«Дедовщина» — запрещенные в армии фотографии неуставных отношений. Иллюстрированный каталог дедовщины в Советской армии (не полный) Громкие случаи дедовщины в армии

Отвратительным явлением в Советской армии была «дедовщина». Сразу оговоримся, что «дедовщина» присуща не только Советской армии, но и другим армиям, однако зачастую служба в других армии часто не являлется принудительной, а заключается на основе контракта. Мало того что в Советском Союзе в армию призывали фактически насильно, без права альтернативной службы, так еще иногда, превращали солдат в бесплатных рабов, сдаваемых на постройки дач или другие работы. Неизвестно как это поднимало дух защитников Родины или способствовало росту оборонной мощности, но такие случаи стали чуть ли не нормой в последнее десятилетие существования Советского Союза. Впрочем, в большей или меньшей степени "дедовщина" свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

Был свидетелем, выбитых зубов парню моего призыва ему было 28 лет, семья двое детей. Призывали до с 18 до 30 лет, если не ошибаюсь, но так как он женатый и были и маленькие дети ему давали отсрочки, и не хватило пары лет до непризывного возраста. Добродушный парень, в первую же неделю лишился двух передних зубов "деды" повыбивали, вернее это были зубные протезы, которые он вставил, как раз перед армией. Потом еще видел его избитым, а затем он куда-то исчез, я не особо интересовался. Мне угораздило служить во время, когда Советский Союз начинало лихорадить и стали пропадать товары в магазинах. В “королевский войсках” - стройбате, куда я попал после первого курса института по зрению, еда понятие было полумифическое. Пригорелая каша, и ячменный напиток, за который иногда вспыхивали драки, таковым был повседневный рацион воина. Пили это "кофе" из тех же немытых тарелок после каши. Ложки были, стаканов и вилок нет. Из деликатесов был черный хлеб и сахар, который удавалось утащить по дороге из столовой для сержанта, за которыми время от времени посылали "духов". Кусочек сахара и вода, казались невообразимо вкусными. Скорее всего, продукты воровали офицеры, поскольку финансирование, какое-никакое было. И две недели пока делали ремонт в столовой, нас водили в городскую столовую, и вполне сносно кормили. По праздникам, помнится, дали один раз консервы и сливочное масло. Как мы выживали? Поскольку мы работали на кирпичном заводе, ну да вот такая вот служба родине, делать кирпичи, на заводе была гражданская столовая. Гражданский бригадир выдавал каждому талоны, вот там и был полный обед, перепадала котлета и даже пол стакана сметаны. Можно было купить еду, в кафе за пределами части, но это если удалось спрятать деньги. Завод работал круглосуточно три смены стройбата, одна гражданская. Неплохо было попасть работать вторую смену с гражданскими, они могли напоить настоящим чаем иногда с печеньем. На соседнем заводе трудилась другая часть, вместе с ними работали "химики", осужденные не по тяжелым статьям. Положение солдат было не намного лучше тех же "химиков". Драки были чем-то обыденным, были случаи, когда старослужащие дрались с офицерами. Жрать, хотелось постоянно, а постоянное недосыпание доводило до состояния животного - дали бы автомат и сказали стрелять, стреляли бы не разбираясь в кого и зачем. Но автоматов не было. Присягу принимали в ленинской комнате в тапочках, без автоматов. Некоторые узбеки не смогли прочитать присягу... да и ладно. Из безобидных развлечений сержантов перекличка.
- Петров.
- Я.

Головка от ***, - продолжительный гогот.


