Что произошло в 1389. В народной памяти. С мечтой об империи

История битвы на Косовом поле — 1389 год

Битва на Косовом поле - крупная битва, которая состоялась 15 июня 1389 г. В ней принимали участие объединенное войско сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Сражение произошло на Косовом поле, в 5 км от современной Приштины.

Что предшествовало битве

Вторая половина XIV столетия стала не только временем крушения монгольской власти в покоренных монголами государствах. В эту эпоху на арене истории появилась новая держава, которая была создана потомками кочевников. Это турецкая Османская империя. К середине столетия турки-османы смогли овладеть большей частью Малой Азии, после чего начали наступление на Европу.

1354 год — они захватили Галлипольский полуостров на европейском берегу Дарданелльского пролива. Потом турки проникли в Восточную Фракию, которая стала опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные правители балканских держав, вели сражение с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавая друг друга, а порой и прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, чем способствовали реализации стратегических османских интересов.


Турецкое государство в те времена было сильным, у него была многочисленная, хорошо организованная армия, состоявшая как правило из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. 1329 год — у турок появился пехотный корпус янычар, который окончательно сформировался в 1362 г. Обычно он составлял ядро боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.

Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV столетия, в особенности в период правления султана Мурада I. В 1359–1360 гг. османы овладели Фракией, затем заняли Адрианополь и стали развивать наступление на юго-западную часть полуострова. После того как в 1371 г. турки смогли разбить войско македонцев, их опустошительным набегам начали подвергаться болгарские, а потом сербские и боснийские земли. Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель начали стремиться к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы.

Князь Лазарь Хребелянович

Политика князя привела к некоторому укреплению внутреннего положения в государстве. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство. Однако как раз в этот момент сербам довелось столкнуться с победоносными османами. Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад I в 1382 г. напал на Сербию и захватил крепость Цателицу. Не имея достаточно сил для отпора, Лазарь был вынужден откупаться миром и даже принять на себя обязательства в случае войны давать султану 1000 своих воинов.

Вскоре сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Турки хотели большего. 1386 год — Мурад захватил важный сербский город Ниш. В свою очередь, у сербов еще была надежда разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военное приготовление турок Лазарь объявил о начале общего восстания. 1386 год — сербский князь одержал победу над турецкими войсками у Плочника. Вместе с этим он усилил дипломатическую активность: наладил отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань), удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, который направил в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем.

Соотношение сил

Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также смог получить поддержку от владетелей Герцеговины и Албании. Таким образом, в составе союзных войск были сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тыс. человек. Слабой стороной войск союзников было отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.

Турецкое войско под началом Мурада насчитывало от 27 до 30-ти тыс. человек.

«Бой на Косове» Адам Стефанович

Накануне битвы

Решающая битва между сербами и турецким войском состоялась 15 июня 1389 г. на Косовом поле – котловине в Южной Сербии, вблизи города Приштина, с 2-х сторон окруженной горами и прорезанной посередине рекой Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, были проведены военные советы. Многие из турецких военачальников предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их видом привести в замешательство сербскую конницу (лошади боятся верблюдов). Но Баязид, сын султана, был против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это могло бы означать неверие в судьбу, до того благоволившую оружию османов, а во-вторых, верблюды и сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан был согласен с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.

На совете союзников многие были за ночное сражение с турками. Но одержало верх мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном бою. После совета сербским князем был устроен пир, во время которого вновь выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности.

Ход битвы на Косовом поле

В 6 часов утра 15 июня началось ожесточенное сражение. Сначала сербам удалось потеснить турок и к двум часам дня уже начали одолевать их, однако потом стратегической инициативой смогли прочно завладеть турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре был сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана), центром собирался командовать сам Мурад.

Сербский воевода Милош Обилич смог пробраться в стан турок, назвавшись перебежчиком. Ему удалось убить османского султана в самом начале сражения. Милош заколол Мурада ножом, и охрана султана схватила его. Баязид I возглавил турецкое войско. Принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании говорилось, что султан Мурад отдает новые приказы. Когда Якуб прибыл его задушили по приказу Баязида. Теперь принц Баязид после убийства своего старшего брата стал единственным наследником Мурада.

Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Бранкович, который раньше обвинял свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по сути изменил общему делу, отступив со своим отрядом за реку Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязида. Потом Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командование на себя брали все его девять сыновей. Они также героически сражались, но пали в неравном бою.

Князь Лазарь бился насмерть. Но когда он отъехал переменить взмыленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди и думая, что он убит, дрогнуло. Попытка князя восстановить порядок ни к чему не привела. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем. Сербы, потеряв своих доблестных вождей, и отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение.

Картина Уроша Предича «Косовская девушка»

Последствия

Баязид, став султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву. Так была утрачена государственная независимость Сербии, которая превратилась после поражения в вассала Турции. 1459 год — государство было окончательно включено в состав Османской империи и, таким образом, попало под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не смогло оставить такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле. Но и туркам победа досталась дорогой ценой: они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве серьезные неурядицы.

В дальнейшем Баязид I, который был прозван Молниеносным, продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393–1396 гг.), Македонию, Фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394 г.) и Венгрию (1395 г.) Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396 г.) войско крестоносцев, Баязид смог подчинить Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.

