Последние противоминные корабли морской зоны советского союза. Черноморские «Фугасы Минный тральщик

Специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения . Являются основной составляющей минно-тральных сил.

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году .

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины).

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52 . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тральщик" в других словарях:

    См. траулер Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. тральщик сущ. траулер Сло … Словарь синонимов

    - (Mine sweeper) военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющий для этого специальное оборудование. Существуют следующие типы Т.: 1) быстроходные Т., предназначенные для следования совместно с флотом или его… … Морской словарь

    Боевой корабль для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки через минные заграждения кораблей (судов) вслед за тралами. Тральщики бывают морские, речные и др … Большой Энциклопедический словарь

    ТРАЛЬЩИК, тральщика, муж. 1. Небольшое рыболовное судно, снабженное тралами (спец.). 2. Военное судно, снабженное тралами для вылавливания подводных мин (воен. мор.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТРАЛЬЩИК, а, муж. Военное судно для траления (ранее также то же, что траулер). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    тральщик - боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей за тралами через минные заграждения. Различают эскадренные, базовые, рейдовые, речные тральщики. Водоизмещение 100 1300 т, оснащены минными… … Морской биографический словарь

    ТРАЛЬЩИК - боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей (судов) за тралами (см. (2)) через минные заграждения. Различают Т.: морские, базовые, рейдовые, речные; оснащаются они корабельными тралами,… … Большая политехническая энциклопедия

    А; м. 1. Рыболовное судно, снабжённое тралами (1 зн.); = траулер. 2. Военное судно, вылавливающее подводные мины тралами (3 зн.) и уничтожающее их. 3. Военный минёр на таком судне. * * * тральщик боевой корабль для обнаружения и уничтожения… … Энциклопедический словарь

    - (см. трал) 1) военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин; 2) то же, что траулер. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. тральщик [англ. trawler] – 1) военное судно небольших размеров и с небольшой осадкой,… … Словарь иностранных слов русского языка

    I м. 1. Рыболовное судно, снабженное тралами [трал 1.]. 2. Судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин тралами [трал 2.]. II м. 1. Тот, кто руководит ловом рыбы при помощи трала [трал 1.]; тралмейстер. 2. Тот, кто ведёт работу по… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • "Вечный" Ли-2 - дальний бомбардировщик, военно-транспортный и десантный самолет , Михаил Маслов. На этом легендарном самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. Этот авиа-шедевр, выпускавшийся в СССР по американскойлицензии и прозванный…

Тральщики «Клюз» (ТЩ №54/ТЩ №56) и «Ударник» (ТЩ №53/ТЩ №57) были построены на Путиловском заводе г. Петрограда и приняты в строй в 1917 г. В 1937 г. корабли были перевооружены. «Клюз» погиб в 1941 г., а «Ударник» — в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 190 т., полное – 210 т.; длина – 43,7 м, ширина – 6,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 паровых машины и 2 паровых котла; мощность – 350 л.с.; запас топлива – 18 т. нефти; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 37 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 47-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 36 мин.

Тральщики «Патрон» и «Пламя» были построены на британской верфи «Smiths Dock» по заказу России и приняты в строй в 1914 г. «Патрон» погиб в 1941г, а «Пламя» разоружен в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т., полное – 613т.; длина – 44,4 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4, м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 600 л.с.; запас топлива – 100 т. угля; ;дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 37-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 45 мин.

Серия тральщиков проекта №3 состояла из 8 единиц («Заряд», «Буй», «Патрон», «Фугас», «Трал», «Минреп», «Груз», «Щит»), построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1936-1938 гг. Тральщики «Трал» и «Щит» были списаны в 1955 и 1956 г. Остальные корабли погибли в 1941-1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 428 т., полное – 445 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,9 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 31 мина.

Серия тральщиков проекта №53 состояла из 10 единиц (Стрела», «Трос», «Подсекатель», «Проводник», «Веха», «Чека», «Взрыватель», «Искатель», «Мина», «Защитник») построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1938 г. Тральщики «Взрыватель» и «Защитник» погибли в 1942 и 1943 г. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 410 т., полное – 503 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2,3 м; скорость – 17,8 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,5 тыс. л.с.; запас топлива – 60 т. соляра; ;дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 28 мин.

