Развитие сельского хозяйства в России: реалии и перспективы. Как можно заработать бизнесу на замещению импорта: разбор программы по импортозамещению в России Программа импортозамещения в сельском хозяйстве

Для России реальное импортозамещение (не промсборка из иностранных составляющих) – хороший шанс реализовать-таки диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными? В каких отраслях подключение малого и среднего бизнеса (МСБ) к импортозамещению эффективно?

Сделано у нас: мода или необходимость

Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров . За период 2000-2014 объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза.

Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

  • продовольствие и товары народного потребления;
  • сельхозтехника, станки и оборудование;
  • автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
  • лекарства;
  • новые технологии;
  • продукция для ВПК.

В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. Если реализовать его эффективно.

Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов. Причина проста - снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая экономическая яма отягощена антироссийскими санкциями. Это активизировало правительство, заставив перейти от слов к разработке стратегии - созданию программ импортозамещения в России до 2020 года.

Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения - 70%, гражданского авиастроения - 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике - 50%.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» - импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Таблица 1. Политика по сокращению импорта в документах

Документ/мероприятие

Задачи и сроки

Сельское хозяйство

Госпрограмма развития с/х на 2013-2020 (пост. правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза)

До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах:

  • мяса - до 91,5%;
  • зерна - до 99,7%;
  • молока - до 90,2 %;
  • свекловичного сахара - до 93,2%;
  • картофеля - до 98,7%;
  • растительного масла - до 87,7%.

Таблица 3. Товары, ограниченные к госзакупкам при наличии отечественных аналогов

Отрасль промышленности

Виды продукции

Ткани, изделия из текстиля (кроме одежды), меховые изделия, канаты и веревки, трикотажные пуловеры и кардиганы, чулочно-носочные изделия, спецодежда, резина для обувных подметок, сумки и чемоданы и др.

Строительная и коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и др.

Медицинские инструменты и одежда, спиртовые антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, томографы, электрокардиографы, наборы реагентов для лабораторных анализов, глюкометры и др.

Радиоэлектронная промышленность, IT-технологии

C 01.01.16 российскому софту предоставляется приоритет при госзакупках, некоторые категории зарубежного ПО попадут под прямой запрет.

Запрещенные к ввозу до 06.08.16 продтовары:

  • охлажденная/свежая/замороженная говядина и свинина, мясо птицы;
  • рыба и ракообразные;
  • фрукты, овощи, корнеплоды и орехи;
  • молоко и молокопродукты;
  • колбасы, готовые мясопродукты;
  • сыры и творог на растительной основе.

Итоги продовольственного эмбарго по некоторым категориям (данные Росстата):

Господдержку смогут получить немногие, но у МСБ есть возможность сфокусироваться на реально выгодных нишах:

  • продовольственные товары натуральные;
  • текстиль и другие приоритетные товары легкой промышленности;
  • корма и продукция животноводства ;
  • спортивные и детские товары ;
  • разработка ПО.

Узнайте из видео, поддерживает ли население процессы борьбы с импортом.

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко


Из неоднократно декларируемого лозунга импортозамещения в сельском хозяйстве, которым власть оправдывала введение эмбарго на поставки продовольствия, спровоцировавшее инфляцию, стремясь в действительности нанести ответный удар по Европе, не реализовано фактически ничего. Во-первых, анализ расходов федерального бюджета показывает, что средства для сельского хозяйства в планируемом объеме не только не выделены, но даже сокращены (рис.1), хотя премьер и уверял, что дополнительные деньги в любом случае будут найдены. Единственная победа аграриев в новом бюджете – это отказ властей вводить налог на прибыль сельхозпредприятий, хотя Д. Медведев не исключил такой возможности в будущем.


