Объединенные вооруженные силы. Региональный штаб овс нато в южном секторе. Региональный штаб овс нато в западном секторе

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ НАТО (ОВС НАТО)

коалиционные вооруж. силы гос-в, входящих в Организацию Североатлантического договора. Созданы в соответствии с решениями 5-й сессии Совета НАТО в сент. 1950 и нацелены против СССР и вост.-европ. стран, в 1955 объединившихся в Орг-цию Варшав. Договора (ОВД). Стр-во ОВС НАТО осуществлялось в соответствии со стратег. концепциями «массированного возмездия» (до 1967), «гибкого реагирования» (офиц. с 1967) и др. С окончанием «холодной войны», роспуском ОВД (1991) и снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны принята «новая стратег. концепция» (1991), предусматривающая создание «многонац. операт. сил» для проведения опер-й НАТО (в т.ч. совм. с гос-вами, не входящими в альянс) под эгидой ООН, с санкции ОБСЕ или самостоятельно. В 1999 взят курс на дальнейшую адаптацию воен. организации НАТО к изменившейся военно-полит. обстановке. Новая структура ОВС НАТО по числ., боевому составу и оснащению в большей степени ориентирована на воен. действия локального масштаба и проведение миротворческих опер-й (в т. ч. за пределами зоны ответственности блока), решение задач по предупреждению или ликвидации источников угроз, связанных с терроризмом и распространением ОМП. Осн. особенности интегрир. воен. структуры НАТО: коллективное планирование стр-ва ОВС; совм. операт. планирование; создание многонац. формирований; размещение войск вне нац. тер.; общие нормы и стандарты на воен. технику, боевую подготовку и материально-техн. обеспечение; объедин. и совм. учения и др..
ОВС НАТО состоят из ядерных сил на театре войны и сил общего назначения. Ядерным силам отводится роль сдерживающего фактора для потенци-альных агрессоров. Они включают эскадрильи само-лётов-носителей такт. ав-и ВВС и ВМС. Силы общего назначения являются наиболее значит. по составу и представлены формированиями СВ, ВВС и ВМС, не входящими в ядер. компонент блока. По подчи-нённости ОВС НАТО подразделяются на войска (силы), переданные уже в мир. время в операт. подчинение соответств. объедин. командованиям (силы реагирования НАТО; силы и средства, включённые в объедин. систему ПВО НАТО в Европе; воинские части и подразделения ядер. сил и ВВС, несущие боевое дежурство); выделенные для передачи в НАТО с началом перевода вооруж. сил с мир. на воен. по-ложение и в др. особых случаях (соед. и воинские части, для приведения к-рых в боевую готовность требуются доукомплектование лич. составом, снятие с хранения и получение со складов вооружения и воен. техники); предназначенные для передачи в НАТО в ходе стратег. развёртывания (соед. и воинские части, подлежащие отмобилизованию).
По операт. предназначению ОВС НАТО делятся на силы реагирования (СР), предназнач. для первоочередного задействования; гл. оборонит. силы (ГОС) и войска (силы) усиления. Наиболее значит. по составу являются ГОС, предназнач. для ведения крупномасштабных воен. действий в составе войск (сил) 1-го операт. эшелона. Включают сухопут., возд. и мор. компоненты. Состоят из регул. и резерв. формирований СВ, ВВС и ВМС стран альянса (всего ок. 35 див. и 95 отд. бригад, св. 4 тыс. боевых с-тов и 500 боевых кораблей). Укомплектованность по лич. составу – не ниже 60%, воен. техникой – 100%; время готовности к выполнению задач – 30 сут. Войска (силы) усиления включают регул. и отмобилизовываемые соед. и воинские части (в т. ч. перебрасываемые из США и Канады в Европу), не вошедшие в СР и ГОС (ок. 25 див. и 30 отд. бригад, св. 300 с-тов, ок. 100 кораблей).
По принадлежности к стратег. группировкам ОВС НАТО делятся на ОВС НАТО в Европе и ОВС НАТО на Атлантике. Система управления включает командования и штабы стратег., операт.-стратег. и операт. уровней. Стратег. командование ОВС НАТО в Европе имеет в зоне ответственности 2 региональных командования (РК) ОВС НАТО («Север» и «Юг»), 4 ви-довых (компонентных) и 7 субрегиональных командо-ваний (СРК). Стратег. командованию на Атлантике подчинены 3 РК («Запад», «Восток», «Юг») и 2 отд. командования (ударного флота и объедин. подвод. сил).

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5/2002, стр. 2-5

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СТРУКТУРА КОАЛИЦИОННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОВС НАТО

Подполковник К. КАСАТКИН

Руководство НАТО в соответствии с программой реформирования структуры управления ОВС блока продолжает проведение комплекса мероприятий по реорганизации командно-штабных структур альянса. В настоящее время в основном завершено формирование коалиционных органов управления, в результате чего более чем в 3 раза сокращено количество командований и штабов (с 65 до 20), главным образом за счет упразднения звеньев оперативно-тактического и тактического уровня.

Новая структура органов управления ОВС НАТО включает три уровня командований и штабов блока. Первый уровень (стратегический) - стратегические командования (СК) ОВС НАТО на Атлантике и в Европе; второй (оперативно-стратегический) - региональные командования (РК); третий (оперативный) - субрегиональные (СРК) и видовые (ОВВС, ОВМС) командования.

Все органы управления ОВС НАТО комплектуются по многонациональному принципу, имеющему ряд характерных особенностей: комплектование органов управления стратегического уровня осуществляется представителями всех стран альянса; в состав региональных и субрегиональных командований и штабов входят представители не менее чем пяти государств - членов альянса; квота должностей стран-участниц в штабах субрегиональных командований распределяется следующим образом: не менее 50 проц. должностей выделено для представителей государства, на территории которого расположен штаб СРК, остальные занимают военнослужащие, направленные странами, наиболее активно участвующими в деятельности конкретного командования или наиболее тесно сотрудничающими с ним в военно-технической области.

В соответствии с директивными документами ОВС НАТО зоны ответственности имеют только стратегические и региональные командования. Субрегиональные командования выполняют задачи в пределах границ соответствующего регионального командования.

Разграничительная линия между стратегическими командованиями осталась без изменений, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по просьбе Испании включены в зону ответственности СК ОВС НАТО в Европе (ранее они входили в зону ответственности ВГК ОВС НАТО на Атлантике).

Формирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществляется с учетом концепции «многонациональные оперативные силы» (МНОС), предусматривающей возможность задействования в операциях, проводимых Североатлантическим союзом, воинских контингентов стран, не входящих в альянс.

Для развертывания органов управления многонациональными группировками войск (сил) при штабах ОВС НАТО различных уровней формируются оперативные группы, которые станут основой для развертывания штабов МНОС. В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовывать группами усиления и обеспечения.

В соответствии с установками стратегической концепции Североатлантического союза командования и штабы ОВС блока должны быть способными одновременно развернуть два штаба для руководства крупными группировками войск (сил), а для управления незначительными формированиями (одно-два соединения) - ряд небольших штабов. Развертывание штабов МНОС предполагается осуществлять в основном на базе субрегиональных командований, расположенных вблизи района конфликта (кризисной ситуации).

Стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике возглавляют верховные главнокомандующие (представители ВС США), которые управляют объединенными вооруженными силами альянса через соответствующие штабы стратегических командований и отвечают за общее руководство строительством вооруженных сил блока, планирование и осуществление всех видов военной деятельности в своих зонах ответственности, а в случае необходимости и за их пределами.

