗАГС, что позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания реестра населения Российской Федерации.

В завершении своего доклада Михаил Мишустин отметил, что налоговые органы реализуют множество масштабных проектов, на которые государство выделяет значительные средства и Служба проводит оценку эффективности государственных инвестиций. Так, при росте поступлений в полтора раза за 5 лет, расходы на содержание налоговых органов выросли всего на 20% (в сопоставимых условиях без расходов на администрирование страховых взносов). Поступления доходов в расчете на 1 служащего налоговых органов за тот же период выросли в 1,5 раза (с 85,7 млн рублей в среднем на 1 служащего в 2013 году до более чем 130 млн рублей в 2017 году). И самое главное – если в 2013 году 1 рубль затрат на Службу принес государству 96,5 рубля налогов, то в 2017 году - 123,4 рубля. Рост в 1,3 раза.

В коллегии приняли участие: Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов , Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов , заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации И.А. Яровая , руководитель ФТС России В.И. Булавин , руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин , Руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.П. Чуян , Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин , Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации А.С. Кигим , Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Н.В. Петрова , Заместитель Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации А.П. Поликашин , Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау , представители федеральных органов власти, территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Доходы сотрудников налоговой службы - вечный повод для шуток и анекдотов. В народе бытует мнение, что "богаче налоговика - только гаишник да депутат", но к сожалению, к реальности эта присказка не имеет никакого отношения. Более того, профессия налоговика давно "выпала" из перечня престижных, в том числе и из-за неадекватно маленьких зарплат при высоком уровне ответственности.

По данным на первые месяцы 2016 года, работники федеральной налоговой службы в среднем по стране получали около 70 тысяч рублей. В региональных подразделениях средний размер оплаты труда - примерно 30 тысяч рублей. При этом собственно оклад в этой сумме составляет приблизительно от 8 до 23 тысяч, в зависимости от региона. Все остальное - надбавки, премии и сверхурочные, которые сегодня есть - а завтра сняли.

На фоне экономического кризиса эти цифры выглядят достаточно печально, ведь у большинства сотрудников есть семьи, дети, которые требуют постоянных расходов. Кроме того, в отличие от многих других служб, вроде МЧС, полиции, да даже чиновников любого уровня, работники налоговой службы практически не имеют специальных льгот. А молодым специалистам без опыта работы, ФНС предлагает трудиться за 10-11 тысяч (а ведь молодые люди еще на последних курсах института прямо заявляют, что работа с зарплатой ниже 30-50 тысяч их не устраивает вообще). Неудивительно, что такой расклад в итоге привел к кадровому голоду в налоговой службе во многих регионах России. Тот же молодой специалист, закончив вуз, скорее пойдет в экспедиторы - развозить продукты по магазинам, чем за копейки возьмет на себя финансовую ответственность, начав работать в налоговой службе.

Из истории вопроса

Еще в 2015 году федеральные власти задумались над этой проблемой, чтобы как-то решить вопрос с дефицитом рабочих кадров. Тем более, что зарплаты налоговиков толком не индексировались практически с 2006 года. Чтобы изменить этот печальный расклад, Минфин внес в Госдуму проект постепенного роста заработной платы для налоговиков. Предполагалось, что до 2018 года зарплата в ФНС вырастет примерно на 30% по сравнению данными на конец 2015-го.

В феврале 2016 года федеральные СМИ сообщили, что уже в марте зарплаты налоговиков сравняются с доходами сотрудников таможенных органов, и составят, в среднем, 43 тысячи рублей. Всего же только за 2016 год оклады сотрудникам налоговой планировалось увеличить на 15%. Впрочем, в современных условиях это "увеличение" только-только покроет темпы инфляции, которая (по самым скромным подсчетам) составит около 12% - хотя власти традиционно говорят о 5-6%.

Увеличат ли зарплату налоговикам в 2017 году?

Как мы видим, первые шаги к выходу из "зарплатного кризиса" сделаны. Чиновники высших эшелонов власти не стали отмахиваться от проблем федеральной службы, которая играет немалую роль в наполнении бюджетов всех уровней. И это правильно! А теперь расскажем о том, какие еще варианты действий рассматривают власти, чтобы вернуть былую славу налоговой службе и достойную зарплату - ее работникам.

Несмотря на оптимистичные заявления федеральных чиновников и министров, уже давно ходят тревожные слухи о том, что власти поступят с налоговой службой так же, как в свое время с МВД - когда за счет массового сокращения кадров удалось добиться повышения зарплат полицейским. Отчасти это правда, но лишь отчасти. В министерствах подтверждают информацию о том, что будет сокращение налоговиков в 2017 году, но совсем не в таком масштабе и количестве, как в свое время в милиции/полиции.

