Современное российское общество. Основные факторы единства современного человечества и их последствия

Современное общество - сложная система разнородных элементов: в нем сосуществуют сообщества традиционного типа и постиндустриального, развитые страны и развивающиеся, авторитарные режимы и демократические, различные культурные и религиозные практики, несовместимые стили жизни и формы государственного устройства и т.д.

Как говорилось выше, общество является открытой системой (оно взаимодействует с внешней средой - природой) и динамичной (оно исторически изменчиво). В соответствии с этим основными факторами многообразия, которое мы наблюдаем в современном мире, являются природные и исторические условия.

Природа - климат, географическое положение страны, присутствие в ней полезных ископаемых и их количество, соотношение пустынь и плодородных земель, наличие больших рек, выхода к морю и т.д. - влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономическую сферу. Эти и подобные им объективные условия в свое время стали основанием для формирования различных хозяйственных и культурных практик, ускорили темпы развития в одних регионах и замедлили в других.

История развития, особая у каждого народа, каждого государства, наложила отпечаток на культуру, политику и т.д. Каждое государство находится на определенном этапе развития: население одних стран живет традиционным укладом, других - индустриальным, а некоторые совершают переход к информационному этапу развития.

Несмотря на многообразие элементов современного мира, все они тесно связаны между собой, причем со временем эта связь становится все теснее. Назовем факторы этой целостности.

Развитие массовых коммуникаций является важнейшим фактором. Люди стали гораздо ближе друг другу, и пространство общения сжалось: в плане коммуникаций мы все ближе к «глобальной деревне», о которой писал Х.М. Маклюэн. Мы почти мгновенно узнаем о новостях в других регионах и можем общаться с людьми в любой части планеты при помощи Интернета и т.д.

Развитие транспортных коммуникаций позволило сжать в часы то, на что раньше уходили месяцы, и мы стали ближе друг к другу не только виртуально - поезда, автомобили, самолеты значительно изменили временные масштабы передвижений по миру.

Оптимизация производственного процесса стала следствием относительной легкости транспортирования. Специализация разных стран на определенных производственных операциях привела к удешевлению товаров.

Однако экономическое развитие стало значительной нагрузкой на природу. Загрязнение воздуха и воды перешагнуло национальные границы. Появление глобальных проблем, частью которых является проблема охраны природы, - также показатель (но негативный) целостности мира.

В связи с бурным развитием коммуникаций процессы мировой интеграции ускоряются. Процесс системной интеграции и унификации в обществе называется глобализацией. Глобализация происходит во всех сферах общественной жизни, но прежде всего в экономике и культуре. В экономике она выражается в деятельности крупных транснациональных корпораций и наднациональных финансовых институтов (таких, как Всемирная торговая организация), системе международной торговли, мировом разделении труда (когда разные страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг), свободном движении капитала и т.д. Культурная глобализация выражается в сближении культур. Например,в различных странах сейчас читают в основном одни и те же книги и смотрят одни и те же фильмы. Французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) описывал современную культуру так:

Мы слушаем регги. Смотрим вестерн, обедаем в Макдональдс, а вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросами в телевизионных играх .

Глобализация делает страны ближе друг к другу, стимулирует экономику, упрощает процесс культурного взаимопонимания. Однако у нее есть и минусы. Самым очевидным негативным следствием глобализации является обострение глобальных проблем. С экономической специализацией связан растущий разрыв между богатыми странами и бедными, а также увеличение чувствительности национальных экономик к кризисам в разных странах. Однако чаще всего глобализацию обвиняют в навязывании унифицированных стандартов - стандартов потребления (одинаковые товары) или стандартов массовой культуры - одинаковые фильмы, музыка и т.д. Унификацию культур называют угрозой национальным традициям, исчезающим под натиском массовой культуры.

Антиглобализмом называется движение против глобализации. Антиглобалисты критикуют социальную несправедливость, однополярный мир, вестернизацию, экономический диктат транснациональных корпораций и т.д. Однако представляется маловероятным, что процессы глобализации могут быть остановлены или обращены вспять. Мир входит в постиндустриальный этап развития, где глобализация неизбежна. Но в этих условиях необходимо сохранить себя, свое культурное своеобразие.

