Спиридоновка 30 дом тарасова протесты. "Московский любовный треугольник": какие тайны хранит Спиридоновка. Бронирование тура "Особняк Тарасова на Спиридоновке"

18 мая - День исторического и культурного наследия. Сегодня открываются двери старинных особняков, и нам, благодаря проекту "Выход в город", удалось заглянуть к Гавриилу Аслановичу Тарасову.
Шикарный особняк, выстроенный по мотивам известного итальянского палаццо архитектором И.В.Жолтовским, несомненно украшает улицу Спиридоновка и придаёт ей особый шарм.


И перед прогулкой внутри дома небольшой рассказ о семействе Тарасовых. Тарасовы были армянской семьёй из Армавира. Изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже русифицировалась, и все они стали Тарасовыми. Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся бизнесом на юге России. Его сын, Гавриил Асланович Тарасов, стал владельцем Екатеринодарской Большой мануфактуры. Основное богатство ему принесла торговля ватой, затем профиль деятельности расширился.

Тарасовы перебрались в Москву из Екатеринодара и в 1902 г. купили участок земли на Спиридоновке у армянской семьи Харатьянов. В 1909 г. архитектор И.В.Жолтовский и его помощник - инженер А. Н. Агеенко - начали строительство особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада. Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего переулка. Эта часть предназначалась для проживания самого Г.А.Тарасова и его семьи. Он не дожил до конца строительства - скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Московская городская управа оценила владение в огромную, непосильную для них сумму, которую необходимо было выплатить для вступления в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, писали заявления в управу, но им не удалось этого сделать. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию.
Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции. Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии.

Потомки Тарасова в этом доме не бывают, а память о их некогда известной фамилии живет в горделивой надписи на фасаде по-латыни «GABRIELS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI» (Гавриил Тарасов построил в год нашей эры).

После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.
И теперь можно пройтись по особняку.
Не зря это здание называют итальянским дворцом, есть в нем и внутренний дворик - характерная черта настоящих палаццо.

В центре его расположен фонтан и садовые скульптуры, вокруг которых цветут сирени и сливовый сад. Когда они появились точно не известно, скорее всего, во времена посольств.

На месте этих огромных окон были проездные арки с Большого Патриаршего переулка. Над арками были террасы, соединяющие две части дома. Поскольку эксплуатировать открытые проезды в нашем климате было сложно, их заложили, и теперь там находится библиотека. Террасы тоже были закрыты.

В библиотеке сохранились сводчатые потолки, колонны ионического ордера, а также большой уличный фонарь...

и... золотой ключик! Раньше им открывали входную дверь, а теперь запирают библиотеку.

Из библиотеки (а если мыслить объемами времен Тарасова - из входа проездной арки) попадаем в холл. Внимание привлекает огромное зеркало, в котором отражается большая часть комнаты, что увеличивает пространство.

Оформление стен белыми пилястрами лаконично. И тем контрастнее выглядит потолок, окрашенный под дерево, ограниченный по периметру темно-синим фризом с растительным орнаментом.

Люстра - тоже произведение искусства, которую нельзя оставить без внимания.

Проходим в "Синий зал". Поднимаем взор на потолок и..

Только ради этого вида можно было сюда прийти! Роскошный кессонированный потолок, украшенный лепниной и росписью, вдоль фриза которого танцуют милые путти.

Из Синего зала есть проход в залы приёмов, который сейчас закрыт шкафом. Мы вернулись в холл и уже из него попали через Большой сначала в Малый зал приёмов, занятый читальным залом. Потолок в нем расписан по мотивам мифов Древней Греции и повествует о рождении Персея и его подвигах. Под сценами из мифов видны надписи на латыни.

Убийство Медузы Горгоны.

Встреча с Атлантом.

Персей и Андромеда

Налюбовавшись великолепными росписями, переходим в Большой зал для приёмов, использующийся для собраний института. Он стал таким в то время, когда этот дом занимал суд, а до этого был поделен на две комнаты, граница которых отчетливо видна (выступ стены).

В первой части потолки расписаны музами и девушками с музыкальными инструментами. Скорее всего, здесь была комната отдыха.

