Решения фас по осаго. Фас россии поддерживает идею вариативности полисов осаго в зависимости от лимита страховых выплат. «росгосстрах» ввел поправки в оформление полисов осаго: теперь водители могут отказаться от навязывемых услуг и вернуть деньги после п

Например, ростовское УФАС, как уверяет Федеральная антимонопольная служба, возбудило дела сразу против 10 страховых компаний, лидирующих на рынке и входящих в топ-20 (по фактам навязывания дополнительных страховых услуг при заключении договора ОСАГО).

Сообщается, что дела возбуждены в отношении компаний «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Уралсиб», СГ «МСК», МАКС, «Альфа-Страхование», «Северная казна», «Согласие», ВСК, «ГУТА-Страхование». Антимонопольщики подозревают их в нарушении закона «О защите конкуренции». Основанием стали многочисленные жалобы местных автовладельцев на навязывание платных услуг при попытке через представителей вышеупомянутых компаний.

«Обязательным для владельцев транспортных средств является только страхование гражданской ответственности путем заключения договора ОСАГО, все прочие виды страхования абсолютно добровольны. Если страховая компания отказывается заключать договор ОСАГО без дополнительных платных услуг, то такие действия незаконны», — приводит «Прайм» комментарий зам. руководителя ростовского УФАС Натальи Кожемяко.

А буквально за пару дней до этого, 10 февраля, УФАС России по Архангельской области официально уличило ООО «Росгосстрах» в нарушении пунктов 3 и 5 части первой статьи 10 закона «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление доминирующим положением). По мнению антимонопольного ведомства, страховая компания отказывается заключать с гражданами договор ОСАГО без обязательного приобретения полиса страхования от несчастных случаев.

По факту нарушения антимонопольный орган предписал страховой компании прекратить нарушение в срок до 17 марта 2014 года.
Что-то подсказывает, что подобная практика — навязывание покупки дополнительных страховых «пакетов» в нагрузку к полису ОСАГО — имеет место быть не только в Ростове да Архангельске. Скорее всего данный «коммерческий прием» уже давным-давно освоен страховщиками всея Руси.

По крайней мере именно такой вывод можно сделать, изучая письма наших читателей или их комментарии к публикуемым на сайте «АвтоВзгляд» заметкам на тему ОСАГО. Характерно, что это происходит сейчас, когда страховые компании собирают в рамках ОСАГО практически вдвое больше денег с автовладельцев, чем потом выплачивают им в виде возмещения ущерба. И при этом в каждом публичном «чихе» страховщиков слышны оглушительные жалобы на ужасные убытки в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности! Игрокам страхового рынка хватает наглости шантажировать всех нас тем, что они вообще перестанут торговать в регионах полисами ОСАГО в случае принятия в страховое законодательство.

Напомним, что поправки подразумевают увеличение максимальной суммы (лимита) выплат пострадавшим со 160 000 до 500 000 рублей за вред здоровью, а с нынешних 120 000 до 400 000 рублей на каждого потерпевшего — в качестве компенсации материального ущерба. Параллельно правительство предлагает увеличить базовую стоимость полиса ОСАГО на 25%, а страховое лобби изо всех сил воюет за их рост на 40-50%.

Хотя по справедливости ни о каком росте цены полиса ОСАГО сейчас и говорить-то не стоит. Даже его нынешняя базовая цена с лихвой обеспечивает безбедную жизнь тысячам людей, которые ничего материального не создают, но торгуют некими синенькими бумажками под названием «полис ОСАГО». Ведь каждый страховой агент, продавший тебе полис ОСАГО, кладет себе в карман до 25% от выплаченной клиентом суммы. Это называется «премия агента». Помимо этого страховые компании выплачивают многомиллионные бонусы своим топ-менеджерам, тратятся на содержание уютных офисов и (о да!) отчисляют в фонд РСА «аж целых» 0,6% сборов по ОСАГО! В общем, неплохо ребята устроились.