Многообразие культур - важный фактор стабильности общества. По функциональности его можно сравнить с биоразнообразием. Вообразим лес из одинаковых деревьев, например кленов. Любая болезнь, поражающая клены, быстро распространится и уничтожит весь лес. Но если в лесу растут деревья разных видов, он устоит даже тогда, когда некоторые клены будут уничтожены. То же можно сказать о культурах: чем больше культур, тем устойчивее общество.

В середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости во второй половине XX в. были представлены Римским клубом - международной организацией, объединившей экологов, математиков, социологов и других ученых разных стран. В работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая: (1) угрожает самому существованию человека в будущем; (2) затрагивает интересы всех стран и народов мира, человечества в целом, а не отдельных его представителей или групп; (3) может быть решена только в результате коллективных действий всех народов; (4) требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным проблемам отнесены: о экологический кризис; о угроза мировой войны; о терроризм;

о демографический кризис (перенаселение или сокращение населения);

о проблема «Север-Юг» (разрыв между богатыми и развивающимися странами); о голод и опасные болезни; о наращивание оружия массового поражения; о сокращение пищевых и водных ресурсов;

о использование космоса в военных целях; о стихийные бедствия и техногенные катастрофы; о сохранение человека как биологического вида.

Для примера рассмотрим первые четыре проблемы и меры, предлагаемые для их решения.

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания. Формами проявления экологического кризиса выступают: нарушение органической связи человека с природой; загрязнение воды, почвы и атмосферы Земли; изменение климата на планете; истончение защитных слоев атмосферы; истощение жизненно важных для человека ресурсов; уменьшение биоразнообразия; сокращение площадей лесов и плодородных земель; загрязнение космического пространства и т.д.

Для борьбы с экологическим кризисом Организация Объединенных Наций предложила перейти к принципам устойчивого развития - «развития с учетом потребностей современников, но без угрозы для удовлетворения нужд грядущих поколений» . Основными принципами этой стратегии являются: сокращение потребления невосполнимых ресурсов; уменьшение количества отходов и их вторичное использование; минимизация загрязнений; рационализация потребления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразнообразия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.п.

Война сопровождала человечество на всем протяжении его истории: конфликты различных масштабов проходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. В XX в. в две мировые войны были вовлечены многие страны мира; число жертв в этих войнах было значительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такие грандиозные масштабы стали основной причиной превращения войны из локальной проблемы в глобальную. Второй важной причиной глобализации проблемы стало создание ядерного вооружения, биологического и химического оружия; еще более масштабными могут стать последствия использования космоса в военных целях.

Условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

Терроризм можно определить как противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей. Превращению терроризма в глобальную проблему способствовали факторы, оформившиеся к началу XXI в. Уязвимость человека возросла из-за усложнения технологической среды его жизнедеятельности; сформировалась глобальная информационная среда для превращения терактов в резонансные публичные акции устрашения (без которых терроризм не имеет смысла). Наконец, в последние десятилетия резко увеличилась пропасть между Севером и Югом, а бедность и малообразованность всегда служила питательной средой для идеологии фундаментализма.

С терроризмом - показателем кризисного состояния в различных сферах современного общества - справиться смогут только меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных областях жизни (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.). Например, ликвидация бедности в развивающихся регионах планеты способна значительно ослабить питательную среду для развития идей терроризма.

Демографическая проблема связана с быстрым ростом населения в некоторых регионах, что может привести к непосильной нагрузке на ресурсы планеты. В то же время в ряде стран наблюдается сокращение населения, что создает угрозу их национальным интересам в будущем.

Решение демографической проблемы подразумевает комплексные меры по регуляции рождаемости и повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации населения планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Современное общество - сложная система разнородных элементов, характеризующаяся одновременно единством и многообразием.
  • 2. Глобализацией называют процесс интеграции и унификации в обществе.
  • 3. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира.

ВОПРОСЫ

  • 1. Назовите основные факторы единства и многообразия современного мира. Как проявляются единство и многообразие в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни?
  • 2. В чем состоит сущность глобализации? Каковы ее положительные и отрицательные стороны? Назовите примеры проявления глобализации в современном мире.
  • 3. Какие современные проблемы можно назвать глобальными? Какие меры предлагаются для их решения?
  • Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ежегодник лаборатории постнеклассических исследований ИФ РАН. М.,1994. С. 314.
  • Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающейсреде и развитию. М., 1989. С. 51.