Тральщик «Т-205» (Гафель)

Серия тральщиков проекта №53-У состояла из 15 единиц («Гафель», «Верп», «Шпиль», «Шкив», «Кнехт», «Гак», «Рым», «Штаг», «Крамол», «Бугель», «T-215», «T-216», «Контр-адмирал Юрковский», «T-218», «Контр-адмирал Хорошхин») построенная на заводах №363 и №370 и принятая в строй в 1939-1944 гг. Тральщики «Верп», «Шкив», «Кнехт», «Штаг», «Крамол», «Бугель» и «T-216» погибли в 1941 г. Остальные корабли были списаны в 1955-1961 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 417 т., полное – 480 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,2 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,8 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 31 мин.

Серия тральщиков проекта №58 состояла из 7 единиц («Параван», «Капсюль», «Якорь», «Гарпун», «Взрыв», «T-412», «T-413») построенная на верфях №201 и принятая в строй в 1938-1941 гг. Тральщики «Взрыв» и «T-413» погибли в период войны. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 406 т., полное – 459 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,8 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 28 мин; 20 глубинных бомб.

Из серии морских тральщиков проекта №59 в период войны было построено два корабля «Владимир Полухин» и «Василий Громов», введенные в строй в 1942 и 1943 гг. Корабли были построены на заводах №363 и №370. Списаны в 1956-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 690 т., полное – 879 т.; длина – 79 м, ширина – 8,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 22,4 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с.; запас топлива – 190 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 125 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм орудие; 3х1 – 37-мм и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; бомбосбрасыватель; 20 мин; 20 глубинных бомб.

В состав первой серии «М-1» тральщиков проекта № 253-Л входило 34 единицы («Т-351» — «Т-364», «Т-370» – «Т-389») построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 6 кораблей погибло, остальные были списаны в 1953-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 113 т., полное – 127 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 14 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 690 л.с.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

В состав первой серии «М-2» тральщиков проекта № 253-Л входило 58 единицы, построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1945 г. Корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 128 т., полное – 143 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 12,5 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

Серия тральщиков типа «РТ» состояла из 28 близких по ТТХ и архитектуре кораблей переоборудованных из рыболовных траулеров. Корабли были построены в 1928-1939 гг. и мобилизованы в состав Северного или Балтийского флота в 1941 г. В период войны 7 кораблей погибло, остальные после войны были разоружены. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1 – 1,5 тыс. т.; длина – 48 — 57 м, ширина – 9 м; осадка – 4,5 – 5 м; скорость – 9 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой двигатель; мощность – 650 – 700 л.с.; дальность плавания – 4 – 6 тыс. миль; экипаж – 43 – 54 человека. Вооружение: 2х1 – 76–мм или 2х1 – 45-мм орудия и 1х1- 37-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2-3х1 –7,62-мм пулемета; 2 бомбомета.

Серия рыболовных траулеров треста «Главдальвостокрыбпром» состоявшая из 6 судов («Пластун», «Ара», «Гагара», «Баклан», «Сокол», «Терек»), построенных в 1929 – 1933 гг. была мобилизована в 1933-1938 гг. и в 1935-1939 гг. перестроена в тральщики с обозначением №11 — №17. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1.1 – 1,3 тыс. т.; длина – 50 — 54 м, ширина – 8 — 9 м; осадка – 4 – 5 м; скорость – 8,5 — 10 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 650 — 770 л.с.; дальность плавания –2 — 3,8 тыс. миль; экипаж – 50 — 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 76-мм орудие и/или 2х1- 45-мм орудия; 3-5х1 – 7,62-мм пулемета; 40-70 мин.