Надеемся, что отделения ФАС и в других регионах России найдут в себе силы заняться своим прямым делом и прольют свет на картельные сговоры между местными офисами федеральных страховых компаний.

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы заявило о переквалификации и объединении ряда дел в отношении страховщиков в одно - о создании картельного сговора на рынке автострахования. Своё решение УФАС объясняет сходным характером действий ряда компаний при заключении договоров ОСАГО. Основными претензиями, которые регулярно предъявляются участникам рынка, являются навязывание дополнительных услуг, отказ в оформлении договора по причине отсутствия бланков, а также неправильный расчёт тарифов. Обвинения антимонопольщиков касаются 14 компаний, работающих в сфере автострахования на Дону. По данным Агентства страховых новостей, всего в этом сегменте страхования действует 42 компании, то есть в нарушениях уличены без малого треть игроков рынка.

Ситуация с заключением договоров страхования автогражданской ответственности в последние месяцы действительно достигла критического пика: многие автовладельцы столкнулись с невозможностью оформления полисов ОСАГО, чаще всего по надуманным причинам вроде отсутствия бланков. «Кризис жанра» был связан с запланированными изменениями в законе об ОСАГО: депутаты Госдумы готовили пакет поправок, в соответствии с которыми страховые выплаты должны существенно повыситься при сохраняющейся консервации тарифов. И хотя рассмотрение законопроекта было отложено, страховщики стали ещё более интенсивно использовать возможные способы минимизировать ущерб - вплоть до полного отказа в заключении договоров ОСАГО или предложения купить полис «автогражданки» в пакете с другими услугами (например, страхования жизни).

«Если посмотреть изменения в портфеле, то у одной очень крупной федеральной компании в конце прошлого - начале этого года резко выросли продажи по личному страхованию. Думаю, что на 70–80 процентов этот рост “кросс-продаж” был обеспечен именно незатейливыми и нерыночными методами», - говорит генеральный директор ЗАО МИГ «Страхование сегодня» Андрей Веселков . По его мнению, регулярные нарушения, фиксируемые ФАС, связаны с тем, что практически все страховщики ищут те или иные способы избегать убытков. «Каждый новый проданный полис ОСАГО - это для страховщиков почти гарантированный убыток. И здесь нет никакого сговора - возможно лишь освоение чужого успешного опыта минимизации ущерба», - считает г-н Веселков.

По данным «Эксперт РА», в 2012 году убыточность в ОСАГО значительно выросла (+5,5%), комбинированный коэффициент убыточности для компаний с долей бизнеса в автостраховании больше половины достиг 104%. По оценке директора страховых рейтингов «Эксперта РА» Алексея Янина, реальное значение этого статистического показателя с учётом доходов и расходов по прямому возмещению убытков и судебным делам ещё выше. Впрочем, данные Банка России по ОСАГО носят более оптимистичный для автостраховщиков характер: за 2013 год в Ростовской области было собрано 3,4 млрд рублей страховых премий и произведено выплат на 1,8 млрд рублей.

ФАС России провела анализ правоприменительной практики антимонопольных органов на рынках страховых услуг. Выяснилось, что самым проблемным рынком в течение последних трех лет являлся рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

На действия страховщиков только на этом рынке с 2013 по 2016 гг. в антимонопольные органы поступило 15 658 жалоб , тогда как на действия страховщиков на других рынках страхования - 2457 жалоб . Большую часть этих жалоб получают ФАС и Банк России.

Чаще всего граждане жалуются на навязывание им при заключении ОСАГО дополнительных услуг по добровольным видам страхования, а также услуги по проведению техосмотра транспортных средств; на проблему очередей при предоставлении этой услуги и некорректное применение коэффициента «бонус-малус» (скидка за аварийную езду).

Решая эти проблемы, антимонопольная служба выдала за период 2013–2016 годов 352 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 243 предупреждения (69%) из которых были исполнены страховщиками в установленные сроки.

