Современное российское общество. Народное единство: реальность или вымысел

Современное общество - сложная система разнородных элементов: в нем сосуществуют сообщества традиционного типа и постиндустриального, развитые страны и развивающиеся, авторитарные режимы и демократические, различные культурные и религиозные практики, несовместимые стили жизни и формы государственного устройства и т.д.

Как говорилось выше, общество является открытой системой (оно взаимодействует с внешней средой - природой) и динамичной (оно исторически изменчиво). В соответствии с этим основными факторами многообразия, которое мы наблюдаем в современном мире, являются природные и исторические условия.

Природа - климат, географическое положение страны, присутствие в ней полезных ископаемых и их количество, соотношение пустынь и плодородных земель, наличие больших рек, выхода к морю и т.д. - влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономическую сферу. Эти и подобные им объективные условия в свое время стали основанием для формирования различных хозяйственных и культурных практик, ускорили темпы развития в одних регионах и замедлили в других.

История развития, особая у каждого народа, каждого государства, наложила отпечаток на культуру, политику и т.д. Каждое государство находится на определенном этапе развития: население одних стран живет традиционным укладом, других - индустриальным, а некоторые совершают переход к информационному этапу развития.

Несмотря на многообразие элементов современного мира, все они тесно связаны между собой, причем со временем эта связь становится все теснее. Назовем факторы этой целостности.

Развитие массовых коммуникаций является важнейшим фактором. Люди стали гораздо ближе друг другу, и пространство общения сжалось: в плане коммуникаций мы все ближе к «глобальной деревне», о которой писал Х.М. Маклюэн. Мы почти мгновенно узнаем о новостях в других регионах и можем общаться с людьми в любой части планеты при помощи Интернета и т.д.

Развитие транспортных коммуникаций позволило сжать в часы то, на что раньше уходили месяцы, и мы стали ближе друг к другу не только виртуально - поезда, автомобили, самолеты значительно изменили временные масштабы передвижений по миру.

Оптимизация производственного процесса стала следствием относительной легкости транспортирования. Специализация разных стран на определенных производственных операциях привела к удешевлению товаров.

Однако экономическое развитие стало значительной нагрузкой на природу. Загрязнение воздуха и воды перешагнуло национальные границы. Появление глобальных проблем, частью которых является проблема охраны природы, - также показатель (но негативный) целостности мира.

В связи с бурным развитием коммуникаций процессы мировой интеграции ускоряются. Процесс системной интеграции и унификации в обществе называется глобализацией. Глобализация происходит во всех сферах общественной жизни, но прежде всего в экономике и культуре. В экономике она выражается в деятельности крупных транснациональных корпораций и наднациональных финансовых институтов (таких, как Всемирная торговая организация), системе международной торговли, мировом разделении труда (когда разные страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг), свободном движении капитала и т.д. Культурная глобализация выражается в сближении культур. Например,в различных странах сейчас читают в основном одни и те же книги и смотрят одни и те же фильмы. Французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) описывал современную культуру так:

Мы слушаем регги. Смотрим вестерн, обедаем в Макдональдс, а вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросами в телевизионных играх .

Глобализация делает страны ближе друг к другу, стимулирует экономику, упрощает процесс культурного взаимопонимания. Однако у нее есть и минусы. Самым очевидным негативным следствием глобализации является обострение глобальных проблем. С экономической специализацией связан растущий разрыв между богатыми странами и бедными, а также увеличение чувствительности национальных экономик к кризисам в разных странах. Однако чаще всего глобализацию обвиняют в навязывании унифицированных стандартов - стандартов потребления (одинаковые товары) или стандартов массовой культуры - одинаковые фильмы, музыка и т.д. Унификацию культур называют угрозой национальным традициям, исчезающим под натиском массовой культуры.

