Что такое анкетирование как метод исследования. Метод анкетирования. Кафедра физической реабилитации

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования , сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона , который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование - опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование - опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование - участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное - опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное - опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное - проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное - анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте ;
    • Публикация анкет в прессе ;
    • Публикация анкет в Интернете ;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование . Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование - методология, программа, методы. - М .: Издательство «Самарский университет», 1995. - ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - ISBN 5-9268-0140-0

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод анкетирования" в других словарях:

    - (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    Сущность метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы. Для выработки совместного… … Википедия

    метод опроса в этнопсихологии Этнопсихологический словарь

    МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс - Предназначен для анализа особенностей управленческой коммуникации в типовых и экстремальных профессиональных ситуациях в целях совершенствования управления, оптимизации взаимодействия персонала и обучения специалистов. Методика может применяться… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ» - предмет поведение; инструмент тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Философский словарь

    Компонентного анализа метод - Компонентного анализа метод метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала… … Лингвистический энциклопедический словарь

    диалектографический метод - Совокупность приемов и методик сбора, обработки и интерпретации диалектного материала. Этот метод вбирает в себя методику диалектологических, лингвогеографических и ареальных исследований. Однако лингвогеограф использует ареальный (изоглоссный)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Основная статья: Оценка программ Социологические методы оценки программ всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора,… … Википедия

1.00 /5 , 1 голос.

Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

Опрос — метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

В США созданы специальные институты, лаборатории и отделы, обучены десятки тысяч инструкторов для проведения самых различных опросов, начиная с зондажа общественного мнения и кончая исследованием личных вкусов различных слоев потребителей американской продукции.
На основании массовых опросов различных общественных слоев делаются попытки давать далеко идущие прогнозы как в области внутренней политики, так и в сфере потребления, торговли, мод и т. д. Литература по технике и процедурам опроса только в одних США насчитывает сегодня не менее трехсот наименований.
Говоря о методе опроса, имеют обычно в виду метод анкетирования, метод интервью и социометрический метод. Все эти методы прекрасно разработаны, и современный исследователь не испытывает особого труда при составлении вопросов для различного рода анкет или ведения бесед с испытуемыми.

Советские исследователи также широко используют методы опроса, однако при обращении к ним соблюдается известная осторожность и сдержанность, ибо все они хороши и эффективны не сами по себе, а лишь в гибком сочетании с другими, как упомянутыми нами, так и не упомянутыми методами. Например, интересные данные были получены при помощи метода анкет в сочетании с другими методами (интервью, наблюдения, естественного эксперимента) при изучении отношения к труду молодых рабочих, причин текучести рабочей силы, изучения бюджета времени трудящихся (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов).

Метод опроса был эффективно использован в работах по изучению жизненных планов, интересов и стремлений советской молодежи, по особенностям формирования общественного мнения (Б. А. Грушин, В. Т. Лисовский).

2. разноводности метода опроса

Опрос — самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

Цель интервью - извлечение необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные и специальным образом поставленные вопросы. Если при анкетировании носитель информации имеет возможность, обдумав и изучив вопросы, дать на них письменный ответ (и часто делает это в отсутствие экспериментатора), то интервью представляет собой акт непосредственного общения индивидов (интервьюера - опрашивающего и респондента - отвечающего), и характер, полнота, глубина полученных сведений здесь во многом зависят не только от умело и четко поставленных вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются в процессе беседы.

Сформулировав исходную гипотезу, исследователь определяет факторы, которые собирается изучить, и обдумывает систему вопросов, исходя не только из задач и целей исследования, но и предварительных сведений о респонденте (уровень образования, возраст). После того как респондент начинает говорить, интервьюер не должен прерывать его, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам. Лишь после ответа опрашивающий переходит к обсуждению данного вопроса с собеседником, уточнению деталей, конкретизации отдельных замечаний, высказываний и т. д. Отвечающий должен чувствовать, что его понимают, испытывать к собеседнику расположение. Это во многом зависит от того, как держится интервьюер.
В зависимости от целей исследования различают глубинное интервью (выяснение какого-то одного вопроса при сохранении свободы в способе ведения беседы и свободы в форме ответов), свободное (вопросы заранее не конкретизируют и не уточняют, а лишь указывают на определенную тему, направление беседы), косвенное (подлинный смысл вопроса отличается от его внешней формы. Например, прямой вопрос: «Часто ли Вы смотрите телепередачи?», косвенный: «Можете ли Вы перечислить понравившиеся Вам телепередачи за последние два-три месяца?»), экстенсивное (многократные беседы с большим числом лиц, позволяющие подвергнуть ответы статистической обработке).

