Триединая система мозга. Триединый мозг. Какой вывод можно сделать

…Этот разобщенный мир раз и навсегда планировался быть изменен открытием квантовой физики, которое произошло в начале 20 века. Когда пионеры квантовой физики заглянули в самое сердце материи, они были изумлены тем, что увидели. Самые крошечные частицы материи не были даже самой материей - в том смысле, в каком мы ее знаем, - они не были чем-то определенным и могли быть то одним, то чем-то совершенно иным. И, что странно, они могли становиться многим одновременно. Но самым удивительным было то, что эти субатомные частицы существовали не в изоляции, но лишь в связи со всеми остальными частицами. На самом элементарном уровне материя не может быть раздроблена на отдельные небольшие элементы, она полностью неделима. Вселенную стало возможно понимать, как активное Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.взаимосвязей. Субстанции, вступившие однажды в контакт, остаются в контакте всегда - все время и все пространство. Разумеется, время и пространство на этом уровне развития мира казались условными конструкциями. Время и пространство, такие, как мы их знаем, фактически не существовали. Все, насколько мог охватить взгляд, было одним пейзажем, одним «здесь» и «сейчас».

Они также обнаружили, что мы сделаны из того же самого основного материала. На наиболее фундаментальном уровне все живые существа, включая людей, являются сгустками квантовой энергии, постоянно обменивающимися информацией с этим неистощимым морем энергии. Живые существа испускают слабое излучение, и это наиболее важный аспект биологических процессов. Информация обо всех аспектах жизни, от клеточной связи до обширного множества ДНК, передается через информационный обмен на квантовом уровне. Даже наш разум, который, возможно, существует вне законов материи, действует согласно квантовым процессам. Мышление, чувства - все высшие когнитивные функции - имеют отношение к информационным импульсам квантов, одновременно проходящим через наши мозг и тело. Человеческое восприятие, происходит благодаря взаимодействию между элементарными частицами нашего мозга и энергией моря квантов. Мы буквально резонируем с окружающим миром.

Линн Мак-Таггарт «Поле. Поиск тайных сил Вселенной».

Термин «Сигнальная система» был введён нобелевским лауреатом академиком Иваном Павловым. Павлов определил, что Сигнальная система – это система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира .
Позднее, когда нейробиология в своих исследованиях шагнула неизмеримо дальше, ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) предположил, что человеческий мозг состоит из трёх слоёв, каждый из которых соответствует определённому этапу в эволюции человека. Эти три вида мозга насажены друг на друга как как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей, плотно взаимодействующих между собой ». Человеческий мозг, считает МакЛин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Итак, сообразно этой теории все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
1. ретикулярный (рептильный) мозг
2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Рептильный мозг - это самый древний мозг, вернее его часть. Он сформировался более 400 миллионов лет назад. Он содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача- сохранить нам жизнь. Как ни странно, но учёные считают, что под действием именного этого мозга чаще всего принимаются решения. Убегать или драться, затаится или активно преследовать – «заслуга» именно рептильного мозга. Большинство поведенческих реакций также «произрастают» из него например: агрессия, безразличие, хладнокровие, желание властвовать и обладать. Здесь «живут» наши поведенческие шаблоны и привычки, то что мы соотносим с понятием инстинктивного. Кроме того, именно рептильный мозг отвечает за выживание и поэтому этот мозг отрицает все новое и неизвестное. Он восстаёт против любых изменений, не понятных ему. Запомним эту важную функцию в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.
Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг» . Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Обратим внимание этот мозг наделяет нас возможностью помнить - вот сразу и имеем фильтр и протест против изменений, нелёгкая это штука - переобуславливание нейронных электронов. Этот же эмоциональный мозг просеивает информацию на уровне «свой-чужой». Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, алкоголю и наркотикам
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго . Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто посылают сигналы, которые в последствие не всегда верно интепретируются.
Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс ). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку.
Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще. Что мы называем интеллектом. Это именно тот мозг, где «прописана» авторская программа. Исходя из общего размера мозга и его извилин - там есть где разгуляться! Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Это то. Что мы называем сознанием. Это та часть мозга, которая «хочет», «может», «должна» (и другие модальные глаголы), недовольна и пытается взять под «свой контроль».