Антиглобализмом называется движение против глобализации. Антиглобалисты критикуют социальную несправедливость, однополярный мир, вестернизацию, экономический диктат транснациональных корпораций и т.д. Однако представляется маловероятным, что процессы глобализации могут быть остановлены или обращены вспять. Мир входит в постиндустриальный этап развития, где глобализация неизбежна. Но в этих условиях необходимо сохранить себя, свое культурное своеобразие.

Многообразие культур - важный фактор стабильности общества. По функциональности его можно сравнить с биоразнообразием. Вообразим лес из одинаковых деревьев, например кленов. Любая болезнь, поражающая клены, быстро распространится и уничтожит весь лес. Но если в лесу растут деревья разных видов, он устоит даже тогда, когда некоторые клены будут уничтожены. То же можно сказать о культурах: чем больше культур, тем устойчивее общество.

В середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости во второй половине XX в. были представлены Римским клубом - международной организацией, объединившей экологов, математиков, социологов и других ученых разных стран. В работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая: (1) угрожает самому существованию человека в будущем; (2) затрагивает интересы всех стран и народов мира, человечества в целом, а не отдельных его представителей или групп; (3) может быть решена только в результате коллективных действий всех народов; (4) требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным проблемам отнесены: о экологический кризис; о угроза мировой войны; о терроризм;

о демографический кризис (перенаселение или сокращение населения);

о проблема «Север-Юг» (разрыв между богатыми и развивающимися странами); о голод и опасные болезни; о наращивание оружия массового поражения; о сокращение пищевых и водных ресурсов;

о использование космоса в военных целях; о стихийные бедствия и техногенные катастрофы; о сохранение человека как биологического вида.

Для примера рассмотрим первые четыре проблемы и меры, предлагаемые для их решения.

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания. Формами проявления экологического кризиса выступают: нарушение органической связи человека с природой; загрязнение воды, почвы и атмосферы Земли; изменение климата на планете; истончение защитных слоев атмосферы; истощение жизненно важных для человека ресурсов; уменьшение биоразнообразия; сокращение площадей лесов и плодородных земель; загрязнение космического пространства и т.д.

Для борьбы с экологическим кризисом Организация Объединенных Наций предложила перейти к принципам устойчивого развития - «развития с учетом потребностей современников, но без угрозы для удовлетворения нужд грядущих поколений» . Основными принципами этой стратегии являются: сокращение потребления невосполнимых ресурсов; уменьшение количества отходов и их вторичное использование; минимизация загрязнений; рационализация потребления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразнообразия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.п.

Война сопровождала человечество на всем протяжении его истории: конфликты различных масштабов проходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. В XX в. в две мировые войны были вовлечены многие страны мира; число жертв в этих войнах было значительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такие грандиозные масштабы стали основной причиной превращения войны из локальной проблемы в глобальную. Второй важной причиной глобализации проблемы стало создание ядерного вооружения, биологического и химического оружия; еще более масштабными могут стать последствия использования космоса в военных целях.

Условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

Терроризм можно определить как противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей. Превращению терроризма в глобальную проблему способствовали факторы, оформившиеся к началу XXI в. Уязвимость человека возросла из-за усложнения технологической среды его жизнедеятельности; сформировалась глобальная информационная среда для превращения терактов в резонансные публичные акции устрашения (без которых терроризм не имеет смысла). Наконец, в последние десятилетия резко увеличилась пропасть между Севером и Югом, а бедность и малообразованность всегда служила питательной средой для идеологии фундаментализма.

С терроризмом - показателем кризисного состояния в различных сферах современного общества - справиться смогут только меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных областях жизни (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.). Например, ликвидация бедности в развивающихся регионах планеты способна значительно ослабить питательную среду для развития идей терроризма.

Демографическая проблема связана с быстрым ростом населения в некоторых регионах, что может привести к непосильной нагрузке на ресурсы планеты. В то же время в ряде стран наблюдается сокращение населения, что создает угрозу их национальным интересам в будущем.