Воровство друг у друга, сапоги приходилось подкладывать под ножки кровати, поскольку тырили. У меня самого один сапог 43, второй 44 размера был. А некоторые на развод в 20 градусный мороз в тапочках выходили. Отопление в казарме было слабое. Спали в одежде с бушлатами поверх одеяла. От этого у некоторых заводились в одежде в швах мондовошки. Нательное белье не менялось, стирали кода мылись после смены. Мыться не значит еще что у вас был кусок мыла иногда просто под водой помокнуть, полотенец не было вытирались нательным бельем. Из -за холода и влажного белья у некоторых вскакивали чирей и распространенная "сибирская розочка" . Язва которая не заживала, а медленно гнила постоянно увеличиваясь. Душевых в казарме не было. Толчок по каким то причинам был закрыт в казарме. Туалет был во дворе, зимой там намерзали айсберги желтой мочи. Из положительного в стройбате платили деньги, обычно их отправляли на книжку родителей, в противном случае они бы оказались у "дедов". За ящик водки, впрочем, можно было купить себе привилегированное положение. Снимать квартиру в городе, не жить в казарме, а ходить только на работу на завод.
Довелось немного поработать; в городской военной прокуратуре, запомнилось дело избиения солдата, отбитие мошонки и поломанные ребра, в то время это даже не сильно удивило. Сейчас я задаю себе вопрос, что за звери служили в Советской армии, которые могли ради забавы избить своего товарища. Били и по национальной принадлежности и просто так. В часть призывались все подряд и условно осужденные, в том числе. Если москвичей было мало в роте "чурки" прессовали их. Если наоборот, то мочили " чурок". Распространено было землячество.
В армии я узнал, что такое истинное "братство народов". Фиг его знает, какая это школа жизни. Вполне, допускаю, что в других воинских частях было по-другому.

Стоит напомнить, что в русской императорской армии

В правление Петра I, Екатерины II, Павла I и во времена Александра I «дедовщина», включая несогласия на религиозной почве, всячески пресекалась. Деды-солдаты, пережившие 25 лет беспрерывных войн, учили новобранцев выживать, видя в этом основную воспитательную функцию армии. Солдат, прошедший суворовскую военную школу, не мог поднять руку на такого же, как и он солдата, только по причине его неопытности, так как понимал, что в бою рядом с униженным им сослуживцем, он может и не почувствовать надёжного плеча товарища, который прикроет его в атаке. "Сам погибай, а товарища выручай!" — стало осознанным выбором суворовского солдата.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Ю. И. Куприянова, уроженца Балаковского уезда Самарской губернии, 1901 года рождения, по причине того, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны. После этого официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии Советской России и СССР не было почти полвека.

По одной из версий, «дедовщина» действительно не была характерна для Советской Армии до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть. Решением Политбюро ЦК КПСС в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Идеологически это было преподано обществу как исправление оступившихся сограждан, в действительности же привело к тому, что бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход ритуальные унижения и издевательства. Т. е. в армию были привнесены уголовные порядки, в армейский язык проник воровской жаргон. Сокращение срока службы касалось только вновь призванных, те же, кто уже служил, дослуживали свой срок полностью. В течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении одновременно находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, и они нередко вымещали свою злобу на новобранцах.

По другим наблюдениям, с конца 1960-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность в воинских частях обусловила возникновение такой системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие исполняли бы роль "надсмотрщиков" над работавшими солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих. Чтобы сломать и превратить их в послушных "рабов", на призывников оказывали моральное и физическое давление, подвергали их насилию. Таким образом, согласно данной версии, дедовщина возникла как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде частей офицеры стали использовать «дедовщину» как способ управления, поскольку сами отлынивали от обучения молодых солдат и воспитательной работы.

К концу 1960-х в Вооружённых Силах СССР уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которых в армии и на флоте было большинство после окончания Великой Отечественной войны и которые из своего личного опыта знали о том, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — это, зачастую, залог сохранения их собственной жизни.

Однако, есть некоторые основания сомневаться во всех приведённых версиях. Согласно исследованию кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских представителей психологической науки, занимавшихся вопросами «дедовщины», что само по себе показывает, что явление существовало и до середины 1960-х годов, а корни его гораздо глубже. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена «дедовщины» отечественным учёным не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников, проведёнными в начале 1960-х.
Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.
Широкую известность во времена Перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

Википедия.

