Детский православный журнал «Свирелька. Средства массовой информации рпц на пороге третьего тысячелетия

Итак, совершим небольшой экскурс в историю. Почему для празднования «Дня Православной книги» выбрано именно 14 марта? Все очень просто. Именно в этот день, в 1564 году диаконом Иваном Федоровым была напечатана первая книга – богослужебный «Апостол». Хочу напомнить, что до появления печатного станка, книги представляли собой увесистые фолианты. Они переписывались от руки, с использованием очень дорогих материалов, таких как пергамент, т.е. выделанная особым образом кожа. Такие книги были настоящими произведениями искусства, в которых сочетались каллиграфия, живопись и ювелирное дело. Естественно, что рукописные книги могли позволить себе только самые богатые люди. Появление печатного станка заметно удешевило процесс создания книг, и они стали теперь более доступным, массовым явлением. Так, считается, что упомянутый выше «Апостол» вышел тиражом примерно в 2000 экземпляров.

Можно с уверенностью сказать, что 1564 год стал переломным, так как печатная книга дала колоссальный импульс к развитию современной культуры и науки в России.

Сам праздник, о котором мы сегодня говорим, очень молод. Он учрежден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. И, как всякий праздник, он несет функцию не только культурно-просветительского характера, когда мы встречаемся с людьми, в основном молодежью, и рассказываем о православной книге, как о некоем историческом феномене, о её значении для развития общества, государства. Другой немаловажной его функцией является освещение некоторых проблем, с которыми сталкивается современное образование. Можно сказать, что появление «Дня православной книги» - это реакция Церкви на общее падение культурного и, в первую очередь, духовно-нравственного уровня человека.

По данным ВЦИОМ на 2014 год, которые мы видим на представленном слайде, по сравнению с 2009 годом, количество людей, которые практически не читают книг, увеличилось с 27 до 36 процентов. Хочу отметить, что в 1992 году таких людей было всего 20 процентов. 43 процента опрошенных заявило, что вообще не любят читать. В другом опросе, проведенном фондом «Общественное мнение», можно увидеть более тревожную тенденцию: оказалось, что 58% процентов россиян не может назвать вообще каких-либо книг, которые произвели бы на них сильное впечатление. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос находим в той же самой статистике. Для современного читателя наибольший интерес представляет лёгкое, развлекательное чтение – 37 %. На втором месте стоит художественная литература – 29%, на третьем – литература по специальности – 21%. На последнем месте, к сожалению, стоит религиозная литература – всего 5%. Какую долю занимает из этих 5 процентов православная литература – это открытый вопрос, статистики такой нет, однако, не думаю, что очень большую.

Исходя из этих данных, неудивительно, что сегодня остро встает вопрос о необходимости проведения работы по популяризации книг с духовно-нравственным содержанием. Но одно дело – сделать книгу популярной, а другое – пробудить интерес читателя к этой тематике. Последнее является самым сложным, так как современный мир всем своим естеством, широкой пропагандой навязывает нам представление о том, что для человека хорошо соответствовать определенной моде, определенному тренду. Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который появляется при выходе очередного голливудского фильма. В этот момент, особенно в среде молодежи, часто можно услышать вопрос: а ты смотрел? При этом удивительно, что сам сюжет фильма можно пересказать буквально за пару минут. Не берусь говорить, каков этот сюжет, хороший или плохой, фильмы бывают разные. Но нас привлекает в большей степени картинка, и «крутые» спецэффекты в отрыве от реального содержания. Существует очень мало людей, которые после просмотра очередной картины, попытаются найти то литературное произведение, по которому она снята. Еще меньше людей способны осмыслить увиденное и услышанное. Наверное, происходит это потому, что к тому моменту, когда в нашей голове сможет зародиться такая здравая идея, нас уже стремглав несет новая волна моды. К тому же, мы очень ленивы, ведь размышления о нравственности это тяжелый труд, а нам хочется чего-то легкого, что может сиюминутно поднять нам настроение. К сожалению всё, что я сейчас сказал о фильмах справедливо и для литературы.

Однако каждый из нас имеет представление о непреходящих, то есть постоянных, ценностях, к которым относится любовь к своей Родине, знание её истории и культуры. Всё это является для нас признаками образованности. Думаю, что со мной согласятся все присутствующие здесь, если я скажу, что быть образованным и культурным человеком лучше, чем необразованным и некультурным. И ни для кого не секрет, что развитие нашего государства теснейшим образом связано с Церковью. От этого факта нельзя убежать или сделать вид, что его просто нет. И если я люблю свою страну, если я хочу быть полезен в будущем своим соотечественникам, если мне небезразлично то, кем станут мои дети, то у меня нет никакого права выкинуть на свалку истории тот огромнейший пласт культуры, накопленный совместными усилиями Церкви и государства, начиная от князя Владимира, принявшего крещение уже более 1000 лет назад, в 988 году. И в такой ситуации книга, как материальный носитель знания, должна представлять для нас большой интерес.