Серия тральщиков типа «Советская Россия» состояла из 13 единиц бывших грузовых шаланд и грузовых шхун: «Советская Россия», «Кизилташ», «Хаджибей», «Конка», «Сиваш», «Валерий Чкалов», «Хоста», «Белобережье», «Сары-Камыши», «Егурча», «Маныч». Они были построены в 1880 –1922 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны погибло 5 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1946 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,4 т.; длина – 43 – 74 м, ширина – 8 – 10 м; осадка – 2,4 — 3,8 м; скорость – 6 — 8 узл.; энергетические установки – 1-2 паровых машины; мощность – 230 – 700 л.с.; дальность плавания 0.5 – 1,7 тыс. миль; экипаж – 40 — 44 человека. Вооружение: 3-4х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7–мм пулемета; 50 мин.

Корабль был построен в 1916-1925 г. в качестве посыльного судна. В 1927 г. перестроен в тральщик. В 1929 и 1933 гг. прошел капитальный ремонт. Погиб корабль в 1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 400 т.; длина – 40,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 300 л.с.; дальность плавания 300 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 — 45-мм орудие; 6 мин.

Каботажный пароход был построен в 1898 г. В 1924 г. переоборудован в тральщик. Прошел капитальный ремонт в 1925 и 1930 — 1932 гг. В 1944 г. переклассифицирован в самоходную плавбазу, а в 1945 г. — в опытовое судно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т.; длина – 46,2 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4 м; скорость – 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 л.с.; дальность плавания — 550 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 — 45-мм орудия; 6 мин.

Серия тральщиков типа «Пионер» состояла из 8 переоборудованных грузовых теплоходов Азовского пароходства: «Пионер», «Земляк», «Батрак (Работница/Тракторист), «Работник», «Местком», «Делегат», «Райкомвод», «Судком». Корабли были построены в 1929 – 1930 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны 3 корабля погибло, остальные были разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 — т.; длина – 74 м, ширина – 10 м; осадка – 3 м; скорость – 10 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 750 л.с.; дальность плавания 3.5 – 3,9 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм и 1-2х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитный автомат; 2х1 – 7,62 –мм пулемета; 120 мин.

Серия тральщиков типа «Хенкин» состояла из 5 единиц бывших буксирных пароходов, мобилизованных в 1941 г. («Байкал», «Геленджик», «Каховка», «Очаковский канал», «Хенкин») построенных в 1890 – 1935 гг. Все они погибли в 1941-1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 — 345 т.; длина – 31 — 35 м, ширина – 6 — 6,7 м; осадка – 3,5 – 3,7 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 350 – 450 л.с.; дальность плавания 1,0 — 1,5 тыс. миль. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Тральщики «Норд» и «Ост» были построены, как пассажирские теплоходы в 1931-1932 гг. и были мобилизованы в 1941 г. Тральщик «Ост» погиб в 1943 г., а «Норд» разоружен в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 285 т.; длина – 37,6 м, ширина – 6,6 м; осадка – 2,9 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – дизельный двигатель; мощность – 375 л.с.; дальность плавания 1 тыс. миль. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Москва» состояла из 35 единиц («Аунус», «Балмашев», «Барометр», «Белуга», «Боевой», «Вал», «Волнорез», «Зарница», «Заряд», «Желябов», «Емельян Пугачев», «Инженер», «Краб», «Ляпидевский», «Лайне», «Москва», «Олонка», «Озерной», «Осетр», «Мороз», «Молотов», «Моряк №1», «Норек», «Петрозаводск», «Пярну», «Сиговец», «Сом», «Север», «Степан Разин», «Радуга», «Тосмар», «Тюлень», «Шуя») бывших буксирных пароходов, ледокольных буксиров, посыльных и гидрографических судов, близких по ТТХ и мобилизованных в 1941 г.