Рис.1. Данные по финансированию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Во-вторых, Распоряжение Правительства от 02.10.2014 г. №1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» фактически является планом по написанию планов к концу 2015 года, когда запреты будут отменены, громкие патриотические лозунги позабыты. Все инициативы в сфере импортозамещения согласно распоряжению состоят в подготовке изменений в соответствующие законы и госпрограммы к сентябрю 2015 года. К примеру, поправки в Доктрину продовольственной безопасности будут внесены только в IV квартале 2015 г.

Проблема развития сельского хозяйства значительно шире вопросов продовольственной безопасности: поддержка отечественного производителя не только позволит стране выйти на уровень самообеспечения (как это было в СССР), но и возродит село, остановив его вымирание. Но для этого нужны не бумажные планы, а реальные действия. Успешный опыт решения этих вопросов у страны есть – это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием.

Во-первых, это закупка у населения, совхозов и колхозов овощей и фруктов, сырья (кожа, мех), молочного и мясного сырья, дикорастущих культур (ягоды, грибы, лекарственные травы). Благодаря стабильной и гарантированной системе закупок население получало гарантии сбыта своей продукции на перспективу. В сельских населенных пунктах заготовители объявляли дни и места приема, где население по установленной (справедливой нужно отметить) цене продавало излишки. Это позволяло жителям сельских районов заниматься подсобным хозяйством, не покидать села в поисках трудового заработка.

Во-вторых, производство продуктов питания из закупленного сельскохозяйственного сырья (предприятия по овощепереработке, хлебопекарни, пивные заводы и прочее), а также производство непродовольственных товаров. Благодаря этой цепочке производитель получал сырье по закупочной стоимости, то есть устранялись многочисленные цепочки посредников. Цена произведенных продуктов питания оказывалась существенно ниже импортной, качество оставалось высоким, поскольку на всех предприятиях действовали строгие правила контроля над соблюдением государственных стандартов. Полученная выручка шла на расширение производственных мощностей, то есть в инвестиции в основной капитал.

В-третьих, торговля, а фактически обеспечение всех республик Союза необходимым сырьем. В единый центр поступала информация об излишках и дефиците сырья по регионам. Кооперация продавала другому потребкооперативу сырье, доставка осуществлялась через единую систему транспортных перевозок. Она также выступала фактически единственным розничным продавцом в сельской местности.

В-четвертых, это оказание широкого спектра услуг – образовательные (институты кооперации), услуги бытового характера в сельской местности, предоставление на договорной основе комбикорма, техники и других материально-технических ресурсов.

В последние годы Союза потребкооперация обслуживала 40 % населения страны. Она заготавливала около половины картофеля, осуществляла треть закупок овощей, производила более трети выпечки хлеба. Выступала крупнейшим налогоплательщиком в стране. Таким образом, система потребительских кооперативов решала сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Она охватывала все звенья цепи: от обеспечения уверенности сельхозпроизводителя до закупки сырья и его перераспределения по стране.

В 90-ые годы система была парализована: на село пришли частные скупщики, которые не смогли гарантировать ежегодную закупку. Гиперинфляция обесценила оборотные средства потребительской кооперации, покупательная способность населения упала, в результате многие кооперативы стали убыточными. Ориентация экономики на сырьевую составляющую уже в 2000-ые годы, разрушение производственных мощностей привели к росту импорта, от этого система потребительской кооперации, которая и без того пребывала в кризисе, оказалась практически никому не нужной. Однако наличие крупных активов, которыми располагала потребкооперация со времен СССР, привело к перераспределению ресурсов, в итоге во главе потребкооперации стал человек системы. Центросоюз превратился в организацию, далекую от областных потребсоюзов, а показатели его деятельности пошли вниз.

Сейчас представительства потребкооперации действуют по всей стране, но масштаб и эффективность их деятельности не сравним с советским временем. На всем постсоветском пространстве эту систему удалось сохранить только в Белоруссии, которая не только самообеспечивает себя сельхозсырьем и продовольствием, но и активно экспортирует его.

Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению. Ниже приведены первоочередные меры стимулирования развития сельского хозяйства через восстановление системы потребительской кооперации.