Существующие часто представления о легкости техники анкетирования и способах обработки анкет кажущиеся. Прежде всего различают анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Первые разрешают свободную форму ответа, вторые - одну из предложенных экспериментатором: «Да», «Нет», «Не знаю». Для каждой формы анкет существует соответствующая процедура обработки. Если цель анкетирования - высказать отношение к чему-либо или оценить что-то, целесообразно разработать анкеты с вопросами открытого типа, которые позволяют испытуемому изложить свое мнение в относительно развернутом виде. Например, желая выяснить причину малой престижности некоторых профессий в глазах школьников, экспериментатору не стоит ставить их в жесткие рамки стандартных безоттеночных ответов. Например, на вопрос: «Нравится ли тебе данная профессия?» - в анкете с вопросами закрытого типа могут предполагаться ответы: «Да», «Нет», «Не задумывался», а в анкете с вопросами открытого типа этот же вопрос может звучать так: «В чем ты видишь привлекательность (непривлекательность) данной профессии?»
Необходимо учитывать существование различий между анкетой и опросником. Если анкета чаще всего преследует цель выяснить отношение респондента к какой-то одной проблеме, то опросник предполагает выяснение системы отношений респондента к каким-то явлениям или какой-то проблеме.

Анкета - чаще всего инструмент макросоциального исследования, опросник - микросоциального. Это различие сказывается и в количестве предлагаемых для ответа вопросов. Если анкета включает в себя от 3 до 15 вопросов, то опросники предлагают испытуемым несколько десятков вопросов.
Одним из видов анкетирования! является метод полярных профилей, который успешно был применен Г. Гибшем, М. Форвергом (ГДР) и П. Тофштеттером (ФРГ) и в настоящее время широко используется во многих исследованиях. В отличие от обычной анкеты, которая может предполагать один из двух ответов («Да», «Нет») или в крайнем случае нескольких («Да», «Нет», «Не знаю»), в отношении вполне определенных качеств или объектов, шкала полярных профилей позволяет, например, выявить мнение испытуемоего не только о наличии или отсутствии у него или других людей каких-то конкретных качеств или характеристик, но и о степени их выраженности.

Метод полярных профилей делает анкету более информативной и позволяет глубже вникнуть в сущность изучаемых явлений. Используя указанный метод, экспериментатор обычно уже располагает стандартизированным набором (с учетом возраста испытуемых и целей исследования) качеств личности, выраженность которых может быть оценена по 4-балльной шкале для каждого профиля (0, 1, 2, 3). Если испытуемый считает, что данное качество присуще характеризуемому им члену группы в высшей степени, то он дает ему максимальную оценку в 3 балла. Антипод этого качества («щедрый» - «скупой») оценивается согласно предполагаемой степени выраженности отрицательным баллом. Полученный профиль подвергается обычной процедуре статистической обработки, и на этой основе делается вывод о том, насколько качества оцениваемого индивида совпадают с существующими в данной среде эталонными представлениями.

Большое распространение, и в частности в педагогике, получил в настоящее время метод обобщения независимых характеристик, разработанный К. К. Платоновым. Суть его сводится к сбору и анализу мнений опрашиваемых о личности человека, с которым они сталкиваются в различных сферах совместной деятельности. Например, желая глубже изучить особенности личности учащегося, педагог может использовать мнения о нем не только учителей-предметников, но и товарищей, пионерского и комсомольского актива, родителей, тренера, вожатой и т. д. Проанализировав и обобщив собранные характеристики, педагог получает исходные данные для монографического (углубленного, всестороннего) изучения личности ученика.
Несмотря на то, что каждая из характеристик содержит в себе субъективные оценки, в итоге имеется возможность при соответствующей обработке и анализе создать объективный образ личности. В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться определенным баллом по выбранной шкале, например так, как это делается и при оценке черт личности по методу полярных профилей. По сути дела метод обобщения независимых характеристик является разновидностью одного из методов эмпирической социологии, получившего название «метод компетентных судей». В зарубежной социальной психологии разновидность этого метода известна также и под названием «рейтинг».

Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д. Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента. Однако если еще совсем недавно социометрия считалась одним из наиболее перспективных направлений в социальной психологии, то сегодня уже отчетливо стали видны как сильные, так и слабые стороны социометрического подхода к изучению феноменов группового развития.

Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод, как отмечает один из первых его интерпретаторов Е. С. Кузьмин, позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д. Чуть ли не каждое социально-психологическое исследование, проводимое в школьном коллективе, начинается обычно с социометрической процедуры, так как с ее помощью можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе.

Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям.
Будучи весьма удобен как «экспресс-прием», социометрический метод тем не менее оказывается бессильным заглянуть за фасад «выборов» и «предпочтений», он не в состоянии ответить на очень важный вопрос, за что или почему А. выбирает или оказывает предпочтение Б.; социометрический прием не поможет отличить сложившийся коллектив от диффузной (случайной, несплоченной) группы.

Вот почему только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода. В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки.

Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

Заключение

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опросы могут быть: письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка); очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.); экспертные и массовые; выборочные и сплошные; первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника: корреспондент – исследователь; респондент— опрашиваемый.

Список литературы

  1. Барчуков И.С. Научные методы исследования в туризме. М., 2008.
  2. Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д.М., 1982.
  3. Лукашевич В. К. Научный метод/Лукашевич В.К. М., 1991.
  4. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. — М., 1999.

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

Заключение


Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование


Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

Второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

1) Композиция анкеты.

2) Титульный лист;

3) Вводная часть;

4) Основная (содержательная часть);

5) Социально–демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:

Наличие и правильность обращения респонденту;

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку психолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

1.3 Особенности анкетирования и его виды

В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.

По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:

Обращения к респонденту;

Сообщения об организации, проводящей опрос;

Сообщения о целях исследования;

Инструкции о заполнении.

Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:

Индивидуальное анкетирование (один респондент);

Групповое анкетирование (несколько респондентов);

Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

Сплошное (опрос всех представителей выборки);

Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

Заочное (анкетёр отсутствует);

Публикация анкет в прессе;

Публикация анкет в интернете.


Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10 человек в возрасте от 23 до 28 лет.

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Цель: выяснить заинтересованность молодежи в их трудоустройстве.

Инструкция анкеты: «Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в психологическом исследовании касающегося вашего трудоустройства, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Имеете ли Вы работу?

(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):

2. Нравится ли Вам ваша работа?

в) у меня нет выбора

3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?

в) затрудняюсь ответить

4. Имеете ли Вы высшее образование?

5. Какое у Вас образование?

а) техническое

б) гуманитарное

6. Хотите ли Вы работать по специальности?

7. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?

а) высокая зарплата

б) работа должна быть интересной

в) ответственная должность

г) не знаю

8. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?

а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта

б) отсутствие у молодых специалистов соответствующих знаний

в) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей

9. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?

10. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?

11. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?

12. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?______________________________

13. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?____________________________

Спасибо за участие!

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, который представлен в таблице 2.

Таблица 2 Социологические данные заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Исследуемые показатели

Вся выборка (n=10)

Распределение по группам

Мужчины (n=5)

Женщины (n=5)

Число работающих

Удовлетворенность работой

Образование:

техническое

гуманитарное

Влияние образования на успешность трудоустройства

Желание работать по специальности

Желание овладением новых знаний

Факторы, влияющие на трудоустройство:

высокая зарплата

заинтересованность работой

высокая должность

Причины безработицы:

отсутствие практического опыта

недостаток знаний

несоответствие ожиданий


Выводы по анкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общие показатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики, т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом также свидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю «удовлетворенностью работой» (50%).

Особое значение в заинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемым характеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желание овладением новых знаний» (50%).

Наиболее выделяемыми факторами, влияющими на трудоустройство среди исследуемых респондентов, является высокая зарплата и заинтересованность работой – процентные данные по этим показателям 70% от всей выборки. Также стоит отметить, что для респондентов женщин наиболее важным является фактор «заинтересованности работой», а для респондентов мужчин важнее наличие «высокой зарплаты».

