Проект сюжетные игры на уроке физкультуры. Проект «Подвижные игры. На уроках легкой атлетики

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема: «Применение подвижных игр, как средство повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой»

Выполнила: Князева И.Ю. – учитель ФК,

МБОУ СОШ №69 Приволжского района г.Казани,

Казань – 2016

Содержание

    Введение.

    Цель и задачи проекта.

    Ожидаемый результат.

    Сроки разработки и реализации проекта.

    Ресурсы проекта.

    Заключение.

    Литература.

1.Введение.

В наше нестабильное время, связанное с новыми экономическими и политическими преобразованиями в стране на учителей физической культуры возложена огромная ответственность за здоровье детей. Недостаток двигательной активности влечёт за собой печальные последствия – снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода заболеваний возрастает, поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и формируются знания и навыки физической культуры человека. Ещё одна опасность, подстерегающая наших детей заключается не только в ослаблении здоровья, но и в разрушении личности ребёнка, в потере жизненных принципов. Для сохранения полноценной личности необходимо воспитывать у учащихся чувство доброжелательности, терпимости, стремления к совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности. Всё это доказывает то, что нравственное здоровье детей является основой общего здоровья детей и приводит к необходимости единого подхода как к физическому, так и к нравственному воспитанию ребёнка.

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно-необходимых навыкам, воспитание физических и нравственных качеств.

Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра – это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребёнка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу. Игра – вид деятельности ребёнка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребёнка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребёнок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живёт ребёнок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с её различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.

Из всего выше изложенного видна актуальность избранной мной темы.

Применение подвижных игр повышает интерес учащихся к занятиям физической культуры.

Понятие об игровой деятельности.

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Подвижная игра относиться к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы, так и целые классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приёмов и их сочетаний создаёт предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействует воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности в различных видах спорта. Особенность подбора и проведения подвижных игр применительно к специфики занятий лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх) Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремлённость, делают игру увлекательной.

Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключается проявления творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных рамках разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими, выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы, других физических качеств. В играх могут встречаться кроткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения, различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия приобретенные в процессе физической подготовки и другие. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

2.Цель и задачи проекта

Цель:

Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой через подвижные игры.

С помощью подвижных игр научить учащихся двигательным действиям (бегу, прыжкам, метанию, броскам, ловле, передачам мяча и др.).

Задачи:

    Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;

    Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

    Воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;

    Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

3.Ожидаемый результат.

    Улучшение состояния здоровья и физического развития учащихся.

    Овладение жизненно необходимых двигательных навыков, умений.

    Овладение морально-волевыми и физическими качествами.

    Систематические и самостоятельные организационные навыки и привычки заниматься играми.

    Повышение успеваемости по физической культуре.

4.сроки разработки и реализации проекта

Продолжительность проекта 10 (десять) месяцев

I этап – подготовительный – 1 месяц (октябрь 2011)

Изучение круга интересов по физической культуре и спорту у учащихся путём анкетирования и собеседования.

II этап – реализация основных видов деятельности проекта – 8 месяцев (ноябрь- июнь 2012)

Создание хорошей материальной базы для проведения подвижных игр на уроках физической культуры.

Проведение уроков по физической культуре с использованием подвижных игр.

Организация и проведение подвижных игр во время уроков физической культуры, на переменах и во внеурочное время.

Ведение широкого круга школьных секций по различным видам спорта.

Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на своё физическое развитие и укрепление здоровья.

III этап – итоговый 1 месяц (июль2012)

Сбор и обработка аналитического материала, соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Обобщение передового опыта через методические семинары.

5. Ресурсы проекта.

1.Общеразвивающие игры.

2.Народные игры.

3.Военизированные игры.

4.Игры подводящие к спортивной деятельности (подготовительные и специальные игры).

6.Подвижные игры в педагогической практике.

В педагогической практике, социальной жизни и в быту существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная. При урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи:

1) оздоровительные

2) образовательные

3) воспитательные

Оздоровительные задачи подвижных игр.

При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а так же повышает функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

При занятиях играми необходимо следить за тем, что бы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако не допустимо доводить участников игры до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействует на организм детей и подростков. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы. Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняет излишние возбуждения.