В дальней части комнаты была столовая. По обе стороны от камина находятся двери. В одну из них вносили новые блюда, в другую - выносили.
Потолок здесь также кессонированный, отделанный деревом и множеством мельчайших картин. Это была работа учеников Строгановского училища, поэтому все картинки уникальны и не повторяются.

В этом зале находится один из трёх каминов, причём действующий.

Из залов для приёмов ступаем на первую парадную лестницу. У нее низкие ступеньки, и, по заверениям сотрудницы института, по ней можно бегать без усталости целый день! Лестница сделана из искусственного камня, обладающего такой прочностью, что ступеньки не истираются вот уже более 100 лет.

На потолке повторяющиеся изображения орлов и дубовых веток.

Мозаичное панно - дар африканского народа институту.

На втором этаже в холле сохранились колонны из искусственного мрамора. Рисунок на мраморе таков, какой характерен для мрамора итальянского месторождения.

Здесь сохранился второй камин в особняке.

Через вторую парадную лестницу попадаем в жилую часть дома. На сводчатом потолке изображены основные стихии: воздух, земля, огонь.

Потолок холла перед жилой частью искусно имитирует мозаику, однако это умелая роспись.

В жилых залах стены отделаны также просто, а на потолки богато расписаны такими признанными мастерами, как Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере. Семья Тарасовых была известна как театралы, и, возможно, поэтому они заказали роспись театральным художникам.

Копия картины Тинторетто "Рождение млечного пути" украшает одну из комнат.

В последней комнате нас ждет третий камин. Кроме него и роскошного потолка в ней ничего родного не сохранилось, вся мебель от новых арендаторов.

На этом закончилось наше путешествие в "московскую Италию", в эпоху Ренессанса.

Использованы материалы:

по Москве

Увлекательная авторская экскурсия - возрождающее, вдохновляющее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской! Столичные архитектурные шедевры итальянского барокко и ренессанса - солнечные творения итальянских гениев и их российских последователей, и увлекательная попытка разгадать родство русской души с Италией, определить истоки русской любви ко всему итальянскому… С эксклюзивной экскурсией в «итальянское палаццо эпохи Возрождения» - особняк Тарасова и атмосферным обедом из блюд вкуснейшей итальянской кухни.