1. Необходимо финансирование потребкооперации из бюджета, привлечение частных инвесторов (пайщиков), предоставление льготных кредитов (в советское время кредиты потребкооперации выдавались под 1%). Полученные средства будут направлены в фонд оборотных средств для закупки сырья у населения. Через три года постоянной работы население увеличит объемы производства при условии дополнительных мер в виде льготных кредитов на закупку сельхозтехники, облегченных процедур продажи земли.

2. Должна быть отлажена система сбора информации о нуждах и объемах производства по регионам.

3. Должна быть хорошо отработанная логистика для оптимизации потоков. Необходима координация с РЖД, возможно субсидирование транспортных перевозок, как это было до 91 года, когда государство около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя.

4. Стимулирование производства потребкооперативами через введение льготного налогообложения в сравнении с предприятиями, производящими продукцию из импортного сырья, региональных представительств иностранных компаний.

5. Ужесточение стандартов ГОСТ к пищевой промышленности, введение обязательной маркировки содержит/не содержит ГМО для всех продуктов питания, введение запрета для кооперативов закупать ГМО продукты и производить ГМО содержащие товары.

6. Разработка дорожной карты закупок сельхозпродукции у постсоветских республик. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, россиянам не придется потреблять низкокачественную китайскую продукцию. Во-вторых, снизятся цены на импортные товары, которые не производятся в России, за счет оптимизации транспортных маршрутов. В-третьих, геополитическое укрепление страны на постсоветском пространстве, альтернатива проникновению китайского капитала в регион.

Однако маловероятно, что в сложившейся экономической модели возможно подобное переустройство. Для него нужна сильная воля, готовность не сберегать, а инвестировать, высокий профессионализм управленцев. Вероятный сценарий – это отмена эмбарго, продолжение ориентации на импорт (теперь уже преимущественно китайский), выполнение соглашений ВТО (большинство пошлин снизится к 2017 году), готовность поддерживать российского сельхозпроизводителя только на словах, корректировка статистической отчетности Росстатом и несколько показательных мероприятий в этой сфере к предвыборному 2018 году.

Спустя четыре года после введения в виде ограничений на поставки продовольствия из Северной Америки и Евросоюза, статистика российского потребления показывает заметное увеличение доли российских продуктов в покупках россиян. Досанкционная доля отечественного продовольствия в 65% увеличилась до 80%. Рост начался уже в 2015 году: российские фермеры получали дешёвые кредиты, доступ к земле, скидки на перевозки продовольствия по железной дороге.

Импортозамещение в сельском хозяйстве имеет нарастающую динамику. Рост не останавливается: по итогам 2018г. количество поголовья свиней, например,на российских фермах может вырасти на 12%. Большое количество мяса птицы привело к тому, что производители стали снижать оптовые цены, и российский покупатель может ощутить эффект от состоявшегося без потерь для кошелька.

Российское зерно уверенно завоёвывает иностранные рынки, вытесняя европейских и американских экспортёров: девальвация рубля помогла продавцам из России увеличить рублёвую выручку от внешних поступлений. Рост поголовья КРС (крупного рогатого скота) обещает увеличение производства молока и решение проблемы молочного фальсификата из пальмового масла. Ну а ввоз пресловутой «санкционки» для личного потребления никто не запрещал.


На совещании по Агропромышленному комплексу, состоявшемуся в Ставропольском крае с участием Президента России Владимира Путина , были рассмотрены результаты работы сельскохозяйственного сектора, а также определены стратегические ориентиры развития ключевой отрасли страны. Владимир Путин охарактеризовал достижения АПК как прорыв: за пять лет объем производства сельхозпродукции вырос более чем на 20%, отечественные производители практически полностью обеспечивают страну по основным группам продовольственных товаров, при этом активно осваивают внешние рынки. Перспективные направления экспорта сегодня - это Китай, Индия, страны ЮВА, Африки, Персидского залива. В 2017 году объем экспортных поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился на 21%, превысив 20 млрд долл. По словам Владимира Путина , объем продаж оружия составляет 15 млрд долл., то есть, фактически, сельхозпроизводители на 5 млрд долл. превысили этот объем.