Решение демографической проблемы подразумевает комплексные меры по регуляции рождаемости и повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации населения планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Современное общество - сложная система разнородных элементов, характеризующаяся одновременно единством и многообразием.
  • 2. Глобализацией называют процесс интеграции и унификации в обществе.
  • 3. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира.

ВОПРОСЫ

  • 1. Назовите основные факторы единства и многообразия современного мира. Как проявляются единство и многообразие в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни?
  • 2. В чем состоит сущность глобализации? Каковы ее положительные и отрицательные стороны? Назовите примеры проявления глобализации в современном мире.
  • 3. Какие современные проблемы можно назвать глобальными? Какие меры предлагаются для их решения?
  • Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ежегодник лаборатории постнеклассических исследований ИФ РАН. М.,1994. С. 314.
  • Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающейсреде и развитию. М., 1989. С. 51.

Под единством современного мира понимаю сплоченность наций, государств и народов для общей цели. Цель может заключаться в общей борьбе против загрязнения окружающей среды, с терроризмом, с глобальным потеплением, против СПИДа, рака, малярии.

Единство мира заключается том, что многие государства объединяются для того, что побороть такие проблемы. Есть ряд международных организаций и союзов, деятельность которых направлена именно на это. Одной из самых успешных и популярных на весь мир является ООН. Но несмотря на то, что современный мир считается целостным, он полон различных противоречий и многообразия.

Но его целостность поддерживается современным развитием - мы живем в эпоху технического прогресса, и возникновение информационного общества значительно повлияло на целостность современного мира. Развитие средств коммуникации и транспорта позволяет людям из различных стран постоянно контактировать и расширять границы познания окружающего мира.

Многообразие современного мира

Многообразие мира заключается в том, что на нашей планете живут 7 млрд человек, они представлены тремя основными и несколькими переходными расовыми группами. Основные - это европеоидная, монголоидная и экваториальная группы. Все они говорят на разных языках, точное количество которых подсчитать невозможно.

Известно, что языки подразделяются на 23 языковые семьи. Современный мир включает в себе более 2-х тысяч независимых государств, каждое из которых проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Государства имеют разные формы правления и различные территориальные устройства.

Многообразие современного мира заключается и в том, что каждое государство отличается от других уровнем экономического развития и люди, населяющие разные государства, отличаются друг от друга уровнем жизни. Есть страны, которые отличаются высоким уровнем развития экономики и доходы их граждан стабильно высоки, а есть государства, в которых до сих пор действует примитивная хозяйственная система и по этой причине у их населения низкий уровень жизни.

Многообразие религий

Религиозный облик современного мира тоже отличается многообразием. Существуют три основные мировые религии, которых придерживается большая часть человечества. Это буддизм, ислам и христианство. Другие люди исповедуют такие религии, как конфуцианство, иудаизм, индуизм, даосизм и многие другие локальные традиционные верования. Также есть большое количество людей, которые придерживаются атеистических убеждений.

Культура и традиции

В современном мире прослеживается тенденция многообразия культур, образов жизни и национальных традиций. Это объясняется различным историческим наследием, которое есть у каждой страны. И каждая культура формировалась под влиянием определенных условий жизни народа и тех исторических обстоятельствах, которые оказали влияние на его жизнь.

Глобальные проблемы человечества

На данный момент выделяют множество глобальных проблем человечества , которые можно разрешить лишь общими усилиями. Это опасное ядерное оружие, которое может уничтожить нашу цивилизацию, если оно будет использовано, загрязнение атмосферы и загрязнение морей и океанов, которые ведут к ухудшению здоровья человека и к вымиранию разных видов животных.

В современной социологии получила развитие теория структурализма, распадающаяся на два потока: единство (консенсус) и борьба в обществе.

Структуралисты рассматривают общество на социальном уровне как устойчивое, взаимосвязанное, интегрированное целое. Оно обладает культурой и социальной дифференциацией.