На главнокомандующих региональными командованиями возложена задача непосредственного управления переданными в их распоряжение группировками войск (сил). Помимо вопросов руководства деятельностью войск (сил) блока, на командующих ОВС НАТО всех уровней возлагается решение ряда принципиально новых задач, к числу которых относятся борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения, организация мероприятий оперативной и боевой подготовки в рамках программы ПРМ.

Органы управления ОВС НАТО в Европе. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Касто (Бельгия).

Зона ответственности СК ОВС НАТО в Европе включает территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического, Эгейского, Мраморного, Черного и Азовского морей, зоны Балтийских и Черноморских проливов, Гибралтарский пролив, пролив Ла-Манш, Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

В штабе СК ОВС НАТО в Европе имеется девять управлений: Л - кадровое, J2 -разведывательное, J3 - оперативное, J4 - тылового обеспечения, J5 - текущего планирования, J6 - связи и информационных систем, J7 - перспективного планирования и организации боевой подготовки, J8 - бюджетно-финансовое и J9 - военно-гражданской деятельности.

Стратегическому командованию ОВС НАТО в Европе подчинены два региональных командования: ОВС НАТО «Север» и «Юг». В штабах этих командований имеется семь аналогичных управлений (J3 и J7, а также J5 и J9 совмещены).

Региональному командованию ОВС НА ТО «Север» переданы функции упраздненных ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД. Штаб РК ОВС НАТО «Север» находится в г. Брюнсюм (Нидерланды) На должность главнокомандующего (по принципу ротации) назначаются представители ВС Германии или Великобритании. Зона ответственности этого командования включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Великобритании, Норвегии, Дании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Польши и Чехии, акватории Северного, частично Норвежского и Балтийского морей, а также зону Балтийских проливов.

Региональному командованию ОВС НАТО «Север» подчинены два видовых командования (ОВВС «Север» и ОВМС «Север») и три субрегиональных («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

По своей организационной структуре штабы этих командований в основном идентичны и соответствуют штабу регионального командования.

Вместе с тем в штабах субрегиональных командований, в зоне ответственности которых преобладают сухопутные войска, больше должностей выделяется для представителей СВ; в штабах, на которые может быть возложено руководство действиями войск (сил) на приморских направлениях, увеличена численность офицеров военно-морских сил.

Командование ОВВС НА ТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развернуто на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На должность командующего назначается представитель ВС США, который является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Север» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Север» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены пять центров управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутые в ФРГ (города Калькар и Месшеттен), Дании (г. Финдеруд), Великобритании (г. Хай-Уиком) и Норвегии (г. Рейтан).

Командование ОВМС НА ТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возглавляет представитель ВС Великобритании, который одновременно является командующим региональным командованием ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС блока на Атлантике, а штабы этих командований представляют собой единый орган. Командование выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Север».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Север» (г. Йотта, Норвегия), возглавляемое представителем ВС Норвегии, осуществляет руководство коалиционными группировками войск (сил) при ведении боевых действий на севере Европы. На это же командование возлагаются задачи организации ПВО и защиты морских коммуникаций в Северо-Восточной Атлантике.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Северо-Восток» (г. Каруп, Дания, возглавляет представитель ВС Дании) предназначено для управления войсками (силами) при ведении военных действий в зоне Балтийских проливов и на подходах к ним. Кроме того, войска (силы) СРК «Северо-Восток» могут привлекаться к решению задач совместно с группировками субрегионального командования ОВС НАТО «Центр» в Центральной Европе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Центр» (г. Гейдельберг, Германия, по принципу ротации представители ВС ФРГ и США) предназначено для руководства действиями коалиционных группировок войск (сил) в Центральной Европе.

Региональное командование ОВС НАТО «Юг» (штаб в г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) сформировано на базе штаба ГК ОВС НАТО на ЮЕ ТВД. Зона его ответственности включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Испании, Италии, Греции, Турции, Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей. На это региональное командование возложены задачи управления войсками (силами) объединенных вооруженных сил блока на юге Европы через подчиненные ему видовые командования (ОВВС и ОВМС), а также через четыре субрегиональных («Юг», «Юго-Восток», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»). По своей структуре и задачам, решаемым их штабами в мирное и военное время, эти командования аналогичны соответствующим командованиям РК ОВС НАТО «Север».

Видовое командование ОВВС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) руководит деятельностью объединенных ВВС в пределах зоны ответственности всего регионального командования. Командующий ОВВС НАТО «Юг» является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Юг» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Юг» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены также пять центров управления воздушными операциями, развернутых в Италии (г. Поджо-Ренатико), Турции (г. Эскишехир), Греции (г. Лариса), Испании (г. Торрехон) и Португалии (г. Монсанту).

Командование ОВМС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Измир, Турция, представитель ВС этой страны) предназначено для организации защиты морских коммуникаций в Восточном Средиземноморье и Черном море, предотвращения возможной агрессии со стороны Ливии, Ирака, Ирана и Сирии, а также для проведения миротворческих операций на Балканах и Ближнем Востоке.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Центр» (г. Лариса, Греция, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по защите интересов западноевропейских государств в центральной части Средиземного моря, Эгейском море и западной части Черного моря. Так как СРК ОВС НАТО «Юго-Центр» находится в районе с нестабильной обстановкой, военные эксперты НАТО полагают, что оно будет активно участвовать в организации миротворческих операций в Средиземноморском регионе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юг» (г. Верона, Италия, представитель ВС этой страны) отвечает за организацию защиты морских коммуникаций в центральной части Средиземного моря и миротворческих операций на Балканах.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Запад» (г. Мадрид, Испания, представитель испанских ВС) отвечает за защиту морских коммуникаций в Западном Средиземноморье (Гибралтар). Кроме того, на него возлагаются задачи по организации и проведению миротворческих операций в странах Магриба, предотвращению деятельности международных экстремистских организаций в западной части Средиземного моря и массовых миграций населения.

Органы управления ОВС НАТО на Атлантике. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока на Атлантике осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Норфолк (США). Зона ответственности этого командования включает Фарерские о-ва, Гренландию, Исландию и Португалию, а также Северную Атлантику к северу от тропика Рака, за исключением территории Канарских о-вов и относящегося к ней воздушного пространства. Восточная граница зоны ответственности проходит вдоль побережья Африки, затем на север вдоль границы СК ОВС НАТО в Европе. Западной границей зоны ответственности является Восточное побережье Северной Америки, исключая Кубу. Морская граница зоны ответственности с государствами, не являющимися членами альянса, фактически проходит по границе их национальных территориальных вод. Северная граница зоны ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике протянулась до Северного полюса.

В штабе СК ОВС НАТО на Атлантике имеются три управления: Л - военной политики и стратегического планирования, J2 - ресурсов, J3 - связи и информационных систем.

Штабы региональных командований объединенных вооруженных сил на Атлантике дислоцируются в местах расположения прежних главных командований ОВС НАТО, которые по своей организационной структуре аналогичны региональным командованиям в Европе. При этом в повседневных условиях региональные командования не имеют строго определенных зон ответственности. Эти зоны назначаются ВГК ОВС НАТО на Атлантике в случае обострения обстановки или возникновения кризисной ситуации в регионе.

Региональное командование ОВС НА ТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания, представитель британских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в северо-восточной и восточной частях зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Исландию. Как уже отмечалось выше, главнокомандующий РК ОВС НАТО «Восток» одновременно является командующим ОВМС регионального командования ОВС НАТО «Север» стратегического командования ОВС НАТО в Европе, а штабы этих командований представляют собой единый орган.

Региональное командование ОВС НА ТО «Запад» (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике.

Региональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия, представитель португальских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в юго-восточной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Португалию.

Командование ударного флота НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике, однако при необходимости предусматривается передача его в оперативное подчинение ВГК ОВС НАТО в Европе.