В период с 2013 по 2016 год в 61 субъекте РФ было возбуждено и рассматривалось 324 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке ОСАГО, по результатам которых принято 241 решение о наличии нарушений.

Чаще других выявлялись нарушения, связанные с навязыванием клиентам дополнительных страховых и иных услуг, а также нарушением установленного порядка ценообразования на услуги ОСАГО; сговор как между самими страховщиками о навязывании различных услуг и сокращении объемов оказания услуг по ОСАГО, так и между страховщиками и операторами технического осмотра. Еще одной выявленной статьей недобросовестности некоторых страховщиков стало занижение размера страховой премии при участии в проводимых государственными органами торгах на право заключения договоров ОСАГО. В результате недобросовестной конкуренции эти страховые компании выигрывали тендеры.

Больше всего нарушений по «автогражданке» было выявлено в Приволжском и Южном федеральных округах.

  • Напомним, что в марте Госдума приняла , призванный решить сразу ряд накопившихся в этом виде страхования проблем. Согласно ему, возмещение по ОСАГО в большинстве случаев будет осуществляться в виде ремонта машины, хотя предусмотрена и денежная выплата.
  • Страховщики также предлагают ввести , что поможет снизить убыточность этого вида страхования. Пока это только обсуждаемая инициатива, но вероятно, что скоро РСА предложит ее на рассмотрение регулятора рынка (Банк России).

В апреле портал 711 рассказывал о новой инициативе Российского союза автостраховщиков . Суть инициативы сводилась к тому, что в проблемных регионах, где страховые компании не хотят продавать ОСАГО, .

Казалось бы, такой агент действительно может решить проблему доступности полисов обязательной автогражданки в регионах с высокой убыточностью, откуда уходят страховые компании. Но в ходе изучения предложения РСА в Федеральной антимонопольной службе, представители ФАС выяснили принципиальные недостатки инициативы.

Выбор страховой компании через генератор случайных чисел

Главная особенность работы агента РСА заключается в том, что выбор страховой компании для автовладельца, обратившегося за полисом , происходит случайным образом. Одним из вариантов реализации принципа случайности предложено привязать компании к регистрационному номеру автомобиля.

К примеру, владелец машины с номером, заканчивающимся на цифры 01, получает полис от компании Росгосстрах, владелец с цифрами 02 — от компании РЕСО-Гарантия, а владелец с цифрами 03 — от компании Альфастрахование.

При таком варианте по порядку перебираются все компании, работающие в системе ОСАГО. И каждая из них якобы равноценно охватывает проблемный регион своей долей полисов ОСАГО.

ФАС против случайного выбора компании

ФАС высказалась категорически против подобной схемы продажи полисов ОСАГО. По мнению её представителей, у автовладельцев должна оставаться возможность самостоятельного выбора страховой компании.

Если же, такая возможность будет исключена после появления агента РСА, то возникает риск искусственного регулирования потока полисов. Когда структура, через которую идет оформление ОСАГО, в нашем случае это агент РСА, сможет распределять полисы по компаниями: хорошие полисы в хорошую компанию, плохие полисы в плохую.

Есть ли у страховщиков и РСА иные варианты?

По мнению участников страхового рынка, у страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО, пока нет решений и других вариантов, позволяющих учесть замечания ФАС.

Компании планирует объединиться и разработать новые варианты концепции агента РСА с привлечение специалистов регулятора страхового рынка — ЦБ РФ.

Что станет с агентом РСА?

Информации о том, что идея появления агента РСА уже этим летом, не поступало. РСА вместе с профучастниками союза продолжает готовить методологическую базу для решения вопроса доступности обязательного страхования в проблемных регионах, таких как Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская область.


Как сообщили, порталу 711 в РСА, некоторые регионы являются убыточными для страховщиков. В первую очередь, речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

Как следствие возникают серьезные проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Усилия РСА направлены на устранение этой проблемы.