За 7 месяцев 2018 года аграрный экспорт вырос почти на треть, до 13 млрд долларов. Сегодня Россия является крупнейшим в мире поставщиком пшеницы и занимает второе место в мире по поставкам зерновых. Вырос экспорт сахара, растительного масла, свинины, мяса птицы. За период январь – июль текущего года вывоз зерна из России вырос в 1,7 раза, объем экспорта мяса птицы вырос на 31%, свинины – на 20%, растительных масел – на 5%, сахара – на 4%. Переход к экспортной модели развития – еще одно подтверждение того, что в отечественном АПК происходят качественные сдвиги, российское сельское хозяйство вышло на новый уровень устойчивости и становится менее уязвимым к перепадам рыночной конъюнктуры, а внутреннее потребление продовольствия практически не зависит от импорта.

По итогам 2017 года показатели продовольственного самообеспечения составили по зерну 170,8%, растительного маслу – 153,1%, сахару – 105,2%, мясу и мясопродуктам – 93%, картофелю – 87%, овощам – 85,9%, молоку и молочным продуктам – 82%. Из этих цифр следует, что по ряду позиций - овощи и фрукты, молочная продукция, говядина - уровень самообеспеченности нашей страны пока ещё недостаточно высок.

На основании данных Росстат, эксперты ЦМТ подготовили динамику производства основных видов российских продуктов, замещающих импортные, в процентном соотношении к предыдущему периоду в графическом выражении:

По словам Владимира Путина, нужно последовательно работать над тем, чтобы российские производители расширяли своё присутствие на внутреннем рынке и осваивали внешние, чтобы отечественные продукты по своим качественным и ценовым характеристикам были конкурентоспособны, пользовались устойчивым, растущим спросом покупателей, как в стране, так и за рубежом. Сегодня экспорт продукции АПК составляет 20 млрд долл. Целевой показатель, стоящий перед страной к 2024 году - нарастить экспорт продукции АПК до 45 млрд долл., при этом рост экспорта должен стать следствием роста качества отечественных товаров, их глобальной конкурентоспособности.

Однако современные технологии, производимые в России, пока не находят широкого применения в российском агропромышленном секторе. По мнению главы Министерства сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, модернизация сельского хозяйства призвана создать на российском рынке «экспортноориентированный агропромышленный сектор», основой данного процесса станет федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства до 2025 года. Импортозамещение в приоритетных отраслях сельского хозяйства, по словам Дмитрия Патрушева, прежде всего, должно быть направлено на обеспечение семенами отечественного производства. Сегодня на национальном рынке доля импорта семенного картофеля составляет 80%, что объясняется низкой конкурентоспособностью отечественных сортов, а также отсутствием современной инфраструктуры и материально-технической базы. Доля семян-гибридов иностранной селекции в стране составляет 98%, а селекционно-генетический материал бройлерного птицеводства импортируется полностью. Аналогичная ситуация сложилась по целому ряду других видов продукции, сырья и продовольствия.

Недавно Минпромторг опубликовал данные по сельхозтехнике за 2017 год. Результаты показали, что сегодня каждый второй комбайн произведен в России, при этом целевым показателем министерства к 2030 году является производство на внутреннем рынке восьми из десяти машин, обрабатывающих пашни. На сегодняшний день сельское хозяйство остается одной из самых динамично растущих отраслей российской экономики, импортозамещение в данном секторе реализуется высокими темпами. Одним из важнейших импульсов роста, обеспечивающих положительную динамику конкурентоспособности российских компаний, наряду с другими мерами поддержки, является государственное субсидирование. По мнению экспертов, господдержка позволяет сельхозпредприятиям увеличивать и модернизировать парк сельхозтехники. В основе рекордных, начиная с 2000-х годов, темпов роста производства российской сельхозтехники - разработанные и запущенные в серийное производство при поддержке государства высокотехнологичные модели полноприводных тракторов, зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и другой техники, а также государственная программа стимулирования спроса. За период 2014-2016 годов аграрное производство выросло на 11%, а по итогам 2017 года рост составил порядка 3%. На эти цели по программе субсидирования в 2017 году было выделено 15,7 млрд рублей и закуплено 26,3 тыс. единиц сельхозтехники.