Так или иначе, Косово поле является символом всесербского сопротивления турецкому завоеванию, которое означало 5 столетий рабства под властью Османской империи. Именно потому этот топоним и эта область занимают особенное место в сербском коллективном сознании, в сербской народной поэзии, литературе и искусстве.

Это было в дни красивые, давние,

Когда сербы погибали славно.

В Косове потеряли главу,

Но сербства отстояли славу.

Сербская народная песня

С мечтой об империи

В середине XIV века Сербия была настоящей региональной сверхдержавой, занимая обширные территории на Балканах и в Подунавье и даже угрожая независимости некогда могущественной Византийской империи, вассалами которой сербские государи были на протяжении всего XII века. Но обо всём по порядку.

Основатель сербской династии Неманичей, великий жупан Рашки (область в восточной Сербии) Стефан Неманя сумел в конце XII века добиться независимости от Византии, объединив под своей властью сербские территории на Балканах. При преемниках Стефана I Сербия добилась статуса королевства (первым королём Сербии в 1217 году стал сын Немани Стефан II Первовенчанный), автокефалии Церкви (1219) и продолжила расширять свою территорию за счёт византийских владений и менее расторопных соседей.

В правление Стефана IV Душана (1331−1355) Сербская держава достигает своего наивысшего расцвета. Душан стремился объединить под своей властью южнославянские и византийские земли, претендуя на наследие Восточной империи, чьё могущество давно кануло в лету. В 1346 году он короновался как царь сербов и греков, основанного им Греко-Сербского царства. Это был период наивысшего расцвета сербской государственности: в стране распространилась византийская культура, были кодифицированы законы, чеканилась серебряная монета, основывались новые города и монастыри, была основана сербская патриархия, а к слову царя прислушивались други и недруги.

Стефан IV Душан и его империя (пунктиром выделена территория современной Сербии). Изображения с сайтов wikimedia.org и senica.ru

После неожиданной смерти Душана Сильного в 1355 году, его империя стала стремительно распадаться. Страну раздирали междоусобицы, греческие окраины быстро отделились от славянского центра. Очень скоро на месте единой державы оказалось множество мелких владений — даже сама Сербия была поделена между кланами влиятельных феодалов. А на разделённую сербскую державу уже обратил свой взор куда как более могущественный правитель, чем византийский император, кичившийся своей славной историей, но сохранявший лишь тень былой силы, или венгерский король, с которым успешно воевал почивший Душан. На богатые земли Фракии, Греции и Сербии алчно взирал турецкий владыка Мурад I.

Грядущая буря

Приемник Душана Великого — Стефан Урош V тщетно пытался сохранить империю отца. Бесконечные интриги вельмож (и даже собственной матери), неудачные войны с претендентами и стремительное продвижение турок на Балканы поставили крест на идее единого греко-сербского царства. Осенью 1371 года владетели приграничных к османским территориям княжеств Вукашин, добившийся титула короля и ставший соправителем Уроша V, и Углеша Мрняевичи были разгромлены турками в битве на реке Марице недалеко от Адрианополя. В том же 1371 году умер не оставив наследников Стефан V — единственный, кто мог хотя бы формально сплотить воедино сербскую державу. Для Сербии наступали мрачные времена.

После победы на Марице османы заняли Македонию и часть Сербии, приведя под свою руку местных владетелей. Очередь оставалась за северными землями бывшей Сербской державы, государи которой вместо консолидации перед лицом могучего врага продолжали воевать друг с другом. Вскоре самой заметной фигурой здесь стал сербский князь Лазарь Хребелянович.

Лазарево возрождение

В течение 1370-х князю удалось победить или примириться с наиболее влиятельными соперниками, существенно расширив зону своего влияния, в том числе захватив богатые месторождения серебра — Рудник и Ново Брдо (в балканских рудниках добывали до 1/3 всего золота и серебра Европы). Впрочем, о восстановлении империи Душана мечтать не приходилось — под контролем Лазаря находилась едва ли четверть от прежней греко-сербской державы, далеко не все даже собственно сербские области признавали верховенство князя.


Карта Балкан в 1370-х. Сербия показана единой, однако в действительности она была разделена на 5 крупных владений. Изображение с сайта wikimedia.org

С другой стороны, самую активную поддержку Лазарю оказывала сербская церковь, ведь благодаря его стараниям византийский патриарх снял анафему, наложенную на Сербию после провозглашения сербского митрополита патриархом, и даже согласился признать сербский патриархат. Неудивительно, что именно в князе Лазаре балканские народы видели того, кто может противостоять турецкой экспансии на полуострове и остановить полчища грозного Мурада. Столица Лазаря город Крушевац стал центром сплочения антиосманских сил. Предстояла решительная схватка.

Начало войны. Лазарь собирает силы

Поводом к войне с султаном послужили взятие турками Софии и оккупация древнего сербского города Ниша. Тем более, что князь Лазарь с опаской смотрел на всё возрастающее влияние османов в регионе, как местные правители активно нанимаются к ним на службу, пополняя и без того многочисленное султанское войско. Стало понятно, что князю придётся или покориться Мураду, или пойти на него войной, ведь положение ухудшалось день ото дня. Сербский князь призвал соседей консолидировать усилия в борьбе с османами, однако, откликнулись далеко не все. Болгарский правитель попытался было соединиться с Лазарем, однако Мурад решительными действиями опередил его, разбил и заставил выйти из альянса. Сербскому князю приходилось рассчитывать лишь на местные силы. Летом 1389 года противники встретились на Косовом поле, неподалёку от Приштины. Кто же были эти противники?