Как видно это фотографии более позднего периода, форма не та, хотя ремни еще с советских запасов, время прошло, а уродливые неуставные отношения остались и в послесоветской армии.

Фотография выше, возможно постановочная. Ну во первых это курсанты, там дисциплины было больше. Вот так вот дурачились будущие офицеры советской Армии.

Фотографмм в

1. Военнослужащих кто не следит за личной гигиеной и не бреется вовремя в виде наказания трут лицо вафельным полотенцем, тем самым "брея" человека

2. Человек подвешивается между спинок кровати в распорку - руками держится за одну спинку кровати, ногами за другую, называется "сушка крокодила" ниразу не видел, только доходили слухи что для остроты ощущений вниз подкладывался штык нож

3. Провода динамо машины привязываются к пальцам ног(ушам, рукам) и крутится с разной частотой, называется "машина смерти" только слышал о таких темах

4. "Пробить лося" Руки ставятся в крест на лбу, чтобы не оставлять синяков на голове, удар наносится рукой(ногой, сапогом, табуреткой)

5. "Слоник" На солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ дают глотнуть воздуха и производится удар в грудь рукой или ногой

10. "Велосипед" солдат ложится на спину, в пальцы ног вставляются спички и поджигаются, от огня солдат начинает крутить ногами похожее на кручение педалей

Важная тема, о которой сейчас пишут многие СМИ — это дедовщина в белорусской армии, все обсуждают недавний случай со смертью солдата Александра Коржича и ту позицию, которую заняли власти — сперва объявили, что Саша мол "повесился сам", но после общественного резонанса всё же признали, что это было убийство и возбудили уголовное дело.

Дедовщина и в белорусской, и в российской армии имеет свои корни в СССР и сохранилась с тех пор в фактически незименном виде. Как и во многих других сферах, в военной сфере в СССР было перевёрнуто всё с ног на голову — контрактные армии западных стран, куда идут служить подготовленные, мотивированные и профессиональные люди, получающие за это достойные деньги, назывались почему-то "позорными наёмниками", зато призывное стадо из вчерашних школьников, бесплатно с оружием в руках "отдающим долг родине", считали верхом развития. В общем, всё как в сказке про Джельсомино, где красный сыр называли зелёными чернилами.

Итак, в сегодняшнем посте мы попробуем разобраться, как и почему возникла дедовщина в СССР, что она из себя представляла и как она связана с дедовщиной в современной армии.

1. С чего всё началось.

Фанаты СССР любят рассказывать о том, что дедовщина в советской армии появилась только в Перестройку — мол, почитайте публикации тех лет, сколько там рассказов об этом явлении! Но на самом деле дедовщина появилась значительно раньше — просто в эпоху Перестройки была объявлена гласность, и о таких случаях стало принято писать в прессе и рассказывать по телевидению.

Уже в 1940-1950-е годы в советской армии существовало то, что сейчас можно классифицировать как дедовщину, хотя "официально" такого названия тогда ещё не было. Дело было в том, что после окончания Второй мировой войны в 1945 году из рядов вооруженных сил не были демобилизованы многие воевавшие солдаты, что порождало определенные неуставные отношения между повоевавшими старослужащими и "салагами-новобранцами". Думаю, и в те годы в казармах случалась всякая жесть, просто о ней было не принято говорить. Старший брат моего отца погиб в советской армии в пятидесятые годы — по официальной версии, указанной в похоронке — утонул, хотя что там произошло на самом деле — думаю я не узнаю уже никогда.