Образовательные задачи подвижных игр.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность в которой проявляется и развивается умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятие играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значения повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так же в легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивных играх. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движению подобные двигательным действиям которые изучаются во время занятий легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

Воспитательные задачи подвижных игр.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые сигналы, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющиеся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствует развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направлении движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждают их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которое надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для его участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр так же может активизировать действия игроков вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнения сверстников как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей, так как дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильные действия и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятие играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения, игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

Значение подвижной игры на уроках физической культуры.

Важное место на уроках физической культуры занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий внести в них разнообразие. Наша задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику – тактическую подготовку учащихся.

И мы решили улучшить тактическую подготовку при помощи подвижных игр. Используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков, можно добиться повышения познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры.

Роль подвижных игр на уроках физической культуры трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технических сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируется и развивается физическая сила.

Обучение и совершенствование в игровых условиях придает навыкам особую стабильность и гибкость.

Вот для этого и нужно использовать подвижные игры. Подвижная игра помогает оживить и разнообразить урок. Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстановить силы, непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом.

Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки учащихся. Поэтому она занимает место обязательных, вспомогательных упражнений для учащихся. Желательно только, чтобы отбираемые подвижные игры были сходны с теми упражнениями, которые лежат в основе изучаемого вида спорта. Неоценимое достоинство игр состоит еще и в том, что их можно использовать в любых условиях и на любых этапах урока. С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической. В игре, как правило, физические качества развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться и избирательно. Игры ценны как средства овладения всем багажом жизненно важных двигательных навыков. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит только при системном использовании подвижных игр. Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений. Для закрепления специальных упражнений используют игровые соревнования. Это, как правило, задание на правильность выполнения изучаемого. Таким образом, навык стабилизируется.

Специально подобранный комплекс подвижных игр позволяет достаточно быстро ознакомиться с основами любой спортивной игры и обучить им. Использование подвижных игр в качестве средств и методов спортивной тренировки позволяет решить задачи психической и моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально – нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося собой целеустремленностью и способность к полной мобилизации в необходимых ситуациях.

Игры для решения задач урока подбираем, главным образом, из числа тех, что хорошо знакомы учащимся. Но это, конечно, не исключает использование других, специально подобранных игр.

Выбор подвижных игр направленных на повышение технических и тактических приемов на уроках лыжной подготовки.

Овладение техникой и тактикой начинается с первых шагов, т.е. с подводящих игр и специальных игровых упражнений.

Реализация принципа сознательности и активности при изучении техники передвижения на лыжах заключается в осознании цели, задач, результата выполнения отдельного упражнения и умения самостоятельно контролировать и оценивать свои двигательные действия.

Наиболее сложные элементы техники лыжной подготовки (ходы, переходы, повороты в движении, прыжки) рекомендуется изучать в три этапа:

    Первоначальное изучение;

    Углублённого разучивания;

    Закрепление и совершенствование навыков.

На этапе первоначального изучения разучиваем элементы техники, затем осваиваем способ передвижения в целом. Особенности этой стадии изучения следующие: недостаточная точность движений в пространстве и времени, неточность мышечных усилий, неустойчивость ритма передвижений, наличие движений. При этом обучающиеся затрачивают много лишних усилий и при этом выполняют движения при общей напряжённости всех или большинства мышц тела. Всё это обуславливает повышенную утомляемость, недостаточную работоспособность.

Для этого нужно проводить подвижные игры, которые совершенствуют координацию движений и быстроту.

Игры, совершенствующие равновесие и координацию лыжника целесообразно проводить в первой половине основной части урока. Подбирая игру, ту или иную, следует учитывать возраст, физическую подготовку, условия проведения игры.

Эти качества можно развивать в таких подвижных играх, как «Прокладка железной дороги», «Поезд», «Веер», «Змейка», «Сороконожка на лыжах», «Салки».

«Прокладка железной дороги» учащиеся выстраиваются приставными шагами в шеренгу боком по направлению движения с интервалом 1м. Передвигаются приставными шагами, прокладывая «железную дорогу». Выигрывают те у кого ровнее и чётче проезжая лыжня на снегу.

На втором этапе обучения необходимо решить три задачи:

    Углубить понимание закономерности изучаемых движений;

    Добавить освоение и уточнение деталей техники изучаемого способа передвижения;

    Добавить чёткого, свободного и слитного способа передвижения в целом.