Помимо собственно княжеских контингентов, помощь Лазарю оказал Твртко I — боснийский бан, короновавший себя королём Сербии и Боснии под именем Стефан (имя считалось королевским, и Твртко старался, таким образом, легитимизировать свою власть). Ещё одним государём, сражавшимся на стороне Лазаря, был Вук Бранкович, на территориях которого и произошло сражение. И хотя позднейшая сербская традиция представляет его как предателя благодаря которому Мураду удалось одержать верх, нет никаких оснований причислять его к перебежчикам или изменникам, тем более, что и после Косова поля он продолжил действовать против турок.

Войско сербов ограничивался лишь местными силами: ни венгры, ни болгары, ни другие европейцы не присоединились к войску князя Лазаря, вопреки утверждениям поздних турецких хроник, стремившихся преподнести Косовскую битву как победу над сонмом неверных и торжество ислама. Более того, венгерский король Сигизмунд сам собирался вторгнуться в Боснию летом 1389 года, намереваясь взять реванш у Твртко I за прошлые поражения.


Мурад и Лазарь Хребелянович Изображения с сайтов dersanlatimlari. files. wordpress.com и wikimedia.org

Султан Мурад также выступил против непокорных сербских князей не один, тем более что турки формально не имели общей границы территориями Лазаря или Вука Бранковича: между противниками лежала полоса вассальных турецких владений, образованных после побед Мурада над сербами и болгарами. К султану примкнули его сербские, балканские и греческие вассалы, в том числе албанцы, надолго ставшие верными слугами султана и опорой турок в регионе (впрочем, это больше относится к XVI веку, когда албанцы стали активно принимать ислам и пользовались всеми привилегиями наравне с турками). Определение состава противоборствующих армий представляет определённые трудности, так как в позднейших хрониках и летописях распространилось такое количество мифов, что «докопаться» до истины становится трудно.

Силы сторон. Мифы и реальность

Ещё плачевнее обстоит дело с определением численности контингентов, которые собрались на Косовом поле летом 1389 года. Средневековые источники пестрят громкими цифрами, которым, однако, не стоит доверять безоговорочно. Так участник , французский рыцарь Филипп Мессьер утверждал, что при Косовом поле пало не меньше 20 000 воинов, что вряд ли соответствует действительности. Для сравнения, в Никопольском сражении, куда как более представительном с точки зрения состава участников, в общей сложности принимало участие «всего лишь» 30 000 тысяч человек — цифра для Средних веков внушительная.


Турецкие и балканские воины. Конец XIV — начало XVвв. Изображение с сайта pinimg.com

Позднейшие хронисты пошли ещё дальше: в книгах появились сообщения о 100 000 сербов и 300 000 турок, собравшихся при Косовом поле. Размах больше соответствующий войнам Новейшего времени, чем неорганизованному, с точки зрения современных армий, Средневековью. Так описывает численность турецкой армии сербский фольклор: Если б стало наше войско солью, // Плов турецкий был бы недосолен. (из песни «Разговор Милоша Облича с Иваном Косанчичем»). Поэтично, но к реальности отношения не имеет.

На самом деле численность турецкой армии, вероятно, не превышала 15 тысяч, сербские владетели собрали около 10 тысяч воинов (цифры даются без учёта нестроевых и обозных слуг, число которых в XIV веке вполне могло превосходить число комбатантов).

Косово Поле

Место сражения было выбрано не случайно: всхолмлённая равнина неподалёку от Приштины, ограниченная с флангов реками, позволяла несколько нивелировать численное превосходство турецкой армии, упреждая охват сербов с обеих сторон. Отсюда открывалась дорога на север, в земли князя Лазаря и к Дунаю и на восток, в земли Вука Бранковича, на Боснию и к берегам Адриатики.

Армии противников встретились 15 июня 1389 года — в день святого Вита или Видовдан, как его называют в Сербии. Мученик Вит один из самых почитаемых в Сербии святых, в этот день в 1389 году ему возносились молитвы о даровании сербам победы над неверными сарацинами. Что же случилось тем летним днём?

Косово поле это тот характерный пример сражения, более интересного своим влиянием на умы современников и потомков, чем вкладом в историю военного искусства. О ходе самого сражения судить трудно, так как за 600 лет оно обросло самыми невиданными легендами. Можно сказать, что сражение было упорным, ведь не зря в народном фольклоре поётся о «трехдневной битве». Думается, что сначала сомкнутые ряды сербских всадников столкнулись с турецким авангардом, традиционно состоявшим из застрельщиков и лёгкой конницы, который они легко разбили, однако, как только Лазарь и его соратники вступили в бой с сипахами (тяжёлой турецкой кавалерией) дело приобрело скверный оборот.


Предполагаемая схема сражения. Изображение с сайта dvc. academic.ru

Какое-то время сербы бились так отчаянно, что горстка смельчаков врубилась в стан врага и сумела добраться до самого султана. В письме флорентинцев, написанному вскоре после Косовской битвы, Тврко Боснийскому упоминаются 12 знатных мужей, поклявшихся пробиться к лагерю Мурада, и один из них, кто «вонзил меч в горло и поясницу» сарацина. Последующая сербская традиция сохранила предание о Милоше Обличе, который под видом перебежчика прошёл в турецкий лагерь и заколол султана во время аудиенции. Образ Милоша является одним из самых героизированных в сербской истории.