Вторая волна неуставных отношений началась в 1967 году — именно тогда вышел указ о сокращении сроков службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках и с 4 до 3 лет во флоте. Разумеется, старослужащие стали испытывать острую неприязнь к "салагам", что уйдут на гражданку на целый год раньше, чем они. Мой отец как раз служил в СА в конце 1960-х и кое-что рассказывал об этих неуставных отношениях — скажем, вполне в порядке вещей была ситуация, когда спавший на нижнем ярусе койки "дедушка" будил спавшего наверху "молодого" поджопником через матрас. Впрочем, мой отец служил в осназе, который считался элитными войсками, и дедовщина там была выражена слабо — туда набирали, в основном, людей со средним либо высшим техническим образованием и только из славянских республик, так что дедовщина там носила, скорее, символический характер. Самая жесть творилась в мотострелковых частях ("махре"), стройбате, автомобильных войсках, службах тыла и прочем подобном, куда набирали крайне разношерстный контингент со всех советских республик.

Масла в огонь добавило и то, что одно время в советскую армию призывали и уголовников — так произошло из-за демографического провала, образовавшегося после Второй мировой войны, а Политбюро ЦК КПСС хотело во что бы то ни стало держать количество солдат в СА на уровне 5 миллионов человек — это позволило закрепить в казармах тюремные порядки.

Ещё часто пишут, что дедовщины не бывает в боевых частях — это не совсем так. Я читал много воспоминаний солдат-"афганцев", и очень многие рассказываю про царившие в казармах неуставные отношения.

2. Что из себя представляла дедовщина в советской армии.

Как я уже написал выше, в меньшей степени дедовщиной были поражены войска, считавшиеся в СССР "элитными" — осназ, разведка, войска спецназначения, ВДВ и ракетчики — сюда старались набирать образованных, подготовленных и более-менее приспособленных к службе в армии людей, плюс сама специфика войск не позволяла сильно развиться неуставным отношениям — в осназе и у ракетчиков в частях было очень мало солдат и много офицеров, ВДВ и спецназ много тренировались и практически не расставались с боевым оружием. Была своя специфика и у пограничников — солдаты часто ходили в дозоры с боевым оружием, что тоже минимизировало "неуставные отношения" — никто не хотел получить в лесу пулю в спину.

Зато у мотострелков, в стройбате, автомобильных войсках и всяких тыловых службах дедовщина цвела полным цветом, и в казармах многих частей царили почти уголовные порядки. Иерархия была следующей — "духом" назывался солдат, который прослужил менее года. Это была самая унижаемая и третируемая каста, которая должна была выполнять все поручения старослужащих (нередко унизительные и бессмысленные). Прослужив год, "дух" превращался в "черпака" — это была средняя прослойка между "духом" и "дедушкой". "Дедами" становились те, кто прослужил полтора года и кому, соответственно, оставалось полгода до дембеля.

"Духи" должны были делать в казармах всю грязную работу, выполнять любые поручения "дедушек" (в том числе и явно неуставные); тех, кто пытался как-то противится этой системе — били и унижали, вплоть до "опускания" в тюремном смысле этого слова. До Перестройки такие случаи редко становились известными — неуставные отношения старались не выносить за стены казарм, а самого рассказчика, чего доброго, могли обвинить в "очернении образа советского солдата" — как произошло, например, со после выхода её книги "Цинковые мальчики". В прессу просачивались лишь совсем одиозные случаи, вроде расстрела Артуром Сакалаускасом семерых старослужащих, что жутко издевались над ним.

Помимо этого, в советской армии существовали ещё и землячества . Землячества были слабо выражены у славян (русских, белорусов, украинцев), но зато были выражены очень сильно у армян, дагестанцев, чеченцев и азербайджанцев. Если в части были 4-5 чеченцев, то часто они устанавливали в казарме свои порядки, заступаясь за "своих" вне зависимости от срока службы.

3. Круговая порука.

Вы можете спросить — а что же офицеры, куда они смотрели? Как же устав, офицерская честь, вот это всё? Скажу сразу, что достойные офицеры, пресекающие неуставные отношения, в армии были и есть, но большинство офицеров полностью устраивала ситуация с дедовщиной. Сама советская армейская система была устроена так, что жить по "букве устава" было невозможно, так как это априори создавало невыносимые условия — ведь по уставу старший по званию может заставить тебя делать вообще всё что угодно, хоть рыть целую ночь канаву "от забора и до обеда".

