Как поддержать ребенка, если у него что-то не получается. Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– В возрасте 1–2 лет для ребёнка не очень важен результат его деятельности, он в первую очередь наслаждается процессом взаимодействия с материалом (пластилином, бумагой, карандашом). Но примерно после 2–3 лет для ребёнка уже важен и результат. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми и не всегда сравнение в пользу ребёнка. Например, ребёнок собирает конструктор, делает какую-то поделку, и в какой-то момент что-то не ладится. Ребёнок начинает раздражаться, порой плакать, бывает, бросает то, что начал делать. Почему так происходит и как помочь ребёнку? Такого рода поведение встречается у дошкольников. Ничего ужасного в этом нет. У ребёнка ещё недостаточно сформирована воля, чтобы закончить начатое дело, особенно если речь идёт о занятии, рассчитанном на длительное время.

Когда у ребёнка что-то не получается, в этот момент ему в первую очередь нужно присутствие родителей или других взрослых. Самый простой способ – это сесть рядом с ним и попробовать разобраться с его сложностями, вникнуть в проблему. Например, ребёнок собирает «Лего», но получается не самолёт, а что-то другое. Проверьте пошагово работу ребёнка: скорее всего, вы увидите, что несколько шагов назад он допустил ошибку. Вернитесь, вместе исправьте ошибку, и вы увидите, что ребёнок успокоился и готов продолжить работу сам. Почему в этом случае ребёнку нужна помощь? Дело в том, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Поэтому ребёнок ещё не сразу может догадаться, что на каком-то этапе он совершил ошибку. И также трудно ему понять, в чём заключается его ошибка. А взрослый обычно сразу видит, в чём проблема. Ребёнку важно получить положительный опыт нахождения, исправления собственных ошибок вместе со взрослым, тогда потом он сможет самостоятельно исправлять их. Нередко встречаются ситуации, когда ребёнок взялся за большую работу, которую за один раз непросто выполнить. И конечно же, он очень хочет закончить начатое дело, но уже устал, и поэтому ему сложно завершить начатое. В этих случаях родители обычно и предлагают ребёнку отдохнуть. Однако посмотрите на ребёнка. Если вы видите, что ему важно закончить работу, то предложите завершить дело вместе. Скажем, ребёнок делает аппликацию, вы можете вырезать, а ребёнок наклеивать. Или наоборот. Не завершайте поделку за ребёнка, но и не отказывайте ему в помощи. А иногда бывает достаточно родительского присутствия и слов поддержки: «Здорово у тебя получается, мне очень нравится!».

При работе с дошкольниками я предлагаю родителям приём «Когда ты был маленьким». Этот приём можно начинать использовать в любом возрасте, когда появляется первое «не могу». У некоторых детей это 2–3 года, у других – немного позже. Обычно дети, которые научились сравнивать себя с самим собой в более раннем возрасте, к старшему дошкольному возрасту уже сами эффективно используют этот приём. Приём помогает ребёнку увидеть, чему он научился за годы своей жизни и увидеть перспективу роста. Суть приёма очень проста. Нужно рассказывать ребёнку, что он раньше чего-то не умел, не знал, а теперь научился и знает. При этом важно не говорить общими фразами, которые ребёнок плохо воспринимает. Например, нужно избегать таких фраз: «Раньше ты ничего не умел, а теперь много всего умеешь», «Ты был маленьким, а теперь ты большой» и т. д. Такие фразы не помогут ребёнку, они скорее ещё больше дезориентируют его. Старайтесь рассказывать максимально конкретно, подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла. Например, вы собираетесь делать аппликацию, и ваша дочь говорит: «Я не буду вырезать, у меня всё равно не получится. Ты хорошо вырезаешь, лучше ты вырежи». Что же делать? Расскажите ребёнку историю:

– Хочешь, я расскажу тебе, как ты из чашки пить не умела?

– Так вот. Ты была маленькая. Тебе не было даже ещё одного годика. Ты сидела на стульчике, и я дала тебе водичку в чашке. А ты знаешь, что сделала? Ты взяла чашку, перевернула её и всю воду вылила на стол. И знаешь, что стала делать? Шлёпать ручками по водичке! Вот какая ты была смешная! А сейчас ты разве выливаешь воду? Нет, ты хорошо и очень аккуратно пьёшь из чашки. Потому что ты научилась. Подросла. И много раз тренировалась. Раньше ты всегда обливалась, когда пила, а теперь нет. Раньше ты не умела снимать носочки, а теперь ты можешь их не только снять, но и надеть, у тебя очень хорошо получается одеваться.