Тайной покрыта смерть сына Мурада Якуба, якобы погибшего в бою, командуя одним из флангов турецкого войска. Злые языки, однако, утверждали, что как только наследник престола Баязид узнал о смерти отца, он тут же отдал приказ верным людям заколоть брата, дабы избежать междоусобицы. Так или иначе, на Косовом поле пал султан Мурад и его сын Якуб. Баязид же не растерялся и сумел сохранить нити управления армией, видимо, скрыв гибель отца. Напор сербов к этому моменту иссяк, и турецкие воины контратаковали неприятеля. Отчаявшись добиться победы, отряды Лазаря дрогнули. Сам князь попал в плен и был казнён прямо на поле боя вместе с другими пленниками, в отместку за тяжёлые потери османской армии. Так оба командующих сложили свои головы на Косовом поле.


Существует множество картин, миниатюр и гравюр, посвящённых Косову полю. Это, например, часть миниатюры из Лицевого Летописного Свода Ивана Грозного (1560−70гг.) Изображение с сайта wikimedia.org

После сражения турки отступили с поля боя и покинули Сербию, что дало право хронистам объявить сербов победителями, ведь согласно воззрениям Средних веков кто отступает, тот и проиграл. Скорее всего возвращение османов на свои территории было вызвано смертью султана. Наследовавший трон Баязид (будущий победитель крестоносцев при Никополе в 1396) не рискнул продолжать поход и вернулся в столицу, так как едва весть о смерти Мурада разнеслась по округе, как нарождающуюся империю стали сотрясать волнения и бунты. Баязиду было не до Сербии. По крайней мере пока.

Последствия сражения

Но если сербам и можно «засчитать» тактическую победу (пусть и пиррову), то стратегические последствия битвы были совсем не в их пользу. Земли Лазаря, самого сильного сербского князя, остались без правителя, так как его сын Стефан был ещё слишком молод (ему едва исполнилось 12 лет). Управление делами пришлось взять на себя Милице — вдове Лазаря. Она заключила с Баязидом мир, признав турецкий сюзеренитет. Отныне Сербия была обязана платить дань и выставлять войско на помощь султану. Чтобы скрепить мир, за Баязида была выдана младшая дочь Лазаря Мильева. Союзник Лазаря Вук Бранкович (оклеветанный последующими сербскими авторами и вошедший в историю Сербии как предатель) продолжал войну с султаном до 1391 года, но и он был вынужден покориться.


Картина одного из виднейших югославских художников Петара Любарды «Косовский бой» (1953). Изображение с сайта wikimedia.org

Так, на долгие 500 лет, прервалась история независимой Сербии. Стефан Лазаревич стал преданным слугой султана, помогая ему во время бесконечных походов и сражений, разделив радость победы при Никополе и горечь поражения при Анкаре (турки были разгромлены Тамерланом, а Баязид скончался в плену). Спустя полвека Сербия окончательно перестанет существовать как государство, а её территория будет поделена между более удачливыми соседями. Большая часть страны надолго останется под турецким владычеством, которое закончится лишь после русско-турецкой войны 1877−78 годов, по итогам которой Сербия (хотя бы частично) была освобождена и получила независимость.

В народной памяти

Лазарь Хребелянович стал одним из самых почитаемых персонажей сербской истории, символом борьбы за её независимость и решимости умереть, но не пасть ниц перед могучим врагом. Князь Лазарь был сразу же причислен к лику святых и перезахоронен в Раванице, где его тело пребывает и поныне. События Косова поля стали сюжетом для множества народных легенд и песен, которые сочинялись сербами, едва успело закончиться сражение. Битва стала символом твёрдости сербского духа и, одновременно с этим, гибели государственности, о возрождении которой мечтали многие поколения сербских интеллектуалов и простых крестьян.


Церковь Вознесения в Раванице, где покоится тело князя Лазаря. Изображение с сайта brodyaga.com

Интересно, что, несмотря на всё то значение, которое придавали этому сражению сербские интеллектуалы (а может и благодаря этому) даже сам исход битвы не определён до конца. Источники, написанные по горячим следам, сообщают нам о победе сербов, тогда как позднейшие труды говорят о поражении войска Лазаря и утрате Сербией независимости.

Народная память исказила, приукрасила, а порой и изменила до неузнаваемости реальные события. Так, в фольклорной истории смешались повествования о Косовской битве 1389 года и сражении 1448 года, произошедшего неподалёку от Косова, а ход сражения оброс многочисленными параллелями с Евангелием. Последний пир князя Лазаря, например, сравнивается с Тайной Вечерей, а предательство Вуки Бранковича, вряд ли имевшее место в реальности, отсылает к предательству Иуды Искариота.

Память о события конца XIV века живёт в сербах и по сей день. О том, что значило и значит Косово поле для простого серба красноречиво говорит следующий небольшой эпизод. Когда во время Второй Балканской войны в 1912 году сербы заняли Косово, то солдаты, по сообщению иностранных наблюдателей приходили на Косово поле «падали на колени и целовали землю».