  • 1. Положили начало такому подходу О. Конт и Г. Спенсер. Они предложили понятия «структура» и «дедукция», провели анализ социальной структуры и ее развития, провели аналогию с организмом, заложили основы системного взгляда на общество как совокупность взаимосвязанных частей.
  • 2. Э. Дюркгейм продолжил развитие структурализма. Он развил идею Гоббса о «современном договоре» как средстве остановить войну всех против всех. Социальная система у Дюркгейма - моральная целостность. Человеческие ассоциации строятся на образцах поведения - общем восприятии, оценках, чувствах, действиях (коллективное сознание).

Общество - это моральная реальность, целостность, стоящая над человеком.

Основу порядка составляют неписаные правила, общие ценности - это и есть общество. Простые, аграрные, традиционные общества отличаются от современных индустриальных формами социальной солидарности и разными системами морали.

Разделение труда делает современное общество устойчивее, чем раньше. В простом обществе - механическая солидарность, а в современном - «органическая». «Органическая» - взаимосвязь разных элементов, а не одинаковость. Изменение общества связано с изменением консенсуса.

3. Бронислав Малиновский и Рэдклифф Браун рассматривали вопросы консенсуса в антропологии. Общество - это социальная система, элементы которой связаны с основными потребностями людей: пища, кров, защита, половая удовлетворенность. Люди объединяются для удовлетворения этих потребностей. В этом процессе появляются вторичные потребности, что способствует развитию языка, норм, правил, организации. А это ведет к появлению координирующих управляющих институтов.

Вывод: система порождена самой природой человека. Любые свойства общества связаны с некоторой жизненной потребностью и функцией. Функции реализуют потребности в социальной среде. Все свойства культуры общества реализуют какую-либо функцию или обслуживают определенные потребности. Исследователь должен выявить потребность или функцию. Когда они открыты, можно объяснить отношения между людьми, отражающиеся в культурных нормах.

  • 4. Концепция социальной системы Талкотта Парсонса основывается на четырех идеях:
    • - для обеспечения пищей, кровом человек создает систему производства и распределения, т.е. адаптируется к среде;
    • - у общества должны быть поставлены цели;
    • - в процессе жизни люди вырабатывают общие нормы;
    • - в обществе необходима координация между частями системы, т.е. интеграция.

Общество является системой, которая стремится к равновесию, каждый знает свою роль, понимает, чего от него ждут. Полного равновесия не достичь, но общество должно к нему стремиться.

Средства достижения - социализация и социальный контроль. Если роли выполняются - награждение, если нет - наказание.

Мать и отец - главные творцы личности.

Парсонс опирается на Фрейда, используя понятие идентификации как усвоения ребенком ценностей матери в качестве члена общества. Важна роль эмоций, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой.

Девианты - люди с неадекватной социализацией, которые недостаточно усвоили ценности и нормы общества, особенно в семье.

Девиантность - патология по отношению к господствующей системе ценностей.

В социальной системе девиация - отклонение от равновесия, что требует таких средств контроля, как полиция, психиатрические лечебницы, тюрьмы.

Все части социальной структуры взаимосвязаны. Так, структура семьи от сложной стала нуклеарной, изменились ее функции в изменившемся обществе.

Производство требует мобильных, квалифицированных работников, и в семье требуется воспитание способностей детей, поэтому изменяется ее численность. Нуклеарная семья лучше подходит индустриальному обществу. Идет процесс структурной дифференциации.

Традиционное общество базируется на системах родства.

Индустриальное - на политических организациях, церкви, производстве и школе. Часть семейных функций передается этим институтам. Между нормами различных частей системы имеются противоречия, которые не нарушают равновесия. Так, семья стремится формировать личность, а производству нужны лишь профессиональные умения. Школа играет роль моста между семьей и производством, смягчая противоречия между ними.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

К сожалению, как среди теоретиков, так и практиков нет единства мнений по поводу характеристики современного российского общества. Подходы к определению содержания нашего общества чрезвычайно разнообразны.