Эта модель человеческого мозга по сути также моделирует (подчёркиваю здесь нет абсолютно прямой аналогии, поскольку концептуальные построения не могут быть абсолютно корректны, а границы между феноменальными мыслеформами - условны) индивидуальное сознание и соотносится с классификацией Сигнальных систем по Дракону.
Нулевая сигнальная система – здесь происходить лишь осознавание энергетических феноменов основы (наполненность, пустотность и осознание). Эти феномены не содержат информацию, поэтому мозг на неё не реагирует (отсутстсвуют сигнальные связи нервной системы и мозга), а осознование не индивидуальная функция тем более мозга, оно - имперсонально.
Первая сигнальная система. Первая реакция мозга на физические, психические и ментальные феномены. Их можно назвать энерго-информационными. Ментальная-нервная реакция происходит, сигналы поступают в рептильный мозг. Это проявленный мир, но в нём нет названий, нет описаний, нет регистрации и тем более анализа.
Вторая сигнальная система. В лимбическом (млекопитающем мозгу) появляется возможность регистрации мысли за счёт того, что происходит разделение на мысль и «что-то ещё» - ментальную пустоту. Как кадр в кинопленке ограничен прозрачной границей – отсутствием изображения, но именно это изображение позволяет выделить закрашенный кадр и зарегистрировать его. И поэтому он регистрируется, схватывается, осознается и удерживается. Именно в этом мозгу происходит регистрация ментального феномена - мысли. Нам представляется это словно мы «начали думать». В первой сигнальной системе мысли также присутствуют, но никто не знает ни про сами эти мысли, но рептильный мозг не осознаёт, что это мысли. Во второй сигнальной системе происходит регистрация, но и здесь млекопитающий мозг вовсе не претендует на то, что он автор мыслей и имеет отношение к их зарождению.
И только в третьей сигнальной ситстеме , что как понятно соответствует «венцу эволюции мозга» - неокортексу (коре головного мозга) происходит то пресловутое «заражение», ибо именно здесь появляется (обратим внимание не «зарождается», а именно контекстно интерпретируется) мысль о «я» или «авторская программа». И теперь вся интерпретация происходит через призму авторского контекста.

Но все 3 части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Появление «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Естественно ни средний мозг, ни тем более нижний его отдел и слыхом не слыхивали ни о каких «Я-программах», поскольку зародились значительно раньше в эволюционном развитии чем кора головного мозга, где эта программа «прописана». И вот эти разделы мозга как могут информируют нас о «сбое», «вирусе», «самозванце». Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же неокортекс интерпетирует как чувство недостаточности , на самом же деле организм "просит синхронизации " между всеми тремя «взаимосвязанными биологическими компьютерами».

Есть люди, которые верят в триединого Бога, а есть те, которые верят в триединый мозг. Одно другому, на самом деле, никак не противоречит. Скорее одно триединство невозможно без другого.

За годы педагогической практики мне приходилось слышать разные пояснения к тому, зачем человек собирается учить (или мучительно учит) английский. Даже без знания психологических и нейробиологических особенностей homo sapience можно было сделать предположения о том, какая мотивация более жизнеспособна. Информация о модели американского нейрофизиолога Пола Маклина, которая довольно широко сейчас известна как «триединая модель мозга» (triune brain ) многим моим собеседникам, в том числе подросткам, дает дополнительное понимание себя (часто радостное ощущение своей «нормальности»), большее знание об источниках своей мотивации, а значит большую способность с ней взаимодействовать. Эта метафорическая модель представляет мозг разделенным на три в разной степени взаимодействующие части. Конечно, она не является строгим отражением физиологической структуры человеческого мозга, как и выделение правого полушария как творческого, а левого — как логического, но в таком упрощенном виде мы можем получить представление о том, какие механизмы в каких ситуациях активизируются.