На этом этапе обучения возрастает роль сознательности и активности обучающихся. Для этого нужно давать по возможности полную информацию о закономерностях и условиях применения различных действий, побудить к глубокому анализу техники и результатах своей работы. Овладевать элементами техники целесообразно на фоне целостного выполнения изучаемого способа передвижения. Внимание учащихся при этом переключается с важных действий на второстепенные, с крупных на мелкие . Следует добавить того, чтобы ученик учился анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель направлял его на верный путь.

Этап закрепления и совершенствования. Цель этапа – обратить умение и навык и выработать умение применять освоенный способ передвижения на лыжах в различных условиях и сочетаниях с другими способами. Процесс обучения на этом этапе включает две стадии развития двигательного навыка:

    Стадия уточнения навыка в основном варианте действия;

    Стадия формирования умения и навыков в дополнительных вариантах действия.

Задачи обучения на третьем этапе таковы:

    Закрепить основную технику способа передвижения на лыжах, продолжая уточнение деталей;

    Научить целесообразно выполнять усвоенные действия в различных условиях, в том числе в соревновательных и в сочетании с другими действиями;

    Обогащать технику новыми деталями в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и с учётом улучшения физической подготовленности их.

Навыком, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжам и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжами от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В тоже время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие – умения уверенно скользить на двух лыжах и особенно на одной. При решении этих задач можно делать подводящие упражнения и применять наиболее простые способы передвижения на лыжах: многократно принимать разную позу лыжника на месте; поочерёдно поднимать ноги с лыжами на месте, сгибая их, как при обычной ходьбе; поочередно поднимать носки лыж, не отрывая пятку от снега и делать движения лыжей вверх и вниз, вправо и влево; делать перевороты, переступания на месте вокруг пяток и носков лыж, добиваясь параллельного положения лыж при приставлении лыжи; делать прыжки на месте вверх с двух ног и поочерёдно с правой ноги на левую и наоборот, одновременно перенося массу тела; делать приставные шаги в сторону на два и четыре счёта; делать, стоя на месте, маховые скользящие движения ногой с лыжей вперёд-назад и т.д.

С помощью этих упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении).

Можно применять и игровые упражнения – скольжение (тот, кто про скользит расстояние между флажками, сделав меньше шагов, - победитель); накат (кто дальше укатиться за 10 шагов); гонки (ноги связаны выше голени, только по прямой 50-100м, кто быстрее). В этих упражнениях развивается быстрота.

Силовые качества развиваются в играх на лыжах, требующих приложения для достижения результата мощных усилий ногами, руками и туловища. Для этого подбирают соответствующие игровые задания или изменяют условия, в которых проводятся игры. Например, если проводить игру «Быстрый лыжник», «Догонялки» и др. на небольшом подъёме или, наоборот, на глубоком снегу, то они будут способствовать развитию силы.

«Догонялки». В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются стартовые линии. В гонке участвуют одновременно 4 ученика. По старту ученики начинают гонку. Каждый стремиться быстрее настигнуть бегущего впереди ученика. Как только один из лыжников догонит бегущего впереди, он становится победителем. Гонка заканчивается. (Место проведения: круговая лыжня с меняющимся рельефом длиной 200м. Игра проводится классическим ходом. Запрещается использование отталкиваний палками или, наоборот, разрешается передвижение только с помощью обоих палок, можно значительно увеличить силовую нагрузку на ту или иную группу мышц.

Например, в играх с преодолением полного подъёма одновременным или попеременным бесшажным ходом (используя отталкивание палками) большую силовую нагрузку получают мышцы рук и туловища, а при применении попеременного или конькового хода без палок, нагрузка приходится на мышцы ног.

Игры, развивающие выносливость, проводятся на отрезках от 400м. и более. Нагрузка уменьшается или увеличивается за счёт изменения длины преодолеваемых отрезков, пауз отдыха между отдельными игровыми заданиями, количество этапов в эстафетах и стартов в заданиях, продолжительность игры.

Можно проводить такие игры: «Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют 5-8 учеников. Линия старта является линией финиша. После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним, выбывает из игры. Например, стартовали 5 лыжников, а после завершения первого круга гонки продолжают 4, после второго – 3 и т.д.

