Контурная карта природные зоны кубани. Природные зоны Краснодарского края. Воспитывать бережное отношение к природе

Форма поверхности. Природные зоны края.»

Цели: 1. Углубить знания учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Ход урока.

I. Организационно-психологический момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Природа Краснодарского края. Форма поверхности. Природные зоны края». Это продолжение темы предыдущего урока. Сегодня мы должны пополнить свои знания.

III. Повторение изученного.

Где расположен наш край?

Какие моря омывают его территорию?

Какова площадь нашего края?

IV. Работа по теме урока.

1.) Работа с физической картой Краснодарского края.

На какие 2 части можно условно разделить территорию нашего края?

Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубанью на 2 части: северную равнинную и южную гористую. Каждая из этих частей имеет особый характер рельефа, растительности, почв, животного мира и климата.

2.) Азово-Кубанская равнина.

Угадайте, о чём мы с вами сейчас поведём речь?

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей –

Знакомая картина.


Только нет тебя милей,

Кубанская…(равнина).

Большую часть территории края, расположенную к северу о реки Кубань, её правобережье занимает Азово-Кубанская равнина.

Наш Белоглинский район тоже находится на этой равнине.

(Учащиеся отмечают на контуре Азово-Кубанскую равнину)

Поверхность равнины пересечена долинами рек. Кое где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи. Глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками, - это овраги. Они приносят большой вред сельскому хозяйству . С оврагами ведётся борьба. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.

Постепенно, повышаясь на востоке, равнина переходит в отроги Ставропольской возвышенности.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно - ковыльную степь. В течении лета она приобретала то ярко – зелёную, то бело – жёлто – голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

3). «Вулканы» (Доклад первого учащегося)

а) Загадка: «Что находится в середине вулкана и в начале Кавказских гор?»

б) – А вы знаете, что такое вулканы?

Наверняка видели по телевизору. А вот на самом деле видели ли вы вулканы? Хотели бы увидеть? Так это очень легко! Всего, примерно в пяти часах езды от нашей станицы, на Таманском полуострове (это место между Азовским и Чёрным морем) есть вулканы, их ещё называют грязевыми сопками. Они, конечно, не большие, так вулканчики – гномики, но действуют как настоящие. Выплёвывают пепельный дым, солёную воду, а иногда бывают и огненные извержения.

в) Рисование вулкана во время извержения. (Отметить на контуре Краснодарского края места, где встречаются грязевые сопки).

4). Гористая южная часть Краснодарского края.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну какие разговоры –

Знаешь ты, что это … (горы)

б) Доклад второго ученика.

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Пердгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Чугуш (3238 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).

Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Ниже начинаются субальтийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.

Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна) которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.

Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км.


5) Животный мир Кубани.

а) Повторить названия животных, обитающих в разных природных зонах нашего края.

б) Игра «Мой зоопарк»

(Отгадать загадки, взять нужную предметную картинку и прикрепить к доске).

У кого уши длиннее хвоста? (заяц)

Днём спит, ночью летает, громко ухает и прохожих пугает. (филин)

Он каждый год линяет, а всегда сер бывает. (волк)

Весной прилетает, но одна весны не делает. (ласточка)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Самое крупное животное Краснодарского края. (зубр)

6). Охрана природы.

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, полезные ископаемые , животный мир, воды и многое другое. Некоторые из этих богатств могут исчерпаться совсем, другие – неисчерпаемы, но трудно восстанавливаются. Отсюда следует вывод: природные богатства нужно беречь и использовать так, чтобы они приносили людям пользу в течение многих лет.

Если рассматривать экологическую ситуацию нашей станицы Успенской, то скоро её можно будет назвать кризисной. Лесополосы загрязняются мусором, стали его свалками. Вода в реке Калалы загрязняется в результате выброса грязных вод некоторыми предприятиями, станичники устраивают свалки по берегам реки. В последнее время местная администрация использует различные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды .

V. Итог урока

Какие открытия сделали вы для себя сегодня на уроке?

Отличается природа равнин и гор нашего края?

Как каждый из вас может принять участие в охране природы нашей станицы?

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Охрана природы моей станицы».

Краснодарский край - один из субъектов Российской Федерации, расположен на юго-западе страны. Центром территориального субъекта является город Краснодар. Проживает в крае пять с половиной миллионов человек, и он занимает третье место по населению в России. Издревле считается сельскохозяйственной житницей страны и полюсом притяжения туристов.

Географическое положение

Расположен край в европейской части России, в северной части Кавказских гор. Территория граничит с несколькими областями Российской Федерации, а также омывается двумя морями - Азовским и Черным. На обширных просторах выделяются несколько природных зон Краснодарского края, такие как степная, предгорная и горная.