Видимо, "наверху" все-таки понимают, что у работников налоговой и без того очень загруженный график. Если количество работников резко сократится, то оставшиеся, скорее всего, перестанут успевать выполнять обязанности, тем более, что работать придется "за себя и за вон того парня". Поэтому от идеи тотальной оптимизации ФНС чиновникам пришлось отказаться. Но сокращения в 2017 году налоговой службе все же пообещали. Они коснутся, в большей степени, руководящего состава, который, как и во многих других федеральных службах, несколько раздут. Сокращение административного аппарата позволит по минимуму затронуть специалистов, которые работают непосредственно с населением. Эту категорию сотрудников сокращать не планируют, так как именно от них зависит собираемость страховых взносов и в конечном итоге - наполнение бюджетов всех уровней.

Кстати, предполагается, что при увольнении каждый сотрудник получит положенный по закону четырехзначный оклад. В настоящее время власти просчитывают, какой объем средств понадобится на эти выплаты. Речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей. Окончательную цифру чиновники планируют назвать ближе к 2017 году.

Кроме повышения зарплаты налоговикам в 2017 году, в России налоговую службу ждет еще одно новшество - почасовая оплата труда. По некоторым данным, такой законопроект уже рассматривают федеральные власти. К этому почасовому окладу будут, как и прежде, приплюсовываться различные надбавки и премии. В информационных сообщениях, посвященных данному проекту, подчеркивается, что в любом случае минимальный почасовой размер оплаты труда будет не меньше, чем прожиточный минимум простых рабочих. Как это все будет реализовано на практике - пока неясно, окончательное решение по проекту данного закона еще не принято.

Также известно об еще одной инициативе Минфина - предложении индексировать оклады сотрудникам налоговой службы в 0,3 раза ежемесячно. В некоторых источниках указывается другой коэффициент - на 0,3%, опять же - ежемесячно. Звучит интересно, но хватит ли у страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, наличных средств на реализацию этого проекта?

Индексация окладов налоговиков на 2017 год - вообще сейчас "больное место" как для Минфина, так и для Минтруда. Буквально каждые полгода-год в недрах указанных министерств рождаются новые инициативы - как вывести из непростой ситуации федеральную налоговую службу и обеспечить ее работникам достойный доход? Но пока хорошо получается лишь создавать налоговикам новую работу. Например, уже с 1 января ФНС будет полностью собирать и администрировать страховые взносы - и это только одно из новшеств, предполагается, что их будет сразу несколько.

Что будет дальше с зарплатами федеральных служб?

На сегодняшний день в интернете очень популярен запрос "последние новости, что произойдет увеличение зарплаты налоговикам в 2017 году?". К сожалению, даже всезнающие гугл и яндекс не дают однозначного ответа. Известно лишь, что правительство пообещало за три года (начиная с 2015) увеличить зарплаты работникам федеральных служб в три раза.

Впрочем, несмотря на происходящие в стране негативные финансовые события, есть некоторая надежда, что обещания властей все-таки сбудутся, и работники ФНС станут получать не меньше, чем полицейские или спасатели. По оценкам некоторых экспертов, Россия уже прошла самое "дно" кризиса, и в 2017 году ожидается рост финансовых показателей. Это позволит чиновникам наконец изыскать в бюджете средства для индексации зарплат тем, кто этот самый бюджет ежедневно наполняет своими стараниями и отвечает за каждую ошибку в наполнении.

6 марта на официальном сайте Федеральной налоговой службы по Тамбовской области была опубликована рекомендация работодателям по индексации заработной платы своим работникам. Причем сделать это предлагается с 01.01.2017 г., т.е. задним числом.

Как говорится в обращении, за прошедший год индекс потребительских цен вырос и, сравнительно с 2016-м годом, составил 103,4 %. В соответствии с требованиями статьи 134 Трудового кодекса РФ зарплата работников всех без исключения организаций подлежит обязательной индексации в порядке, установленном законодательством РФ. Однако, согласно данным, представленным компаниями в налоговых отчетах, в 2017 году коммерческие предприятия заработную плату своим работникам не повышали. То есть официальная отчетность свидетельствует об отсутствии индексации.

Более того, в некоторых случаях работодатели, которые в 2017 году не производили начисления заработной платы, тем не менее, отчитались в налоговую службу о среднесписочной численности сотрудников. А на отдельных предприятиях уровень зарплаты, по сведениям из налоговых отчетов, ниже МРОТ.

Следует еще раз упомянуть, что отсутствие официального оклада, а также низкий уровень зарплаты лишает работника социальных гарантий: как минимум достойных пенсионных выплат в будущем.