Празднование годовщины Косовской битвы. Флагом Сербии и изображением князя Лазаря украшен Газиместан — турецкий мемориал, воздвигнутый на месте, где по преданию был убит султан Мурад. Изображение с сайта histmag.org

С другой стороны тот миф, которым окружены события 1389 года, сыграл с сербами злую шутку. Во время распада Югославии образ бесчеловечного врага в лице турок был спроецирован на мусульманское население Косова, Боснии и Албании. Мусульмане отвечали тем же, ведь у них есть свой «Косовский миф». Война мифов переросла в войну настоящую, с реальными жертвами, беженцами и гуманитарными катастрофами. Поучительна и сама судьба Косова поля, которое не меньше других пострадало в годы войны — монастырь, построенный на месте сражения был разрушен, а память о павших осквернена. Сейчас предпринимаются попытки дать непредвзятый и взвешенный анализ тем событиям, абстрагируясь от национальных интересов и героической традиции. Остаётся надеяться, что учёным удастся сформировать более объективный взгляд, на события 600-летней давности.

Изображение лид: Адам Стефанович «Бой на Косове», 1870 г. Изображение с сайта cdn. historycollection. co

Изображение анонс: Битва при Косовом поле Изображение с сайта serbiaonline.ru

Использованные источники и литература:
Сербские народные песни и сказки из собрания Вука Стефановича Караджича М., 1987;
Bojović Boško The Battle of Kosovo and Kosovo. History and Memory Zminica, 2008;
Ćirković S. The Kosovo Field — June 15, 1389 // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. Prologue to Kosovo: The Era of Prince Lazar// The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Emmert Thomas A. The Kosovo Legacy // The Christian Heritage of Kosovo and Metohija Los Angeles, 2015;
Turnbull S. The Ottoman Empire 1326−1699 Oxford, 2003;
Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной. Битва на Косовом поле (1389);
Листая страницы сербской истории… (Колл. авторов) М., 2014;
Ломоносов М. В. Албано-славянские контакты: конфликты, исторические мифы и производство кризисов // Вестник Пермского Университета Вып. 1 (15), 2011;
Ломоносов М. Ю., Колобов А. В. Косовский миф и его хронология // Исторический вестник университетов Любляны и Перми № 1, 2007;
Чиркович С. История сербов М., 2009.

15.6.1389 (28.6). – Битва на Косовом поле между сербами и турками. Видовдан.

Битва на Косовом поле – центральное событие в истории братского сербского народа. В этот день св. мч. Вита (Видовдан) в далеком 1389 г. в смертельной битве сошлись два войска – православное воинство сербского князя Лазаря и огромная турецкая орда султана Мурада. Косово было государственным и церковным центром сербского народа, поэтому турки нанесли удар в сердце Сербии именно на Косовом Поле, где в свою очередь со стороны сербов было организовано самое серьезное сопротивление. К сожалению, сербское воинство потерпело тяжелое поражение, однако главный смысл Косовской битвы не в этом.

Святитель Николай (Велемирович) так говорит о значении этого события: «…армия сербская была одета в самые лучшие одежды. Блистательные сияющие процессии торопились со всех границ в центр чести и славы – на Косово поле. Осененные знаменами с крестами и иконами святителей-заступников, с песнями и радостью войска спешили в Косово – к своей погибели. Разве это не напоминает нам первых христиан, которые с такой же готовностью шли под меч, или в огонь, или в пасть хищнику? Не известно ни одного христианского мученика, чтобы он молил Бога спасти его от близкой смерти, а известны тысячи и тысячи таких, что молили, чтобы их не миновала мученическая смерть. И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении от смерти. Напротив, все исповедались и причастились – для смерти. Единый вооруженный народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной воле Всевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворное лекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколений животворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово – это уникум в двадцативековой истории христианского мира».

Косово – это Голгофа. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. По словам святителя, «Оно приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, « без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова».

Через шестьдесят с небольшим лет после Косовской битвы – столица вселенского Православия. Был убит христианский царь Константин, серб по одному из родителей. А девятью годами ранее Косовской битвы на Руси прогремела , ставшая началом русского освобождения от агарян для перенятия Москвой священной удерживающей миссии . Все эти события стоят в одном ряду сопротивления Православия силам тьмы, и в этом сопротивлении сербы и русские в дальнейшем стали союзниками-единоверцами.

Великомученик Лазарь, царь Сербский

Поэтому битва на Косовом поле духовно близка русскому православному народу, который как никто другой понимает все значение этого события. С целью дальнейшего разъяснения значения Косовской битвы Всероссийское общественное движение «Косовский фронт» объявляет о начале акции «Видовдан в России» с целью поддержки народа Сербии, оказавшегося в тяжелой ситуации в связи с попытками отторжения святой косовской земли. Вместе с православными сербскими братьями предлагается отметить день Косовской Победы – победы бессмертного Духа над тленным телом. В ходе акции всем сторонникам русско-сербского братства предлагается организовывать концерты, вечера дружбы, митинги, спортивные мероприятия и иные массовые акции, направленные на поддержку сербского народа или непосредственно в день Косовской Битвы, или же в ближайшие к празднику дни. Пусть народ Сербии не чувствует себя одиноким, а ощущает за собой духовную поддержку русского народа.

Все – для «Косовского фронта!» Все – для Победы!

, Вукова земля

Итог Победа турок ,
гибель обоих военачальников Противники

Моравская Сербия
Вукова земля
Королевство Босния
В составе армий:

Командующие

Князь Лазарь Хребелянович †
князь Вук Бранкович
великий воевода Влатко Вукович

Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью .

Предшествующие события

В этот период турки сформировали стратегию своей экспансии . Они охотно участвовали в междоусобицах христианских правителей, при этом постепенно осваиваясь на их территориях и подчиняя себе тех, кому ранее обещали помогать. В качестве повода для подчинения себе той или иной области они обычно использовали смерть местного правителя или усобицы в его семье. Свои походы османы предпринимали на достаточно далёкие расстояния. Как правило, во всех областях Балканского полуострова турецкие отряды появлялись задолго до того, как османское государство становилось их непосредственным соседом .

В августе 1388 года, воспользовавшись враждой боснийского короля Твртко с Балшичами , турецкое войско под предводительством известного военачальника Шахина вторглось в пределы Билечи , где было разбито . Постепенно османы сжимали кольцо вокруг Сербии . От земель князя Лазаря и Вука Бранковича их отделяли только владения Драгаша Деяновича на востоке и наследников Вукашина на юге, бывших турецкими вассалами. В то же время из-за внутреннего конфликта в Королевстве Венгрия Лазарь и Вук Бранкович фактически оказались отрезанными от христианских земель. В ходе венгерской усобицы они поддержали Ладислава Неапольского , таким образом, имея связи с ним и взбунтовавшимися хорватскими городами .

Сербский византинист академик Димитрие Богданович писал :

Силы сторон и выдвижение армий

Точная численность сражавшихся армий неизвестна. Разные исследователи дают разные оценки количества бившихся воинов.

Численность турецких войск, по некоторым данным, составляла от 27 000 до 40 000 человек . Среди них было от двух до пяти тысяч янычар , 2500 всадников личной гвардии султана, 6000 сипахов , 20 000 азапов и акынджи и до 8000 воинов вассальных государств . Турецкие войска весной 1389 года из Пловдива выдвинулись в Ихтиман . Оттуда через Велбужд они достигли Кратово , где оставались некоторое время и, затем пройдя через Куманово , Прешево и Гниляне, 14 июня вышли к Косовому полю . Помимо султана и его сыновей в войске находились известные турецкие полководцы того времени - Эвренос , Шахин, Али-паша и другие .

Армия Лазаря насчитывала от 12 000 до 33 000 воинов . 12-15 тысяч человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5-10 тысяч под командованием Вука Бранковича и примерно столько же воинов под командованием боснийского воеводы Влатко Вуковича . С ним же пришёл отряд рыцарей-госпитальеров . На стороне союзной армии также сражались небольшие отряды албанцев и валахов . О приготовлениях сербов к сражению известно меньше. Историки сходятся во мнении, что сбор войск произошёл у Ниша , на правом берегу Южной Моравы . Сербы оставались там до прихода известий о движении турок через Велбужд . После этого войско Лазаря через Прокупле вышло к Косовому полю, которое было перекрёстком важных путей и открывало туркам несколько маршрутов для движения вглубь сербских земель .

По мнению исследователя Желько Файфрича, армия союзников во многом уступала турецкой. У неё не было центрального командования, она была разделена между тремя главными командирами - Лазарем, Вуком Бранковичем и Влатко Вуковичем . Также сербское войско было несбалансированным по своему составу. Его основную часть составляла тяжёлая кавалерия в латах , достаточно слабо прикрытая пехотой . Это, в свою очередь, давало значительное преимущество турецкой армии, в которой были широко представлены разные типы войск, подчиняющиеся одному командиру - султану Мураду . Также необходимо отметить, что со времён царя Душана сербские войска не имели крупных битв с армиями других держав. Их военный опыт в основном основывался на столкновениях между самими сербскими феодалами . В то же время турецкая армия имела богатый военный опыт, который увеличивала на протяжении почти 30 лет победоносных войн .

Дискуссионным остаётся вопрос о роли остальных сербских феодалов . Например, Марко Мрнявчевич не пришёл на помощь войскам Лазаря, однако неизвестно, был ли он в лагере турецкого султана. Константин Деянович хотя и пропустил османское войско через свои земли, сам принимать участие в битве на стороне турок не стал. Также неизвестно, где во время битвы был Джурадж Страцимирович, ранее помогавший туркам и бывший врагом боснийского короля Твртко I .

Ход сражения

Войска расположились следующим образом. Султан Мурад возглавил центр своего войска, флангами командовали его сыновья Баязид I (правый) и Якуб (левый). Перед основными силами османского войска в линию выстроились около 1000 лучников , позади располагались азапы и акынджи , а в центре турецкого построения - янычары . Там же находился Мурад со своей охраной. Небольшой отряд был выделен для прикрытия обоза .

Центром сербской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович командовал правым флангом, Влатко Вукович - левым. По всему фронту сербской армии расположилась тяжёлая конница , на флангах - конные лучники . За ними располагались отряды пехоты .

Сербские и турецкие источники дают противоречивые данные о ходе сражения, поэтому реконструкция боя представляет трудности для историков. Битва началась с обстрела турецкими лучниками сербских позиций и атаки сербской тяжёлой конницы, клином врезавшейся в турецкие позиции . Прорвав левый фланг османов , сербы не добились успеха в центре и на правом фланге турок. Тем не менее левое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжёлые потери. Вскоре лёгкая турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их.