Рептильный мозг (р-комплекс) – то, что роднит нас с крокодилами и ящерицами. Он отвечает за жизнеобеспечение, защиту территории, сохранение и продолжение вида. Мы сознательно практически не регулируем эти процессы, они запускаются сами собой. Состояние аффекта, инстинктивный страх, в какой-то степени сильный стресс «обнажают» рептильные реакции. В контексте человеческого взаимодействия он предлагает нам ограниченный набор реакций: агрессию, спасение бегством, активизацию инстинкта размножения. Вопрос «Могу ли я это съесть?», к счастью, для человеческого общения уже не так актуален. Его слоган — «Бей, беги, замри».

Итак, если ящерки и лягушки могут воевать с себе подобными за территорию, то заботится о потомстве, оплакивать потерю сородича и переживать из-за отделения от стаи они точно не могут. Все это уже функции, присущие более развитому мозгу млекопитающих — лимбической системы. То, как рептильный мозг реагирует на стресс, получая информация из лимбической системы, может быть полезно исследовать в контексте подготовки и экзаменам.

Лимбическая система или эмоциональный мозг позволяют человеку испытывать эмоции, связанные с принадлежностью к группе, принятием/непринятием ей, статусом. Это также некая «картотека» обрывочных воспоминаний прошлого, где за каждым закреплена «бирочка» с определенным типом реагирования на даже смутно похожую ситуацию. Лимбика призвана обеспечивать безопасность и стабильность системы. Амигдала — часть цепочки — срабатывает как предохранитель. С одной стороны, она молниеносно оценивает ситуацию и посылая сигнал об опасности раньше, чем мы можем осмыслить ее логически. С другой, принцип «лучше перестраховаться и не влезать» существенно тормозит наше движение к целям и обучение, поскольку любая новая привычка, любой процесс освоения навыков сопряжен с изменениями, а изменения потенциально опасны.

Таким образом, страх публичного выступления на конференции на английском языке может вырасти из одного неприятного эпизода у доски в школьной жизни или чьей-то брошеной фразы. Из «картотеки» берется этот опыт и по принципу подобия переносится на иной контекст, в ситуацию, когда у человека совершенно другой уровень знаний, умений и навыков. Страх ошибки, который, в большинстве случаев, является причиной такого явления как «языковой барьер » — лимбическая реакция.

Знание о существовании такого механизма позволяет получить более глубокий взгляд на мотивацию. Например, если в ситуации «Меня беспокоит, что дети знают английский лучше меня. Давай я буду тоже учить, чтобы не отставать!» мы спросим себя, что здесь защищает наш мозг, может оказаться, что это ущемленное эго. Угрозу нашему эго мозг воспринимает так же, как угрозу физическому телу. Как вы думаете, чем полезно будет самому студенту и педагогу знать, что основная мотивация звучит как «Мне важно быть первой во всем и постоянно доказывать свое первенство в стае»? Насколько долговечна будет эта мотивация? Если мы выберем опираться на нее, то как мы сможем ее поддерживать? Если мы решим, что удовлетворить эту потребность можно другими способами более эффективно, то как это повлияет на эффективность обучения и на его необходимость?

Позитивные эмоции от принадлежности к сообществу усиливают эффект от групповых занятий иностранным языком, если в группе создана соответствующая доброжелательная атмосфера, не включающая защитные механизмы. Найти такую группу – дорогого стоит. Но, зная законы мозга, потенциальный студент при выборе наилучшего места обучения будет смотреть уже не только на советы третьих лиц и программу курса.

Каким образом мы-педагоги можем создать такой важный для человеческого существа эффект сообщества при индивидуальных занятиях? Каким образом обеспечивать для большинства учеников безопасное пространство в группе? Найти ответы на эти вопросы помогает неокортекс.

Неокортекс — структура мозга, отвечающая за высшую нервную деятельность, кора больших полушарий. Он позволяет нам говорить, мыслить образно абстрактно, систематизировать и анализировать, видеть взаимосвязи, творить, выстраивать образы будущего и генерировать идеи, ставить цели, устанавливать и следовать этическим нормам и морали и пр.