Информацию о таких подозрительных работодателях ФНС передала в соответствующие надзорные органы – Государственную инспекцию труда и Прокуратуру Тамбовской области. При этом, естественно, работодателям грозят штрафы до 50 тысяч рублей по статье 5.27 КоАП РФ.

Всем работодателям, которые не произвели индексацию, налоговая служба настойчиво рекомендует устранить это нарушение и представить уточненную налоговую отчетность. А для этого организациям необходимо произвести перерасчеты и выплатить дополнительные суммы работникам, а значит, и доначислить страховые взносы, и удержать с сотрудников дополнительный налог на доходы физических лиц. Более того, помимо отчетов организациям придется оплатить образовавшуюся задолженность перед ФНС, а также сумму пени, которая накопится к моменту сдачи отчетов.

Таким образом, Федеральная налоговая служба помимо вопросов налогообложения, следит еще и за соблюдением трудовых прав работников и проверяет факт индексации заработной платы, положенной нам по Трудовому кодексу. Стоит отметить, что ежегодная индексация зарплаты – явление редкое, немногие категории работников могут этим похвастаться. А уж тем более работники коммерческих организаций. Будем надеяться, что теперь будет создан прецедент, по которому наши зарплаты начнут ежегодно повышаться.

Большое количество бюджетных денег необходимо для увеличения заработной платы налоговикам в 2017 году. Да и другим государственным служащим это не помешало бы. Ведь их количество в нашей стране довольно велико.

В ведомствах государственной службы находится более 10 процентов всего работающего населения. Так что и сам вопрос роста доходов данной категории работающих граждан очень серьезный. В первую очередь его надо отнести к компетенции министерства финансового обеспечения РФ.

Как все происходит на самом деле

Специалисты Минфина полагают и обосновывают те или другие действия, которые связаны с регулировкой окладов в бюджетной сфере. Естественно, тема налоговиков всегда была на слуху у наших жителей. То мы платим налоги за деятельность, то беспокоимся о сдаче налоговикам деклараций, а также платим деньги за имущество, транспорт и так далее.

Только вот о другой стороне медали мы почти ничего не знаем. Именно там, за этими квитками и декларациями есть люди. Они тоже живые и исполняют свой служебный долг, итогом которого, впоследствии, является формирование бюджетов всех уровней. Именно из такого бюджета многие россияне и получают свои зарплаты. В общем, это целый круговорот средств в общественной деятельности.

Люди не хотят идти на такие должности

На рассмотрении депутатов сегодня расположен законопроект Правительства, в котором рассматривается значительное повышение заработных средств работникам государственных учреждений. Так что же будет с повышением налоговикам в 2017 году? Естественно, в наши дни говорить о налоговой конкурентоспособности очень сложно.

Также низкий оклад данных сотрудников оказывает не самое последнее влияние на создание налоговой ответственности в стране. Из-за того, что в налоговых органах низкая зарплата, текучесть кадров в системе составляет около 35 тысяч человек в год. И такой показатель очень плохой. Нельзя, тем более, говорить о стабильном развитии.

А вот повышение работникам в 2017 году могло бы сразу спасти ситуацию. Только вот свежие новости не содержат оптимистичных прогнозов. Да и самих служащих не очень радует текущее положение дел, что уж говорить о налогоплательщиках. Примерно так выглядят средние оклады инспекторов налоговой службы нашей страны:

Москва – 22 тысячи рублей;

Тверская область – 15 тысяч рублей;

Нижний Новгород и регион – 17 тысяч рублей.

Ясное дело, что за такие зарплаты нельзя заманить грамотных и ответственных специалистов. Они же могут найти себе применение в экономически более лучших и выгодных видах деятельности.

Что планируют сделать в государстве к 2017 году

Так, когда же налоговикам поднимут заработную плату в 2017 году? Законопроект, что был представлен Минфином на обсуждение в государственную думу, предлагает увеличивать постепенно оклады госслужащих в их премиальных частях. Минфин же предположил, что можно планомерно повышать такие показатели, что в среднем должно составлять увеличение окладов каждый месяц в 0.3 раза.

Также Минфин предлагал ввести в действие такую программу на три года. доходы государственных служащих за такое время достигнут достойного уровня, если сравнивать их с представителями высших ступеней госслужбы. А вот Министерство труда, наоборот, предложило сделать увеличение не поощрительной части доходов, а самого оклада. Благодаря такому плану, можно будет закрепить кадры на местах.

Одновременно с этим будет решена часть проблем, в первую очередь, которые касаются экономики и кадров. Налоговая служба по российскому законодательству относится к государственной. В наше время законопроекты еще расположены на стадии рассмотрения, и нет никаких других нормативных актов насчет повышения окладов.