Сербским воинам удалось добиться определённого успеха и в центре, несколько оттеснив турок. Однако на правом фланге Баязид I перешёл в контратаку, оттеснив сербов и ударив по их пехоте. Постепенно оборона сербской пехоты была прорвана, и она начала отступать. Вук Бранкович, стремясь спасти остатки войск, покинул поле битвы. Позднее народная молва обвинила его в предательстве (в «ЭСБЕ » говорится, что Вук Бранкович «из зависти ко второму зятю Лазаря Милошу Обиличу нарочно не поспел с помощью на Косово поле » и что «память его ненавистна всякому сербу » ). Вслед за ним с поля боя ушли и остатки отрядов Влатко Вуковича и князя Лазаря. Сам Лазарь раненый попал в плен в ходе боя и был казнён в тот же день .

Султан был убит ещё в начале боя. По некоторым данным, его убил сербский князь Милош Обилич , который, выдав себя за перебежчика , проник в шатёр султана и заколол того ножом , после чего был убит султанской охраной . В флорентийском письме королю Твртко говорится, что Мурад был убит одним из 12 знатных сербов, которые в начале боя смогли прорваться сквозь ряды турецких солдат . Согласно утверждениям турок, которые приводил византийский историк XV века Халкокондил , Мурад был убит после сражения, когда осматривал поле боя . После гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид I.

Традиционно считается, что Баязид приказал убить брата Якуба. Когда Баязид узнал о гибели отца, он послал вестника к старшему брату Якубу, который ещё не знал о случившемся. Баязид передал Якубу, что их отец Мурад отдал им новые приказы. Когда Якуб прибыл к Баязиду, он был задушен. Таким образом, Баязид стал единственным наследником Мурада и возглавил османское государство .

Итоги и последствия битвы

Турецкое войско после битвы оставило Косово поле и двинулось на восток , так как новый султан Баязид опасался за свою власть и стремился укрепить своё влияние. Вук Бранкович , владевший территорией, где произошло сражение , остался у власти и не сразу покорился туркам . В 1390-1391 годах останки князя Лазаря перенесли из митрополичьей церкви в Приштине в его задужбину - монастырь Раваница . Там они хранятся и в настоящее время после неоднократных перемещений, вызванных опасностью их уничтожения турками, а затем - хорватскими усташами .

Гибель обоих правителей и факт того, что Баязид не остался в Сербии , дабы использовать победу своего войска, вызвали дискуссии о том, насколько убедительной была турецкая победа и одержала ли победу вообще какая-либо из сторон . И на протяжении нескольких месяцев после битвы в соседних странах не было известно, кто же победил .

Однако в Моравской Сербии сразу поняли значение и возможные последствия битвы. В бою погиб не только князь Лазарь, оставивший наследником малолетнего сына Стефана . Погибло почти всё дворянство , велики были потери и среди простых воинов . В стране быстро возобладало мнение, что для отпора новому турецкому или каком-либо другому вторжению не хватит сил .

Отражение битвы в фольклоре

Битва войска Лазаря с турками играет значительную роль в сербском фольклоре . Предания о битве множились. В христианской среде возник мотив предательства, поначалу приписываемый боснийскому отряду и некоему Драгославу, а впоследствии - Вуку Бранковичу. Уже в первые десятилетия после боя появляется легенда об оклеветанном витязе, пробравшемся в турецкий лагерь и убившем султана. Под влиянием рыцарской эпики была установлена связь между убийцей Мурада и предателем Лазаря - обе роли отводились княжеским зятьям .

К концу XV века уже было известно предание о вечере князя и его торжественной речи. Возник целый цикл народных песен со множеством живописных деталей. Согласно народным представлениям, Косовская битва стала причиной переселений, послужив началом перелома в развитии племён и родов . По мнению известного сербского историка Симы Чирковича , она стала важнейшим историческим событием, которое «ярче прочих врезалось в народное сознание» . Схожее мнение озвучил и другой известный сербский историк Владимир Чорович . Легенды о битве вплоть до XX века служили, с одной стороны, для призыва к героическим подвигам и самопожертвованию, а с другой - для осуждения предательства .

К настоящему времени сохранились такие народные песни и предания о Косовской битве, как «Слава кнеза Лазара у Крушевцу», «Бановић Страхиња», «Косовка девојка», «Смрт мајке Југовића», «Цар Лазар и царица Милица», «Зидање Раванице». По мнению сербского исследователя Димитрие Богдановича, эти и другие народные песни формируют комплекс положительных, отрицательных и трагических героев сербской национальной истории .

В кино

Битве посвящён югославский фильм «Бой на Косовом поле» 1989 года (режиссёр Здравко Шотра).

Примечания

  1. Emmert, Thomas (1996), "Milos Obilic and the Hero Myth", Journal of the North American Society for Serbian Studies Т. 10
  2. Святой благоверный князь Лазарь
  3. Чиркович Сима. История сербов. - М. : Весь мир, 2009. - С. 107. - ISBN 978-5-7777-0431-3 .
  4. Владимир Чоровић. Историја Срба (серб.) . Библиотека Растко. Дата обращения 22 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Чиркович Сима. История сербов. - М. : Весь мир, 2009. - С. 108. - ISBN 978-5-7777-0431-3 .
  6. Чиркович Сима. История сербов. - М. : Весь мир, 2009. - С. 109. - ISBN 978-5-7777-0431-3 .
  7. Листая страницы сербской истории / Е.Ю. Гуськова. - М. : Индрик, 2014. - С. 43. - ISBN 978-5-91674-301-2 .