Цена: от 1490 RUB

Сегодня мы попытаемся разгадать загадку извечной и древней тяги русской души к Италии и всему итальянскому! Приглашаем вас на новую авторскую экскурсию - вдохновляющее, возрождающее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской, под звуки итальянской музыки, с дегустацией блюд знаменитой итальянской кухни.
Италия для русского человека всегда была «мечтой, … образом красоты и радости жизни». Ни одна из стран мира не имела (и не имеет!) такого культурного воздействия на Россию, как Италия. Итальянская культура, искусство и архитектура, итальянская музыка, итальянский язык и даже итальянская кухня таинственным и мистическим образом оказывали влияние на всю российскую культуру - и тысячу лет назад, с момента завязывания торговых связей с Италией, и после татаро-монгольского нашествия, и в XVII-XIX веках и, особенно, в наши дни.
Декорациями нашего увлекательного путешествия станут самые красивые улицы, площади и здания нашего города ! Вы увидите Кремлевские башни и Манежную площадь, Александровский сад и грот «Руины», Гостиный двор и Политехнический музей, историческое здание МГУ, храм Большое Вознесение, дом Жолтовского и особняк Рябушинского. Теперь не нужно ехать в Рим или Неаполь, чтобы окунуться в волшебную атмосферу уютных, опаленных солнцем узких улочек и классической архитектуры эпохи Итальянского Возрождения. Вот он - уголок любимой Италии в сердце Москвы! Вы побываете в московском «итальянском квартале» - это новый роскошный, элитный жилой комплекс Римский квартал. Вы увидите домик Чехова , который трижды бывал в Италии и полюбил ее всем сердцем, полюбуетесь зданием Новой Оперы в саду Эрмитаж, и впечатляющим шедевром Казакова и Бове - роскошным зданием Ново-Екатерининской больницы.
Особую достоверность и чарующую атмосферу нашему вдохновляющему путешествию придадут «музыкальные паузы», во время которых вы услышите выдающиеся классические шедевры в исполнении Робертино Лоретти, Пласидо Доминго, Энрико Карузо, а также хиты популярной музыки в исполнении любимых «итальянцев».В ходе увлекательного путешествия вы узнаете:
- какие здания Москвы являются самыми древними
- почему башни московского Кремля, построенного итальянцами, не имеют аналогов в Италии
- как превратить русский храм в итальянское палаццо,
- кого из итальянских архитекторов в Москве держали силой,
- сколько колонн украшает здание Старого Гостиного двора,
- какие детали итальянской архитектуры стали привычными украшениями московских зданий
- какое «непременное условие» путешествия в Италию упоминалось в старинных путеводителях
- кем был великий русский архитектор Осип Бове по национальностиОсобенной «итальянской» изюминкой нашего путешествия станет эксклюзивная экскурсия в особняк Тарасова на Спиридоновке (сегодня - институт Африки РАН). Это необыкновенное здание - почти точная копия итальянского палаццо Тьене, возведенного в Виченце (Италия) великим архитектором Андреа Палладио в 1553 году. Особняк Тарасова построил последователь палладианства, архитектор Жолтовский в 1912 году, а основной девиз строительства его заказчик промышленник Тарасов сформулировал так: «Главное - роскошь!»
Этот роскошный особняк многие видели снаружи и лишь немногие побывали внутри. Проходя по залам роскошного палаццо, вы услышите захватывающую историю владельцев особняка Тарасовых, увлекательную, как исторический роман. Узнаете о судьбе потомков этого влиятельного армянского рода, среди которых - знаменитый французский писатель Анри Труайя, богатейший нефтепромышленник и меценат Николай Лазаревич Тарасов и наш современник, первый «советский» миллионер Артем Тарасов. Самое впечатляющее украшение особняка - уникальные росписи по сырой штукатурке на темы греческой мифологии. Фрески выполнены знаменитыми театральными художниками Лансере и Нивинским. По периметру потолков пущены богатые фризы с росписями в технике гризайль, создающие эффект объемных барельефов, здесь же расположены сотни мельчайших картин учеников Строгановского училища, сюжеты которых не повторяются. Фрески палаццо Тарасова можно рассматривать часами…
Итальянская кухня считается одной из вкуснейших в мире! Невозможно представить наш, русский стол, без итальянской пасты и пиццы, вкуснейших итальянских сыров и роскошного вина! Именно поэтому наше итальянское путешествие завершится традиционным обедом в атмосферном итальянском ресторане , где вы отведаете национальные блюда Италии - тосканский традиционный суп "каччукко", спагетти "Помадори" со спелыми томатами и легендарный ликер "лимончелло".
Необыкновенное атмосферное "итальянское" путешествие, которое вы совершите, не покидая пределов Москвы!

Продолжительность экскурсии: ~ 4 часа (ориентировочно).
Стоимость программы:

взрослый - 1490 руб.

ребенок - 1490 руб.

C бор в 10:15, м. Новослободская (встреча с гидом у входа в Макдональдс), экскурсовод с табличкой "название тура ". О тправление в 10:30.
Окончание программы на ул. Спиридоновка.

В стоимость тура включено:

Дополнительно оплачивается:

итальянский обед 1200 руб.


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.

Другие важные условия бронирования экскурсий.


Поначалу кажется, что это полная копия, в духе тех копий XIX века, в которых присвоение прошедшей эпохи шло через ее буквальное воспроизведение (храм Тезея в Афинах, репродуцированный в Вене, дворец Питти во Флоренции, повторенный в Мюнхене, то же палаццо Тьене, воспроизведенное в Ньюгейтской тюрьме в Лондоне). Но внимательный осмотр уличного фасада показывает, что перед нами не копия, а сложнейшая стилизация, направленная на постижение и даже, возможно, на трансляцию самого духа архитектуры Палладио, а не на археологическо-обмерное воспроизведение фасадов.

Известно, что Жолтовский в доме Тарасовых изменил пропорциональные отношения верхнего и нижнего этажей. Об этом рассказывает (вероятно, со слов самого архитектора) Г. Д. Ощепков в прижизненной книге 1955 года о Жолтовском: «Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей.

По произведенному тогда в натуре промеру И. В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение».