Православная Церковь всегда ставила и ставит своей основной задачей духовно-нравственное развитие личности, а государство, особенно с эпохи Петра I поощряет научные знания. Давайте задумаемся, каким может стать образованный, но бездуховный и безнравственный человек? За примерами не надо далеко ходить, достаточно вспомнить те бесчеловечные опыты, которые проводились над пленными во время Второй Мировой в нацистских концлагерях. Так вот чтобы мы, или наши потомки, никогда не стали теми, кто попрал все человеческое, нам необходимо сейчас учиться быть Людьми, Людьми с большой буквы. И естественно, что в этом учении лучше всего обратиться к опыту Церкви, который насчитывает уже более 2000 лет.

Сегодня на полках наших книжных магазинов, или в интернет-библиотеках, можно встретить целые разделы под названием «православная литература». И что только не относят к ней: календари с указаниями дней памяти святых, молитвословы, кулинарные книги, жития, поучения, ответы на повседневные жизненные вопросы от православных священников, рассказы, исторические и богословские труды и т.д. Однако мало кто представляет, что именно называется православной книгой и по какому критерию можно судить о её православности?

Действительно, согласно общепринятому мнению, православной книгой можно назвать такую, в которой не будет противоречий с учением Церкви и её догматами. Также в ней, скорее всего, будет идти речь о чем-то, что в той или иной степени связано с православными традициями и верой.

Но можно ли найти такую книгу, которая одновременно и православна, и не содержит явного упоминания о православии? Ответ на этот вопрос более интересен, но вместе с тем сложен, так как «не лежит на поверхности». Сложен он потому, что здесь встают перед нами такие проблемы, как оценка личности автора и самого читателя. Кто они? Атеисты современности или прошлого? Либералы, считающие возможным пересмотр вероучения Церкви в угоду новым открытиям естествознания? Может быть, сектанты? Или же, что еще более страшно, люди околоцерковные, те, кто часто смешивает православную веру и народные суеверия?

Следует понимать, что разделение, которое присутствует сейчас, на светскую и духовную литературу, на самом деле условно, так как между ними существует глубочайшая связь. Достаточно вспомнить произведения наших классиков, таких как Г. Р. Державин, А.С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. И. Куприна или К. Г. Паустовскогй и т.д. В произведениях этих писателей постоянно поднимаются темы любви, гуманизма, смысла жизни, места человека в мире, постоянной борьбы между добром и злом и выборе между ними. Всё это – христианские темы, которые присутствовали и ранее, в древнерусской литературе. А основной целью последней было как раз воспитание наших с вами предков, бывших язычников и идолопоклонников, через усвоение христианских истин, через приобщение к обширному духовному наследию Византийской Империи и, естественно, через веру в Бога. Результат этого воспитания – огромная страна с богатейшей культурой, сумевшей сохранить себя в очень трудные времена и вышедшая из них победительницей. Вот что такое наша православная литература. Однако следует понимать, что её сердцем и первоисточником является Евангелие и никакие другие произведения не могут заменить Его.

Итак, если вы решитесь обратиться к чтению серьёзной литературы, то какую книгу лучше взять для начала? Конечно, тут трудно угодить вкусам всех одновременно. Тем более, что в интернете, если задаться такой целью, можно найти огромный перечень произведений, из которых хотя бы одно подойдет именно вам. И все же, для начала я предложил бы вам прочесть книгу современного автора, архимандрита Русской Православной церкви, отца Тихона (Шевкунова), «Несвятые святые». В книгу вошли короткие рассказы из жизни автора. Многие из них связаны с , где автор начинал монашескую жизнь. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это - часть нашей церковной жизни. Проповедь… ведь и строится на осмыслении Священного Писания, на толковании церковных событий святыми отцами и на примерах из жизни».

Еще одно произведение, общехристианское, и по своему названию должно быть знакомо всем вам, это «Хроники Нарнии», цикл из семи детских фэнтезийных книг (сказок ), написанных . В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния , где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом . «Хроники Нарнии» раскрывают смысл большого числа христианские идеи в доступном для читателей виде.

Если же вы захотите познакомиться с современной православной периодикой, то ваше внимание нужно сосредоточить на двух замечательных журналах. Первый называется «Фома», который позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». В названии журнала - имя апостола Фомы , обозначающее недоверчивого слушателя (из-за первоначального неверия апостола в воскресение Иисуса Христа ). Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. «Фома» адресован всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов.

СТАТИСТИКА По данным ВЦИОМ на 2014 год, по сравне-нию с 2009 годом, количество людей, которые практически не читают книг, увеличилось с 27 до 36 процентов.