Поэтому сама система, когда тот, кто прослужил дольше, пользуется некоторыми привилегиями, считалась вполне нормальной. "Старые" напрягают поручениями "молодых" и "следят за порядком" в казармах, такая ситуация полностью устраивала офицеров и на "дедовщину" закрывали глаза. В отличие от солдат (которые через 2 года уйдут "на гражданку" и забудут про армию), у офицера существовала военная карьера, которую очень легко можно было испортить — и поэтому факты "неуставных отношений" старались не выносить за стены казарм, фактически между офицерами и "дедами" существовала некая договоренность — вы "смотрите за порядком", мы закрывамем глаза на нарушения.

Именно поэтому немалая часть смертей и увечий, полученных в результате "неуставных отношений", в документах фигурируют как какие-то случайности, травмы на учениях, самоубийства, оправданиях в стиле "упал с дерева на топор". Даже в случае прямого избиения "духа" старослужащими офицер старался всячески выгородить последних — мол, солдат сам виноват, начал первый и так далее. В противном случае — всплывает факт неуставных отношений, и военная краьера офицера могла пойти под откос.

4. Эхо советской армии.

Как это ни грустно осознавать, но всё вышеперечисленное в практически неизменном виде осталось и в России, и в Беларуси. В Украине после 2014 года, думаю, это распространено в меньшей степени. Буквально на днях в Беларуси произошла страшная история, когда из военной части в привезли труп Александра Коржича с "официальным объяснением" для родных — "самоубийство". 5 октября Министерство обороны и Следственный комитет дали свой комментарий — "суицид, признаков криминального характера не обнаружили".

Родные Александра начали бить тревогу и писать во все СМИ — на теле их сына были обнаружены многочисленные травмы и синяки, после чего с эффектом снежного кома начали появляться публикации на фейсбуке и в СМИ. Видимо, в войсках поняли, что в этот раз "круговой поруокой" не отделаешься, и дело начали расследовать. Оказалось, что Александра нашли повешенным "со связанными ногами и с майкой на голове", после чего Следственный комитет в итоге возбудил уголовное дело о дедовщине. При этом "по инициативе Министерства Обороны" был заблокирован сайт zvarot.by, на котором собирались подписи о расследовании дела Александра Коржича.

И я думаю — а сколько же ещё было таких смертей из-за неуставных отношений, замаскированных в итоге под "самоубийства, самострелы, случайности на учениях"? Думаю, немало — и о большинстве из них мы никогда не узнаем. Как не узнаю никогда и я, от чего на самом деле погиб мой дядя в советской армии в пятидесятые годы.

А вы знаете что-нибудь про случаи дедовщины в СССР или сейчас?

Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада

Рассказы очевидцев о насилии, вымогательствах и суициде в сегодняшней армии

Весенний призыв в армию в самом разгаре - повестки летают по почтовым ящикам на манер волшебных писем из Хогвартса, будущие защитники Родины тухнут в очередях на медкомиссию, а самые заботливые из родителей выясняют, кому нужно заплатить, чтобы спасти чадо. Удивительно, но среди сотен тысяч перепуганных юношей находятся добровольцы, которые сами горят желанием провести «юность в сапогах». Желание это обусловлено не только стремлением чем-то заполнить экзистенциальную пустоту, но и уверенностью в собственной безопасности. «Дедовщина в прошлом, не ссы, боец» - подобное в наши дни можно услышать довольно часто, но стоит ли этому доверять? Мы опросили ребят, которые вернулись на гражданку совсем недавно.

Павел, 20 лет

Срок службы: 2014–2015

Я служил в Каменке под Питером. Эта часть регулярно становилась героем статей и вообще имеет дурную славу . Это официально один из самых сумасшедших регионов для служб и рекордсмен по количеству регулярных трупов, побегов и уголовных дел.

