Презентация по предмету возрастная психология. Презентация на тему: Возрастная педагогика и психология. Разработанность психологии зависит от уровня развития методов исследования, т. е. от того, как добываются психологические факты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН Понятие – возрастная педагогика. Объект и предмет возрастной педагогики. Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой. Аспекты возрастной педагогики. Понятие – возрастная психология. Разделы возрастной психологии. Теоретические задачи возрастной психологии. Практические задачи возрастной психологии. Понятие- возрастной кризис. Возраст, связанный с появлением кризисов. Сущность и понятие кризисной ситуации. Стадии развития кризисных ситуаций.

3 слайд

Описание слайда:

1.Возрастная педагогика – это особая группа педагогических наук, которая изучает учебно-воспитательную деятельность и ее особенности внутри разных возрастных групп. Она включает в себя: преддошкольную педагогику; педагогику дошкольного возраста; педагогику школы; андрогогику; педагогику высшей школы; педагогику взрослых.

4 слайд

Описание слайда:

2.Объект и предмет возрастной педагогики. Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства. Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка

5 слайд

Описание слайда:

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой Существует несколько периодов детства: 1.дошкольное детство - когда у ребенка существует максимальная потребность в помощи взрослых людей для удовлетворения основных жизненных потребностей и минимальная возможность самозащиты от влияния среды; 2.младшее школьное детство - период, в который сохраняется помощь семьи в удовлетворении материально-биологических и эмоциональных потребностей ребенка, но при этом социально-познавательные потребности удовлетворяются по большей части школой, незначительной остается способность ребенка противостоять влияниям среды;

6 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 3. старшее детство, когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды.

7 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 4. подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения.

8 слайд

Описание слайда:

Аспекты возрастной педагогики Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства: - специфика психофизического развития; -основные виды педагогической деятельности; -доминанты психологического развития; -базовая педагогическая идея; -основные направления, технологии педагогической работы. Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.

9 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности, которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей. -Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

10 слайд

Описание слайда:

Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов. -Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

11 слайд

Описание слайда:

Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики

12 слайд

Описание слайда:

5.Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. -Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. -Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

13 слайд

Описание слайда:

6.Выделены следующие разделы возрастной психологии: -психология младенца, -психология раннего возраста, -дошкольная психология, -психология младшего школьника, -психология подростка, -психология юности, -психология среднего возраста, -психология старости (геронтопсихология).

14 слайд

Описание слайда:

7.Теоретические задачи возрастной психологии: - изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; - периодизация психического развития в онтогенезе; - изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); - установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; - исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

15 слайд

Описание слайда:

8.Практические задачи возрастной психологии: - определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; - создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; - возрастная и клиническая диагностика; - выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; - наиболее оптимальная организация учебно - образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

16 слайд

Описание слайда:

9.Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

17 слайд

Описание слайда:

Некоторые особенности возрастного кризиса возрастные кризисы у детей длятся недолго; -для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке; -границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

18 слайд

Описание слайда:

10.Возраст, связанный с появлением кризисов - Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов; -Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

19 слайд

Описание слайда:

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов. Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

20 слайд

Описание слайда:

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

21 слайд

Описание слайда:

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников. Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек. Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде.

22 слайд

Описание слайда:

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания. Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

23 слайд

Описание слайда:

Кризис молодого возраста Связан прежде всего, с завышенными социальными стандартами и стремлением молодежи достичь успеха, на который их программирует общество. Стандарты современной молодежи существенно отличаютсяот жизненных приоритетов их родителей. Если родителей удовлетворял скромный, но постоянно растущий доход, наличие стабильной работы, то нынешние молодые люди средний достаток воспринимают как норму. Они тяготятся рутинной работой.Повсеместно распространенное явление в нашей стране – молодежь стремится работать меньше, а зарабатывать больше. Их требования часто не реалистичны – наличие творческой, хорошо оплачиваемой работы и при этом достаточная свобода действий. Столкновение с реальностью приводит к разочарованию, а затем к кризису.