Итак, дом Тарасова был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов. Среди его построек начала века наиболее значительной был дом Скакового общества (1903-1906), в котором идеи палладианства были высказаны уже очень отчетливо. В 1909 году Жолтовский стал действительным членом Академии художеств, то есть к моменту начала строительства дома на Спиридоновке он был уже вполне признанным сорокалетним мастером.

Заказчиком дома-палаццо был Григорий Григорьевич Тарасов, богатейший купец, совладелец крупнейшего торгового предприятия «Тарасов и сыновья», преобразованного в «Братья Тарасовы». Семья Тарасовых происходила из Армавира, где разбогател Торос (откуда и фамилия), то ли черкес, то ли армянин. Из этого рода происходит известный французский писатель Анри Труайя, написавший о своих предках; об этой же семье в книге «Москва купеческая» довольно много пишет и Павел Бурышкин. Уже с обрусевшей фамилией Тарасовы быстро поднимались наверх, стали жить в Екатеринодаре и, наконец, в самом начале XX века переехали в Москву.

О Григории Григорьевиче Тарасове (по другим данным этого Тарасова звали Гавриил Асланович, но это, видимо, «внутрисемейное» отчество) мало что известно, он принадлежал к третьему поколению Тарасовых и начал строить дом на Спиридоновке в 1909 году, а скончался в 1911-м. Достраивали дом (окончен вчерне в 1912 году) уже сыновья Г. Г. Тарасова, которые пожить в нем не успели - из-за революции. В Москве начала века больше был известен Николай Лазаревич Тарасов, денди и покровитель Художественного театра.

Мы не знаем, как он объяснял заказчику значимость выбранного образца, уговаривал ли он его или ему было достаточно указать на признанное великолепие вичентинских палаццо Палладио. Как бы то ни было, но Жолтовский избрал впервые конкретный образец, хотя при этом он придерживается этого образца только в одном, уличном фасаде, да и то - заменив пропорции. Получается, что для Жолтовского в Палладио скрыт источник архитектурной красоты, не безусловной, но высшей.

В настоящее время в доме располагается Институт Африки РАН.
Попасть внутрь(если очень повезет!) можно раз в год на День культурного наследия Москвы по предварительной записи.

В интерьерах дома Тарасова тоже нет возможности говорить о копийности: планировка только очень отдаленно напоминает палаццо Тьене, скорее это Палладио вообще.
Узнаются отдельные «узлы» лестниц, своды, камины, группы колонн, рисунок кессонов деревянных потолков, четверти пилястр в углах, камины.
Созданные постоянным сотрудником Жолтовского художником И. И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный Е. Е. Лансере, помогают этому «узнаванию» ренессансной Италии, вводят посетителя в круг образов Возрождения.



« » на Яндекс.Фотках

В этих залах разного размера, на этих лестницах, странновато затерянных среди переходов, кажется, что попал в Италию, может даже и в Виченцу, но непонятно, в какое палаццо, скорее - в некую неконкретную мысль о палаццо, о жизни среди прекрасной архитектуры, перенесенной, воссозданной, переосмысленной как в результате художественного наития, так и в результате ученой работы с самими итальянскими памятниками и их обмерами.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


мебель современная,как и многие детали интерьера

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Обратите внимание на парус в руках ангела.
Плыть против ветра-девиз хозяина дома.


« » на Яндекс.Фотках

Пано нынешнего арендатора дома.

« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Хлебный пер., 21/4
1909-1910, арх. К.А. Грейнерт, М.Г. Гейслер

На пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулка стоит небольшой комплекс из трех зданий. Это городская усадьба одного из братьев Тарасовых, известнейших екатеринодарских купцов 1-й гильдии, – Михаила Аслановича (Афанасьевича) Тарасова.

Интересный неоклассический особняк, декоративная орнаментика которого навеяна мотивами графики «Мира искусства». Гладь стен, волнообразная фактура заполнения подоконных филенок второго этажа в сочетании с «густым» ампирным декором карнизов и тонкими поясками, «бусами», гирляндами аттиков создают оригинальный и, по-своему, уникальный вариант неоклассической стилистики.