Так, для борьбы с автоюристами РСА разработал комплекс мер, а именно корректировка претензионного порядка работы страховых компаний, уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, усовершенствование работы экспертов-техников и установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой.

"А для помощи страхователям и снятия нагрузки со страховщиков, продолжающих свою деятельность в убыточных регионах, РСА разработал принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Концепция единого агента будет реализована в форме многостороннего агентского договора между страховыми компаниями. Все лидеры рынка уже заявили о готовности организовать дополнительные рабочие места в своих офисах для работы в рамках агентского договора", - сообщили в РСА порталу 711.

Глава РСА, И.Юргенс, отмечает, что предположительно новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, собрание пройдет 7 июня текущего года. В данный момент Российский союз автостраховщиков готовит нужную документацию, чтобы запустить систему в действие. Что касается возможных возражений ФАС, то РСА настаивает, что введение описанного выше механизма покупки ОСАГО - это не обязанность для автомобилистов, а опция, которой можно воспользоваться или отказаться вовсе. С введением агента РСА, клиент по-прежнему может обратиться в конкретную страховую компанию. Впрочем, он может прибегнуть и к услугам агента, а именно, прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.

В Омской области, впервые в Сибири, разработаны критерии оценки страховщиков, участвующих в конкурсах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые проводят госорганы и муниципалитеты. Именно по результатам этих тендеров в УФАСы чаще всего поступают жалобы от участников, недовольных выбором конкурсных комиссий. И именно в таких ситуациях чаще всего звучат обвинения в сговоре.

Только за последние полгода из 70 жалоб, поступивших в УФАС Омского региона, восемь опротестовывали решение заказчика-госоргана, проводившего конкурс по выбору страховщика на оказание услуг по ОСАГО. В число недовольных решением конкурсной комиссии входили ОАО "ВСК" и ООО "Страховая группа "АСКО". ООО "Росгосстрах-Сибирь" и ЗАО "Страховая компания "ЗапСибЖАСО" подавали жалобы два раза, а ОАО "ГСК "Югория " - три раза. В пяти случаях результаты тендера были аннулированы, в одном - жалоба отозвана, одна жалоба признана необоснованной, еще одна - частично обоснованной.

"По конкурсам ОСАГО поступает очень много однотипных жалоб, так как сегодня нет единых критериев оценки участвующих в них страховщиков. В идеальной ситуации цена "автогражданки" должна быть единой у всех конкурсантов, если они имели полную информацию о страхуемом объекте и правильно рассчитали цену контракта. Все коэффициенты расчета строго регламентированы постановлением правительства N 739 и законом об ОСАГО. В то же время, согласно 94 ФЗ, для государственных и муниципальных заказчиков цена является обязательным критерием оценки участников размещения заказа в любых торгах и исключения для ОСАГО нет", - поясняет и. о. заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Омской области Тамара Шмакова. По ее словам, для соблюдения законодательства о размещении заказов и повышения эффективности проведения открытых конкурсов на оказание услуг по ОСАГО государственным и муниципальным заказчикам предложено устанавливать минимальную значимость такого критерия оценки участника, как цена контракта - на уровне 1-2%. Остальные баллы рекомендовано начислять, ориентируясь на качество услуг: наличие круглосуточной диспетчерской службы, закрепление штатных сотрудников для решения вопросов, возникающих у заказчика по вопросам ДТП, выезд представителя страховщика на место ДТП и оформление им документов. Важной также является квалификационная характеристика страховщика (доля ОСАГО в страховом портфеле, соотношение страховых премий и выплат по ОСАГО за предыдущий год). Значимость качественных и квалификационных критериев в общей сложности не должна превышать 20%. Оставшиеся 78-79% приходятся на срок оказания услуг - проведения осмотра (экспертизы), оценки поврежденного транспортного средства с момента обращения (не менее одного рабочего дня), принятия решения о наличии страхового случая с момента получения документов (не менее одного дня).