Наше общество - чрезвычайно сложное и противоречивое образование. Оно не является «застывшим», в нем идут интенсивные как открытые, так и латентные изменения. К сожалению, современные исследования социально-экономических и гуманитарных наук таковы, что в них ученые чаще всего «скользят» по поверхности социальных явлений, не подвергая анализу скрытые явления. Вторая причина слабого знания современного российского общества связана с тем, что наше общество развивается не автономно, оно «вплетено» в общемировые процессы. Они также слабо изучены, и как следствие нет научно обоснованного представления перспектив развития человеческой цивилизации.

Названные пробелы теоретической науки отчетливо проявились в период нынешнего финансового кризиса. Так, среди отечественных исследователей и политиков нет единства мнений даже по такому, на первый взгляд простому, вопросу, как: завершился ли переходный период в нашем обществе?

Здесь можно выделить две основные точки зрения. Суть первой была раскрыта Е.Гайдаром. По его мнению, «переходный период» - это «период социалистической рецессии, падения ВВП, дезорганизации хозяйственных связей, финансового кризиса, финансовой стабилизации, начала восстановительного роста, запуска тех мощностей, которые были созданы при социализме».

С такой трактовкой переходного периода никак нельзя согласиться. Это крайне примитивный подход к анализу современного состояния российского общества и перспектив его развития. Хорошо известно, что в советском обществе тоже шла борьба с «пережитками» прошлого, т.е. капиталистическими, которые считались главным тормозом в построении коммунизма. Аналогично поступают представители сегодняшнего российского ортодоксального либерализма, ведя борьбу с пережитками социализма и не ставя вопроса о том, в какой степени эти «пережитки» сами по себе являются необходимым и неизбежным элементом постсоветского капитализма, цивилизованного общества.

Известный американский социолог и экономист И. Валлерстайн справедливо подмечает, что на смену ортодоксальному марксизму пришел ортодоксальный либерализм. Вторая точка зрения на переходный период в нашей стране состоит в том, что он еще далек от завершения. Сторонников данной точки зрения несравненно больше, чем тех, кто стоит на иной позиции.

Переход от одной модели социального развития к другой - это сложный и противоречивый процесс, и он не может быть сведен только к экономике, политике, социальной сфере, какую бы значимость для общества эти сферы не имели. Основное содержание переходного периода, по моему мнению, это системный кризис общества. И такое положение характерно в целом для современного человечества, развитых и неразвитых стран.

Следовательно, проблемы переходного периода в современной России не есть только российские проблемы, тем более они не сводимы к «пережиткам» советского общества, многие из них связаны с общемировыми тенденциями и проблемами.

Но, конечно, есть и собственные проблемы, тормозящие переход нашего общества на качественно новый уровень развития. Нужно признать, что в нашей стране пока успешно не решена ни одна заявленная реформа. Все находятся в процессе непрерывной «доработки», а то и полной «переработки». По некоторым реформам процесс явно затягивается на очень неопределенное время.

Думается, что такая ситуация в стране дала основание Президенту РФ Д.Медведеву в Послании Федеральному собранию РФ (ноябрь, 2009 г.) достаточно точно определить наше общество как “архаическое”.

В контексте общего вопроса интерес представляет частный, но чрезвычайно важный вопрос, а именно: о социальной структуре современного российского общества.

Социальная структура общества - это упорядоченная совокупность различных по положению в обществе взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и общностей. К общностям относятся самые различные с учетом масштабов, устойчивости и сплоченности совокупности людей, объединенных процессом взаимодействия. Социальная группа, в узком смысле - одна из разновидностей социальной общности. В современном обществе существуют сотни групп, слоев и классов. Они занимают разное место в социуме и оказывают на него неодинаковое влияние.