Российские сельхозмашиностроители в 2017 году превысили показатель по производству на 21%, то есть, более чем на 107 млрд рублей. Экспорт продукции составил около 8 млрд рублей, что на 14% выше прошлогоднего периода. За прошлый год на рынок было выведено более 150 моделей новой техники, запущена реализация 20 инвестиционных проектов для обеспечения растущего внутреннего спроса и дальнейшего развития экспорта продукции. В 2017 году российская экспозиция была представлена на крупнейшей мировой выставке Agritechnika в Ганновере, при этом, российское представительство оказалось в числе лидеров как по количеству представленных компаний и производимого спектра сельхозмашин, так и по количеству посетителей, посетивших стенд.

Основной задачей, стоящей сегодня перед российским агропромышленным комплексом, является обеспечение населения страны качественными продуктами питания, а также плодами и ягодами собственного производства в данном секторе пока существенную лидирует импорт. По словам Дмитрия Патрушева, с начала реализации госпрограммы развития АПК в России заложено более 60 тыс га многолетних плодово-ягодных насаждений, к 2025 году планируется заложить еще более 100 тыс. га. По данным на первую декаду октября, в стране заложено около 7,5 тыс га садов, а ожидаемый объем по итогам года составит порядка 15,7 тыс гектаров. В годовом измерении планируется собрать 106 млн т зерна в чистом весе, что соответствует плановым показателям госпрограммы и превышает среднегодовой показатель десятилетнего периода, который составляет 99 млн т в год (данный объём является достаточным для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны, а также экспортные поставки). Рост цен на пшеницу и ячмень в текущем году по прогнозам может составить 21-26,5%. Прогнозные значения урожая масличных культур составляют порядка 16 млн т, что также превышает средние значения за несколько лет.

Положительная динамика сохраняется и в животноводческой отрасли: за период январь сентябрь 2018 года производство мяса скота и птицы в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 10,3 млн т, что на 356 тыс т превышает показатель прошлогоднего периода. По итогам года планируется, что общий объём продукции составит 15,1 млн т и превысит показатель 2017 года на 3,6%. Производство молока за 9 месяцев 2018 года составило 24,7 млн, показав незначительный рост (0,3%), соответственно, общий прирост по продукции в годовом выражении составит более 400 тыс т и составит 31,6 млн т.

Одним из путей реализации курса импортозамещения в области сельского хозяйства может стать интеграция АПК России и Беларуси. Недавно в г. Могилев, Беларусь состоялся Форум регионов Белоруссии и России. На полях Форума Владимир Путин и Александр Лукашенко провели рабочую встречу, посвященную наиболее актуальным вопросам белорусско-российских отношений. Несмотря на возникающие разногласия и споры, Россия и Беларусь двигаются к общей цели, вместе работают над продвижением интеграционных процессов на евразийском пространстве. Министерства сельского хозяйства двух стран, в свою очередь, утвердили баланс поставок продовольствия на следующий год. В 2019 году Россия планирует увеличить поставки мяса из Беларуси на 11% до 320 тыс. т, молочной продукции на 2,6% до 3,7 млн т. Белорусские перерабатывающие предприятия заключили договоры на поставку в Россию продукции на 123 млн долларов, самые крупные контракты с российскими партнерами были заключены Гродненским мясокомбинатом (500 млн руб.), Дятловским сыродельным заводом и Верхнедвинским маслосырзаводом (по 300 млн руб.)


Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние годы в российском АПК произошли качественные изменения – от превалирующего преобладания импорта до реализации собственного экспортного потенциала, а по некоторым пороговые значения превышают показатели действующей Доктрины продовольственной безопасности. В 2017 году экспорт продукции российского АПК составил 21,6 млрд долл., что превысило запланированные цифры, однако такой результат был получен, в основном, благодаря рекордным урожаям зерновых культур. Для реализации госпрограммы, Минсельхоз России разработал паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части экспорта продукции АПК. Документ включает в себя 4 основных направления: увеличение производства и переработки с/х продукции на экспорт, построение эффективной экспортно-ориентированной агрологистической инфраструктуры, снятие тарифных и нетарифных ограничений на ключевых экспортных рынках и создание системы продвижения продукции АПК на внешних рынках. На период 2019–2024 гг. объем финансирования поддержки экспорта продукции запланирован в объёме 350 млрд рублей. Выделен перечень приоритетных подотраслей сельского хозяйства, обладающих наибольшим экспортным потенциалом: это - зерновые, масложировая, мясная и молочная продукция, рыба и морепродукты, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, включая кондитерские изделия.

Саенко Ирина Ивановна, Ладыгина Екатерина Ивановна, Чистуха Елена Геннадьевна
1. Доцент, к. э. н., управления и маркетинга
2. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
3. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Saenko I. I., Ladygina E. I., Chistuha E. G.
1. Associate Professor, candidate of economic Sciences, management and marketing
2. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin
3. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Аннотация: Рассмотрены возможности и перспективы импортозамещения сельскохозяйственной продукции в России и её регионах при сложившейся нестабильной экономической ситуации в условиях зарубежных санкций. Импортозамещение является одним из механизмов стимулирования отечественного производства. При грамотном использовании этот механизм может стать действенной мерой развития национальной экономики. Целые отрасли российской экономики, находящиеся сегодня в зачаточном состоянии, при должных мерах поддержки могут статьи источником отечественных товаров, востребованных не только на российском рынке, но и по крайней мере в ближнем зарубежье. Но для этого такая поддержка должна быть комплексной, не сводящейся лишь к запрету на доступ иностранных товаров. Кроме того, поддержка отечественных производителей не должна исключать по крайней мере внутренней конкуренции между ними, иначе они так и не смогут подготовиться к конкуренции внешней. В статье произведен анализ импортозамещающей продукции в России.

Abstract: The paper discusses the possibilities and prospects of import substitution of agricultural products in Russia and its regions in the current unstable economic situation in terms of foreign sanctions. Import substitution is one of the mechanisms to stimulate domestic production. With proper use of this mechanism can be an effective measure of development of the national economy. Whole sectors of the Russian economy, which is today in its infancy, with the proper support measures can become a source of domestic goods demanded not only on the Russian market, but at least in the near abroad. But that such support should be comprehensive, not limited only to the prohibition of foreign goods. In addition, support of domestic producers should not exclude at least the internal competition between them, otherwise they will not be able to prepare for foreign competition. In the article the analysis of import-substituting production in Russia.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, сельское хозяйство, продукция, производство, рынок, предпринимательство, сегмент.

Keywords: import substitution, sanctions, agriculture, production, trade, market, business segment.


Проблема импортозамещения в России является одной из ключевых и не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. На сегодняшний день усиление данной проблемы происходит засчет введения некоторыми странами жёстких санкций в отношении российской экономики. В первую очередь западные эмбарго находят свое отражение в сельскохозяйственной сфере. В связи с этим процесс импортозамещения в РФ стал рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития сельского хозяйства.

Импортозамещение – это процесс снижения доли импортной продукции в товарообороте страны и замена ее отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.

Импортозамещение приобрело особое значение вследствие того, как в 2014 году Россия в ответ на ряд торгово-экономических санкций европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов (мясо, рыба, ракообразные, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи). Эмбарго на данную продукцию открыло возможности для заполнения ниши в данном сегменте для российских производителей. Так, в таблице 1 представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в период с 2013 по 2016 гг.