Главный дом усадьбы был выстроен в 1909-1910 годах по проекту инженера Михаила Гейслера. Интересно, что Гейслер никогда не считал себя архитектором. Он был владельцем солидной строительной конторы. Возможно, его компания выступала лишь как генподрядная организация. Дело в том, что, судя по фотодокументам 1910 года, существующая планировка, а Ряд исследователей полагают, что настоящий автор здания - Карл Грейнерт.

Фасады двухэтажного, частью трехэтажного с подвалом и антресолями кирпичного главного дома городской усадьбы, сохранили первоначальную композицию и декоративную отделку в формах неоклассицизма начала ХХ века, с многочисленными стильными деталями (вазоны, размещенные в эдикулах, маскероны, гирлянды, лепные фризы и пр.). Основные оси фасадов акцентированы балконами; в уступе южного дворового фасада устроена терраса, антаблемент которой поддерживается спаренными колоннами ионического ордера.


Животный мир этого особняка тоже богат. В частности, присутствуют грифоны, которые имволизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню.
Обратите внимания и на людей. Такие скромные атланты, которые прячутся в стене и ничего не поддерживают. Такие изображения людей характерны больше для модерна, они как будто с картинок лучших иллюстраторов того времени - Билибина или Васнецова, но здесь они остроумно сочетают и классицистические мотивы: их бороды превращаются в листья аканта. Примечательны также лебеди, орлы и бараньи головы.


Из оценочной описи 1914 года известно, что подвал и первый этаж занимала квартира домовладельца Михаила Тарасова, состоявшая из 12 комнат. На втором и третьем этажах находилась квартира некоего господина Бера. В здании до сих пор сохранилось два входа: из Малого Ржевского переулка – парадный вход в квартиру домовладельца, и из Хлебного переулка – вход в квартиру на втором этаже. Также на первом и втором этажах сохранилась историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной. После революционных событий 1917 года в усадьбе разместился «комиссариат по польским делам» в составе народного комиссариата по делам национальностей. Позже знания были отданы детскому дому и, наконец, бельгийской миссии.


Хотелось бы отдельно рассказать о клане Тарасовых, к которому принадлежал хозяин здания. Их можно поставить в один ряд с Морозовыми и Рябушинскими. На Спиридоновке, Поварской или Никитской в начале XX века просто так было уже не поселиться, а уж тем более построить шикарный особняк. Тарасовы были армянской семьей из Армавира. Говорят, что изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже с появлением богатства «русифицировалась». Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся различным бизнесом на юге России, его сыновья в свою очередь основали Мануфактуру братьев Тарасовых и перебрались в Москву, где Гавриил Асланович Тарасов прославился благодаря особняку на Спиридоновке. Однако же в Москву они приехали еще далеко не миллионерами. Их знакомый предприниматель-коллекционер Н.П.Щукин вспоминал: «Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…»

Я познакомился с эти домом во время экскурсии по Булгаковским местам, которую мы совершили в ноябре месяце. Экскурсия была ночной и поэтому все дома, которые мы посмотрели, предстали перед нами в немного мистическом свете.










Я познакомился с эти домом во время экскурсии по Булгаковским местам, которую мы совершили в ноябре месяце. Экскурсия была ночной и поэтому все дома, которые мы посмотрели, предстали перед нами в немного мистическом свете.
Как рассказал нам экскурсовод, постройку этого дома заказал архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому купец 1-й гильдии Гавриил Асланович Тарасов -владелец Екатеринодарской Большой мануфактуры, меценат. Богатство Тарасову принесла торговля ватой. Позже он значительно расширил профиль своей деятельности, торговал нефтью, зерном. В Москву Тарасов приехал из Екатеринодара. Гавриил Асланович принадлежал к армянскому роду Тарасян. Фамилия русифицировалась и после него уже все стали Тарасовы.
Этот участок на Спиридоновке Тарасов купил в 1902 г., в 1907 г. он приступил к сносу прежних строений. В 1908 г. архитектор И.В. Жолтовский (помощник - инженер А. Н. Агеенко) начали строительство нового особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада.
Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего пер. Эта часть предназначалась для проживания самого Г. А. Тарасова и его семьи.
Он не дожил до конца строительства – скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Им тоже не пришлось пожить в особняке – практически все время после окончания строительства и до революции они провели в судебных тяжбах по вступлению в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, чтобы меньше платить налогов. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию. Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции.
Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии. Потомки Тарасова в этом доме не бывают и нам побывать внутри здания тоже не удалось.
Жилым здание никогда не было, хотя строилось как резиденция. Это слово, пожалуй, наиболее точно отражает замысел Гавриила Аслановича.
После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.