Тематика рассказов зависит от вашей фантазии. Сохраняйте рисунки ребёнка, его поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Всё это увеличивает уверенность ребёнка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому.

Зачатие – отправная точка беременности. И если у пары с этим возникают проблемы, подозрения падают на женщину. Но вот, обследования показали, что с нею все в порядке. Значит, дело в мужчине.

5 августа 2014 · Текст: Евгения Карповская · Фото: Shutterstock

Три кита мужской фертильности – это выработка мужских половых клеток (сперматогенез), транспортировка сперматозоидов и их способность проникнуть в яйцеклетку, чтобы внести в нее генетический материал.

Безусловно, главный вклад мужчины в успешное зачатие – хорошая сперма, ведь для успешного оплодотворения в матку должны проникнуть не менее 10 млн сперматозоидов! Ее качество в свою очередь зависит от уровня гормона тестостерона в организме.

Обратите внимание: мужчины с высоким уровнем тестостерона обычно среднего роста, коренастые, с развитым торсом и большим количеством волос на теле.

Какие факторы в первую очередь негативно влияют на зачатие с «мужской стороны»?

1. Возраст: после 35 лет уменьшается выработка тестостерона и количество сперматозоидов в семенной жидкости.

2. Вес: лишние килограммы приводят к гормональному дисбалансу, угнетают эндокринную функцию яичек, уменьшают количество спермы и подвижность сперматозоидов.

3. Курение: негативно сказывается на ДНК сперматозоидов. Кроме того, семенная жидкость курильщика больше подвержена агрессивному влиянию слабокислой среды влагалища, что уменьшает шансы сперматозоида на «выживание».

4. Алкоголь: снижает уровень тестостерона в организме и отрицательно воздействует на выработку яичками здоровой спермы.

5. Перегрев (баня, сауна, синтетическое нижнее белье, ватные одеяла): сперматозоиды очень чувствительны к теплу, ведь процесс их формирования проходит при температуре, которая на 1-2 градуса ниже температуры внутренних областей тела.

6. Травмы паховой области, тесная одежда, потенциально опасные виды спорта - велосипедный, единоборства.

7. Плохая экология и условия проживания: загрязненный воздух, работа с высокотоксичными веществами, повышенный уровень радиоактивного излучения.

На отклонение основных показателей спермы от нормы также могут влиять: нарушения в функционировании яичек, предстательной железы и ряда мелких половых желез. Обследование мужчины урологом позволит сделать выводы о возможном наличии каких-либо болезней или предрасположенности к ним.

Даже вирусное заболевание может подавлять образование здоровой спермы в течение 2-3 месяцев.

Начинайте подготовку к зачатию загодя:

Для улучшения созревания сперматозоидов воздержитесь от курения, приема горячих ванн, частых посещений бани или сауны. Максимально сократите прием алкоголя.

Попытки зачать ребенка не дают результата? Если с женской стороны все в порядке, будущему отцу семейства в первую очередь нужно сделать спермограмму – анализ, который дает представление о концентрации, количестве и подвижности сперматозоидов.

Если показатели в норме, проводится mar-тест . Он выявляет сперматозоиды, «заблокированные» для оплодотворения антителами, т.е. покрытые антиспермальной оболочкой. Еще один метод выявления причин бесплодия – связывание сперматозоидов гиалуроновой кислотой (определяются «зрелые» сперматозоиды).

Питание для повышения качества спермы:

Питание – не самое главное, но все-таки немаловажное условие успешного зачатия. Следите, чтобы в рационе будущего отца регулярно присутствовали:

  • Моллюски и яичный желток – богаты витамином В12, который помогает активно формировать сперматозоиды.
  • Cухофрукты, подсолнечное масло, рыбий жир – регулируют работу эндокринной системы.
  • Красный перец, брокколи, апельсины, клубника – содержат витамин С, который повышает подвижность сперматозоидов.
  • Шпинат, репа, миндаль – повышают качество спермы.
  • Цельнозерновые продукты, устрицы, кедровые орешки, красное мясо – способствуют выработке «подвижной» спермы, а также сохранению максимального количества «хороших» сперматозоидов.