Командование объединенных подводных сил НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Штаб этого командования не имеет статуса международного и его штатное расписание включает лишь должности для офицеров ВМС США.

Командующему объединенными подводными силами НАТО на Атлантике подчинены объединенные подводные силы блока на Атлантике, которые включают подводные лодки ВМС США, Великобритании и других стран-участниц. Организация применения подводных лодок в интересах альянса возложена на командующего подводными силами Атлантического флота США, который одновременно является командующим объединенными подводными силами в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Запад» и в целом в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике. На командующего объединенными подводными силами возложена функция по координации действий применения многоцелевых подводных лодок с тем, чтобы они не затрудняли выполнение задач стратегическими ПЛАРБ.

Новая организация органов управления ОВС НАТО, разработанная, по заявлению западноевропейских экспертов, «с учетом оценки перспектив развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе, обеспечивает создание в рамках блока новой системы европейской безопасности. Она рассчитана также на «подключение» к ней вооруженных сил новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий».

В соответствии с руководящими документами НАТО основная часть объединенных вооруженных сил блока должна быть подготовлена к выполнению широкого спектра задач - от ведения военных действий в рамках ст. 5 Североатлантического договора «О коллективной обороне» до участия в операциях по урегулированию кризисных ситуаций. Они включают национальные и многонациональные воинские формирования и органы управления, способные в течение продолжительного времени вести активные военные действия в том числе на удаленных от Европы ТВД. Такие формирования, по классификации НАТО, получили наименование сил универсального применения (Deployable Forces).

По оценкам командования ОВС альянса, в настоящее время способностью к ведению действий на удаленных ТВД обладают соединения, части и подразделения сухопутных войск стран-участниц общей численностью около 1,5 млн человек (включая формирования морской пехоты). При этом значительную их часть составляют американские военнослужащие (свыше 990 тыс., человек, из них на территории Европы размещены около 30 тыс.).

В свою очередь, европейские страны альянса в соответствии со взятыми на себя обязательствами готовы сформировать в срок от 60 до 90 суток девять многонациональных армейских корпусов быстрого развертывания (АК БР, NATO Rapid Deployable Corps), которые станут основой сухопутного компонента сил универсального применения ОВС НАТО. К ним относятся: объединенный армейский корпус (OAK) БР, Еврокорпус БР, германо-голландский, испанский, итальянский, французский, турецкий, германо-датско-польский и греческий АК БР.

В мирное время армейские корпуса быстрого развертывания включают только многонациональный штаб, формирования, обеспечивающие его повседневную деятельность (Integral Units, подразделения связи, материально-технического обеспечения и т. п.). а также органы управления дивизионного (бригадного) уровня (Organic Units), подчиненные штабу и отвечающие за организацию боевой подготовки частей и подразделений соответствующего рода войск, выделенных для передачи в состав корпуса.

Согласно принятым подходам армейские корпуса быстрого развертывания формируются на основе так называемой рамочной модели, которая была использована при создании в свое время OAK сил быстрого реагирования (СБР) НАТО. Эта модель предполагает, что одна из стран-участниц берет на себя ответственность за организацию управления и всестороннего обеспечения многонационального формирования, выделяет в его состав большую часть боевых соединений (частей и подразделений) и, таким образом, становится государством - основателем корпуса. Соответственно, ключевые командные посты и более 60 % должностей в штабе корпуса отдаются представителям ВС этого государства. Остальные руководящие и штабные должности распределяются между другими странами блока с учетом их вклада в формирование боевого состава объединения.

Рамочная модель зарекомендовала себя как наиболее гибкая и эффективная, так как постоянным здесь является только государство-основатель, имеется возможность увеличения числа участников объединения, а боевой состав кор­пуса может меняться в зависимости от решаемых задач. Кроме того, в процессе подготовки и проведения операций по урегулированию кризисов предусмотрена возможность усиления объединений такого типа за счет включения в их состав подразделений государств, не входящих в Североатлантический союз.

Развертывание АК БР осуществляется по решению Совета НАТО на основе многонациональных штабов корпусов и национальных соединений, частей и подразделений. При этом в состав формирования могут входить до пяти обще­войсковых соединений дивизионного и (или) бригадного уровня, в мирное время выделенных для передачи в оперативное подчинение штаба корпуса (Affiliated Combat Units) в соответствии с межгосударственными соглашениями в рамках альянса.

Данные соглашения заключаются в целях обеспечения возможности задействования соединений стран-участниц в многонациональных мероприятиях оперативной и боевой подготовки, а также в составе объединения в операциях блока.

Кроме того, с учетом технических соглашений, подписываемых руковод­ством страны - основателя корпуса и командованием НАТО, в состав АК БР будут передаваться соединения (части, подразделения) боевого и тылового обеспечения, предназначенные для передачи в оперативное подчинение штаба корпуса (Dedicated to HQ Units) и числящиеся в перечне сил универсального применения блока, ежегодно уточняемом в соответствии с заявлениями стран-участниц.

В типовой состав армейского корпуса ОВС НАТО, развернутого для действий в рамках ст. 5 Вашингтонского договора «О коллективной обороне», входят следующие соединения, части и подразделения:
Многонациональный штаб;
Центр координации воздушных операций;
До 5 общевойсковых дивизий или бригад;
Артиллерийская бригада
Зенитная ракетная бригада
Бригада армейской авиации
Батальон (бригада) РХБЗ
Инженерно-саперная бригада;
Бригада связи;
Разведывательный батальон (бригада);
Батальон военной полиции;
Бригада МТО;
Медицинская бригада;
Эскадрилья БЛА;
Группа сил специальных операций;
Группа военно-гражданского взаимодействия;
Группа психологических операций.

Однако в реальной обстановке боевой состав корпуса быстрого развертывания НАТО будет формироваться по мо­дульному принципу исходя из объема и характера предстоящих задач.

С учетом имеющихся межгосударственных соглашений о выделении в состав АК БР соединений и частей сухопутных войск стран альянса по некоторым национальным формированиям заключены договоренности о возможной передаче их в оперативное подчинение разным штабам армейских корпусов, что предоставляет командованию НАТО дополнительные возможности по маневру силами и средствами при оперативном планировании. Так, датская мотопехотная дивизия выделена для передачи в оперативное подчинение штабам объединенного и германо-датско-польского армейских корпусов быстрого развертывания.

Руководство НАТО в мирное время особое внимание уделяет поддержанию в постоянной боевой готовности и совершенствованию систем управления этих корпусов. В соответствии с установленными требованиями многонациональ­ные штабы АК БР должны быть способны:
устанавливать и поддерживать взаимодействие с гражданскими организациями (международными, неправительственными, местными коммерческими, медицинскими и промышленными), властями, службами безопасности и охраны правопорядка;
организовывать необходимую поддержку невоенным организациям при проведении ими операций по оказанию гуманитарной помощи;
эффективно функционировать в любых условиях обстановки, в том числе при ведении военных действий высокой интенсивности в интересах решения широкого спектра военных задач альянса, а также выступать в роли штаба су­хопутного компонента межвидовой группировки войск (сил);
осуществлять штабные функции, касающиеся организации действий артиллерии, инженерных войск, войск связи, авиации, сил и средств материально-технического и медицинского обеспечения, военной полиции;
обеспечивать управление развертыванием и применением экспедиционных группировок сухопутных войск в любой части мира в различных природно-климатических условиях;
интегрироваться в единую межвидовую систему разведки, слежения и целеуказания ISTAR;
обеспечивать в реальном масштабе времени (РМВ) (или в близком к РМВ) оценку состава, состояния и местоположения своих войск (сил);
использовать данные и осуществлять обмен информацией в рамках «единой картины оперативной обстановки» через подчиненные подразделения (в том числе находящиеся вне боевых машин);
обрабатывать и всесторонне анализировать добытые разведданные;
развертывать и обеспечивать устойчивую синхронную работу командного пункта тактического уровня (бригада-дивизия), основного и запасного КП, тылового пункта управления (ТПУ) армейского корпуса, обеспечивать при этом развертывание передовой (оперативной) группы штаба в составе органа управления межвидовой группировки НАТО;
осуществлять оперативное управление соединениями (частями, подразделениями) различных видов вооруженных сил, родов войск и служб;
самостоятельно производить перемещение полевых ПУ, используя штатные транспортные средства;
обеспечивать необходимый уровень РХБЗ и защиты от самодельных взрывных устройств всего личного состава и боевой техники;
действовать без пополнения запасов материальных средств не менее 10 суток.