Ключи к обучению здесь, но и многие сложность тоже. Ведь человек способен придумывать и описывать то, чего нет. Результат – великие научные открытия и изобретения, а также наши ограничивающие убеждения о себе, своей способности/не способности что-то делать. Такого рода мысли находят подтверждение в «файлах» лимбической системы и не способствуют развитию.

Воля (способность пожертвовать сиюминутным удовольствием во имя большей цели) – также продукт неокортекса. Многим удобно верить в то, что если они идут «своим путем», найдут «правильную методику обучения», то все должно складываться само собой и даваться легко, а если приходится напрягаться, значит методика/педагог не те. Безусловно, роль учителя в создании оптимального учебного пространства и содержания важна, но его вклад, каким бы профессиональным он ни был – это не 100% гарантия результат. «Легкий» путь, это не когда само собой, а когда находится достаточно ресурсов для волевого поддержания системного процесса обучения. Коучинг помогает получить доступ к этим ресурсам через взаимодействие с неокортексом и лимбической системой посредством системных вопросов, схем и более логических инструментов ( , шкалы, ключевое о и пр), рисунки , налаживание контакта с телом, (стол менторов и , визуализация, 4 уровня восприятия, и пр). Саму модель триединого мозга и базовые техники мы подробно разбираем и обязательно практикуем в рамках тренинга « «.

Вам могло бы прийти в голову, что мотивация – это зверек, и его нужно выгуливать для хорошего самочувствия? Или она – инкрустированный ларец с драгоценностями, которые хочется примерять и носить? Или, например, что запоминать мешает кирпичная стена с рядом растущей березкой? А то, что на качество усвоения английского языка влияет чистота желудка (в прямом и переносном смысле)? Что наилучший способ возвращения английского в употребление – это как перекладывать песчинки на точных весах? Что какие-то слова и выражение запоминаются пальцами, и это как пушистый котенок, а другие желудком, и это как острый комок, третьи ушами или горлом, и каждый способ запоминания имеет свой образ, а значит и лучший способ системно пополнять словарный запас? Все эти уникальные индивидуальные метафоры открывают студенту и педагогу путь к самому эффективному обучению, когда из картинки, сгенерированной неокортексом с использованием информации лимбической системы, мы выходим на новый уровень понимания и выстраиваем систему действий, ему соответствующую.

И теперь, когда вы знаете это о человеческом мозге, как вы сможете это знание использовать для себя и своих учеников?

P.P.S. Интересно, что человек в состоянии алкогольного опьянения, может изъясняться на иностранном языке даже в том случае, если в трезвом уме считает, что не может двух слов связать. То же нередко происходит в стрессовой ситуации, когда возникает жизненная необходимость объясниться, пусть даже в стиле Эллочки Людоедки. Снимаются защитные механизмы мозга, и он действует в обход привычным представлениям о наших возможностях и ограничивающих установок. А если это так, значит можно и нужно искать способы находить ключи к себе в уравновешенном состоянии, постепенно поднимая тяжелые ворота, защищающие сокровища наш способностей, одно за другим.

На сегодняшний день известна так называемая триединая модель мозга (автор - нейрофизиолог Paul D.MacLean ). Она говорит о том, наш мозг состоит из 3-х последовательно насаженных друг на друга частей.

В основании лежит самый древний отдел мозга, называемый также "рептильным мозгом ". Его опоясывает лимбическая система , или так называемый "мозг млекопитающих " (или "эмоциональный мозг"). Третьей же, заключительной частью является кора больших полушарий или неокортекс .

Mозг человека сопоставим по размеру с кокосовым орехом, напоминает по форме грецкий орех, по цвету - сырую печень, а по консистенции замороженное сливочное масло.

Подобно своду собора, КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА возвышается над обоими полушариями. В переводе с латинского cortex означает "кора", она покрывает наш мозг. Эта "кожа" по толщине такая же как папиросная бумага. Кажется, будто она втиснута в пространство, слишком маленькое для размеров ее поверхности. Так и есть: если кору распрямить, она окажется размером с пеленку для младенца. По виду кора головного мозга напоминает скорлупу ореха. Углубления на поверхности коры называют бороздами, выпуклости - извилинами. Ландшафт, образуемый бороздами и извилинами, у разных людей слегка различается, но главные складки коры, подобно вертикальному углублению под носом, свойственны всем нам и используются в качестве ориентиров на этой "местности".