Равнинный рельеф территории

В настоящее время степная зона в Краснодарском крае используется для сельского хозяйства, т.е. все черноземные земли распаханы. Климат, преобладающий на территории, располагает к богатому урожаю. Наиболее популярными культурами являются пшеница, кукуруза, подсолнечник и многие другие. Также в данной природной зоне Краснодарского края встречаются и многие животные, но в основном это представители небольших размеров. Например, полевки, суслики, хомяки, также водятся лисицы и ласки, плюс множество различных птиц.

Предгорная зона Краснодарского края

Данный рельеф территории не подходит для посевных культур, но зато она богата лесами. Наибольшую часть земель занимают широколиственные леса и кустарники, но также есть дубовые и буковые. В предгорной зоне обитают многие виды животных, такие как медведи, волки, шакалы, косули, дикие свиньи, норки, а также множество разнообразных птиц.

Горная зона Краснодарского края

Данная территория так же богата лесами, как и предгорная, но здесь есть и хвойные боры. С 1500 метров над уровнем моря начинается субальпийская зона, богатая пастбищами для выгула крупного рогатого скота. Начиная с 3000 метров, лежат вечные снега и льды. Также в данной природной зоне Краснодарского края находится Кавказский государственный биосферный заповедник для охраны богатой природы и восстановления численности некоторых видов животных, таких как зубры, туры и другие.

Туризм

Говоря о Краснодарском крае, нельзя не рассказать о туризме, ведь эта территория уникальна, так как привлекают отдыхающих в основном горы и море, а тут есть и то, и другое. Конечно же, еще важным фактором для развития этой сферы являются и различные природные зоны Краснодарского края со своими особенностями.

Краснодарский край по праву считают житницей и здравницей России. Сотни пляжей, турбаз, санаториев и даже горнолыжных трасс делают территорию одной из самых популярных в стране. В крае есть множество музеев, таких всемирно известных, как Атамань и музей-крейсер «Михаил Кутузов». Также интересными местами являются мост поцелуев в Краснодаре, крокодилова ферма, дендрарий в Сочи и многое другое.

Краснодарский край по всем показателям является центром туризма в России, а также очень популярным местом не только среди местных, но и среди зарубежных туристов, что положительно сказывается на экономике и развитии этой области.

Древняя Греция. История Древнего мира. Окунемся в прошлое! Насчитывает несколько тысячелетий. Бог солнца РА Изображался человеком с головой птицы. Основан в 753 г. до н. э. Примерно 5000 лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Возникла позже Египта. Придумал месяцы Годы Счет времени Арифметический счет письмо. Римский Форум – колыбель западной культуры. Высокий холм с обрывистыми склонами.

«Моря озёра и реки России» - У нас есть транспорт. Вулканы Камчатки. АДРЕС: г. Тольятти, ул. УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Моря, озёра и реки России». Найдите на карте озеро Байкал. Кавказские горы. Средне-Сибирское плоскогорье. Добрый день, дорогие друзья! Баныкина, д. 12 ТЕЛЕФОН: 48-44-72, 48-45-21. УРОК ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий мир». Восточно-Европейская равнина. Продолжите высказывание: Западно-Сибирская равнина. ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России. Алтай. Моря.

«Окружающий мир Осень» - "Доскажи пословицу". Почему с деревьев опадают листья? "Весёлые фантазёры" Наступила осень. Цель: Игра "Встреча с Осенью". Если закаляться, то никогда не заболеешь. Что такое "заморозки"? "Осенний танец". "Лесные закорючки". "Полевая академия". Днём всегда светло. "Жалобы лесные". Хорошо, что ты пришла. С деревьев облетели все листья... Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!

«Раннее детство» - Этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Знакомство с новыми друзьми. Когда у Лены есть кукла, а у тебя нет, то ты чувствуешь зависть и обиду. Первые обиды. Этап развития человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Раннее детство сменяет дошкольный возраст.

«Тест Монголо-татары» - Исправить. Русские воины дрались пешими. В 1240 году. Олег. Александр. Русские князья не всегда ладили между собой. Лёд Чудского озера не выдержал доспехов рыцарей. В XV веке. Киевская Русь. Почему Русь не могла дать достойный отпор полчищам Батыя? Ещё. Киев. Какой русский город был первым на пути хана Батыя? Полтавское сражение. В XIII веке.

«Животноводство 4 класс» - У кого рога длиннее хвоста? Хвост крючком, нос пятачком. Откашливаясь, человек удаляет грязь из организма. Нет Да Да Нет Нет Да Да Да Да. Мясомолочное. Во время курения человек отравляется сильным ядом- никотином. Скотоводство. В носу воздух согревается и очищается. Диктант «Незнайка» Нос служит для украшения лица. После каждого урока необходимо проветривать класс. Трахея и бронхи имеют вид трубок. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Отгадайте загадки. Разработала учитель начальных классов МОУ «Ребрихинская средняя школа» Мишина Н.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст. Новоджерелиевской муниципального образования Брюховецкий район

Учитель Онисенко Елена Алексеевна

Тема: « Природные зоны Краснодарского края »

Цели урока:

1. Уточнить, обобщить и расширить знания детей о формах поверхности территории Краснодарского края.