Важность изучения социальной структуры объясняется рядом причин, но прежде всего тем, что она является своеобразным зеркалом, отражающим не только общее состояние социума, но и его основные проблемы и противоречия.

Сложность изучения социальной структуры современного российского общества состоит прежде всего, в том, что общество, как было установлено ранее, находится в переходном состоянии. Многие проблемы и тенденции его развития еще далеко не так очевидны и бесспорны.

В социальной структуре российского общества уже сейчас можно выделить целый ряд достаточно устойчивых проблем и тенденций. Одна из таких тенденций в развитии социальной структуры современного российского общества - ее усложнение. В социуме возникают все более подвижные, многообразные социальные группы и слои, все в большей степени перекрещивающиеся, взаимодействующие. Одновременно идет исчезновение старых и появление новых социальных групп и слоев. Основное влияние на этот процесс оказывают социально-экономические и политические трансформации в обществе.

Нынешняя социальная структура российского общества крайне затратная, не соответствующая задачам, нацеленным на инновационное развитие экономики и социальной сферы. В стране чрезмерно раздут управленческий аппарат. Государственных чиновников у нас больше, чем в советское время. В 2008 г. государственных и муниципальных чиновников насчитывалось 2 060 234 человек.

Всякие разумные пределы превысил в нашей стране и административный аппарат милиции. Ни одна даже самая развитая страна в мире не может позволить себе содержать такую армию полицейских - таково мнение начальника штаба регионального ГУВД генерал- майора А.Первухина. « РУВД превратилось в «монстров», где на одного работающего с населением приходится с десяток начальников».

О наличии существенных проблем в социальной структуре общества свидетельствует и наличие большой армии охранных структур (ЧОПов). Их сегодня более 27 тыс. В них работает почти 800 тыс. сотрудников. При этом налицо тенденция к их активному увеличению: ежегодно прирост численности составляет 1520%. Сотрудники этих ЧОПов, как правило, молодежь, в хорошей физической форме, нередко имеющая среднее специальное или даже высшее образование. И еще один показатель неблагополучного состояния социальной структуры и кадрового потенциала нашего общества: за последние 16 лет - с 1992 по 2007 - в стране осуждено свыше 15 млн. чел. Это больше чем каждый десятый во всем населении страны. И эта тенденция продолжает сохраняться. Наше общество незаметно для себя наращивает скрытый криминальный потенциал. Каждый год его подпитывает 300-тысячная армия недавних арестантов, многие из которых приходят на волю с устойчивыми уголовными привычками. Понятно, что это не может не влиять негативно на общество, сдерживать его развитие.

Положение с человеческим потенциалом усугубляет демографическая проблема. По мнению многих известных ученых и политиков, ее наличие таит самую большую опасность для нашего общества. Так, по данным ООН к 2050 г. население России сократится на 50 млн. По продолжительности жизни Россия находится на 119-м месте в мире.

С сокращением численности населения неизбежно будет расти нагрузка на молодежь и пенсионеров. Именно молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, и на нее ляжет большая часть социального обеспечения нетрудоспособной части населения (коэффициент демографической нагрузки - количество нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособного населения - с 2005 до 2016 г. вырастает на 20 % и составит 709 чел.). В соответствии с этим прогнозом от молодежи требуется значительно большая вовлеченность в жизнь общества, чем та, что мы наблюдаем сейчас. А тенденция пока такова, что за последние 10 лет, по расчетам специалистов, число работающих пенсионеров увеличилось на 13 %. Если раньше трудилась треть российских пенсионеров, то в настоящее время - 40%. 90% россиян после выхода на пенсию работают еще три года, 60% - еще 6 лет. Таким образом, пенсионный возраст для большей части мужчин наступает в 58-61 год и в 63-66 лет - для женщин. В настоящее время в стране пенсионеров 37 млн.