АЖИОТАЖ- Искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему – нибудь. (Толковый словарь Ожигова)

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ». (прав. Иоанн Кронштадский)

В судьбах настоящих и в судьбах будущих православного христианства, - в том и заключена вся идея народа русского, в том его служение Христу и жажда подвига за Христа. Жажда эта истинная, великая и не переставаемая в народе нашем с древнейших времён, непрестанная, может быть, никогда, - и это чрезвычайно важный факт в характеристике народа нашего и государства нашего. (Ф.М. Достоевский)


20 лет библиотека работает в направлении «Возрождение и сохранение национальных и духовных традиций русского народа».Возрождение духовности, интеллигентности, нравственности-это всегда актуально в работе библиотеки.Проект "Русь моя, православная!"позволяет нашим читателям расширить свой кругозор по изучению литературного наследия об истории нашей Родины,истории церкви, православных праздниках

Цель и задачи

Православное воспитание детей, подростков, молодежи села; Сохранение памяти о великих православных святых;Научить читателей – детей, подростков, молодежь правильно читать православную литературу, понимать ее и правильно мыслить;Показать читателям православные обычаи, традиции, быт. Привлечение читателей-детей, подростков, молодежи и их родителей, учреждения и организации, имеющиеся на территории села к участию в мероприятиях, проводимых библиотекой по православному воспитанию подрастающего поколения;

О проекте

"Петр и Феврония. День Семьи, любви и верности" - нас снимало Оренбургское телевидение

Дорогие сторонники! В наше трудное время духовное воспитание подрастающего поколения приобретает чрезвычайную значимость. И это не случайно, ведь нравственное развитие в человеке связано с его духовным развитием. Воспитанный человек и человек читающий книги никогда не сойдет с правильного пути, не станет наркоманом, алкоголиком и т.д.

Праздник "День Семьи, любви и верности" повторно проводили в загсе села П-Покровка. Чествовали юбиляров - проживших в любви и согласии по 35, 40 лет.

И именно поэтому зачастую библиотеку называют храмом книги, а само слово храм ассоциируется в сознании человека с духовным храмом, следовательно, духовное просвещение и есть ведущее место в библиотеке. Наша библиотека имеет большой опыт в этом благородном деле. Духовно-нравственное воспитание складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма "Навечно в памяти народной!"

И гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Родина моя Работая по проекту "Русь моя, православная" мы достигли немалых результатов.

"Свет разумения книжного. День славянской культуры и письменности. Кирилл и Мефодий".

Фрагменты праздника "Пасха! Великое Воскресение!"

Освещение библиотеки отцом Даниилом

Из наших мероприятий читатели приобретают знания о православном прошлом нашего Отечества, о православных святых и их подвигах во имя Веры. Взаимодействуем мы и с православной церковью. Показываем все тяготы испытаний, доставшихся нашей стране.

"Рождество Христово!"

Часы православия, которые мы проводим в библиотеке и за ее пределами по основам православной культуры не только способствуют распространению информации о роли христианства, отечественной культуры, но и привлекают внимание к нравственным основам Православия, приобщают подрастающее поколение к национальным святыням... Работа по проекту будет продолжатья и в следующем 2015 году.

В Международный День детства на станции "Православная" библиотекари провели громкие читки о "Житие святых". Дети участвовали в викторинах и получали призы, купленные на средства читателей библиотеки.

Фрагменты праздников

Изучая историю и культурное наследие нашего края, мы читателей знакомим с известными поэтами и писателями. Живое общение дает хороший результат. Ведь формирование гражданского чувства личности начинается с малого: бережного отношения к селу, городу, поселку, где живешь; уважение к семье; сопричастности к происходящему вокруг… Чтобы не росли наши дети «Иванами, не помнящими родства…».

Встреча с известной оренбургской поэтессой Н.Ю.Кожевниковой

Встреча с известным оренбургским поэтом, прозаиком П.Г.Рыковым

Встреча с С.И.Ждановым. известным фотохудожником, автором книги «Записки фотоохотника", Благодаря Сергею Ивановичу, мы знаем, какие чудесные птицы, животные заселяют наш степной край, как беречь родную природу...

Встреча с оренбургским писателем, поэтом С.И.Бурдыгиным.
У нас не хватает стульев, чтобы разместить в библиотеке наших читателей на праздниках, которые мы проводим, нет книг на поощрение детей, участвовавщих в конкурсах, викторинах и тд., нам нужны канцелярские принадлежности, нам нужны деньги на подарки для детей на самых любимых православных праздниках "Рождество Христово", "Пасха", "Троица", которые в библиотеке проводятся традиционно. Благодарим заранее, если сочтете нужным помочь нам! Привить читателям духовные и нравственные ценности, влить добро в их души это цель всей нашей работы.О наших праздниках можно посмотреть в блоге Работа библиотеки на портале Оренбургские новости на сайте библиотеки о работе библиотеки также можно посмотреть