Несколько полезных фактов для мужчин:

Британские ученые предполагают, что в холодное время года у мужчин сокращается выработка тестостерона.

Бразильские диетологи советуют кофеманам при планировании ребенка не отказываться от любимого напитка: по их наблюдениям, сперма мужчин, выпивающих в день по 6 чашек кофе, более «подвижная».

Канадские психологи заявляют, что хронические стрессы существенно замедляют процесс образования сперматозоидов.

Американские медики утверждают, что использование во время полового акта лубрикантов не оказывает существенного влияния на зачатие.

История про ошибки одного хорошего папы. Которые любая (или любой:)) из нас может совершить.

Итак, имеется замечательный папа, который любит своих детей, стремится их чем-то порадовать и даже как-то развить. Приносит он домой огромный набор Лего. «Ну, ребятня, налетай! Сейчас поиграем!». Детки, естественно, рады стараться. Девятилетняя Маша тут же начинает ракету строить, которая должна в путешествие на Марс отправиться. А шестилетний Ваня ей во всем подражает. Маша синий кубик берёт, и Ваня тоже. Маша крылья делает и Ваня старается.

Да вот незадача, у Вани получается хуже, он за Машей не успевает. И в один непрекрасный момент, Ваня раздраженно бросает кубики в сестру и убегает. Папа, из самых лучших побуждений, пытается подбодрить сына.

— Зря ты расстраиваешься! У тебя отличная ракета получилась!

— Ничего не отличная! Крылья отваливаются и вообще она дурацкая.

— А мне нравится. По-моему, у тебя лучшая ракета на свете!

— Неправда! У меня НИКОГДА НИЧЕГО не получается!

— Ну, давай я тебе помогу. Мы сейчас такую ракету соорудим, которая хоть на Марс, хоть на Юпитер полетит.

Думаете, какой папа умница? Молодец просто, да? А вот ничего подобного! Папа, конечно, молодец, что старается сыну помочь. Но старается он совершенно неправильно. Всего за пару минут он умудрился совершить 3 серьезные ошибки.

Ошибка №1: Папа сказал неправду о том, что у Вани получилась хорошая ракета. И Ваня об этом знает. Вместо этого папе стоило объяснить сыну, что когда ему исполнится девять лет, то он сможет собрать намного более сложные игрушки. Нет ничего страшного в том, что Маша быстрее и лучше Вани делает ракету. Когда ей было шесть лет, она сталкивалась с такими же трудностями, что и ее брат.

Ошибка №3: Услышав из уст Вани, что у него НИКОГДА НИЧЕГО не получается, папе стоило насторожиться и провести с сыном беседу. Дело в том, что мальчик уже в 6-летнем возрасте генерализует и обобщает свои трудности. Не «в этот раз у меня не получилось», а «у меня никогда ничего не получается». Такая установка помешает Ване в будущем добиваться успеха. Как только перед ним возникнет проблема, он опустит руки и пойдет на попятный. Помните, мы писали, как ? Если с Ваней не провести серьезную работу, то у него есть все шансы в будущем стать пессимистом, который вместо того, чтобы прилагать усилия на пути к достижению своей мечты (или, более прозаично, цели), просто от нее откажется.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» скоро выйдет книга Мартина Селигмана «Ребенок оптимист», в которой можно будет найти описание эффективных методов, способных изменить негативное мышление. Я жду не дождусь, чтобы почитать 🙂

Быть звездой, лидером в спортивной команде или «победителем-одиночником» – не только почетная роль. Это и груз ответственности – перед собой, партнерами по команде, тренером, а также перед родителями. Отдавая сына или дочку в спортивную секцию, родители мечтают, чтобы их ребенок был самым лучшим, самым одаренным, чтобы у него все получалось лучше всех, чтобы он забивал голов больше всех, бегал быстрее всех, лучше всех выполнял задания тренера, чтобы он был примером для других детей, одним словом – был лидером и победителем. Однако, случается, что родители слишком заостряют на этом внимание, провоцируют ситуации, в которых их ребенок проявил бы лидерские качества. Наш эксперт – психолог, консультант сайта « » и руководитель Студии личного развития «Лада» уверена, что такое психологическое давление может помешать ребенку получать удовольствие от занятий, раскрыться в спорте, или вовсе отбить желание заниматься им.