«Охота на лис». «Лисы» - 2-4 ученика углубляются в лес на 200-300м. «Охотники» - все остальные участники – через 5 минут выходят на поиск «лис». «Лисы» убегают, прячутся за деревьями, в кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора.

Ценность подвижных игр и игровых упражнений заключается в том, что в них работа над закреплением и совершенствованием техники передвижения на лыжах и воспитанием физических качеств проходит интересно, эмоционально и как бы не заметно для учащихся.

7.Заключение.

Ознакомившись и изучив ряд литературы по методике подвижных игр и применения их в своей работе на уроках физической культуры, мы можем сделать вывод, что использование подвижных игр на уроках физической культуры повышает интерес учащихся к занятиям физической культуры. Повышает их техническую и тактическую подготовку к тому или иному виду спорта. Подвижные игры расковывают учащихся, накапливается положительная энергия, которую они будут проявлять на протяжении всего урока. У учащихся появляется стимул к выполнению того или другого упражнения, они его выполняют с удовольствием, с интересом, без автоматизма. У учащихся развиваются морально-волевые качества, дружба, совесть, взаимопомощь, доброта, справедливость и многие другие качества.

8.Литература

    Былеева Л.В., Коротков И.М. «Подвижные игры»-М. 1992г.

    Геллер Е.М., Коротков И.М. «Весёлые старты» -М. 1998г.

    Осокина Т.И. «Детские подвижные игры» М. 1989г.

    Портных Ю.И. «Спортивные и подвижные игры» - М. 1998г.

    Раменская Т. И. «Специальная подготовка лыжника» - М 2001г.

    Глязер С. «Зимние игры и развлечения» - М 1993г.

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на автомобиле».

На уроке физической культуры с 1 класса учитель должен научить детей ходить и бегать в колонне, соблюдая дистанцию.

Для детей, которые имеют физические и психические дефекты это очень сложная задача. С этой целью я использую сюжетно ролевую игру « Путешествие на автомобиле», один из вариантов, разработанный мною, игры «Светофор».

Цель игры:

Обучение техники бега;

Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

Так как ребята, двигаясь в роли автомобиля, забегают (заезжают) на заданные станции и выполняют упражнения, идет развитие многих физических и психических качеств, а именно пространственно временной ориентации, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, силы, ловкости, гибкости и других;

Идет корректировка недостатков психической деятельности (страх, завышенная самооценка, неадекватность в сложных двигательных ситуациях.)

Игра имеет оздоровительную цель.

Воспитывает выдержку стремление к победе.

Сюжетно ролевую игру можно проводить с 1 по 4 класс. С возрастом упражнения, которые выполняются на станциях, усложняются. Ребенок легко включается в игру, соблюдая правила игры, сам того не подозревая, учится и развивается.

Необходимый инвентарь для игры:

Светофор (зелёный, желтый, красный лист картона). Картинки машин различных марок, которые можно прикрепить или повесить на шею. Карточки с названием и рисунками станций (погрузка, разгрузка, смазка, заправка). Жетончики по 6 штук на учащегося.

Вводная организационная часть.

Построение.

Комплекс суставной гимнастики в чередование с дыхательными упражнениями.

Основная часть.

Учитель объявляет учащимся, что сегодня они отправляются в путешествие на автомобилях по дороге, которая находится по краям спортзала. Чтобы двигаться по дороге и не совершить аварии, необходимо соблюдать правила дорожного движения, такие как расстояние, между автомобилями, обгонять только с левой стороны, при остановке сохранять дистанцию. Ребята выбирают, какой машиной будут («Жигули», «Москвич» и т.д.).

Детям раздаются эмблемы с рисунками автомобиля, которые прикрепляются.

Зал это площадка по периметру, которой располагается дорога. Дорога имеет по краям обочины. Через определенный интервал на дороге располагаются станции. (Станция» Погрузка», станция «Разгрузка», станция «Заправка», станция «Смазка»).

Станция» Погрузка»:

Инвентарь: гантели весом 1 кг.

Учащиеся выполняют упражнения с гантелями. 5 -6 упр, на развитие силы мышц. Можно сказать детям, что мы на эту станцию заезжаем загружаться. Загружаем силу для нашего организма, через упражнения с гантелями. Упражнения выполняются из исходного положения, стоя, сидя и лежа.

Станция «Разгрузка».

После того как мы погрузили нашу машину её необходимо разгрузить.