Корабли были построены в 1870 — 1938 гг. В период войны погибло 11 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 — 488 т.; длина – 22 — 47 м, ширина – 4,8 — 11 м; осадка – 1,6 — 4 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – 1-2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 200 — 750 л.с.; дальность плавания 0,2 – 1,3 тыс. миль; экипаж – 30 — 38 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм или 1х1 – 75-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм или 12,7-мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ижорец» состояла из 37 единиц («№35», «№37», «№41», «№42», «№43», «№44», «№45», «№46», «№47», «№48», «№59», «№63», «№65», «№80», «№81», «Т-81», «№82», «Т-82», «№83», «№84», «№85», «№86», «№87», «№88», «№89», «№93», «№94», «№103», «№104», «№121», «№124», «№125», «№126», «№127», «№128», «№129», «№175», «№176», «№179», «УК-4») бывших буксирных пароходов мобилизованных в 1941 г. Корабли были построены в 1935 — 1939 гг. В период войны погибло 16 кораблей, остальные были разоружены в 1944-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 -150 т.; длина – 23 – 35 м, ширина – 5,5 – 6 м; осадка – 2 – 2,3 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — л.с.; запас топлива – 20 т. угля; дальность плавания 0,6 тыс. миль; экипаж – 30 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета; 6 глубинных бомб.

В 1941 г. 4 буксирных парохода Беломорско-Онежского пароходства («Дзержинский», «Менжинский», «Сергей Киров», «Орджоникидзе»), построенных в 1934 г. были переоборудованы в тральщики «№72, №73, №74 и №75 соответственно. Корабли №73 и №74 погибли в 1941 г, остальные разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 460 — 470 т.; длина – 38 м, ширина – 7,6 м; осадка – 2,3 – 2,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания 0,6 — 1,3 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм; орудия 2х1 – 7,62–мм или 1х1 – 12,7-мм пулемета.

В 1942 г. 5 речных колесных буксирных пароходов Северного речного пароходства («Оборона», «Плеханов», «Лименда», «Нацфлот», «Могучий») было преобразовано в тральщики Беломорской флотилии под обозначением РТЩ №429, РТЩ №430, РТЩ №431, РТЩ №432 и РТЩ №433 соответственно. Корабли были построены в 1931 г. Тральщики разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 т.; длина – 38 м, ширина – 6 м; осадка – 0,8 м; скорость – 6 — 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания — 0,6 тыс. миль; экипаж – 26 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ленинград» состояла из 15 единиц бывших речных колесных буксирных пароходов: «Бабушкин», «Байдуков», «Беляков», «Данилин», «Журавлев», «Кузнецк», «Ленинград», «Мазурук», «Папанин», «Сталинград», «Фрунзе», «Харьков», «Черненко», «Чкалов», «Юмашев». Они были построены в 1932-1938 гг. и мобилизованы в 1935-1941 г. Корабли были разоружены в 1943 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 195 — 290 т.; длина – 47 — 49 м, ширина –13 — 15 м; осадка – 1 — 1,5 м; скорость – 7 — 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — 300 л.с.; дальность плавания — 0,9 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм оружие; 2х1 – 7,62–мм пулемета, 40 — 50 мин.

Серия тральщиков типа «Босфор» состояла из 15 единиц бывших буксирных пароходов:. «Патрокл», «Т-18», «Т-19», «Диомид», «Т-22», «Т-23», «Т-24», «Беляков», «Чкалов», «Туча», «Гроза», «Полярник», «Ударник», «Щорс», «Чапаев». Они были построены в 1921-1938 гг. и мобилизованы в 1932-1941 г. Корабли были разоружены в 1994 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 180 — 480 т.; длина – 29 – 41 м, ширина – 5,4 — 7,6 м; осадка – 2,6 — 4,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 — 750 л.с.; дальность плавания — 0,4 – 2 тыс. миль; экипаж – 37 — 50 человек. Вооружение: 1х1 – 75-мм или 2х1 – 45-мм орудия; 4х1 – 7,62–мм зенитных пулемета; 6 мин.

В городе Туапсе на улице Морской посреди домов на крутом склоне горы стоит старый морской тральщик типа Я-5.
Интересно, что он него до моря по прямой всего 340 метров, но высота памятника над уровнем этого самого моря - 36 метров.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - уставшее.
Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Минный тральщик МТ-102.
Спущен на воду в 1944 г.
Учавствовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе.
В восстановлении и реконструкции принимали участие группы 059 и 102.


03. Под группами, судя по всему, понимаются студенческие группы расположенного рядом Туапсинского гидрометеорологического техникума.
Год реконструкции не указан.