Очень часто лидерство, к которому там стремятся родители, нужно им самим. И это стремление с личностью ребенка бывает никак не связано. Настойчиво пытаться делать из ребенка лидера, когда он к этому не имеет ни малейшего желания, означает, что, к сожалению, с самооценкой мамы или папы не все в порядке. Ребенок в данном случае служит для таких настырных родителей своеобразным мерилом их собственных достижений, его успехи являются доказательством того, что мать или отец «хорошие» и «все делают правильно». Таким образом, на сына или дочь перекладывается груз ответственности за социально-одобряемый статус родителя. И если он не справляется, не лидирует в команде, то испытывает глубочайшее чувство вины, разочарование в собственном тренировочном труде. Все это способствует получению только одного результата – ребенок будет думать о себе, что он недостаточно хорош, а иногда и просто плохой для родителей. И уже, тем более, не годится ни для какого спорта.

Такие чувства и мысли будут одолевать ребенка, когда родители требуют от него безусловного успеха и победы в соревнованиях. Эти взрослые ожидания для мальчишки, который выходит один на один с вратарем, удесятеряют вес мяча, или запутывают ноги так, что голевой момент упускается бесповоротно. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в спорте, не делайте из него атрибут собственного успеха. Поддержка и сопереживание в сложные моменты мотивируют его к занятиям гораздо сильнее, чем ваше недовольное лицо после матча. Спортсмен и без вас знает, что он не забил гол.

Быть лидером или лучшим форвардом, безусловно, важные цели. Но гораздо важнее для детей в спорте является формирование и развитие чувства компетентности. Знания о том, что он может это делать очень хорошо, что у него получается это выполнять, действительно способствуют достижениям вашего ребенка. Кроме того, это чувство является фундаментом знаний ребенка о себе самом, создает его идентичность. Формируется же чувство компетентности только в принимающей среде, там, где родители любят своих детей не за медали и кубки, а за то, что он есть. Поэтому задача родителей – поддерживать своих детей при любых результатах, поощрять за достижения, а не требовать их. Ты хочешь играть в футбол или хоккей? Играй обязательно. Просто цели ставьте реальные.

Часто происходит путаница в понятиях «лидер» и «звезда». Одно подменяет собой другое. И родителям, возможно, в большей степени хочется видеть в своем чаде именно «звезду», нежели капитана команды. Между тем, это две абсолютно разные роли. Звезда – это тот, вокруг которого вращаются все и поют ему Осанну. Капитан – тот, кто вращается вокруг других. Задачи капитана – сплотить команду, при любых обстоятельствах пытаться сохранить ее единство, быть примером для других игроков, стоять за своих, даже если они его подводят, никогда не сдаваться и мотивировать других на успех. И что самое главное – для капитана успех команды важнее собственных амбиций. Вот об этом стоит говорить с ребенком.

Важно в данном вопросе быть деликатными, чтобы чувство ответственности не переросло в чувство вины. Если команда проиграла, не стоит свешивать всех собак на капитана - вашего ребенка. Нужно уделить время для анализа проигрыша и для проявления родительской поддержки.

Почувствовать себя звездой рискует любой ребенок. Когда все получается, когда получается даже лучше, чем того ожидают тренер и родители, тогда и возникает эта опасность. Естественно, выход будет заключаться не в том, чтобы ребенок ухудшил свой результат. Главной возможностью родителей и тренера, на мой взгляд, будет, так называемая отражательная функция. Для любого человека окружающие его люди выступают зеркалами – в реакции других мы видим значимость, содержание собственных действий и поступков. Точно так же и ребенок видит в родителях отражение своих достижений. И это родительское зеркало не должно блестеть сверх меры. «Теперь ты можешь делать это лучше (сильнее, быстрее), ты достиг этой вершины, и в этом твоя заслуга. Теперь ты можешь идти дальше и улучшать свой результат. Очень хорошо, что у тебя есть наставник, который помогает. Я горжусь твоей победой», - такой должна быть реакция родителя, чей ребенок достигает успехов в спорте. Когда похвала соответствует достижениям, тогда риск заражения звездной болезнью минимален.