25 слайд

Описание слайда:

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин. Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

26 слайд

Описание слайда:

11.Сущность и понятие кризисной ситуации Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

27 слайд

Описание слайда:

В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций: -первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем -дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными -еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников -если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности -негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации

Слайд 2

Предмет, задачи психологии развития

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет изучения – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Слайд 3

Великие о возрасте

Молодые люди мечтают. Старики вспоминают (Луи Арагон, фр. писатель) Каждый в юности считает, что мир, собственно, начался с него и все только для него существует (И.В. Гёте) Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть (Мэтью Арнольд, англ. поэт, педагог, критик)

Слайд 4

Великие о жизни

Приход наш и уход загадочны, - их цели все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Омар Хайям

Слайд 5

Структура (разделы) возрастной психологии

Психология младенца Психология раннего возраста Дошкольная психология Психология младшего школьника Психология подростка Психология юности Психология среднего возраста (взрослости) Психология старости (геронтопсихология)

Слайд 6

Теоретические задачи возрастной психологии (по И.В. Шаповаленко)

изучение движущих сил, источников и механизмов ПР на всем протяжении жизненного пути человека периодизация ПР в онтогенезе изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний исследование возрастного развития личности, в т.ч. в конкретных исторических условиях

Слайд 7

Практические задачи возрастной психологии

определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека создание службы систематического контроля за ходом ПР, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях (возрастно-психологическое консультирование) возрастная и клиническая диагностика выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования (в т.ч. ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)

Слайд 8

«Рождение» психологии развития

На рубеже XIX-XX вв. возрастная психология (психология развития) выделилась в самостоятельную область знаний в качестве детской психологии. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований ПР в детстве.

Слайд 9

Организация (построение) эмпирического исследования

Метод срезов наиболее специфичен по отношению к задача возрастной психологии. Метод срезов – это констатация (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов – сравнение людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) – прослеживание изменений психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Слайд 10

Методы исследования

Основные методы исследования в возрастной психологии: наблюдение и эксперимент Вспомогательные методы: беседа, интервью, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические методики и др.

Слайд 11

Основные понятия

Ключевое понятие «развитие» Развитие – изменение, переход от простого к более сложному, от низшего к высшему. Это процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Развитие психики (ПР) – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Слайд 12

Созревание и рост – изменения количественные, служащие основой развития качественных изменений. Рост – количественное изменение, усовершенствование какой-либо функции (пример: рост запаса слов) Созревание – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Слайд 13

Типы развития (по Л.С. Выготскому)

Преформированный: стадии и результат развития запрограммирован Непреформированный: путь развития заранее не предопределен По какому типу происходит развитие психики человека? Почему?

Слайд 14

Виды психического развития

Филогенез психики (филогенетическое развитие) – становление структур психики в ходе биологической эволюции или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики (онтогенетическое развитие) – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. Пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, т.е. период приспособления организма к окружающей среде. Функциональное развитие психики – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и др. задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Это составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Слайд 15

Нормативное психическое развитие. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Слайд 16

Основные понятия

Психологический возраст – стадия развития индивида в онтогенезе; объективная, исторически изменчивая хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты.

Слайд 17

Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека

  • Слайд 18

    Периодизация психического развития

    Младенчество 0-1 г. Раннее детство 1-3 г. Дошкольный возраст 3-6(7) л. Младший школьный возраст 6(7) – 10 л. Подростковый возраст 10-15 л. Юность: 1 период 15-17 л., 2 период 17-21 г. Зрелый возраст: 1 период 21-35 л, 2 период 35-60 л. Пожилой возраст 60-75 л. Старческий возраст 75-90 л. Долгожители свыше 90 л.