Таблица 1

Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, тыс. тонн

2013

2014

2015

2016

Январь-октябрь

в % к соответствующему периоду 2015 г.

Мясо крупного рогатого

199

183

203

170

104,9

Свинина парная, остывшая, охлажденная

1232

1438

1655

1525

113,5

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

3610

3979

4340

3683

103,1

Изделия колбасные

2502

2476

2445

1994

97,1

Рыба живая, свежая или охлажденная

1461

1167

1175

755

79,2

Ракообразные немороженые; устрицы

52,7

55,3

67,9

43,7

76,2

Филе рыбное, мясо рыбы

18,6

21,1

18,8

13,0

93,2

Рыба (кроме сельди)

2434

2347

2502

2240

100,6

Плодоовощная продукция замороженная

55,4

52,0

111,7

Фрукты, ягоды и орехи сушеные

12,2

9,7

91,4

Молоко жидкое обработанное

5386

5348

5447

4556

101,0

Творог

371

387

416

340

99,7

Масло сливочное

225

250

256

209

94,4

Сыры

435

499

589

502

101,9

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в производстве импортозамещающей продукции в 2016 году в период с января по октябрь занимает молочная продукция, ее объемы составляют 4556 тыс. тонн, что на 1 % больше, чем в 2015 году за этот же период. А наименьшая доля продукции приходится на фрукты, ягоды и сушеные орехи, которые составляют 9,7 тыс. тонн, при этом относительный прирост в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 8,6 %.

Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Так, уже в 2015 году в России была начата реализация процесса по созданию пакета нормативных актов по поддержке отечественного производителя со стороны государства правительственной комиссией по импортозамещению.

Следует отметить, что задача минимизации импорта в аграрном секторе была поставлена еще в 2010 год. Но введение санкционных списков дало возможность отечественным производителям заполнить образовавшуюся брешь на рынке при законодательной и финансовой поддержке государства.

Примером импортозамещения в данный момент могут служить уже следующие достижения в различных регионах России:

1. Нижегородская область по результатам за 11 месяцев 2016 года лидирует в Приволжском федеральном округе по мясному производству. В регионе значительно увеличилось производство мяса птицы и скота более, чем на 17% и составляют в натуральном выражении 124,2 тыс. тонн.

2. В Краснодарском крае запущено производство биоразлагаемой мульчирующей пленки. Продукт будет использоваться для покрытия почвы с целью ее защиты в сельском хозяйстве при выращивании овощей, винограда, бахчевых культур, в садоводствах и питомниках. Данный продукт разлагается в почве без вреда для окружающей среды и не требует затрат на утилизацию.

3. В Крыму возводят два животноводческих комплекса и комбикормовый завод. Комплекс будет вмещать в себя до 400 голов дойных коров, также будет оборудована молочно-товарная ферма.

На самом деле, примеров таких достижений сельского хозяйства в регионах России огромное количество. Государство дает поддержку малому и среднему предпринимательству, фермерским и другим хозяйствам в виде различных субсидий, дотаций, льготного кредитования.

По итогам программы импортозамещения к 2020 году Россия должна будет обеспечивать себя продовольствием на 90 %. В заключение можно сделать вывод о том, что реализация этой программы дает первые положительные результаты.

Библиографический список

1. Найденов А. А., Гришин Е. В. Импортозамещение как важное условие стимулирования отечественной экономики // Молодой ученый. - 2016. - №8.8. - С. 19-21.
2. Алтухов А. И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 3. - С. 2–6.
3. Саенко И. И. /Актуальные вопросы государственного регулирования регионального аграрного сектора.// Армавир, 2015 – 100 c.
4. Саенко И. И. Условия успешного развития межхозяйственных связей на рынке сельскохозяйственной продукции // Вестник Университета российской академии, 2016. № 1. С. 109.
5. Федеральная служба государственной статистики, 2016.
6. Постникова Л.В. Проблемы импортозамещения продукции сельского хозяйства в России. - Тверь: Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2015. № 1, т.2. С. 44-48.