Собеседник "КС" уверен, что методика расчета критериев оценки победителей тендеров по ОСАГО будет взята на вооружение заказчиками.

"Конкурсы по ОСАГО действительно отличаются от всех прочих. Страховщики и страхователи должны действовать в рамках закона, а он устанавливает единые для всех правила по ОСАГО, поэтому тендер получается не совсем рыночный. Опыт предыдущих конкурсов показывает, что организаторы плохо знакомы с законодательством по обязательному страхованию, и нередко условия конкурса просто нелепы. Например, одна из госструктур пыталась провести по ОСАГО аукцион, - комментирует ситуацию председатель правления омской областной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования" Игорь Пушкарь. - Думаю, что если организаторы конкурсов будут использовать рекомендованные критерии в качестве ориентира при проведении торгов по "автогражданке", конфликтных ситуаций станет значительно меньше". "К нам поступают обращения страховых организаций, несогласных с результатами проводимых конкурсов. Считаю некорректным использование в качестве основного критерия цену. Надеюсь, что заказчики-госорганы будут использовать предложенные рекомендации", - отмечает и руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО Владимир Голубков.

Директор филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" (Омск) Александр Кузнецов также надеется, что большинство заказчиков будет использовать эти правила. Во-первых, можно получить объективную оценку участников конкурсов; не придется начислять максимальные баллы за нереальные обещания, такие как "прибытие представителя страховой компании на место ДТП в течение пяти или десяти минут" или "выплата в течение 15 минут после подачи заявления...". Во-вторых, меньше будет проблем с УФАС, а может, их не будет вовсе.

Руководитель управления методологии андеррайтинга и контроля страхового холдинга "СТИФ" Станислав Цой отмечает, что если госорганы будут придерживаться рекомендаций, предложенных УФАС, то расчеты страховщиков будут точнее и быстрее. По его словам, уже на этапе вскрытия конвертов можно будет отсекать "недобросовестных" участников, играющих на понижение тарифов. Участники конкурса изначально будут в равном положении. И победителями конкурсов будут не те, кто страховал в прошлом году (а значит, имеет больше информации), а кто реально предложит лучшие условия. Что касается таких критериев, как "доля ОСАГО в страховом портфеле" и "соотношение страховых премий и выплат по ОСАГО", то, по мнению Цоя, они напрямую указывают на сбалансированность портфеля страховщика, а значит, в какой-то степени на его финансовую устойчивость. "Однако вопрос - будут ли придерживаться заказчики-госорганы этих рекомендаций - достаточно сложен, - продолжает собеседник "КС". - Это объясняется тем, что сегодня у большинства заказчиков формированием конкурсной документации занимаются не вполне квалифицированные специалисты и поэтому зачастую они просто берут шаблоны из других конкурсов, например, по поставке товаров, и выставляют такие же требования в конкурсах по страхованию. При этом попытки получить какие-либо разъяснения заводят в тупик".

Генеральный директор ООО "Агентство страховых споров" Максим Седов, считает, что документ, разработанный в Омской области, по сути, ничего не изменит. Не будучи обязательным нормативным актом, он не способен реально решать проблемы, связанные с ОСАГО. По словам Седова, при таком виде страхования, как ОСАГО, взаимоотношения страхователя и страховщика максимально детально урегулированы законом.

"У страхователя при заключении договора ОСАГО нет особого выбора, - считает эксперт. - Независимо от выбора партнера он заплатит одну и ту же сумму и получит совершенно одинаковые условия страхования. И также независимо от выбора страховщика страхователь не столкнется с какими-либо проблемами, если цена вопроса не перерастет размер страховой суммы. Вот и получается, что критерии выбора страховщика по ОСАГО для госорганов лежат, скорее, в области иррационального. И усилия ФАС эффекта дать не в силах".