Особняк Тарасова – копия дворца Тиена в Виченце (Италия) архитектора Андреа Паладио, любимого зодчего Жолтовского.
Наверно купец Тарасов очень любил Италию, раз построил себе дом,похожий на итальянский дворец.
Практически все архитектурные формы заимствованы у итальянского оригинала. Пропорции сняты с дворца Дожей в Венеции; высота первого этажа на треть превышает высоту последующих этажей.
Смотрится это очень необычно и я думаю, что первый огромный этаж купец Тарасов строил именно для себя.
Может быть это было сделано для придания дому монументальности. Высота этого трехэтажного здания 17 метров, но, несмотря на его внушительные размеры, он состоит всего из двух квартир.
Ещё экскурсовод нам сказала, что этот московский дом интересен цельностью выраженного в нем от фасада до фурнитуры дверей и окон стиля Возрождения.
Над арками были открытые террасы. На крыше был балкон с балюстрадой и верандой, по которой можно было перейти из одной части дома в другую. Террасы пришлось закрыть, эксплуатировать их в нашем климате неудобно.
На их месте оборудованы конторские комнаты. Въездные арки также были закрыты; сейчас здесь находится библиотека. Анфиладные дверные проемы сохранились, но прикрыты шкафами с книгами. Сохранился ключ от двери библиотеки, раньше им открывался вход в парадную часть дома.
В той части особняка, которая располагается вдоль Спиридоновки на фасаде нет входа и это придает зданию особенную монументальность. Эта часть дома предназначалась для приемов. Расположение комнат вдоль Б. Патриаршего переулка и вдоль Спиридоновки – анфиладное, т.е. из одной части дома в другую можно было пройти не по коридору, а через комнаты.
Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: главное - роскошь.
Вообще, особняк славен именно росписью потолка, к которой были привлечены такие известные театральные художники-декораторы как Игнатий Нивинский и Евгений Лансере (член объединения «Мир искусства»).
Нивинский расписывал квартиру хозяев, а Лансере – залы приемов. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. Рисовали художники по сырой штукатурке. Невинский и Лансере были тогда очень популярными, модными художниками, видимо поэтому их и пригласили.
Вообще семья Тарасовых была известна как меценаты, театралы. Может, поэтому роспись заказали театральным художникам. Сейчас особняк иногда посещает правнук Лансере, он пишет научную работу по произведениям прадеда. В Синем зале, как в малом и большом залах для приемов на стенах размещены карнизы для ковров, картин или гобеленов. На дверях и оконных рамах сохранилась оригинальная фурнитура.
Стены имеют лаконичный декор, все внимание зрителя, по замыслу архитектора, должно быть обращено на потолок. Сочетание горизонтальных балок мореного дерева на потолке и светлых вертикальных колонн на стенах придают пространству благородную сдержанную роскошь.
Из холла мы попадаем в Большой зал для приемов. В наше время он используется для проведения собраний института.
В нем находится один из трех каминов дома. Все они действующие, сотрудники института ими пользуются.
Камины сделаны из искусственного камня. Потолок кессонированный, из мореного дерева. В этом помещении особая атмосфера, я бы сказал, что из всех ощущений доминирует торжественность. Как это достигнуто?
За счет сочетания цветов: приглушенных оттенков высокого фриза под потолком, однотонных стен, камина и балок потолка… И там на потолке среди мореного дерева выделяется золотой и голубой цвет мелких изобразительных деталей… Все остальное только фон для этих небольших цветных пятен.
Экскурсовод нам рассказал, что потолке видны надписи на латыни, например «Danae pluvio auro Perseum conceperat» («Даная от дождя золотого зачала»). Сейчас здесь читальный зал. Орлы на потолке появились в то время, когда здание занимало польское посольство.
Какой рисунок здесь был первоначально не известно. Мозаичное панно на лестнице – дар африканского народа институту (80-е гг.).