История битвы на Косовом поле — 1389 год
Битва на Косовом поле — крупная битва, которая состоялась 15 июня 1389 г. В ней принимали участие объединенное войско сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Сражение произошло на Косовом поле, в 5 км от современной Приштины.
Что предшествовало битве
Вторая половина XIV столетия стала не только временем крушения монгольской власти в покоренных монголами государствах. В эту эпоху на арене истории появилась новая держава, которая была создана потомками кочевников. Это турецкая Османская империя. К середине столетия турки-османы смогли овладеть большей частью Малой Азии, после чего начали наступление на Европу.
1354 год — они захватили Галлипольский полуостров на европейском берегу Дарданелльского пролива. Потом турки проникли в Восточную Фракию, которая стала опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные правители балканских держав, вели сражение с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавая друг друга, а порой и прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, чем способствовали реализации стратегических османских интересов.
Турецкое государство в те времена было сильным, у него была многочисленная, хорошо организованная армия, состоявшая как правило из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. 1329 год — у турок появился пехотный корпус янычар, который окончательно сформировался в 1362 г. Обычно он составлял ядро боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.
Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV столетия, в особенности в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 гг. османы овладели Фракией, затем заняли Адрианополь и стали развивать наступление на юго-западную часть полуострова. После того как в 1371 г. турки смогли разбить войско македонцев, их опустошительным набегам начали подвергаться болгарские, а потом сербские и боснийские земли. Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель начали стремиться к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы.

Политика князя привела к некоторому укреплению внутреннего положения в государстве. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство. Однако как раз в этот момент сербам довелось столкнуться с победоносными османами. Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад I в 1382 г. напал на Сербию и захватил крепость Цателицу. Не имея достаточно сил для отпора, Лазарь был вынужден откупаться миром и даже принять на себя обязательства в случае войны давать султану 1000 своих воинов.
Вскоре сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Турки хотели большего. 1386 год — Мурад захватил важный сербский город Ниш. В свою очередь, у сербов еще была надежда разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военное приготовление турок Лазарь объявил о начале общего восстания. 1386 год — сербский князь одержал победу над турецкими войсками у Плочника. Вместе с этим он усилил дипломатическую активность: наладил отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань), удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, который направил в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем.
Соотношение сил
Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также смог получить поддержку от владетелей Герцеговины и Албании. Таким образом, в составе союзных войск были сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тыс. человек. Слабой стороной войск союзников было отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.
Турецкое войско под началом Мурада насчитывало от 27 до 30-ти тыс. человек.

Накануне битвы
Решающая битва между сербами и турецким войском состоялась 15 июня 1389 г. на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, вблизи города Приштина, с 2-х сторон окруженной горами и прорезанной посередине рекой Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, были проведены военные советы. Многие из турецких военачальников предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их видом привести в замешательство сербскую конницу (лошади боятся верблюдов). Но Баязид, сын султана, был против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это могло бы означать неверие в судьбу, до того благоволившую оружию османов, а во-вторых, верблюды и сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан был согласен с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.
На совете союзников многие были за ночное сражение с турками. Но одержало верх мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном бою. После совета сербским князем был устроен пир, во время которого вновь выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности.

Ход битвы на Косовом поле
В 6 часов утра 15 июня началось ожесточенное сражение. Сначала сербам удалось потеснить турок и к двум часам дня уже начали одолевать их, однако потом стратегической инициативой смогли прочно завладеть турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре был сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана), центром собирался командовать сам Мурад.
Сербский воевода Милош Обилич смог пробраться в стан турок, назвавшись перебежчиком. Ему удалось убить османского султана в самом начале сражения. Милош заколол Мурада ножом, и охрана султана схватила его. Баязид I возглавил турецкое войско. Принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании говорилось, что султан Мурад отдает новые приказы. Когда Якуб прибыл его задушили по приказу Баязида. Теперь принц Баязид после убийства своего старшего брата стал единственным наследником Мурада.
Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Бранкович, который раньше обвинял свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по сути изменил общему делу, отступив со своим отрядом за реку Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязида. Потом Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командование на себя брали все его девять сыновей. Они также героически сражались, но пали в неравном бою.
Князь Лазарь бился насмерть. Но когда он отъехал переменить взмыленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди и думая, что он убит, дрогнуло. Попытка князя восстановить порядок ни к чему не привела. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем. Сербы, потеряв своих доблестных вождей, и отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение.

Последствия
Баязид, став султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву. Так была утрачена государственная независимость Сербии, которая превратилась после поражения в вассала Турции. 1459 год — государство было окончательно включено в состав Османской империи и, таким образом, попало под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не смогло оставить такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле. Но и туркам победа досталась дорогой ценой: они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве серьезные неурядицы.
В дальнейшем Баязид I, который был прозван Молниеносным, продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393-1396 гг.), Македонию, Фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394 г.) и Венгрию (1395 г.) Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396 г.) войско крестоносцев, Баязид смог подчинить Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.
Так или иначе, Косово поле является символом всесербского сопротивления турецкому завоеванию, которое означало 5 столетий рабства под властью Османской империи. Именно потому этот топоним и эта область занимают особенное место в сербском коллективном сознании, в сербской народной поэзии, литературе и искусстве.