На состояние демографии отрицательное влияние оказывают многие широко распространенные негативные явления в нашем обществе. К их числу относятся алкоголизм, табакокурение, наркомания и др.

Если верить статистике, то в стране ежегодно умирает только от суррогатного алкоголя больше 35 тыс. чел. На дорогах в авариях гибнет столько же, столько же погибает от рук преступников, 30 тыс. людей бесследно исчезает. Не исключено, что из числа пропавших без вести большинство убиты. К этим потерям надо еще добавить и гибель людей при пожарах. В среднем по 34 чел. в стране гибнет за сутки при пожарах.

Смертность от алкогольной кардимиопатии в России в 100 с лишним раз больше, чем в США или во Франции, и даже в Финляндии (с северным типом потребления алкоголя) смертность примерно в 10 раз ниже, чем в России. Уровень смертности от отравлений алкоголем в России вообще кажется несравнимым с уровнем США и Франции, а в Финляндии она ниже всего в 3,5 раза. Огромный урон социальной структуре и обществу в целом наносит употребление людьми наркотиков. Количество таких больных колеблется по разным источников от 2 до 5 млн.

За пять лет за незаконный оборот наркотиков в тюрьме оказалось полмиллиона человек.

В стране, как свидетельствуют специалисты, сформировался гигантский спрос на наркотики. При этом только 10 % излечиваются от наркомании.

Огромны потери от суицидов. Их численность растет - за последние десять лет в полтора раза.

Справедливости ради следует отметить, что в демографии в последние год-два появилось два положительных факта: во-первых, в 2008 г. родилось на 107 тыс. детей больше, чем в 2007г.; во-вторых, снизилась фактически до европейского уровня младенческая смертность - до 8,5 на 1000 родившихся в 2008 г. Однако до 40 % родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья. В результате среди детей насчитывается почти полмиллиона инвалидов. А среди всего населения таковых уже более 13, 5 млн.

К этим проблемам необходимо еще добавить и кризис семьи, проявляющийся в самых различных формах и имеющий разные последствия, в том числе бесправное положение значительного числа детей и подростков, прогрессирующая их вовлеченность в асоциальные процессы. Количество разводов в России растет, выводя нас в этой общемировой тенденции на первые позиции. Так, по данным Нью-Йоркского института семьи и брака, на 10 браков в Германии приходится 3 развода, в США - 5, в России же - 6. Это, естественно, без учета распавшихся гражданских браков. По данным Федеральной службы государственной статистики, только в 2008 г. в стране был заключен 1 млн. 179 000 браков, а разводов зарегистрировано 703 412. Следствием этой безрадостной статистики становится другая, еще более мрачная: количество детей, ежегодно остающихся без одного из родителей по причине их развода, по разным упоминаемым в СМИ данным, - от 500 тыс. до 1 млн. Более 10 млн. российских детей уже живут в неполных семьях.

Важнейшей характеристикой социальной структуры, ее содержанием, служит социальная стратификация. Под последней понимается иерархическое расположение социальных групп в обществе в зависимости от дохода и уровня заработной платы.

В мировой и отечественной практике для оценки состояния социальной стратификации общества введен так называемый «децильный коэффициент» - соотношение в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных. В развитых странах внимательно следят за этим коэффициентом и не допускают большого разрыва в доходах различных категорий населения.

Децильный коэффициент в нашей стране по официальным данным за последние годы практически не изменяется и остается достаточно высоким -1 к 17. Это крайне опасно для общества и власти. Для сравнения: в Швеции доходы 10 % самых богатых превышают доходы 10 % самых бедных в 4 раза, в Европе - не более чем в 6-7 раз, в США - в 9.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача - снижение дифференциации населения по уровню доходов (с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.).

Негативной тенденцией в развитии социальной структуры и стратификации современного общества является усиливающийся процесс маргинализации населения.

