Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.2. Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и эксп

Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.

Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.

Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:

1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний

2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи

3. Поведение участников эксперимента

В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому. От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента. Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.

Обработка и интерпретация результатов

Начисляется по 1 баллу за ответы «Да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «Нет» - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязании, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и предоставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспериментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспеха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действительные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и актуальным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача - обидным переживанием. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хорошо знает литературу и искусство, в число средних я трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, художниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что задания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности - от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быстро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусственно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека.

Законы динамики уровня притязания, которые установил Ф. Хоппе, были проверены в исследовании М. Юкнат "Достижение, уровень притязания и самосознание". Вместо отдельных задач, как у Хоппе, она предлагала серию задач. Первая серия (10 лабиринтных задач) гарантировала успех, т.е. испытуемый мог решить задачи - найти путь от начала до конца лабиринта. Это была "серия успеха". Во второй серии - "серия неуспеха" - все задачи (тоже 10 лабиринтных задач), кроме первой, не имели решения, т.е. путь лабиринта всегда вел в тупик.

М. Юкнат исследовала две группы испытуемых. Первая группа начинала работу с серии, которая гарантировала успех. вторая группа начинала со второй серии. Оказалось, что испытуемые, начинавшие с первой серии, во второй серии обнаружили более высокие притязания и, наоборот, испытуемые, которые выполняли сначала задания серии "неуспеха", начинали вторую серию с легких задач. Более того, с этими же испытуемыми проводились эксперименты спустя 2 недели. Испытуемые 1-й серии начинали с трудных, а 2-й-с легких заданий. Таким образом. М. Юкнат показала, что формирование уровня притязаний связано с предыдущим опытом, оно имеет свою динамику.

Работы Ф. Хоппе и М. Юкнат исследовали уровень притязаний испытуемых, интересуясь его динамикой лишь в данной ситуации . В них не ставился вопрос о зависимости уровня притязаний от самооценки испытуемых.

В исследованиях советских ученых была сделана попытка показать эту зависимость. К таким исследованиям принадлежат работы Е. А. Серебряковой, Е. И. Савонько.

Взяв за основу методику Хоппе, Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе . Если Ф. Хоппе в своей методике предельно абстрагировался от реальных жизненных условий, то Е.А. Серебрякова стремилась максимально приблизиться к ним. В результате своего исследования Е.А. Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1) устойчивую адекватную самооценку, 2) неадекватную пониженную самооценку, 3) неадекватную повышенную самооценку, 4) неустойчивую самооценку.

В этом же исследовании Е. А. Серебрякова обнаружила у различных групп школьников проявление различного типа аффективных реакций на успех и неуспех. Автор указывает на то, что по мере формирования самооценки последняя начинает влиять на поведение школьника и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку "почетное" место в коллективе, то она становится в конце концов потребностью. Отсюда делается вывод о соотношении самооценки и уровня притязаний. "Уровень притязаний есть потребность в определенной удовлетворяющей человека самооценке". Задачей исследования было изучение эмоционального отношения детей к своим успехам и неуспехам. В результате испытуемые разделялись на 4 группы:

1) учащиеся с адекватной реакцией на успех и неуспех, 2) учащиеся с неадекватной реакцией на неуспех, 3) учащиеся с неадекватной реакцией на успех, 4) учащиеся, уходящие от трудностей.

Была также выявлена зависимость уровня притязаний от материала эксперимента, природа эмоциональной реакции в острой ситуации, что позволило вплотную подойти к проблеме соотношения уровня притязаний и самооценки.

Таким образом, исследования Е. А. Серебряковой показали пригодность использования методики Хоппе для анализа формирования личности школьника, для исследования изменений эмоционального состояния испытуемого и его самооценки .

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Общие теоретически положения, послужившие основой методики: К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определятся уровнем трудности выбираемой цели. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Они представлены на карточках в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствуют порядковому номеру карточки. Учащимся предлагается одиннадцать заданий (каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Цель: выявление уровня притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Область применения: со старшего школьного возраста (половых, национальных и других ограничений нет).

Материал: одиннадцать карточек с заданиями, бланк ответов.

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткое описание: испытуемому предлагается одиннадцать карточек, расположенных по возрастающей трудности. Номера на карточках означают степень сложности заданий. На решение каждой карточки отведено определённое время, которое не известно испытуемому. Задание выбирается испытуемым самостоятельно.

Процедура обследования: экспериментатор читает инструкцию, засекает время, которое может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать, таким образом произвольно оценивая выполнение задания, как правильное или неправильное. Только после его оценки ученик должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.

Обработка результатов: вопросы каждого уровня оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы первой степени трудности оцениваются одним очком, второй – двумя, третьей – тремя и т.д. в качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставляется пять выборов и он в первый раз выбрал четвёртую, во второй пятую, в третьей четвёртую, в четвёртой седьмую и в пятой шестую карточки, то уровень его притязаний будет равен сумме: 4 + 5 + 4 + 7 + 6 = 26 очкам.

Интерпретация: после успеха или неудачи (которые могут произвольно интерпретироваться экспериментатором) происходит сдвиг либо в сторону положительного направления, либо в сторону отрицательного. Среднее значение единичных сдвигов после успеха, принимается за меру сдвига. После неудачи испытуемые могут как понижать, так и повышать уровень притязаний (т.е. после неудачи – выбирают более лёгкое задание. Это значит понижение уровня притязаний). Если же после неудачи ребёнок повышает уровень притязаний, т.е. берёт более сложное задание, то происходит отрицательный сдвиг. Среднее значение единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах принимается за меру сдвига после неудачи. Для каждой степени трудности даётся несколько аналогичных заданий.

Литература: Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. – М. 1998. стр. 78–80.

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника в. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1; если вы совершенно не согласны - -3; если просто не согласны - -2: если скорее не согласны, чем согласны - -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник В. Гербачевского

Фамилия, имя, отчество_______________________________

Дата заполнения__________________Возраст_____________

Профессия (специальность)_____________________________

Высказывание

Шкала для ответов

Исследование мне уже порядком надоело

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я работаю на пределе своих сил

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу показать все, на что способен

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне интересно, что получится

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание довольно сложное

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

То, что я делаю, никому не нужно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Думаю, что мои результаты будут высокими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Эта ситуация может причинить мне неприятности

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я проявляю достаточно старания

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я считаю, что мой лучший результат не случаен

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание большого интереса не вызывает

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я сам ставлю перед собой задачи

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я беспокоюсь по поводу своих результатов

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я ощущаю прилив сил

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Лучших результатов мне не добиться

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Эта ситуация имеет для меня определенное значение

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу ставить все более и более трудные цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

К своим результатам я отношусь равнодушно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем дольше работаешь, тем становится более интересно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Скорее всего мои результаты будут низкими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Как ни старайся, результат от этого не изменится

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание достаточно простое

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я способен на лучший результат

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я увлекся работой над заданием

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу избежать низкого результата

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую себя независимым

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне кажется, что я зря трачу время и силы

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я работаю вполсилы

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Меня интересуют границы моих возможностей

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что у меня ничего не выйдет

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Испытание - это лотерея

© 2024 | Лучшие советы по строительству лестниц