Нас собирали на учения в Архангельск на две недели - там были танки, вертолеты, самолеты и до**ра чего еще. После учений на полигоне остаются неразорвавшиеся снаряды. Сначала прошлись саперы, потом руководство решило второй волной пустить солдат. Человек 150 встало в линию и пошли по полю - по кустам, по грязи, по земле. Если нашел снаряд, то втыкаешь рядом палку с красным наконечником и идешь дальше (лично я нашел пару снарядов РПГ и еще какую-то х**ню). До этого нас построили и заставили расписываться в технике безопасности, но читать нам ее не давали. Нам сразу сказали, что нам лучше не умирать там - никто не будет разбираться и портить и без того плохую репутацию части. Старшина с невозмутимым лицом рассказывал нам, что количество погибших должно превысить 3% от всей суммы солдат, чтобы началось разбирательство. Если, например, из ста солдат на полигоне умрут лишь два-три, то тела закопают в лесу, а родителям скажут, что парни сбежали. Дезертиры, позорные трусы, все дела. Мы были в шоке от столь откровенных инструкций. Большинству из нас повезло - мы ни на гранатах не подорвались, ни пулю не словили. Но один чувак пал жертвой неаккуратного обращения с автоматом. Семье отправили письмо, мол, сын ваш сбежал в леса и пропал без вести.

В принципе, большую часть солдат все устраивало. Я служил с отбитыми бойцами, абсолютно неадекватными. Быдло, гопота - я не знаю, как охарактеризовать эту группу людей. Они постоянно избивали нас, все время требовали деньги. В первый же месяц нам понадобилось 30 фонариков. Мне сказали, что их купить должен я - в противном случае мне сломают руки. Я обзванивал знакомых и друзей, искал деньги.

В моем призыве был парень Ванька, который довольно быстро обзавелся кличкой Ванька Пакет. Причина предельно простая - вся часть трахала его в рот через целлофановый пакет (в том числе некоторые офицеры). Паренек был тихий с очень мягким характером, которому не повезло попасть в такую часть, полную мразей. В итоге он куда-то бесследно пропал - ходили слухи, что он повесился. Это не стало сюрпризом ни для кого - в части постоянно кто-то вешался, это не было событием.

Некоммерческий благотворительный фонд «Право матери» занимается помощью семьям, чьи сыновья погибли в армии из-за неуставных отношений или чудовищных условий проживания. В год в фонд поступает от 3000 до 7000 обращений.

Максим, 21 год

Срок службы: 2013–2014

С медициной был ад. Пока я служил, от пневмонии умерло несколько человек, потому что на них всем было плевать. Все, у кого температура была меньше 38,5, работали наравне с остальными. Было пять человек с температурой 37, но им было пи**** х**во, поэтому их дней пять держали в казарме, но не разрешали лежать, только сидеть и читать устав (в армии лежать можно только в отбой, т. е. ночью). Оказалось, что у всех этих пацанов было воспаление легких. Узнали только через несколько дней, когда все-таки решили их отправить в санчасть.

Был еще один парень - врачи лечили его от гриппа, а в один день он впал в кому. На следующий день умер. Если не ошибаюсь, диагностировали воспаление мягких тканей сердца. Через полгода после моего дембеля один парень сломался и застрелился в карауле. В армии, впрочем, много времени для размышлений - депрессию подхватить как нех** делать.

Однажды я за пять дней спал три часа, в результате заснул прямо в строю на ходу. Но у меня здоровье нормальное, так что держался ОК. А вот был с нами чел - в первые дни армии ему отчего-то было так плохо, он даже обоссался. Он не мог работать, не мог ничего делать - его еще больше чмырили и отправляли делать грязную работу, мыть туалеты и так далее. Он постоянно просился в госпиталь, а таких в армии не уважают и поэтому издевались над ним еще больше - не только служащие, но и офицеры. В итоге его отпустили в госпиталь - оказалось, у него почечная недостаточность и сдвоенная почка. А это стопроцентный откос от армии, сразу уехал домой. Его фейл в том, что он не пришел в военкомат и не проходил осмотр - его сразу из дома увезли, а ведь мог бы откосить. Меня тоже забрали из дома, я вообще военкомате ни разу в жизни не был. Меня привезли сразу на медкомиссию, я там говорил, что у меня в детстве был судорожный синдром. Мне ответили, что это нормальная тема. Вот недавно, впрочем, узнал, что это тоже был стопроцентный откос. Зашибись, чо.