В интересах приведения штабов армейских корпусов в соответствие с вышеперечисленными требованиями для них установлены единые стандарты по организационно-штатной структуре, силам и средствам, выделяемым для усиления штаба в кризисной ситуации или в военное время.

Численность личного состава штаба АК БР в мирное время от 170 до 450 военнослужащих. Наращивание его численности в кризисной ситуации (в военное время) запланировано в 1,5-2 раза.

В соответствии со стандартами НАТО в целях организованного перехода на усиленный (боевой) режим работы оперативный состав штаба АК БР в мирное время распределяется по группам и пунктам упрвления. Для управления объединением в различных операциях могут развертываться основной командный пункт (ОКП, Main Command Post), запасный КП (ЗКП, Alternate СР), ТПУ корпуса (Rear CP). Кроме того, в штабах АК БР предусмотрена возможность развертывания и других - меньших по составу - пунктов управления, предназначенных для решения отдельных задач (например, управление процессом развертывания корпуса на ТВД).

Основной КП развертывается в целях планирования операции, включая организацию разведки, сбор и обработку разведывательных сведений, огневое поражение противника, боевое и тыловое обеспечение, участие в проведении информационных операций; управления соединениями, частями (подразделениями) объединения; организации и проведения мероприятий в рамках военно-гражданского взаимодействия, в том числе с международными и неправи­тельственными организациями в ходе операций кризисного урегулирования;

Руководство основным КП осуществляет, как правило, начальник штаба корпуса.

Запасный командный пункт находится в постоянной готовности к выполнению функций основного КП в случае внезапного выхода его из строя. В этих целях оперативным составом ЗКП круглосуточно в режиме реального (близкого к реальному) времени отслеживается обстановка в районе проведения операции, а также резервируется вся информация, имеющаяся на ОКП.

По своим возможностям и структуре запасный КП по организации автоматизированных рабочих мест и связи идентичен основному командному пункту, а оперативный состав назначается согласно боевому расчету из тех же отделов (отделений, групп, центров и т. д.) штаба АК БР, что и оперативный состав для укомплектования ОКП. Усилить оперативный состав ЗКП планируется за счет привлечения незанятого персонала с других пунктов управления, а также из уцелевшего личного состава ОКП, вышедшего из строя.

Одной из задач ЗКП является организация охраны, защиты и обороны тылового района под руководством заместителя командира корпуса. Кроме того, данный КП может замещать тыловой пункт управления при выходе последнего из строя.

Тыловой пункт управления корпуса развертывается в целях выполнения следующих задач: использование, поддержание в исправном состоянии и, при необходимости, наращивание существующей системы связи в границах объединенного тылового района в целях непрерывного управления подчиненными многонациональными и национальными формированиями тылового обеспечения; организация и поддержание взаимодействия с основным и запасным КП корпуса, боевыми соединениями (частями) объединения, органами тыла страны размещения, подрядными снабженческими, а также международными, правительственными и неправительственными организациями (агентствами) по вопросам всестороннего тылового обеспечения действий АК БР; управление процессом встречи, размещения и подготовки к предстоящим действиям прибывающих в район операции воинских формирований; координация движения транспортных потоков с людскими и материальными ресурсами в границах объединенного тылового района; координация мероприятий по восстановлению боеспособности воинских формирований в объединенном тыловом районе; осуществление военно-гражданского взаимодействия и координация вопросов поставки тыловых ресурсов из невоенных источников; минимизация вмешательства в деятельность АК БР гражданских структур страны размещения; принятие мер для обеспечения безопасности ключевых пунктов (линий) транспортных коммуникаций в целях гарантированного передвижения через объединенный тыловой район боевых соединений (частей, подразделений); отслеживание и оценка обстановки (включая настроения местного населения) в границах объединенного тылового района; обеспечение прохождения воинских колонн в ходе ротации частей (подразделений).

Тыловой пункт управления АК БР развертывается, как правило, в непосредственной близости от узлов транспортных коммуникаций (портов, аэродромов, железнодорожных станций).

На базе штатного комплекта полевого оборудования ТПУ может развертываться ПУ передового эшелона тыла корпуса (ПУ ПЭТ, RSC FW Element). Данный ПУ перебрасывается в район проведения операции на начальной стадии разувертывания АК БР, впоследствии на его базе развертывается полноценный ТПУ корпуса. Кроме того, ПУ передового эшелона тыла корпуса может выделяться из состава тылового пункта управления АК БР для руководства передовым эшелоном тыла и группировкой тыла, действующей на самостоятельном направлении, а также в случаях, требующих развертывания отдельного пункта управления тылом.

Развертывание полевых пунктов управления АК БР в районе проведения операции корпуса планируется производить после окончания основных мероприятий по доукомплектованию его личным составом, дообеспечению материальными средствами национальных соединений, частей и подразделений, передаче их в оперативное подчинение командиру объединения. На полное развертывание пунктов управления АК БР в районе проведения операции с момента получения командиром корпуса директивы (приказа) может потребоваться от 20 до 30 суток.

Размещение пунктов управления на местности осуществляется в соответствии с характером предстоящих задач, боевыми возможностями противника, физико-географическими условиями ТВД. Главными критериями при определении командиром корпуса местоположения того или иного ПУ являются обеспечение высокого уровня живучести системы управления и эффективное использование имеющихся сил и средств.

Перемещение пунктов управления производится согласно решению начальника штаба корпуса. В зависимости от обстановки периодичность смены местоположения ПУ может быть различной.

В настоящее время оперативным составом штабов армейских корпусов БР в соответствии с графиками ротации комплектуется объединенное командование Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, а также командование сухопутного компонента сил первоочередного задействования (СПЗ) НАТО. При этом выделение боевых и обеспечивающих подразделений в состав группировки МССБ и сухопутного компонента СПЗ блока на ротацион­ный период осуществляется преимущественно за счет государства - основателя АК БР, штаб которого согласно графику ротации руководит в данный момент МССБ (сухопутным компонентом СПЗ альянса).

Штаб объединенного армейского корпуса быстрого реагирования (Иннсворт, 4 км северо-восточнее н. п. Глостер, Великобритания) сформирован на базе командования сухопутного компонента сил быстрого реагирования альянса, которое было создано в 1992 году по инициативе британской стороны.

С переходом ОВС блока на новую структуру организация штаба и боевой состав объединения практически не претерпели изменения, за исключением того что была расформирована многонациональная аэромобильная дивизия «Центр».

Органы управления на базе командования сухопутного компонента сил быстрого развертывания НАТО задействовались в миротворческих миссиях под общим руководством ВГК ОВС альянса в Европе в Боснии и Герцеговине (1995) и Косово (1999). В обоих случаях, после подписания соответствующего соглашения о прекращении огня, штаб СБР организовывал ввод и развертывание в районе конфликта группировки многонациональных миротворческих сил и руководил их действиями в ходе проведения операции.