Ошибкой будет принижение детского успеха в качестве «пилюли» от звездной болезни. Обесценивание приведет лишь к агрессии ребенка и к злости внутри детско-родительских отношений.

Прежде всего, не стоит создавать конфронтации – это не будет способствовать ни климату в коллективе, ни, что важнее, мотивации вашего ребенка к занятиям спортом. Первостепенной задачей в спорте является достижение высокого результата, а не лидерство. Надо это понимать. И если новичок в чем-то лучше, то не стоит отчаиваться, потому что, во-первых, всегда найдется что-то, в чем он может уступать – у кого-то стремительный проход под кольцом, а у кого-то «смертельный» трехочковый. А, во-вторых, тренировка – лучшая победа в споре.

Есть и третья причина, почему не стоит отчаиваться. Когда «все вокруг него», то, скорее всего, команда имеет дело со звездой, а не с лидером. Лидер знает команду изнутри лучше всякого новичка. Он знает ее стиль, ее сильные и слабые стороны, он знает, что может объединить ребят. И эти знания, порой, для команды гораздо важнее.

Если мы говорим о командных видах спорта, то тут совершенно не важно – лидер ваш ребенок, звезда спорта, или рядовой игрок состава. Команда тем и отличается, что все ее члены действуют как единый организм. И здесь для ребенка будет гораздо более значимым такие качества, как взаимопонимание и поддержка. Выступать единым фронтом – работа гораздо более ответственная, чем лидировать в команде.

Поэтому, если ваш ребенок не лидер команды, то его целью должно стать не смещение капитана, а повышение уровня собственной функции в команде. Посмотрите на футбольную команду. Безусловно, нападающий – это и лидер, и звезда, ведь он является кульминационным звеном атаки, он забивает гол. Но если крайний полузащитник медленно действует и плохо владеет мячом, то угроза возникает для всей команды. В командных видах спорта тренировать необходимо, во-первых, мастерство и умение быть вместе, а уже потом лидерство.

Тренировка навыков и мастерства является целью и в одиночных видах спорта.

Чтобы ребенок получал удовлетворение от спорта, важно внутри семьи поддерживать ценность и важность того, что он делает. И сравнивать его успехи только с его же достижениями, а не ориентироваться на результаты других сверстников. Только так можно мотивировать юного спортсмена к занятиям, даже когда не всегда все получается.

Выбор видов спорта в соответствии с типом темперамента представляется наиболее эффективным, так как в отличие от характера, темперамент – вещь врожденная и слабо поддается коррекции.

Холерики и сангвиники ориентированы на внешний мир, то есть им свойственно больше общение с людьми, они быстрее других адаптируются в коллективе. Однако если сангвиники всегда настроены дружелюбно и ориентированы на интеграцию в команде, то холерики способны на конфронтацию и, в силу этого, могут быть аутсайдерами в командах, теми, кто будет стремиться к личному успеху.

Флегматиков принято считать медленными людьми. Скорость реакций у них действительно замедленная, однако, в качестве компенсации – устойчивый тип нервной системы. Кроме того, флегматики – упорные труженики. Поэтому им может найтись место не только в индивидуальном спорте, требующем высоких нагрузок, но и в командных видах спорта.

Меланхоликам больше всего подойдет индивидуальный спорт, так как людям с этим типом темперамента не следует перегружать себя контактами с людьми в силу высокой возбудимости нервной системы.

Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера. Так и в любой спортивной команде лидера могут два – лидер на площадке, который играет лучше всех, тянет за собой команду, не боится ответственности, и также лидер по духу, который может сплотить команду, взять в нужный момент инициативу на себя, он легко находит общий язык с партнерами по команде, чувствует их настроение и может поддержать их. Чаще всего именно лидера по духу тренеры выбирают капитаном команды, потому что такой ребенок сам сможет сорганизовать своих сверстников, его мнение – самое авторитетное в коллективе, его уважают и слушают.

Лидеры в детском коллективе – это не обязательно постоянные личности. Есть дети, которые на какой-то момент берут инициативу на себя, а есть те, кто способен организовывать и вести за собой других всегда.