    Слайд 19

    Система понятия для описания ПР

    Предпосылки ПР – биологические особенности организма человека. Источник ПР – социальная среда. Факторы ПР – ведущие детерминанты развития. Условия развития – деятельность и общение ребенка Движущая сила ПР – внутренние противоречия. Закономерности ПР – общие правила развития психики. Показатели ПР – критерии, «мерки» развития.

    Слайд 20

    Понятие возраста

    Возраст- это неотъемлемое качество человека, атрибут человеческого существования, протекающего во времени. Различают: Хронологический возраст (паспортный, календарные, абсолютный) – показатель, отражающий количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. (Удаленность от рождения) Биологический возраст – соответствие индивидуального морфофункионального уровня некоторой среднестатистической норм данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологическихсистем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. БВ как положение индивида относительно его /ее потенциальной продолжительности жизни. (Удаленность от момента смерти)

    Слайд 21

    Психологический возраст - конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Определяется путем соотнесения уровня ПР с соответствующими нормативными среднестатистическими симптомокомлексами (умственный, эмоциональный, нравственный, психосоциальный и т.д). В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты. Социальный возраст - набор нормативных ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Определяется путем соотнесения уровня овладения индивидом определенными социальными ролями с тем, что является статистически нормальным для его сверстников в конкретной общности. Биологический, психологический, социальный возрасты – разновидности условного возраста Всегда ли совпадают эти возраста в развитиичеловека?

    Слайд 22

    Показатели психологического возраста

    Социальная ситуация развития – система значимых для ребенка социальных отношений. Ведущая деятельность– деятельность, определяющая развитие ребенка. Психологические новообразования – психические и социальные приобретения ребенка. На каждом этапе неповторимы

    Слайд 23

    Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

    Слайд 24

    Возрастная дискриминация

    Дискриминация (лат. Discriminatio) – различение. Ограничение в правах, лишение равноправия. Возрастная дискриминация = эйджизм Это предубеждения против пожилого возраста. Термин «эйджизм» предложил в 1969 г. амер. социолог Р.Н. Батлер.

    Посмотреть все слайды

    История возникновения возрастной психологии как науки Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Предмет, объект возрастной психологии и психологии развития Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Основные категории и понятия возрастной психологии и психологии развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Понятия: детерминанты, факторы, условия, механизмы развития Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Условия психического развития нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Условия неполноценности развития (У.В. Ульенкова) Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Виды активности (В.С.Мухина) Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Стратегии исследования психического развития в психологии развития Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Методы возрастной психологии Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна




    Классификация периодизаций Л.С. Выготского 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Классификация периодизаций Л.С. Выготского 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна






    Периодизация Л.С. Выготского 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Деятельностная теория А.Н. Леонтьева Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация «В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности)» к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


    Список источников 1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

    Оживление (от рождения до 12 месяцев) - общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Одушевление (11 месяцев - 6,5 лет) - общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. Персонализация (5,5- 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Индивидуализация (17-42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта - индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) - выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое».

    к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

    Младенчество (от рождения до конца первого года жизни

    Закладывается чувство доверия, уверенности. Главным условием выработки доверия к людям является качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги.

    Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

    Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

    Возраст игры (от 3 до 6 лет)

    Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

    Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

    Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

    Юность (от12-13 до примерно 19-20 лет)

    Осуществляется стихийный поиск ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о себе и создать единый образ себя, включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Резкие социальные, политические и технологические изменения. Неудовлетворённость общепринятыми нормами может мешать развитию идентичности и привести к формированию чувства неопределённости, тревоги.

    Молодость (от 20 до 25 лет)

    На этой стадии происходит достижение интимности. Главная опасность заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений, что может привести к чувству одиночества, к социальной изоляции.

    Зрелость (от 26 до 64 лет)

    Происходит выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота старшего поколения о младших. Те, кому не удаётся быть продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой.

    Старость (от 65 лет до смерти)

    Для этой стадии характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у них в страхе смерти, ощущения постоянной неудачливости.