04. Оригинальный тактический или серийный номер корабля неизвестен и заменён (вероятно) на номер учебной группы реконструкторов.
Получилось обозначение МТ-102 (Минный тральщик 102).
Тральщиков типа Я-5 с таким номером не существовало.
Они все имели следующие буквенные индексы (к которым добавлялись номера): КЭМТЩ, РТЩ, Я, МК и КТ.
Иногда катера переименовывались и перенумеровывались, но катера с названием МТ-102 среди типа Я-5 никогда не существовало.


05. Катера со стальным корпусом типа Ярославец (Я-5) строились в 1942 - 1945 годах на заводе №345 (п/я №88, ныне Ярославский судостроительный завод).
Полное водоизмещение: 23.4 т., длина: 18.71 м., максимальная скорость: 10 узлов.

Первоначально они шли в двух вариантах - миномётные катера и тральщики.
Миномётные катера несли на рубке и корме пулемёты ДШК, а на носу пусковую установку М-8 с двадцатью четырьмя направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8.
Выпущено было 35 миномётных катеров Я-5.

В варианте Тральщика пулемёт ДШК ставили на носу, а на корме размещали крепление для контактного трала.
Тральщиков сделали 33 штуки.
В дальнейшем некоторые миномётные катера переделывались в тральщики и наоборот.

Несколько катеров типа Я-5 сохранились до наших дней.
Помимо этого, стоящего в Туапсе, такие катера есть в Таганроге (КЭМТЩ-772 , набережная) и Киеве (МК-4 , яхт-клуб у острова Водников , очень грустное состояние).

Ещё один должен быть в Новороссийске, но, кроме одной старой мутной фотки , размноженной миллионом репостеров, других упоминаний о нём нет.
Номер так же неизвестен, как и настоящий номер МТ-102.
Кто-нибудь видел такой катер в Новороссийске или знает куда он делся?
А может именно его перетащили в Туапсе и он уже перед нами? :)


06. Стандартным двигателем большинства катеров типа Я-5 был четырёхтактный рядный дизель М-17 мощностью 75 л.с.
Некоторые варианты получили другие моторы - бензиновый Chrysler (93 л.с.) или дизельный мотор мощностью 170 л.с.

Для запуска дизеля использовался специальный 20-сильный бензиновый "пускач" В-20, а на части катеров аккумуляторный электростартер.


07. Рубка машинного отделения с правой стороны.


08. Ходовая рубка и имитация пулемёта ДШК.


09. Носовая оконечность катера, носовые киповые планки, кнехт (один рог сломан), флагшток и якорные клюзы.


10. Якорно-швартовочный горизонтальный шпиль (брашпиль).
С его помощью поднимали и опускали якоря, а так же швартовались к берегу.


11. Единственное детально сохранившееся устройство на корабле.


12. Стоящий "на грунте" якорь Холла символизирует вечную стоянку боевого корабля.


13. Привальный брус на уровне главной палубы.


14. Киповая планка - устройство для направления швартовного троса, чтобы при швартовке он не цеплялся за бортовые ограждения (леера) и не тёрся о край борта.

Являются основной составляющей минно-тральные силы ВМФ вооружённых сил отдельных государств мира.

История

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины) .

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника . Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52 . Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Деление

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тральщик"

Примечания

Литература

  • Н. Г. Кузнецов, «Курсом к победе» - М .: Воениздат ,
  • Ф. Б. Мудрак, «На тральных галсах.» - М.: ВИ , 1980

Отрывок, характеризующий Тральщик

Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.

) через минные заграждения .

Являются основной составляющей минно-тральные силы ВМФ вооружённых сил отдельных государств мира.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Инновационные стеклопластиковые тральщики проекта 12700

    Стеклопластиковый тральщик "Александр Обухов - первый в России (фото, видео, подробности)

    Российский Флот впервые показал корабль - робот

    Субтитры

История

В связи с появлением нового вида оружия, на вооружении флотов вооружённых сил многих государств - морская мина, потребовались и ответные меры для успешного решения извечной проблемы «меч - щит», и она впервые успешно была решена на Русском флоте . Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления : не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелось 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины) .

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника . Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52 . Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине . В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Деление

  • контактные - представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические - предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.