2. Развивать познавательный интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: контурные карты края, карта «Природные зоны России», карта Краснодарского края, изображение равнинного и горного пейзажей, учебники.

Ход урока:


  1. Организационный момент
Даль степей сквозная,

гор простор орлиный-

сторона родная,

край наш тополиный! (Виктор Подкопаев)

- Вспомните, как называется наш край?

Запишите тему урока:

Тема: «Природные зоны Краснодарского края».


  1. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний

Внимательно рассмотрите карту Краснодарского края. Посмотрите на сушу и назовите два основных цвета, которыми она обозначена (зелёный, коричневый). Что обозначено зелёным цветом (равнины), а коричневым (горы)? Делаем вывод: поверхность Краснодарского края можно разделить на... (горы и равнины). Что является границей между ними? (Река Кубань как бы делит её на две части: северную - равнинную и южную - предгорную и горную).

По карте Краснодарского края определите:

1. Равнина - ... (Азово-Кубанская: Приазовская низменность, Прикубанская низменность)

2. Равнина - ... (Закубанская).

3. Горы - ... (Кавказские).

2. Рассмотрим карту «Природные зоны России».

Что такое природные зоны? Природа «разделила» нашу страну на зоны. Каждая зона характеризуется определённым количеством тепла и влаги, играющих большую роль в формировании почвы, растительности. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: (запись)

Природные зоны:

арктические пустыни,

тундра,

лесотундра,

тайга,

смешанные и широколиственные леса,

лесостепь, Краснодарский край

степь,

пустыни,

влажные субтропики .

Обратимся к карте, чтобы определить, в каких природных зонах расположен Краснодарский край. (Это смешанные и широколиственные леса, лесостепь и степь.)

(Подчёркиваем эти природные зоны, указываем, что они относятся к Краснодарскому краю)

Степи

В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше ста различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов, можно встретить дикорастущие растения: и другие травы.

Начинаем составлять таблицу: Пользуемся картой стр. 21)



Работа с учебником: Стр. 67 «Записи из «Дневника наблюдений»

Что нового узнали о степной зоне? О каких ещё растениях и животных вы узнали? Добавьте их в таблицу.

Работа с учебником: Стр. 68 Лесостепь, лес

Горы

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700метров над уровнем моря. За буковыми лесами начинаются хвойные, их составляют кавказская пихта, ель, сосна.

На высоте 1800-2200метров над уровнем моря изобилие субальпийской растительности. Узнайте в справочной литературе, какие растения могут селиться столь высоко?

За субальпийскими лугами простираются альпийские луга северо-западного Кавказа. Здесь природа сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. Как разительна перемена! Поражает яркость окраски, пестрота цветов на каменистых полянах в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, синие горечавки, желтые одуванчики, красные гвоздики.

От 3000метров и выше - вечные снега и ледники.

Назовите животных, обитающих в горной зоне. Что позволяет им переносить такие условия жизни?



Черноморское побережье

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб, кизил, боярышник. В районе Геленджика встречаются клен, ясень, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью - пицундская сосна.

А в районе большого Сочи растительность иная. Как вы думает, почему здесь круглый год зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии? (Это происходит оттого, что Главный Кавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море, нагретое солнечными лучами за лето, зимой обогревает побережье. Так создаются условия для формирования влажного субтропического климата.)


Работа с учебником: стр. 69 «Отзывы путешественников»

III. Итог урока

Особенности каких природных зон можно наблюдать на территории Краснодарского края?

Что вы знаете об этих природных зонах? Каковы особенности климата степей, лесов, лесостепей,

субтропиков - Черноморского побережья Кавказа, климат гор? Как на климат в крае влияют Кавказские горы (предгорье), а также Черное и Азовское моря?







"Многие жители еще помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханной степи. Такие участки уже издали можно заметить по белеющему на них ковылю. Иногда степь кажется на большие пространства фиолетовой от покрывающих ее цветов шалфея или желтой от какого- нибудь крестоцветного. Ни одного дерева нет в открытой степи, разве что изредка попадется кустик боярышника, и то корявого. Только по балкам, над речками вырисовываются небольшие рощицы из ясеня, клена, дуба, вяза да нескольких видов тополя и ивы" М. Горький. "Подрядившись в одной из кубанских станиц на молотьбу, я посетил степь"


Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны Общая характеристика степной зоны 1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью 2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. 3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима 4. Лето и зима в степи теплые 5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури 6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней. 7. Выпадают обильные и частые осадки


Характеристика растительного мира степной зоны 1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой 2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники 3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения 4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями. 5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.






Животный мир степной зоны 1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников 2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории. 3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.






1. Лето в степной зоне: а) короткое, холодное б) длинное, сухое 2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения: а) в корнях б) в луковицах в) в листьях 3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи: а) грызуны б) птицы 4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько): а) неумеренный выпас скота б) холодная погода в) чрезмерная распашка степей