Упражнения на расслабление. 3-4 упр. По 8-10 раз.

Это могут быть упражнения из аутогенной тренировки или упражнения из игры «Деревянные тряпочные куклы» (деревянные куклы мышцы напряженные, тряпочные мышцы расслабленные). И.П. лежа и сидя.

Двигательные действия усваиваются лучше, если школьник умеет расслаблять мышцы. Владея произвольным расслаблением, можно быстро и хорошо освоить технику новых движений.

Между заданиями я на уроках играю с детьми в игры, в которых дети овладевают мышечным чувством, это такие игры как «Деревянные, тряпочные куклы», «Люди и роботы».

Станция «Заправка».

Машина ездила ей нужно заправиться. Так как мы не настоящие машины мы заправляемся не бензином, а кислородом, который берется из воздуха. Кислородом питаются наши мышцы и весь организм. Поэтому чем его больше, тем лучше. На этой станции дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, 3-4 упражнения.

Станция «Смазка».

После заправки машине необходимо масло для смазки. Но мы живые машины и смазываем свой двигатель и все части движениями в суставах.

Упражнения суставной гимнастики. Упражнения выполняются на все крупные суставы.5-6 упр.

Станции располагаются по «дороге» на одинаковом расстоянии друг от друга. Над каждой станцией прикрепляется карточка с названием и описанием станции.

Для того чтобы школьники двигались от станции к станции без задержки, необходимо заранее рассчитать время выполнения упражнений на разных станциях. Оно должно быть примерно одинаковым.

Чтобы дети лучше понимали, что нужно бегать, мягко пружиня стопу, можно сравнить ногу с рессорой в машине, которая смягчает толчки и сотрясения. Если рессоры плохие или они сломаны, то машина гремит и быстро изнашивается, так и организм нужно беречь и чтобы он не сотрясался необходимо ногу ставить мягонько, пружинисто на носочек. От станции к станции дети передвигаются медленным бегом.

Малая скорость и темп бега создают оптимальные условия для обучения правильной постановки головы и туловища, для корректировки работы рук и ног. Положения тела во время бега зависит от постановки головы. Наклон головы ведет к увеличению наклона тела, а от положения тела во многом зависит вся техника бега. Поэтому с самого начала нужно учить держать голову прямо, смотреть перед собой, прямо держать туловище, не наклоняться вперед.

По ходу игры учитель дает команды, например:

«КамАЗ» на погрузку, «Нива» на разгрузку, «Жигули» на смазку и т.д.

Ребята-машины передвигаются по дороге, соблюдая дистанцию, внимательно смотрят на светофор.

Красный останавливаются, желтый, внимание, смена цвета, зеленый движение.

Команда «Обочина»- машина, которой дана эта команда. Выезжает на обочину, останавливается, ждет команды «Движение».

Правила игры: по дороге передвигаться, соблюдая дистанцию 2-3 шага. Следить за светофором. При движение слушать команды. Выполнять команду сразу.

Запрещается – обгонять справа, наезжать на впереди едущего товарища, останавливаться.

Игра начинается с движения по дороге.

Со временем, по мере подготовки учащихся, подключаются станции.

За нарушение правил взимается жетон.

Жетоны выдаются в начале игры, по 6 жетонов на игрока.

Выигрывает тот, у кого в конце игры осталось больше жетонов.

Игра используется во вводной части урока. Она организовывает ребят, готовит организм к предстоящей нагрузке. Отвлеченные от мысли о результате, школьники значительно быстрее овладевают техникой движения.

Учитель на протяжении всей игры занимает самое выгодное место - расположение в спортзале и исполняет роль «светофора», «ГАИ», и руководителя.


В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление.
2. Обучение.
3. Воспитание, развитие.

Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура.

Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры - радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества - важнейшие факторы оздоровления.

Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность. В 1-ых классах использую сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Она включает в себя три части: «Перебежка зверей», «Сокол и ласточки», «Лев и обезьянки». В игре дети, произнося речитативом сюжетные тексты, превращаются в зверей: в лису, зайца, волка. В зависимости от роли ученики выполняют определённые движения. Во 2-ых классах проводится игра «Мои любимые мультфильмы». Дети очень любят мультфильмы, поэтому, разрабатывая сценарий игр по известным мультфильмам, например, «Чип и Дейл», «Том и Джерри», решаю не только обучающие и развивающие, но и воспитательные задачи.