Среди причин безработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствие практического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данные показатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Таким образом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснить показатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые ими характеристики.

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.

5 – да (препятствует или стимулирует),

4 – скорее да, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет,

Вопросы анкеты:

1. Собственная активность.

2. Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны.

4. Состояние здоровья.

5. Недостаток времени.

6. Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни.

7. Занятия самообразованием.

8. Важность получения признания со стороны окружающих.

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

Примечание: 1 – собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 – отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.

Рис. 1. Показатели выраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженности факторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы, как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, что респонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию, как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствие времени» (33%).

Также стоит отметить, что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимый фактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:

3) получение самоудовлетворения от работы.

Инструкция анкеты: «Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашей работы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Как давно Вы работаете на данной работе?

До 2 месяцев

От 2 до 6 месяцев

От 6 месяцев до года

Свыше года

Свыше двух лет.

2. Удовлетворены ли Вы своей работой?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

3. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

4. Устраивает ли Вас форма организации и оплаты труда?

5. Чего лично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?

Повысить свой заработок на предприятии

Повысить квалификацию или продвинуться по службе

Мои надежды не связаны с работой

6. Какой тип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением в коллективе?

Самые старшие и опытные

Самые инициативные и предприимчивые

Готовые в любое время помочь товарищу на работе

Те, кто больше и лучше работает

Умеющие ладить с людьми

Те, кто стремится любой ценой больше заработать

7. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

Оценка работы

Сознание того, что работа выполнена хорошо

Сознание того, что находишься среди друзей

8. Больше всего я ценю:

Личный успех

Общую работу

Практические результаты

9. Устраивает ли Вас уровень следующих признаков трудовой ситуации на предприятии? Ответьте «да» или «нет» в каждом варианте.

Уровень оплаты труда ____

Информирование коллектива ____

Состояние трудовой дисциплины ____

Условия труда ____

Взаимоотношения в коллективе _____

10. Я не переношу в работе:

Ссоры и споры

Отметание всего нового

Людей, ставящих себя выше других

11. Я хотел бы:

Чтобы окружающие считали меня своим другом

Помогать другим в общем деле

Вызывать восхищение других

12. Я люблю начальство, когда оно:

Доступно

13. На работе я хотел бы:

Чтобы решения принимались коллективно

Самостоятельно работать над решением проблем

Чтобы начальник признал мои достоинства

14. Человек должен вести себя на работе так, чтобы:

Другие были довольны им

Выполнить, прежде всего, свою задачу

Не нужно было укорять его за работу.

Обработка полученных данных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально нами был произведен статистический подсчет полученных сведений, который представлен в таблице 3.

Таблица 3 Социологические данные удовлетворенностью работой

Рассматривая социологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая масса работают не более года на одном месте.

По выделяемым показателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность в коллективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатой и самой работой, также выделяются респондентами исследования.

Вторым шагом в анализе данных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателей критериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:

1) успешность выполнения работы;

2) установление хороших отношений с коллегами;

3) получения самоудовлетворения от работы.

Анализ данных критериев анкетирования представлен в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 Показатели выраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можем утверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленности личности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работы выражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%) указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.


Заключение

Проведенный теоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретации анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

Итак, в ходе написания контрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.


Список используемой литературы

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.

2. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2003. – 235 с.

3. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002. – 127 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

5. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2009. – 304 с.

6. Ратанов Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 2005. – 303 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.

8. Романов К.М., Гагарина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2002. – 184 с.

9. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 224 с.

10. Сонин В.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.

11. Твороговой Н.Д. Общая и социальная психология. Практикум. – М.: МИА, 1997. – 374 с.

Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

Виды анкетирования

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

По числу респондентов

  1. Индивидуальное анкетирование - опрашивается один человек.
  2. Групповое анкетирование - опрашиваются несколько человек.
  3. Аудиторное анкетирование - разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения.
  4. Массовое анкетирование - участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

По типу контактов с респондентами

  1. Очное - опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
  2. Заочное - интервьюер отсутствует.
  3. Рассылка анкет по почте.
  4. Публикация анкет в прессе.
  5. Интернет анкетирование.
  6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

Цель анкетирования

Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

  1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
  2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
  3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из - за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге : если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения : когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:


Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию : как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.