До сих пор исследования не дали однозначного ответа на вопрос – является ли лидерство врожденным качеством, или же приобретенным. Считается, что у холериков и сангвиников изначально больше шансов стать лидерами и добиться успеха в спорте. Однако, если ваш ребенок по характеру спокойный и сдержанный, это вовсе не означает, что он не может стать лидером. Психологи утверждают, что лидерами могут быть как активные инициативные дети, так и в достаточной мере скромные и пассивные. Лидер – это в первую очередь интересная, самобытная и целеустремленная личность во всех отношениях.

Когда мой ребенок делает домашнее задание, часто я слышу фразы: «Я не буду это делать, потому, что это сложно, у меня не получится!». Как родителям реагировать на такие высказывания? Как переубедить ребенка и стоит ли это делать?

Наверное, одна из самых неприятных ситуаций для родителей, это тот момент, когда они понимают, что их ребенок не верит в свои силы. Можно наблюдать, как дети сильно расстраиваются и плачут перед лицом сложной задачи или вовсе не расстраиваются, а засовывают тетрадь подальше и забывают об этом на время. Интересно, что это случается со способными и даже талантливыми детьми. Ребенок боится потерпеть поражение, не верит, что справится, в итоге вообще склонен отказаться действовать. В тот момент родитель понимают, что задача перед ребенком, в общем-то, стоит рядовая, и никаких причин с ней не справиться нет. Они сердятся и пытаются убедить ребенка реагировать иначе, но, от этого часто бывает только хуже.

Такая ситуация крайне болезненна для ребенка и не менее болезненна для родителей.

Страх перед ошибкой, нежелание потерпеть неудачу могут напрямую управлять действиями ребенка и приводить к тому, что он отказывается пробовать. Формируются такое поведение под влиянием личного опыта ребенка, хотя может усиливаться особенностями его темперамента. Этот формирующий опыт включает в себя и отношение близких взрослых к ошибкам ребенка, и опыт конкуренции с другими детьми, в том числе братьями и сестрами, и характер самих родителей. Не всегда причина в прямом влиянии родителей, однако, именно родители во многом могут помочь ребенку справиться с трудностями.

Как помочь ребенку

1. Признайте чувства ребенка. Прежде, чем бросаться решать проблему, просто признайте, что ребенку эта ситуация кажется сложной, ему действительно трудно взяться за дело. Просто коротко скажите:

«Да, наверное, эта задача кажется слишком запутанной..»

Ваша задача не отрицать те чувства, которые уже возникли у ребенка, а помочь с ними справиться.

2. Учите ребенка алгоритмам решения задач. Большую задачу нужно разбить на маленькие части, перед решением стоит прикинуть, как будешь действовать, в начале работы лучше выделить приоритетные задачи. В каждой деятельности у вас будут свои подсказки, как лучше действовать.

Многие задачи детям кажутся сложными именно потому, что они такими для них и являются. И нужна помощь, чтобы осваивать новые дела. Школа же в минимально степени занимается тем, что называется организацией деятельности ребят, упор делается на осваивании информации, при этом детей не учат эффективным стратегиям работы с информацией.

3. Обеспечьте возможность заниматься той деятельностью, в которой ребенок успешен . Ребенок должен иметь полноценную возможность делать то, что он умеет и любит, получая при этом признание. Если ребенок одарен физически или хорошо танцует, то ему нужно обеспечить возможность много этим заниматься. На деле же происходит обратное – такие виды деятельности скукоживаются под натиском того, что делать «нужно». Хобби отходят на второй план, уступая место тем занятия, которые удаются хуже. В конечном итоге ребенок пребывает в состоянии неудачи большую часть времен. Это сильно влияет на уровень притязаний ребенка.

4. Обеспечьте легкие победы. Это та деятельность, где успех дается лишь небольшим усилием. Например, для разминки перед занятиями математикой, поиграйте с ребенком в «математический футбол» – вы даете ребенку простенькие примеры, которые он должен посчитать в уме. Примеры должны быть такого уровня, чтобы ребенок чувствовал себя компетентным, решая их.

5. Провозгласите ценность настойчивости. Обращайте свое внимание на те моменты, когда у ребенка что-то не получается, но он все равно продолжает стараться. Скорее всего, это та области, которая вызывает у ребенка настоящий интерес. Как правило, есть такая область у любого ребенка, где его не нужно агитировать, он старается сам. Пусть это будет склеивание моделей самолетов, физические упражнения или компьютерная игра. Обратите внимание ребенка на ту настойчивость, которую он проявляет. Обязательно дайте понять, что вы считаете это сильным качеством ребенка.