«Чип и Дейл» - два бурундука, очень ловкие и быстрые, самое главное, они дружные и помогают друг другу. Организуются пары: Чип и Дейл.

В игре дети бегают и перемещаются парами, проявляют ловкость, быстроту при перебежках, крепко держась за руки, символируя свою дружбу. В игре «Том и Джерри» дети строятся шеренгами. Игроки, стоящие в первой шеренге, - это команда Джерри (маленькие мышки): очень быстрые, проворные (по сюжету мультфильма), они ловко убегают от второй шеренги (команды Тома -хитрые коты).

Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.

Игра «На озере»

Дети в центре зала образуют «озеро» - каждый садится в свой домик.
Выбирают водяного ему, надевают бороду и небольшую корону. В руках у него светофор - красный и зеленый. Учитель показывает детям рисунок цапли. Все вместе произносят «Ходят цапельки вокруг, лапки поднимая, через кочки и пеньки весело шагая». На каждое слово учащиеся выполняют за учителем различные движения руками и ногами в положении сидя. Затем они расходятся по залу и изображают движения цапли (ходьба, высоко поднимая колени, тянуть носок, руки в стороны, следить за осанкой). Водяной поднимает красный светофор, и все цапли садятся в сои домики.

А учитель уже показывает рисунок лягушки и зачитывает следующий рефрен: «Мы лягушки, мы лягушки, мя зелененькие брюшки, по болоту прыгаем и ногами двигаем». Водяной поднимает зеленый светофор. Все дети начинают прыгать в приседе с опорой на руки и квакают. Водяной поднимает красный светофор. И все лягушки бегут в домики (прибежавший последним получает штрафное очко).

Учитель: «На озеро пришел рыбак, за спиной он нес рюкзак, а в руках у него удочка». По сигналу водяного дети бегут к гимнастическим стенкам, берут развешанные там скалки, складывают их вдвое, крутят правой рукой по кругу, перепрыгивают через них, стараясь не попасться на удочку. Учитель подсказывает ребятам, что нужно пониже опустить руку со скакалкой, и тогда удобнее будет прыгать.

Новый сигнал водяного (все действия выполняются только по сигналу). Дети вешают скакалки на гимнастические стенки и возвращаются в свои домики.
Сюжетно- ролевые игры составляю для физкультминуток. Например, игры «Солнышко», «Капитан», «Туристы», «Паучки».

Внеклассные мероприятия разрабатываю в нетрадиционной форме. Например, спортивный конкурс «Папа, мама и я спортивная семья» проводится по сюжету русских народных сказок: «Репка», «Морозко», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.

Сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам укрепляют не только тело и дух, но и знакомят с устным народным творчеством, приобщают детей к национальной культуре.
На уроках гимнастики также проводятся сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Приключения Буратино». Дети, выполняя физические упражнения в группах по станциям «На болоте у черепахи Тортиллы», «Карабас-Барабас» и др.), не только обучаются прыжкам «по кочкам», перекатам и др., но и учатся проявлять личностные качества: аккуратность и точность движений, взаимоуважение и взаимовыручку.

На уроках лыжной подготовки при обучении и закреплении навыков скольжения использую игру «Паровоз». По лыжне учитель «идёт первым вагоном», затем - ученики, хорошо владеющие навыком скольжения, и т.д. в зависимости от уровня физической подготовки детей. Во время движения ученики выполняют основное правило: не сходить «с пути». Учителем задаётся маршрут движения: объявляются станции: «Скоростная» (интенсивное движение), «Отдыхай-ка» (ожидание завершающих скольжение «вагончиков»), «Ремонтная» (оказание помощи), «Финишная». Такой подход к организации урока способствует воспитанию культуры поведения и общения, формированию таких качеств, как сопереживание, взаимная поддержка.

В моём педагогическом арсенале имеется значительное количество разработанных сценариев сюжетно-ролевых игр для начальных классов, некоторые из них напечатаны в журнале «Физкультура в школе». (№ 1, 1994 «Сказочное путешествие», № 4, 1994 «В гостях у сказки», №2, 1995 «Для физкультминуток», № 6, 1997 «Осенние праздники», № 4, 1998 «Мы в походе», № 3, 2000 «Сюжетные физкультминутки», № 4, 2008 «Сюжетный спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья»).