Были парни, которые не выдерживали и пытались свалить по белому билету - ну, типа психи. Их тоже, естественно, еще сильнее чмырили, а им на самом деле было тяжело. Один из таких постоянно жаловался, что у него болит живот, но лечиться его, конечно, не отправляли. Ему мать привезла лекарств, у него от них были газы - его за это еще больше избивали. Всегда плакал, домой хотел - через несколько месяцев этого ада получилось уйти по «психу».

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....

Тема дедовщины в армии несколько лет назад была одной из самых обсуждаемых. В прессе регулярно приводились случаи, были ситуации и со смертельным исходом. В последнее время разговоров стало намного меньше.

Согласно общему мнению, сейчас эта проблема с переходом на один год службы решена. Ведь теперь разница между «старослужащими» и «молодью» совсем небольшая. Но действительно ли неуставные отношения в армии исчезли, или они просто замалчиваются?

Корень проблемы

Слышали об этом понятии, пожалуй, все, но мало кто представляет реально, что такое дедовщина в армии. У этого термина имеется официальное объяснение. Дедовщина – это неофициальная иерархия между военнослужащими, основанная на сроке их службы и сопровождающаяся дискриминацией.

Вопрос неуставных отношений существует давно, практически с момента формирования армии. Всегда были землячества и прочие группы людей, которые противопоставляли себя другим. Но выражено это отношение было слабо. В Российской армии отношения между теми, кто служил давно и кто пришел только недавно, строились по-разному.

Попытки заставить новичков работать за себя или подчиняться иначе случались, но в большинстве своем быстро пресекались офицерами. Во многом от дедовщины спасали авторитет офицеров и строгая дисциплина.

К середине 19 века, когда либерализация коснулась всех групп общества, в том числе и военнослужащих, изменяются отношения и в армии. Дедовщина практически становится нормой. особенно заметно это в военных училищах, где учащиеся старших курсов третировали новичков.

После революции Красная армия создавалась сложно из разрозненных остатков и включала в себя не только профессиональных военных и тех, кто прошли Первую мировую или финскую, но и совершенно молодых новобранцев. Любые неуставные отношения пресекались.

Один из реальных случаев был зафиксирован в 1919 году, когда трое «дедов» 1-го полка 30-й стрелковой дивизии попытались заставить своего сослуживца сделать за них работу, а когда тот отказался – избили до смерти. Всех троих расстреляли согласно законам военного времени. В дальнейшем информации о дедовщине в советской армии не поступало.

Деды в советской армии появились вновь в 1960-х годах, когда произошло сокращение сроков службы. Специалисты выделяют несколько причин ее возрождения.

Согласно первой сокращение сроков службы в армии привело к тому, что в казармах оказались одновременно те, кто вынужден был служить 3 года, и те, кому «досталось» всего 2. Подобное неравенство вызвало раздражение со стороны старослужащих, что вылилось в неприязни к новеньким и попытках «поучить их жизни».

По второй версии – суть проблемы в том, что в армию стали брать людей с уголовным прошлым. Официально это объяснялось попыткой их перевоспитания, а на деле чиновники закрывали брешь демографического спада, из-за которого количество призывников значительно сократилось.

Люди, отсидевшие в местах лишения свободы, принесли в армию свои законы, пытаясь построить аналогичные отношения. Еще в одной версии «заслугу» возлагают на плечи офицерского состава, который начал использовать солдат как рабочую силу в личных целях. Их трудом возводились дачи, копались огороды и производились другие работы.