В последующем полномочия по руководству миротворческими группировками по ротации передавались другим органам управления ОВС НАТО или ЗЕС. Штаб OAK БР с января по июль 2006 года осуществлял руководство сухопутным компонентом СПЗ альянса шестой ротации, с июля по декабрь 2009-го - 13-й. С мая 2006 по январь 2007 года и в 2011-м штаб OAK БР составлял основу объединенного командования Международных сил содействия безопасности в Афганистане. С января по декабрь 2013 года штаб корпуса будет осуществлять общее руководство сухопутным компонентом сил первоочередного задействования альянса.

По согласованию с руководством НАТО в рамках сокращения британского военного присутствия в Германии в июне 2010 года закончилась передислокация штаба OAK БР из ФРГ (Рейндален) в Великобританию.

Задачи по обслуживанию этого штаба возложены на 1-ю бригаду связи СВ Великобритании. В настоящее время здесь (военный городок на северной окраине н. п. Стаффорд) находится только батальон штабной и обеспечения, а также 22-й полк связи данной бригады. До 2014 года в Великобританию из Германии планируется передислоцировать 7-й и 13-й полки связи 1-й бригады связи.

Штаб Еврокорпуса БР (Страсбург, Франция) сформирован на базе штаба Еврокорпуса ЗЕС, который, в свою очередь, был создан в 1993 году.

Первоначально в формировании этого объединения приняли участие три государства (Франция, Германия и Бельгия). В 1994 году к договору присоединилась Испания, а в 1996-м – Люксембург. В 1999 году эти пять государств приняли решение о преобразовании объединения в АК БР и утвердили концепцию «пять государств-основателей плюс n... стран - участниц операции». Такой подход к формированию Еврокорпуса быстрого развертывания позволяет обеспечить гибкость задействования объединения по планам как ЕС, так и НАТО. В дальнейшем к странам-основателям присоединились Польша, Греция, Италия, Румыния, США, Турция и Австрия.

Согласно установленному порядку раз в два года осуществляется ротация генералов и офицеров, занимающих ключевые должности в командно-штабных структурах корпуса. К ним относятся командир корпуса, его заместитель, начальник штаба, два его заместителя, а также начальник пресс-центра. На эти должности назначаются представители тех стран, которые вносят наибольший вклад в формирование Еврокорпуса БР (выделяют в его состав по дивизии).

В мирное время в оперативном подчинении штаба корпуса находятся многонациональные батальон управления и обеспечения и бригада тылового обеспечения, чьи подразделения дислоцируются на территории военного городка, расположенного в южной части Страсбурга. Кроме того, штаб Еврокорпуса БР имеет в подчинении франко-германскую мотопехотную бригаду, подразделения которой размещаются на территории ФРГ и Франции.

В соответствии с межгосударственными соглашениями части и подразделения франко-германской мпбр в 2010 году претерпели реорганизацию. В частности, в боевой состав мпбр введен 291 мпб СВ ФРГ. Одновременно командование ВС Франции передислоцировало 3-й гусарский бронекавалерийский полк (бркп) из н. п. Иммендинген (Германия) в н. п. Мец (Франция).

С 2012 года в боевой состав франко-германской мпбр входят: от ВС Франции - 110 мпп (северная окраина п. Донауэшинген, Германия) и 3-й гусарский бркп (Мец, Франция); от ВС ФРГ - 291 мпб (южная окраина г. Страсбург), 292 мпб (северная окраина г. Донауэшинген), 295 адн и 550-я инженерная рота (2 км северо-восточнее Иммендинген).

Практическое задействование командно-штабных структур и подразделений Еврокорпуса БР осуществлялось в ходе миротворческих операций, проводимых под руководством НАТО на Балканах: «Джойнт фордж» (Босния и Герцеговина) и «Джойнт гардиан» (Косово). В период с июня 1998 по июнь 2000 года в составе органов управления СФОР постоянно функционировали отдельные штабные подразделения Еврокорпуса БР. Полученный опыт в дальнейшем был использован в ходе миротворческой операции в Косово, где штаб объединения в течение шести месяцев руководил действиями группировки КФОР численностью около 45000 военнослужащих. С августа 2004 по январь 2005 года штаб Еврокорпуса БР осуществлял руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане. При этом основу группировки этих сил составила франко-германская мотопехотная бригада. С июля по декабрь 2006 года штаб корпуса возглавлял сухопутный компонент СПЗ-7, с июля по декабрь 2010-го на него было возложено руководство сухопутным компонентом СПЗ НАТО 15-й ротации. В 2012 году офицеры штаба корпуса несли службу в составе объединенного командования МССБ в Афганистане.

Штаб германо-голландского АК БР (Мюнстер, Германия) сформирован на базе штаба 1-го германо-голландского АК, который был создан в соответствии с двусторонними соглашениями в 1995 году.

В последующем в ходе реорганизации ОВС НАТО к этому соглашению присоединились еще десять государств, направивших своих офицеров в штаб объединения и заявивших о готовности выделить в состав корпуса, в случае необходимости, национальные воинские контингенты.

В мирное время в оперативном подчинении штаба корпуса находятся германо-голландский батальон управления и обеспечения, западная часть г. Мюнстер, ФРГ и германо-голландский батальон связи и информационных систем (5 км северо-восточнее н. п. Грунло, Нидерланды).

Штаб германо-голландского АК БР после утверждения его в качестве штаба сил высокой готовности ОВС НАТО с февраля по июль 2003 года и во второй половине 2009-го осуществлял руководство группировкой МССБ в Афганистане, а с января по июнь 2005 и 2008 годов - сухопутным компонентом СПЗ блока. На 2013 год запланирована отправка оперативной группы штаба в Афганистан для работы в составе ОК МССБ.

Штаб испанского АК БР (Бетера, 20 км севернее н. п. Валенсия) сформирован в начале 2000 года на базе командования маневренных сил СВ Испании.

Штаб корпуса кроме испанских военнослужащих укомплектован представителями 12 стран - участниц блока.

Задачи по обслуживанию штаба корпуса возложены на штабной батальон и бригаду связи сухопутных войск Испании, расположенные на территории военного городка Бетера, который находится рядом со штабом АК.

Штаб корпуса осуществлял руководство сухопутным компонентом сил первоочередного задействования СПЗ-5 (июль-декабрь 2005 года) и СПЗ-12 (январь-июнь 2009-го). В 2012 г. офицеры штаба вместе с военнослужащими штаба Еврокорпуса БР несли службу в составе ОК МССБ в Афганистане.

Штаб итальянского АК БР (Милан, Италия) сформирован в 2001 году на базе командования национальных сил быстрого реагирования (ранее - командование 3 АК сухопутных войск Италии).

В состав штаба объединения включены представители сухопутных войск 15 стран НАТО.

В мирное время в оперативном подчинении штаба корпуса находятся полк управления и обеспечения (Милан) и 1-й полк связи (Милан) из состава бригады связи СВ Италии.

С июля по декабрь 2004 года штаб итальянского АК БР осуществлял руководство сухопутным компонентом СПЗ НАТО, а с августа 2005-го по апрель 2006-го - Международными силами содействия безопасности в Афганистане. С января по июнь 2011 года на штаб корпуса было возложено руководство сухопутным компонентом СПЗ-2011/1. В январе 2013 года осуществлена отправка оперативной группы штаба в Афганистан в рамках ротации офицерского состава ОК МССБ.