Маргинальность означает позицию на окраине социальной структуры, промежуточное положение по отношению к основным элементам. Маргинал - человек, находящийся на краю социальной структуры общества, лишенный полноправного духовного наследства, не адаптировавшийся к другой культуре, потерявший естественный стиль поведения, болезненно ощущающий неполноценность своего статуса, без четких ценностно-нормативных установок и ориентиров, с агрессивным поведением.

Маргинализация - процесс увеличения численности маргиналов в обществе. В узком смысле маргиналы - это часть населения, не участвующая в трудовом процессе, не выполняющая общественных функций. В расширительной трактовке основными проявлениями маргинальности являются: потеря объективной принадлежности индивидуума к конкретной общности без последующего вхождения в иную общность; потеря индивидом субъективной идентификации с определенной группой. Ученые и политики констатируют рост маргинализации в российском обществе. Это крайне опасный процесс. Он препятствует выводу страны на новый уровень развития.

Основными причинами маргинализации российского общества являются несистемное, некомплексное реформирование общественных отношений, ломка старых структур и отставание в создании новых; формирующаяся экономическая система не может дать работу всем желающим; социально-психологические и физиологические особенности людей, осложняющие адаптацию к новым условиям экономической, политической и социокультурной жизни.

В качестве одной из важнейших задач российская власть ставит увеличение численности среднего класса. Известно, что в развитых странах он составляет, у нас, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, средний класс в 2007 г. составлял порядка 13, 5 млн. чел., т.е. около 10 %.

Исторический термин «средний класс» или «средний слой» возник довольно давно. К.Маркс и Ф.Энгельс под ним понимали антиреволюционный класс, играющий роль сдерживающего фактора революции.

Большинство современных исследователей и политиков полагают, что средний класс в обществе выполняет важные социальные функции. Главной среди них является обеспечение стабильности в обществе.

К среднему классу обычно относят:

    научных и инженерно-технических работников;

    управленческий, административный персонал, не занимающий высоких постов;

    интеллигенцию;

    городских и сельских местных собственников;

    рабочих высокой квалификации;

    работников сферы обслуживания и др.

Выделим основные черты среднего класса в различных сферах.

Экономическая сфера. В ней средний класс экономически независим от государства, имеет высокий материальный уровень жизни, свободно распоряжается своей собственностью: как материальной, так и интеллектуальной.

Политическая сфера. Средний класс - противник бюрократизации общества, идей ультраправых консервативных кругов, люмпенства; радикальных изменений. Таким образом, средний класс занимает центристские позиции, заинтересован в стабильности и устойчивости общества.

Социальная сфера. Средний класс выступает за более справедливое распределение духовных и материальных благ.

Духовная сфера. Для среднего класса характерен высокий уровень образования, культуры, развитое чувство гражданской активности и ответственности.

В оценке качественных характеристик, структуры среднего класса нет единства. Одни считают, что к нему можно отнести тех, у кого уровень дохода позволяет иметь благоустроенное жилище, легковой автомобиль и полный набор бытовой техники. Другие утверждают, что к среднему классу можно отнести всех граждан, имеющих личный автомобиль. Точнее будет, если использовать комплекс показателей. К числу таких показателей можно отнести:

    уровень благосостояния, уровень дохода;

    возможность использовать высокотехнологические предметы быта и услуг;

    уровень образования и культуры, который позволяет выполнять высококвалифицированную работу или руководить какими-либо предприятиями, организациями;

    стремление к экономической самостоятельности, наращиванию капитала;

    индивидуальное развитие и совершенствование.

Исторически «традиционные» средние слои за годы существования советской власти исчезли, их нужно восстанавливать заново. А «новые» средние слои не похожи на средние слои развитых стран мира. Для формирования среднего слоя в России пока нет необходимых условий. У значительной части наших людей нет чувства уверенности в завтрашнем дне. Исследования показывают, что сегодня средний период планирования жизни у россиян - от трех месяцев до полугода. Это серьезный недостаток в развитии общества.