В такой ситуации старослужащие выступали в роли надсмотрщиков за новичками, выполнявшими основную работу. Особенно активно расцвела дедовщина в армии в 90-е годы, когда страна разваливалась, и никому не было дела ни до профессиональных военных, ни тем более до молодых служащих.

Когда оружие продавалось на сторону, а корабли разрезались на металлолом, профессиональные военные месяцами не видели зарплаты, а условия службы порой были отвратительными. Армия осталась один на один со своими проблема, которые и выплеснули в виде тяжелых случаев неуставных отношений.

В советское время дедовщина считалась чем-то диким и непонятным

День сегодняшний

А что же сегодня, есть ли сейчас в армии дедовщина, в том же 2020 году? Согласно официальным данным, если и случается, то весьма редко. Сделано для этого было многое:

  • срок службы сократили до 1 года, считается, что за это время не успеют появиться «деды», а разница между срочниками будет минимальной, что убережет от попыток показать свое превосходство;
  • активно работают общественные движения, такие как Матери Росси, защищающие права молодых солдат;
  • армия стала более открытой структурой, информация о состоянии дел в которой чаще доходит до населения;
  • введены значительные штрафные санкции за подобные случаи, в том числе и для офицерского состава;
  • призывников оставляют преимущественно в том регионе, где они живут;
  • регулярно проводятся проверки на различных уровнях.

Помогло ли это устранить дедовщину в армии к 2020 году? По большей части да. Конечно, в закрытом коллективе, где находятся представители совершенно разных профессий, социальных слоев и традиций воспитания, неминуемы конфликты. Целый год совместного проживания дает о себе знать.

Да и среди общей массы всегда найдутся те, кто хочет занять место «вожака стаи» и те, кто постоянно совершают какие-то неприглядные поступки. Но это скорее частный случаи, иногда выливающиеся в конфликтные ситуации или даже драки. Во многом это зависит от стрессоустойчивости солдат и внимательности командного состава.

Да и офицеры не находятся со срочниками круглосуточно. Они тоже могут упустить момент дискриминации. Хотя опытный военный быстро заметит, что с его «подопечными» что-то не так. Нередко в качестве «дедов» выступают уже не старослужащие, а солдаты, имеющие хорошую физическую подготовку и низкие моральные принципы.

В то же время не стоит путать дедовщину с неуставными отношениями, которые не включают дискриминацию и попытки подчинить себе других. Так, землячество в армии было всегда, и поддержка со стороны земляков может проявляться и сейчас, особенно, если солдата направили служить далеко от места проживания.

Бывают ситуации обучения солдатами, уже прослужившими определенный срок, новичков. Но если они не включают унижения и прочих неприятных моментов, то такое считается нормой, ведь новобранец в первые дни не имеет представления о порядках в подразделении.


Дискриминация и унижение – основные признаки дедовщины, причем выказывать их могут не только старослужащие, но и другие военные, считающие себя более привилегированной группой

Помощь в трудной ситуации

Как указывалось, возникновение дедовщины сейчас в армии 2020 года – скорее исключение. Но может случиться и такое. В первую очередь, военнослужащему стоит пожаловаться непосредственному начальнику – командиру роты, если от него нет помощи – обращаться дальше.

Стоит помнить, что любое обращение в медсанчасть фиксируется, и, если срочник попал с ушибами и другими травмами, эта информация обязательно передается командованию.

Родителям стоит при прибытии в часть на присягу взять номера телефонов командиров взвода и роты, комбата, замкомбрига полка и других. В случае, если возникают проблемы, в том числе если солдат не выходит на связь, с данными офицерами можно связаться и выяснить причину «недоступности» сына.

Есть ли дедовщина в современной армии? Большинство офицеров скажут, что нет. Однако случаи встречаются, и в такой ситуации важно не замалчивать проблему, а решать ее, обратившись к офицерскому составу или в контролирующие органы.