Штаб турецкого АК БР (Стамбул) сформирован в сентябре 2002 года на базе штаба 3 АК турецких СВ. Штаб объединения укомплектован представителями СВ 11 стран-участниц. В состав корпуса в мирное время входят боеготовые соединения СВ Турции. На основе турецко-румынских договоренностей 2011 года в его состав при необходимости может передаваться 282 мпбр 2 пд «Трачика» СВ Румынии. В перспективе возможно включение в него соединений, частей и подразделений других стран альянса.

Функции по обслуживанию штаба корпуса возложены на штабную группу (дислоцируется там же, где и штаб АК БР) и 3-й полк связи СВ Турции.

С августа по февраль 2002 года и с февраля по июль 2005-го штаб турецкого АК БР осуществлял руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане, с октября 2003-го по июль 2004-го, с января по июнь 2007-го и с июля по декабрь 2011 года- сухопутным компонентом СПЗ НАТО.

Штаб французского АК БР (Лилль, Франция) , последний из всех штабов АК БР, создан в июле 2005 года на базе оперативного командования СВ Франции, прошел сертификацию в качестве органа управления сухопутными войсками сил высокой готовности ОВС НАТО в июле 2007 года. Основной состав штаба (до 85 %) представлен военнослужащими национальных ВС.

С момента создания АКБР в оперативном подчинении штаба корпуса находился 6-й полк управления и обеспечения бригады управления и связи оперативного командования сухопутных войск Франции. С начала 2010 года задачи по обслуживанию штаба корпуса возложены на бригаду управления и связи национальных СВ, дислоцирующуюся на терри­тории военного городка Дуэ (юго-западная часть одноименного н. п.).

Штаб корпуса с июля по декабрь 2008 года осуществлял руководство сухопутным компонентом СПЗ-11, а с июля по декабрь 2010-го – Международными силами содействия безопасности в Афганистане. Согласно планам альянса, с января по декабрь 2014 года на него будет возложено руководство сухопутным компонентом СПЗ-2014.

Штаб германо-датско-польского АК БР (Щецин, Польша) сформирован в 1999 году на базе польского дивизионного командования в Щеции с включением в него оперативного состава командования ОСВ НАТО в Шлезвиг-Гольштейн, Ютландии и на о. Фюн (Рендсбург). В апреле 2004 года многонациональный штаб корпуса пополнился офицерами ВС Эстонии, Латвии и Литвы. В январе 2005 года седьмой страной-участницей стала Словакия, а в октябре того же года в состав штаба направила офицеров и Чехия.

В конце 2005 года после проведения комплексной проверки штаб германо-датско-польского АК БР был признан готовым к руководству объединением в составе сил универсального применения пониженной готовности.

В ноябре 2006 года в состав штаба вошли офицеры ВС США, в июле 2008-го- Румынии и августе 2009-го - Словении,

В мирное время в оперативном подчинении штаба корпуса находятся штабная рота СВ Польши, которая дислоцируется в военном городке со штабом АК, и подразделения германо-польской бригады тылового обеспечения, расположенные в Польше (100-й батальон связи, 104-й батальон обеспечения и 102-й батальон охраны (все СВ Польши), а также 610-й батальон связи СВ Германии.

Штаб корпуса осуществлял руководство МССБ в Афганистане в первой половине 2010 года.

Штаб греческого АК БР (Салоники, Греция) сформирован в июле 2005 года на базе штаба 3 АК ВС Греции.

В состав штаба объединения включены представители СВ девяти стран - участниц НАТО. В соответствии с достигнутыми межгосударственными соглашениями в состав корпуса могут выделяться соединения и части СВ Италии и Испании.

В мирное время в оперативном подчинении штаба корпуса находятся 490-й батальон связи и батальон обеспечения СВ Греции, дислоцирующиеся на территории того же военного городка, что и штаб корпуса. С января по декабрь 2012 года штаб корпуса осуществляет руководство сухопутным компонентом СПЗ-2012.

Таким образом, с начала 2000-х годов в Североатлантическом союзе создан и проверен на практике гибкий механизм формирования оперативно-тактических объединений сухопутных войск многонационального состава. При этом модульный подход позволяет проводить укомплектование боевого состава корпуса с учетом характера и масштаба предстоящих действий, а использование принципа «многонациональности» имеет целью продемонстрировать единство стран-участниц в отстаивании коалиционных интересов.

Состояние объединенных вооруженных сил НАТО

Вооруженные силы стран НАТО подразделяются на объединенные вооруженные силы и войска, остающиеся в национальном подчинении. Объединенные вооруженные силы НАТО включают часть вооруженных сил стран-участниц военной организации блока, переданных, выделенных и предназначенных для передачи под оперативное руководство коали-ционных органов управления.

Для руководства ОВС НАТО уже в мирное время созданы объединенные командования и штабы.

Коалиционной военной стратегией блока введена классификация входящих в ОВС НАТО войск (сил) по оперативному предназначению, получившая название «трехкомпонент-ная структура». В соответствии с ней объединенные вооруженные силы блока делятся на силы реагирования, главные оборонительные силы и войска (силы) усиления.

Силы реагирования (СР) являются наиболее боеготовым компонентом ОВС НАТО. Они включают формирования всех видов вооруженных сил стран-участниц военной организа-ции блока. Предназначены для задействования главным образом в кризисных ситуациях и локальных военных конфликтах с целью их урегулирования. При этом они могут быть задействованы как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. Конкретный состав привлекаемых к операции войск (сил) будет зависеть от складывающейся военно-политической обстановки в районе кризиса и масштабов военного участия в ней альянса.

В зависимости от степени готовности к применению силы реагирования подразделяются на силы немедленного реагирования (СНР) и силы быстрого развертывания (СБР).

Силы немедленного реагирования предназначены для урегулирования кризисных ситуаций не силовыми методами, а путем демонстраций единства и готовности защищать кол-лективные интересы силой оружия. Они включают: командование мобильных сухопутных войск, воздушный компонент, морской компонент, командование дальнего радиолокацион-ного обнаружения и управления авиацией «Авакс - НАТО».

Командование мобильных сухопутных войск включает 12 батальонов: 2 от ФРГ, по одному от США, Великобритании, Бельгии, Канады, Венгрии, Норвегии, Нидерландов, Испании, Италии и Польши, роту от Люксембурга и взвод от Дании.

Воздушный компонент имеет в своем составе: аэ ТА — 17; аэ ВТА — 2; батареи ЗУР -14.

В составе морского компонента насчитывается свыше 45 боевых кораблей.

Боевых самолетов ВВС и ВМС около 300.

Командование ДРЛО и управления авиацией «АВАКС-НАТО» имеет в своем составе 17 самолетов Е-3А.

Силы быстрого развертывания предназначены для задействования в операциях по силовому урегулированию кризисных ситуаций, а также для обеспечения развертывания глав-ных оборонительных сил ОВС НАТО при угрозе возникновения крупномасштабной войны. Их задействование предполагается в случае, если масштабы кризиса превосходят возмож-ности сил немедленного реагирования по его локализации. Они включают сухопутный, воздушный и морской компоненты.

Боевые соединения сухопутного компонента СБР представлены 8 дивизиями: 3 механизированной и 1 бронетанковой дивизиями Великобритании; 1 бронетанковой дивизией США; 7 танковой дивизией ФРГ; 3 механизированной дивизией; 1 механизированной дивизией Турции; 2 мотопехотной дивизией Греции и национальные СБР Испании в составе трех отдельных бригад (эквивалент одной дивизии). 5 отдельными бригадами от ВС Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов и Италии.

В состав воздушного компонента сил быстрого развертывания НАТО включены 22 эскадрильи тактической авиации (около 500 боевых самолетов) ВВС США, ФРГ, Великобритании, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Дании, 11 батарей ЗУР (63 ПУ) ВВС США и Дании, а также 2 эскадрильи (около 80 самолетов) военно-транспортной авиации ВВС США, ФРГ, Великобритании и Турции.