Ни в коем случае не комментируйте с обвинительной интонацией: «Вот, чтобы в игре перейти на новый уровень, готов час потратить, а в решении задачки постараться не хочешь!». Ваша задача, не обвинить ребенка, а наоборот дать ему понять, что он обладает необходимым качеством характера, просто оно пока не проявилось в некоторых областях.

6. Рассказывайте ребенку вдохновляющие истории . Вы найдете множество примеров великих людей, жизнь которых прямо-таки изобиловала мелкими и крупными поражениями. В этом славном списке великие писатели, ученые, актеры, спортсмены. Существует даже мнение, что сам успех – это результат множества поражений. Ваша задача создать у ребенка убеждение, что неудача, это не конец света, а всего лишь поворот событий. Приводите примеры из собственной истории, когда вы добились чего – то значительного, пройдя непростой путь.

7. Моделируйте собственным примером стойкость перед поражением.

Отношение к ошибкам дети наследуют от своих родителей. Но этот факт не вполне очевиден, так как взрослые не так ярко демонстрируют свою чувствительность к поражению, и далеко не всегда ее осознают. Они учатся ловко избегать ситуаций, в которых могут потерпеть поражение посредством тактики «зелен виноград». Взрослые люди просто не принимают участие в тех видах деятельности, в которых они могут выглядеть бледно, объявляя их неинтересными для себя. Например, человек не пойдет танцевать, если неуверен в себе, не примет участие в спортивном соревновании, не пойдет в компанию, где может выглядеть недостаточно статусно, не будут говорить на иностранном языке в присутствии людей, которые могут критиковать их уровень, избегают говорить тосты на праздниках. Все эти формы избегания стали настолько привычными, настолько вросли в жизнь, что сами люди уже не воспринимают их как избегание в результате страха потерпеть неудачу. Поэтому они могут вполне искренне считать, что их ребенок как – то слишком уж чувствителен к своим ошибкам, непонятно в кого…

Чтобы помочь ребенку затейте с ним вместе освоение какого – то дела, в котором у вас практически равные шансы на успех. Например, пойдите учиться танцам, если никогда этим не занимались. Не бойтесь выглядеть смешно, показывайте своим собственным примером, как вы не сдаетесь, несмотря на неудачи.

8. Играйте с ребенком. Страх неудачи, ошибки часто снимается благодаря игре, в которой ребенок сам должен найти вашу ошибку. Вы выполняете задание неправильно, ребенок находит ваши ошибки. Также можно попросить ребенка сделать вначале намеренно неправильно, а потом найти и исправить собственную ошибку. Такая игра может разрядить напряженную обстановку вокруг школьных занятий.

Чего стоит избегать:

  • Критики и высмеивания ребенка за ошибки и его отношение к делам. Это только усилит неприятные переживания ребенка. А сниженное настроение – это совсем не та почва, на которой процветают школьные или любые другие успехи.
  • Решения проблемы только в момент ее яркого проявления. Большинство описанных выше тактик направлены скорее на организацию общения с ребенком вне проблемной ситуации. Это и есть наиболее эффективная стратегия. Если вы вспоминаете о том, что надо что-то предпринять, только в момент яркого проявления проблемы, то вы мало можете сделать для ее успешного решения.
  • Приводить в пример других детей. Именно процедура оценки, сравнивания и пугает ребенка. Не стоит обострять это конфликт приведением в пример других детей, которые справляются лучше. Результаты ребенка можно сравнивать с его же результатами в прошлом. Тогда прогресс будет более очевиден и это может поддержать ребенка.

Неверие ребенка в свои силы воспринимается самими родителями как их педагогический провал. «Что-то сделано не так, я не смог привить уверенности своему ребенку, поэтому он так себя ведет», так примерно рассуждает родитель. Важно, чтобы сами родители относились к такой ситуации, как к чему – то вполне поправимому. Относясь к возникшей проблеме активно, с уверенностью в возможность ее успешного разрешения, родители помогают своему ребенку занять аналогичную позицию в отношении своих трудностей.

© Елизавета Филоненко