Каждое из полушарий разделено на четыре доли, границы между которыми отмечены складками. В самой задней части каждого полушария расположена затылочная доля , внизу сбоку, в районе уха - височная , вверху - теменная , а спереди - лобная .


  • Затылочная доля состоит почти исключительно из отделов, обрабатывающих зрительную информацию.

  • Теменная занимается в основном функциями, связанными с движением, ориентацией, расчетами и определенными формами узнавания.

  • Височная занимается звуком, восприятием речи (обычно только в левом полушарии) и некоторыми аспектами памяти,

  • Лобная доля ведает самыми сложными из функций мозга: мышлением, формированием понятий и планированием. Кроме того, лобные доли играют важную роль в сознательном переживании эмоций.


Если разрезать наш мозг на половинки по средней линии, отделив полушария друг от друга, мы увидим, что под корой располагается сложное скопление модулей: вздутий, трубок и камер. Некоторые из них можно уподобить по размеру и форме орешкам, виноградинам или насекомым. Каждый их модулей выполняет свою функцию или функции, а все модули связаны перекрещивающимися проводами аксонов. Большинство модулей окрашены в сероватый цвет, придаваемый им плотно упакованными телами нейронов. Однако связывающие их тяжи светлее, потому что покрыты оболочкой из белого вещества миелина, играющего роль изолятора, помогающего электрическим импульсам быстро распространяться по аксонам.

За исключением единственной структуры - эпифиза в глубине мозга, - каждый модуль мозга имеется у нас в 2-х экземплярах - по одному на каждое полушарие.

Самая заметная структура на внутренней поверхности каждой половинки разрезанного мозга - это изогнутая полоска белой ткани, называемая МОЗОЛИСТЫМ ТЕЛОМ . Мозолистое тело соединяет полушария друг с другом и играет роль моста, по которому в обе стороны постоянно передается информация, так что обычно полушария работают как единое целое.


А вот совокупность модулей, расположенных под мозолистым телом, называют ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (limbus — граница, край). Она окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, образуя его край и именно поэтому называется "лимбической".

По виду лимбическая система похожа на скульптуру скорпиона, несущего сморщенное яйцо на спине. В эволюционном плане она древнее коры, самой древней структуры нашего мозга. Иногда ее называют еще "мозгом млекопитающих", исходя из представлений о том, что она впервые возникла у древних млекопитающих. Работа этой части мозга совершается бессознательно (это же касается и работы ствола мозга), но оказывает сильнейшее воздействие на наши ощущения: лимбическая система тесно связана с расположенной над ней осознающей корой и постоянно посылает туда информацию.

В лимбической системе рождаются эмоции, а так же большинство из многочисленных потребностей и побуждений, которые заставляют нас вести себя тем или иным образом, помогая нам увеличивать свои шансы на выживание (функции, которые некоторые ученые называют четырьмя "С": сражаться, съедать, спасаться и совокупляться).

Но у отдельных модулей лимбической системы есть немало других функций.

Клешня скорпиона, называемая МИНДАЛИНОЙ, а в других случаях миндалевидным телом (по-английски Amygdala ) , отвечает за формирование как отрицательных эмоций, таких как страх, так и положительных, например, удовольствия. Миндалевидное тело отвечает не только за эмоции, но и за воспоминания о них.

Нога, соединяющая клешню с телом скорпиона, называется ГИППОКАМП . Гиппокамп ("морской конек", сходство с которым можно заметить, только если посмотреть на этот орган в разрезе и напрячь воображение) превращает кратковременную память человека в долговременную.

Хвост скорпиона обвивает яйцеобразное образование, похожее на букву "С", как будто защищая его. Это яйцо - ТАЛАМУС , одна из самых активных частей мозга - нечто вроде ретрансляционной станции, обрабатывающей и распределяющей поступающую в нее информацию по соответствующим частям мозга для дальнейшей обработки.