Морской компонент сил быстрого развертывания НАТО включает авианосцы, атомные многоцелевые подводные лодки, оснащенные КРМБ «Томахок», дизельные подводные лодки, корабли класса «фрегат» («эсминец»), ракетные катера, корабли охранения и материально-технического обеспечения, амфибийные силы с бригадой морской пехоты на борту, базовую авиацию, авиацию морской пехоты. Всего — до 110 боевых кораблей и около 500 самолетов ВМС США, ФРГ, Великобритании, Канады, Бельгии, Нидерландов, Да-нии, Норвегии, Испании, Греции, Италии, Португалии и Турции.

Главные оборонительные силы (ГОС) являются наиболее значительной по численности и боевому составу частью трехкомпонентной структуры объединенных вооруженных сил НАТО. Они предназначены для ведения крупномасштабных операций в ходе всеобщей или ограниченной войны в Европе и на Атлантике. В мирное время они могут быть задействованы совместно с силами реагирования блока в ходе разрешения вооруженных конфликтов. Они состоят из регулярных и резервных формирований сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил стран НАТО, за исключением Франции, Испании и Португалии, и укомплектованы личным составом не менее 65%, боевой техникой — 100%.

ГОС в своем составе имеют: дивизий - около 40, отд. бригад - свыше 95, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 4300, боевых кораблей - свыше 500.

Формирования главных оборонительных сил, в соответствии с основным их предназначением, имеют более низкие категории боевой готовности, чем формирования сил реагиро-вания. Вместе с тем около 10% дивизий и 40% отдельных бригад сухопутного компонента главных оборонительных сил в повседневных условиях предполагается содержать в высокой степени боевой готовности (укомплектованность личным составом - не менее 90%, время готовности к выполнению боевой задачи - до 48 ч).

Войска (силы) усиления включают регулярные и отмобилизованные формирования, не вошедшие в состав сил реагирования и главных оборонительных сил.

Сухопутный компонент войск усиления представлен регулярными формированиями сухопутных войск, перебрасываемых в Европу из США и Канады, регулярными войсками Франции, не вошедшими в состав сил реагирования, частями и соединениями сухопутных войск Испании и Португалии, а также вновь отмобилизовываемыми формированиями вооруженных сил европейских стран блока.

В составе войск (сил) усиления имеется: дивизий — 20, бригад -свыше 45, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 1000, боевых кораблей - около 200.

Состояние боевой готовности ОВС НАТО. В соответствии с требованиями НАТО для различных компонентов ОВС блока (сил реагирования, ГОС, войск (сил) усиления) установлены определенные категории боевой готовности.

Соединения и части, выделенные в состав сухопутного компонента сил реагирования, имеют следующие категории боевой готовности: мобильные сухопутные войска - А3, силы быстрого развертывания — А4. Готовность формирований воздушного компонента сил реагирования соответствует категориям А1-А3. Корабли объединенных ВМС, выделенные в состав постоянных соединений ОВМС блока, имеют категории боевой готовности А1, а выделенные в состав морского компонента СБР, -А2-А4.

Соединения и части сухопутных войск главных оборонительных сил блока имеют категории боевой готовности А4-В7, формирования объединенных ВВС - категории А2-В9, а боевые корабли объединенных ВМС - В5 и В6.

В войсках (силах) усиления формирования сухопутных войск находятся в категориях боевой готовности В5-С8, соединения и части объединенных ВВС имеют категории А2-С9, а корабли объединенных ВМС в зависимости от времени, необходимого для их перехода из районов базирования или проведения боевой подготовки в районы боевого предназначения, имеют категории боевой готовности В8-С9.

НАТО, или Организация стран Североатлантического блока - военно-политический союз, созданный в 1949 году как противовес растущей опасности, исходящей со стороны Советского Союза, который проводил политику поддержки коммунистических движений в Европе. Сначала в организацию входили 12 государств - десять европейских, а также США и Канада. Сейчас НАТО представляет собой крупнейший альянс, состоящий из 28 стран.

Образование альянса

Спустя несколько лет после окончания войны, в конце 40-х годов, возникла опасность новых международных конфликтов - произошел переворот в Чехословакии, в странах Восточной Европы установлены недемократические режимы. Правительства западноевропейских стран были обеспокоены растущей военной мощью Страны Советов и прямыми угрозами с ее стороны в адрес Норвегии, Греции, других государств. В 1948 году пять стран Западной Европы подписали Договор о намерении создания единой системы для защиты своего суверенитета, который потом стал основой для оформления Североатлантического альянса.

Главной целью организации стало обеспечение безопасности ее членов и политическая интеграция европейских стран. За годы своего существования НАТО несколько раз принимала новых членов. В конце 20-го и начале 21-го века, после распада СССР и Организации стран Варшавского Договора Североатлантический блок принял несколько восточноевропейских стран и бывших республик СССР, которые увеличили численность войск стран НАТО.

Стратегия «сдерживания»

Время действия договора между странами-членами НАТО в момент его подписания было определено в двадцать лет, но было предусмотрено и его автоматическое продление. В тексте договора подчеркивалось обязательство не проводить действия, противоречащие Уставу ООН, содействовать международной безопасности. Была провозглашена стратегия «сдерживания», которая опиралась на концепцию «щита и меча». Основой политики «сдерживания» предполагалось сделать военную мощь союза. Один из идеологов этой стратегии подчеркивал, что из пяти регионов во всем мире с возможностью создания военного могущества - это США, Великобритания, СССР, Япония и Германия - один контролируется коммунистами. Поэтому главной целью политики «сдерживания» стало не допустить распространения идей коммунизма в остальные регионы.

Концепция «щита и меча»

Заявленная концепция основывалась на превосходстве США в обладании ядерным оружием. Ответным ударом на агрессию было возможное применение ядерного оружия малой разрушительной силы. Под «щитом» подразумевались сухопутные войска Европы при мощной поддержке авиации и ВМС, а «меч» - стратегические бомбардировщики США с атомным оружием на борту. Согласно такому пониманию, рассматривались следующие задачи:

1. США должны были осуществлять стратегические бомбардировки.

2. Главные морские операции выполнялись американскими и союзными ВМС.

3. Численность войск НАТО обеспечивала мобилизация в Европе.

4. Главные ближнего действия и ПВО также предоставляли европейские страны во главе с Великобританией и Францией.

5. Остальные страны, являющиеся членами НАТО, должны были оказывать помощь в решении специальных задач.

Образование вооруженных сил альянса

Однако в 1950 году произошло нападение Северной Кореи на Южную. Этот военный конфликт показал недостаточность и ограниченность стратегии «сдерживания». Необходимо было выработать новую стратегию, которая стала бы продолжением концепции. Ею стала стратегия «передовой обороны», согласно которой было решено создать Объединенные вооруженные силы блока - коалиционные силы государств-членов НАТО, дислоцированные в Европе под единым командованием. Развитие Объединенных сил блока можно условно разделить на четыре периода.

Советом НАТО был разработан «короткий» план, рассчитанный на четыре года. Он строился на возможности использования тех военных ресурсов, которые на тот момент имелись в распоряжении НАТО: численность войск составляла 12 дивизий, около 400 самолетов, определенное количество кораблей. План предусматривал вероятность конфликта в ближайшем будущем и вывод войск на границы Западной Европы и в порты Атлантики. Одновременно велась разработка «среднего» и «долгосрочного» планов. Первый из них предусматривал поддержание вооруженных сил в состоянии боевой готовности, а в случае военного конфликта сдерживание сил противника до реки Рейн. Второй же был рассчитан на подготовку к вероятной «большой войне», в которой предусматривалось проведение главных военных операций уже восточнее Рейна.