Системный кризис, поразивший все стороны жизни российского общества, ведет к тому, что возникает реальная возможность углубления социальных противоречий разных слоёв населения, находящимися на грани выживания и имеющими явную недостаточность тех или иных материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценной жизни.

Реальной становится угроза неудовлетворения потребностей людей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга.

Особенность кризиса современного российского общества заключается в ещё и в том, что идет активное (и даже агрессивное) насаждение ценностей западной цивилизации. Дело в том, что нестабильное общество становится открытым к внешним воздействиям, принципиально готовым к восприятию извне неких новых форм жизни как стремление к личному и общественному спокойствию, стабильности и безопасности.

Надежды населения стабильное будущее, не подкреплённые реальными гарантиями власти придают современному российскому обществу опасность стать обществом риска.

Резкое нарушение сложившегося за десятилетия баланса интересов человека и окружающих его людей оборачивается неустойчивостью внутреннего состояния людей, что является дополнительным основанием наращивания нестабильности общества.

Следовательно, не может и формироваться духовно-нравственное патриотическое отношение человека к коллективу, к социальной среде в которой он живёт, российскому обществу и, в целом, к государству.

Современная общественная наука отмечает, что в сознании и поведении людей среднего и старшего поколений проявляется специфический эффект, который называют «эхом » советского периода. Речь идет о том, что социальные условия соответствующего реалиям данного периода «впечатались » в психику людей, а социальная ситуация уже начинала динамично меняться. Именно эти стереотипы советской эпохи противостояли формированию соответствующего поведения в условиях начавшихся рыночных преобразований. Надо учитывать и то, что рыночные преобразования связаны с резким снижением роли государства в экономике и общественной жизни.

Теперь человек должен действовать не в соответствии с замыслом окружающих его властных структур, выражающих волю государства, а из своих побуждений, что в корне противоречило сложившимся у большинства людей представлениям о жизни и способам осуществления жизнедеятельности.

Эпоха, в которую вступила Россия сегодня —чрезвычайно сложная. Произошли существенные изменения во всех системах противоречий на глобальном, региональном и национальном уровнях. Формируется новый мировой порядок, в котором противоборствуют тенденция к установлению многополярного мира и тенденция создания однополярного мира.

В постсоветской России формируется общество, которое многое унаследовало от советской эпохи, но на иных, качественно отличных от советских, экономических и социальных основах, а также на противоположной идеологической основе —на западно-либеральных идеях.

Вследствие этого личность приобретает новые качества, существенно меняется ее взаимосвязь с обществом и государством. Да и само российское общество, а также и государство имеют существенно иной, чем в советский период, характер.

В переходный период общественное сознание происходящего становится шире и контрастнее, поскольку человеку трудно понять, в каком направлении меняется общество. В таком состоянии кризисного общества для человека, теряющего свои прежние позиции и установки, привычные представления и ориентиры, оценка собственной жизни приобретает болезненный характер: человек реагирует не только на реальное положение других людей из своего окружения, но и на уровень их жизни, на возможный их выигрыш и на вероятный свой проигрыш.

Тем самым особенностью кризисного общества является поиск практической выгоды от взаимодействия с другими людьми, доминирование сиюминутных интересов и целей.

Пик кризиса личности советского человека пришелся на 1991-1993 гг. , когда рухнула прежняя политическая система, был развален Советский Союз, оказались отброшенными прежние мировоззренческие и идеологические нормы и установки.

Россияне в своем большинстве не одобрили такой поворот событий, оказались неспособными адаптироваться к изменившимся условиям как в ситуации неприятия новых реалий западного образца, так и из-за отсутствия необходимого для этого опыта. Действительно, попытка прямого «переноса » на Россию ценностей и принципов Запада, которую предприняли наши либералы в начале 90-х годов, провалилась именно потому, что эта модель жизнеустройства совершенно не учитывала социально-культурную особенность России. Действительно, эта модель индивидуализма в современном обществе выглядит уже мифологичной не только потому, что сегодня «экономический индивид » XVIII века как основной «агент действия » в этой модели не существует из-за сложнейшей сети социальных связей, институтов, наработанных в современном обществе.