В холле на потолке видны протечки, утраты декора, причина в том, что на крыше была открытая терраса (переход из парадной части квартиры в жилую). Кровля была сделана некачественно и постоянно протекала. Террасу закрыли.
Колонны в холле сделаны из искусственного мрамора. Определить это можно только подойдя к ним очень близко.
Когда делали вскрытие стен, обнаружили первоначальные краски, стены тогда были серо-оливковых тонов. Здесь находится второй камин особняка.
Потолок в кабинете – картинная галерея. Над головой посетителя в рамках в красивой симметрии расположены рисунки по античным сюжетам. В этом зале находится 1-я копия Нивинского (исчисление внутри особняка) картины Тинторетто «Рождение млечного пути». По легенде бог Кронос прикладывает к груди богини Геи маленького Геракла, чтобы обожествить его, поскольку он рожден от простой женщины. Брызги молока из груди становятся звездами Млечного пути.
У Тинторетто была еще нижняя часть картины, где молоко падает на землю и так рождаются белые лилии. Первый вариант этой картины мы видели в Малом зале для приемов в жилой части дома. У Тинторетто было семь вариантов этой картины. Но и у его картин не осталось нижней части и присутствие белых лилий передается из уст в уста как легенда. Может быть, нижняя часть картин была удалена художником, чтобы сохранить пропорции? Неизвестно.
Вторая лестница ведет из холла, в который попадает в наше время каждый посетитель института Африки, вошедший через единственную дверь дома со стороны Б. Патриаршего переулка.
Может показаться, что на сводчатом потолке мозаика, на самом деле это роспись, искусно имитирующая мозаику.
Рядом с лестницей на первом этаже расположены анфиладой три зала. У них нет названий, поэтому я использую цифры. Отделка дверных порталов – природный камень, привезенный из Италии. Из Италии, как мне сказали, на подводах привезли и два очень красивых больших венецианских зеркала.
Все люстры в этих залах русской работы, но стеклянные элементы венецианские. Обработка стен самая простая (штукатурка), кое-где используется натуральный камень, привезенный из Венеции. Стены сделаны из искусственного мрамора.
В основном потолки кессонированные, разбитые на разных размеров кессоны. В кессонах роспись по мотивам древнегреческой мифологии. Сюжеты и изображения богов и богинь достаточно узнаваемы.
В зале особняка, которая расположена вдоль Б. Патриаршего переулка самые богатые росписи. Автограф Невинского отчетливо виден на одной из картин (это не копия с картины итальянских мастеров, а оригинальная работа). Расписные потолки – копии картин Тинторетто, самая известная его картина – «Рождение млечного пути» присутствует в двух вариантах: в Малом зале для приемов и здесь во тором зале.
Миф повествует о самом раннем этапе жизни знаменитого Геракла. Как известно, Геракл был сыном Бога Зевса и земной женщины. Небесный отец захотел, чтобы его сын стал бессмертным. Для этого он усыпил свою жену Геру, взял младенца, который уже в самые ранние годы отличался огромной силой, и приложил его к груди Геры для того, чтобы Геракл напился божественного молока. Геракл стал пить молоко так энергично, что молоко расплескалось.
Те капли, что попали на небо, превратились в звёзды и образовали тот самый Млечный Путь, который называется "Млечный" именно по аналогии с расплескавшимся "молоком". Капли, которые попали на землю, превратились в белоснежные лилии.
Герб над камином не имеет отношение ко времени постройки, он был сделан позже кем-то из арендаторов.Отопление для каждой из двух квартир было отдельное (отопительные котлы находились в подвале).
Вообще в доме использованы самые передовые технические решения того времени. Трубы проведены в толще стен, во всех комнатах размещены радиаторы парового отопления. В доме было электричество и санузлы. Для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ на черной лестнице был сделан грузовой лифт. В здании работала собственная прачечная.
В ближайшие годы в особняке Тарасова будет проведена научная реконструкция. Реконструкция должна обновить инженерные коммуникации, кровлю. Необходимо привести в порядок полы, двери; почистить, обновить архитектурные элементы: балки и лепнину. Росписью реставраторы займутся, если останется время и деньги; сейчас она в прекрасной сохранности.
Мне очень понравилась архитектура этого дома и рассказ экскурсовода про историю этого дома.