Стратегия «массированного возмездия»

В результате этих решений за три года численность войск НАТО выросла с четырех миллионов человек в 1950 году до 6,8 миллионов. Увеличилось и количество регулярных вооруженных сил США - с полутора миллионов человек за два года оно выросло в 2,5 раза. Характерен в этот период переход к стратегии «массированного возмездия». Соединенные Штаты уже не имели монополии на ядерное оружие, но у них было превосходство в средствах доставки, а также в количестве, что давало им некоторые преимущества в вероятной войне. Данная стратегия предполагала ведение против советской страны тотальной ядерной войны. Поэтому США видели свою задачу в усилении стратегической авиации для нанесения ядерных ударов по глубоким тылам противника.

Доктрина ограниченной войны

Началом второго периода истории развития вооруженных сил блока можно считать подписание Парижских соглашений 1954 года. Согласно доктрине ограниченной войны было принято решение обеспечить страны Европы ракетами ближнего и дальнего радиуса действия. Возрастала роль объединенных сухопутных сил союзников как одной из составляющих частей системы НАТО. Предусматривалось создание на территории европейских стран ракетных баз.

Общая численность войск НАТО составляла более 90 дивизий, свыше трех тысяч средств доставки атомного оружия. В 1955 году была создана ОВР - несколькими месяцами позже состоялась первая встреча на высшем уровне, посвященная проблемам разрядки напряженности. В эти годы произошло определенное потепление отношений между США и СССР, тем не менее гонка вооружений продолжалась.

В 1960 году в НАТО численность войск насчитывала более пяти миллионов человек. Если же к ним добавить резервные части, территориальные формирования и национальную гвардию, то общая численность войск НАТО составила свыше 9,5 млн человек, около пятисот установок оперативно-тактических ракет и более 25 тысяч танков, примерно 8 тысяч самолетов, из которых 25 % - носители атомного оружия на борту и двух тысяч военных кораблей.

Гонка вооружений

Третий период характеризовался новой стратегией «гибкого реагирования» и перевооружением объединенных войск. В 60-е годы снова обострилась международная обстановка. Произошли Берлинский и Карибский кризисы, потом были события Пражской весны. Был принят пятилетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание единого фонда для систем связи и другие меры.

В 70-х годах 20-го века начался четвертый период развития объединенных сил коалиции и принята очередная концепция «обезглавливающего удара», которая ставила первоочередной задачей уничтожение узлов связи противника, чтобы он не успел принять решение об ответном ударе. На основе этой концепции было начато производство новейшего поколения крылатых ракет, с высокой поражающей точностью заданных целей. Войска НАТО в Европе, численность которых увеличивалась с каждым годом, не могли не тревожить Советский Союз. Поэтому он также приступил к модернизации средств доставки атомного оружия. А после началось новое обострение отношений. Однако с приходом к власти в Советском Союзе нового руководства произошел коренной поворот в международной политике страны, а в конце 90-х годов был положен конец холодной войне.

Сокращение вооружений НАТО

В рамках реорганизации сил НАТО к 2006 году планировалось создать Силы реагирования НАТО, численность войск которых составила бы 21 тысячу человек, представляющих сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Эти войска должны были обладать всеми необходимыми средствами для ведения операций любой интенсивности. В составе Сил быстрого реагирования будут подразделения национальных армий, сменяющих друг друга каждые шесть месяцев. Основную часть военной силы должны были предоставить Испания, Франция и Германия, а также США. Предстояло совершенствовать и командную структуру по видам вооруженных сил, уменьшив на 30 % количество органов управления. Если рассмотреть численность войск НАТО в Европе по годам и сравнить эти цифры, то можно заметить значительное сокращение количества вооружений, которые альянс держал в Европе. США начали выводить свои войска из Европы, часть их перебросили домой, а часть - в другие регионы.

Расширение НАТО

В 90-х годах начались консультации НАТО с партнерами по программам «Партнерство ради мира» - в нем принимала участие и Россия, и «Средиземноморский диалог». В рамках этих программ организация приняла решение о приеме в организацию новых членов - бывших восточноевропейских государств. В 1999 году Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО, в результате этого блок получил 360 тысяч войск, более 500 военных самолетов и вертолетов, полсотни боевых кораблей, примерно 7,5 тысячи танков и другой техники.

Вторая волна расширения прибавила к блоку семь стран - четыре восточноевропейские, а также бывшие прибалтийские республики Советского Союза. В итоге численность войск НАТО в Восточной Европе увеличилась еще на 142 тысячи человек, 344 самолета, более полутора тысяч танков и несколько десятков боевых кораблей.

Взаимоотношения НАТО и России

Эти события были негативно восприняты в России, однако теракт 2001 года и возникновение международного терроризма снова сблизили позиции России и НАТО. РФ предоставила свое воздушное пространство самолетам блока для нанесения бомбовых ударов в Афганистане. В то же время Россия выступила против расширения НАТО на восток и вхождения в ее состав бывших республик СССР. Особенно сильные противоречия между ними возникли в связи с Украиной и Грузией. Перспективы взаимоотношений НАТО и России сегодня волнуют многих, и по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Численность войск НАТО и России практически сопоставима. Никто всерьез не представляет военного противостояния этих сил, и в дальнейшем необходим поиск вариантов диалога и принятия компромиссных решений.

Участие НАТО в локальных конфликтах

Начиная с 90-х годов 20-го века НАТО участвовало в нескольких локальных конфликтах. Первым из них была операция «Буря в пустыне». Когда в августе 1990 года вооруженные силы Ирака вошли в Кувейт, было принято решение о переброске туда многонациональных сил и создана мощная группировка. Численность войск НАТО в операции «Бури пустыни» составила более двух тысяч самолетов с запасом материальных средств, 20 стратегических бомбардировщиков, свыше 1700 самолетов тактической авиации и около 500 - палубной. Вся авиационная группировка была передана под командование 9-й воздушной армии ВВС США. После длительных бомбардировок наземные войска коалиции одержали победу над Ираком.

Миротворческие операции НАТО

Североатлантический блок также участвовал в миротворческих действиях в районах бывшей Югославии. С санкции Совета Безопасности ООН в декабре 1995 года в Боснию и Герцеговину были введены сухопутные войска альянса для предупреждения военных столкновений между общинами. После выполнения воздушной операции с кодовым названием «Обдуманная сила» война была закончена Дейтонским соглашением. В 1998-1999 гг. во время вооруженного конфликта в южном крае Косово и Метохия был введен миротворческий контингент под командованием НАТО, численность войск составила 49,5 тысяч человек. В 2001 году в вооруженном конфликте в Македонии активные действия Евросоюза и Североатлантического блока вынудили стороны к подписанию Охридского соглашения. Крупными операциями НАТО являются также «Несокрушимая свобода» в Афганистане и Ливии.

Новая концепция НАТО

В начале 2010 года НАТО приняло новую стратегическую концепцию, согласно которой Североатлантический блок должен по-прежнему решать три главные задачи. Это:


На сегодняшний день численность войск НАТО в мире составляет, по данным на 2015 год, 1,5 миллиона солдат, из них 990 тысяч - это американские войска. Совместные подразделения быстрого реагирования составляют 30 тысяч человек, они дополняются воздушно-десантными и другими специальными подразделениями. Эти могут прибыть по назначению в короткий срок - в течение 3-10 суток.

Россия и государства - члены альянса ведут постоянный политический диалог по важнейшим вопросам безопасности. В Совете Россия-НАТО созданы рабочие группы для сотрудничества в разных областях. Несмотря на разногласия, обе стороны осознают необходимость поиска общих приоритетов в деле международной безопасности.