Сознание людей, населяющих постсоветское пространство, к тому времени во многом раздвоенное и противоречивое под давлением складывающихся обстоятельств и массированного воздействия средств массовой информации, оказалось заблокированным.

Приватизация по неолиберальным западным принципам расколола российское общество. Судя по данным Госкомстата России, денежный доход населения в целом увеличивается, но крайне неравномерно:30%самых крупных сумм достаются лишь 10%жителей страны. 68%выплат за проделанную деятельность распределяются среди 80%малоимущего населения, оставшимся 10%нищих достаются только 2%от общих доходов.

На основе данных изменений и под воздействием всей совокупности политических, правовых и духовных факторов общественных отношений происходит активная перестройка духовных механизмов, связанных с новым представлением личности о своем месте и роли в обществе, патриотическим самосознанием, включая образы собственного «Я », самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение человека. Происходят заметная переориентация идеалов и ценностей личности, ее нравственных устоев, моральное обоснование личного благополучия, стремление максимально использовать данные обществом права и свободы в русле единства коллективных, общественных и государственных интересов.

История российского общества показывает, что установление гармоничного сочетания государственных, коллективных, общественных и личных интересов-дело привычное для стабильных времён, оно обостряется в судьбоносные времена, когда ставится под вопрос само существование России. Ибо, “блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …” (А. С. Пушкин).

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

Последствия процесса глобализации.

J Позитивные:

Ø стимулирующее влияние на экономику: появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

Ø возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

Ø снижение издержек производства;

Ø появление возможностей для дальнейшего развития производства;

Ø рост прибыли;

Ø концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

Ø плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Ø сближение государств;

Ø стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Ø возникновение социокультурного единства человечества.

L Негативные:

Ø насаждение единого стандарта потребления;

Ø создание препятствий для развития отечественного производства;

Ø игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Ø навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Ø оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Ø утрата каких-то специфических черт национальных культур.

По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

ü Единство человечества - только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

ü Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

ü Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества и их последствия:

Ø изменение средств коммуникации - в единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты;

Ø изменение транспорта - быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения;

Ø характер современной техники - реальна угроза уничтожения всего человечества;

Ø экономика - производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества;

Ø глобальные проблемы - их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию , в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется :

Ø набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

Ø интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность;

Ø наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

Ø институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

Ø экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

Ø политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

Ø социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

Ø установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

Ø культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

Ø утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

Ø устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

Ø идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество в узком смысле слова - это:
- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
- отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
- исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
- человечество в целом.
Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

Ø производство материальных благ и услуг;

Ø распределение продуктов труда (деятельности);

Ø регламентация и управление деятельностью и поведением;

Ø воспроизводство и социализация человека;

Ø духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, в то время как духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Примерами материальных отношений являются производственные отношения; экологические отношения; отношения по делопроизводству. Примеры духовных (идеальных) отношений – это моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные отношения.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы :

Ø целое не сводимо к сумме частей;

Ø целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов;

Ø структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем;

Ø элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами;

Ø существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем , подобных обществу, выработано понятие «подсистема ». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека :

Ø материальные потребности;

Ø потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности;

Ø потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

Ø потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.

Основные сферы общественной жизни:

Ø Экономическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это заводы, фирмы, банки, биржи и др.;

Ø Социальная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.;

Ø Политическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это парламент, правительство, партии, общественные организации и др.;

Ø Духовная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

Ø Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

Ø Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

Ø Обществу присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

Ø Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Ø Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

Ø Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер .
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).
Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).
Общественное развитие -это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);
- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды:

Ø Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);

Ø Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);

Ø Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);

Ø Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни :
- экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
- социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
- политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

Ø дописьменные и письменные;

Ø простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

Ø первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

Ø развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Ø традиционное\индустриальное\постиндустриальное

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).
Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход.
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности её положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры , что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведёт к отстранению её от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остаётся ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства - лучшие спектакли, концерты, книги, выставки - становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура - культура русского народа - и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое : коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своём организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведёт к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т.д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов , сформировавшихся ещё в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:
- биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
- игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
- магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
- трудовая - искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - з

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Общество - социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е.договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья - самое древнее из всех обществ. Она - подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологииО. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество - продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.



Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество - это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы - продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

браки заключаются между представителями данной общности;

оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

оно имеет свою территорию;

у него есть самоназвание и своя история;

оно обладает своей системой управления;

оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Будущее человечества.

Вступив в третье тысячелетие люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Глубокое осознание и преодоление глобальных проблем является не только чрезвычайно долгим и сложным процессом, но и не имеющим пока однозначных ответов и окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Но большинство ученых склоняется к мысли, что начатое дело Римским клубом, принесет свои результаты. В первую очередь, речь идет о понимании необходимости духовного развития человека, формирования нравственных ориентиров, которые бы соответствовали современной эпохе, были бы адекватны ей. Главной проблемой и одновременно главным средством решения глобальных проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Таким образом, судьба мира зависит от вопросов духовного порядка . Ученые Римского клуба видят одним из путей решения стоящих проблем - систему образования.

Обращается внимание, что именно система образования формирует те человеческие качества, которые реализуются в последующей жизни. Образование может сформировать новый гуманизм . Один из самых известных деятелей Римского клуба - А. Печчеи - рассматривает содержание нового гуманизма в трех аспектах:

1) глобальность;

2) любовь к справедливости;

3) отвращение к насилию.

Задача нового гуманизма видится в том, чтобы каждый человек осознал смысл своего существования на Земле и в Космосе, четко уяснил ту миссию, которую он должен выполнить, как человек.

И в этой связи по новому воспринимаются идеи, которые высказывал русский естествоиспытатель и философ В. И. Вернадский (1863-1954). Еще в прошлом веке он начал формировать представление о путях дальнейшего развития биосферы. Он полагал, что жизнь это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей.

В. И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы . Это необходимое условие цивилизации. С развитием науки и техники возникает техносфера, которая должна поддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее, взаимодействовать с ней, как часть единой динамической системы.

Единение техносферы и биосферы создаст новое планетарное явление – ноосферу . Термин "ноосфера" (от греч. "noos" – разум, ум) был введен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа , который совместно с Тейяром де Шарденом рассматривал ноосферу, как современную планетарную стадию, переживаемую приповерхностной оболочкой Земли.

"В биосфере, - писал В. И. Вернадский, - существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного… Общество становится в биосфере… единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы".

Эти выводы В. И. Вернадского легли в основу двух концепций ноосферы. Первая развита Тейяром де Шарденом . Ее суть в следующем:

1) ноосфера – пласт мыслей, обволакивающих земной шар;

2) искры самосознания человека, вместе с развитием общения людей, разгораются в пламя, образуя целостную сферу, являясь единой мыслящей оболочкой.

3) ноосфера, являясь надматериальной основой, непосредственно связана с центральным очагом психического сосредоточения – "точкой Омега" (Богом).

Вторая концепция ноосферы развита В. И. Вернадским . Он подошел к пониманию ноосферы с естественнонаучных позиций:

1) ноосфера есть материальное образование, как и биосфера;

2) биосфера, а за ней и ноосфера "оказались той великой геологической силой, которая преобразила некогда безжизненное небесное тело в живую систему, пронизав жизнью его гранитные глубины, его газовую оболочку".

Сущность ноосферной концепции связана с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создал особую сферу – ноосферу, сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за всю природу, за ход и направленность дальнейшей эволюции. Это связано с тем, что все процессы на Земле, и в первую очередь биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человечества становится определяющим фактором, поэтому человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой.

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. В настоящее время идет активный процесс переосмысления предшествующего опыта и выработки новой модели развития.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией . Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным требованием, от которого зависит судьба цивилизации.

Основные факторы , влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

а) исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

б) интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

в) человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

г) исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

д) совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции объясняется тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялось степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) пессимистическое;

б) оптимистическое;

в) альтернативное.