Под таламусом располагается ГИПОТАЛАМУС , который вместе с гипофизом постоянно поправляет настройки нашего организма, поддерживая его в состоянии наилучшей приспособленности к окружающей среде.


Гипоталамус представляет собой группу ядер (скоплений нейронов), каждое из которых помогает управлять побуждениями и инстинктивными склонностями нашего организма. Это крошечная структура (ее вес составляет всего лишь около одной трехсотой от веса всего головного мозга), но она имеет огромное значение, и даже ничтожные нарушения в работе одного из входящих в ее состоав ядер могут приводить к серьезным физическим и психическим расстройствам.


Под лимбической системой расположена самая древняя нейроструктура - СТВОЛ МОЗГА или так называемый "МОЗГ РЕПТИЛИЙ ". Она возникла более полумиллиарда лет назад и довольно похожа на весь головной мозг современных рептилий.

Ствол образован нервами, идущими от тела через позвоночник и передающими информацию о разных частях организма в головной мозг.

Если посмотреть на любой участок мозга при большом увеличении, можно увидеть плотную сеть клеток. Большинство из них - глиальные клетки, сравнительно просто выглядящие структуры, основная функция которых состоит в склеивании всей конструкции и поддержании ее физической целостности. Глиальные клетки также играют определенную роль в усилении или синхронизации электрической активности в мозге: например, они могут усиливать боль, как при воспалении седалищного нерва, возбуждая нейроны, передающие болевые сигналы.

Клетки, непосредственно создающие активность мозга,- это нейроны (примерно десятая часть от общего числа клеток головного мозга), приспособленные для передачи друг другу электрических сигналов.


Среди нейронов есть длинные и тонкие, посылающие единственный нитевидный отросток в дальние уголки организма, есть звездчатые, тянущиеся во все стороны, а есть несущие густо ветвящиеся венцы, напоминающие нелепо разросшиеся оленьи рога.
Каждый нейрон связан с множеством - до десяти тысяч - других нейронов.
Эта связь осуществляется через отростки двух типов: аксоны , по которым сигналы поступают от тела клетки, и дендриты , по которым клетка получает водящую информацию.
При еще большем увеличении можно увидеть крошечную щель, отделяющую каждый дендрит от соприкасающегося с ним аксона. Участки таких соприкосновений называют синапсами . Чтобы через синапс прошел электрический сигнал, аксон, по которому поступает этот сигнал, выделяет в синаптическую щель особые вещества - нейромедиаторы. Среди нейромедиаторов есть и делающие клетку, на которую они передают сигнал, менее активной, но есть и вызывающие ее возбуждение, так что возникающие в результате работы множества возбуждающих синапсов цепные реакции обеспечивают одновременную активизацию миллионов связанных друг с другом клеток мозга.
Процессы, происходящие в мозге с клетками и молекулами, лежат в основе нашей психической жизни, и именно за счет манипуляций с такими процессами работают самые впечатляющие физические методы психотерапии.
Так, антидепрессанты воздействуют на нейромедиаторы, обычно усиливая действие тех, которые относятся к группе аминов: серотонина, дофамина и норадреналина.

Из книги Риты Картер "Как работает мозг".

“Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Цитаты из статьи:

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
- ретикулярный (рептильный) мозг,
- эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
- визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс)

Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

Его черты:
- живет настоящим временем;
- аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
- ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
- не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
- ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

С его помощью вы можете представить все, что захотите!

Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

Этот мозг может определить:
- какие действия вам нужно предпринять,
- поставить цели и составить план,
- обсуждать ваши цели и мечты,
- вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
- с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

Настоящие и скрытые возможности головного мозга

1. Рептильный мозг

В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

2. Мозг млекопитающего

Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

3. Мыслящий мозг (неокортекс)

Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Наши комментарии:

Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

- рептильный мозг = равно сознанию тела.

Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

- у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
- у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
- у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
Что собственно и наблюдается....

Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

Все очень "гармонично устроенно...."

3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
Почему?

По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...